Детский научный проект » Запахи и обоняние «
Министерство Образования и Науки Республики Казахстан
Коммунальное государственное учреждение
«Общеобразовательная школа № 155»
«Запахи и обоняние»
Автор: Михридинова София
ученица 1 «Б» класса
Запахи: что это такое и откуда они берутся. .
Как мы чувствуем запахи.
Запахи в жизни животных и насекомых……………………………..
Как запахи и обоняние помогают человеку…………………………
Влияние ароматов на учебный процесс. Духи своими руками……
Запах… Не верится, что под этим словом понимается что-то интересное: ведь оно такое привычное и знакомое. В самом деле, запахи окружают нас повсюду.
Пахнут травы, цветы и деревья, пахнет дождиком, пахнет хлеб и конфетки. Есть запахи слабые и сильные, неприятные и приятные. Поэтому я и задумалась, что такое запахи, как они появляются и как мы их чувствуем?
Объект исследования : знания людей о запахах и обонянии.
Цель: выяснить, как появляются запахи, как мы их чувствуем и как это помогает людям в повседневной жизни.
Изучить литературу о том, как появляются запахи, и о том, как люди, животные и насекомые их чувствуют.
Узнать каким образом могут распространяться запахи.
Проанализировать результаты и сделать выводы.
Гипотеза: знания о том, как появляются запахи, и о том, как мы их чувствуем, помогают человеку в жизни.
Методы исследования : подбор и обработка информации, наблюдение за домашним животным, опыты с помощью использования ароматических веществ, анкетирование учащихся и анализ полученных результатов.
Запахи: что это такое и откуда они берутся?
Запах и его распространение объясняется движением молекул . Это движение непрерывно и беспорядочно. Сталкиваясь с молекулами газов, из которых состоит воздух, молекулы какого-либо вещества много раз меняют направление своего движения и разлетаются по пространству.
Но вернемся к молекулам. Что же это?
Молекула – это мельчайшая частица какого-либо вещества. Даже одна молекула любого вещества обладает всеми свойствами, какими обладает все вещество.
В пространстве молекулу можно себе представить себе примерно так:
Так вот эти самые молекулы пахучего вещества перемешиваются с другими частицами, имеющимися в воздухе, и постепенно равномерно размещаются среди молекул воздуха. Этот процесс называется « диффузия ». На картинке диффузию можно представить так:
Как мы чувствуем запахи?
Всем известно, что способность чувствовать запахи называется « обоняние ».
Обоняние появилось очень давно, но, несмотря на это, долгое время оставалось и самым загадочным. Как человек узнает и запоминает многие тысячи разных запахов? Как отличает один запах от другого? Ученым наконец-то удалось найти ответы на эти вопросы. Большую роль в этом сыграли исследования ученых из Америки — Ричарда Акселя и Линды Бак , за которые они получили Нобелевскую премию.
Они обнаружили, что в верхней части носовой полости есть специальные клеточки, которые называются « обонятельный эпителий ». Каждая клеточка имеет рецепторы , которые образуют « карманы-ловушки » для молекул пахучих веществ. Когда молекула попадает в такой «карман», наш мозг получает сигнал. При этом, разные запахи передаются разными сигналами. Поэтому мы и можем различать различные запахи.
Каждый запах как бы получает код (похожий на штрих-код на товарах в супермаркете), по которому его можно безошибочно узнать в следующий раз. Именно благодаря этому коду мы способны распознавать и запоминать около 10 тысяч запахов.
Запахи в жизни животных и насекомых
Собака обладает самым тонким нюхом среди всех домашних животных. Обоняние собаки в несколько тысяч раз острее человеческого, и участок мозга, отвечающий за острый нюх, развит у собак гораздо больше. Бросьте кусочек колбасы коту – он будет долго искать его, даже если он лежит перед его носом. А вот собака не только сразу обнаружит лакомство, но и найдет его в любом месте по запаху.
Запахи закладываются в памяти собаки. Из органов чувств более всего она доверяет своему обонянию. По запаху собака определяет давность следа, а также безошибочно указывает на присутствие диких животных.
Не зря верным собакам доверяют службу в полиции, в пограничных войсках, на таможне и в других местах. Собака и след без труда возьмет, и наркотик с легкостью обнаружит. И все это благодаря дару, данному ей от рождения.
Насекомые могут общаться между собой с помощью очень сложных схем. В пчелиных семействах имеются разные сигналы для понимания друг друга. Одним из таких сигналов принято считать запах. Так, в период сбора меда, насекомые ориентируются на особый запах собственной семьи. Когда они чувствуют его, то присоединяются к другим жителям собственного улья, а также безопасно летят домой. Таким образом, одним из основных ориентиров для пчел в поисках собственного жилища является запах.
У муравьев также высокая чувствительность к запахам. Для возвращения в муравейник каждый муравей по мере своего движения оставляет маленькие запаховые метки. И дорожки, по которым насекомые перемещаются особенно часто, выглядят для них, как для человека — скоростная дорога.
Как запахи и обоняние помогают человеку?
Не секрет, что способность чувствовать запахи, очень сильно может помочь человеку в его повседневной жизни.
Рассмотрим два примера:
Мальчик Саша, играя в своей комнате, почувствовал острый запах дыма. После чего он вышел из своей комнаты и сообщил об этом своим родителям. Родители, в свою очередь, обошли квартиру и обнаружили, что загорелась штора на кухне. Мальчик Саша и его родители, позвонили пожарным, затем нашли огнетушитель и потушили огонь. Получается, что в данном случае обоняние спасло Саше и его родителям жизнь.
Девочка Ева пошла в столовую и заказала себе салат винегрет. Начав кушать, Ева понюхала салат. Она почувствовала кислый и несвежий запах. Есть она такой салат не стала. Но забрала его, чтобы отдать на экспертизу. Обнаружилось, что в этом салате были микробы. Получается, что обоняние помогло Еве не отравиться.
И это только малая часть из того, как обоняние помогает в жизни человека и животных.
Влияние ароматов на учебный процесс. Духи и саше своими руками
Мы с мамой нашли информацию в интернете, что в одной из московских школ проверили влияние ароматов на память, внимание и другие способности учеников. Необычный эксперимент провела кандидат биологических наук Елена Родионова.
Выяснилось, что в присутствии мятного масла снижается количество ошибок на контрольной по математике . Лавандовое масло помогает при написании словарного диктанта по русскому языку . А запахи апельсина, грейпфрута и других цитрусовых положительно влияют на настроение, снижают уровень стресса, тревожность, а также помогают людям сосредоточиться на конкретной задаче.
Дома я попыталась написать диктант при зажжённой лавандовой свече. Получилось почти без ошибок.
А еще я попыталась сделать духи своими руками. Для этого я взяла спирт (30 капелек), ароматное масло апельсина (70 капелек) и дистиллированную воду (10 капель).
Также мы с мамой сделали саше . Сначала измельчили сушенные мяту, мелиссу, розмарин и шалфей .
А затем положили эту смесь в тряпочный мешочек, который теперь будет лежать в моей комнате и повышать мой иммунитет.
Источник
Как мы чувствуем запахи для 4 класса
Дата: 09.10.2014 года
Класс: 4 «В» (23 кабинет)
Выполнила: Циллер Кристина Владимировна
План – конспект пробно-зачетного урока по окружающему миру.
Тема: Обоняние. Как мы чувствуем запахи. Береги обоняние
Цель: ознакомить учащихся с органами обоняния, их значением и гигиеной; расширять знания учащихся о бережном отношении к органам обоняния; учить беречь органы чувств.
— характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
— рассказывать о строении органов чувств, пользуясь рисунками и схемами;
— соблюдать гигиену органов чувств.
— проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-ответственно относиться к собственному здоровью.
— инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
— использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;
— группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
— развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы;
— строить монологическую речь в устной форме.
Тип урока: открытие нового знания.
Форма работы: фронтальная.
Методы работы: частично – поисковые, беседа.
Информационно-технологические ресурсы: повязка на глаза; предметы, продукты, имеющие различные запахи; учебник, рабочая тетрадь.
Основные понятия: слух, обоняние.
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного.
1. Анализ погоды.
2. Вступительная беседа-повторение по вопросам:
– Что является органом слуха?
– Какое значение имеют для человека уши?
– Как надо беречь уши?
– Почему вредно слушать громкую музыку и постоянно использовать наушники?
III. Изучение нового материала и закрепление.
1. Введение в тему урока.
Учитель. Отгадайте загадку – и узнаете, о каком органе пойдет речь на уроке.
Между двух светил
В середине я один. (Нос.)
2. Создание проблемной ситуации.
К доске выходят 2–3 ученика. Учитель завязывает им глаза. Каждому дает какие-либо невредные, имеющие специфические запахи предметы, например лук, духи, темный хлеб и т. д.
– Определите, что у вас в руках.
Учащиеся называют предметы.
– Как вы это определили, ведь видеть и слышать вы не могли?
– Каким органом мы чувствуем запахи?
Учитель. С запахами у человека связаны многие ассоциации. Представьте, что вы находитесь в весеннем саду. Что вы ощущаете?
– Подышите глубоко, хорошо, полной грудью. Почувствуйте аромат цветущих вишен, яблонь, сирени. Передайте свои чувства мимикой.
А теперь по моей просьбе покажите, какой запах у полыни, у кислого молока, как пахнет ландыш, нашатырный спирт.
Помните, что предметы, средства бытовой химии нельзя подносить близко к органам обоняния, это опасно.
3. Работа по теме урока.
Учитель. Нос является органом обоняния.
Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Обоняние помогает нам обнаружить несвежую пищу, вредные запахи в помещении.
В настоящее время учёные насчитывают более 400 тысяч запахов, которые может воспринимать человек. Чувствительность человека к запаху достаточно высока. Так, запах эфира чувствуется, если в 1 л воздуха содержится всего лишь 0,000001 г этого вещества. Человек способен чувствовать запах не всех веществ, а лишь летучих или растворённых в воде и жирах.
Во время насморка человек почти не различает запахи. Частые насморки притупляют обоняние. Как видите, простудные заболевания вредны не только для горла и для легких, но и для такого важного органа чувств, как нос. Поэтому надо беречь себя от простудных заболеваний, закалять свой организм. Сильно притупляют обоняние табачный дым, различные резкие, ядовитые запахи. Если в нос попадет посторонний предмет, необходимо обратиться к врачу.
— Сколько насчитывают ученые запахов?
— Запах, каких веществ может чувствовать человек?
— Какие запахи притупляют обоняние человека?
4. Работа по учебнику.
– Расскажите, используя рисунок на с. 41 учебника, как мы чувствуем запахи.
– Прочитайте правила на с. 42 учебника, которые вы должны выполнять, чтобы уберечь обоняние от повреждения.
1). Надо закаляться, беречь организм от простуды.
2). Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.
– У кого из вас дома есть животные? Замечали ли вы, как они реагируют на запахи? Расскажите об этом.
IV. Закрепление по теме урока и самостоятельная работа.
1. Выполнение задания 43 в рабочей тетради № 1 на с. 16.
2. Учитель. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.
Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественную пищу.
– Как надо сохранить обоняние?
На уроке я узнал …
На уроке мне было интересно …
На уроке я не смог …
VII. Домашнее задание.
Читать текст учебника на с. 41–42; выполнить задание под портфельчиком; ответить на вопросы по теме урока.
Источник
урок окружающего мира по теме «Органы чувств»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
конспект урока окружающего мира по программе «Начальная школа 21 века»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_kl_prirod_organy_chuvstv.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Органы чувств
Цели урока: Формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, зрения, вкуса, осязания; гигиенические понятия: гигиена слуха.
- Организационный момент.
- Постановка проблемы и актуализация знаний.
Учитель: — Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его то с восхищением, а то и с опаской. Как же мы получаем информацию о происходящем в окружающей среде? ( Через органы чувств).
— Сколько их у человека? Назовите их. ( Ответ: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание).
— Кто руководит органами чувств? ( головной мозг ).
Проблемный вопрос: Какое чувство называют шестым? Чтобы выяснить, какое же чувство называют шестым, нам предстоит углубить наши знания об органах чувств, поэтому я предлагаю сегодняшний урок провести в виде информационно-развлекательной игры «6-е чувство».
Учитель: Перед вами сфера чувств. Каждому конкурсу соответствует определенное чувство. О каждом органе чувств мы будем говорить по следующему алгоритму:
- Название органа чувств.
- Что воспринимает.
- Как устроен.
За каждый правильный ответ группа получает жетон-пазл. В конце урока, группа, набравшая наибольшее количество жетонов, получит диплом «Знатоки чувств».
III. Совместное открытие знаний.
— А сейчас первый тур. Внимание, задание. О каком органе чувств идет речь? Всегда во рту, а не проглотишь . (Язык – орган вкуса).
— Язык – это орган вкуса.
- С помощью языка мы определяем сладкое, соленое, горькое.
- Язык покрыт маленькими бугорками — сосочками (рецепторами). Благодаря которым мы различаем сладкое, соленое, кислое, горькое.
- Сухой язык не чувствует вкуса.
Задание: узнай по вкусу.
— Выберите из своей команды одного человека.
/Детям на глаза надевают затемненные очки. Нужно узнать сок на вкус/
— Что нового вы узнали?
2-й тур. Обоняние.
Между двух светил
Я в середине один? (нос)
— Нос — орган обоняния.
- Обоняние – это способность человека воспринимать запахи.
— Послушайте, рассказ Гайдук Саши о том, как мы можем чувствовать различные запахи.
Когда мы нюхаем цветок, его аромат проникает через дырочки в носу, ноздри, поднимается до слоя, выстланного крошечными волосками. Они передают сигнал обонятельному нерву, который в свою очередь направляет его в мозг. Мозг распознает его и сообщает нам: «Это запах цветка». Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить злокачественной пищи.
Так как же нам сохранить обоняние?
- надо закаляться
- беречь организм от простуды
- не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.
— А теперь – внимание – конкурс: По запаху определите предмет.
— О каком органе чувств говорят: окна в окружающий мир? (Глаза – орган зрения).
- Что вы знаете о зрении?
- Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
- Благодаря зрению мы получаем 80% информации об окружающем мире.
- Человеческий глаз устроен так, что может видеть в темноте и при ярком свете.
— Из чего состоит орган зрения?
О том, как человек воспринимает зрительные раздражения, нам расскажет Ерошевич Владик.
- Свет попадает в глазное яблоко через зрачок. Хрусталик проводит и фокусирует световые лучи на сетчатку. В рецепторах сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг – в зрительную зону коры полушарий. Начавшийся в сетчатке анализ цвета, формы, освещенности предмета, его деталей, заканчивается в зрительной зоне коры. Здесь собирается вся информация, она расшифровывается и обобщается. В результате этого складывается представление о предмете.
- Если глаз – такой важный орган, то нуждается ли он в защите?
- Если у человека проблемы со зрением, к какому врачу ему надо обратиться? (К окулисту).
— Как же нужно беречь зрение?
- читать, писать при хорошем освещении, но яркий свет не должен попадать в глаза.
- При письме свет должен падать слева.
- Когда читаешь, то расстояние до книги должно быть 30 – 35 см.
- Нельзя читать книги в транспорте.
- Нельзя читать лежа, так как трудно держать книгу на нужном расстоянии.
- Расстояние до телевизора 2 – 3 м и еще – телевизор нельзя долго смотреть.
- Нельзя тереть глаза руками, так как можно занести микробов.
- Глазам нужен отдых.
- Не стесняться носить очки.
— Самое главное – это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за зрением.
Глаза надо защищать, но и ухаживать за ними. Глазам, как и вам, надо заниматься физкультурой. Называется она «гимнастика для глаз». Давайте выполним ее все вместе.
Закрыть ладонями глаза, не нажимая на них, полностью исключая доступ света (1—2 минуты). Открыть глаза.
Закрыть глаза. Медленно переводить глазные яблоки в крайнее левое, затем — в крайнее правое положение (5—6 раз).
4-ый тур. Осязание.
— Посмотрите на сферу чувств. О каком органе чувств говорит эта картинка? (Кожа – орган осязания).
— Что вы знаете об осязании?
- человек может чувствовать тепло, холод, прикосновения, боль.
- Благодаря осязательным рецепторам мы воспринимаем механические воздействия на кожу – давление, прикосновение и т.п. – мы осязаем.
- С помощью осязания можно судить о размерах, форме, плотности предмета, состоянии его поверхности.
Конкурс: узнай предмет наощупь.
- У нас остался последний орган чувств. Какой? ( Слух).
- Давайте вспомним, что мы знаем об органах слуха.
- с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.
- Восприятие речи очень важно для развития мышления.
- При ярком освещении обостряется слух и поэтому, в концертных залах не гасят свет.
— Послушайте небольшое сообщение Егоровой Яны об органах слуха.
Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Сначала звуковые волны проникают в ушную раковину, затем через слуховой проход достигают барабанной перепонки, которая начинает колебаться. Эти колебания передаются через три слуховые косточки на так называемую улитку, заполненную жидкостью, и превращаются в сигналы, передаваемые по слуховому нерву в мозг. Мозг расшифровывает их, и мы слышим звук. Слух тесно связан с речью. Ребенок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учиться говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир, лишает его возможности общения.
Учитель: — Спасибо! Ребята, вы знаете, что даже люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.
- Что же нужно делать, чтобы сохранить хороший слух? (Содержать уши в чистоте).
- Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух.
- Шум очень вреден для слуха.
- Нужно давать отдых слуху, быть в тишине.
— Что опаснее всего для слуха? (Шум, так как портит слух и плохо влияет на весь организм).
На ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами. Поэтому, хорошо делать самомассаж ушных раковин. (самомассаж ушей — учитель показывает, а все дети растирают уши).
6-ой тур. Орган равновесия.
— Чтобы выяснить, какое чувство называют шестым, проведем эксперимент.
Учитель: — Выйдите по одному человеку от группы. Закройте глаза и заткните уши. Прогуляйтесь по классу, пока на пути не встретите преграду.
— Что вызвало затруднения?
— Не имея зрительной и слуховой информации, вы должны были положиться на какие-то другие ощущения, находящимися во внутренних органах. Слух, зрение, обоняние, осязание и вкус дают нам информацию о внешнем мире. Но существуют также ощущения, ответственные за передачу информации от внутренних органов. Это и называют шестым чувством.
— Где находится орган равновесия? (Во внутреннем ухе).
- Какова его роль? ( Благодаря этому органу чувств мы не падаем).
- Более подробно с этим органом вас познакомит Дайблей Женя.
Орган равновесия часто называют вестибулярным аппаратом. Вестибулярный аппарат постоянно информирует центральную нервную систему о положении тела и его частей в пространстве. Три полукружных канала вестибулярного аппарата заполнены жидкостью. Три петли, объединенные общей емкостью (преддверием), расположены в разных плоскостях. Когда человек меняет положение тела в пространстве, жидкость перемещается. Сильное перевозбуждение вестибулярного аппарата вызывает тошноту, так как этот аппарат связан и с внутренними органами.
— Кто руководит органами чувств? ( головной мозг ).
Органы чувств, все сведения, которые они получают, посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом дает приказ на исполнение. Каждый орган имеет свое представительство в головном мозге – это определенные центры, которые отвечают за тот или иной орган.
ІV. Закрепление изученного . Работа в группах.
Источник