Как научить подростка управлять своими эмоциями

Как научить подростка владеть эмоциями за 7 простых шагов?

31 января 2020 . Раздел Подросток

У подростков эмоции зашкаливают, потому что в их жизни многое происходит впервые. Друзья и враги, любовь и искушения, гнев, обиды, депрессии, пристрастия. Испытание для всей семьи! Управлять своим ребенком вы уже не можете, и с этим стоит смириться. Но вы поможете, если научите подростка владеть эмоциями. Этот навык нужен всем — от уборщиков до президентов, потому что дает возможность действовать «на холодную голову» эффективнее, и налаживать хорошие взаимоотношения.

Шаг 1. Обозначить ответственность

Объясните ребенку, что во взрослом возрасте он должен отвечать за собственное эмоциональное самочувствие. А вы, конечно же, поддержите его своей любовью.

Шаг 2. Не запрещать выражение эмоций

За такими эмоциями, как грусть, гнев, обида, отчаяние закрепилось название «негативных». Их часто советуют избегать, маскировать. Но это неправильно! Эмоции сами по себе не являются «хорошими» или «плохими», они скорее «сигнальные огоньки», сообщающие о приемлемости или неприемлемости событий для человека. Поэтому пытаться скрыть «внутреннюю бурю» нет смысла, потому что проблему спровоцировали чувства. Эмоции необходимо проживать и выражать, но разумно.

Шаг 3. Научить выражать чувства экологически

Ребенок играет в компьютерную игру, но уже время укладываться спать. И именно тогда, когда вы напоминаете ребенку о сон и он отвлекается, в игре выскакивает очередной монстр и портит всю игру! Естественно, ребенок чувствует злость. Эмоцию невозможно не почувствовать и вредно притворяться, что ее нет. Но выразить можно по-разному, от неприемлемого крика «Ты всегда . мне мешаешь!» до приемлемого «Ох, ну до чего же обидно! Я три часа проходил сюжет!».

Если ребенок в гневе отзывается неприемлемо, самое время научить его своим примером. Строго, но сдержанно скажите: «Сочувствую. Но я не хотела тебе навредить. Высказывайся вежливо, потому что мне очень обидно слышать грубые слова».

Шаг 4. Держать дистанцию

Если чувства кипят, и вы чувствуете, что готовы сорваться — выйдите в другую комнату, на кухню, на улицу, куда-нибудь. Главное — создать дистанцию и держать ее, пока не успокоитесь. И обязательно научите этому действенному приему ребенка.

Шаг 5. Установить границы

Психологические границы — это собственные мысли, время, чувства, мечты. Немало эмоций возникает в случае нарушения этих личностных границ. И если со взрослыми людьми проще — каждый отвечает за себя, то за подростка отвечают родители, поэтому его «собственная территория» меньше и зависима. Чтобы уменьшить столкновения на границах (полностью исключить их невозможно, увы), договоритесь с ребенком, что он должен беспрекословно: общаться вежливо, помогать в домашних делах, предупреждать об опоздании и т.д. Если вокруг какого-то вопроса раз за разом вспыхивают бурные эмоциональные конфликты, возможно, подростку нужно предоставить больше самостоятельности.

Шаг 6. Контролировать удовольствие

«Положительные» эмоции стоит контролировать, потому что удовольствие от чего-то (игры, соцсети, еда) при отсутствии ограничений перерастают в зависимость. К сожалению, многие взрослые не усвоили эту науку, поэтому требовать от подростка такого уровня самоконтроля рановато. Поэтому анализируйте с подростком, как он проводит день, с чего больше всего радуется, и помогайте ему заполнить время достойными делами. Объясняйте, что удовольствие от полезного труда, реальных достижений значительно выше, чем от просмотра смешных видео в интернете и других «пассивных развлечений». Они тоже нужны, но в меру.

Настоящее спасение в этом сложном деле — кружки. Это и достижения, и удовольствие (если кружок выбрал сам подросток), и общение в безопасном окружении.

Читайте также:  Какие симптомы при сильной депрессии

Шаг 7. Обсуждать фильмы

Абсолютное большинство подростков любит просматривать кино. Поэтому занимайтесь этим вместе! Не избегайте сложных, взрослых лент с острыми проблемами. А после просмотра обсудите, через какие именно эмоции люди поступали так. Обратите внимание ребенка на то, что герои, которые умеют контролировать чувства, находят в них «топливо» для героических поступков; зато персонажи, которые не сдерживаются, только портят свою жизнь.

Наука владения эмоциями сложна, ее освоение может длиться годами. Главное — не впадать в отчаяние из-за неудачи и помнить об истинных жизненных ценностях.

Источник

5 способов научить ребёнка управлять эмоциями

Понимать себя и других, учиться с удовольствием, дружить и строить доверительные отношения — это лишь неполный список того, для чего нужен высокий эмоциональный интеллект. Заняться его развитием лучше уже в детстве, когда психика и мозг пластичны, а обучаемость на высоте. Вместе с психологом и специалистом по развитию эмоционального интеллекта Мариной Катеевой мы разобрались, как родители могут помочь в этом ребёнку.

1. Научитесь понимать собственные эмоции

В нашей культуре не принято делиться чувствами и переживаниями, проговаривать всё с близкими, что является частой причиной недопонимания и сложностей в отношениях. Чтобы помочь ребёнку в будущем строить более счастливые отношения, надо начать с себя. Первый шаг — завести привычку прислушиваться к себе, к своим чувствам и определять их. Что там, внутри, происходит? Как это можно назвать?

Очень важно отличать одно эмоциональное состояние от другого, понимать, как меняется настроение в течение дня, быть своего рода наблюдателем, подмечая и осознавая причины тех или иных эмоциональных реакций.

Следующий шаг — давать чувствам названия. Хорошо, если в вашем словаре много слов, обозначающих эмоциональные состояния, но если вы не можете найти подходящее слово — подберите метафору или придумайте своё название, как в стихотворении Виктора Лунина «У папы настроение зазавтракомчитальное, у мамы настроение напапуобижальное…».

К счастью, сегодня совсем не обязательно пользоваться старомодным «Дорогой дневник», чтобы отслеживать свои состояния. Самый простой способ — поставить в телефоне напоминания на каждые два часа и по напоминанию уделять буквально пять минут осознанию эмоций. Что происходит? Что я чувствую? Чем вызвано моё состояние? Есть множество приложений, которые сами будут присылать уведомления, задавать наводящие вопросы и помогать рефлексировать.

  • Zenify — сборник упражнений, которые помогут развить осознанность. Настраиваете расписание, как часто приложению нужно напоминать о себе, и выполняете простые, но очень полезные задания. Например, послушать короткий музыкальный отрывок и проанализировать, какие чувства он вызывает.
  • Jour — электронный ежедневник с запасом наводящих вопросов. Можно просто регулярно вести его, настроить уведомления, выполнять разработанные психологами задания по самоанализу и рефлексии.
  • Stoic — умный дневник. Он не просто напоминает, что настало время написать пару строк о собственном самочувствии, но и предлагает несколько тем. Со временем программа учится, анализирует настроение и привычки пользователя, на основе чего выдаёт статистику и предлагает персонализированные вопросы.

Ловушка классического дневника — люди пишут в него только в определённом настроении. В итоге могут получиться очень монотонные записи, как будто мы всегда в одном состоянии. Когда человек в гневе сжимает кулаки или стискивает зубы, вряд ли он задумается о том, что чувствует, и побежит записывать это в дневник. А вот зазвонил телефон — и сразу напомнил: что же это такое с вами происходит?

2. Говорите о своих чувствах (это совсем не страшно)

Итак, вы умеете определять свои эмоции, у вас богатый «эмоциональный» словарь. Но как их выразить? А если эмоция не очень (или очень) неприятная? Стоит ли? Стоит, потому что эмоция всё равно проявится в ваших действиях, словах, реакциях и любая попытка скрыть её даст ребёнку лишний повод сомневаться в своей способности понимать и чувствовать другого, а также доверять своим чувствам. И не стоит имитировать чувства и эмоции, которых нет. Лукавство будет разоблачено.

Типичная ситуация: ребёнок приходит из школы, а родители расспрашивают, как дела, потому что надо спросить. А действительно ли им это интересно? А хочет ли об этом говорить ребёнок? Когда мы упускаем из виду эмоциональную составляющую, получается не очень приятная ситуация. Дети сразу чувствуют двойное дно: вроде и спрашивает, но как-то безлично, как будто и дела-то никакого нет до этих школьных дел. В таком случае ребёнок бросит «Всё норм» и уйдёт к себе в комнату.

Читайте также:  Чувство неполного опорожнения кишечника что это

Гораздо лучше говорить искренне:

  • «Вот ты пришёл из школы такой румяный, взъерошенный, мне очень любопытно, что у тебя произошло за день».
  • «Вижу, ты серьёзно чем-то озадачен. Меня тревожит твоё состояние. Не хочешь рассказать, что случилось?»
  • «Слушай, ты такой вдохновлённый сегодня! Не могу удержаться от вопроса: что же такого было в школе?»

Если же по какой-то причине вы не готовы к разговору — так бывает, честнее сказать об этом и отложить все вопросы на потом. «Вань, я вижу, ты хочешь со мной поделиться, но у меня сейчас такое состояние (я возбуждён, подавлен, озадачен и так далее), что вряд ли я могу быть хорошим собеседником. Давай поговорим через пару часиков». Сказать ребёнку о себе, о своих чувствах — это очень важно, через это он учится быть внимательным к эмоциональному состоянию другого, а ещё говорить о чувствах.

3. Минимизируйте оценочные суждения

Поводов для беспокойства и у взрослых, и у детей сегодня предостаточно, но главный стрессовый фактор — это, пожалуй, внешняя оценка, с которой можно столкнуться где угодно. И речь не только о негативе. Даже кажущиеся положительными «Молодец» или «Какой ты у меня умничка» только усугубляют ситуацию, поскольку формируют зависимость. Каждый раз, когда ребёнок будет что-то делать, он будет в напряжении в ожидании этой оценки.

Конечно, мы не можем полностью освободиться от этого. Зато в наших силах сформировать у ребёнка понимание, что любое суждение — это субъективное мнение другого человека. У каждого своё видение, своё восприятие мира и окружающих.

Важно, чтобы у ребёнка по всем вопросам была собственная позиция: так он будет меньше зависеть от других людей

Роль родителей здесь — задавать наводящие и уточняющие вопросы, не говорить догмами, давать возможность порассуждать.

Совсем не обязательно во всём соглашаться с ребёнком. У вас другое мнение? Так и говорите! «Знаешь, я услышал твою точку зрения, но я так не думаю. У меня вот такие аргументы…» Но при этом не давить и не настаивать, просто делиться позицией.

4. Помогайте ребёнку справляться с сильными эмоциями

О дыхательных упражнениях и других тактиках управления эмоциями обычно говорят в контексте сильного волнения, страха и других негативных переживаний. Но и с интенсивной радостью важно уметь справляться. Например, у ребёнка день рождения. Утром он получил от родителей подарок, о котором долго мечтал, потом одноклассники должны поздравить, а вечером всей семьёй — в пиццерию. Ну и как же тут усидеть смирно на уроке математики? Его переполняют эмоции. Как и в ситуации сильного гнева, в нём есть море энергии, которую важно направить в конструктивное русло.

Сесть и подышать, посчитать до трёх — методики, проверенные временем. Они работают. Чтобы найти применение переполняющей энергии, можно пробежаться, выкинуть мусор, поотжиматься. Физическая активность — это отличный выход.

5. Рисуйте, танцуйте, пойте, пишите и играйте вместе с ребёнком

Эмоции дают творчеству энергию, служат своеобразным топливом и вдохновением. А творчество, в свою очередь, развивает эмоциональный интеллект, так как заставляет искать и находить адекватные выразительные средства, благодаря чему мы в итоге понимаем без слов язык искусства.

В книге «Творческая связь» американский психолог Натали Роджерс подробно описывает, как экспрессивные искусства не только помогают развить эмоциональный интеллект, но и лучше понять себя. Она содержит множество упражнений и практических советов, которые будут полезны как педагогам, так и родителям.

Творчество — мощный инструмент самовыражения, и его можно здорово использовать с детьми. Иногда гораздо проще описать эмоциональное состояние не словами, а какими-то другими выразительными средствами. Например, нарисовать, а потом обсудить, объяснить, что значат эти цвета, эти формы и так далее. Таким же образом можно и подвигаться, спеть, станцевать. Все средства хороши, главное — быть внимательными к чувствам своим и того, кто рядом.

Читайте также:  Желаю вам хорошего праздничного настроения

Иллюстрации: Shutterstock (Natasha_Chetkova)

Источник

Советы по управлению гневом для подростков

Чтобы избежать деструктивного поведения, подросткам важно уметь правильно выражать эмоции

Подростковый возраст – один из самых трудных периодов в жизни человека. Тело в подростковом возрасте сильно меняется, вы испытываете чувства, которые не можете объяснить. Одно из таких чувств – гнев, и он способен вывести вас из-под контроля.

Как утверждают психологи, когда чувство гнева у подростков выходит из-под контроля, оно может приводить к деструктивному поведению. Это, в свою очередь, ведет к проблемам в школе, во взаимоотношениях с окружающими и в целом отрицательно влияет на жизнь подростков. Те из них, которые не могут справляться с чувством гнева, склонны к проявлениям вербальной и физической агрессии.

К счастью, чувством гнева можно научиться управлять. Существуют определенные техники, с помощью которых подростки могут научиться распознавать чувство гнева и контролировать его. Чтобы научиться управлять гневом, подростку важно признать свои чувства и не обвинять в их возникновении окружающих людей или обстоятельства.

Рассмотрим несколько рекомендаций, которые помогут справиться с чувством гнева.

Научитесь правильно выражать гнев

Ключ ко всем эмоциям – знание того, как их выражать. Чтобы понять свои эмоции, вам потребуется некоторое время, потому что эмоции постоянно меняются и причиняют боль. Когда вы выражаете свои эмоции (смеетесь, когда вам радостно, или плачете, когда грустно), вы становитесь счастливее. С чувством гнева дело обстоит несколько сложнее, но существуют способы выразить и его, при этом не теряя самоконтроль.

Худшее, что вы можете делать в минуты гнева, – ломать вещи или разбрасывать их по комнате. В конце концов, они еще могут пригодиться вам или тому, кому они принадлежат.

Некоторые люди, чтобы выплеснуть гнев, предпочитают побить подушку или бросить ее о стену. Этот способ довольно безопасен – он не причинит вреда ни подушке, ни стене, ни вам.

Используйте техники, помогающие справиться с гневом

Иногда бывает так, что выразить свои эмоции нет никакой возможности. Тем не менее, необходимость выплеснуть свой гнев остается. Лучше всего для этого научиться техникам самоконтроля. Для этого может потребоваться некоторое время, но эти техники действительно работают.

Начните с глубокого дыхания. Гнев вызывает выброс адреналина в кровь, и благодаря глубокому дыханию вы можете расслабиться и уменьшить его концентрацию. Если вам трудно глубоко дышать, просто медленно сосчитайте до десяти.

Самоконтроль необходим не только в подростковом возрасте. Вам он будет необходим в течение всей жизни. Самоконтроль нужен, даже если вы этого не осознаете. Контролируя себя, вы не обидите маму, критикуя обед, который она приготовила, или друга, увлекшегося новым направлением в музыке. Сложность в том, что, когда у вас меняется гормональный фон и появляются новые эмоции, вам становится труднее контролировать себя. И, чтобы снова научиться этому, вам следует приложить усилия.

Научитесь понимать свои чувства

Когда вы пробуете контролировать свои эмоции, вам необходимо больше узнать о чувстве гнева, научиться его распознавать. Научитесь улавливать свой гнев до того, как он станет таким сильным, что контролировать его станет невозможно.

Первый шаг в управлении гневом – это точно знать, что вы чувствуете в данный момент. Вы можете думать, что ваши чувства – это нечто неправильное или несправедливое. Но важно принять свои чувства и попытаться понять, что их вызвало. Когда вы будете знать, что вызвало в вас гнев, вы сможете с ним справиться.

Прежде чем пытаться вмешаться в ситуацию, которая вызвала в вас гнев, подумайте о других способах справиться с ней. Вы можете ударить своего обидчика, но это не значит, что так стоит поступать. Продумайте различные варианты ваших действий и их возможные последствия, прежде чем реагировать на ситуацию. Это даст вам полное представление о том, какой вариант для вас является наилучшим. Такой метод широко известен как «управление рисками», и очень важно, чтобы подростки овладели им. Это поможет им избежать многих неприятных последствий.

Источник

Оцените статью