Как мы бережем свои органы чувств

Как беречь органы чувств? Памятка школьникам и взрослым

Система органов чувств человека – это часть нервной системы. Именно органы чувств или, как принято их называть, сенсоры способны воспринимать информацию, которая нас окружает. Они же с помощью нервных импульсов передают информацию в мозг, где происходит ее анализ. Зачем все это нужно?

Органы чувств крайне необходимы живым существам, мы без них просто не могли выжить. Как достать себе еду, если нет глаз? Как отличить запах уксуса от запаха воды, если нет органов обоняния? И как мы поймем, что нездоровы (ударились, порезались или обожглись), если нет тактильного восприятия? Человек без сенсорных систем однозначно существовать не может. Именно поэтому мы будем обсуждать довольно важную проблему — как беречь органы чувств.

Памятки такого рода должны присутствовать в школах, университетах и даже в детских садах. Очень важно ребенку с самого раннего возраста донести то, что сенсорные системы своего организма нужно обязательно беречь.

Первое, что необходимо знать, – это то, что органов чувств у человека всего пять: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Если говорить совсем уж просто, то мы способны видеть, чувствовать запах и вкус, слышать и ощущать тактильно. Каждый орган чувств имеет свои определенные особенности, поэтому мы рассмотрим каждый в отдельности.

Зрение и его защита

Когда же человек впервые узнает такой термин, как органы чувств? 4 класс начальной школы дает такую информацию, но родители должны побеспокоиться об этой проблеме намного раньше, чем детям проведут короткий урок биологии по этой теме.

С самых первых дней жизни именно глаза дают возможность ребенку изучать пока неизвестный ему окружающий мир. С помощью зрения мы не только видим предметы, цвета и формы, но и определяем пространственное положение объекта. Благодаря этому органу чувств человек способен писать, читать, знакомиться с шедеврами литературы и искусства, а это немаловажно для развития и становления личности.

Нас окружает большое количество различных раздражителей, но особое значение имеют зрительные, потому что 90 процентов информации мы получаем именно благодаря зрению. Именно по этой причине мы разберемся, как беречь органы чувств, а конкретнее — зрение. Необходимо выполнять некоторые правила:

  • Хорошее освещение во время чтения.
  • Запрет на курение.
  • Питание, полезное для зрения.
  • Если вы носите очки или линзы, то обязательно ухаживайте за ними.
  • Меняйте линзы и очки вовремя.
  • Если врач прописал очки, то их надо носить.
  • Посещайте врача.
  • Правильно обращайтесь с компьютером, телевизором, телефоном и так далее.
  • Делайте простую гимнастику во время дня.

Эти простые действия помогут сохранить вам зрение или даже улучшить, если вы не запустили данную проблему. Помните, что зрение может испортиться и по причине механической травмы, поэтому защищайте их специальными очками или маской во время опасной работы. Не смотрите на яркие источники света (лазер или сварка).

Все знают, что органом вкуса является язык. Это подвижная мышца, одна из самых сильных в человеческом организме. Поверхность нашего языка не гладкая, а шершавая, это можно объяснить наличием большого количества маленьких сосочков, которые и помогают нам определять вкус пищи. Все сосочки можно разделить на такие группы:

  • Нитевидные.
  • Конические.
  • Грибовидные.
  • Желобовидные.
  • Листовидные.

Исходя из формы, они выполняют какие-либо определенные функции. Теперь небольшой список правил, как беречь органы чувств (вкусовые рецепторы):

  • Нельзя есть сильно горячую еду или пить кипяток.
  • Обязательно необходимо перед едой мыть руки.
  • Нельзя брать в рот неизвестные препараты, растения и другие предметы.
  • Помните золотое правило: «когда я ем – я глух и нем». Не разговаривайте во время еды, это поможет вам не поперхнуться.

Обоняние

Органом чувств здесь выступает нос. Благодаря ему мы не только можем чувствовать прекрасные ароматы, но он нас предупреждает о многих опасностях, таких как пожар или утечка газа. Очень важно знать, как беречь органы чувств, в том числе и обонятельные рецепторы.

  • Не вдыхайте непосредственно из емкости неизвестную жидкость, направляйте воздух к носу с помощью движений руки.
  • Для органа обоняния очень вредна пыль, делайте ежедневные влажные уборки и проветривания.
  • Курение или вдыхание табачного дыма также способны ухудшить ваше обоняние.

Органы слуха – это наши уши, которыми мы воспринимаем различные звуки. Последние представляют собой колебания, распространяемые с помощью звуковой волны. Не все звуки слышны человеку, есть определенные пределы, а выходящие за их границы звуки — это инфразвук или ультразвук. Слух беречь необходимо, а как это делать, мы рассмотрим прямо сейчас. Памятка, как беречь органы чувств (слух):

  • Нельзя кричать на ухо и слушать громкую музыку.
  • Нельзя чистить уши с помощью острых предметов, иначе можно повредить перепонку.
  • Ежедневно мойте или чистите уши.

Осязание

У нас остался последний орган чувств – кожа, именно она участвует в процессе осязания. Она имеет главную функцию – защиту организма от внешнего воздействия. Кожа помогает нам различать тепло, холод, боль и так далее. Переходим к главному вопросу. Итак, памятка, как беречь органы чувств:

  • Ежедневно принимайте ванну или душ.
  • Носите чистую и качественную одежду.
  • Избегайте ожогов, порезов, обморожений и так далее.
  • Нельзя трогать незнакомые растения и уличных животных.

Соблюдая эти простые правила можно надолго сохранить здоровыми свои органы чувств.

Источник

Органы чувств: как бережно к ним относится

Органы чувств, зрения и слух являются неотъемлемой частью нервной системы. Работают как единая система. Органы чувств также называют сенсорами, они позволяют воспринимать окружающую информацию. Органы чувств через импульсы подают необходимую информацию в мозг, где уже она анализируется.

Ни одно живое существо не сможет полноценно существовать без сенсоров. Как найти еду, если ее не видеть, как отличить запах соленого от сладкого, и как понять, ощущается ли боль, если нет тактильного восприятия? Без органов чувств человек просто не сможет выжить. Именно поэтому им необходимо обеспечить должный уход.

Необходимые памятки должны быть во всех учебных заведениях, в том числе в детских садах. Ребенок с самого раннего детства должен понимать, что к своему организму нужно относиться бережно. Для начал нужно знать, что у каждого человека 5 сенсорных систем.

Органы зрения

Впервые человек получает информацию об органах чувств в начальных классах. Но родители должны самостоятельно уделить этому вопросу внимание намного раньше, чем дети начнут с этим знакомиться на уроках биологии.

С самых первых дней малыш с помощью глаз познает окружающий мир. С помощью глаз человек может читать, писать, распознавать окружающие вещи и предметы, что особенно важно для становления личности.

Вокруг находится огромное количество раздражителей, но большее внимание уделяется зрительным, поскольку около 90% информации человек получает с помощью глаз. Чтобы уберечь органы зрения, нужно следовать некоторым простым правилам:

При чтении книг и журналов позаботиться о хорошем освещении;

Отказаться от курения;

Не тереть глаза грязными руками, вытирать лицо чистым полотенцем;

Употреблять в пищу продукты, которые положительно сказываются на зрении;

У кого проблемы со зрением, нужно хорошо ухаживать за линзами и очками. Менять их также нужно вовремя;

Если специалист назначил очки, то их обязательно нужно носить;

Периодически проверяться у врача;

При продолжительном сидении за компьютером, чтении книг или просмотра телевизора нужно делать специальную гимнастику для глаз, особенно если чувствуется утомляемость;

Нельзя смотреть на яркое солнце без солнцезащитных очков;

Выдерживать необходимое расстояние от компьютера, телефона и книг. Также нельзя смотреть телевизор или в экран монитора сбоку – только прямо.

Следуя этим простым рекомендациям, то органы зрения будут здоровы.

Органы вкуса

За восприятие вкуса отвечает язык. Это подвижная мышца, которая на удивление является одной из самых сильных. Поверхность языка немного шершавая, поскольку на ней находится огромное количество мелких сосочков, с помощью которых и распознается вкус еды. Все сосочки разделяются на несколько групп в зависимости от вида: листовидные, конические и др. В зависимости от формы, каждый отвечает за конкретные функции. Чтобы уберечь орган вкуса, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

Читайте также:  Головная боль после сильного стресса

Нельзя употреблять очень горячую еду, пить слишком горячую воду;

Перед приемом пищи обязательно мыть руки;

Не класть в рот неизвестные предметы, лекарства и растения;

Во время еды активно не разговаривать, иначе можно подавиться.

Особенно следует наблюдать за маленькими детьми, которые любят тянуть все в рот и как можно раньше отучить от этой плохой привычки. Препараты для пищеварительного тракта и обмена веществ, вы сможете купить через наш каталог.

Обоняние

За восприятие запахов отвечает нос. Именно с помощью него можно распознавать приятные ароматы. Также он может предупреждать о различных опасностях, например, утечка газа и пожар. Обонятельные рецепторы также нуждаются в правильном и должном уходе:

Не нужно вдыхать полной грудью запахи неизвестных жидкостей из бутылок и прочих емкостей. Направить запах к носу можно при помощи помахивания руки;

Для органа чувств вредной считается пыль. Поэтому в помещении, в котором вы живете, работаете или часто находитесь, нужно регулярно делать влажную уборку и хорошо проветривать;

Курение и или вдыхание дыма от сигарет негативно отражается на органах обоняния;

При чистке ротовой полости зубной пастой, не забывать хорошо очищать язык.

Органы слуха

Органом слуха являются уши, с помощью которых мы распознаем разные звуки и можем приблизительно определять их дальность, силу. Звуки распространяются при помощи волн. Существуют некие пределы. Если звук выходит за эти пределы, то его называют ультразвуком или инфразвуком. Органы слуха нужно беречь. Для этого есть простые правила:

Нельзя слушать громко музыку, особенно в наушниках;

Запрещается, чтобы кто-то громко орал в ухо;

Чистить уши можно только ватными палочками, не стоит использовать острые предметы, иначе можно повредить барабанную перепонку;

Нужно каждый день чистить и мыть уши;

При разных болезнях или дискомфортных ощущениях сразу же обращаться к врачу.

Осязание

И последний орган – кожа, которая отвечает за тактильные восприятия. Она выполняет основную и одну из самых значимых функций – защищает организм от проявления внешних факторов, которые могут навредить. Благодаря коже человек ощущает боль, понимает, когда холодно, а когда жарко. Стоит взять во внимание несколько полезных советов, которые помогут уберечь органы осязания:

Каждый день нужно принимать душ или ванну;

Не наносить на кожу средства с подозрительным или незнакомым составом;

Носить качественную одежду из натуральных материалов;

Не допускать ожогов, перемерзания и сильных порезов;

Не нужно трогать неизвестных насекомых, растений и уличных животных.

Следуя простым правилам, человеку удастся сохранить свои органы чувств здоровыми. При любых ухудшениях, нужно сразу же обратиться к врачу и ни в коем случае не заниматься самолечением.

В нашем каталоге также продаются препараты для лечения геморроя. Вы будете приятно удивлены нашими ценами.

Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.

Источник

Исследовательский проект для дошкольников средней группы «Наши помощники — органы чувств»

Елена Горбунова
Исследовательский проект для дошкольников средней группы «Наши помощники — органы чувств»

1. Пояснительная записка….3

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ…. 6

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ… 9

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ…. 12

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ…. 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 15

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

для дошкольников средней группы

«Наши помощники- органы чувств»

Вид проекта:

По доминирующей деятельности: познавательно – исследовательский

По составу участников: групповой

Характер контактов: дети и родители подготовительной группы,

По продолжительности: среднесрочный (2 месяца)

В дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма. Ребенок должен получать элементарные знания о своем организме, о работе органов чувств, т. к. через познание себя он может бережно относиться к своему организму. В нашей группе возникла проблема смены зубов у детей и частые кровотечения из носа у некоторых ребят. Мы решили заняться решением данной проблемы через погружение детей в исследовательскую деятельность своего организма и в частности, изучением и ознакомлением со своими органами чувств, приучению к заботе и уходу за ними. Зная значение и функции органов чувств, можно, применив в работе с детьми специально подобранные игры, упражнения и занятия,научить детей их эффективно развивать и бережно к ним относиться.

Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов.

Что мы знаем об органах чувств?

Носом — мы дышим.

Кожей мы чувствуем.

Что мы хотим узнать?

• Как беречь органы чувств?

• Зачем человеку язык?

• Для чего человеку нужна кожа?

• Легко ли жить человеку без органов чувств?

Что для этого необходимо сделать?

Обратиться за информацией к разным источникам.

Разработать проект

Изучение органов чувств входит в систему знаний ребенка дошкольного возраста. Восприятие окружающего нас мира происходит при помощи органов чувств. Поэтому одна из важнейших задач, которая должна решаться как в образовательных учреждениях, так и родителями в условиях семейного воспитания – это научить ребенка рационально ими пользоваться, заботиться, тренировать и развивать.

С помощью зрения мы имеем возможность видеть окружающий нас мир и поддерживать с ним тесную связь.

Слух помогает нам определять голоса, подражать звукам, и учиться разговаривать. При помощи слуха дети получают разнообразные навыки, общаются с другими людьми. Также слух помогает узнавать сигналы опасности. В отличие от зрения, слух действует непрерывно, даже во сне.

Развитие чувства обоняния имеет значение с точки зрения различения по запаху опасных для здоровья пищевых веществ и напитков.

Чувство осязания помогает нам ориентироваться в темноте, дает возможность определить не только наличие предмета, но и его форму, размеры, температуру, влажность, характер поверхности.

Благодаря органу вкуса, человек способен оценить вкус пищи. Важно с детства приучать детей к приему здоровой и полезной пищи, распознавать пищу не только по внешнему виду, но по вкусовым качествам.

Если сформировать у детей представления о роли органов чувств в жизнедеятельности человека, научить бережно относиться к своему здоровью, научить правилам ухода за своим организмом, то у детей возникнет желание в дальнейшем самостоятельно заботиться о своем здоровье, воспитается привычка к ведению здорового образа жизни.

Цель проекта:

При помощи специально подобранных игр, упражнений, занятий развивать интерес детей к изучению своего организма, сохранению и укреплению здоровья; формировать знания о строении и функции органов чувств, их роли в жизни человека.

Задачи проекта :

1. Привить детям элементарные способы сохранения здоровья органов чувств, воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

2. Выявить имеющиеся у детей знания и расширить их знания об органах чувств человека – их строении, функциях.

3. Научить детей самостоятельно тренировать свои органы чувств и расширять возможности своего организма.

4. Развивать творческие способности детей. Закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах.

5. Воспитывать, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность к самому себе.

6. Воспитывать любовь и уважение к красоте своего организма.

7. Обогатить словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи, связную речь по теме проекта.

Гипотеза проекта. В дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма. Ребенок должен получать элементарные знания о своем организме, о работе органов чувств, т. к. через познание себя он может бережно относиться к своему организму. Элементарное ознакомление детей со строением своего организма, с органами является лишь средством для понимания и ощущения неразрывной связи человека и природы. Если сформировать у детей представления о роли органов чувства в жизнедеятельности человека, научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, научить правилам ухода за своим организмом, используя при этом специальные игры, упражнения, занятия,то у ребенка:

— возникнет желание в дальнейшем самостоятельно заботиться о своем здоровье;

— воспитается привычка к ведению здорового образа жизни;

— повысится познавательный уровень

«Дорожка здоровья»:картинки: очки, бинокль, лупа, микроскоп, подзорная труба; будильник; на каждого ребёнка: 4 блюдца с сахарным песком, солью, горчицей, кусочком лимона. На каждом блюдце – ватные палочки, стакан с водой для смачивания палочек; баночки с пропитанными ватными дисками (запахи: пихтовое масло, чеснока, лимона, йода, плотно закрытые; клей, кисточки, салфетки, готовые круги диаметром 10–12 см. ,1/2 цветного ватмана, фломастеры; аудиозапись «звуки природы»; слайды; кусочек меха, пёрышко, шпатель; космическая музыка.

Читайте также:  Чувства мужчин при изменении

Словарная работа: органы чувств, внутри, ощущает, смотрим, нюхаем, слышим, вкус, язык, нос, уши, глаза, руки, кожа.

— воспитанники имеют представление об органах чувств человека, знают их

— дети демонстрируют предпосылки поисковой и практической деятельности;

— с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;

— стараются беречь органы чувств, правильно за ними ухаживать;

Орган зрения, глазное яблоко, радужная оболочка, зрачок, веки, ресницы, брови, зрительное восприятие.

Орган обоняния, ноздри, носовой лабиринт, ворсинки, органы дыхания, бронхи, легкие.

Орган слуха, ушная раковина, барабанная перепонка, козелок, слуховой нерв, молоточек, стремечко, наковальня, вестибулярный аппарат, улитка.

Язык, орган вкуса, вкусовые сосочки, типун, органы пищеварения, желудок.

Орган осязания, эпидермис, дерма, жировой слой, нервные окончания, волосяные мешочки.

Дети сидят на стульчиках полукругом. В гости к ребятам приходит Лунтик. Он показывает иллюстрацию «Органы чувств», спрашивает, знают ли дети что это такое и просит рассказать, для чего они нужны человеку.

Дидактическая игра «Как мы узнаем предмет?»

Цель: Закрепить знания о роли органов чувств. Напомнить, что у каждого есть помощники, которые нам помогают узнавать предметы, делают они это по-разному. Предложить найти определённый предмет.

С закрытыми глазами (на ощупь)

Понюхать и назвать предмет

С закрытыми глазами попробовать и определить овощи и фрукты.

Дидактическая игра «Отгадайте, какие предметы».

Найдите и назовите приборы, помогающие людям лучше видеть (Картинки: очки, бинокль, лупа, микроскоп, подзорная труба)

Дидактическая игра «Определи запах».

В баночках лежат пропитанные ватные диски (Запах пихтового масла, чеснока, лимона, йода).Задание: понюхать и определить, что это такое.

Дидактическая игра «Отгадай по запаху».Цель: формировать умение различать запахи;стабилизировать психическое состояние;активизировать мышление и внимание;формировать навыки саморегуляции.

Нужно найти спрятанный будильник. (Дети ищут будильник).

Дидактическая игра «Ласковые лапки».

На столе лежат 5 мелких предметов,различной фактуры: кусочек меха, кисточка, платочек, шпатель. Ребёнку предложить оголить руку по локоть и с закрытыми глазами определить, какой предмет прикасался к руке.

Игра «Кто самый внимательный».

По команде «ухо» дети должны схватиться за ухо. Можно усложнить, говорить «правое ухо». И так давать разные команды, педагог выполняет вместе с детьми, затем намеренно начинает ошибаться.

Д/игра: «Определи на слух» .Цель: закреплять навык определять звуки, познакомить с важным органом – ухом (ушами). С помощью слуха определять звуки.

Пальчиковые игры «Есть пять помощников на службе у тебя» и «Кораблик»

Дидактическая игра «Волшебный мешочек с тактильными крышками».

Цель: Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, тактильные ощущения, мышление, речь.

Игровое упражнение «Фрукт или овощ?»

Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.

Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т. д.).

Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.

Игровое упражнение «Поможем обезьянке».

Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное — несъедобное.

Материал: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи;предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.

Ход игры: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.

Игровое упражнение «Что приготовил повар на обед?»

Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда.

Цель: развитие обоняния, вкуса.

Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда.Например: щи, гороховый или рыбный суп и т. д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.

Игровое упражнение «Коробочки с запахами».

Цель: дифференциация запахов с помощью обоняния.

Материал: два набора по 6 коробочек в каждом, наполненные остро пахнущими веществами (кофе, какао, гвоздика, корица, ванилин и т. д.).

Ход игры: 1 этап — предложить детям понюхать все коробочки одного набора, затем воспитатель вынимает коробочки из второго набора — предлагает понюхать и сравнить запахи двух наборов, до тех пор пока не найдется пара для каждой коробочки.

2 этап — предложить детям проделать подобное упражнение с закрытыми глазами (т. к. при отсутствии зрительного восприятия — возможность восприятия других органов чувств усиливается).

Игровое упражнение «У самовара…»

Цель: развитие вкусовых качеств у детей и обоняния.

Материал: чай из мяты, душицы, чабреца.

Предшествующая работа: познакомить детей с лекарственными травами — мятой, душицей, чабреца.

Ход игры: 1 этап — предложить детям чай из знакомых трав на пробу.

2 этап — ребенок выбирает понравившийся чай по запаху и вкусу и называет, из какой он травы.

Опыт№1: «Определение вкусовых зон языка».Цель: Расширять знания детей об органах чувств, упражнять рецепторы детей, учить использовать полученные знания и умения в самостоятельной жизни.

Перед каждым ребёнком зеркало, блюдца с сахарным песком, солью, горчицей, лимоном. Дети придвигают 1-е блюдце, смачивают водой ватную палочку и обмакивают её в сахар. Далее ребёнок смотрит в зеркало и прикладывает палочку к разным частям языка. Дети называют в какой части языка живут «Сладкие рецепторы». И так определяются все рецепторы языка.

Опыт№2 «Зачем человеку глаза?»

Лунтик предлагает детям выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?Вызывает одного ребенка и завязывает ему глаза:

– Скажи, что у меня в руках? (Ребенок не знает.)

(Лунтик делает 2–3 бесшумных действия. Ребенок этих действий не видит и ничего о них сказать не может.)

Теперь сними шарф и скажи: зачем человеку глаза?

(Ответ ребенка; его дополняют другие дети.)

– Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?

Опыт№3 «Для чего нам руки?»

Любят труд, не терпят скуки,

Всё умеют наши. (Руки)

В. : Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем?

Воспитатель просит найти различия между двумя бутылками воды. Дети отмечают, что бутылки одинаковые. Воспитатель предлагает потрогать. Дети определяют, что одна бутылка холодная, а другая горячая.

Вопрос: — Какой орган чувств помог вам найти отличия?

Для чего нам нужны руки?

— Это осязание. Оно помогает нам понять, что камень твёрдый, а кошка пушистая.

Дети открывают ящик с осязанием и находят там рукавички. Игра в чудесный мешочек. В рукавичках сложно угадать, какая игрушка в мешочке, а без рукавичек легко.

Вопрос: С помощью какого органа чувств ты угадал?

— А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет:

Мягкое и твердое, острое, тупое,

Горячее, холодное, мокрое,сухое:

Разобраться в этом сложно.

Нам поможет наша…. (Ответы детей)

Кожа — это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.

В. : Отгадайте загадку,чтобы узнать название этой станции:

А не проглотишь.

— Зачем человеку язык? (Ответы детей)

— Язык — орган вкуса у человека.

— Дети, остался последний ящик, что там? (Контейнер с едой).

— Приглашаю всех на пикник. Но есть мы будем с закрытыми глазами. Что ты съел?

Вопрос: Какой орган чувств помог узнать, что вы съели?

— Для чего нам нужен рот, язык?

— Язык, это мышца, её, конечно, нельзя накачать, но она может определить вкусная ли еда.

Опыт №5 «Орган слуха»

Цель: Определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.

Ребенок поворачивается спиной к воспитателю. Воспитатель просит его повторять услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет для себя порог слуховой чувствительности ребенка. Затем предлагает двум другим детям (слева и справа) позвать друга. Ребенок угадывает, кто его позвал и с какой стороны. Потом ему закрывают одно ухо ватой и проводят аналогичные действия. Затем повторяют опыт у другим ухом.

Опыт №6 «Вижу – не вижу»

Цель: Доказать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек перестает видеть данное изображение.

Материал: Карточка, в левом углу которой нарисован крест, а в правом нижнем два круга (маленький и побольше).

Ход: Ребенку предлагаю смотреть одним глазом на крест, второй глаз закрыть ладошкой.

При этом в поле зрения находятся два круга. Затем дошкольника просят попеременно приближать и удалять эту карточку, не переводя взгляда с креста. В какой-то момент один из кругов перестанет быть виден. Это значит, что его изображение попало на слепое пятно.

Читайте также:  Психическим состоянием является стресс

Опыт №7. «Реагируем на свет»

Цель: Определить реакцию зрачков на различное освещение.

Ход: Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещенной комнате, а потом в полумраке (при задернутых шторах). Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течение нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того, чтобы уловить свет и восстановить способность различать в этих сумерках предметы.

Воспитатель подчеркивает, что находясь в темной комнате, дети могут различать предметы, которые там располагаются, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой светочувствительных клеток – палочек. Прямо напротив зрачка на сетчатке находится желтое пятно, в котором очень много колбочек, и поэтому именно в этой части получается наиболее четкое изображение. От сетчатки по зрительному нерву сигналы об увиденном поступают в мозг. А рядом с желтым пятном есть слепое пятно. Оно лишено палочек и колбочек. Поэтому, когда изображение попадает на это место, мы не видим того, на что смотрим.

Цель: определение связи уха с носоглоткой.

Опыт проводится после рассмотрения схемы «Строение уха».

Воспитатель предлагает ребенку набрать воздуха и плотно закрыть рот, а указательными пальцами обеих рук закрыть слуховые проходы и попытаться выдохнуть воздух не открывая рта. При этом воспитатель закрывает носовые проходы ребенка своей рукой по принципу «прищепки». По окончании опыта ребенок делится впечатлениями. Дети отмечают, что почувствовали давление воздуха, попавшего в нос и в ухо, хотя воздух был набран ртом.

Цель: Упражнять детей в различении цветов и пищи по запаху.

Воспитатель предлагает ребенку, не глядя, определить, в какой вазе находятся розы, а в какой ландыши. Можно использовать различные продукты с характерным запахом (черный и белый свежий хлеб, свежая клубника или апельсин, лук или чеснок, котлета или рыба и т. п.).

Опыт №10 «Обоняние»

Цель: доказать необходимость вдоха для определения запаха.

Воспитатель кладет перед каждым ребенком плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятан кусочек туалетного мыла или флакончик из-под духов. Не трогая мешочка, воспитатель предлагает детям по запаху догадаться, что находится внутри.

После ответов детей воспитатель уточняет: для того чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд.

-Чтение художественной литературы

— познакомить детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы и народного творчества валеологической направленности.

— развивать творческую фантазию, умение видеть красоту организма человека в целом и органов чувств, как единицу всего живого.

Чтение рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык» (Азбука общения Стр. 170)

Чтение Э. Мошковская «Мой замечательный нос», «Шум», С. Капутикян «Ротик», Н. Кнушевицкая «Глаза»;

Чтение стихотворения Н. Кнушевицкой «Кожа».

Чтение стихотворения Н. Орловой «Ребятишкам про глаза»

«Песенка про Носы» муз. А. Островского, сл. Зоя Петрова

— Отгадывание загадок про органы чувств Цель: Расширять знания детей об органах чувств через восприятие произведений народного творчества

Два братца глядятся,

А друг друга не видят. (Глаза)

На ночь два оконца

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

Есть у каждого лица

Два красивых озерца.

Между ними есть гора,

Назови их, детвора! (Глаза)

Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (Язык)

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос)

Есть всегда он у людей,

Есть всегда у кораблей. (Нос)

Да не проглотишь. (Язык)

Слышат всё они вокруг,

Кто есть враг, а кто есть друг.

Люди носят в них серёжки,

У коровок рядом рожки.

На макушке у зверушки,

И зовут сестричек (Ушки)

Мы в неё зимой и летом

С головы до ног одеты.

Даже на ночь снять не можем,

Потому, что это (Кожа)

В этой одежде я родился,

В этой одежде в ванной помылся,

Эту одежду снять невозможно.

Эта одежда называется… (Кожа).

-Рассказ воспитателя детям о строении уха.

-Беседа по мотивам стихотворения Е. Каргановой «Олины помощники» (О. С. Ушакова «Придумай слово» С. 58)

-Беседы «Что для чего», «Как ухаживать за носом», «Как ухаживать за глазами»Цель: Раскрыть значение органов чувств в жизни человека

-Беседа о значении зрения в жизни людей.Цель: Закреплять представления детей о роли зрения в жизни человека. Учить понимать, какую информацию об окружающем можно получить с помощью зрения

_ Рассматривание себя в зеркало.Цель: описать свой портрет.

-Рассматривание плаката «Человек»Цель: Продолжить знакомство с телом человека.

-Фотовыставка: «Мы бережем своих помощников – органы чувств».Цель: привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

-Рассматривание иллюстраций в альбоме «Органы чувств человека»;

-Просмотр мультфильмов «О здоровье глаз», «Уши для Ушарика».

— Наблюдения, экскурсии.Цель: Учить замечать изменения в окружающем мире, развивать зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное восприятие

Экскурсия в медицинский кабинет.

-Выставки детских работ.Цель: Учить передавать в рисунках образ человека, животных, форму глаз, носа, положение и форму ушей, губ, через рисунок передавать настроение, стимулировать желание участвовать в оформлении тематических экспозиций.

«Мой автопортрет», «Папин портрет», «Мамин портрет», «Моя семья»

1.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 528 с.

2. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина. – М. : ТЦ СФЕРА, 2015. – 192 с.

3. Авдеева Н. Н. Учебно-методическое пособие «Безопасность», «Детство-ПРЕСС», 2002.

4. Зайцев Г. К. Уроки Айболита. СПб. 1997.

5. Ричард Уокер Анатомия человека — иллюстрированный атлас для детей, Москва, «ОНИКС 21 век», 2001.

6. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.Волгоград: Учитель,2010.

7. Григорьева Л. П., Вернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребенка. Москва, Школа-Пресс, 2001.

9. Митюгин И. Ю. Тактильная память. Москва. Центр Эйдос, 1991.

10. Пиль А. Мое тело. Москва. «Планета детства», ACT, 2000.

11. Ротенберг Р.Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. Москва. Физкультура и спорт, 1992.

12. Козлова, С. А. Тематический словарь в картинках.Я и мое тело: Органы чувств человека (Программа «Я – человек»)/ С. А. Козлова. – М. : Школьная пресса, 2005. – 40 с.

Конспект занятия «Мои помощники — органы чувств. Уши» (вторая младшая группа) ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ презентация ТЕМА: «МОИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ УШИ» Детский сад «Дружба» Брянского района. Подготовил: Воспитатель.

План-конспект ОД «Наши помощники — органы чувств» План-конспект ОД Москвитина Оксана Сергеевна, воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад №54 Тема: «Наши помощники – органы чувств» Возрастная.

Информационно-практический проект для детей 5–6 лет «Наши помощники — органы чувств» Информационно-практический проект для детей 5-6 лет «Наши помощники-органы чувств» Продукт: Скульптура головы человека Срок реализации:.

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе «Наши помощники — органы чувств» Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе Автор: Макарова Ольга Викторовна, педагог-психолог МБДОУ «Центр.

Конспект НОД по валеологии в старшей группе «Верные помощники — органы чувств» Цель: формировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека. Задачи: побуждать детей к познанию органов.

Конспект открытого занятия «Наши помощники — органы чувств» в подготовительной группе Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Организационная информация Примечание.

Презентация «Наши помощники — органы чувств» ВИД ПРОЕКТА: Информационный, практико-ориентированный, игровой. ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕКТА: Краткосрочный, 2 недели. ПРОБЛЕМА: Формирование.

Проект «Мои помощники — органы чувств» Цель: познакомить детей с органами чувств Познавательные задачи: Уметь ориентироваться в своих знаниях; -находить ответы на вопросы, используя.

Занятие по формированию целостной картины мира дошкольников 4–5 лет «Наши помощники — органы чувств» НАШИ ПОМОЩНИКИ. Цель: познакомить с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств. Оборудование: «чудесная коробочка» (с дырочками,.

Занятие по познавательной деятельности «Наши помощники — органы чувств». Старший дошкольный возраст Цель: Закрепить знания детей об органах чувств. Уточнить, какое значение имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира.

Источник

Оцените статью