Как написать сценарий с чувством

Как показать мысль, вкус и запах в вашем сценарии

Оставьте описания внутренних размышлений, скрытых мотивов, воспоминаний прошлого и тайные страхи для романов. Перед сценаристом стоит сложная задача рассказать историю, используя только два органа чувств: слух и зрение. О том, как с их помощью показать в сценарии вкус, запах, осязание и даже шестое чувство — в статье Уильяма Мартелла.

Писатели — и прозаики и поэты — могут в своих работах свободно задействовать все шесть органов чувств. Слух: звук далекого горна, диалог. Запах: приятный аромат костра на сосновых поленьях в осенний день. Зрение: можно просто показать событие или действие персонажа, двигающее историю вперед. Осязание: прикосновение к мягкому бархату или ощущение горячего асфальта под босыми ногами. Вкус: свинина в кисло-сладком соусе, послевкусие горячей микстуры от кашля. Можно даже свободно использовать то странное шестое чувство: наладить между персонажами и читателями телепатическую связь и мы будем знать, о чем они думают и что чувствуют. А вот сценаристы ограничены только двумя органами чувств: слухом и зрением. Это одна из сложностей сценарного мастерства: в нашем распоряжении только треть инструментов, которыми может воспользоваться обычный писатель — и, заметьте, самых лучших мы лишены! Некоторые сцены, которые так легко описать в рассказе, невозможны в сценарии. Например:

Запах

Главная героиня Джейн, кажется, наконец-то встретила идеального мужчину по имени Кен, она с ним много болтала по телефону. Кен умен, учтив и нежен. По телефону они общаются так, словно знакомы уже много лет. Джейн немного нервничала, когда они, наконец, обменялись фотографиями, но оказалось, что Кен хорош собой. Они договорились о свидании.

Кен приезжает к Джейн в отличном костюме и с букетом цветов… ну очень сладко пахнущих цветочков. Даже чересчур. Джейн ставит их в вазу, чтобы избавиться от такого навязчивого запаха и вдруг понимает, что пахнет Кен, а не цветы. Он, кажется, вылил на себя литр дешевого лосьона после бритья. Джейн отодвигается от Кена подальше, но от этого запаха нет никакого спасения. Кен может выглядеть и разговаривать, как идеальный мужчина, но этот ужасный запах!

В рассказе сцена допустима. На экране же она не сработает. Мы ограничены тем, что можно увидеть и услышать. Если Джейн скажет про запах вслух, то сцена закончится. Замечание обидит Кена и он уйдет.

Поэтому, нам придется придумывать обходные способы показать ситуацию, в которую попала Джейн. Допустим, они поднимаются в лифте и она машет рукой у носа, чтобы отогнать запах…. Но как показать зрителю, что это за запах? Большинство зрителей подумают, что у него проблемы с кишечником. Как же показать источник запаха? Кен хорошо одет. Никаких признаков того, чем он пахнет, нет. Конечно, если бы вместо Кена в лифте ехал немытый бомж в лохмотьях, а Джейн прикрыла бы нос и рот, зритель бы сразу же предположил, что пахнет именно бродяга. Этот бродяга дает зрителю визуальную подсказку. Мы знаем, как пахнут немытые люди, и этот запах сразу же всплывает в памяти. Но Кен чист. Чем он может пахнуть? Один из способов объяснить, чем пахнет Кен — это показать его готовящимся к свиданию. Но тогда не сработает шутка с цветами — зритель поймет все заранее. Сцена по-прежнему не работает, но по крайней мере, зритель догадается, что у Кена нет метеоризма. Запах нельзя увидеть. Можно показать реакцию персонажей на запах, но без визуальных подсказок зритель не может понять, что это за запах и сцена рассыпается.

Можно написать целый роман о человеке, путешествующем по миру и пробующем самые экзотические блюда со всего света. Но давайте не будем далеко уезжать и посмотрим на сцену, в которой Марджи готовит изысканный ужин на тридцать пятый день рождения своего мужа Ларри. Она записала рецепт того самого блюда, которое они ели во время медового месяца в одном пятизвездочном ресторане. Марджи тайно купила все ингредиенты, все приготовила и преподнесла Ларри сюрприз. Ух ты! Выглядит все очень здорово! Ларри отрезает кусочек, разжевывает, но не может проглотить. Вместо молотого орегано Марджи случайно использовала молотую корицу. Какой ужасный вкус! Ларри не хочет расстраивать Марджи и съедает все до последней крошки, кусочек за кусочком. Так он показывает, на что способен человек ради любви.

Проблема сцены в сценарии была бы в том, что зритель не догадывается, что что-то не так с едой. Марджи подает ужин. Ларри все съедает с улыбкой. Если Ларри сделает что-то, что выдаст неприятный вкус блюда, то это поймет и Марджи. А это испортит весь праздник и, кто знает, может быть повредит и их браку. Мы не можем увидеть, что происходит во рту у Ларри — только его реакцию. Мы можем показать, как он откусывает большой кусок, улыбается Марджи, подносит салфетку ко рту и незаметно все выплевывает. Когда Марджи выходит на кухню, он может быстро положить все из своей тарелки обратно в блюдо. А когда Марджи вернется, он похвалит ее еду. «Хочешь еще?» — спросит Марджи. «Я много приготовила». И она непременно положит Ларри ту самую еду, которую он только что скинул. Мы нашли способ дать визуальную подсказку зрителю. Теперь он знает: с едой что-то не то. Но что именно, он так и не понимает. Нельзя показать, что вместо орегано Ларри ест корицу. Может быть, то, что он ест по вкусу напоминает старые носки, а может быть, еда отравлена или испортилась, а может Ларри просто такая еда не нравится. В общем, сцены, в которых ключевую роль играет вкус, в кино не очень хорошо работают.

Читайте также:  Что делать когда чувствуешь себя вампиром

Осязание

А как же осязание? Да, мы можем показать текстуру на экране, но почувствовать ее зритель все равно не сможет. В романе может быть сцена, в которой главный герой Чак танцует весь вечер с красивой девушкой Бобби. Между ними проскочила искорка. Вот Чак и Бобби выходят на свежий воздух. Они целуются под луной. Сперва смущенно, а потом — со все нарастающей страстью. Чак возбуждается, он гладит Бобби по лицу, по щекам и вдруг… чувствует покалывание недавно сбритой щетины… и понимает, что он целовался с мужчиной! Чак чувствует подступившую тошноту.

Сцена сработает в книжке, но на экране у нее нет шансов. Мы не можем показать, что почувствовал Чак. Если бы щетина Бобби была видна, сцена бы не состоялась. Зритель поймет, что Бобби — мужчина, и будет недоумевать, почему же Чак этого не видит. Он что, совсем дурак? Может быть, он специально хотел развлечься с трансвеститом? Если не дать визуальной подсказки про щетину, то мы увидим лишь то, что Чак прикоснулся к ее щеке, а потом оттолкнул Бобби. Почему? Непонятно. Действие без причины. Мы видим, что он жалеет, что поцеловал ее, но почему? Нельзя показать осязание. Нельзя показать, что Чак возбужден, не скатываясь в пошлость. Нельзя показать, что его тошнит, если только его в самом деле не вырвет. Он может схватиться за живот или прижать руку ко рту…. А что если мы хотим, чтобы Чак ушел от Бобби без объяснения. Показать текстуру можно, но почувствовать ее — нет.

Шестое чувство

А самый лучший инструмент в распоряжении писателя — это «шестое чувство». И, к сожалению, сценарист им пользоваться не может. Часто в романах мы знаем, какие эмоции испытывает персонаж, что им движет, какие мысли его одолевают, о чем он вспоминает. Есть целые книги, написанные так, что внешне в них почти ничего не происходит, зато мысли и размышления персонажа рассказывают целую историю. Герой может жевать печенье и вспоминать свою жизнь, или потихоньку справляться со своими ежедневными делами, а в душе погружаться в пучину страстей. Персонаж может откусить экзотический фрукт и вспомнить женщину, с которой он его впервые попробовал.

Допустим, наш герой Джо ненавидит своего начальника — Клэйтона. Клэйтон может быть придурком, из-за неправильных решений которого компания потеряла миллионы долларов. Джо не доверяет Клэйтону, он знает: случись что не так и начальник попытается свалить всю вину на Джо. Джо переживает из-за того, что ошибки Клэйтона могут разрушить компанию, и тогда Джо придется искать новую работу. Джо может внутренне огрызаться на все замечания Клэйтона, но внешне он будет выглядеть спокойным и учтивым, они могут говорить о бизнесе или о других вещах — о гольфе, например.

Без шестого чувства мы увидим просто скучный диалог. Мы не поймем, что когда Клэйтон предложит сомнительную идею, а Джо поддержит ее, то в глубине души он на самом деле будет в ужасе. В сценариях используется картинка и звук, а не умение читать мысли героя.

Остерегайтесь в сценарии таких слов, как «понимает», «думает», «знает»… Эти слова описывают шестое чувство и обычно предваряют событие, которое не является ни звуком, ни картинкой. Если вы напишете фразу: «Джордж знает, что Ральф его предаст», то сообщите читателю сценария то, о чем зритель никогда не узнает. Я читал несколько сценариев, которые купили, благодаря таким описаниям, но ни одного хорошего фильма из них не получилось. Важная информация так и оставалось на бумаге, потому что ее нельзя было ни увидеть, ни услышать.

Отличная книга / Ужасный фильм

В Золотой Век Голливуда в ходу было такое выражение: «Из отличных книг получаются ужасные фильмы, а из ужасных книг — отличные сценарии». Если персонажи решают сложные нравственные проблемы или осознают что-то, если мы не можем увидеть или услышать их проблемы, то сюжет фильма кажется простым, скучным, а герои — бездействующими. Все, что делает книгу интересной, происходит в голове персонажа! Поэтому, когда будете выбирать книгу для экранизации, обратите внимание на конфликт, на изменение персонажа. Все это должно иметь хорошее визуальное выражение. Рассказ об алкоголике, который каждый день борется с собой, может быть историей постоянного конфликта: вот он проходит мимо бара, куда раньше постоянно заходил по пути на работу, вот официант спрашивает его, не желает ли он заказать коктейль. Да, ему живется очень сложно, но эта битва — внутренняя. Основной конфликт этой истории протекает внутри героя — там, куда мы заглянуть не можем. Единственный способ показать нам это — экспозиция. Да, один персонаж может рассказать другому, что он думает. Но первое правило кино — показывай, а не рассказывай.

Читайте также:  Ощущение чувств другого человека

Если нельзя рассказать историю с помощью изображения и звука — то лучше ее рассказать в другой форме. Значит ли это, что все киноистории поверхностные, простые и глупые? Да вовсе нет! Просто они должны иметь визуальное выражение. Вы должны научиться показывать сложные эмоциональные конфликты через…

Внешние действия

Мы не знаем, как себя чувствует персонаж. Приходится это показывать. Сценарист должен найти действие, выражающее эмоцию. Это просто, если эмоция — грусть и персонаж плачет. Или если эмоция — гнев и персонаж что-то крушит. Но что делать с более тонкими, сложными эмоциями и смешанными чувствами? Как показать разочарование? Подозрение? Разбитое сердце?

В фильме «На север через северо-запад» Кэрри Грант подозревает, что Ева Мари Сэйнт подстроила нападение на него на кукурузном поле. Он не говорит этого, но его действия все выражают. Когда Сэйнт бежит к нему чтобы обнять, Грант ее не обнимает. Вместо этого он сжимает кулаки. Он пытается не прикасаться к ней, несмотря на ее объятия. Мы ВИДИМ , как он себя чувствует.

Cцены должны иллюстрировать характер персонажа. Возможно, вам потребуется пересмотреть весь сценарий и в каждую сцену добавить действие или решение персонажа, которые показывают все необходимые эмоции. Обратите все эмоции в действия, а чувства – в визуальные подсказки.

Источник

Как быстро написать сценарий (и при этом сделать его хорошим)

Я заметил, что многие из вас переживают о том, что для того чтобы написать сценарий к дедлайну конкурса нужно много времени, а организаторы дают обычно +- 1,5 месяца. Я на это не куплюсь. Это не идеальное количество времени для написания сценария, но это, безусловно, реально. Особенно, если вы уже посвятили идее время и написали несколько страниц.

Сегодня я расскажу о том, как писать быстро и при этом КАЧЕСТВЕННО. Отчасти эти советы связаны с планированием. Некоторые из них психологические. Всё это — тяжёлая работа, но давайте попробуем.

ПЛАНИРОВАНИЕ — ВАШ ДРУГ

Допустим у нас остался месяц до конца дедлайна. Если вы пишете 3-4 страницы в день, что составляет около 2 сцен, то это уже кажется не таким большим объёмом работы. Для сценариста, это вполне нормально (попробуйте написать 4 страницы романа – я гарантирую, что вы никогда больше не подумаете, что писать 4 страницы сценария трудно). Очевидно, что каждый автор индивидуален. Но все способны писать по 1 странице каждые 30 минут. А это значит, что нам нужно 2 часа в день.

Поэтому первое, что я хочу, чтобы вы сделали, это запланировали на работу над сценарием два часа в день, весь следующий месяц. Выясните, какое время лучше всего подходит для вас. Чем последовательнее будет время сеансов письма, тем лучше. Но я понимаю, что расписание меняется в течение недели. Поэтому рассчитайте, когда каждый день вы можете выделить для написания эти два часа. Затем повторяйте сеансы в течение месяца.

Я не могу не подчеркнуть насколько это важно. Если вы просыпаетесь каждый день и идёте на поводу настроения — вы не справитесь с задачей. Времени не хватит. Когда у вас такой жёсткий крайний срок, вы должны планировать свою работу заранее.

ИЩИТЕ ВДОХНОВЕНИЕ

Одна из целей писательства — это поймать вдохновение. Мы все обретаем сверхсилы, как писатели, когда вдохновляемся. Мы часто находим вдохновение, во время того КОГДА мы пишем. Мы работаем над сценарием, как вдруг — БАЦ! У нас есть классная идея. И эта идея ведёт к другой идее. И это приводит к способу исправить ту дыру в сюжете, над которой вы так напряженно работали.

Не успеешь оглянуться, как у тебя в голове проносится миллион замечательных идей, и ты не можешь перестать писать. И это здорово. Потому что, когда вы не можете перестать писать, вы можете легко выполнить 10-20 страниц за один сеанс письма.

По этой причине мы будем учитывать вдохновение в нашем расписании. Когда это происходит — вам нужно продолжать писать. Несмотря ни на что. Меня не волнует, что в соседней кофейне скидки -70% именно в этот час. Если ваш дом горит. Если кто-то только что угнал вашу машину. Если вы стали жертвой внезапного синдрома глухоты. Будут дни, когда у вас не получится написать свои четыре страницы. Поэтому в те дни, когда вы будете вдохновлены, вам нужно добирать материал.

Это не должно быть трудно, потому что нет более лёгкого времени для написания, чем когда вы вдохновлены. Так что продолжайте этот сеанс столько, сколько потребуется. Если это будет десять страниц, двадцать страниц спустя, тридцать страниц, мне всё равно*. Пусть даже угроза развода не остановит тебя. Если вашей второй половинке надоели ваши писательские выходки, дайте им мой e-mail. Я с удовольствием объясню им, что происходит. Но не могу обещать, что в конце дня у вас всё ещё будет муж/жена. Но, мы все знаем: писательство > семья. И члены семьи должны это понимать.

*используйте этот метод только в случаях дедлайнов. Если у вас есть больше времени, то не нужно себя травмировать

ПИСТОЛЕТ У ВИСКА

Суждение — один из ваших самых больших врагов как сценариста. Если бы кто-то приставил пистолет к нашей голове, мы всё могли бы написать 100 страниц за один день. Почему это возможно? Потому что, приставив пистолет к голове, мы не спрашиваем, действительно ли наш главный герой пригласил бы кассиршу на свидание. Мы пишем, чтобы добраться до этих 100 страниц. Самоосуждение больше не играет роли и внутренний критик закрывает рот.

Читайте также:  Брюс уиллис седьмое чувство

Чтобы написать сценарий так же быстро, как мы его пишем, вам нужно применить к себе такое же мышление, будто к вашей голове приставили пистолет. Хотя я не собираюсь говорить: «Пиши всё, что придумаешь», единственный способ закончить этот сценарий — изгнать из себя демона самоосуждения и отправить его на месяц в отпуск в Сибирь.

Я знаю, что многие люди боятся делать это, потому что думают, что просто напишут кучу дерьма. Но то, что вы теряете от тщательного обдумывания, вы, скорее всего, приобретёте от вдохновения. Чем больше вы пишете, тем больше шансов, что вы достигнете вдохновения и включите турбо-скорость. Эти моменты компенсируют некоторые из посредственных решений, которые вы сделали.

СЕГОДНЯ Я СОБИРАЮСЬ НАПИСАТЬ ИСТОРИЮ

Ладно, допустим, мы узнали как быстро написать сценарий. Но как сделать его хорошим? Потому что многие не понимают, как эти две вещи могут сосуществовать.

Это правда, что время почти всегда улучшает сценарий. Причина этого в том, что вы можете проанализировать то, что не работает в вашем сценарии, и переписать его с новыми, лучшими идеями. И после того, как вы напишете этот новый черновик, вы сможете сделать это снова.

Выясните, что не так, сделайте лучше. Выясните, что не так, сделайте лучше. Чем больше времени у нас есть, тем больше времени мы должны продолжать писать лучшие драфты сценария.

Однако есть что-то в коротких временных рамках, что помогает автору сосредоточиться. Не только на всём сценарии. Но в каждом отдельном сеансе письма.

Когда у вас есть 4 страницы в день – что в основном составляет одну или две сцены – вы можете сосредоточиться на написании лучших сцен, которые только сможете. Отличный способ сделать это — относиться к каждой сцене как к собственному мини-фильму. У него есть начало (часто цель персонажа), середина (персонаж борется за достижение этой цели) и конец (они либо достигают своей цели, либо терпят неудачу).

Вы можете сделать это с КАЖДОЙ ОТДЕЛЬНОЙ СЦЕНОЙ в вашем сценарии. Это трудно. Особенно когда сцены короткие. Но не каждая сцена должна иметь гигантский кульминационный момент. Вам не нужно убивать персонажей каждые пять минут. И это может быть так же просто, как собрать детей утром в школу.

Суть в том, что вы пишете сценарий небольшими кусочками. Давайте превратим это в преимущество. Каждый день рассказывайте небольшую историю (или две истории) в этих сценах. Таким образом, когда вы дойдёте до конца, у вас будет не только большая история. У вас есть серия сцен, которые развлекают сами по себе.

ЧТО БЫ ВЫ НИ ДЕЛАЛИ, НЕ УНЫВАЙТЕ

На прошлой неделе я играл в парной теннисной лиге. Я давно не играл в парном разряде, но у меня были планы, как пройдёт этот вечер. В частности, я собирался перехватывать мяч у сетки всю ночь напролёт.

Когда мы начали играть, я понял, что мой партнер бьёт недостаточно сильно, чтобы дать мне легкую возможность зарабатывать очки у сетки. Внезапно, версия тактики, что я представлял у себя в голове, стала невозможной. Вместо этого, я простоял на месте почти всю ночь, разочарованно наблюдая, как два игрока на задней линии перекидывают друг другу мяч.

Я так расстроился, что это стало сказываться на остальной части моей игры. Вскоре мне уже не хватало отдачи, чтобы наслаждаться игрой.

Я говорю вам это потому, что сеансы письма похожи на это. Вы идёте с грандиозными планами уже представляя, как всё пройдёт. Но внезапно вы оказываетесь в какой-то инертной сцене, где ваши персонажи обмениваются вежливыми скучными диалогами, и к концу первого часа вы не только убеждены, что вы ужасный писатель, но и что завтра вы навсегда бросите писать сценарии.

В конце концов, играя в парном разряде в тот вечер, я смирился с тем, что какой бы удивительной версией себя я ни представлял, она не появится. И это было нормально. Я изменил своё мышление, чтобы играть каждое отдельный розыгрыш как можно лучше. И это сработало. Я начал играть гораздо лучше, спасая то, что казалось катастрофическим вечером.

Признайте, что будет много вечеров, когда всё пойдёт не так, как планировалось. Та великолепная сцена, которая весь день крутилась у тебя в голове? Может быть, это окажется ужасно. Тот персонаж, к которому ты никогда не испытывал хороших чувств? Может быть, к концу ночи вы ещё больше запутаетесь в них. Не расстраивайтесь. Это всё часть проблемы. Попробуйте что-нибудь другое. Или переходите к следующей сцене. Следующая сцена — это всегда возможность найти вдохновение. И как только вы это сделаете, вы забудете о том, как плохо началась ночь.

Но если вы позволите сбить вас с толку, вы в конце концов перестанете писать свой сценарий. И мы не всегда можем на это повлиять. Мы все люди. Мы несовершенны. Мы облажались. Если вы собираетесь написать сценарий за 30 дней, вы не можете всё время мучить себя. В конце концов вы сдадитесь.

Это всё, что я могу сказать. Я дал вам план, чтобы написать сценарий быстро и качественно. А теперь приступайте!

Источник

Оцените статью