Как надеть маску эмоций

Как надеть маску эмоций

Во-первых, это удобно. «Ой, я такая блондинка, ничего в этом не понимаю», — хлопает глазами хорошенькая брюнетка и отходит в сторонку, чтобы полюбоваться, как ее будут спасать. Спасать от этого ужасного компьютера, непонятных цифр и других деталей. В результате она получает внимание, помощь и поддержку.

Во-вторых, это безопасно. «Мы расстались, но я в полном порядке», — невозмутимо говорит юноша о разрыве с девушкой, с которой прожил несколько лет. Он боится показать свою ранимость и уязвимость, чтобы этим никто не воспользовался, и надевает маску невозмутимости.

В-третьих, это красиво. Можно примерить маску неприступной красавицы, королевы-матери, незаменимого коллеги и пользоваться всеми бонусами. Поглубже запрятать свою тень — раздражение, злость, гнев и надеть маску рубахи-парня и добряка.

Психологи насчитывают десятки масок и ролей. Самые распространенные из психологических масок мы сейчас перечислим:

«Юморист» — его жизнь проходит под девизом «когда мне больно, я смеюсь». Это защитная реакция на горе, важный разговор и даже признание в любви. «Надо скорее все перевести в шутку, чтобы не чувствовать сильные чувства, это страшно», — думает юморист и превращает свою жизнь в стенд-ап.

«Бедная серая уточка» — у нее то крылья коротки, то хвостик мал, то еще что-то мешает, чтобы начать жить в полную силу, зарабатывать достойные деньги и взять ответственность за свою жизнь. Зато в роли бедной серой уточки можно взахлеб жаловаться на жизнь, получать внимание и сочувствие окружающих.

«Спаситель» — обычно ходит парой с «серой уточкой», чтобы спасать ее и всех, кто подвернется под руку. Он будет ночевать в офисе, чтобы разрешить внезапную проблему, везти кому-то среди ночи лекарство или кого-то в аэропорт. Он так хочет быть хорошим и полезным, чтобы кто-то другой сказал: «Если бы не ты, мы бы не справились». Потому что не может сам себя убедить, что достаточно хорош и достоен любви.

«Милейший человек» — прячет настоящие эмоции и чувства за милой улыбкой. «Все в порядке, мне совсем не мешает музыка в два часа ночи», — говорит милейший человек, потому что боится показать свою злость. Зато наутро на пустом месте раскричится на своего ребенка — будет топать ногами и трясти кулаком, вымещая раздражение вчерашней ночи.

«Любитель одиночества» — на самом деле нет. Одиночество он не любит, но успел себя в этом убедить, чтобы не оказаться отверженным. Отношения — это огромный риск, от них бывает больно. Могут случиться переживания и прочие отрицательные эмоции, которые придется пережить. А еще партнер может разлюбить, поэтому проще вообще исключить отношения и любой намек на любовь.

Источник

Маска, я тебя не знаю: как показывать эмоции, когда половина лица закрыта

Людей встречают не только по одежке — образ человека конструируется в сознании собеседника из многих факторов. По статистике, 93% информации мы воспринимаем невербально — не только в личном, но и в деловом общении. В коммуникации к невербальной информации относят как параметры внешнего вида, так и жесты, голос, мимику, кинестетические ощущения и даже запахи.

Польза и необходимость ношения масок очевидна, но нельзя не признать, что теперь при общении, особенно с малознакомым человеком, практически невозможно разглядеть его мимику, смещаются визуальные акценты, собеседника часто хуже слышно, в маске меняется и восприятие окружающей действительности. Исследование далекого 2013 года показало, что даже во время медицинской консультации советы врачей, на лице которых была маска, пациенты воспринимали более негативно — они считали, что специалисты в масках проявляют меньше эмпатии и сострадания по отношению к пациенту.

Как же выстраивать коммуникацию в условиях пандемии? Можно, конечно, использовать специальные маски с прозрачными вставками (например, в Калифорнии разработали такие маски специально для людей, у которых проблемы со слухом, поэтому они воспринимают большую часть информации, читая по губам, — таких в мире, по данным ВОЗ, порядка 466 млн человек). Или вместо маски выбрать защитный прозрачный экран. Но все-таки лучшую защиту во многих случаях дают именно стандартные медицинские маски — чтобы облегчить общение в них, можно использовать психологические и другие приемы.

Учитывать особенности речи в маске

Звучание голоса имеет большое значение как для частной, так и для профессиональной коммуникации. Как показывают исследования, можно сказать одни и те же слова, изменяя только тон голоса, и получить абсолютно разный отклик от собеседника. Изучение особенностей речи харизматичных лидеров (Стива Джобса, например) помогло выделить несколько основных параметров, которыми можно управлять, чтобы сделать свою речь более понятной и привлекательной. Даже в маске.

Паузы. В обычной ситуации общения закрытый рот собеседника означает, что он закончил речь или сделал паузу, в то время как открытый рот даже при отсутствии звуков дает сигнал, что собеседник хочет продолжить. Сознательно делайте паузы, чтобы перейти к другой теме для более структурированного восприятия информации или когда хотите передать слово собеседнику.

Громкость. Маска глушит звук, но это не значит, что громкость голоса нужно бездумно форсировать — если делать это неправильно (напрягая горло), то слышно лучше не станет, зато голос приобретет неприятный истерический оттенок, а также появится опасность повредить связки. «Безусловно, маска гасит звук, поэтому необходимо подавать его в режиме, который отличается от обычного. Для этого нужно среднее диафрагмальное дыхание, грубо говоря, дышать мышцами брюшного пресса — тогда выдох опирается на диафрагму, становится более устойчивым и длительным. Такой выдох позволяет перевести голос в средний регистр и говорить, усиливая звук не за счет напряжения голосовых связок, а за счет большей подачи воздуха», — объяснила педагог по речи в театре им. Е. Вахтангова, доцент кафедры Театрального института им. Б. Щукина Елена Ласкавая.

Акценты и интонация. Они нужны для донесения смысла фразы и избежания монотонности речи. Изобретать ничего не надо — в русском языке известны семь интонационных конструкций, которые несут смысловую нагрузку и придают речи красоту звучания. Первая — для выражения завершенности (проще говоря, понизьте голос к концу фразы, чтобы добавить силы своему высказыванию). Еще три конструкции используются для вопросов: например, во фразах с вопросительными словами (почему, зачем, откуда, как, во сколько) акцент мы неосознанно ставим именно на них; если вопросительного слова нет («увидимся завтра?»), интонация будет восходящей с последующим понижением; а в составных вопросах («я всегда ношу маску, а вы?»), наоборот, мы используем нисходяще-восходящий тон. Восклицание тоже играет разными оттенками — оно может быть мягким, взвинченным или даже с легкой иронией («какой же ты молодец!»). Все эти интонации мы используем не задумываясь — но при ношении маски они могут служить осознанным инструментом для улучшения коммуникации.

Эмоции. Маска до определенной степени создает эффект pocker face (безэмоционального лица), поэтому не забывайте добавить эмоций в речь, чтобы вызвать отклик у собеседника. Это можно сделать за счет употребления экспрессивных конструкций, выражающих одобрение, негодование и другие эмоции («Ничего себе!», «Не может быть!»), а также междометий. Также имеет смысл буквально проговаривать эмоции, если нет возможности их показать — например, в нормальном режиме мы можем выражать неодобрение, поджав губы, в маске эту реакцию можно просто озвучить: «Не уверен, что мне это нравится».

Артикуляция и дыхание. «В маске согласные слышатся менее отчетливо, поэтому важно уделять внимание этому аспекту. Усиление четкости артикуляции при общении в маске тоже происходит, как ни странно, за счет дыхания, потому что на слабом дыхании артикуляцию тоже сильнее не сделаешь», — говорит Ласкавая. При «правильном» дыхании вдох должен быть исключительно носовой, а выход — фонационный, то есть, вместе с речью.

Использовать жесты и язык тела

Мимика — важная, но не единственная составляющая невербальной коммуникации, не стоит забывать о жестах и языке тела. Жестикуляция служит своеобразной инфорграфикой речи, позволяя иллюстрировать идеи наилучшим образом. В деловой коммуникации жесты редко несут исключительно эмоциональную нагрузку, чаще они являются прямым проводником идей.

Нет нужды уподобляться миму и иллюстрировать каждое слово жестом — достаточно повысить выразительность жестикуляции примерно на 10% по сравнению со своей личной нормой. Переживать, что вас не поймут, не стоит — ученые Бирмингемского университета провели исследование, согласно которому наши жесты являются структурированной системой знаков, мы отлично понимаем жесты, которые обозначают дом, желание пить, траекторию движения и так далее.

Основные движения обычно совершают кисти рук и пальцы, которые рекомендуют не отводить далеко от грудной клетки. Большинство жестов используется для перечисления, показания соотношения между частями, размера, указания на собеседника, обозначения закрытости и открытости и выражения нескольких основных эмоций. Также, отзеркаливая жесты собеседника, вам будет проще его к себе расположить.

Помнить о психологических приемах

Один из важных секретов успешного общения кроется в понимании процесса работы зеркальных нейронов. Отражая позу, интонацию, копируя манеру речи и даже некоторые фразы собеседника, мы можем установить эмоциональный контакт, и наши идеи станут более понятными для собеседника.

Также при общении важно положение тела, исследователи утверждают, что положение ног и корпуса может многое сказать о намерениях и желаниях собеседника и бессознательно считывается партнером. В ФБР посвятили этому вопросу 25 лет и пришли к выводу, что правда о человеке в его ногах — правильное положение ног на протяжении тысячелетий играло важную роль для выживания человека, так что если человек намерен поскорее уйти, его ноги бессознательно направлены в сторону выхода. Если собеседник врет, он отходит дальше или поворачивается торсом к вам, а концы его ног направлены в другую сторону.

Как можно использовать эти данные? Это сигналы тела, которые мы не только бессознательно воспроизводим, но и бессознательно считываем. Если вы хотите произвести впечатление человека, говорящего правду, стойте лицом к собеседнику в наиболее прямой и устойчивой позе.

Улыбаться глазами

Улыбки, которые раньше можно было раздавать и получать бесплатно, сегодня как будто стали недоступной роскошью. Но хорошая новость в том, что улыбаться можно не только и не столько губами — исследования доказывают, что, если глаза выражают страх, злость, грусть или незаинтересованность, то улыбка не воспринимается как счастливая и дарит собеседнику совсем другие чувства.

Тайра Бэнкс назвала улыбку глазами эпохи ковида «смайз» (от англ. smile и eyes — улыбка и глаза). Она написала гид по тому, как улыбаться глазами, если на лице маска. Основной параметр, по которому мы считываем улыбку — это появление мелких морщинок, разбегающихся от кончиков глаз. Бэнкс сняла видеоролик, в котором демонстрирует, как делать «смайз», главный секрет — это фокус и интенсивность взгляда.

Читайте также:  Китайский массаж от депрессии

Когда возможно, переходить в онлайн

Конечно, многие аспекты коммуникации теряются при переходе в сеть, но все же важно помнить, но сегодня в офлайне ограничений не меньше — и маска не дает использовать привычные приемы в общении, и социальная дистанция ограничивает многие формы социального контакта, например рукопожатия и другие тактильные взаимодействия.

В сети можно общаться без маски, использовать мимику, жесты и другие средства создания визуального образа (аксессуары, макияж, украшения) в общении с коллегами и друзьями.

Источник

психология. Маски и образы человека

Некоторые образы и маски человека.
Человек изменчив. Эта изменчивость обуславливается сразу же несколькими масками ложных личностей, которые взаимодействуют с миром вместо настоящего «я» человека. Иногда, наличие масок и фактор изменчивости – это средство психической приспособляемости к окружающей действительности, иногда – акт самоутверждения, иногда маска – образ есть средство защиты от окружающего мира. У кого-то маска скрывает наготу и ранимость души, для кого-то маска помогает выжить в окружающем жестком мире, для одного человека маска нужна как средство достижения корыстной цели со значительной долей умственного расчета и цинизма, другому она помогает скрыть кучу комплексов, третий с помощью маски повышает собственную самооценку, но тем не менее впадает в иллюзию представления о собственной личности, так или иначе, маска это некий образ, которому человек очень старается соответствовать для создания своего определенного имиджа, маска определяет ту роль, которую люди играют в обществе.
Мы разберем самые распространенные из них.

1.Маска «хорошего человека».
Очень хорошо эту маску охарактеризовал Ошо:
«Хороший человек» не обязательно осознан. Он прилагает большие усилия, чтобы быть хорошим, он борется с плохими качествами – ложью или воровством, неправдой, нечестностью, насилием. Они есть в хорошем человеке, но в подавленной форме, и могут извергнуться в любое мгновение.Хороший человек может превратиться в плохого очень легко, без всякого усилия – потому что все эти плохие качества есть, но только свернуты, подавлены усилием. Если он устранит усилие, они немедленно извергнутся в его жизнь».
Действительно, «хороший человек» — просто маска, придуманная людьми, сознанием живущими в мире дуальности, и выбранная индивидом для усиления своего чувства собственной важности. Гораздо ценнее искренний человек, человек, способный воспринимать, учиться, познавать, стремиться. Что может быть важнее умения видеть знаки, встречающиеся на пути, слышать голос Духа и идти путем Сердца.
Психология социальных ролевых игр: «Хороший человек всегда серьёзен, потому что он боится всех тех плохих качеств, которые подавил. И он серьёзен, потому что глубоко внутри желает, чтобы его почитали за его добро, чтобы его наградили. Он жаждет респектабельности».
Человек, пребывающий в образе «хорошего» будет совершенно обычным наедине с собой; он может быть даже злым и агрессивным по отношению к кому-то очень близкому, или когда знает, что его никто не видит; он может иметь в своем сознании негативные, пагубные мысли, но следит за тем, чтобы эта тень не покрыла его лицо в социуме. «Хорошему человеку» важна публичность: признание его духовности, одобрение и уважение со стороны окружающих. Часто «хороший человек» проявляет себя в качестве педагога: эти люди могут быть хорошими ораторами, даже проповедниками, они любят учить других (и учить часто тому, чему даже близко не могут соответствовать сами), они с большой долей внутреннего удовольствия играют свою роль и получают огромное удовлетворение от собирания и внимания публики вокруг себя.
Этот вид ролевой игры в «хорошего человека» плотно пересекается с темой религиозности. Религия полезна в массах тем, что она являет собой сдерживающий фактор. Религиозные люди очень часто носят маску «хорошего человека», уверовав в свою вторую личность, но корни маски хорошего человека, в этом случае, имеют основу страха: страха наказания за согрешения со стороны Бога. Индивид старается быть «хорошим» не от своей личной предрасположенности, стремления избавить себя от пороков, не от стремления к повышению уровня осознанности, а в основном, из-за страха последующего наказания. Это неплохо, тем более в нашей сегодняшней реальности, но искусственно за счет опять же, силового усилия. Впрочем, как и все любые другие маски.
Надо отметить, что маска «хорошего человека» (или доброго человека) все-таки гораздо конструктивнее, нежели потакание своему разгильдяйству, ибо она дисциплинирует, и при любом сбое человек впоследствии будет испытывать угрызения совести. Это неплохо. Эту маску хорошего человека можно использовать в качестве стартового разбега для пробуждения духовности. Если индивид пойдет по пути совершенствования дальше, то в моменты самонаблюдения он сможет впоследствии отследить эту свою искусственность в качестве маски «хорошего», если на то хватит потенциала энергии и уровня осознания, и предпримет попытки к трансформации любого рода своих масок, или ложных личностей. Хотя, конечно, такое бывает крайне редко: в основном люди вживаются в свои маски, или маски вживаются в людей (суть одно и тоже) и так и проживают свои жизни, в социуме никогда не бывая собой настоящим.
2. Маска «добродетеля».
Добродетель – это деятельное добро через человека. Но, к сожалению, в мире людей с такими моральными принципами – мизер, а вот добродетелей собственного эгоизма – это всегда пожалуйста… Под маской «добродетеля» люди, порой, воплощают самые гнусные свои планы, входят в доверие доверчивым, выведывают самые личные (или интимные) моменты, а потом пользуются этой информацией, реализуют сложные схемы манипуляций… Под маской добродетеля может скрываться отличный шахматный игрок чужими судьбами… И, конечно, за свою «добродетель» они хотят платы… В роли «добродетеля» может оказаться совершенно любой человек: от члена собственной семьи до какого-нибудь знакомого, или сослуживца. Как образ «добродетеля» успешно работает в семье? Допустим, в этой роли выступает мать взрослого сына (или дочери). Такая мать, при условии, что её выросшее чадо всё еще прислушивается к её авторитету, правит чужой судьбой, постоянно вмешиваясь во все дела и, засунув свой нос, что называется, «во все щели». Если её драгоценное выросшее дитятко решает создать собственную семью, то выбором потенциального жениха (или невесты), естественно, руководит серый кардинал… Если же, случается так, что дочь (или сын) осмеливается ослушаться, то такая добродетельная мать свои позиции просто так не сдаёт: сначала она молча наблюдает, копит информацию, а через некоторое время начинает творить своё «добро»: «ну, я тебе говорила, он(а) неряха», «ой, как же тебе не повезло с женой-то», «посмотри, его так долго нет с работы – он точно где-то шляется, знаю я эту породу, погоди, он тебе еще инфекцию занесёт», «бедный мой сЫночка, ты пашешь на неё, а она не ценит, пользуется тобой, я же говорила тебе, что это настоящая стерва, беги от нее куда подальше», « ой, ну что ты в нём нашла-то?, руки из одного места растут, кран починить – и то толку нет», итд. В общем, видно, что «добродетелей» под прикрытием «я ж МАТЬ» занимается вторжением в чужую личную жизнь и полным обесцениванием непонравившегося ей человека, что в реальности может привести к полному распаду любых отношений…
Если «добродетель» — чужой человек (подруга, друг, знакомые, сослуживцы, итд), то здесь, в зависимости от конкретного случая, «добродетель» может иметь любые скрытые свои выгоды: продвинуться по службе, а то и вовсе, занять место другого (часто отжав это местечко у того, о ком он так «пёкся»); увести чужого мужа/жену; или, просто, из зависти что-то разрушить в чужой жизни…
Не важен сам мотив «добродетеля», важно, что на их побуждение «я ж тебе желаю добра», «я тебе плохого не посоветую», «я тебя научу жизненному опыту», итд, клюют поверившие им люди…
Как распознать «добродетеля»?
Термин не случайно взят в кавычки, ибо от таких людей нужно держаться как можно дальше… «Добродетелей» быстро распознать, увы, не удастся… Это становится возможным лишь только про прошествии времени… К сожалению, за этот промежуток времени они уже успевают вкрасться в доверие и опутать своей паучьей сетью выбранных жертв… Поэтому, говорить о том, что если вы однажды попались в сети такого «добродетеля», а значит приобрели опыт и больше в подобную ловушку не попадётесь – нельзя, потому что эта категория людей очень хитра, и про таких есть отличная поговорка «без мыла влезут …(куда угодно)», а это значит, что чаще всего такие люди добиваются своего… Правило одно: не раскрываться и не впускать в свою душу первых встречных.
3. Маска-образ «плохого» («плохого парня», «плохой девчонки», «плохого человека»). Антипод маске «хорошего».
Такой образ применяют в трёх вариантах: либо от внутренней обиды, либо в качестве защитного покрывала от социума, либо как знак протеста этому миру.
Во всех трёх вариантах – это явная незрелость личности.
В первом случае, когда выбранная маска есть реакция на обиду, человек как бы говорит себе «раз у меня ничего не получилось («раз я никому не нужен», раз он(а) меня бросила», итд), то я буду плохим, да, я буду пить, курить, кутить, буду делать всё, что захочу и пошли вы все….». К чему это может привести – никто не знает: надоест человеку быть «плохим» — он прекратит, а если затянет – то может и вправду пуститься «во все тяжкие».
Во втором случае, когда маска-образ «плохого» есть защитное покрывало от надоевших родственников, от знакомых, от социума, человек прячется не только от излишнего общения, он бежит и от ответственности: от «плохого» никто ничего толкового не ожидает, а потому такому человеку никто ничего серьёзного не предложит, да и спросу с него – никакого. Человек всем своим видом говорит «я плохой, отстаньте от меня».
В третьем случае, когда выбранная маска выражает протест миру, обществу, социуму, это амбициозное, кричащее, нарочито-показное поведение в девиантном антагонизме. Характерно скорее для подростков, нежели для взрослого человека, хотя и среди взрослых такие представители тоже, бывают, встречаются. Часто эти люди любят объединяться в какие-нибудь специфические сообщества: сатанистские группировки, клубы агрессивной разнонаправленности, «хиппи»-течения, и прочие «коллективы».
Надо сказать, что данная маска-образ не доставляет радости даже тому, кто её носит: индивидуум в конце-концов очень устаёт от неё… Но так как она уже сделала своё дело, оттолкнув от своего носителя всех, кого только можно, кроме таких же духовно убогих, то человек чувствует себя не только одиноким и никому не нужным: он ещё вдобавок своими собственными руками создал себе свой личный ад, выбраться из которого не просто…

4. Маска — образ «вечно несчастного».
Этот образ удобен энергетически слабым людям. Образ постоянно «несчастного» прочно вплетается в сознание человека, и это есть его выбор собственной реальности.
Чтобы ваша жизнь была наполнена радостью и счастьем, чтобы каждый новый день приносил новые радостные изменения, нужно самим научиться управлять своим мышлением, восприятием, а стало быть и судьбой. Чтобы уметь чувствовать счастье, прежде всего, нужно уважать и любить окружающий мир, себя и все мироздание. Счастье – это сила духа человека, это ответственность за свой образ жизни и мышление, это состояние человека, открывшего нового себя.
По жизни «несчастные» ощущают себя жертвами, поэтому планомерно делают жертвами своих «несчастий» всех близких. Такие люди обязательно находят всевозможные поводы к своему несчастному существованию, а если в ближайшей видимости ума таких поводов нет, то им становится некомфортно, и ум делает все возможное, чтобы поправить эту некомфортность в сторону состояния «несчастного». Потакая своим различным слабостям, привычкам и своему направлению мышления в сторону жалости к себе, индивид стяжает энергии окружающих к своей персоне, такой человек становится зависимым от постоянного внимания и жалости со стороны окружающих и близких к себе и этим видом энергетического вампиризма демонстрирует свою личностную незрелость. Фиксируя свое восприятие на всем разрушительно – негативном, «несчастный» усугубляет свое деструктивное состояние, выбраться из которого очень и очень трудно.
Надо сказать, что одна из причин ощутить себя несчастным – это поиск и желание постоянного в непостоянном. Человек никогда не бывает доволен тем, что он имеет. Кратковременная радость сменяется все новыми и новыми желаниями, а их нереализованность – разочарованием. Когда люди получают то, чего они хотят – они в восторге; когда — нет, то они разочарованы, озлоблены и подавлены.
Люди ищут счастья во внешнем мире, не понимая, что счастье есть внутренняя составляющая человека, основанная на философии принятия себя и мира.
Очень хорошо сказал Тубтен Чордон: «Все беспокоящие эмоции основываются на свойственном нам предположении, что счастье и боль приходят извне.Тот взгляд, что счастье и несчастье исходят от внешних вещей и людей, ставит нас в затруднительное положение, поскольку мы никогда не можем полностью контролировать то, что нас окружает. Мы пытаемся обрести желаемое имущество, но нам всегда мало. Постоянно разочарованные, мы ищем большего и лучшего, чего бы то ни было, что, как мы думаем, принесет нам счастье. Но знаем ли мы хотя бы одного богатого человека, полностью удовлетворенного? Знаем ли мы хотя бы одного человека, который полностью доволен своими друзьями и родственниками? Точно так же всякий раз, когда у нас возникает проблема, мы думаем, что она вызвана вещами или людьми извне. Мы приписываем наши эмоциональные проблемы тому, как наши родители обходились с нами, когда мы были маленькими. Мы возлагаем вину за нашу теперешнюю неудовлетворенность на своих начальников, подчиненных, родственников или учителей. Мы хотим, чтобы окружающие нас люди научились обходиться с нами получше. Другие не такие, как нам хочется, и мы постоянно терпим крах в своих попытках заставить их измениться.»
Маска – образ вечно несчастного во многом удобна носящим ее, ибо внимание окружающих, основанное на сострадании и жалости к таким «несчастным» людям есть единственное средство получить желаемое в виде энергетической подпитки человеком. Но стяжательство энергий не единственный плюс для «несчастных». Часто, используя этот образ, такие люди добиваются и других своих скрытых корыстных целей, которых они никогда не смогли бы добиться естественным своим поведением.
5. Маска-образ гневливого человека.
У Карлоса Кастанеды есть такое понятие, как «контролируемая глупость». Это четко осознаваемое поведение в режиме интроспекции. У «контролируемой глупости» есть две стороны медали: одна работает во благо, ибо ты понимаешь, что кроме твоего личностно-духовного становления, ничто не имеет значения, и что в большинстве случаев, в социуме, люди только и делают, что занимаются какой-либо очередной глупостью с самым серьезным к этому отношением, растрачивая свою энергию и жизнь на непонятно что… Вторая сторона медали этого понятия в том, что применяя практически «контролируемую глупость», можно сыграть любую роль, любой образ, любую эмоцию, прекрасно манипулируя другими, заставляя их играть по своим правилам…
Один из таких образов: «гневливый человек». Когда этот образ удобен и зачем, в принципе, он нужен? Этот образ удобен по многим причинам:
— Для устрашения (например, подчиненных, или тех, кто ниже уровнем по социальной лестнице),
— Для того, чтобы лишний раз к такому человеку ни с чем не обращались, ни с какими лишними просьбами: «да ну его, сами лучше это сделаем, а то он такой вспыльчивый, что как начнёт орать…».
— Для снятия ответственности себя: «вы же знаете, какой я эмоционально неуравновешенный, так что это поручение вы лучше дайте кому-нибудь другому, боюсь, что я из-за своей эмоциональности непременно завалю дело».
Как мы видим, эта маска очень удобна при манипуляциях и нужна для того, чтобы попрочнее создать у окружающих определённое мнение о себе, в целях, чтобы, например, поменьше беспокоили и ничего серьезного (ответственного) не предлагали сделать.
Эта маска-образ относится к «контролируемой глупости», потому что человек внутренне совершенно спокоен и прекрасно осознаёт, для чего ему нужен этот образ. То есть, на самом деле, никакой он не «гневливый».
Как отличить: только контр-наблюдением: незаметно для этого человека наблюдать его в разных жизненных ситуациях. Если человек на самом деле гневливый – это будет видно в самые обычные моменты… По любому пустяку. Если это маска – человек временами будет отдыхать от нее… Хотя, на рабочем месте (т.е. не в кругу семьи) пронаблюдать это очень сложно: как правило манипуляторы хитры.
Образ «гневливого» удобен бывает и в супружеских парах: только захочет докопаться жена до мужа с вопросом «почему не явился вовремя после работы домой?», или «где ты был пол дня?», как он сразу же, прикрываясь маской гневливого нанесёт встречный удар «да у тебя паранойя!, сходи к врачу, дорогая», при этом ни на один свой вопрос жена ответа не получит. Такой тактический ход применяют многие, иногда при этом, меняясь местами.

Читайте также:  Все спросят как ты как настроение

6. Маска-образ беспомощного человека.
Схожа по вектору направления мышления с личностью, пребывающей в образе вечно несчастного: «я ничего не могу в этом мире», «это мне сложно»,»это я не сумею», » в этом я не разберусь». итд. В основном, люди пользующиеся этой маской тоже склонны к вампиризму, ибо груз своих проблем им сподручнее переложить на другие плечи, и наблюдая за тем, как ближайшее окружение справляется с их проблемами, они облегченно вздыхают и с унылой улыбкой произносят: «ну вот, какой(какая) ты молодец, так хорошо справился (справилась) со всем, я же говорил(а), что ты в этом понимаешь гораздо лучше меня и сделаешь, конечно, все грамотнее и качественнее».
Эта позиция очень удобна: «зачем буду напрягаться и брать ответственность за что-либо я, когда все тоже самое может сделать кто-то еще».
7. Образ маска духовно-нравственного человека.
Очень похожа по своим проявлениям с образом – маской «хорошего человека», но имеет несколько отличий:
а) Если человек не является высоко духовным, нравственным в истинном смысле этих слов, то носящий маску подобия, будет демонстрировать склонность к осуждению (с желанием возмездия) и бесконечным порицаниям всего того, и всех тех, что и кто не вписывается в рамки его привычной ментальности, в то время, как истинный высоко духовный человек имеет уровень понимания на основе принятия, спокойствия и не суждения, ибо знает, что каждый в этом мире проходит свои этапы личностного становления, что каждый находится ровно на своем уровне, и взаимодействует с миром, тождественно своему уровню развития, а потому осуждать такого человека просто бессмысленно. Все движется по закону эволюционного развития, и стремящийся отлично понимает: когда–то он и сам был таким же, и совершал подобные ошибки, и разве есть смысл осуждать человека, когда выше своей головы он прыгнуть не сможет…
б) Очень часто, пребывающие в этом рассматриваемом образе люди, склонны к проявлению агрессии. Не замечая за собой этого факта, такие люди имеют привычку выброса своих накопившихся разрушительных энергий качестве эмоций во внешний мир. Если эти выбросы осознаваемы, то такие люди имеют защищающую их философию борьбы против «зла мира сего». Религиозных фанатов, также сектантов можно отнести сюда в качестве примера.Стоит ли говорить о том, что под эгидой «духовности», также «во имя Христа» совершались самые жестокие казни: инквизиция тому пример.
в) Пребывающие в образе высоко духовного, нравственного человека нуждаются в постоянном внимании и одобрении со стороны окружающих. Таким людям нужна публика и часто лидерство. В то время, как истинный великодушный человек стремится быть незаметным.
г)Пребывающие в этой маске любят говорить о духовности, они имеют потребность учить, наставлять и доминировать. Это есть акт самоутверждения, но такие люди, как правило не соответствуют тем словам, которые они так любят произносить о духовности. Истинно духовный человек не нуждается в потребности учить, он беспрерывно учится сам, повышая свой потенциал Любви-Мудрости через осознание.
д) Многие, позиционирующие себя, как «духовный» любят спорить. Но в споре тонет истина, и спорящие о духовности и о своей причастности к духовному со стороны похожи на героев басни Крылова «Лебедь, щука и рак», где каждый слышит и понимает лишь себя. Истинно духовному человеку не нужны споры: он видит искажения.
8. Маска – образ «холодного», или нечувствительного человека.
Если человек не является черствым по-настоящему, то такая маска–образ служит хорошей психологической защитой от разных деструктивных реалий жизни. Психологической основой такого образа служит страх, слабость и глубокая внутренняя оголенность перед миром, поэтому личность принимает для себя такой сознательный выход, в виде этого образа, тем самым, как панцирем, отгораживается от мира и реальности. Это есть неосознанное стремление человека закрыться от мира. На какое–то время этот образ действительно служит защитным коконом для человека, но не на долго. Бесконечность диктует свои правила и законы, и один из них гласит:
Чем сильнее человек бежит от реальности, тем стремительнее реальность настигает его.
9. Маска – образ гиперсексуального человека. Характерна для мужчин.
Если человек не страдает психической, или физиологической паталогией, касаемой данного вопроса, то гиперсексуальность также является образом – маской, в которую прочно вживается личность. Коротко можно отметить, что корни возникновения образа гиперсексуального – это потребность в постоянном самоутверждении человека среди окружающих людей и перед самим собой. Подсознательная основа такого образа – стремление данной личности к сексуальному покорению другого человека через подавление (основа сексуального акта — подавление). Удовлетворение победами на «сексуальном поприще» обычно носит кратковременный характер, а потому такая личность усиленно ищет все новые и новые пути реализации своего глубокого комплекса, или зависимости. У таких людей большой сексуальный опыт, что кстати, вовсе не означает, что они чувствуют партнёра и познали секреты и тонкости секса, это всего лишь свидетельствует об их незрелости, зависимости и одиночестве.
10. Маска – образ жалостливого человека.
Очень трудно отличить человека с действительно тонкой психической натурой от человека, неосознанно пребывающего в этом образе. Если у первого характерологической особенностью является искреннее стремление помочь, или посочувствовать ближнему, то у второго подсознательной причиной возникшего образа является:
а) проекция чувства жалости к себе, как один из аспектов проявления чувства страха и незащищенности перед окружающей средой,
б) акт самолюбования своей «тонкой» организацией психики,
в) побуждения к помощи ближнему на скрытой основе, что когда –нибудь этот ближний поможет и ему тоже,
г) корыстная основа: многие, носящие эту маску–образ стараются вовремя оказаться рядом и помочь исключительно важным и нужным для них людям.
11. Маска-образ супер общительного и вечно жизнерадостного человека.
Индивид, пребывающий в этом образе отличается от истинно жизнерадостного тем, что основой его такого поведения является бегство от своего глубокого внутреннего одиночества, которое также является проекцией чувства страха пред окружающей действительностью. Есть люди, которые паталогически не могут находится в одиночестве, или уединении. Такие люди обожают шумные кампании, нарочито громко смеются на анекдотами, а если находятся дома одни, то стараются заполнить свое жизненное время хотя бы разговорами по телефону. Бегство от реальности заставляет их искать псевдо друзей, а дружбу заменять суррогатом общения. Часто за этим образом-маской скрывается по-настоящему очень грустная личность. Стремление заполнить контактами свое свободное время, также желание сбежать от своих проблем и мрачных мыслей выражается в чрезмерной общительности и чрезмерной активности в поиске родственного по духу человека, или круга людей.
Не секрет, что многие люди довольно одиноки даже в кругу своей семьи, или «близких» людей, которых они называют друзьями. В этом случае и семья, и друзья являются просто социальной бутафорией, являющейся необходимостью для самоуспокоения личности.
12. Маска «дуры» (реже — «дурака»). Этот образ более часто примеряют и применяют женщины, нежели мужчины, хотя последние иногда при особых обстоятельствах тоже не брезгуют воспользоваться этой ролью. Очень точно относительно женщин описал этот образ один из авторов-наблюдателей, пожелавший остаться неизвестным:»Я давно подметил, что, если женщине нравится или очень нужен для чего-то мужчина, она сразу превращается в дуру. Любая женщина очень легко и естественно переходит в позицию: «Ну, дура я. Так объясните (помогите) мне то-то и то-то». Эта природная пластичность, позволяющая легко встать под мужчину дает ей огромные преимущества. Она легко получает необходимую информацию, расширяет круг своего общения и вынуждает представителей мужской половины помогать ей во всем. При этом сама женщина дурой себя не считает, и можно легко огрести по полной, если вы отнесетесь к ней, как к дуре, не являясь при этом объектом ее интереса».
Пожалуй, всё так и есть, и встречается эта маска «дуры» довольно часто, но всё зависит от того, на чем основаны (на чем держатся) отношения в паре и от того, насколько женщина себя уважает. Быть дурой — действительно, самый легкий путь для многих женщин, им нравится казаться слабыми в этом жестком обществе под названием «социум». И перед лицом выбранного мужчины они делают из себя дур, пытаясь выжить в этом мире. И если отношения по своей сути являются сделкой, то правила игры в таких отношениях предполагают свои маски и роли, где образ дуры — одна из примеряемых личин, что, кстати очень удобно многим мужчинам: их самолюбию сей факт очень льстит, при таком раскладе эти самцы чувствуют своё гендерное «превосходство», особенно, если они слабы: ведь так легко слыть сильным, мужественным, уверенным в себе, когда рядом с тобой дура. На её фоне любой будет казаться героем. Что ж, подобное притягивает подобное. В данном случае подобие заключается в общем уровне развития сознания и интеллекта тоже. Такие пары легко находят друг друга. И мужчинам, вовсе не случайно «попадаются» именно такие женщины.
Следует отметить, что среди мужчин тоже не мало «дураков», это удобно в первую очередь тем, кто любит снять с себя любого рода ответственность, и также эту маску охотно применяют любители халявы. Не случайно в народе есть фраза «сыграть под дурачка». Надо сказать, что таких людей очень много.
13. Маска «бывалого». Её любят примерить на себя те люди, которые при каждом удобном случае похваляются своим «умудрённым жизненным опытом». Для таких людей мир давно уже познан и не представляет собой никакого интереса, кроме интереса их собственной выгоды. Они всё знают наперед, их взгляд тускл, их ум — это мышление циника и скептика, а юмор преимущественно черный. Такие люди недоверчивы, несговорчивы, подозрительны, на их лице написано «я вас всех просчитал», по любому вопросу у них есть только одно правильное мнение — моё. Почему маска «бывалого» — это одна из иллюзий, созданных для себя человеком: да просто потому, что многим нравится так о себе думать и производить такое впечатление на окружающих людей, повышая свою значимость в их глазах. И еще потому, что мир — это всегда тайна, где всё может измениться в любую секунду, где любая ситуация может принять самый непредсказуемый оборот. И правда в том, что каким богатым жизненный опытом не обладал бы человек — пути Господни неисповедимы. Мышление же «бывалого» основано на стойком консерватизме и на стереотипе прошлого опыта, что являет собой своеобразный щит от этого мира. Человек, вжившийся в этот образ, никогда не позволит чуду войти в его жизнь.
14. «Рубаха-парень», или «свой в доску». На самом деле, есть такой тип людей, которых можно охарактеризовать как: бескорыстный, обаятельный, находчивый, коммуникабельный, открытый в обращении, часто — простой и бесхитростный человек, всё у него получается, любое дело поддаётся без особых трудностей.
Но есть и люди, которые временно, пока им это нужно в своих интересах, пребывают под этим образом. Может показаться, что преимущественно эта маска относится к мужскому полу, однако и среди женщин она встречается тоже очень часто (в женском облике назовём эту маску «милашка»), когда те преследуя свои цели, с милой улыбочкой втираются к своему объекту в доверие. Это одна из самых коварных масок, что может носить человек. Как узнать, что перед вами не человек, обладающий такими характерными качествами, а тот, кто находится в этом образе? Первое время, отличить/определить это практически не возможно, разве лишь интуиция намекнёт вам, что с этим человеком «что-то не так». Всё становится ясным много позднее: когда у этого человека пропадает стимул носить этот образ: ведь он ему был нужен лишь для того, чтобы или очаровать вас, или что-то от вас получить (что собственно одно и тоже). Как только интерес индивида в вас, в ваших ресурсах, или ваших возможностях (также связях) пропадает, или вдруг что-то в ваших отношениях «пошло не так», или когда хитрец нашел другой объект внимания, то и данная маска сразу слетает с его лица, потому что в ней уже нет смысла: он своё уже получил, либо понял, что ничего не получит и бесполезно теряет с вами время.
15. Маска-образ «высокого уровня профессионала».
Наверное каждый человек в своей жизни сталкивался с такими людьми… А может быть, каждый и сам не раз одевал на себя такую маску… Зачем люди это делают? Здесь всё просто: самоутверждение и деньги… Принцип «себя не похвалишь – никто не похвалит» в таком случае работает на все сто… Клиентура нужна, и чем больше – тем лучше, поэтому в ход идут различные манипуляции, одна из которых называется «такого уровня специалиста, как я вам еще поискать…». Это могут быть совершенно любые области специализаций: психологи, с важным видом говорящие посетителю за немалые деньги сущие банальности, зачастую ещё и охотно присваивающие себе чужие труды, публикации, разработки… Компьютерщики, берущиеся «чистить от вирусов» совершенно нормальную систему… Ювелиры, с восхищением рассказывающие о редкой чистоте камня, прекрасно зная о том, что подсовывают клиенту синтетику… Эксперты, делающие дилетантские заключения, сами едва разбирающиеся в подлинности картин… Электрики, работающие «на скорую ручку», а потому «вдруг» забывшие о дополнительной изоляции… Массажисты, которые хорошо умеют рекламировать себя, как специалиста, однако совсем не знают ни анатомии, ни акупунктуры, ни энергетических потоков и процессов… Врачи, которым нет дела ни до одного пациента, если это только не их ближайший родственник… И многие–многие другие…
Для многих людей важно не качество их работы, не результат и эффективность… Для них важно лишь принять и вжиться в должный образ, который бы создал впечатление «профессионала своего дела», и на этом всё… У многих таких «профессионалов» это прокатывает, потому что если клиент по интересующему его вопросу сам дилетант, то он уже изначально верит тому, к кому он обратился , а значит, можно навешать какой угодно «лапши» , либо содрать денег ни за что, либо просто выполнить работу халатно, не особо напрягаясь…
Как распознать такого «специалиста»? Это невозможно, пока вы, что называетесь «не обожжётесь». Эти умельцы слишком хитры, а потому их маска-образ работает на них и делает своё дело…

Читайте также:  Как правильно чувствовать мужчину

Так или иначе, любая маска — это некий образ, которому человек очень старается соответствовать для создания своего определенного имиджа, маска определяет ту роль, которую люди играют в обществе. За всеми этими масками, часто теряется истинное Я. Мы живем через маску, реагируем через маску, мы меняем одну маску на другую, боясь увидеть себя настоящего.
В заключении можно сказать следующее: Играя в социуме в свои «привлекательные» и индивидуальные для каждого образы, человек в какой–то момент времени перестает осознавать неестественность своей линии поведения, и маска – образ прочно вживается в сознание личности, и становится неотъемлемой ее частью. Ложная личность вытесняет лицо человека, заставляет человека постоянно думать о своем образе, соответствовать ему и потакать его прихотям. Ложная личность порождает и ложные желания. Что такое «ложные желания»? Это любые корыстные эгоистические намерения и желания, которые или идут вразрез с нравственными законами, тем самым сбивая личность от истоков духовного, или же это те желания, которые постепенно превращают человека в зомбированного потребителя с шаблонным мышлением и с чернеющей пустотой в душе. В результате человек становится неискренним не только перед окружающими, но и перед самим собой тоже. Опасность для носящих разнообразные маски –образы заключается в том, что эти люди живут не своей жизнью, и зависимы от эгрегора своего имидж –образа. Вырваться из силы воздействия укоренившегося образа можно лишь через повышение уровня осознанности: когда человек устанет от самого себя и предпримет попытки к своему качественному изменению, если, конечно, это еще не поздно.

От автора:
Обращение к «психологам»-бездарям: будете тащить у меня эту работу — не забудьте подписать фамилию автора. Делать деньги на моих работах строго запрещено.

Источник

Оцените статью