Как научиться чувствовать опасность

Содержание
  1. Бороться, бежать, замереть: от чего зависит наше поведение в чрезвычайной ситуации
  2. Как мы реагируем на критические ситуации?
  3. Можно ли предугадать свое поведение?
  4. Можно ли повысить эффективность своих действий?
  5. Что такое «адекватно»?
  6. Как понять, искажено ли ваше восприятие опасности?
  7. Можно ли пытаться спасать других без специальных навыков?
  8. 3.3. Развитие интуиции и чувства опасности
  9. Читайте также
  10. БЛУЖДАЮЩИЕ ЧУВСТВА
  11. Природа и чувства
  12. Чувства и отношения
  13. Неразделенные чувства
  14. Когда обманывают чувства
  15. Чувства общие
  16. 27. Эмоциональные реакции и состояния. Высшие чувства. Развитие эмоций и чувств у детей
  17. 30. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи
  18. Упражнения на развитие чувства воды
  19. Упражнение «Услышьте голос интуиции»
  20. Легкие чувства
  21. Слушайтесь интуиции – и все будет хорошо
  22. Навык третий. Использование интуиции

Бороться, бежать, замереть: от чего зависит наше поведение в чрезвычайной ситуации

Произошла трагедия. Сгорел самолет, погибли люди. В социальных сетях и медиа моментально зародились дискуссии — часто осуждающие — о том, как вели себя пассажиры самолета в минуту опасности. Участники этих дискуссий пытались примерить ситуацию на себя: кто бы в панике доставал ручную кладь, а кто — спасал других пострадавших? Кто сохранил бы хладнокровие, а кто — замер в ужасе?

«Дело в том, что никто из нас не знает, как бы он повел себя в подобной ситуации, — объясняет Руфина Кашапова, психолог-консультант, сертифицированный специалист по работе с психологической травмой. — Тех, кто рассуждает о трагедии в сетях, к счастью, в самолете не было. Не нам, сидящим в уютных квартирах, офисах и кафе, судить, что там было и кто как себя повел. Потому что реакция на опасность — не то, что можно контролировать. В эти моменты у нас включается так называемый «рептилиевый мозг», когда мы действуем телом. А неокортекс (самый новый внешний отдел головного мозга, или «рациональный мозг») отключается. Но поведение в опасных ситуациях можно и нужно тренировать».

Как мы реагируем на критические ситуации?

Изначально, люди рождаются с тремя реакциями на опасность: бороться, бежать или замереть. Если опасность такая, с которой мы можем бороться, — мы боремся. Если бороться мы не можем и нам необходимо спастись — мы убегаем. Если у нас нет ни той, ни другой возможности — мы замираем или прячемся.

«В течение жизни мы обычно выбираем одну реакцию на опасность, которая затем проявляется в большинстве случаев, — говорит Кашапова. — К сожалению, чаще всего эта реакция — замирание. Дело в том, что большая часть опасностей, с которыми встречается человек, — это социальные и психологические опасности, где невозможно бороться кулаками или физически убегать. Поэтому замирание и становится для многих «выученной» реакцией». Многочисленные эксперименты показывают: подвергаясь угрозе, люди часто не предпринимают действий, которые могут повысить их шансы на выживание. Так, например, во время смоделированной пожарной аварии в туннеле люди оставались рядом со своими автомобилями, даже когда они были скрыты дымом (Boer и Veldhuijzen van Zanten, 2002 год). Эта неспособность реагировать также наблюдается в реальных ситуациях, например, когда участники вечеринки не могут эвакуироваться из задымленного помещения (Cassuto и Tarnow, 2003). Интересно, что люди, живущие в особо опасных местностях, демонстрируют удивительное отсутствие знаний о рисках, связанных с их окружающей средой. Так люди, жившие у вулкана Сент-Хеленс в 1981 году, не понимали опасности, связанной с извержением вулкана (Greene, 1981).

Можно ли предугадать свое поведение?

«Наше поведение зависит еще и от того, насколько вам важно сохранить лицо, — объясняет психолог. — Если сохранить лицо важнее, чем сохранить жизнь, — человек будет замирать. Некоторым сохранение лица в критических ситуациях становится безразличным, им гораздо важнее сохранить жизнь. Все-таки это биологический механизм». Еще в 1974 году исследование канадского эндокринолога Ганса Селье показало: когда люди осознают, что сталкиваются с чрезвычайной ситуацией, у них активируются две основные физиологические системы, предназначенные для повышения чувства самосохранения. Первая — симпатическое деление вегетативной нервной системы. Вторая (медленнее реагирующая) — ось гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников. Роль этих двух систем заключается в том, чтобы подготовить организм к борьбе с угрозой (Miller & O’Callaghan, 2002). Две системы реагирования работают путем увеличения определенных гормонов, таких как адреналин и кортизол. Они, в свою очередь, воздействуют на биологическое функционирование человека: повышенное сердцебиение, угнетение пищеварительной системы или увеличение поступления глюкозы в мышцы. Хотя эти физиологические изменения могут быть полезны для усиления физической реакции на угрозу, связанные с ней нейрохимические изменения могут фактически снизить выживаемость, отрицательно влияя на когнитивные процессы, такие как память или внимание. Все это позволяет предположить, что когнитивные нарушения в ситуациях опасности связаны не только с внешними и социальными факторами, но и с возникающими нейрохимическими изменениями.

«В нашей бытовой жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, которые требуют нашей реакции. Например, такая банальная история из жизни: две пары отдыхали на природе у костра, у одной пары был ребенок трех лет. Ребенок играл в мячик, и в какой-то момент мяч полетел в костер. Первым в сторону прыгнул мужчина без детей, следом за ним — его жена. Это реакция бегства. Отец ребенка остановился и смотрел, будто в замедленной съемке, как мяч летит в костер. И только мать поймала мяч у самого огня. Все смеялись, мужчинам было стыдно за свои реакции, они решили, что больше никогда не станут так себя вести, но прошло несколько минут — и ситуация повторилась с точностью до деталей. И это возвращает нас к идее о том, что реакция на опасность — не то, что можно контролировать».

Читайте также:  Черемуха ольгина радость описание

Можно ли повысить эффективность своих действий?

«В современном мире люди избегают любых ситуаций, в которых можно натренировать поведение в опасности. Мало того, они избегают даже разговора о них, — продолжает Кашапова. — Хотя «прокачивание» этих способностей способно сыграть ключевую роль в спасении. Потому что «инструкции не всегда работают». Чтобы развить эти способности, утверждает эксперт, не обязательно заниматься экстремальными видами спорта. Наоборот, если специально искать критические ситуации, чувство опасности может атрофироваться. Необходимо поддерживать себя в тонусе, не вести пассивный образ жизни, не избегать всеми силами любых угроз, свободно реагировать на любые опасности в жизни. «Если человек много раз преодолевал опасности (например, бывал в туристических походах), скорее всего, в критической ситуации он поведет себя «адекватно», — утверждает психолог.

Что такое «адекватно»?

«Как правило, не существует очевидных действий, которые способны наверняка привести к спасению. Биологическая реакция может оказаться неподходящей: при эвакуации самолета она может заставить пассажира рвануть к выходу, расталкивая всех локтями, будто он находится в открытом пространстве. Если люди реагируют так, они погибают в давке», — подчеркивает Кашапова. Согласно ее словам, в такой ситуации важно действовать по инструкции: «Это хороший soft skill». Однако и здесь необходима тренировка: если люди не способны четко выполнить инструкцию, они рискуют погибнуть, несмотря на правильный выбор действий.

Дело в том, что иные реакции, так называемые «баги», появляются в ходе накопления травматических реакций, говорит эксперт. Именно травмы вызывают ошибочные реакции организма на ситуации. Если представить идеальный, нетравмированный организм, то его реакции здоровы, в них нет этих «ошибок». Но жизненное развитие неизбежно проходит с травмами. Если травмы преодолены, здоровая реакция возвращается. Но никто этого гарантировать не может, поэтому кроме травмотерапии важны и тренировки soft skills.

Еще один soft skill, про который очень многие забывают и не используют, — расфокусированное внимание. Имея перед глазами визуальный ряд, мы концентрируемся, это привычное состояние современного человека. В ситуации опасности, однако, способно включаться то самое расфокусированное внимание, когда человек одним взглядом видит сразу все, что происходит вокруг. Эта способность позволяет активировать телесные реакции и дополнить ими «действия по инструкции». «Но в современном мире, к сожалению, этот навык ослабевает, — говорит психолог. — Причиной тому недостаток подвижности. Жители мегаполисов хуже воспринимают и ощущают пространство. Чуть больше года назад произошла трагедия в Кемерово. Во время пожара в «Зимней вишне» снимали видео, где видно, как валит дым, бегут люди — и вдруг посреди прохода женщина надевает туфли дочери. Через несколько секунд все заволокло дымом. Выжила ли эта женщина, нам неизвестно, почему она надевала девочке туфли в этот страшный момент — тоже неизвестно. Мы не знаем, как мы расставим приоритеты в момент опасности, и мы не знаем, насколько адекватно будем себя вести».

Как понять, искажено ли ваше восприятие опасности?

«На самом деле, человек это знает, — уверяет эксперт. — У людей, как правило, присутствует ощущение того, что с ними не все в порядке». Например, если рядом закричал ребенок, а у вас возникает ощущение, что сейчас взорвется бомба, — это проявление чрезмерной реакции на опасность. Или наоборот, если на вас бежит собака, а вы ее будто не замечаете — это слишком слабый ответ на опасность. «И то, и то не является нормой, поэтому человек про себя отмечает: с ним что-то не так, неплохо бы с этим разобраться». Если вы пережили травматические ситуации, которые исказили восприятие опасности (или безопасности), необходимо обратиться к специалистам, которые помогут вернуть естественные и здоровые реакции. Это психотерапевты, травмотерапевты, соматические терапевты. Они специализируются на психологических травмах и помогают пациентам избежать чрезмерного или, наоборот, слишком слабого ответа на опасность.

Можно ли пытаться спасать других без специальных навыков?

В этом вопросе мнение эксперта однозначно: «Спасать других можно только тогда, когда вы умеете это делать. Если у вас есть опыт — да, конечно. Но если его нет — вы только помешаете профессионалам».

Источник

3.3. Развитие интуиции и чувства опасности

3.3. Развитие интуиции и чувства опасности

Периферийное зрение позволяет спортсмену контролировать всю охватываемую область перед ним, но бывают случаи, когда удар может быть нанесен из невидимой области (проблема со зрением, противник зашел сбоку или за спину, несколько противников одновременно). Для контроля областей, неподвластных зрению, очень важно иметь развитое чувство опасности или интуицию. Данная способность поможет спортсмену не только контролировать области, неподвластные обычному зрению, но и предугадывать какую именно технику применит противник и работать на ее упреждение.

Читайте также:  Настроение тамара где моя косметичка

Академик РАЕН Бронников В. М. в своих исследованиях на практике доказал наличие у человека конкретного органа, ответственного за получение мозгом информации из окружающего пространства напрямую, минуя органы чувств и возможность развития у человека способности к т.н. «прямому видению», минуя органы зрения. Таким органом является эпифиз.

Эпифиз – (шишковидная, или пинеальная, железа), небольшое образование, расположенное у позвоночных под кожей головы или в глубине мозга; функционирует либо в качестве воспринимающего свет органа либо как железа внутренней секреции, активность которой зависит от освещенности. У некоторых видов позвоночных обе функции совмещены. У человека это образование по форме напоминает сосновую шишку, откуда и получило свое название (греч. epiphysis – шишка, нарост). Примечательно, что у духовно развитых людей и экстрасенсов (например, Ванга) теменные кости черепа истончаются и вовсе исчезают, образовывая открытое пространство, прикрытое кожей. Это является показателем необычайно развитого эпифиза, иногда называемого «третьим глазом».

По строению и функции эпифиз относится к железам внутренней секреции. Эндокринная роль шишковидного тела состоит в том, что его клетки выделяют вещества, тормозящие деятельность гипофиза до момента полового созревания, а также участвующие в тонкой регуляции почти всех видов обмена веществ. Что примечательно – дети, обучившиеся «прямому видению», после 14 лет либо теряют эту способность, либо она значительно ослабевает. Эпифизарная недостаточность в детском возрасте влечет за собой быстрый рост скелета с преждевременным и преувеличенным развитием половых желез и преждевременным и преувеличенным развитием вторичных половых признаков. Все заключается именно в эндокринной роли эпифиза по контролю над гипофизарной деятельностью.

В китайской (даосизм) и индийской (йога) традициях существуют практики, направленные на увеличение сексуальной энергии и ее направление (вытягивание) в область макушки. В даосской традиции эта техника носит название «Си суй цзин», а в йоге – «Кундалини». Причем, что интересно, в обеих практиках основополагающим является принцип, совершенно обратный принятому в сексуальной культуре современного общества. Практика «Си суй цзин» относится к секретным техникам, но не потому, что для ее овладения нужно получить специальное разрешение, а потому, что не каждый способен постигнуть ее суть (секрет). Именно по этому практика «Си суй цзин» не приводится в данной работе. Кроме того, существует целый ряд ограничений, своего рода техника безопасности, коих обязательно следует придерживаться, прежде чем приступать к ее изучению.

I-й этап – развитие интуиции и чувства опасности

Обучаемые надевают на глаза повязку из плотной, светонепроницаемой ткани и ходят по комнате, стараясь не натолкнуться на предметы или друг с другом. При этом очень важно прислушиваться к собственным ощущениям. На первых порах, почувствовав «нечто», можно приподнимать повязку, чтобы убедиться в собственных ощущениях, в дальнейшем, повязку снимать запрещается. При регулярных тренировках два-три раза в неделю по нескольку минут в день за два-три месяца можно легко освоить данный метод и свободно ходить по комнате, не наталкиваясь на других людей или предметы.

Через месяц регулярных занятий можно приступить к развитию у обучаемых чувства опасности. Тренер ходит среди учеников и наносит им внезапные удары бамбуковым мечом.

Периодически следует проводить тест – обучаемые сидят в положении сейдза. Тренер вызывает учеников по одному. Ученик садится лицом к группе, тренер находится сзади него и держит в руках бамбуковый меч. В тот момент, когда тренер наносит удар мечом, ученик должен уйти от удара кувырком в сторону.

II-й этап – углубленное развитие интуиции

Примерно через три месяца регулярных занятий, когда все ученики уверенно прошли тест на уклон от удара мечом, приступают ко второму этапу – более углубленное развитие интуиции. Данная методика заключается в том, что все ученики надевают повязки на глаза. Тренер просит их повторять за ним движения. Вначале это простые движения (подъем и опускание рук, ног), затем выполняются более сложные элементы – махи, «рисование фигур» и т. п. Задания могут быть любыми. Следует обратить внимание на развитие у учеников доверия к себе и собственным ощущениям.

После овладения упражнениями данного этапа, приступают к третьему – углубленному развитию у обучаемых реакции на чувство опасности, как первого шага на пути к овладению способности вести бой в слепую.

III-й этап – углубленное развитие реакции на чувство опасности

Первым этапом на пути к овладению способности вести бой вслепую является обучение учеников способности отражать удары противника или уклоняться от них, имея повязку на глазах. Ученики становятся в пары друг напротив друга, тори надевает повязку на глаза. Оба принимают боевую стойку, затем, уке наносит удар кулаком или ногой, а тори должен его блокировать или отклониться.

После уверенного овладения данной техникой можно перейти к якусоку кумитэ с повязками на глазах, а в дальнейшем и к бою вслепую.

Дополнительные упражнения для развития состояния дзансин

Упражнение №1

Тренер находится позади тори. Перед тори стоят 2—3 уке. По команде тренера (которые он подает знаком руки) один из уке начинает атаку, а двое других уке прыжком освобождают пространство для работы. Тори должен своевременно провести адекватную контратаку. Это упражнение на тренировку периферийного взгляда и состояния дзансин.

Упражнение №2 (мидарэ кумитэ)

Читайте также:  Пусть настроение будет чудным

Тори и уке принимают боевую стойку. На глазах тори повязка. Уке поочередно наносит по одному удару (мае-гери, шомен-учи, цки). Задача тори – используя вращение бедер уклониться от удара, пройти мимо уке, двигаясь навстречу ему.

Упражнение №3

Тори и уке принимают боевую стойку. На глазах тори повязка. Уке произвольно наносит по одному удару. Задача тори – провести адекватную контратаку, при этом, начать движение тори должен одновременно с атакой уке или раньше.

Упражнение №4

Полностью аналогичное Упражнению №1, за одним исключением – на глазах тори повязка. Модификация упражнения – учебный бой сразу против троих противников.

К вопросу развития «прямого видения» стоит подходить творчески и к каждому ученику индивидуально, соблюдая технику безопасности. В качестве техники безопасности стоит использовать понятия морали, этики и общечеловеческих ценностей. Работа должна быть легкой, без напряжений и усилий. Время занятий подбирается индивидуально по ощущениям. На первых порах не стоит заниматься больше 5 – 10 минут.

Следует помнить, что способность к «прямому видению» или бой вслепую не являются самоцелью, – это всего лишь инструмент к распознаванию состояния кё противника для возможности нанесения упреждающей атаки в соответствии с исходными принципами каратэ. В более широком смысле эта способность является частью безопасности жизнедеятельности человека. В наше непростое время это может помочь человеку избежать нахождения в опасном месте в опасное время.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

БЛУЖДАЮЩИЕ ЧУВСТВА

БЛУЖДАЮЩИЕ ЧУВСТВА Существует общее представление, что люди, потерявшие зрение или слух, компенсируют этот свой физический недостаток тем, что у них обостряются другие чувства. В отдельных же зафиксированных случаях потерянное чувство восстанавливалось на другой части

Природа и чувства

Природа и чувства . было во время дождя: катились навстречу друг другу по телеграфной проволоке две капли. Они бы встретились и одной большой каплей упали на землю, но какая-то птица, пролетая, задела проволоку, и капли упали на землю до встречи друг с другом. Вот и все о

Чувства и отношения

Чувства и отношения Мы так мало живем, потому что никогда не можем что-то довести до конца — у нас и ненависть не абсолютна, и радость всегда чем-то омрачена, и любовь однобока. А те, кто умеет к этому приближаться, они и живут дольше, и поют лучше, и вино пьют как воду, и

Неразделенные чувства

Неразделенные чувства Известный русский судебный деятель А. Ф. Кони в книге «На жизненном пути» приводит пример самоубийства молодой девушки из-за неразделенной любви и трагедии, разыгравшейся в связи с этим.«Перейдя в Петербург из Казани, в начале семидесятых годов, я

Когда обманывают чувства

Когда обманывают чувства История привидений стара как сам мир. Сколько ходит о них различных рассказов, леденящих душу историй, в которые трудно поверить, еще труднее отделить искренность от сознательной лжи, где подчас нелегко обнаружить материальную, естественную

Чувства общие

Чувства общие Чувства общие – обнимают собой совокупность ощущений, зависящих от состояния разнообразных внутренних частей тела и от которых зависит чувственное, определенное субъективное общее состояние тела. Сюда относятся ощущения голода, насыщения, жажды,

27. Эмоциональные реакции и состояния. Высшие чувства. Развитие эмоций и чувств у детей

27. Эмоциональные реакции и состояния. Высшие чувства. Развитие эмоций и чувств у детей Внешнее выражение эмоций определяется как эмоциональная реакция. Выразительные движения способствуют лучшему взаимопониманию между людьми, являясь непроизвольным сопровождением

30. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи

30. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, а в результате действий с предметами активно развивается психика ребенка. К концу раннего детства начинают складываться и

Упражнения на развитие чувства воды

Упражнения на развитие чувства воды Как уже говорилось, чтобы развить умение чувствовать и держать воду, необходимо находиться в воде. Не существует упражнений на суше, имитирующих ощущения от сил сопротивления, действующих при движении в воде. Чтобы понять эту

Упражнение «Услышьте голос интуиции»

Упражнение «Услышьте голос интуиции» Подумайте о том, в какой обстановке вам лучше всего думается, когда приходят лучшие мысли, когда вы лучше всего усваиваете новые знания и находите ответы на вопросы. У большинства людей это происходит в состоянии покоя,

Легкие чувства

Легкие чувства Мы стали любовниками лишь потому, что не ставили любовь ни во что.? Джакомо Казанова, итальянский авантюрист (XVIII в.)Женщину, которую легче всего покорить, труднее всего удержать, и наоборот.? Паоло Мантегацца, итальянский врач-сексолог и литератор (XIX

Слушайтесь интуиции – и все будет хорошо

Слушайтесь интуиции – и все будет хорошо «Выбирайте те вещи, которые вызывают радость, когда вы к ним прикасаетесь».«Развешивайте те вещи, которые будут лучше чувствовать себя на плечиках».«Не бойтесь выбросить слишком много. Настанет момент, когда вы поймете, сколько

Навык третий. Использование интуиции Интуиция в коучинге Интуиция – это способность, которая есть у всех и которую можно развить в навык. Иногда коуч может почувствовать недосказанность в разговоре и заинтересоваться тем, что фактически не было произнесено. Он может

Источник

Оцените статью