Как научиться чувствовать композицию

Как развить в себе чувство композиции

Композиционным видением наделены немногие, но развить в себе это полезное качество все-таки можно. Для тренировки композиционного чутья существует специальные техники и упражнения, которые мы собрали в одном посте.

Анализ чужих работ

Изучение известных произведений живописи или фотографии. Стараться анализировать и понять, как они работают. Можно испытывать композицию на прочность: убирать из нее детали, фигуры, тональные массы и проверять, действительно ли они необходимы и что будет без них (игра “фиговый лист”). Сначала нужно запастись бумагой разных цветов. Если деталь, значение которой мы исследуем, лежит на черном фоне, маска должна быть также черной, на белом — белой, на сером — серой.

Чтобы не просто смотреть, а еще и видеть, нужно отвлечься от поверхностной информации, и воспринимать только те формы и фигуры, которые изображены на снимке.

Сравнение

Кому дано, тот увидит. А кому не дано, тот должен пропустить через себя сотни, тысячи таких сравнений. Для этого нужно регулярно просматривать сотни фотографий и сравнивать их. При этом сравнивать нужно не две фотографии, а близкие по компоновке варианты одной. Еще варианты: повесить снимок вверх ногами, посмотреть на него при другом освещении, отойти подальше и смотреть издалека.

Движение и выбор

Вырезать из бумаги фигуры персонажей (отвлеченные, абстрактные) и двигать их на листе, как делал молодой Репин. Сначала можно взять две фигуры, только потом три и, что гораздо труднее, четыре и больше. Упражнения с простыми фигурами позволяют ощутить композиционные взаимодействия, так сказать, в чистом виде. Хороший совет тем, кто носит очки, смотреть без очков; смотреть сильно прищурившись. Или поставить картинку перед собой, закрыть глаза, затем открыть их на некоторое время и вновь закрыть. В глазах остается остаток от моментального сканирования изображения.

Фокусирование внимания зрителя

Для повышения качества фотографий нужно убедиться, что главный предмет представляет повышенный интерес и эффективно расположен в кадре, привлекая взгляд зрителя куда нужно, и подчеркивая сам предмет съёмки. Достичь этого можно разными творческими, художественными и символическими способами. Размер, цвет, форма, контраст предмета с окружающей обстановкой изображения (передний, средний и задний план) — все это позволяет изолировать предмет и направить на него внимание.

Баланс, структура, группировка

Структура фотографий влияет на их визуальную эффектность. Работая над композицией, ищите баланс цвета, освещения и размещения предметов в рамках кадра. Когда речь идет о «балансе» фотографии, имеется в виду композиция, при которой визуальные элементы кажутся привлекательными для глаз. Мы все видели групповые фото, на которых люди жмутся к центру, в попытке уместиться в кадр и без какого либо замысла фотографа эффективно этот кадр заполнить. Композиция такого типичного снимка страдает. При этом, как правило, над головами людей остается слишком много пустого пространства. Достичь интересной композиции и перспективы можно благодаря креативному и продуманному расположению камеры для получения уникальной перспективы. Например, если вы фотографируете ребёнка или домашнего питомца, расположите камеру на уровне пола. Композиция будет намного более заманчивой, чем при съёмке сверху-вниз. Как это часто бывает в искусстве, хорошая перспектива и композиция получается или инстинктивно или развивается посредством практики и изучения.

Контраст

Контраст в освещении — ещё один способ придать изображению дополнительное измерение. Световой контраст — это разница между самым светлым и самым темным участками фотографии. Манипулируя этим элементом, фотограф способен расширить глубину и улучшить трехмерное качество фотографии — одно из самых ярких и запоминающихся её свойств. Также можно использовать контраст формы и размера для усложнения сюжета. Геометрический контраст создает эффектное напряжение, придает фотографии сюжет. На фото Эйфелевой башни как раз и используется контраст освещения и размера для зрелищности. Силуэт мужчины кажется почти таким же высоким как Эйфелева башня, а ее сложный узор словно вонзается в пульсирующее красное небо. Представьте себе, какой бы обыденной была эта фотография, если бы ее сделали в полдень.

Читайте также:  Почему девушки думают эмоциями

Кадр в кадре

Эту концепцию фотографы переняли у художников, которые используют какую либо «рамку» в пределах общих границ для дальнейшей изоляции предмета. Рамкой может служить дверь, окно, зеркало, арка и т. д. Главное в этом приеме, отчетливые линии и форма рамки и чёткий фокус. Благодаря этой технике, вы сразу направите внимание зрителя в нужное русло.

Размытие фона

На фотографии можно размыть передний план или фон. Это оптическое свойство способно усилить композицию снимков, изолируя главный предмет. Размытие достигается за счет глубины резкости, а она в свою очередь зависит от диафрагмы, фокусного расстояния и расстояния от предмета до объектива. Освоить этот навык чрезвычайно важно для создания по-настоящему интересных фотографий. Широкая диафрагма (от f/1.4 до f/2.8) эффективно уменьшает глубину резкости, также как и объективы с более длинным фокусным расстоянием.

Обращение внимания на детали

Как и во всех других сферах жизни, на мельчайшие детали в фотографии нужно правильно обращать внимание и правильно их подчеркивать. Каждая деталь фотографии имеет свое значение. Фото цветка будет выглядеть совсем по-другому, когда зритель видит, как капли росы играют с узором лепестка. Работая над портретом, используйте освещение для проявления морщинок от смеха и выразительных черт лица. Отображение характера дает очень интересные портреты. Если вдуматься, именно маленькие подробности предметов и людей скрываются под поверхностью, но рассказывают свою историю о мгновении, увековеченном в фотографии.

Правило третей

Еще один прием иллюстрации и рисования, который необходимо освоить фотографу. Правило третей разделяет холст или кадр на три вертикальных и три горизонтальных участка. Четыре пересечения этих линий являются ключевыми точками. Исследования показали, что человеческий глаз смотрит именно на эти точки при первом взгляде на картину или фотографию. Таким образом, поместив главные элементы в местах пересечения, вы усиливаете динамику фотографии. Посмотрите на фото выше и представьте, каким неинтересным было бы фото, если бы девочку разместили строго по центру фотографии. Фон не был бы частью композиции и хитрость на лице девочки не усиливалась бы пониманием того, что находится на фоне (возможно карнавал?)

Обрезка

Одна из прелестей цифровой фотографии заключается в относительной простоте постобработки, которой раньше приходилось заниматься в темной комнате. С помощью Photoshop можно легко и просто обрезать изображение для лучшего эстетического эффекта. Обрезка — это процесс перестройки кадра фотографии с целью улучшить композицию. Мы все видели (а возможно и делали) фотографии с лишними предметами по краям кадра. Обрезав фото, можно избавиться от этих лишних элементов. На фотографии выше в оригинале было слишком много пространства над головами, к тому же в кадр попал другой фотограф. Обрезав фото, мы усилили акцент на семье и убрали фотографа, при этом оставив достаточно фона, чтобы сообщить зрителю о месте, где был сделан снимок.

Особенности перспективы

Перспектива — это то, как фотограф видит предметы благодаря размещению камеры. Например, один и тот же предмет, будет выглядеть по разному, если его сфотографировать на уровне глаз, сверху и с земли. Изменяя перспективу, фотограф меняет расположение линии горизонта и влияет на восприятие пейзажа зрителем. Например, если делать снимок человека в полный рост с уровня земли, то он будет казаться намного более грозным, мощным и большим, чем при съемке с обычного уровня глаз. Еще один способ менять перспективу — пользоваться положениями камеры, нетипичными для человеческого глаза. Вид с высоты птичьего полёта или очень высокие углы съемки меняют динамику вашей композиции.

Читайте также:  Как справиться с чувством вины при измене

Выберете простоту

Концепция «less is more» эффективно работает во всем, и фотография не исключение. Чересчур усложненная композиция фотографии представляет собой ту же проблему, что и сложные, нагроможденные предложения — они затрудняют понимание и способность оценить замысел. Простота в этом контексте значит не упрощенность, а отсутствие ненужных и лишних элементов. Создание незагроможденных, четких композиций упрощает понимание идеи в фотографии.

PS: скоро опубликуем серию видео-уроков по композиции 🙂

Источник

Как научить искусственный интеллект «чувствовать» композицию?

Описание проекта

В живописи и искусстве, как и в любой профессиональной сфере деятельности, есть свои правила, принципы и даже эталоны. Постижение этих правил и принципов закладывается во время обучения в художественных школах и университетах, специализирующихся в области архитектуры, дизайна и искусства, а иногда оно формируется у художников самостоятельно в процессе творчества. Обучение предусматривает постоянное совершенствование: овладение конкретным знаниями и умениями, выработку навыков. Часто всё начинается с простых штрихов и зарисовок карандашом, и постепенно переходит в упорный труд, бессонные ночи, дополнительные курсы, по окончании которых можно действительно стать настоящим профессионалом.
В процессе становления обучающемуся крайне важно отслеживать собственную динамику. Педагогам или наставникам также важно постоянно наблюдать за учениками: понимать их, раскрывать их потенциал, приучать к труду.
Искусственный интеллект уже активно входит в нашу жизнь. Скоринговые системы рекомендуют тех, кому стоит выдавать кредиты, сервисы рекомендуют нам то, что мы бы хотели приобрести. Но возникает вопрос: можно ли доверить творческий процесс становления художника, дизайнера или архитектора современному искусственному интеллекту? А если и можно, то как научить этот интеллект чувствовать композицию, её сбалансированность и гармоничность? В рамках Мастерской команде проекта предстоит обучить ИИ определять по конкретному рисунку его сбалансированность и композиционный баланс.
В перспективе результаты проекта могут быть использованы для динамического отслеживания процесса развития навыков у будущих художников, дизайнеров и архитекторов.

Задание, приложенное ниже, представляет собой iPy-ноутбук, в частности, писать код нужно будет на языке Python3 в том же, что и задание, файле. В текстовых ответах можно использовать Markdown и LaTeX. Для того, чтобы открыть ноутбук, вы можете или установить (на Windows) Jupyter Lab (через Anaconda3), или использовать бесплатный ресурс Colaboratory от Google.

Источник

Возможно ли фотографу научиться чувствовать композицию

Возможно ли фотографу научиться композиции? Многие считают, что конечно же возможно. Но вот известный фотограф Ed Leys (смотрите его работы на California Light and Structure) считает как раз наоборот — невозможно. И даже больше того – не нужно вообще. По его мнению, обучение композиции накладывает излишние искусственно созданные ограничения на творческий процесс, происходящий во время работы фотографа. Это «обучение», говорит мастер, в худшем своем проявлении способно даже задушить огонь и видение гения, что сделает наш мир намного беднее. Мы думаем, что в некотором роде с ним можно согласиться. Но не совсем. И вот почему.

Дилемма тут вот в чем. Как нам кажется, способа «обучения композиции» в принципе нет. Это невозможно сделать осмысленно, без ограничения правилами и рамками. А в этих рамках и правилах очень легко запутаться и никогда из них не вылезти, приняв за стандарт, за само совершенство. У тех, кто постигает эти правила, законы композиции, неминуемо произойдет изменение видения мира, изменение фотографий. И ещё это может отвлечь от индивидуального взгляда в фотографическом творчестве. Таким образом, можно сказать, что факт остается фактом: фотография, созданная по всем законам композиции, так и остается созданной «по учебнику». И интересная ли она, привлекает ли она внимание зрителя, вызывает ли у него те или иные эмоции – к этому никоим образом не относится.

Фотографии есть множество людей, которые имеют поистине великий талант – внутреннее горение, проявляющее себя в потребности работы весьма и весьма индивидуальные и порой даже провидческие. Но никто из этих мастеров не справился бы с задачей выразить свое видение на фотографии, не изучив ремесла. В определенный период своей жизни все фотохудожники проходили это изучение ремесла, эти «книжные рамки». И это, несомненно, всегда очень полезно. Хотя бы только потому, что изучив эти «книжные рамки», потом можно будет восстать на них и полностью их сломать…Как считают многие мастера фотографии и теоретики фотоискусства, настоящее художественное видение — структура достаточно хрупкая. Но, с другой стороны – оно является поистине огнем, который может прожечь всё: и камень, и сталь, только лишь для того, чтобы выразить себя. Посмотрите хотя бы на развитие творчества Пикассо. Когда Пабло было всего 14 лет, он делал идеальные по композиции академические рисунки, создавал прекрасны живописные работы в академическом стиле. И, нам кажется, вряд ли бы он создал свою знаменитую «Гернику», если бы не прошел ту классическую школу рисунка и живописи.

Читайте также:  Как по английскому какое у тебя настроение

Так можно ли все же научиться композиции?

Если понимать это в обычном смысле – конечно же, можно. В основных приемах и законах композиции нет ничего сложного, непонятного и необъяснимого. Знаменитые правила третЕй, геометрии, направляющих линий, движения, наложения фигуры на фон и многие другие давно изучены и растолкованы теоретиками. Но, как нам кажется, это всё не о том, что нам надо. Задача всех этих правил совсем даже не в том, что если вы будете ими пользоваться в процессе создания своих фотографий, то они, эти фотографии, станут заметно лучше. Тут дело немножко в другом. Задача этих законов – заставить вас думать «композиционно», дать вам некий грубый, первоначальный набор инструментальных концепций, при помощи которого вы будете впоследствии всю свою жизнь в творчестве подходить к построению композиции своих работ. Знание законов композиции — это всего лишь толчок к тому, чтобы начать видеть и думать фотографически.

Мы готовы немного рискнуть и дать вам некоторые уроки композиции. Но просим вас постоянно помнить о том, что все эти правила и ограничения, неизбежные во время изучения основ композиции, нужны только лишь непосредственно для целей обучения. Для того, чтобы использовать их как некие своеобразные костыли, до тех пор, пока они вам нужны и полезны. А потом эти костыли, эти подпорки, можно смело выбросить. От того, если вы эти знания будете применять слепо, ваши фотографические работы могут стать или не стать лучше. Это не прибавит им никакой художественной ценности. Если при создании какой -то своей фотографии вы пытаетесь применить в работе правила и законы композиции, но при этом у вас появляется ощущение, что вы делаете что-то неправильно, что лучше сделать всё совсем не так – в таком случае вас можно поздравить. Можно считать, что вы окончили «школу композиции» и теперь уже умеете видеть «композиционно», принимаете активное участие в создании фотографии не по инструкции, а по своим собственным правилам. Это значит, что вы встали на свой путь к поиску своего, неповторимого, эксклюзивного фотографического творческого видения.

Ну вот, теперь, после того, как вы прочитали всё это и считаете, что уроки композиции вам не нужны или вовсе вредны – дальше можете не читать и закрыть эту страничку. Но… Но если вы считаете, если вы чувствуете, что работаете над своими фотографиями в полной темноте, если вы понимаете, что они не так хороши, как бы вы этого хотели, и вы не знаете, что в них на самом деле неправильно, тогда вам законы композиции изучать просто необходимо. Мы считаем, что фотография создана для радости, поэтому не нужно относиться ко всему так серьезно. Окунайтесь в нее и получайте удовольствие!

Источник

Оцените статью