Как научить ребенка противостоять стрессу

Как выработать стрессоустойчивость у детей и подростков: простые советы для заботливых родителей

Известно ли вам, что непроработанная детская психологическая травма существенно осложняет жизнь человека не только в школьные годы, но и на много лет позже, а иногда сопровождает его до самой старости? Тогда как же повысить стрессоустойчивость детей и подростков? Каким образом не допустить, чтобы пустяковое событие негативно повлияло на эмоциональное развитие ребенка?

Добрый день, уважаемый читатель! Большинству из взрослых людей детство представляется эдаким оплотом счастья и беззаботности. Повзрослев, мы забываем о том, что восприятие ребенка значительно отличается от восприятия взрослого. И то, что кажется родителю «ерундой», может являться серьезным травмирующим фактором для подрастающего поколения. Об этом сегодня и поговорим.

Принято считать, что дом – самое безопасное место для психологического комфорта ребенка. Однако именно дома, общаясь с самыми близкими людьми, ребенок впервые встречается со стресс-факторами. Начиная с младенческого возраста, даже самые любящие взрослые могут неосознанно подвергать своего малыша излишним переживаниям, совершать ошибки, приводящие к формированию устойчивых паттернов нежелательного поведения, психологических комплексов, деструктивных черт характера.

Типичные ошибки любящих родителей, способствующие формированию низкого уровня стрессоустойчивости

Требование беспрекословного подчинения приказам старшего

Фразы: «Убери!», «Замолчи!», установки: «Всегда слушайся старших!», «В любой ситуации нужно быть вежливым!», «Уважай взрослых!» приводят к тому, что ребенок не учится оценивать ситуацию самостоятельно. Пока ребенок является дошкольником или младшим школьником, это качество невероятно удобно для родителя.

Но вот наступает пубертатный период, когда мнение родителей отходит на второй план. Внезапно повзрослевший «малыш» продолжает так же безропотно выполнять чужие приказы. Только вот командиром теперь является референтная группа.

Будет это положительная или деструктивная компания, родитель уже не сможет повлиять на ситуацию.

Ложные угрозы

Например, «Если не перестанешь плакать, тебя заберет дядя-милиционер», «Мне не нужен такой капризный ребенок». Обманывать детей категорически нельзя в любом возрасте. Как только ребенок понимает, что вы его обманываете, он перестает реагировать на бессмысленные угрозы.

Нравоучения

«В нашей семье не может быть такого невоспитанного ребенка!», «Тебе должно быть стыдно!», «Когда я был маленьким, я себе такого не позволял». Ничего, кроме скуки, подобные беседы не вызывают. Необходимо помнить, что все нравственные качества формируются не нравоучениями, а атмосферой семьи.

Обидные прозвища

«Рева-корова», «Плакса-вакса» не только отталкивают ребенка, они еще и сообщают ему информацию, что его чувства и эмоции не важны, проявлять их стыдно, неуместно. Зажатые, невыраженные эмоции всегда находят выход в виде хронического страха, фобии. Подробнее о вреде невыраженных эмоций можно почитать в моей книге «Как разрешить себе сильные переживания, эмоции и чувства, не разрушая себя и окружающих»

Необоснованная похвала и критика

В разрез с гуманистическими тенденциями, принятыми в сегодняшней образовательной системе, могу со всей ответственностью заявить: незаслуженная похвала и необоснованная критика приносят серьезный вред развитию эмоционально-волевой сферы взрослеющего человека. Став старше, он будет зависеть от одобрения окружающих, делать все, чтобы получить это одобрение. Оценка любых событий, поступков будет им производиться через призму окружения.

Это не означает, что хвалить нельзя. Но ребенок, и, особенно подросток, должен самостоятельно уметь понимать, когда хороший поступок действительно является таковым.

Формировать адекватную самооценку, здравые рассуждения, высокий уровень стрессоустойчивости можно, уча ребенка самостоятельно анализировать свои поступки.

Как формировать высокую стрессоустойчивость в детей и подростков (советы родителям)

Методы профилактики стрессов в разные возрастные периоды были подробно описаны мною в статье «Психология профилактики стресса: кратко и объемно о главных вопросах». Чтобы не повторяться, здесь я назову главные принципы детско-родительских отношений, способствующие воспитанию гармоничной и стрессоустойчивой личности.

Доверительное общение

Больше разговаривайте, задавайте вопросы, не относитесь к сказанному свысока. Расскажите о себе, что вас радовало или, наоборот, пугало, когда вы были в его возрасте.

Говорите о чувствах

Если вы испытываете раздражение, не думайте, что это остается незаметным. Дети достаточно точно умеют «читать» взрослых по мимике, жестам, голосовым интонациям. Учите подрастающее поколение собственным примером, проговаривайте свои эмоции. Например, во фразе «Я раздражаюсь, когда мне приходится повышать голос, чтобы ты меня услышал», есть правдивое чувство, а также причина, его вызвавшая. Но нет негатива относительно личности ребенка: «Ты меня раздражаешь».

Соотносите свои ожидания с желаниями и возможностями ребенка

Сколько историй о том, что мама хотела быть певицей и поэтому дочь усердно занимается вокалом, или отец мечтал «вырастить мужика», а мальчик тем временем тайно мечтает танцевать. Каждый из этих примеров смешон только до того момента, пока это не касается нас самих.

Помните, вы дали ребенку жизнь, но он не должен воплощать в ней ваши желания.

Роза не может стать ромашкой, а береза – сосной. Каждый человек обладает своими, присущими только ему склонностями и способностями. Пытаясь навязать их извне, вы рискуете вырастить несчастную, ничем не примечательную «серую мышь».

Читайте также:  Должны ли зубы чувствовать холод

Делайте вместе «бесполезные» дела

Как часто вы слышали о том, что время надо проводить с пользой? Однако для нашей психики очень полезными оказываются именно бесполезные дела. Например, катание с заснеженной горки, лепка из пластилина, неспешная прогулка по лесу, посещение аквапарка, игра в бадминтон, раскрашивание картинок. Вспомните свое детство, разве вы сейчас мысленно возвращаетесь в то время, когда зубрили уроки или часами играли на фортепиано? Конечно, нет.

Самые приятные воспоминания – это веселые детские игры, приключения, запах бабушкиных пирожков или «организованный» налет на соседскую яблоню. Вспомнили? А теперь проживите эти чувства еще раз, но уже вместе со своими детьми. У вас не только появится колоссальный ресурс для «возвращения во взрослость», но и отношения в семье станут крепче, доверительнее.

А ваш ребенок получит опыт, который во время взросления «защитит» его своим теплом от неудач и стрессов окружающего мира.

Прочитать больше о правилах и принципах здорового воспитания можно в книгах Людмилы Петрановской. Самой популярной и продаваемой из них является «Большая книга про вас и вашего ребенка».Она включает в себя несколько публикаций, объединенной одной общей темой: напомнить взрослому о том времени, когда он сам был ребенком и научить смотреть на мир глазами детей. А это обязательно необходимо, если вы действительно желаете вырастить счастливого человека.

Конечно, если мы говорим о детях и подростках, просто необходимо упомянуть о том, как развивать стрессоустойчивость в школьных стенах.

Советы школьному психологу (классному руководителю)

Любая работа с ребенком школьного возраста неотрывно связана с повышением уровня психолого-педагогической компетенции его родителя. Материал для работы с родителями предложен в статье «Влияние стресса на здоровье школьников: Как распознать и избежать родительских ошибок». Также для повышения собственного профессионализма, рекомендую познакомиться с моим онлайн курсом «Психотерапия эмоциональных расстройств», созданном на основе тридцатилетнего психотерапевтического опыта.

Тревожные признаки

А сейчас коротко о том, какие признаки говорят о том, что ребенок нуждается в помощи психолога:

  1. Без видимой причины отказывается ходить в школу;
  2. Чрезмерно агрессивен или, напротив, удивительно пассивен, астеничен, безволен;
  3. Истеричен, капризен, демонстративен, пытается привлечь к себе внимание любыми возможными способами;
  4. Может быть жесток к другим детям или животным;
  5. Он одинок;
  6. Отказывается от общения;
  7. Слишком навязчив, лезет обниматься без причины, без опасения подходит к незнакомым людям, не чувствует личных границ в контактах со сверстниками и взрослыми.

Для формирования высокого уровня стрессоустойчивости необходимо доверие. Важно не бездумно защищать детей от любых физиологических и эмоциональных стрессов, важно научить их грамотно реагировать на изменения социума и окружающей среды. Уметь не поддаваться панике, знать, как найти ресурсные состояния в любой ситуации.

Выполнив такие непростые задачи, вы сможете быть намного спокойнее за свое внезапно повзрослевшее чадо.

Спешу также напомнить, что в воспитании очень важна личность взрослого, того, кто непосредственно проводит время с ребенком. Помните, дети часто не слушают нас, но повторяют за нами всегда. Если личность взрослого эмоционально неустойчива, тревожна, имеет низкий уровень стрессоустойчивости, то прочитай вы хоть миллион книг о правильном воспитании, хорошего результата не получиться.

Прежде чем научить ребенка эффективно противодействовать стрессам, научитесь этому сами. В достижении такой важной задачи вам поможет мой онлайн тренинг «Как справиться со стрессом, превратив его из монстра в помощника». Пройдя техники и задания тренинга, вы сможете не только стать более спокойны, но и научитесь воспринимать стрессовую ситуацию как новую возможность, а не как негативное переживание.

Если после прочтения статьи у вас появились какие-либо вопросы, требующие более детального осмысления, пишите их в комментариях.

Подписывайтесь на рассылку, делитесь информацией в социальных сетях, ставьте лайки и до новых встреч!

Источник

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Двадцать два совета, которые помогут обучить ребенка тому, как выходить из стрессового состояния

Стресс – это естественная и нормальная часть жизни детей, являющаяся неизменным спутником взросления. Дети начинают испытывать стрессы уже в очень раннем возрасте, причем они более уязвимы в случае психологического давления, нежели взрослые, потому что еще не владеют эффективными способами борьбы со стрессами. Поэтому родителям необходимо способствовать тому, чтобы дети приобрели соответствующие навыки, чрезвычайно важные не только в детском, но и во взрослом возрасте.

В чем должна заключаться помощь родителей?

1. Принимайте во внимание защитные факторы

Почему одни дети более стрессоустойчивы, чем другие? Исследования показывают, что существует множество различий между теми детьми, которые способны успешно бороться со стрессами, и теми, кто не способен к такой борьбе. Дети, которые хорошо управляют собой в стрессовых ситуациях, как правило, имеют высокую самооценку, хорошее чувство юмора, ощущение контроля над своей жизнью, сплоченную семью и ее четкую организацию (правила/ограничения), открытое общение и теплые, доверительные взаимоотношения с родителями, определенную степень религиозности, хорошие отношения с друзьями и учителями, а также одобрение и признание за свои достижения.

2. Помогайте детям учиться распознавать признаки наступления стрессового состояния

У детей бывают разные симптомы стресса, все они зависят от возраста ребенка, его личностных особенностей и уровня развития. Тем не менее существует много подсказок, которые дают детские организмы, свидетельствующих о том, что дети находятся в состоянии стресса. Такие подсказки могут включать в себя першение в горле, влажные ладони, головную боль, усталость, тошноту, диарею, внутреннее напряжение, расстройство желудка, ухудшение настроения, беспокойство, фрустрацию и нарушение сна. Бывают и другие симптомы, например, отрешенность, раздражительность, агрессивность, чрезмерная мечтательность, чрезмерная чувствительность, изменения в предпочтениях в еде и общие изменения в поведении. Умение распознавать эти признаки – первый шаг в борьбе со стрессом.

Читайте также:  Как справиться с депрессией советы от томми

3. Готовьте детей к потенциально стрессовым ситуациям

Родители должны готовить своих детей к встрече с потенциально стрессовыми ситуациями, например, репетируя с детьми употребление способов поведения в таких ситуациях. Например, если ребенок чувствует напряжение из-за конфликта с другом в школе, родители должны научить его тому, как поговорить с другом, чтобы разрешить конфликт.

4. Избегайте чрезмерно опекать детей

Иногда родителям бывает трудно наблюдать, как их дети пытаются справиться со стрессовыми ситуациями, так как первый инстинкт велит им защищать своих детей от всевозможных опасностей. Однако стрессы неизбежны в жизни ребенка. Родители оказывают медвежью услугу, неизменно защищая его от стресса. Дети учатся справляться с подобными явлениями только тогда, когда испытывают их на своем опыте.

5. Старайтесь развивать самооценку ребенка

Родители должны помогать детям обрести уверенность в решении проблем, возлагая на них обязанности и позволяя им принимать собственные решения с самого раннего возраста. Необходимо также способствовать развитию интересов и талантов детей, в которых они способны преуспеть. Родители должны постоянно вдохновлять, поддерживать и грамотно хвалить своих детей.

6. Предоставляйте детям поддержку и одобрение

Родители должны быть рядом со своими детьми, когда те испытывают стресс, часто обнимать их, одобрительно похлопывать по спине, целовать и т. д., чтобы дети знали, что родители всегда готовы прийти им на помощь и поддержать. Когда дети испытывают стресс, родителям необходимо уверить их в том, что они понимают, через какие трудности проходят их чада. Теплые и доверительные отношения с родителями помогают детям лучше справляться со стрессовыми ситуациями.

7. Обеспечивайте атмосферу открытого общения

Родители должны быть готовы внимательно слушать, когда детям необходимо высказаться. Если дети нуждаются в помощи при обсуждении причины их волнения, им важно задавать открытые вопросы (то есть вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет» и которые предполагают развернутые ответы). Вот примеры некоторых открытых вопросов: «Что ты думаешь о. » или «Что ты чувствуешь по поводу…?». Одно из преимуществ обсуждения стрессовых факторов заключается в том, что оно повышает осведомленность ребенка. Кроме того, родители должны быть готовы делиться некоторыми примерами своих стрессовых ситуаций и соответствующих переживаний, чтобы дети знали, что их чувства нормальны и естественны.

8. Предоставляйте детям достаточное время на сон и/или отдых

Дети, которые не высыпаются, не обладают достаточным количеством энергии, необходимой для борьбы со стрессами. Родители должны приложить все усилия, чтобы дети получали достаточное время для сна каждую ночь. Отход ребенка ко сну должен происходить в одинаковое время. Достаточный отдых имеет решающее значение для психического и физического здоровья детей.

9. Демонстрируйте навыки борьбы со стрессами

Дети учатся, наблюдая за своими родителями. Если дети видят, что родители, находясь в состоянии стресса, используют определенные навыки, они, скорее всего, тоже будут использовать те же грамотные навыки борьбы со стрессами. Родители должны демонстрировать, что стресс – это нормально, им можно управлять спокойно и эффективно. Нужно стараться быть оптимистами, которые рассматривают стрессовые факторы как вызов, а не катастрофу.

10. Помогайте детям овладевать навыками релаксации

Навыки расслабления могут помочь детям снять напряжение, вызванное стрессом. Существуют различные специфические методы релаксации, которым можно обучить детей. Некоторые из них заставляют детей включать свое воображение, чтобы вспоминать или придумывать позитивные и расслабляющие образы (например, игру на площадке, пляж). Другие методы релаксации учат детей последовательно напрягать и расслаблять различные группы мышц. Для достижения максимального эффекта практиковать их нужно ежедневно. На самом деле не так важно, какую технику релаксации вы выбираете. Важно, чтобы она нравилась детям, помогала, и чтобы дети практиковали ее постоянно. Конечно, предварительно родителям необходимо проконсультироваться с педиатром и найти квалифицированного тренера.

11. Учите детей правильно воспринимать критику

Каждый человек в тот или иной момент подвергается критике. Если ее трудно принять, это может привести к усилению состояния стресса. Дети часто подвергаются критике в раннем возрасте. Она может принимать форму насмешек сверстников или конструктивной ответной реакции учителей и родителей. Родители, в свою очередь, должны учить детей правильно реагировать на подобную критику. Детям нужно рассказывать, что никто не совершенен, и все мы совершаем ошибки, из которых извлекаем важные для себя уроки. Чтобы научить детей справляться с насмешками и несправедливой критикой, можно также использовать различные ролевые игры.

12. Обеспечьте детям правильное питание

Правильное питание – очень важный элемент борьбы со стрессом, особенно у детей. Лучший рацион при этом должен содержать некоторые добавки, правильное количество калорий для поддержания нормального развития и быть сбалансированным. Дети, у которых неправильный рацион питания (разбалансированный, с большим количеством нездоровой пищи), должны снижать потребление продуктов с высоким содержанием жиров, холестерина, соли и рафинированным или обработанным сахаром. Потребление нездоровой пищи и кофеина должно быть ограничено. Детей следует поощрять увеличивать потребление фруктов, овощей и злаков. Также важно поддерживать здоровый вес тела. Если дети имеют избыточный вес, необходимо проконсультироваться с детским врачом и получить соответствующие рекомендации о том, как снизить вес.

Читайте также:  Чувство трепыхания сердца что это такое

13. Обеспечьте постоянный режим или расписание

Детям нужна предсказуемость. Им легче разобраться, чего следует ожидать от жизни, если у них есть расписание с прописанным временем на прием пищи, выполнение домашней работы, сон и т. д. Это, в свою очередь, помогает им чувствовать себя в безопасности и снижает уровень стресса.

14. Помогайте детям переосмысливать стрессовые ситуации

Детское восприятие стрессовой ситуации помогает определить, насколько высок уровень стресса. Родители должны принимать меры, чтобы помогать своим детям учиться альтернативно толковать факторы напряжения. Например, если ребенок испытывает стресс, потому что думает, что не нравится учителю, потому что тот не поздоровался с ним перед уроком, родители могут попросить ребенка попытаться придумать другие объяснения такого поведение педагога. Почему бы не предположить, что учитель просто задумался и забыл поздороваться. Это пример переосмысления стрессовой ситуации. Родители должны помогать своим детям придумывать альтернативные и более позитивные толкования стрессовых ситуаций. Конечно, невозможно переосмыслить их все. Иногда бывают ситуации, которые объективно приводят к детскому стрессу. В этих случаях родителям необходимо помогать своим детям справляться с подобными ситуациями другими способами.

15. Помогайте детям изменять их представления о стрессовых ситуациях

Убеждения детей оказывают существенное влияние на них самих: на то, как они себя ведут, кого они выбирают в друзья, чем увлекаются вне школы и т. д. Детские убеждения в определенной степени также определяют, что может стать причиной стресса для них, а что нет. Иногда некоторые детские представления приводят к усилению состояния стресса. В таких случаях родителям необходимо попытаться изменить их. Например, дети, которые считают, что должны получать оценку «12» за каждое домашнее задание, а любая другая оценка расценивается ими, как провал, испытывают стресс, когда не получают наивысший балл. В таком случае, чтобы значительно снизить уровень детского стресса, родители должны помочь им изменить свои убеждения и поверить в то, что неидеальные оценки – это тоже нормально.

16. Пусть дети делают то, что доставляет им удовольствие

Когда дети испытывают чрезмерное напряжение, родители должны побуждать их делать то, что им нравится (например, заниматься спортом, слушать музыку, играть в игры, рисовать, читать). Для того чтобы снизить уровень стресса, занятия должны быть приятными и отвлекать детей от проблем.

17. Заставляйте детей регулярно делать физические упражнения

Регулярные физические упражнения – отличный способ борьбы со стрессом. Прежде всего они помогают снять напряжение, которое накапливается в детском организме. Во-вторых, упражнения предусматривают физические нагрузки, которые позволяют организму становиться более эффективным в борьбе со стрессами. Наконец, физические упражнения помогают отвлечься и расслабить мозг. Однако физические упражнения теряют свою эффективность в борьбе со стрессом, если их не выполнять регулярно. Не столь важно, какие виды упражнений вы выбираете для ребенка. Важно, чтобы детям они нравились. Кроме того, дети будут охотнее выполнять физические упражнения, если их родители тоже регулярно будут заниматься спортом и физически развиваться.

18. Помогайте детям овладевать навыками решения проблем

Когда дети сталкиваются с серьезными проблемами, родители должны использовать такие возможности, чтобы обучать их эффективным стратегиям решения проблем. Для начала нужно помочь ребенку четко определить суть проблемы. Затем необходимо предложить ему составить список возможных решений (не оценивая их на данном этапе). После того как список будет готов, нужно предложить ребенку рассмотреть каждое возможное решение отдельно и оценить его шансы на успех. Как только все решения будут рассмотрены и оценены, пусть он выберет лучшее, по его мнению, решение. Родители должны поощрять и хвалить детей за использование эффективных стратегий решения проблем.

19. Учите детей мудро распоряжаться временем

Родителям важно учить детей расставлять свои занятия по приоритетам. Если дети пытаются взвалить на себя слишком большую ответственность, родители должны помочь им научиться ограничивать свои обязательства. Необходимо учить детей для достижения своих целей планировать собственное время (например, отводить определенные часы на выполнение домашнего задания).

20. Учите детей быть ассертивными*

Дети, которые боятся защищать собственные интересы, как правило, испытывают трудности при управлении стрессовыми ситуациями. Родители должны учить своих детей отстаивать собственные интересы и делать это вежливо, с уважением к окружающим. Можно вместе с детьми разыгрывать проблемные ситуации и учить их стоять за себя подходящим, неагрессивным способом.

21. Развивайте у детей чувство юмора

Дети, которые способны видеть смешное во всем и могут посмеяться над самими собой, как правило, более эффективно справляются со стрессами. Родители должны учить своих детей не принимать вещи слишком серьезно. Смех – это отличное лекарство!

22. Обратитесь за профессиональной помощью, если дети продолжают испытывать трудности в борьбе со стрессами

Существуют ситуации, когда необходима профессиональная помощь, чтобы помочь детям справиться с чрезмерным стрессом. Если это необходимо, не пренебрегайте консультацией вашего участкового педиатра.

* Ассертивность – поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость по отношению к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает, и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.

Источник

Оцените статью