Урок «Какое бывает настроение»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок окружающего мира во 1-м классе по программе «Начальная школа 21 века» по теме «Какое бывает настроение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kakoe_byvaet_nastroenie.docx | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока по окружающему миру: Какое бывает настроение.
Педагогическая цель : способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка, умения понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его в процессе общения; создавать условия для раскрытия значения положительных и отрицательных эмоций в жизни человека, ознакомления с некоторыми элементарными приёмами управления собой; содействовать развитию умения выражать своё отношение к миру в рисунках. Воспитывать желание улучшать настроение себе и окружающим, приумножать положительные эмоции.
Раскрыть значение и влияние настроения и эмоций на здоровье человека.
Учить создавать и поддерживать хорошее и веселое настроение, определять эмоциональное состояние.
Развивать навыки вежливого общения со сверстниками.
Тип урока : урок-исследование
Предметные : понимают эмоциональное состояние других людей и учитывают его в процессе общения; раскрывают значение положительных и отрицательных эмоций в жизни человека.
Личностные : имеют осознанные устойчивые эстетические предпочтения в окружающем мире.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивают правильность выполнения заданий и вносят необходимые коррективы.
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства (рисунки) для решения учебных задач; логические – устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: умеют работать коллективно, слушать и понимать речь других.
Оборудование : учебник «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова, :компьютер, проектор, презентация, смайлики (грустный, радостный, нейтральный),фрагмент музыкальной записи с грустной и веселой мелодией, детали грустного и веселого лица, отрывок из мультфильма «Ах и Ох», толковый словарь Ожегова.
Формы, методы, методические приемы
- Мотивирование учебной деятельности. (Организационный момент)
Подготавливает рабочее место для занятия, создает комфортную ситуацию на уроке.
Доброе утро ребята.
Прозвенел и смолк звонок.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели.
Настраиваются на успешную работу на уроке.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
1. Игра «Доброе утро.»
— Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой — значит, вы услышали и отвечаете на мое приветствие. Попробуем?
— доброе утро всем девочкам!
— доброе утро всем мальчикам.
— Доброе утро всем тем, кто чистил сегодня зубы.
— Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном.
— Доброе утро всем, кто любит конфеты.
— Доброе утро всем, кто хочет знать, чем будем заниматься сегодня на нашем занятии.
Отвечают на вопросы.
2. Выведение темы урока:
Ребята, попробуйте отгадать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
Это бывает хорошим, но бывает и плохим.
Это может подняться, а может опуститься.
Это может испортиться или даже совсем пропасть.
У людей оно может меняться несколько раз за день.
Что это? (настроение)
Выносим это слово в тему нашего урока – поговорим про настроение
3. Постановка цели урока:
а) на какие вопросы о настроении вы хотели бы сегодня получить ответы?
б) учитель: (подводя итог всему сказанному детьми): а действительно:
Что такое настроение? Где оно живёт?
Как оно ложится спать? Когда оно встаёт?
Что же ему нравится? А что ему вредит?
Кто же постарается, всё это объяснит?
Сегодня мы с вами поговорим о настроении, какое оно бывает, от чего зависит, как оно может повлиять на человека. Вот давайте все вместе и постараемся найти ответы на эти вопросы:
в) вывешивается план:
1. Что такое настроение?
2. Каким оно бывает?
3. От чего зависит настроение?
4. Как его исправить?
а) так что же такое настроение?
— Как вы понимаете, что такое настроение? ( слайд 2)
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Кто веселится, кто густит
Кто испугался, кто сердит
Рассеет без сомнения
б) толкование слова из толкового словаря Ожегова ( слайд 3 ):
«Настроение – это внутреннее душевное состояние человека ».
Это то, что чувствует человек.
Слушают стихотворение. Читают толкование слова на слайде.
- Первичное усвоение новых знаний.
Предлагаю вам попробовать угадать, что чувствуют ребята, изображенные на картинках, какие они испытывают эмоции, какое у них настроение.
(Слайды «Угадайте эмоции»)
— Что такое настроение?
— Мы можем потрогать настроение руками?
— А можем его увидеть? (я улыбаюсь)
Значит настроение — это эмоции, которые отражаются на нашем лице, чувства, которые мы испытываем.
Смотрят на слайды.
— Давайте попробуем передать выражение лица соседу.
Передайте добрую улыбку, смешинку, страшилку, злобу, сердилку и напоследок добрую улыбку.
— Какое выражение лица вам больше понравилось? Почему?
Улыбка – это хорошее настроение. С помощью улыбки мы дарим друг другу здоровье и радость.
Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Начинайте день с улыбки. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.
На прошлом уроке мы рассуждали на тему Здоровье. А как вы думаете, здоровье влияет на настроение человека?
Работают в парах. Выполняют заданные действия
Я предлагаю провести физкультминутку (Видео).
Повторяют движения за пандой
Какое настроение у вас после физкультминутки?
— Если у нас хорошее настроение, то оно передастся и окружающим.
— А как вы думаете, может ли настроение испортиться? Как? Потеряться?
А как может настроение потеряться?
Послушаем, как потерялось настроение у девочки Юли.
У моей сестренки Юлии
Утром, только Юля встала,
Перестала маму слушать,
Бутерброд не хочет кушать.
Ах, какое невезенье:
Кто же может нам сказать,
Где теперь его искать?
Вот пишу я объявление:
Если кто его найдет,
Пусть сестренке принесет».
— Как вы понимаете слова «потерялось настроение»?
— Как помочь вернуть хорошее настроение?
Источниками хорошего настроения может быть:
-общение с друзьями,
— игра с животными;
Отвечают на вопросы учителя. Слушают стихотворение.
Откроем учебник на стр.65 и рассмотрим рисунки, какое настроение у каждого ребенка, и почему?
Работа с учебником стр. 65
Рассмотрите рисунки. Расскажите, какое настроение у каждого ребенка. Почему?
- Вася смотрел футбол. Играла его любимая команда. Была ничья. Но вдруг на последней минуте матча футболист его любимой команды забил гол. Вася был очень рад. Весь вечер у него было прекрасное настроение.
- Маша хотела вскипятить молоко, а кошка в это время вертелась под ногами и просила молока. Наткнувшись на кошку, Маша уронила кастрюлю, молоко оказалось на полу. Кошка обрадовалась, а Маша разрыдалась. Два дня у неё было плохое настроение.
- В дверь позвонили. Не спросив «Кто там?», Петя открыл дверь. На него с плаката смотрел чёртик. Мальчик испугался и бросился бежать. За спиной раздался смех его соседки Люси. Петя понимал, что девочка не хотела его испугать, но настроение она ему всё-таки испортила.
- Шляпа двигается по комнате, да ещё шипит. – известная история. Тут не до смеха. Пока разберёшься, что под шляпой – кошка, о чём только не подумаешь.
Выводы: Как вы поняли, наше настроение во многом зависит от ситуации, в которой мы находимся и от людей, которые нас окружают. А от чего же еще может зависеть наше настроение? Об этом мы с вами сейчас узнаем.
Работают по учебнику. Отвечают на вопросы. Описывают ситуации.
- Применение новых знаний и умений в новой ситуации.
Состояние природы и настроение людей.
( Слайд 10 «Солнышко»)
Посмотрите на солнышко. Какое настроение у вас появляется, когда вы видите такое веселое солнышко? Неслучайно в народе говорят: «Добро – это солнце». Солнце одаривает своими лучами. И хочется пожелать всем: «Хорошего настроения».
Плохое и хорошее настроение может создаваться не только жизненными ситуациями, но и состоянием природы.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
Какое настроение вызвали у вас эти строки?
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах
А какое настроение у вас создали эти строчки?
Отвечают на вопросы учителя. Слушают стихотворения.
Отношение людей к миру в зависимости от настроения.
Знаете, люди с разным настроением совершенно по-разному смотрят на мир.
Вот послушайте (звучит стихотворение М. Щеловановой):
Какое сегодня утро?
Сегодня плохое утро!!
Сегодня скучное утро!!
И, кажется, будет дождь…
Почему же плохое утро?
Сегодня хорошее утро!!
Сегодня весёлое утро!!
И тучи уходят прочь!!
Утреннее настроение (слайд 11)
У папы настроение
У мамы настроение
У брата настроение
Чтение стихотворений, заранее подготовленными детьми
Музыкальные произведения и настроение людей.
А еще на наше настроение могут влиять очень разные вещи, например, книги, которые мы читаем, картины, художественные фильмы и мультфильмы, и даже музыкальные произведения.
А сейчас послушаем музыку и ответим, какое настроение хотел передать композитор, сочиняя ее?
( Слайд Дмитрий Шостакович и Сергей Рахманинов )
Слушают отрывки из музыкальных произведений.
Я предлагаю провести физкультминутку (Видео).
Повторяют танцевальные движения.
- Систематизация и обобщение знаний и умений. Закрепление и применение учебного материала.
Теперь закрепим наши знания по теме урока, поработав с тетрадями на стр.70
1. закрасить круги по надписям.
2. Определить настроение по выражению лица
А от чего зависит ваше настроение в школе? (зависит от успешного выполнения всех заданий, от хороших мыслей)
А сейчас посмотрим, какое настроение было у героев мультфильма «Ох и Ах».
(Просмотр отрывка из мультфильма)
Каким был Ах? Какое настроение у Аха? Почему? Каким был Ох? Какое настроение было у Оха? Почему? Нужно ли Оху изменить своё настроение? У весёлого, жизнерадостного человека всё получается. И Оху надо научиться управлять своим настроением. Ведь настроение человек может создать себе сам.
А сейчас узнаем, какое настроение у ребят.
Предлагаю вам закончить рассказ:
Вы вышли на улицу. Навстречу бежал мальчик из соседнего дома. «Доброе утро!» — крикнул он и улыбнулся. Вам захотелось…
Подошел автобус. Вы хотите войти, но всех отталкивает подросток и грубо говорит: «Куда лезешь?» Настроение ваше…
Вы больны. Болит голова, кашель, насморк. За окном дождь и ветер. Настроение…
Друг поделился с вами радостью. Вы…
Вы больны. Болит голова, кашель, насморк. За окном дождь и ветер. Настроение.
Подошёл автобус. Вы хотите войти, но вас отталкивает мальчик и говорит: «Куда лезешь?». Настроение ваше.
Поиск способов улучшения, исправления настроения:
А можно ли изменить настроение, настроить себя, как радио, на жизнерадостный лад? Давайте научимся быть сами себе настройщиками!
1 прием . Подвигаться под ритмичную музыку.
2 прием . Вызвать у себя смех. Можно, например, послушать или прочитать смешную историю.
3 прием . Полакомиться сладостями.
4 прием . Поиграть с животными.
5 прием . Почитать книгу вместе с мамой.
Отвечают на вопросы учителя. Смотрят отрывок из мультфильма.
Работа с рабочей тетрадью.
- Рефлексия учебной деятельности (Итог)
Перед вами лежат конверты, в которых вырезаны верхние и нижние части лица:. Ваша задача- приклеить на лист части так, чтобы глядя на получившиеся лица вы могли рассказать какое настроение у этого ребенка.
Работа в группах (2человека)
Посмотрите на лица, которые у нас получились. У нас получилась целая портретная галерея! Мы найдем в кабинете место, где сможем разместить эти портреты.
Наш урок подходит к концу, и мы должны определить: достигли ли мы поставленной цели — научиться определять по внешним признакам настроение другого человека? Как же мы можем определить настроение другого человека?
По вашим лицам я вижу, что довольны результатам нашего исследования.
Покажите, с каким настроением вы покидаете урок.
У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению.
Веселый — Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.
Простой — Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.
Грустный — Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!
Подведение итогов урока .
Урок я хочу закончить словами: (слайд 14)
Не стесняйтесь, друзья, своей нежности,
Доброты не стесняйтесь своей.
Пусть и в сердце у вас, и во внешности
Больше солнечных будет лучей!
Улыбайтесь друг другу приветливо,
Это так украшает ваш взгляд
И ответить взаимно вам вежливо
Будет каждый, по-моему, рад.
Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Начинайте день с улыбки. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость
Выполняют практическую работу. Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают, какую цель ставили в начале урока. Обсуждают, удалось ли достичь этой цели.
Источник