- Как научиться слушать и слышать собеседника
- Слушать не значит слышать
- Правила внимательного слушателя
- 1. Научитесь молчать
- 2. Слушайте внимательно
- 3. Ведите себя непринужденно
- 4. Научитесь эмпатии
- 5. Проявляйте терпение
- 6. Избавьтесь от предубеждений
- 7. Обращайте внимание на идеи, а не на слова
- 8. Чтобы понять – спрашивайте
- 9. Улавливайте невербальные сообщения
- Как научиться слушать человека- Советы психолога
- Слушать и слышать — какая разница
- Как же научиться слушать человека.
- Сконцентрируйтесь.
- Приучайте себя кивать, отражая лицом чувства собеседника.
- Шестнадцать секретов общения, для успешного понимания человека
- Счастье –это когда тебя понимают
- Заключение
Как научиться слушать и слышать собеседника
Умением слушать наделены далеко не все. То есть, мы воспринимаем звуки, понимаем речь, но только некоторые обладают даром слышать собеседника, воспринимая именно то, что говорят, а не переживая свое отношение к сказанному. Почему с одними людьми мы готовы бесконечно беседовать на любые темы, а общение с другими становится тяжким испытанием?
Универсальной формулы правильного слушания, видимо, не существует – все зависит от индивидуальности рассказчика и ситуации. При деловой беседе следует фиксировать информацию и повторять ключевые пункты. Личное общение предполагает большее разнообразие: иногда нужно поддержать человека, прочувствовав ситуацию, иногда обменяться яркими впечатлениями, иногда развлечь, рассказав уместный анекдот.
Но при любом типе слушания необходимо пристальное внимание к тому, что вам говорят. Возможно, способность погрузиться в чьи-то чувства и разделить их – более важное умение в общении, чем дар интересного рассказчика. Если вы будете молчать в течение всего разговора, демонстрируя искреннюю заинтересованность и задавая вопросы по теме, у вашего визави сложится впечатление, что вы очень приятный собеседник. Для установления контакта больше слушайте, расспрашивайте без навязчивости об интересах другого человека. О себе говорите только для поддержания беседы.
Еще один важный момент – подстройка под собеседника, при которой человек понимает, что вы «одной крови». Подстройка заключается в повторении жестов, мимики, выражения глаз, лексикона, даже ритма дыхания. Если вы прочувствуете собеседника по-настоящему, подстройка произойдет сама собой, без всякого напряжения. Зрительный контакт важен, но не продолжительностью, а выражением вашего взгляда и лица. Смотрите на собеседника доброжелательно, отводя взгляд, когда чувствуете, что это необходимо.
Избегайте конфликтогенов – негативных оценок, возражений, обвинений, жалоб и упреков. Освойте полезный навык тотального «да», тогда ваше общение будет приятным и продуктивным даже при неполном согласии. Мастера общения повторяют мысли, высказанные собеседником, своими словами, уточняя и несколько изменяя оттенок услышанного. Техника «перевода» помогает лучше понять друг друга и согласовать позиции. Не пренебрегайте мелочами – кивками, одобрительными междометиями и другими знаками, дающими понять ваше отношение к словам.
Начинать обучение правильному общению можно с любого приема – все они полезны, но обязательно научитесь воспринимать речь собеседника, не пытаясь транслировать ее содержание на собственную ситуацию. Только освоив правила правильного слушания, вы сможете перейти к освоению искусства диалога.
Слушать не значит слышать
Припомните, как часто, общаясь с малознакомым человеком, вы больше внимания уделяли обдумыванию своей следующей реплики, а не содержанию сказанного собеседником? Вы можете сказать, о чем конкретно вам говорили или в памяти отпечатались только ваши ответы?
Сегодня, благодаря современным средствам коммуникации, контакты между людьми осуществляются намного легче, чем еще лет 30 назад. В то же время технические средства препятствуют истинному пониманию другой стороны. За столь непродолжительный промежуток времени мы почти полностью разучились эффективно взаимодействовать с людьми, ограничиваясь передачей необходимой информации. Проблема стала острой настолько, что многие серьезные компании проводят тренинги для своих сотрудников, обучая их навыкам правильного слушания. Топ-менеджеры хорошо понимают, что продуктивное сотрудничество напрямую зависит от умения каждого сотрудника общаться с клиентами.
Знаменитый бизнесмен, основатель «Virgin Group» и миллиардер Ричард Брэнсон убеждён, что эффективный обмен информацией внутри компании невозможен без умения слушать и слышать. Его мнение подтверждено многократными исследованиями: у активных слушателей круг общения всегда шире, да и сами они надежно защищены от стрессов.
Правила внимательного слушателя
Надеемся, что убедили вас в необходимости научиться слышать собеседника? Предлагаем познакомиться с основными принципами внимательного слушателя.
1. Научитесь молчать
Как говорил Марк Твен, если бы человек был больше приспособлен к разговорам, чем к слушанию, у него было бы два языка и одно ухо. Умейте делать паузы в словах, не стремитесь привлечь к себе внимание всех присутствующих непрерывными монологами. Избавьтесь от привычки перебывать собеседника, даже если вам кажется, что вы уже поняли суть того, что он хочет сказать.
2. Слушайте внимательно
Беседуя с кем-либо, постарайтесь не отвлекаться на посторонние помехи: отключите телефон, компьютер и т. п. Наладить контакт вы сможете, полностью сконцентрировавшись на предмете разговора. Не отвлекайтесь на посторонние мысли, отложите размышления о пробках на дорогах и плохой погоде. Нет ничего хуже, чем понимание, что вас не слушают, а витают в иных реалиях – продолжать общение при таких условиях захочет далеко не каждый.
3. Ведите себя непринужденно
Если вы будете в меру расслаблены, собеседнику тоже будет проще почувствовать себя раскованно. Зрительный контакт, одобрительные жесты и мимика создадут атмосферу доверия, и общение обязательно сложится.
4. Научитесь эмпатии
Эмпатия – это способность разделять эмоции и чувства другого человека. В разговоре старайтесь вникать не только в суть сказанного, но и в переживания собеседника. Только воспринимая переживания в комплексе, вы сможете встать на позицию рассказчика и оценить ситуацию непредвзято. Ваше сопереживание обязательно будет располагать к вам людей.
5. Проявляйте терпение
Дайте собеседнику возможность высказаться, и не переводите разговор на другую тему, пока он исчерпывающе не изложит все, что хочет. Пауза в разговоре не всегда становится сигналом к смене темы, иногда рассказчик замолкает, чтобы собраться с мыслями. Умение слушать заключается в терпеливом и чутком отношении, никогда не продолжайте фразу, начатую другим – это проявление дурного тона. Демонстрация телепатических способностей допустима только в общении с друзьями.
6. Избавьтесь от предубеждений
Возможно, вас раздражает громкий голос, избыточная жестикуляция, заикание, застенчивость, акцент и многое другое в собеседнике. Постарайтесь не раздражаться, иначе вы не сможете оценить содержание разговора беспристрастно. Сконцентрируйтесь на смысле, а не на форме речи. Чтобы адекватно воспринимать собеседника, особенно при важной беседе, ни в коем случае не принимайте алкоголь, пока не разберетесь с делами.
7. Обращайте внимание на идеи, а не на слова
Профессиональные психологи умеют собирать мозаику из отрывков информации в общую картину. Вы должны научиться не фиксировать внимание на отдельных словах, а вникать в суть, которая очевидна далеко не всегда. Овладеть этим навыком непросто, но в попытках проанализировать сказанное вы можете ошибиться в оценке смысла и приписать человеку мысли, ему не принадлежащие. Если что-то вызывает у вас сомнение, уточните, правильно ли вы поняли собеседника, вместо построения ложных выводов.
8. Чтобы понять – спрашивайте
Иногда неприязнь к человеку подталкивает нас к неконструктивному общению. Мы задаем неудобные вопросы, стремясь уличить неприятную личность во лжи или неискренности. Такое общение может привести только к еще большей разобщенности. Чтобы достичь взаимопонимания, спрашивайте и внимательно выслушивайте ответы, не пытаясь искать подвохи. Будьте максимально объективными.
9. Улавливайте невербальные сообщения
Общение будет эффективнее, если вы научитесь считывать язык жестов, мимики, интонации. Вы узнаете недосказанное, освоив науку невербальных коммуникаций. Нередко слова и поведение человека не совпадают настолько, что это бросается в глаза, но мы предпочитаем учитывать услышанное, пренебрегая очевидными проявлениями эмоционального состояния собеседника.
Источник
Как научиться слушать человека- Советы психолога
Вам говорят, что вы не умеете слушать людей? Что до вас невозможно «достучаться» и «что ни говори», вы все равно не слышите собеседника.
Вас просят: «Хоть раз дослушай до конца», но у вас не получается. Ваша голова постоянна занята своими мыслями.
Тогда эта статья для вас.
Если же вы хорошо умеете взаимодействовать с людьми, тогда закройте эту страницу и спокойно идите заниматься своими делами.
Я не хочу вас напрягать невероятно полезными навыками для общения (особенно, где раскрываю «шестнадцать секретов общения»), о которых я очень подробно говорю в этой статье.
Потому что они легко помогают решать любые конфликтные ситуации, и приносят душевное равновесие и покой.
Слушать и слышать — какая разница
Для начала давайте разберемся, а в чем разница умение слушать человека от умения слышать человека?
«Слушать» и «слышать» — два близких, но по сути очень разных умения.
Умение слушать –это про умение слушать так, чтобы ваш собеседник захотел вам раскрыться, говорил с вами открыто и с удовольствием.
Умение слышать — это умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им. Слышать именно то, что сказано, суть сказанного.
Как же научиться слушать человека.
Сконцентрируйтесь.
Отложите все свои занятия, и постарайтесь сконцентрироваться на том, что говорит вам человек. Поддерживайте «теплое внимание» к собеседнику и не отвлекайтесь.
К сожалению, при разговоре, многие «делают вид», что слушают собеседника, хотя это не так, отсюда идет недопонимание и конфликт.
Старайтесь поддерживать контакт с человеком, живым лицом, искренним чувством и поддержкой.
Не возражайте собеседнику, даже если вам очень хочется, постарайтесь встать на его сторону (вспоминаем упражнение «Позиция восприятия» ).
Если вам что-то не понятно, задавайте уточняющие вопросы собеседнику, находясь при этом, в состоянии заинтересованности и полного внимания к нему.
Приучайте себя кивать, отражая лицом чувства собеседника.
Знаете ли вы, что кивки-это главный элемент умения слушания человека. Ваш кивок говорит, что вы «на одной волне» с собеседником, что вы его слышите и понимаете. Вам понятно, что он говорит и что вам это не безразлично.
К кивку полезно добавлять любые слова «понимания», такие как: «Угу. Да! Понятно. Вау!»
При этом ваше лицо должно выражать искренний интерес к собеседнику и позитивным образом отзываться на то, что он говорит.
Шестнадцать секретов общения, для успешного понимания человека
Для того, чтобы успешно научиться слушать человека, нужно освоить несколько секретов/навыков, о которых я сегодня расскажу.
Некоторые из них возможно вы уже знаете и успешно ими владеете, тогда, порадуйтесь этому: «Вау! Вы молодец!», и начните осваивать, то что пока еще не ваше.
Итак, приступаем, шестнадцать секретов/навыков общения:
- Мне сложно установить контакт с человеком и разговорить его. Если это так, осваивайтеупражнение Солнышко.
- Я поддерживаю разговор кивками, выражением согласия и показом интереса. Если это не так, приучите себя этому
- Я никогда не демонстрирую во время разговора скуку, тоску или хотя бы безразличие. Если это не так, тогда отучайте себя от этой дурной привычки . Это просто невоспитанность.
- Я могу выслушивать собеседника до конца, даже если он отвлекается и говорит заведомо ошибочные и несправедливые вещи. Если это не так, учите себя этому. Да это непросто, но это повысит вашу эффективность.
- Какие бы чувства у меня не возникали, я не перебиваю собеседника, и даю ему спокойно договорить до конца. Если это не так, учимся вести Дневник эмоций , иначе это безобразие. Человек с внутренней культурой такого себе не позволяет.
- Если человек меня перебивает, я спокойно останавливаюсь. Два человека одновременно говорить не могут. Если это не так-учитесь этому. Если собеседник не воспитанный, зачем ему уподобляться?
- Даже если собеседник использует фразы — колючки, я продолжаю обсуждение спокойно, внимательно и корректно. Если это не так-обратите внимание на статью « Магнетический взгляд» Она вам поможет. Она научит вас находиться в состоянии покоя при любых стрессовых ситуациях.
- Если рассказ идет не туда, я умею мягко перенаправить его в нужное русло. Если это не так — тогда осваивайте упражнение «Внутренний переводчик» и учитесь все делать с улыбкой. У вас все получится.
- Когда человек говорит о том, что его волнует, я расспрашиваю о том, что волнует его, а не перевожу разговор на «о своем и о себе». Если это не так —поставьте себе такую задачу и потренируйтесь. Это несложно и увлекательно.
- Когда человек рассказывает, мои глаза не в стороне, а всегда на собеседнике. Если это не так-тренируйте «Магнетический взгляд» и внутреннюю улыбку. Вам понравится.
- Я внимательно слушаю собеседника и практически всегда могу повторить все его основные мысли. Если это не так-тренируйте повтор дословно. Важное упражнение!
- Я чувствую, что действительно волнует человека, и умею дать ему нужную эмоциональную поддержку. Если это не тактренируйте упражнение «Вчувствование». Упражнение непростое, но супер интересное.
- Умных и деловых людей я слушаю умно, а волнующихся и переживающих с душой. Если это не так-во время разговора задумайтесь и определите, что вам важно, а что важно собеседнику.
- Поддерживая разговор, я чаще поднимаю не негативные и конфликтные мысли, а позитивные и сближающие нас темы. Если это не так-начинайте за собой следить и делайте такие простые и важные вещи
- Когда в том, что говорит человек мне что-то непонятно, я не теряю интерес, а задаю вопросы, чтобы разобраться. Если это не так— вам мешают эмоции, поэтому снова «Магнетический взгляд»
- Я владею техникой «Повтори-согласись -добавь» и при необходимости всегда ее использую. Если это не так— осваивайте эту технику.
Счастье –это когда тебя понимают
Это верно, но, чтобы научиться слушать человека и понимать его, нужно слушать его умело, внимательно и терпеливо. Осваивайте умение слушать, и вы будете создавать людям счастье.
А поскольку рядом с каждым из нас, оказываются подобные нам, люди нашего уровня, то чем вы лучше будете уметь слушать и понимать других, тем чаще вас будут понимать, ваши близкие и друзья.
И вы станете счастливее.
Заключение
Я рада, что вы прочитали мою статью, потому что теперь вы будете лучше понимать, как научиться слушать человека.
Если вы понимаете, что у вас есть в сложности в общении с человеком , что вы уже многое испробовали, а у вас все равно не получается договариваться, тогда приглашаю вас на консультацию.
Я психолог ,и провожу консультации по скайпу. Я помогаю людям, разобраться в себе и преодолеть возникшие затруднения
Вместе с вами на консультации мы сможем выявить причину вашего беспокойства и устраним ее. Я помогу вам обрести гармонию в своей жизни, если нужно, вы сможете построить ее заново, вы научитесь чувствовать себя счастливым, помолодевшим и уверенным в себе человеком.
На этой странице вы можете найти больше информации обо мне, чтобы познакомиться со мной поближе.
Ознакомиться со стоимостью услуг и схемой работы можно здесь . Отзывы обо мне и моей работе вы можете прочитать или оставить по ссылке.
Подписывайтесь и в мою группу Вконтакте , на мой Инстаграм и YouTube канал .
Источник