Как мы ощущаем землю органы чувств

6. Как человек познаёт окружающий мир

1. Органы чувств

Как наше «Я» узнаёт о том, что окружает человека?

Психолог: Человек получает представление об окружающем мире, используя замечательные, данные самой природой инструменты: органы чувств.

Сколько всего у человека чувств?

Психолог: Учёные пока не пришли в этом вопросе к единому мнению, но основные пять, — зрение, слух, вкус, обоняние и осязание — знакомы всем.

И о чём сообщает человеку каждое из его чувств?

Психолог: Больше всего сведений о внешнем мире мы получаем благодаря зрению. Наш глаз позволяет нам различать цвета, их яркость, а также движение и величину окружающих предметов. Он обладает замечательной зоркостью. Установлено, что человек с хорошим зрением способен ясной ночью увидеть пламя свечи, которая находится от него на расстоянии 27 км!
С помощью слуха люди могут различать звуки и определять источник их происхождения. Человек с хорошим слухом способен в полной тишине услышать тиканье наручных часов на расстоянии до 6 м!
Кожа человека испытывает ощущения прикосновения, давления, тепла, холода. Они возникают при самых незначительных воздействиях. Например, человек способен ощутить движение воздуха при падении крыла мухи на поверхность кожи с высоты около одного сантиметра! Большое значение для человека имеют болевые ощущения. На одном квадратном сантиметре кожи человека находится 100 болевых точек, а по всей поверхности кожи их около 900 тысяч.
Язык помогает точно определить вкус и делает это очень умело: доказано, что человек ощущает присутствие одной чайной ложки сахара в восьми литрах воды. Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому, края языка – к кислому, а основание языка – к горькому вкусу.
Пятое чувство, которым постоянно пользуется человек — обоняние. Хороший нос способен ощутить присутствие одной капли духов в помещении площадью в сто квадратных метров!
Наряду с этими пятью основными чувствами следует отметить ещё одно – чувство равновесия.

При желании человек может развить остроту данных нам природой органов чувств. Например, профессиональный музыкант способен различать множество нюансов звучания инструмента, а художник – десятки и даже сотни оттенков одного цвета.
Замечательные способности можно приобрести, развивая чувство осязания. В 1960 г. в американских газетах появились сообщения о 14-летней Маргарет Фус, которая прекрасно видела, даже если ей завязывали глаза. Ученые проделали с девочкой множество экспериментов. С закрытыми повязкой глазами, при помощи одних только рук Маргарет читала взятые наугад отрывки из Библии, статьи из газет и журналов и называла предметы, на которые показывали участники эксперимента.
И этот случай далеко не единственный! Известная в нашей стране экстрасенс Роза Кулешова демонстрировала поразительную способность – читала руками заголовки газетных статей, лежащих в плотно запечатанных конвертах. Как такое может получаться? Исследования показали, что способность «читать руками» при соответствующей тренировке можно развить у любого человека. Причем для этой цели можно использовать любые участки кожи, а прикасаться к воспринимаемому тексту не обязательно.
В Москве вот уже несколько лет существует школа, где Николай Денисов учит искусству видеть без глаз всех желающих, в первую очередь школьников. По его словам, требуется примерно пять дней специальных упражнений, чтобы увидеть с закрытыми глазами первую букву.

2. Ощущение и восприятие

Психолог: Органы чувств можно назвать нашими «окнами в мир». Благодаря им мы ощущаем отдельные свойства предметов. Цвета, блики света, звуки, запахи, чувство тепла, холода, боли – всё это ощущения.

Глаза – видят, уши – слышат, кожа – осязает… Но где все эти ощущения «сливаются» друг с другом?

Психолог: Когда ощущения сливаются друг с другом, образуется восприятие. Именно восприятие благодаря слаженной работе всех органов чувств создаёт целостный образ предмета. Например, человек касается рукой земли и ощущает под пальцами холодную, рассыпчатую массу, он видит сверкающую белизну, слышит хруст под ногами, вдыхает ни на что не похожий морозный запах. И он говорит себе: «Это – снег. Это – зима!»
Психологи считают, что ведущую роль в создании восприятия играет головной мозг, где объединяется и организуется разнообразная информация, полученная от органов чувств. Анализируя ощущения, мозг выделяет каждый предмет из его окружения, различает их по форме, цвету, размерам; определяет расстояние, на котором они от нас находятся; выясняет, движутся предметы или нет. И все это осуществляется почти мгновенно! Благодаря деятельности мозга, мы видим вокруг себя на улице не беспорядочные цветные пятна разной освещённости, а дома, деревья, людей, автомобили. В консерватории мозг складывает вместе разнообразные слуховые ощущения, и мы слышим не беспорядочный набор звуков, а симфонию. Вечером в лесу мы не просто отмечаем про себя отдельные шорохи, блики и запахи, а видим горящий костер, чувствуем смолистый аромат прогретых за день солнцем сосен, замечаем пролетевшую птицу.

Значит, когда все ощущения складываются, сливаются вместе, получается восприятие?

Психолог: Нет, это не верно! Любое восприятие – это не просто сумма отдельных ощущений (цвета, света, звуков, запахов и т.п.). Огромную роль в создании восприятия играет предшествующий опыт человека. Когда мы видим предмет в первый раз, требуется время, чтобы проанализировать все свои ощущения. Но если предмет нам хорошо знаком, достаточно одного только признака, чтобы определить его. Так услышав характерное тиканье из соседней комнаты, мы сразу понимаем: «Это часы!»

Какого цвета голос?

Знаменитый французский поэт Артюр Рембо написал некогда необычное стихотворение «Гласные». В нем говорилось, что буквы могут быть цветными: А — черной, Е – белой, И – красной, У – зеленой, О – синей. Поэт вовсе не пытался удивить слушателей необычными сравнениями. Он действительно видел звуки! В «Гласных» было впервые описано явление, которое учёные называют «цветным слухом», или синтезией (в переводе с греческого этот термин значит «соощущение»).
Артюр Рембо далеко не единственный человек, обладавший даром «цветного слуха». Настоящим гением синтезии считается, живший в первой половине ХХ века, московский репортер Леонид Шершевский. В восприятии какого-либо признака предмета у него участвовали все чувства сразу! Он мог, например, сказать при знакомстве: «Какой у вас желтый и рассыпчатый голос!» Когда при Шершевском стали брать одну за другой музыкальные ноты на пианино, он видел то серебряную полосу, то желтую, то коричневую… Причем в последнем случае зрительное ощущение оказалось дополнено и вкусовым – во рту появился вкус кисло-сладкого борща. Один из музыкальных тонов вызвал у Шершевского образ молнии, раскалывающей небо пополам. А резкий звук произвел на него впечатление иглы, вонзившейся в спину. Гласные буквы были для него фигурами, согласные – брызгами, а цифры представлялись некими башнями.
«Я вспоминаю, — пишет один из современников, — как однажды мы с Шершевским шли из института.
— Вы не забудьте дорогу, — предупредил я его.
— Нет, что вы, — ответил он. – Разве можно забыть? Ведь этот забор, он такой солёный на вкус и такой шершавый, и у него такой пронзительный звук…»

Благодаря органам чувств мы замечаем всё, что происходит вокруг нас?

Психолог: Это не совсем так. Да, органы чувств постоянно информируют нас о том, что происходит вокруг. Однако, как правило, мы не видим всего, что нас окружает, и не воспринимаем все звуки. Из многих окружающих предметов наше сознание сосредотачивается только на самых значимых. Эта способность сознания выделять из многого что-то одно называется вниманием. Внимание играет огромную роль в нашей жизни. Если бы человек не обладал вниманием, он бы не мог ни учиться, ни работать.
Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Представьте, что вы решает сложную задачу, и никак не можете отыскать верное решение. Терпение на исходе, вы уже готовы отступиться от поставленной цели, но потом собираетесь с силами и опять направляете внимание на условие задачи. Такое внимание, которым управляет сам человек, называется произвольным. Для него характерно чувство напряжения. Другой – противоположный – вид внимания – это внимание непроизвольное. В отличие от произвольного оно возникает само по себе, без усилий с нашей стороны (так бывает во время интересного кинофильма, когда мы с интересом следим за событиями на экране).

Читайте также:  Диагностика эмоционального фона детей

Внимание всегда сосредоточено на чём-то одном?

Психолог: Порой человеку приходится выполнять несколько дел сразу. Например, на уроке ученик может слушать учителя, делать записи, смотреть на карту. Эта способность называется распределением внимания. Не всегда подобного рода занятия бывают успешными. Например, если выполнять домашнее задание и одновременно смотреть телевизор, можно допустить много нелепых ошибок, да и времени на приготовление уроков уйдёт больше. Но иногда, благодаря целенаправленной тренировки можно научиться так распределять внимание, что одно дело не будет мешать другому. В 1887 г. свои необычные способности по управлению вниманием продемонстрировал публике француз Полан. Он, например, мог читать слушателям одно стихотворение и одновременно сочинять на заданную тему другое. Или, декламируя стихи, в тоже время решать сложные задачи.

Психолог: Человек может наблюдать не только предметы внешнего мира, но и яркие картины, порожденные его мозгом. Каждый из нас способен чётко и ясно представить себе хорошо известный пейзаж, например вид из окна своей комнаты или лицо близкого родственника. Достаточно прикрыть глаза, и мы увидим их словно на «внутреннем экране». Эта способность мозга называется воображением.

Человек способен вообразить только то, что он видел или слышал раньше?

Психолог: Нет, конечно. Воображая, человек способен соединить в единый образ части различных предметов. Именно так, слив образы лошади и человека, получили кентавра. Многие герои хорошо известных вам сказок и мифов никогда не существовали в реальной жизни. Они были созданы силой человеческого воображения.

Воображение есть у всех людей?

Психолог: Иногда про какого-нибудь человека говорят: «У него отсутствует воображение». Это, безусловно, преувеличение. Воображение есть у всех. Без воображения не было бы ни науки, ни искусства. Человек не смог бы не только написать художественное произведение, но и прочитать его. Ведь образы, создаваемые писателями, поэтами и художниками не произвели бы на него никакого впечатления.
Более того! Не будь у человека воображения, мы оказался бы абсолютно беспомощным в практической жизни. Именно в воображении мы предвидим результаты, которые желаем достигнуть при помощи тех или иных действий.

Психолог: Органы чувств есть у всех живых существ. Человек в этом отношении ничем от них не отличается. Но у человека есть ещё один инструмент для познания – речь. В отличие от животных он живёт как бы в двойном мире: мире окружающих его предметов и в мире слов.

Что значит «живёт в мире слов»?

Психолог: Речь – чрезвычайно сложное явление психической жизни человека. Основополагающим элементом речи служит слово, являющееся в то же время понятием. А понятия – это общие имена, принятые в человеческом обществе для предметов или явлений. Каждое такое понятие вызывает в нашем воображении определенную картину. Например, кто-то произносит слово «лес». И тотчас в нашем воображении возникает определённая картина: много деревьев, тень, ветер шумит в ветвях. А если кто-то говорит о «дожде», появляется другой образ: небо, затянутое тучами, капли, падающие на землю, лужи под ногами.

Источник

Как мы ощущаем окружающий мир

Что такое ощущение

Представь, что ты держишь в руках предмет, о котором ничего не знаешь. Не знаешь, как он называется, зачем нужен, как его можно использовать. И всё же ты многое можешь о нём сказать. Например, ты мо­жешь почувствовать, твёрдый он или мягкий, шершавый или гладкий, тяжёлый или лёгкий, го­рячий или холодный, какого он цвета и чем пах­нет. А может быть, он даже издаёт какие-нибудь звуки? Узнать всё это ты можешь при помощи ощущений.

Значит, ощущение — это способность че­ловека чувствовать различные свойства окружающего мира. Ощущения помогают нам ответить на вопрос: «Какой это предмет?», но ничего не говорят о том, как он называется и для чего нужен.

Ощущения сообщают тебе и об изменениях в твоём собственном теле. Ты чувствуешь движение своих рук, ног, головы, туловища. Боль сигнализи­рует о неполадках в работе организма. Без ощущений мы бы ничего не знали о мире и о себе.

Когда ты придёшь к кому-нибудь в гости, обрати внима­ние на звуки, которые ты услышишь в этом доме. Все ли звуки тебе будут понятны? Похожи ли они на звуки твоего дома?

Надень плотные перчатки и попытайся на ощупь с закрытыми глазами опре­делить, из чего сделаны предметы. Получилось? Как ты думаешь, почему?

Как возникают ощущения

Из своего опыта ты хорошо знаешь, что при силь­ном насморке исчезает ощущение вкуса и запаха пищи. Слепой от рождения человек никогда не смо­жет представить себе, что такое цвет. Для глухого че­ловека не существует огромного мира звуков. Значит, глаза, уши, язык, нос, кожа и позволяют нам почув­ствовать окружающий мир. Их так и называют — ор­ганы чувств. Но одних органов чувств ещё недоста­точно для получения ощущения. Все они соединены с самой сложной частью нашего организма — голов­ным мозгом. Как соединены? При помощи тонких нервных нитей. Получаются как бы специальные «приборы», с помощью которых мы ощущаем.

Каждый из этих сложных «приборов» со­стоит из трех частей — органа чувств, го­ловного мозга и соединяющих их нервных во­локон (нитей). Эти приборы называются анализаторами.

Ощущение появляется у человека только тогда, когда исправно работает весь прибор, весь анализатор в целом. Например, звук улавливает не одно только ухо, а весь анализатор. Если повреждён нерв, который соединяет здоровое ухо с мозгом, или сам мозг, то человек ничего не сможет услы­шать. Само ухо при этом может быть совершенно здоровым. Это немного похоже на работу элект­рической лампы. Свет погаснет, если перегорит сама лампочка, либо обо­рвется ведущий к ней шнур, либо сломается выключатель.

Ощущения внутри нас

Но есть и другие ощущения. Они сигнализируют нам о том, что происходит внутри нашего тела.

Ты целый день двигаешься: ходишь, бегаешь, прыгаешь, пишешь или собираешь модель из кон­структора. Ты даже не задумываешься о том, как работают при этом твои руки, ноги, пальцы или все туловище. Но если ты согнёшь руку с закрытыми глазами, то легко сможешь определить ее положе­ние. Об этом тебе сообщат двигательные ощуще­ния.

Читайте также:  Крепкого здоровья весеннего настроения

Когда ты ощупываешь руками предмет, к двига­тельным ощущениям присоединяются кожные. Это называется осязанием.

Ты, наверное, помнишь, как трудно было в пер­вый раз проехать на двухколёсном велосипеде, ро­ликах, коньках или лыжах. Сложнее всего тебе было удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внут­реннем ухе. Он похож на раковину улитки и называ­ется лабиринтом.

При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет всё время падать.

Очень важным видом ощущений являются орга­нические ощущения. Такое название им дали пото­му, что они рассказывают нам о работе нашего орга­низма, наших внутренних органов — пищевода, же­лудка, кишечника и многих других. Пока ты сыт и здоров, ты вообще не замечаешь никаких органиче­ских ощущений. Они появляются только тогда, ког­да в работе организма что-нибудь нарушается. На­пример, если ты съешь что-нибудь не очень свежее, то нарушится работа твоего желудка, и ты сразу же это чувствуешь: появится боль в животе.

Голод, жажда, тошнота, боль — вот что такое органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь бо­лезнь и помочь своему организму справиться с ней.

Вопросы и задания

1. Закрой глаза и попробуй принять те позы, которые тебе будет называть твой друг. Например, можно встать в позу «ласточ­ки», сесть «по-турецки», изобразить кошку или какое-нибудь дру­гое животное.

2. Покружись немного на одном месте, а потом попытай­ся пройти по нарисованной мелом прямой линии (или подоске ковра). Удалось ли тебе сохранить равновесие? Почему?

3. Представь себе, что ты возвращаешься домой с прогул­ки и еще с порога говоришь маме, что хочешь есть. А как ты узна­ешь, что хочешь именно есть, а не спать?

Всё ли мы ощущаем

Далеко не всё, что действует на наши органы чувств, вызывает у нас ощущение. Мы не ощущаем прикосновения падающих на нашу кожу пылинок, не слышим с другого конца комнаты тиканья часов. Мы не чувствуем слабых запахов, которые хорошо улавливает идущая по следу собака.

Для того, чтобы у нас возникло ощущение, при­ходящий к органам чувств сигнал должен быть до­статочно сильным. Попробуй провести такой про­стой опыт. Включи музыку так, чтобы по­началу ее вообще не было слышно. Постепенно уве­личивай громкость до тех пор, пока не услышишь тихие, едва уловимые звуки.

Значит, звук как будто преодолел границу твоей чувствительности, тот порог, за которым ты его не слышал.

В мире нет совершенно одинаковых людей, поэ­тому и восприимчивость органов чувств у всех немного разная. Один человек может заметить со­всем слабый, тусклый свет, а для другого этот свет должен быть чуть ярче.

Представь себе, что ты и твой друг участвуете в научном опыте. Вам на голову надели наушники и дали задание: внимательно слушать и поднять руку, как только в наушниках раздастся тихий звук. Сначала было очень тихо, а потом ты услышал слабый-слабый писк и сразу же поднял руку. Через две секунды поднял руку и твой друг.

Ты услышал слабый сигнал первым, значит, слу­ховой анализатор у тебя оказался более чутким, чем у друга. А на сколько? Можно ли это как-нибудь из­мерить и сравнить? Конечно, можно. Специальный прибор точно записывает, какова была сила дейст­вия звука в тот момент, когда каждый из вас смог его услышать.

Эту самую маленькую силу действия сиг­нала на твои органы чувств, которую они уже способны уловить, называют порогом ощущения.

Пороги ощущения у всех людей немного различаются. Но даже у одного и того же челове­ка пороги ощущения могут изменяться. Ча­совой, который ночью стоит на посту, может уловить почти неслы­шимые звуки, потому что он очень вниматель­но ко всему прислуши­вается. Однако в другое время, например, днём, тот же самый часовой мо­жет и не услышать тихих звуков, потому что теперь ему помогает еще и зрение. Он не только вниматель­но слушает, но и наблюдает за всем, что происходит вокруг. Поэтому порог его слуховой чувствительно­сти временно изменился.

Вопросы и задания

1. Что такое порог ощущения?

2. Почему мы не ощущаем, как на нас садятся пылинки?

3. Собака бежит к входной двери ещё до того, как в неё по­звонят, а её хозяин и звонок не всегда сразу услышит. В чем разни­ца между слухом собаки и её хозяина?

Что такое ощущение

Представь, что ты держишь в руках предмет, о котором ничего не знаешь. Не знаешь, как он называется, зачем нужен, как его можно использовать. И всё же ты многое можешь о нём сказать. Например, ты мо­жешь почувствовать, твёрдый он или мягкий, шершавый или гладкий, тяжёлый или лёгкий, го­рячий или холодный, какого он цвета и чем пах­нет. А может быть, он даже издаёт какие-нибудь звуки? Узнать всё это ты можешь при помощи ощущений.

Значит, ощущение — это способность че­ловека чувствовать различные свойства окружающего мира. Ощущения помогают нам ответить на вопрос: «Какой это предмет?», но ничего не говорят о том, как он называется и для чего нужен.

Ощущения сообщают тебе и об изменениях в твоём собственном теле. Ты чувствуешь движение своих рук, ног, головы, туловища. Боль сигнализи­рует о неполадках в работе организма. Без ощущений мы бы ничего не знали о мире и о себе.

Когда ты придёшь к кому-нибудь в гости, обрати внима­ние на звуки, которые ты услышишь в этом доме. Все ли звуки тебе будут понятны? Похожи ли они на звуки твоего дома?

Надень плотные перчатки и попытайся на ощупь с закрытыми глазами опре­делить, из чего сделаны предметы. Получилось? Как ты думаешь, почему?

Как возникают ощущения

Из своего опыта ты хорошо знаешь, что при силь­ном насморке исчезает ощущение вкуса и запаха пищи. Слепой от рождения человек никогда не смо­жет представить себе, что такое цвет. Для глухого че­ловека не существует огромного мира звуков. Значит, глаза, уши, язык, нос, кожа и позволяют нам почув­ствовать окружающий мир. Их так и называют — ор­ганы чувств. Но одних органов чувств ещё недоста­точно для получения ощущения. Все они соединены с самой сложной частью нашего организма — голов­ным мозгом. Как соединены? При помощи тонких нервных нитей. Получаются как бы специальные «приборы», с помощью которых мы ощущаем.

Каждый из этих сложных «приборов» со­стоит из трех частей — органа чувств, го­ловного мозга и соединяющих их нервных во­локон (нитей). Эти приборы называются анализаторами.

Ощущение появляется у человека только тогда, когда исправно работает весь прибор, весь анализатор в целом. Например, звук улавливает не одно только ухо, а весь анализатор. Если повреждён нерв, который соединяет здоровое ухо с мозгом, или сам мозг, то человек ничего не сможет услы­шать. Само ухо при этом может быть совершенно здоровым. Это немного похоже на работу элект­рической лампы. Свет погаснет, если перегорит сама лампочка, либо обо­рвется ведущий к ней шнур, либо сломается выключатель.

Читайте также:  У меня малиновая настроение

Как мы ощущаем окружающий мир

Теперь ты знаешь, что ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из органов чувств дает нам свои особые ощущения— зритель­ные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные.

Орган зрения дает нам зрительные ощущения. Всё, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцвет­ным может быть только со­вершенно прозрачный пред­мет, который мы не видим. Поэтому можно сказать, что зрительное ощущение — это ощущение цвета и света.

Слуховые ощущения возникают у нас при помощи органа слуха. Ты слышишь множество разнообразных звуков. Все они делятся на музыкальные звуки (звуки пения, музыкальных инст­рументов) и шумы (скрипы, шорохи, треск, грохот). В на­шей речи есть и музыкаль­ные звуки (гласные), и шумы (согласные).

Наша способность чувст­вовать запахи называется обонянием. Органами обоня­ния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носа. Отдельные частич­ки различных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения.

Всё, что попадает к тебе в рот, имеет какой-ни­будь вкус: сладкий, кислый, солёный или горький. Эти вкусовые ощущения возникают при помощи ор­гана вкуса — вкусовых по­чек. Они находятся на язы­ке. Кончик языка лучше все­го чувствует сладкое. Стоит только лизнуть мороженное, и сразу узнаешь его вкус. Края языка чувствительны к кислому, а его основа­ние — к горькому.

Вкусовые ощущения сильно зависят от обоня­тельных. При сильном насморке любое, даже самое любимое блюдо, кажется безвкусным.

Всё наше тело покрыто кожей. Она дает нам ощу­щения прикосновения, холода, тепла, боли. Все эти ощущения называются осязательными или кожными.

Теперь ты знаешь, что зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные ощущения рас­сказывают нам о разнообразных свойствах окружа­ющих вещей.

Попробуй зажать пальцами нос и после этого возьми в рот жевательную резинку. Сможешь ли ты определить ее вкус?

Ощущения внутри нас

Но есть и другие ощущения. Они сигнализируют нам о том, что происходит внутри нашего тела.

Ты целый день двигаешься: ходишь, бегаешь, прыгаешь, пишешь или собираешь модель из кон­структора. Ты даже не задумываешься о том, как работают при этом твои руки, ноги, пальцы или все туловище. Но если ты согнёшь руку с закрытыми глазами, то легко сможешь определить ее положе­ние. Об этом тебе сообщат двигательные ощуще­ния.

Когда ты ощупываешь руками предмет, к двига­тельным ощущениям присоединяются кожные. Это называется осязанием.

Ты, наверное, помнишь, как трудно было в пер­вый раз проехать на двухколёсном велосипеде, ро­ликах, коньках или лыжах. Сложнее всего тебе было удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внут­реннем ухе. Он похож на раковину улитки и называ­ется лабиринтом.

При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет всё время падать.

Очень важным видом ощущений являются орга­нические ощущения. Такое название им дали пото­му, что они рассказывают нам о работе нашего орга­низма, наших внутренних органов — пищевода, же­лудка, кишечника и многих других. Пока ты сыт и здоров, ты вообще не замечаешь никаких органиче­ских ощущений. Они появляются только тогда, ког­да в работе организма что-нибудь нарушается. На­пример, если ты съешь что-нибудь не очень свежее, то нарушится работа твоего желудка, и ты сразу же это чувствуешь: появится боль в животе.

Голод, жажда, тошнота, боль — вот что такое органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь бо­лезнь и помочь своему организму справиться с ней.

Вопросы и задания

1. Закрой глаза и попробуй принять те позы, которые тебе будет называть твой друг. Например, можно встать в позу «ласточ­ки», сесть «по-турецки», изобразить кошку или какое-нибудь дру­гое животное.

2. Покружись немного на одном месте, а потом попытай­ся пройти по нарисованной мелом прямой линии (или подоске ковра). Удалось ли тебе сохранить равновесие? Почему?

3. Представь себе, что ты возвращаешься домой с прогул­ки и еще с порога говоришь маме, что хочешь есть. А как ты узна­ешь, что хочешь именно есть, а не спать?

Всё ли мы ощущаем

Далеко не всё, что действует на наши органы чувств, вызывает у нас ощущение. Мы не ощущаем прикосновения падающих на нашу кожу пылинок, не слышим с другого конца комнаты тиканья часов. Мы не чувствуем слабых запахов, которые хорошо улавливает идущая по следу собака.

Для того, чтобы у нас возникло ощущение, при­ходящий к органам чувств сигнал должен быть до­статочно сильным. Попробуй провести такой про­стой опыт. Включи музыку так, чтобы по­началу ее вообще не было слышно. Постепенно уве­личивай громкость до тех пор, пока не услышишь тихие, едва уловимые звуки.

Значит, звук как будто преодолел границу твоей чувствительности, тот порог, за которым ты его не слышал.

В мире нет совершенно одинаковых людей, поэ­тому и восприимчивость органов чувств у всех немного разная. Один человек может заметить со­всем слабый, тусклый свет, а для другого этот свет должен быть чуть ярче.

Представь себе, что ты и твой друг участвуете в научном опыте. Вам на голову надели наушники и дали задание: внимательно слушать и поднять руку, как только в наушниках раздастся тихий звук. Сначала было очень тихо, а потом ты услышал слабый-слабый писк и сразу же поднял руку. Через две секунды поднял руку и твой друг.

Ты услышал слабый сигнал первым, значит, слу­ховой анализатор у тебя оказался более чутким, чем у друга. А на сколько? Можно ли это как-нибудь из­мерить и сравнить? Конечно, можно. Специальный прибор точно записывает, какова была сила дейст­вия звука в тот момент, когда каждый из вас смог его услышать.

Эту самую маленькую силу действия сиг­нала на твои органы чувств, которую они уже способны уловить, называют порогом ощущения.

Пороги ощущения у всех людей немного различаются. Но даже у одного и того же челове­ка пороги ощущения могут изменяться. Ча­совой, который ночью стоит на посту, может уловить почти неслы­шимые звуки, потому что он очень вниматель­но ко всему прислуши­вается. Однако в другое время, например, днём, тот же самый часовой мо­жет и не услышать тихих звуков, потому что теперь ему помогает еще и зрение. Он не только вниматель­но слушает, но и наблюдает за всем, что происходит вокруг. Поэтому порог его слуховой чувствительно­сти временно изменился.

Вопросы и задания

1. Что такое порог ощущения?

2. Почему мы не ощущаем, как на нас садятся пылинки?

3. Собака бежит к входной двери ещё до того, как в неё по­звонят, а её хозяин и звонок не всегда сразу услышит. В чем разни­ца между слухом собаки и её хозяина?

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник

Оцените статью