- «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов» презентация на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «Потерянные крылья»: психодрама и арт-терапия в работе с синдромом эмоционального выгорания
- Цели воркшопа:
- Сценарий воркшопа по выгоранию (июнь 2010 г.)
- I. Введение в тему эмоционального выгорания
- II. Создание и конкретизация образа выгорающей части личности
- 1. Арт-терапевтическая часть.
- 2. На общий круг
- 3. В парах — соконсультирование (три части)
- IV. Психодраматическая работа с образом выгоревшей части. Виньетки
- V. Авторская «карта ресурсов души»
- VI Заключительный шеринг
- VII. Завершение. Теория
- Выводы по выгоранию
- VIII. Ответы на вопросы
«Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»
презентация на тему
Вашему вниманию я предлагаю рисуночные методики они являются диагностическим (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в работе по проф.выгоранию педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sindrom_emots_vygoraniya_risun_testy_-_kopiya.docx | 35.11 КБ |
risunochnye_testy.pptx | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1 Консультация на тему:
«Использование рисуночных методик в качестве
диагностики и профилактики синдрома
эмоционального выгорания педагогов»
В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников.
Слайд 2 Что такое синдром профессионального выгорания?
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Слайд 3 Чрезмерные эмоциональные нагрузки, возникающие в процессе выполнения профессиональных обязанностей, вызывают у многих педагогов развитие заболеваний психосоматического характера: язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний сердечно-сосудистой системы, заболеваний неврогенного характера – нервные истощения, неврозы. Ухудшение профессионального здоровья педагога – «…национальное бедствие …показатель того, что одна из самых преданных популяций охвачена моральной апатией, нравственной депрессией…». А между тем требуемые от педагога выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его здоровьем.
Сейчас Вашему вниманию я предлагаю рисуночные методики они являются диагностическим (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в работе по проф.выгоранию педагогов.
Обратите внимание у вас есть листочки с рисунками первая рисуночная методика называется «Домик для эльфа».
Цель данной методики узнать отношение педагогов к окружающему миру.
Итак — Перед вами кусочек лесного пейзажа и маленький эльф, которому нужен домик. Ваша задача проста – нарисуйте ему дом!
Прежде всего, посмотрите, где именно вы нарисовали домик для эльфа. Выбор места очень важен, он показывает, как вы относитесь к людям, доверяете вы им или нет.
Слайд 4 Если вы нарисовали ДОМИК НА ВЕТКЕ ДЕРЕВА подобно скворечнику, то это говорит о вашей открытости миру, по натуре своей вы оптимист и искренне верите в то, что хороших людей в мире куда больше, чем плохих.
Слайд 5 Если ваш ДОМИК ВИСИТ НА ВЕТКЕ, как гамак или авоська, то это показывает вашу готовность идти на контакт, вашу веру в порядочность людей. Однако при всем при этом вы допускаете мысль, что в мире существует и подлость и что злых людей на свете не так уж мало. Ваш принцип: доверие – вещь хорошая, но без осторожности не обойтись.
Слайд 6 Если вы сделали эльфу ДОМИК ВНУТРИ ГРИБА, это говорит о вашей осторожности и благоразумии, вы никогда не пуститесь ни в какую авантюру, у вас мало друзей, зато это настоящие друзья, проверенные временем и совместными испытаниями. Если в доме – грибе НЕТ ОКОШЕК, то это свидетельство вашей нелюдимости, вы предпочитаете одиночество шумным компаниям. К миру вы относитесь с нескрываемым подозрением, как будто ждете подвоха. Если же ОКОШКО ЕСТЬ, то это говорит о том, что вы не против общения с людьми. Чем окошек больше, тем с большей готовностью вы заводите друзей.
Слайд 7 ДОМИК У РЕКИ говорит о вашей романтичности и сентиментальности. Вы смотрите на мир сквозь розовые очки, все люди кажутся вам добрыми и красивыми, вы полны иллюзий и верите во все самое лучшее и светлое. К сожалению, вы часто разочаровываетесь в людях.
Слайд 8 Если вы установили ДОМИК В ТРАВЕ, то можно предположить, что вы практичный и уверенный в себе человек, вы знаете, чего вам ждать от жизни, и не строите иллюзий. Вы умеете преодолевать сложности и не боитесь жить.
Слайд 9 Если вы сделали эльфу ЗЕМЛЯНКУ, устроив ДОМИК В ХОЛМЕ, то это явный признак вашей скрытности и замкнутости. Вероятнее всего, это ваши не природные качества, а приобретенные вследствие некоего отрицательного жизненного опыта. Возможно, вас когда-то обманули, предали или обидели, и с тех пор вы перестали доверять людям. Однако если вход в землянку достаточно широк и присутствуют окна, то это значит, что вы уже на пути к душевному выздоровлению.
Слайд 10 Следующая методика «Пары фигур» или «В чем ваша проблема»
Цель данной методики диагностическая — выявление жизненных проблем. Профилактическая – обучение самоанализу, умению размышлять над собственными жизненными проблемами, анализировать их и действовать сообразно обстоятельствам
Перед вами таблица, в которой вашему вниманию представлены четыре пары фигур. Рассмотрите их и закрасьте ту из фигур в паре, которая покажется вам наиболее симпатичной. В результате ваших действий в таблице должно оказаться четыре светлые фигуры и четыре (парные им) закрашенные.
Смысл этого теста заключается в том, что он наглядно демонстрирует вашу готовность и умение размышлять над вашими жизненными проблемами, анализировать их и действовать сообразно обстоятельствам.
Сразу надо отметить, что все ФИГУРЫ СЛЕВА (1, 3, 5, 7) — это ваше прошлое и настоящее.
ФИГУРЫ СПРАВА (2, 4, 6, 8) — ваше будущее. То есть в каждой паре фигур представлено и прошлое и будущее, и это очень важно учитывать при трактовке полученных значений.
Начнем собственно расшифровку теста.
Слайд 11 ПЕРВАЯ ПАРА ФИГУР — это ваши мысли, склонность к рефлексии и способность к самоанализу, адекватное восприятие мира. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это значит, что мыслями вы постоянно возвращаетесь к своему прошлому, снова и снова переживаете свои ошибки, критикуете себя и занимаетесь самоедством. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то это означает, что вы способны извлекать уроки из своих ошибок и, не зацикливаясь на них, стремитесь вперед, к своей цели.
Слайд 12 ВТОРАЯ ПАРА ФИГУР — это ваши чувства, эмоции, дружеские и любовные привязанности. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это говорит о том, что вы живете прошлым, вы не способны самовольно отказаться даже от обременительных отношений, освободиться от гнета и груза проблем. Зачастую вы становитесь пленником своих же чувств, от которых не можете избавиться. Если же вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то можно предположить, что вы свободно распоряжаетесь своими чувствами и никто и ничто не заставит вас цепляться за отношения, отжившие свой срок.
Слайд 13 ТРЕТЬЯ ПАРА ФИГУР — это ваши желания и потребности. Если вы ВЫДЕЛИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это говорит о том, что вы не развиваетесь как личность, все ваши установки незыблемы, ваши желания и потребности не меняются или меняются еле заметно. Вы просто не задумываетесь над тем, что пора бы что-то изменить в себе и своей жизни, вы довольствуетесь тем, что у вас есть. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА то это признак вашего постоянного развития. А вместе с вами изменяются и ваши жизненные установки.
Слайд 14 ЧЕТВЕРТАЯ ПАРА — это ваши действия. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это значит, что вы боитесь действовать самостоятельно, вы нуждаетесь в руководителе. Если же вы ВЫДЕЛИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то это говорит о том, что вы самостоятельный и уверенный в себе человек.
Надеюсь, что данные тесты помогли вам увидеть себя в новом свете — если есть проблемы, значит надо их решать, а если все в порядке значит вы идете правильной дорогой, но в любом случае хочу предложить вашему вниманию небольшую памятку, что делать чтобы не сгореть на работе.
- Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
- Любите себя или, по крайней мере, постарайтесь себе нравиться.
- Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
- Подбирайте дело по себе: своим склонностям и возможностям. Это позволит вам поверить в свои силы и испытать радость от хорошо сделанной работы.
- Перестаньте жить за других, их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
- Находите время на себя. Вы имеете полное право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
Семь секретов Счастливого Человека:
1. Не беспокоиться о том, что думают о тебе окружающие. (Секрет Свободы)
2. Любая наша мысль обязательно материализуется. (Секрет Реальности)
3. Полюбите и примите своё тело. (Секрет Красоты)
4. Не осуждайте и не критикуйте себя и других. (Секрет Дружбы)
5. Дарите Любовь и не переделывайте Любимых. (Секрет Любви)
6. Научитесь сначала давать, а потом получать. (Секрет Богатства)
7. Меньше думайте, больше любите и радуйтесь. (Секрет Счастья)
Источник
«Потерянные крылья»: психодрама и арт-терапия в работе с синдромом эмоционального выгорания
Автор — Екатерина Лесовая
Часть 4. © Материалы VIII Московской психодраматической конференции
Работа с выгорающей частью психики: ее творческое насыщение внутренними ресурсами. Материалы воркшопа. В заключение статьи расскажем о воркшопе «Потерянные крылья: психодрама и арт-методы в работе с эмоциональным выгоранием», проведенном нами в прошлом году на конференции. Этот семинар может быть проведен с любыми представителями выгорающих профессий (медиками, психологами, педагогами, администрацией и проч.), а также с родителями как особой выгорающей группой. Предварительные психологические знания о синдроме эмоционального выгорания не требуются.
Данный воркшоп был опробован на психологах, педагогах, директорах школ и включен в курс «Профилактика эмоционального выгорания».
Цели воркшопа:
- Работа с синдромом эмоционального выгорания при помощи арт-терапии и психодрамы.
- Выявление индивидуальных особенностей выгорания для каждого участника: преобладающей его стадии и сферы (семья, работа, хобби…).
- Нахождение образа для выгорающей части личности, его конкретизация.
- Налаживание интрапсихического контакта Эго и выгорающей части личности. Прояснение основных потребностей и нарушений баланса, которые провоцируют выгорание.
- Создание поля (карты) внутриличностных ресурсов участников, с помощью арт-методов. Интеграция выгоревшей части личности в поле ресурсов, нахождение способов ее «исцеления».
- Активизация творческого потенциала участников, усвоение принципа трансформации нересурсного состояния в ресурсное.
Сценарий воркшопа по выгоранию (июнь 2010 г.)
I. Введение в тему эмоционального выгорания
- Представление ведущего. Опыт работы. Почему ведущего интересует тема выгорания?
- Если группа маленькая — сбор ожиданий: чего лично я жду от группы, хотел бы поработать над собой?
- Участников просят 4 раза выстроиться в психодраматическую линейку, чтобы оценить свое состояние выгорания и позицию относительно других членов группы.
- Насколько часто вы оказываетесь в ситуациях повышенной активности, временного цейтнота, перегруженности информацией и работой? (начало линейки — минимальная перегруженность, конец линейки — максимальная перегруженность).
- Насколько сильно ваше ощущение усталости, потери сил, нехватки энергии в последнее время?
- Часто ли бывает так, что вы не хотите общаться со своими домашними, или клиентами?
- Часто ли вы обесцениваете важную для вас сферу деятельности, свои результаты? Комментарий ведущей: 4 психодраматические линейки — это 4 феномена и одновременно 4 стадии выгорания.
- Конкретизация сферы выгорания: Поднимите руки те, кто иногда испытывает выгорание в семье? В воспитании детей? В работе? В общении с коллегами? С начальством? В хобби? С друзьями?
II. Создание и конкретизация образа выгорающей части личности
1. Арт-терапевтическая часть.
Материалы: бумага, картон, клей, ножницы, мелкий хлам, пуговицы, нитки, киндер-сюрпризы, ленты, пластилин, вырезки из журналов для коллажа и проч. В процессе создания портрета, скульптуры и образа своей выгорающей части человек может шить, лепить, клеить, рисовать.
Инструкция: Создайте рисунок, маску, коллаж, скульптуру той части вас, которая выгорает сейчас или выгорала раньше. Используйте все имеющиеся материалы. В процессе создания найдите имя для вашей выгорающей части, услышьте ее послание, что главное она хочет вам сказать. Часто ли эта часть бывает обожжена? Хорошо ли вы ее знаете? Какие чувства к ней испытываете?
2. На общий круг
Погружение в роль своей выгорающей части и представление из ролей по кругу. Имя, характерный жест, главное качество персонажа. Снятие ролей.
3. В парах — соконсультирование (три части)
- Интервью из роли: «что необходимо тебе, выгорающая часть, какой вид заботы, какое внимание? Какие у тебя потребности»?
- Человек снимает с себя роль выгорающей части и становится самим собой (идентификация с взрослой частью личности). Вспомогательное «Я» передает пожелания и требования выгоревшей части.
- От своего лица человек принимает решение — как он будет заботиться о выгоревшей части, как ей помогать — и говорит об этом выгоревшей части.
IV. Психодраматическая работа с образом выгоревшей части. Виньетки
- Диалог с выгоревшей частью, переговоры с «королем в голове», «центральным Я». Претензия выгоревшей части — ответ взрослой части — решение о взаимодействии и помощи выгоревшей части. Возможно — экологическая проверка.
- Ресурсная работа. Чего хочет выгоревшая часть, психодраматическая реализация желаний.
- Баланс «Хочу — надо». Для каждого «Надо» находится реальная компенсация для обеспечения отдыха, безопасности и реализации желаний (удовлетворения потребностей).
V. Авторская «карта ресурсов души»
Включение в карту ресурсов выгорающей части. Нахождение ей места, помощников, питательной среды, возможностей развития, безопасности, украшений и проч., исходя из имени и потребностей.
- Создание карты внутриличностных ресурсов. Инструкция: Предлагаю вам вновь обратиться внутрь себя. Каждый из нас имеет не только опыт пребывания в трудных жизненных ситуациях, но и выхода из них. Мы имеем багаж ресурсов в виде определенных мыслей, эмоций, психотехник, людей к которым мы обращаемся за помощью, ресурсных мест и т.д. Вспомните, что больше всего помогает вам в трудных ситуациях, в условиях нехватки ресурсов, поддержки, во временном и денежном цейтноте, усталости… Сейчас мы будем создавать карту ресурсов души. Вы можете нарисовать ее на листе, а можете добавить элементы коллажа. Можно карту вылепить из пластилина или сделать трехмерной. Вспоминайте все то, что помогает вам, и наносите это на вашу карту. Если это ситуации или люди — они тоже есть в вашем внутреннем мире как поддерживающие образы. Изобразите их. Вы можете на первом этапе просто творить, никак не называя фрагменты карты ресурсов. Пусть вас ведет творческий поток.
- Интеграция выгорающей части в ресурсную карту. Через 10-20 мин. Инструкция: Сейчас, когда вы находитесь в процессе создания карты ресурсов, обратите внимание на образ своей выгорающей части. Пожалуйста, включите ее в вашу ресурсную карту. Найдите ей место, исходя из того, какие потребности у вашей выгорающей части. Может быть, вы сделаете ей безопасный дом или украсите ее, или покормите, или подружите с каким-то ресурсом. Выгорающая часть должна присутствовать или быть физически связанной с вашей картой ресурсов.
- Общий круг после завершения интеграции выгорающей части в карту ресурсов. Вернисаж — работы раскладываются по кругу, люди молча смотрят, осознают свои чувства.
- В парах (тех же) — участники поочередно вживаются в роль своей выгорающей части и делятся ощущениями. Что изменилось, когда о выгорающей части позаботились у нашли ей место (роль).
- Виньетка «Карта ресурсов», или путешествие выгорающей части по стране ресурсов.
VI Заключительный шеринг
VII. Завершение. Теория
Общий круг.
Что происходит с выгорающим человеком?
- а — усталость, истощение, психосоматика
- б — редукция личных достижений
- в — деперсонализация (обесценивание, эмоциональное отстранение).
Что сильнее всего мешает творчеству и нашим крыльям? (интроекты, негативные установки, неконструктивные модели поведения, неумение попросить помощь…
Выводы по выгоранию
- Выгорание сопровождает нехватка ресурсов, нарушение баланса «брать-давать»
- Выгорание бывает спровоцировано нарушением психологической безопасности
- Выгорание «заразно», так как выгоревшие люди мало отдают и много берут
- Выгорание — это психологическая защита в ответ на многочисленные стрессы
Выводы — с чем можно работать для снижения уровня выгорания: 1) с внешними факторами — организационно вплоть до смены окружения и работы, 2) с ложными и иррациональными убеждениями (мыслями) и над формированием позитивного мышления 3) со сферой фрустрированных потребностей и чувств 4) на уровне тела обеспечение отдыха, нормальной еды, сна и проч. 5) тренинг совпадающего (копингового) поведения и конструктивных способов реагирования на стресс.
VIII. Ответы на вопросы
Итак, мы описали некоторые общепсихологические особенности синдрома эмоционального выгорания. Мы полагаем, что творчество, тренинг ассертивного поведения и копинга и формирование позитивного мышления — наиболее важные способы предотвращения и снижения уровня выгорания. Особенно важным нам представляется работа над актуализацией и наращиванием «контейнера» внутриличностных ресурсов и навыков. С выгорающей частью личности можно проводить психодраматическую работу, аналогично работе с любой частью интрапсихической реальности.
Источник