Как мы чувствуем вкус для детей

Проект «Мир вкусов и ароматов»

Любовь Пучкова
Проект «Мир вкусов и ароматов»

Опыт работы. Развитие познавательной активности

детей старшего дошкольного возраста, через использование ТРИЗ — технологии.

Цель: моего проекта — уточнить представления об органах чувств.

Задачи проекта:

• Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;

• Воспитывать гигиенические навыки ухода за органами чувств вкуса и

Мир вкусов и ароматов.

-Сегодня я хочу вас познакомить с органами чувств нашего организма. Рассказать о прекрасном мире вкусов и ароматов, которые нас окружают.

В течение всей нашей жизни мы сталкиваемся с большим количеством вкусов и запахов, делающих наше существование ярче и интереснее.

Это ароматы огромного множества цветов в природе, запах ожившей после дождя почвы или любимого нами человека, а так же многообразие вкусов различных блюд и фруктов.

Взаимодействие человека с окружающим его миром происходит с помощью органов чувств.

Всего у человека их пять.

1. глаза (орган зрения, их можно назвать самыми главными ощущениями человека. С помощью глаз человек получает большую часть всех знаний, которые к нему попадают.

2. уши (орган слуха, человек получает все сведения, которые попадают в виде звука к нему в ухо.

3. нос (орган обоняния, это запахи окружающего мира, которые человек узнает, дыша своим носом.

4. кожа (орган осязания, человек своей кожей может чувствовать то, к чему прикасается и признаки того, к чему прикасается

5. язык (орган вкуса)— он позволяет человеку чувствовать вкус пищи, которую он ест.

Органы чувств у человека являются второстепенными (первостепенные-сердце и лёгкие). Информация от органов чувств передается через нервную систему в головной мозг, который анализирует её, т. е. возникают ощущения. Затем вырабатывается ответный сигнал и передается по нервам в соответствующие органы организма.

Для человека органы чувств большие помощники. Одни органы чувств могут дополнять другие. Например, развитое обоняние (нос) или осязание (кожа) могут восполнять слабо развитое зрение.

Смело можно сказать, что органы чувств – это наши окна в мир.

Наша память на запахи превосходит зрительную и слуховую память. Даже мимолетные обонятельные образы нередко оставляют глубокий след, и затем через многие годы запах способен вспомнить события прошлого, «окрашенные» таким же обонятельным ощущением.

Вы, наверное, согласитесь, что все мы любим вкусно покушать. Какое это наслаждение, когда вкусная еда попадает нам в рот, и мы тут же чувствуем ее вкус! Вы когда-нибудь задумывались, почему мы чувствуем вкус пищи?

Слайд 8. Почему человек чувствует вкус?

Происходит это с помощью органа вкуса (языка).

Язык является органом вкуса и дает возможность определить вкус пищи, который человек воспринимает при помощи специальных нервных окончаний, находящихся в особых образованиях ротовой полости – вкусовых сосочках, расположенных на поверхности языка. Пища растворяется в слюне и начинает передавать сигнал по нервам человека в головной мозг. Разные участки языка воспринимают разные вкусы.

Кончик языка – сладкий. Корень языка – горький. Бока языка – кислый. Края и кончик языка – солёный.

Слайд 9. Как же происходит распознавание вкуса?

Способность определять вкус, очень важна для человека. Поскольку вкус связан, прежде всего, с определением качества пищи. Когда мы берём пищу в рот, то сразу ощущаем её вкус. Каждый из вкусов, попадая на какую-либо часть языка, дает информацию о своих качествах, и мы мгновенно понимаем, что сейчас съедим.

Читайте также:  Уровень эмоциональности у детей

При одновременном воздействии двух различных вкусов может пропасть ощущение более слабого. Легко исчезают соленый, сладкий, кислый вкусы. Например, кислый можно замаскировать сахаром и он будет казаться сладким. А горький вкус может заставить отказаться от пищи, т. к. — это сигнал возможной опасности. И всё — таки сладкий вкус вызывает более сильные ощущения у человека.

Разнообразие вкусовых ощущений создается сочетанием вкуса и запаха.

Стоит во время еды зажать нос, и вкус пищи изменится.

Запах это специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих ароматических веществ. Запах, как и вкус, помогает нам определять качество пищи, к примеру неприятный запах пищи воспринимается нашим организмом как сигнал тревоги – это есть нельзя!

Но большинство окружающих нас запахов приятные. Мы называем их ароматами.

Аромат в переводе с латинского языка — это приятный запах.

Мир ароматов окружает нас всюду и непрерывно. Аромат у человека вызывает положительные ассоциации, связанные с безопасностью.

Слайд 11. Почему человек чувствует запах?

В носу есть специальная слизистая оболочка, на которой находятся нюхательные приспособления — рецепторы. Они и позволяют людям чувствовать запахи окружающего мира.

С помощью носа люди получают информацию о запахах окружающего мира. Когда в воздухе присутствует какой-либо запах, то его молекулы через ноздри попадают в участок мозга, отвечающий за обоняние.

Чтобы понять, чем пахнет, мы сначала начинаем принюхиваться, увеличивая приток воздуха в верхнюю часть носа, к двум углублениям, в которых располагаются органы обоняния.

Одним из самых приятных ароматов считается – аромат цветов. Он связан с образованием летучих ароматных веществ, продукция которых сопровождает образование нектара, привлекающего пчёл и других опылителей.

Запах предусмотрен для человека самой природой. Так, человек может почувствовать запах дыма и понять, что рядом пожар. Тогда он может спасти жизнь себе и другим людям. Получается, что запахи, которые чует человеческий нос, очень полезны в освоении им окружающего мира.

Хорошо известно, что мы способны распознавать гораздо больше оттенков запаха, чем звуков.

Аромат влияет на наше настроение, самочувствие. Мы ощущаем уют и комфорт от приятного аромата.

Аромат и вкус сладкого улучшает настроение людям.

Приятные ароматы — залог хороших сновидений!

Органы чувств можно развивать и тренировать. Человек может управлять своими ощущениями, принюхиваться к незнакомому запаху. Например, кушать не очень вкусную еду для нас, но очень полезную для организма (овощи). Они позволяют полноценно развиваться организму, учиться и трудиться.

Вкус человека регулирует аппетит. И всё таки ощущение вкуса и аромата зависят от физиологического состояния организма.

Слайд 14. Гигиена органов чувств (языка и носа).

Ощущение вкуса и аромата играет очень важную роль в жизни человека. Надо обязательно беречь органы вкуса и обоняния.

Есть такая шутка «дышать ртом – это все равно, что есть носом». В этой шутке есть доля истины. При дыхании носом воздух очищается от пыли. Свободное прохождение воздуха через хорошо очищенную полость носа рефлекторно тонизирует и успокаивает нервную систему, помогает избавиться простудных болезней. Доступным для каждого средством является сифонная очистка (промывка водой). Промывание носа стимулирует нервные окончания и чувствительные перепонки полости.

Сморкаться надо, зажимая поочерёдно ноздри. Пользоваться личным носовым платком.

• Гигиена языка включает в себя удаление налета, слизи и остатков пищи с

помощью специальной щетки или скребка. При их отсутствии можно использовать и обычную зубную щетку, лучше мягкую или средней степени жесткости. Систематически очищать язык от налёта, чтобы избежать попадания инфекции в организм. Очищение языка проводится после того, как вы почистили зубы и прополоскали рот.

Читайте также:  Депрессия центральной нервной системы у новорожденных

И в заключении я хотела бы рассказать вам стихотворение о наших незаменимых помощниках в жизни – об органах чувств.

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая,их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик — запах различать,

Руки — чтоб, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

Желаю вам вкусных ароматов и ароматных вкусов.

Источник

«Вкусовые ощущения. Нарисуй вкус». Конспект НОД по рисованию из цикла «Ощущения» (подготовительная группа)

Юлия Шанина
«Вкусовые ощущения. Нарисуй вкус». Конспект НОД по рисованию из цикла «Ощущения» (подготовительная группа)

Дать ребёнку возможность понять свои ощущения не включая зрительный образ в момент дегустации пищи. Учить детей передавать свои ощущения от вкуса в изобразительный мотив, работать над его созданием, оформлением.Формировать умение свободно выбирать художественные материалы по своему усмотрению: гуашь, акварель, карандаши цветные и восковые и т. д., выбирать необходимую технику. Дополнять полученное изображение интересной историей, в которой вкусовой образ является главным героем.

Развивать воображение, творческие способности, мышление.

Воспитывать интерес к художественной деятельности.

Кусочки продуктов с разными вкусами (банан, апельсин, шоколад, лимон, лук, морковь, варенье смородиновое и грушевое, орехи, хлеб, семечки, чеснок, петрушка, солёный огурец)

Демонстрационный материал: «Наши враги и друзья», «Уход за зубами», «Зоны языка».

Раздаточный материал: карточки «Вкусовые ощущения. Зоны языка», простые карандаши.

Альбомные листы, акварельные краски, фломастеры,

восковые и цветные карандаши; кисти тонкие, щетинистые; салфетки, стаканчики с водой.

Ход занятия

Приветствие «Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться

Солнцу и птицам

И каждый становится

Пусть доброе утро длится до вечера.

— Дети, что вы испытываете,когда вам с улыбкой говорят: «Доброе утро!»?

— Что ещё может поднять настроение? (Ответы детей)

— Вас радуют красивые предметы, добрые слова, приятные запахи и звуки. Получать удовольствия от всего этого, воспринимать всё многообразие мира нам помогают органы чувств. Хотите познакомиться с ними поближе?

(Дети садятся на стульчики полукругом)

Педагог загадывает загадку

Всегда во рту, а не проглотишь.

Всегда он в работе, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим.

Если б не было его, не сказал бы ничего.

— Для чего нужен человеку язык? (Ответы детей)

— Язык — важный орган человека, хотя мы часто это недооцениваем. Язык обладает высокой чувствительностью и позволяет понять, какая вещь на вкус. Язык позволяет не только различать вкус, но и ощущать что-то комкообразное или жёсткое, горячее или холодное, твёрдое или мягкое.

— Дети, какой бывает вкус? (солёный, горький, кислый, сладкий, терпкий, острый)

— Что бывает солёным, кислым, сладким?

— Вы знаете дети, что наш язык покрыт бесчисленным множеством крохотных сосочков, которые разбирают, что именно попало в рот – кислое или сладкое, солённое или горькое. Разберутся и сообщат об этом мозгу. На языке есть зоны, которые воспринимают разный вкус. Кончик языка особенно чувствителен к сладкому, края языка лучше всего ощущают кислое и солёное, а его основание — горькое. Язык тоже один из наших «сторожей». Если мы ненароком возьмём в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас это почувствует, и мы, не задумываясь, выплюнем то, что вредно организму.

— Как вы думаете, можно ли угадать вкус пищи, глядя на человека во время еды? (Ответы детей). Покажите с помощью мимики и жестов, как вы едите кислое (сладкое, соленое, горькое)

Читайте также:  Типы нервной системы типы темперамента характер

— А теперь, дети, подумайте и проведите стрелочки от изображённых продуктов к тем зонам языка, которые воспринимают солёное, сладкое, кислое.

Карточки раздаточные для детей

«Вкусовые ощущения. Зоны языка».

— Дети, что такое ротовая полость? (Ответы детей)

— Ртом мы называем ротовую полость (губы, дёсны, зубы и др., а также очертание и разрез губ.

— Дети, какие бывают у человека губы? (Толстые, тонкие, обычные.)

— Покажите тонкие губы, толстые и т. д.

Работа с карточками «Губы».

— Дети, а как нужно ухаживать за ротовой полостью?

Если не соблюдать правила гигиены и брать в рот все предметы без разбора, можно занести инфекцию и поранить слизистую оболочку рта.

Одна девочка грызёт орехи, другая – колет их, а третья – не хочет чистить зубы.

— Скажи, кто из них поступает правильно?

Артикуляционная гимнастика (автор – Т. Будённая)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

(Открывают рот, высовывают кончик языка)

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся

А потом пошёл гулять,

По ступенечкам шагать.

(Постукивают кончиком языка по нижним зубам)

Затем увидел маляра,

Красить потолок пора,

Стала кисточка плясать,

Нам потолочек не узнать.

(Поглаживают языком верхнее нёбо)

Вот и банка с краской рядом,

Обновить заборчик надо.

(Проводят языком по внешней стороне верхних и нижних зубов)

Педагог показывает картинку «Наши враги и друзья».

— Посмотрите на картинку и скажите, где наши враги, а где друзья.

2. Игра «Молча, скушай и представь».

Детям завязываю глаза и кладу каждому ребенку в рот кусочек какого-либо продукта с разными вкусами. Ребята называют вкус и продукт и пытаются представить картину, соответствующую этому вкусу.

— Интересно, можно ли нарисовать вкус? Какого цвета может быть кислый, сладкий, горький) вкус? (Предложения детей)

— Прежде чем приступить к рисованию, разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Что мы будем рисовать

Что мы будем рисовать?

(Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.)

Стулья, стол или кровать?

(Сжимают и разжимают кулаки.)

Кролика или козу?

(Направляют вперёд указательные и средние пальцы.)

Бабочку иль стрекозу?

(Машут ладонями как крыльями.)

Что бежала по дорожке?

(Постукивают пальцами по столу.)

Иль усатого жука,

Что приполз издалека?

(Кладут ладони на стол и поочерёдно поднимают пальцы.)

Танк, корабль, самолёт-

Всё, что в голову придёт.

А устанем – отдохнем,

Снова рисовать начнём.

— Вспомните, какие картины вы рисовали в своём воображении, когда пробовали пищу. Придумайте историю про вкус, который вы почувствовали, и нарисуйте её. Цветом передайте своё отношение к этому вкусу.

Дети рисуют на альбомных листах то, что представили. Картины, которые они вообразили должны быть сюжетными, оригинальными, в которых выражены чувства, настроение ребенка.

В процессе работы на занятии звучит спокойная музыка в записи.

Дети по рисункам сочиняют истории, в которой вкусовой образ является главным героем,делятся впечатлениями:

— Приятно ли было с завязанными глазами?

— Понравилось вам фантазировать?

— Какие ощущения от вкуса?

— Были ли сложности?

— Можно ли передать вкус с помощью музыки и движений? (дети изображают движениями)

Работа с карточками «Определим зоны языка»

Какие бывают губы?

Правила гигиены ротовой полости.

Дидактическая игра для детей раннего возраста «Мы играем в ладушки» Задача: развивать тактильнные ощущения. Материалы: кусочки ткани различной фактуры,оформленные в виде ладошек,по две фактуры на листе А4.

Фотоотчет об эксперименте «Для чего нужны органы чувств?» Опыт 1: Определение ВКУСА различных продуктов с закрытыми глазами. Все, что попадает нам в рот, вызывает какие-то ощущения. Одни продукты.

Источник

Оцените статью