Как надо жить чувствами или разумом наталья боярская дочь

«Как надо жить – чувствами или разумом

Скачать
презентацию Вопросы учебной темы: >>

«Как надо жить – чувствами или разумом?». Основополагающий вопрос.

Слайд 6 из презентации «Карамзин Наталья боярская дочь». Размер архива с презентацией 1400 КБ.

Литература 8 класс

«Есенин 8 класс» — У деда было трое взрослых неженатых сыновей. В первой поездке Сергея сопровождала мать. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средней общеобразовательная школа № 10» г. Славгорода. На память мог читать стихотворения Некрасова, Никитина, Кольцова. Детство Есенина. Там бывали и другие уче­ники. Часто после уроков Сережа оставался и вслух читал одноклассни­кам стихи. Поступление в церковную школу.

«Грин Зелёная лампа» — Чем стала для Ива зелёная лампа? Чем была зелёная лампа для Стильтона? Александр Гринёв родился в городке Слободской Вятской губернии . Александр Степанович Грин(1880-1932). Учился плохо ,но любил читать. Зелёный свет мечты и надежды(по рассказу А.Грина «Зелёная лампа»). Творчество А.Грина. Содержание. Тема рассказа А.Грина «Зелёная лампа». Идея рассказа. Грин появился впервые под рассказом «Случай» в петербургской газете «Товарищ».

«Куприн Гамбринус» — 1 блок. В качестве офицера служит в Подольской губернии. Подобрать или нарисовать иллюстрации к внутреннему оформлению пивной «Гамбринус». Зачем автор делает своего героя калекой в финале рассказа? Слово о писателе. Индивидуальные задания. Беседа по рассказу Куприна «Гамбринус». 4 блок. 1937 г. При активном содействии большевистской власти возвращается на родину. Контраст внешнего и внутреннего состояния героя.

«Русская литература» — Воинская повесть. Н.В.Гоголь. У.Шекспир. А.Т.Твардовский. Л.Н.Толстой. Басня «Лягушки, просящие царя». Русские народные песни Частушки Предания. Фольклор. «История одного города». Комедия «Ревизор». Писатели улыбаются. Дж. С.А.Есенин. Д.Фонвизин «Недоросль». «Пугачёв». Шемякин суд. Тэффи (Надежда Александровна ЛОХВИЦКАЯ ). И.С.Шмелёв. «После бала». «Куст сирени». Литература 20 века. Структура курса литературы Фольклор.

«Абай Кунанбаев» — Фильм производства Казахстан-Франция. Иллюстрация к роману М. Ауезова «Путь Абая». Вопрос «Почему?» несколько раз звучит в «Словах назидания» Абая. Мать Абая — Улжан. Родные учителя. Великие учителя. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи. Содержание. Именем Абая назван Культурно-Досуговый Комплекс в Актау. Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов. Главные произведения.

«Тургенев повесть Ася» — «Тургеневская девушка». Потом «накладывает на себя пост и покаяние» и превращается в русскую провинциальную девушку. Основные этапы жизни И.С.Тургенева. Учитель: Кудряшова Е.Н. Учебный проект по литературе. Душа, которую невозможно не полюбить. «Тургеневская девушка» — особенный женский образ в повести И.С.Тургенева «Ася».

Всего в теме «Литература 8 класс» 71 презентация

Источник

Анализ произведения «Наталья, боярская дочь» Н.М. Карамзина

Автор: Guru · Опубликовано 23.04.2021 · Обновлено 25.04.2021

На страницах повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» впервые было воспроизведено историческое прошлое нашей страны. Автор затрагивает в ней важные для каждого человека вопросы. Тема трепетной юношеской любви умело переплетается здесь с темой долга перед отечеством и памятью о предках.

История создания

Повесть «Наталья, боярская дочь» была создана Карамзиным в 1792 году. В этот период автор стал увлекаться историей и шаг за шагом отходил от уже привычного сентиментального стиля, в котором были написаны его предыдущие произведения. В литературном обществе России тех времен неожиданно вспыхивает интерес к иностранным авторам из Германии и Франции. Сам же Карамзин не поддерживал новые веяния в литературе. Его, напротив, интересовали старые времена, а конкретно время правления Алексея Михайловича Романова. Поэтому героями его нового произведения становятся современники «тишайшего» царя.

Жанр произведения

Повесть представляет собой историческую оду, представленную в стиле сентиментального романа. Несмотря на описываемые в повести события, имевшие место в истории государства, автора по-прежнему интересует жизнь отдельной личности. Карамзин с подробностью, присущей сентиментализму, показывает чувства и переживания героев, которые являются потомками дворян.

Тема, идея и проблематика

Автор ставит перед персонажами своей повести непростую задачу – сохранить любовь несмотря на общественное презрение и разворачивающуюся войну с литовцами. Главная героиня произведения – Наталья постоянно мечется между любовью к супругу и любовью к оставленному отцу. Тема долга – супружеского, долга перед отечеством, перед памятью оклеветанного отца красной нитью проходит через всю повесть.

Композиция и ключевые моменты сюжета

Композиция повести является типичной для этого жанра. Перед тем, как перейти непосредственно к описаниям главных событий, Карамзин в экспозиции знакомит читателя с героями произведения. Также композиция повести состоит из привычной для этого жанра схемы – завязка-кульминация- развязка. В завязке герои знакомятся друг с другом, играют тайную свадьбу. В кульминации и развязке происходят уже основные события произведения – война с литовцами, встреча с царем, помилование Алексея и воссоединение Натальи с Матвеем.

Что касается сюжета повести, то он довольно прост. Молоденькая девушка, дочь известного московского боярина, живет без матери. Воспитанием ее занимается няня. Как-то раз в церкви она видит красивого молодого человека в голубом кафтане, в которого тут же влюбляется. Чувство оказывается полностью взаимным, и Алексей, так звали молодца, увозит Наталью, тайно венчается с ней и поселяется в доме, в лесу. Из разговора с супругом девушка узнает, что ее любимый человек – наследник опального дворянина и за ним ведется охота.

Читайте также:  Эгоизм это чувство или эмоция

В скором времени наступает война, и Алексей, решив искупить честь семьи в бою, идет в армию. Наталья, переодевшись в мужскую одежду, всюду следует за мужем, представляясь его братом. Отличившийся на войне супруг юной боярыни предстает перед царем. Алексей Михайлович снимает с него опалу, а Наталья вновь встречается с отцом. В конце произведения нам предстает счастливая картина воссоединившейся семьи.

Конфликт в произведении

Однако несмотря на внешнюю простоту повествования, герои повести постоянно находятся во внутреннем конфликте с собой и обществом. Наталья разрывается между любимым супругом и отцом. Но сам супруг не может позволить ей поехать к родителю. Страх быть узнанным и пойманным не дает ему отпустить жену. Вместе с тем, несмотря на свою бесконечную преданность супруге, еще более предан он своему отечеству, поэтому не может оставаться с ней, когда наступает война.

В боярине Матвее тоже борются сразу несколько чувств. Он бесконечно любит дочь, но понимает, что отъезд ее скорее был вынужденным. Старик должен смириться перед обстоятельствами и терпеливо ждать встречи, которая может никогда не случиться.

Система героев и образов

  • В центре повествования находится восемнадцатилетняя девушка Наталья. Кроме необыкновенной красоты она отличается хорошим воспитанием и бесконечной добротой. Так же, как и отец, юная боярыня бескорыстно помогает нищим и убогим. Уже позже автор показывает, что Наталья может еще и очень нежно любить. Ее отношение к супругу – образец женской преданности.
  • Прототипом отца Натальи предположительно был боярин Матвеев, проживавший при царском дворе в 17 веке и погибший насильственной смертью. Он является прообразом старого дворянства, для которого превыше всего были вера в Бога и долг перед отечеством.
  • Его зять Алексей – еще один образчик истинного дворянского благочестия. Он бережно хранит память об отце и хочет восстановить справедливость по отношению к неправильно осужденному покойному. При этом супруг Натальи истинно любит государя и не обвиняет его в несправедливой опале. Более того, когда наступает война, Алексей готов один из первых пострадать за отечество, демонстрируя свою преданность государю. Алексей Любославский – настоящий сын России. Он доблестен и мужественен, а главное чтит традиции, заложенные его предками.

Позиция автора

Писатель искренне сопереживает своим персонажам и относится к каждому из них с огромной симпатией. Через своих героев Алексея и Наталью он показывает, что истинная любовь никогда не идет вразрез с любовью к отечеству. Описывая нравы тех лет, автор показывает, насколько тема долга и чести была важна для дворян того времени и искренне сокрушается, что Родина его постепенно теряет свою «русскость». Карамзин считает, что по-настоящему честный человек всегда готов послужить государю и даже умереть за него.

Выводы

Карамзин демонстрирует временную эпоху не в сухом, документальном стиле присущем историку. Исторические события показываются через отношение к ним главных героев. Благодаря такому описанию читатель лучше знакомится с персонажами, а также лучше понимает, какие чувства двигали людьми в то непростое время.

Источник

Урок литературы в 8-м классе на тему «Жизнь сердца» по повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Разделы: Литература

Ход урока

На последних уроках мы имели возможность познакомиться с повестью Николая Михайловича Карамзина “Наталья, боярская дочь”. Это первая наша встреча с Николаем Михайловичем Карамзиным, известным историком и писателем 18, начала 19 века. Повесть эта построена на материале русской истории. Действие в повести происходит в Москве во времена царя Алексея Михайловича. (Слайды 2,3,4,5,6) Писатель воссоздает быт и нравы русских людей 17 века, когда, по мнению автора, “…русские были русскими, когда они в собственное платье свое наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили …как думали…”

Воссоздавая картину жизни далекой эпохи, Карамзин подчеркивает, что царь Алексей Михайлович радел о благополучии своих подданных, был милостив и снисходителен, любил народ свой, думал о благе отечества. Под стать царю-батюшке были и бояре, на которых опирался царь. Боярин Матвей, приближенный государя, не пользовался своим положением в корыстных целях, не разворовывал государственной казны, а был заступником и покровителем бедных. (Слайд 7)

Картина государственной гуманности и справедливости предстает перед нами в этой повести. Но ведь повесть названа “Наталья, боярская дочь”,

что свидетельствует о том, что писателя в большей степени занимала жизнь сердца, история жизни и любви Натальи.

Вот сегодня мы и остановимся на этой теме. Итак, тема нашего урока “Жизнь сердца”. (слайд 8)

Чтобы понять, почему “жизнь сердца”, я хочу обратить ваше внимание на слова писателя: “Один великий психолог, которого имени я, право, не упомню, сказал, что, описание дневных упражнений человека есть вернейшее изображение сердца”. (Слайд 9)

Читайте также:  Моменты радости по английски

И далее автор описывает, как Наталья “проводила время своё от восхода до заката красного солнца”.

Цель описания ежедневных занятий Натальи теперь ясна – “изобразить” жизнь сердца, т.е. жизнь души, внутреннего облика москвитянки. (Слайд 10)

Наша задача – следуя за автором, попытаться раскрыть внутренний мир нашей героини.

II Беседа по вопросам.

— Итак, Наталья – эта дочь боярина Матвея. В какой атмосфере проходит детство Натальи? Нам важно знать это, потому что мы знаем, что нравственное начало формируется в человеке в семье.

(Ученики рассказывают об отце, няне. Атмосфера нежной любви).

— Мать, рано умершая, была, по-видимому, достойной супругой боярина Матвея, потому что печаль об умершей супруге долго терзала сердце отца, пока не получил он утешение в дочери своей, в которой “увидел он новый образ умершей”.

Итак, Наталья росла в обстановке большой нежной любви, заботы, в окружении высоконравственного отца, заботливой няни.

— Автор дает нам портрет девушки. (Обратите внимание, что лицо девушки в этот момент озарено лучами восходящего солнца) (Слайд 11)

— Какими языковыми средствами пользуется Карамзин, чтобы оживить созданный образ?

( Целый ряд эпитетов: “юная кровь, разгоряченная ночными сновидениями”, “нежные щеки”, “алейший румянец”, “белое лицо”, “черные, пушистые ресницы”). (Слайд 12)

Яркие, контрастные краски:

“темно-кофейные волосы” — “белая грудь”.

“черные ресницы” — “алейший румянец на белом лице” (Слайд 13)

— Как называется это средство выразительности? (Противопоставление: темный – белый, черный -алейший).

— Для чего использован этот прием?

(Чтобы подчеркнуть яркую, выразительную красоту девушки)

— А какие еще средства выразительности использует автор, чтобы подчеркнуть красоту?

(Сравнения. Проводит параллель: цветы в поле — красавицы Москвы, роза всех прекрасней — Наталья была всех прелестней). (Слайд 14)

Метафоры. (Приводят примеры)

— А раскрывает ли нам автор внутренний мир девушки? (Да, он хочет дать “вернейшее изображение сердца”, рассказывая о времяпрепровождении нашей героини.)

(Зачитать со слов “Лишь только первые лучи солнца…”)

— А какие чувства испытывает Наталья? (“чувствовала в сердце своём тихую радость; не умела красноречиво хвалить натуры, но умела ею наслаждаться”)

Ребята, а ведь в отношении к природе раскрывается внутренний облик человека, его духовно-нравственная сущность.

Сокровенно – любовное отношение к природе характеризует Наталью как девушку с богатым внутренним миром, тонко чувствующую натуру. Скоро и автор отметит, что “прелестная Наталья” имела и “прелестную душу”.

Каждое утро Натальи начиналось с обедни (утренней церковной службы), где она с усердием молилась Богу, раздавала бедным деньги и шла к отцу.

— Это как-то характеризует девушку?

— Расскажите, что еще занимало нашу героиню.

Так протекала теремная жизнь девушки:

“Веселилась она, как вольная пташка, жизнь её текла, как прозрачный ручеёк стремится по беленьким камешкам между злачных, цветущих бережков”. (Слайд 15)

— Подведем итоги. Что же формировало характер Натальи? (Слайд 16)

Все это способствовало развитию эмоционального характера. Перед нами семнадцатилетняя девушка с вполне сформировавшимся характером. Мы видим обаятельную девушку, очень чувствительную, способную глубоко и тонко чувствовать, воспринимать окружающий мир и людей больше сердцем своим, нежели разумом. Автор заставил читателя с большим доверием относиться к своей героине.

— Но с некоторых пор Наталья изменилась (“Наталья во многом переменилась – стала не так жива, не так резва … иногда задумывалась … не находила ни в чем прежнего удовольствия … красавица вздыхала и томилась”) (Слайд 17)

Что же произошло? Автор поспешил нам объяснить причину Натальиной грусти: “Появилась потребность любить, любить, любить!”

— “Человек, по словам Пушкина, — это часть природы, его нельзя разлучить с ней,ибо он, несмотря ни на что, вынужден подчиняться её законам”.

Естественность и гармония природы не ускользнула от наблюдательного взгляда девушки: она заметила, что птицы живут парами, а рядом с ней никого не было. Она одна.

Но Наталья не понимала, что с ней происходит. Найдите слова, характеризующие состояние героини:

— “не умела дать отчёта в своих новых чувствах”

— “не понимала сердечных своих движений”

— “не знала, как толковать сны”

— “не знала, чего желала” (Слайд 18)

— Посмотрите, сколько глаголов с отрицательной частицей не. И все глаголы имеют общую семантику: “разумом, умом понять не могла”. Почему? Потому что жила чувствами (“чувствовала и томилась”).

Её воображение рисовало ей “прелестный, милый образ”, “призрак”, являющийся её взору и исчезающий.

У неё богатое воображение, ведь образ её возлюбленного создавался не на героях книг или фильмов, а силой её воображения.

И потому, когда в церкви она встретилась взглядом с “прекрасным молодым человеком”, “сердце сказало ей: “Вот он!”

“Новый свет воссиял в душе её, как будто бы пробужденной явлением солнца…”

С этого дня началась новая жизнь для Натальи, жизнь, озаренная светом любви, наполненная и радостями и горестями, потому что, увы, “самая нежнейшая, самая пламеннейшая страсть родится всегда с горестью”: влюбленный не уверен во взаимности любви.

— Прочитайте, что испытывает Наталья, когда сердце сказало ей: “Вот он!”

Посмотрите, в каком смятении находится наша красавица:

Читайте также:  Депрессия которая не лечится антидепрессантами

“Она потупила глаза свои, но ненадолго; снова взглянула на красавца, снова запылала в лице своём и снова затрепетала в своём сердце”. (Слайд 19)

— Посмотрите, какие глаголы употребляет автор в ряду однородных членов, чтоб живописать своеобразную “борьбу” застенчивости Натальи и её желания взглянуть ещё раз на прелестного юношу.

А сколько пришлось пережить бедной Наталье, когда она не встретила юношу ни на другой, ни на третий день. (Зачитать: “… чувствительная боярская дочь не хотела ни пить, ни есть, перестала спать и насилу ходить могла….Только по ночам лились слезы её на мягкое изголовье”)

— А теперь давайте посмотрим, как автор описывает состояние влюбленной девушки, когда на четвертый день он, наконец, появляется. (Вошел первый человек – не он! Вошел другой – не он! Третий, четвертый – все не он! Вошел пятый, и все жилки затрепетали в Наталье – это он, тот красавец, которого образ навсегда в душе её впечатлелся! От сильного внутреннего волнения она едва не упала и должна была опереться на плечо няни своей.) (Слайд 20)

Позднее, когда долгожданная встреча состоялась, в глазах влюблённых “изображались пламенные чувства, любовью кипящее сердце”. (Слайд 21)

— Такими вы представляли героев?

— Ребята, вы заметили, что рядом с героиней постоянно присутствует автор. Он словно боится, что читатель ненароком обидит её, будет неверно оценивать её поступки. Автор предостерегает нас: не спешите порицать её за любовь с первого взгляда: “…не сомневайтесь в истине; не сомневайтесь в силе того взаимного влечения, которое чувствуют два сердца, друг для друга сотворенные”, не спешите порицать её за безрассудное, на первый взгляд, решение (бежать из родительского дома и венчаться с человеком, которого не знаешь). Автор уверен: принятое решение не есть безрассудство, потому что она доверяет себе, своему сердцу:

“Если бы все люди, сколько их было тогда в русском царстве, в один голос сказали Наталье: “Алексей-злодей!”, она бы с тихою улыбкою отвечала им: “Нет. Сердце моё знает его лучше, нежели вы, сердце мое говорит, что он всех любезнее, всех добрее”. (Слайд 22)

В этом поступке раскрывается характер Натальи: она решительна, мужественна: “на лице её видны были знаки сильных душевных движений, но не сомнения, не колебимости – ибо она решилась”, зная наверняка: “милый душе её не может быть злым человеком!”

— В каком ещё поступке раскрывается Наталья как женщина преданная, самоотверженная?

(Когда Алексей решился ехать на войну со “свирепыми литовцами”, которые “ восстали на Русское царство”. Верный сын своего отечества, Алексей намеревался победить и заслужить милость царскую. Наталья решается отправиться с ним, чтоб в минуту опасности быть с ним и своим щитом прикрыть его.)

— Что, по-вашему, лежит в основе её столь решительных поступков? (Любовь к Алексею).

— А достоин ли был Натальиной любви её избранник?

— Чем заканчивается повесть? (“Супруги жили счастливо и пользовались особенною царскою милостью… чувства их составляли восхитительную гармонию”).

— Вернемся к повести и вспомним, что во время обряда венчания обещал им престарелый священник. (Зачитать: Я не знаю и не спрашиваю, кто вы, но именем великого Бога, которого нам и мрак ночи и шум бури проповедует, — именем непостижимого, ужасного для злых, для добрых милосердного обещаю вам благоденствие в жизни, если вы будете всегда любить друг друга, ибо любовь супружеская есть любовь святая, Божеству приятная, и кто соблюдает её в чистом сердце – в нечистом же она жить не может, — тот приятен Всевышнему. Грядите с миром и помните слова мои!”) (Слайд 23)

— Почему сбылось обещание старого священника?

— Значит, при венчании обещанное старым священником “благополучие в жизни” стало реальностью. Да, именно так заканчивает автор свое повествование.

Итак, тема урока “жизнь сердца” молодой девушки. Автор свою задачу видел в том, чтобы дать “вернейшее изображение сердца” Натальи.

Посмотрим на экран. (работа с обобщающей таблицей)

Здесь собраны выдержки из текста, где автор отмечает только то, что составляет внутреннюю, “психологическую” сущность своей героини.

— Какие слова здесь являются ключевыми? (чувство, сердце, душа, любовь) Вот эти настоящие человеческие чувства и составляют, по мнению автора, “летопись человеческого сердца”. Поэтому он устами старого священника “благословляет” эти чувства, ставя их выше вековых предрассудков.

“Вернейшее изображение сердца” (Слайд 24)

— чувствовала в сердце своем тихую радость;

— чувствовала некоторую грусть томность в душе своей;

— Сердце… желает чего-то другого: оно хочет такого сердца… которое вместе с ним составляло одно чувство, нежное, странное, пламенное…

— новый свет воссиял в душе её…

— не сомневайтесь в силе взаимного влечения, которое чувствуют два сердца, друг для друга… сотворенные

— в глазах “изображались пламенные чувства, любовью кипящее сердце

сердце мое знаетсердце моё говорит

— Наталья просыпалась и — любила; вставала с постели и — любила; молилась — и любила; что ни думала — всё любила и всем наслаждалась;

чувства их составляли восхитительную гармонию

Источник

Оцените статью