Как научить ребенка справляться с негативными эмоциями

Не злись! Как научить ребенка справляться с негативными эмоциями

К человеческому организму не прилагается инструкций. Когда ребенок бьется в истерике, когда взрослый ощущает неконтролируемую бурю внутри — это похоже на сломанный механизм. У каждого из нас есть свой собственный “робот” или “космический аппарат” — наше тело и наш внутренний мир. Но нигде нет точного алгоритма, что делать в случае чрезвычайной ситуации. Мы познаем свои возможности только через опыт, и чем раньше человек понимает механизм работы своего внутреннего мира, тем лучше: робот меньше ломается, все кнопки понятные, управлять им спокойно и уверенно.

Все люди испытывают злость, тревогу, страх, печаль, обиду — целый спектр негативных эмоций. Но многие взрослые совершенно не способны пребывать в таком состоянии и выходить из него без вреда для себя и окружающих. Порой самому сложно справиться с эмоциями, как этому еще и ребенка научить? Остается только дежурное “не злись”, “не реви” или “не грусти” — взрослые любят повторять это детям, растерянно или даже требовательно. К сожалению, все, что могут такие слова — это научить ребенка прятать свои эмоции, делать вид, будто ему не больно, не грустно и не обидно. Так у многих людей из поколения в поколение формируется установка: плохие эмоции испытывать нельзя. Последствия у этого могут быть очень разные.

Человек, который привыкает прятать свои эмоции, держать их внутри себя, сталкивается с множеством сложностей:
• непонимание окружающих;
• повышенная раздражительность, порой агрессивность;
• психосоматические заболевания (высокое давление, нарушение работы сердца);
• психические расстройства, неврозы.
Неумение выражать эмоции ведет к проблемам в общении и выстраивании отношений, а также к ухудшению здоровья. Научиться правильно справляться с негативом важно не только детям, но и, в первую очередь, взрослым.

Как взрослые могут помочь ребенку (и себе) правильно воспринимать и переживать негативные эмоции?

  1. Все эмоции нужны.
    Самое важное, что следует понять: каждая эмоция имеет свое значение, нет правильных или неправильных чувств, все они нужны человеку и их необходимо принимать. Да, я злюсь! Потому что мне что-то не нравится. Да, ты можешь плакать, если что-то тебя действительно сильно расстроило. И не важно, кто ты — маленький мальчик или взрослый дяденька в костюме. Принимая свои эмоции, вы даете им право на существование, а своему организму — возможность разрядиться. Позвольте детям испытывать все, что они испытывают. Помогите им подружиться с этим, ведь это является частью их самих.
  2. У каждой эмоции есть свое имя.
    Как сложно порой взрослому человеку объяснить, что же он сейчас испытывает, почему ему так плохо. Мы не привыкли называть вещи своими именами, не умеем распознавать свои эмоции и не учим этому детей. А зря. Возьмите за правило всякий раз, когда ваш еще маленький ребенок демонстрирует злость, озвучивать это состояние: “ты сейчас злишься”. Приучите себя как можно чаще давать внутренний отчет: мне это не понравилось, я рассержен. Как только эмоции и чувства приобретут свои имена, станет гораздо проще работать с ними, понимать себя и окружающих. Ребенок, обученный с детства выражать негатив словами, имеет огромное преимущество: вместо очередной истерики он умеет просто сказать: “Мама, я в бешенстве! Как ты могла выбросить мои фантики? Я их с таким трудом собирал и нес домой” — или что-то в этом духе.
  3. Не знаешь как поступить — спроси у того, кто знает.
    Можно просто попросить совета у старшей, более опытной и мудрой значимой фигуры, и этому следует учить детей. Но есть еще один способ, который позволит ребенку (и взрослому) обращаться за помощью к самому себе. И находить нужные ответы. Этот необычный метод основан на следующей идее: внутри каждого человека находится опыт всего человечества, то, что называют “коллективное бессознательное”. Сначала ребенку необходимо выбрать персонажа, олицетворяющего для него такого всезнающего помощника. Это может быть животное, любимая игрушка, герой мультфильма или сказки. Затем расскажите малышу, что он всегда может обратиться за помощью к этому “всезнайке”, если ему станет грустно, страшно или тревожно. Пусть он задаст вопрос персонажу, а после сам попробует представить, что ему ответили. Такие воображаемые диалоги постепенно переходят во внутренние, когда человек обращается за помощью к более глубинной, бессознательной части себя. Взрослые часто пользуются этим методом, когда просят совет у друзей или близких, которых нет рядом.
  4. Старые добрые сказки.
    Устное народное творчество полно мудрых советов, ценных метафор и необходимых указаний к действию. Современные авторские сказки также воспитывают важные качества и модели поведения. При желании можно найти подходящую историю на любой случай жизни: что делать когда страшно, как поступить если обидели, чем добро сильнее зла и т.п. Если опыт ребенка не ассоциируется ни с одной из известных сказок — просто сочините свою! Любой персонаж с похожей проблемой поможет малышу справиться, найти ответы на сложные вопросы, сделать правильные выводы.
  5. Воображение спасает.
    Прежде, чем утонуть в злости или чувстве несправедливости, попробуйте на секунду отвлечься и позвать на помощь фантазию. Умение вовремя оказаться “не здесь” помогает расслабиться, перенастроиться на позитивный лад, избежать ошибок в пылу эмоций. Научите ребенка представлять самые красивые места, фантазировать свои волшебные миры. Так он сможет чувствовать себя комфортно, в безопасности, даже когда это не совсем так. Потренируйтесь сами в любую негативную ситуацию вносить нотку юмора. Это сложно порой, но поможет значительно повысить устойчивость к негативным переживаниям, не злиться и не огорчаться лишний раз.
  6. Скорая помощь.
    А что же делать, если читать, представлять или просить помощи некогда? Если вот прямо сейчас, в эту минуту, что-то дико злит, хочется плакать, кричать или ударить? Научите ребенка приемам моментального расслабления и управления своим состоянием. Вот несколько самых простых таких приемов:
    • Напрягать и расслаблять мышцы тела. Можно включить в процесс все мышцы рук, ног, спины или сильно сжимать и разжимать только кулаки. С каждым расслаблением представлять, как негативные эмоции сдуваются, испаряются, улетают.
    • Обучиться “позе уверенного человека”: представить себя могучим деревом с сильными глубокими корнями и раскидистой кроной. Такому дереву не страшны ни землетрясения, ни град. Чтобы стать таким деревом, достаточно лишь “врасти” ногами в пол (сильно прижать стопы), напрячь тело, сжать кулаки и зубы.
    • Стать львом, сильным и уверенным, спокойным и гордым. Представлять себя таким всякий раз, когда хочется вжаться в землю, скрутиться в калачик, забиться в угол.
    • Просто дышать. Сосредоточиться на дыхании, дышать медленно, внимательно, считая вдохи и выдохи. Досчитать до 10. Злость все еще ощущается? Тогда посчитать еще до 20. Дышать и наблюдать за своим состоянием, представляя, будто с каждым выдохом гнев или тревога все дальше, все меньше и все прозрачнее.
    • Выражать эмоции на бумаге. Малыши могут рисовать, обозначать злость, грусть или обиду разными цветами. Тем, кто умеет писать, не помешает завести что-то вроде дневника. Написать длинное гневное или обидное письмо, а затем старательно порвать его на мелкие кусочки.
Читайте также:  Осуществляет контроль над аппетитом формирует чувство голода

Играйте с детьми, устраивайте бои подушками, заведите дома боксерскую грушу. Регулярно беседуйте, проговаривая все переживания и внимательно выслушивая ребенка. Учитесь управлять негативными эмоциями, чтобы показать на собственном примере, как выражать гнев, обиду, как настраиваться на позитив и оставаться честным с самим собой в любой ситуации. Исследуйте свой внутренний мир и учитесь управлять своим роботом — это лучшая инструкция для ваших детей.

Автор: Педагог-психолог Антонина Валевич

Источник

Как помочь ребенку справиться со злостью

14 эффективных стратегий, которые помогут научить ребенка безопасно выражать свою злость

Злость – заразное чувство. Люди часто сожалеют о своих вспышках гнева. Многие дети не знают, как правильно выразить злость, что влечет за собой множество психологических проблем. Детей обычно учат тому, что в любой ситуации следует сохранять спокойствие и вести себя благоразумно, но это эмоционально истощает ребенка и сбивает его с толку.

Внутренний конфликт, связанный с чувством злости, возникает из-за того, что окружающие считают злость плохим чувством, которого нужно стыдиться. Если развенчать этот миф, становится гораздо проще справиться со злостью, потому что в таком случае её следует не подавлять, а принимать и направлять в конструктивное русло. И тогда злость не истощает ребенка, а дает ему силы.

Для того чтобы научить ребенка справляться со злостью, следует позволить ему почувствовать её, принять и не беспокоиться о ней (обычно вспышки злости не связаны с серьезными психическими проблемами). И только после этого нужно искать приемлемые способы выражения своих чувств.

Чтобы помочь ребенку справиться со злостью, важно понимать, что именно её вызывает. Обычно злость возникает вследствие страха или печали, а иногда – как реакция на жизненные неудачи, низкую самооценку, тревогу, беспомощность (злость у ребенка часто возникает из-за чувства зависимости от родителей и т. д.) или изоляцию. Следует также помнить, что дети хуже, чем взрослые, распознают чувство печали, поэтому они больше склонны испытывать злость.

Читайте также:  Психология дошкольный возраст эмоциональное развитие

Прежде чем бороться с агрессивностью и вспышками гнева:

  • Научитесь различать злость и агрессию. Злость редко подразумевает плохие намерения (например, нанесение физических повреждений или порчу имущества). Это следствие фрустрации, которой подвержен ребенок.
  • Не говорите ребенку, что злость – это плохо. Злость — вполне нормальное чувство, и ребенок, испытывающий его, не обязательно имеет эмоциональные проблемы.
  • Не наказывайте ребенка за проявления злости. Поймите, что ребенок, испытывающий злость, нуждается в защите и пытается достичь этого с помощью эмоций. Помогите ему найти лучший способ выразить свои чувства, используйте при этом методы, понятные для ребенка.

Как ребенок может справиться со злостью

Используя следующие стратегии, можно предотвращать вспышки злости у ребенка или лучше справляться с ними:

Стратегия № 1. Чтобы ребенок понял разницу между плохим и хорошим поведением и выработал для себя наиболее эффективную модель, ему нужно указывать не только на то, что он поступает плохо, но и на хорошие поступки. Поэтому важно объяснять ребенку, какое его поведение вам нравится, чтобы он увидел положительный пример. Замечайте и хвалите его незначительные поступки, например, когда он без напоминания вешает куртку в прихожей или помогает накрыть на стол.

Человеку всегда нужно одобрение, и одобрение позитивного поведения ребенка – лучший способ научить его привлекать внимание с помощью хороших поступков, а не с помощью проявления негативных эмоций. Если плохое поведение ребенка не приносит вреда, просто игнорируйте его. При этом не следует игнорировать самого ребенка. Сказав один раз, что он ведет себя плохо, в дальнейшем просто не обращайте внимания на его поведение.

Стратегия № 2. Показывайте ребенку хороший пример. Изначально малыш учится, наблюдая за взрослыми, поэтому подражая их поведению, он понимает, как нужно и не нужно поступать в определенных ситуациях. Это также хороший способ справиться со вспышками негативных эмоций, поскольку (хорошее) подражание их не усиливает.

Стратегия № 3. Убедитесь, что у ребенка есть способы реализовать свою физическую энергию. Детей часто переполняет энергия, которая может быстро перейти во фрустрацию и злость. В таких ситуациях ребенок должен иметь возможность подвигаться или выполнить физические упражнения, в том числе и в школе.

Читайте также:  Что может быстро поднять тебе настроение

Стратегия № 4. Окружение не должно провоцировать агрессивное поведение ребенка. Если какие-либо занятия побуждают его к этому, замените их на более позитивные. Позаботьтесь о спокойной обстановке для ребенка, не устанавливайте ему слишком много ограничивающих правил.

Стратегия № 5. Используйте прикосновения, чтобы успокоить ребенка. Этот способ часто бывает эффективным (исключение составляют случаи, когда ребенок отличается повышенной чувствительностью). Подойдите к малышу и поинтересуйтесь, что он делает, наблюдайте за его ответной реакцией. Такое ваше поведение эффективно в случаях, когда вы видите, например, что малыш собирается разбить игрушку. Попросите его показать вам игрушку. Если он в это время пытается справиться со сложной задачей, попросите объяснить, что именно ему непонятно. Это поможет справиться с чувством злости, поскольку ребенок не будет чувствовать себя беспомощным.

Стратегия № 6. Если малыш любит прикосновения, выражайте ему свою любовь с помощью объятий – это поможет ребенку справиться с негативными эмоциями.

Стратегия № 7. Используйте юмор. Взрослые часто используют юмор, чтобы смягчить острые ситуации с другими взрослыми, но редко используют его в отношении детей. Но дети хорошо относятся к юмору: в случае истерик это позволяет ребенку сохранить лицо (при этом юмор не следует путать с сарказмом и высмеиванием).

Стратегия № 8. Обратитесь к сочувствию ребенка, объяснив, что его вспышки негативных эмоций причиняют вам боль. Например, вы можете сказать, что вы нормально переносите шум, но сегодня у вас болит голова. Попросите его заняться чем-то более спокойным.

Стратегия № 9. Когда вы выяснили, что вызывает у малыша негативные эмоции, научите ребенка распознавать конкретные раздражители. Так ему будет легче научиться адекватно реагировать в таких ситуациях. Подскажите безопасные способы выразить злость.

Стратегия № 10. В случае необходимости сдерживайте ребенка физически, но не осуждайте его. Иногда дети могут терять контроль настолько, что потребуется ваше физическое вмешательство. Не будьте при этом грубыми и не стыдите ребенка, позвольте ему сохранить лицо в данной ситуации. Постарайтесь объяснить, что вы не наказываете его, а делаете это для того, чтобы он не причинил никому вреда.

Стратегия № 11. Убедитесь в том, что ребенок чувствует себя ценным и способным справиться с обстоятельствами, что у него есть силы и жизненные цели. Это поможет направить свою энергию в конструктивное русло. Научите его оптимистично смотреть в будущее и объясните, что позитивное поведение способствует благоприятному развитию событий.

Стратегия № 12. Установите четкие границы. Это не только поможет сдерживать свое поведение, но и сделает обстановку понятной и даст ощущение безопасности и уверенности.

Стратегия № 13. Помните, что правила следует устанавливать для того, чтобы успокоить ребенка и научить его справляться с эмоциями. Родителям не стоит быть недружелюбным по отношению к малышу и применять физические методы принуждения.

Стратегия № 14. Научите ребенка проговаривать свое чувство злости, используя фразы типа: «Мне не нравится, что ты забрала у меня игрушку», «Я не хочу делиться» и другие.

Как приучить ребенка к дисциплине

Эффективная дисциплина должна создавать атмосферу спокойствия и уверенности, все правила должны быть понятны для ребенка и развивать в нем честность. Ваши рассуждения станут руководством для ребенка.

Грубая или не соответствующая ситуации дисциплина, которая направлена на личность, а не на поведение, неэффективна. Нельзя научить ребенка правильному поведению, показывая ему противоположный пример. Прежде всего, следует показать малышу разницу между хорошим и плохим поведением. Приучая ребенка к дисциплине, следует относиться к нему с уважением, чтобы научить его уважать себя и других.

Всегда общайтесь с ребенком как с достойным человеком со своими уникальными чувствами, потребностями, ценностями и взглядами на жизнь. Чтобы воспитать его хорошим человеком, прежде всего поверьте в него.

Источник

Оцените статью