Как можно чувствовать время

Как научиться чувствовать время: 5 способов

  • Как научиться чувствовать время: 5 способов
  • Как научиться ценить время
  • Как научиться эффективно использовать свое время

Чувство осознанности. Осознанность – это способность человека ощущать себя «здесь и сейчас». Подобное умение очень важно для развития чувства времени, чтоб не было проекции внимания в прошлое или в будущее. Кроме того, осознанность предполагает концентрацию на текущих делах, помогает понять, насколько время является действительно важным ресурсом. Благодаря присутствию в моменте человек постепенно способен научиться быстрее и качественнее выполнять работу, проще запоминать какой-либо учебный материал или усваивать новую информацию, новые умения/навыки. Для осознания себя достаточно на пять минут закрыть глаза, расслабиться, отключиться от проблем и остановить постоянный внутренний диалог. А потом прислушаться к звукам вокруг, ощутить все сигналы от своего тела, прочувствовать присутствующие в данный момент эмоции.

А который час? Данное упражнение очень простое, оно подойдет для развития чувства времени буквально в любом возрасте. Что нужно сделать? Прежде чем посмотреть на часы, задаваясь про себя вопросом, сколько времени, нужно попробовать предположить/угадать ту цифру, которая в этот момент показывается на часах. Поначалу промахи могут быть достаточно существенными, однако постепенно получится приближаться к истинному значению.

Внутреннее программирование. Этот способ отлично работает, если начинать его выполнять с программирования своего сознания на пробуждение без будильника. Находясь в постели, в состоянии полусна стоит дать себе установку, в какое время требуется проснуться. Установка должна быть максимально конкретной. Постепенно внутреннее программирование можно перенести и в обычную жизнь. Например, приступая к какому-либо делу, надо настроить себя на то количество времени, за которое необходимо успеть его закончить. Такая тренировка, кроме всего прочего, поможет стать более собранным и дисциплинированным.

Новые впечатления. Данный подход особенно актуален для тех людей, которые совершенно не замечают, как пролетают дни, для которых время течет чересчур быстро. Нужно привнести в свою жизнь новизну. Она может заключаться в мелочах, например, начать просыпаться не в 7:00, а в 7:05. Или же отправиться на прогулку не по обычному маршруту, а выбрать иной путь. Новые впечатления и эмоции подарят неожиданные/спонтанные поездки. Для чего это необходимо и почему может помочь начать ощущать время? Дело в том, что человеческий мозг привыкает работать в одном ритме, если в жизни человека все происходит строго по плану, все стабильно и нет никаких попыток выйти из зоны комфорта. Из-за этого и случается «потеря во времени». Чтоб стимулировать мозг создавать новые нейронные связи и, как следствие, начать отслеживать течение времени, нужно вносить в свою жизнь разнообразие.

Дневник часов. В течение дня при каждой удобной возможности необходимо конспектировать, сколько времени потребовалось для выполнения того или иного действия, для работы, учебы или отдыха. Здесь важно не пытаться припомнить все события суток, требуется перевести вектор своего внимания с ситуаций на то количество времени, которое было на них потрачено. Перечитывая записи, можно увидеть, куда деваются ценные часы. Также появится шанс скорректировать свою рабочую/учебную деятельность и так далее.

Источник

Как мозг чувствует время

Исследователи из норвежского Института Системной Нейронауки им. Кавли (Kavli Institute for Systems Neuroscience) обнаружили сеть из клеток мозга которые определяют наше чувство времени в переживаниях (опыте) и воспоминаниях.

«Эта сеть предоставляет временные отметки для событий и следит за порядком событий в пережитом опыте» — говорит профессор Эдвард Мозер (Edvard Moser), лауреат Нобелевской премии и директор Института Кавли, который расположен в Норвежском Университете Науки и Технологии (Norwegian University of Science and Technology, NTNU). Область мозга, которая чувствует время, расположена в непосредственной близости с областью, отвечающей за восприятие пространства.

Выражение времени

Часы — это устройства, созданные человечеством для измерения времени. Соглашаясь с негласным общественным договором, мы согласовываем свои собственные занятия с часовым временем. Однако, наш мозг не воспринимает длительность временных отрезков в стандартных единицах — минутах и часах, как на ваших наручных часах. Временные подписи в нашем пережитом опыте и воспоминаниях имеют совершенно другие временные характеристики.

В ходе эволюции живые организмы, включая людей, выработали несколько биологических часов, которые помогают нам следить за временем. Различия между разными хронометрами в мозгу заключаются не только в масштабах времени, которые они измеряют, но и в явлениях, на которые настроены нейронные часы. Некоторые хронометры управляются внешними процессами: например, циркадные ритмы настроены на восход и закат солнца. Эти часы помогают организму адаптироваться к дневному ритму.

Другие хронометры устанавливаются внутренними явлениями, вроде гиппокампальных клеток, которые создают цепной сигнал, наподобие эффекта домино, который довольно точно отмеряет отрезки времени длиной до 10 секунд. На сегодняшний день нам известна большая часть механизмов мозга, используемых для измерения времени в небольших масштабах (например, в секундах). И, напротив, мало что известно о временной шкале, которую мозг использует при записи наших пережитом опыте и воспоминаниях, которые могут длиться от нескольких секунд до минут и часов.

Нейронные часы для пережитого времени

Нейронные часы, которые отслеживают время по ходу переживаемого опыта — именно то, что было обнаружено, как считают Альберт Цао (Albert Tsao) и его коллеги из Института Кавли Системной Нейронауки при NTNU.

Путем записи деятельности популяции мозговых клеток исследователи идентифицировали глубоко внутри мозга устойчивый сигнал, кодирующий время.

«Наше исследование раскрывает то, как мозг придает смысл времени по мере того, как событие переживается» — говорит Цао, «Эта сеть не кодирует время в явном виде. То, что мы измеряем, скорее является субъективным ощущением времени, которое порождается течением переживаемых событий».

Нейронные часы заведуют организацией течения нашего опыта в упорядоченную последовательность событий. Эта деятельность порождает в мозгу часы для субъективного времени. Таким образом, опыт и последовательность событий в нем являются субстанцией, из которой мозгом порождается и измеряется субъективное время.

Временное пространство и память в мозге

«Сегодня у нас есть довольно хорошее понимание того, как наш мозг воспринимает пространство, тогда как наше знание о времени не такое полное» — говорит профессор Мозер.

Читайте также:  Таро что чувствует умеренность

«Пространство в мозге относительно легко исследовать. Оно состоит из специализированных типов клеток, которые выделены для конкретных функций. Вместе они образуют основу системы» — добавил он.

В 2005 году Мэй-Бритт (May-Britt) и Эдвард Мозер обнаружили нейронные решетки, которые наносят наше окружение в разных масштабах на карту, состоящую из шестиугольных блоков. В 2014 Мозер разделил Нобелевскую премию по физиологии и медицине за открытие клеток, которые образуют в мозге систему позиционирования, со своими коллегами и наставником Джоном О’Киф (John O’Keefe) из Университетского колледжа в Лондоне.

В 2007 году, вдохновленный открытием Мозера нейронных решеток, кодирующих пространство, Альберт Цао (на тот момент кандидат PhD в Институте Кавли) поставил перед собой задачу разгадать явления, происходящие в загадочной боковой энторинальной коре (lateral entorhinal cortex, LEC). Эта область мозга расположена около медиальной энторинальной коры (medial entorhinal cortex, MEC), где и были обнаружены нейронные решетки его руководителями — Мозером и прочими.

«Я надеялся обнаружить похожие ключевые действующие клетки, которые раскроют функциональную особенность этой нейронной сети» — говорит Цао. Эта задача вылилась в продолжительный проект.

«Казалось, что в деятельности этих клеток нет никакого шаблона. Сигнал все время менялся» — говорит профессор Мозер.

И только в последние пару лет исследователи начали предполагать, что сигнал в самом деле меняется с течением времени. Внезапно, записанные ранее данные обрели смысл.


Эта иллюстрация показывает эпизодичное время из пережитого 4-часового катания на лыжах с крутой горы, включая события, которые повлияли на восприятие времени лыжником. Идея заключается в том, что пережитое время зависит от событий и может воспринимается быстрее или медленнее, чем время на часах.

Недавно обнаруженная запись пережитого времени находится в боковой энторинальной коре (LEC), отмеченной зеленым цветом. Около LEC расположена MEC, область мозга, отвечающая за пространственное восприятие (не отмечена на иллюстрации). Рядом с MEC находится гиппокамп — структура, в которой информация из сетей времени и пространства объединяются для образования эпизодических воспоминаний.

Права на изображение с NeuroscienceNews.com принадлежат Kolbjørn Skarpnes & Rita Elmkvist Nilsen / NTNU Communication Division & Kavli Institute for Systems Neuroscience.

«Время является несбалансированным процессом. Оно всегда уникальное и изменчивое» — говорит профессор Мозер, «Если эта сеть в самом деле кодирует время, сигнал должен меняться со временем для того, чтобы опыт был записан как уникальное воспоминание».

Технологические достижения

Мозеру и компании достаточно было расшифровать сигнал только из одной нейронной решетки чтобы обнаружить, как пространство кодируется в медиальной энторинальной коре. Расшифровка времени в боковой энторинальной коре оказалась гораздо более сложной задачей. Только глядя на активность в сотнях клеток Цао и его коллеги смогли увидеть, что сигнал кодирует время.

«Активность в этих нейронных сетях так распределена, что сам механизм, вероятно, заключается в структуре соединений внутри этих сетей. Факт того, что он может принимать форму различных уникальных паттернов подразумевает высокую степень пластичности» — говорит профессор Мозер, «Я полагаю, распределенные сети и комбинации структур активности заслуживают отдельного внимания в будущем. В этой работе мы нашли область настолько тесно связанную со временем событий или опытов, что она может породить целую новую область исследований».

Форма времени

Структура времени на протяжении долгого времени является темой споров среди философов и физиков. Что же недавно открытый механизм мозга для эпизодичного времени может нам сказать о том, как мы воспринимаем время? Является ли наше восприятие времени линейным, как течение реки, или цикличным, как колесо или спираль? Данные исследований из Кавли говорят, что и то, и другое верно, и что сигнал в сети, кодирующей время, может принимать множество разных форм, в зависимости от переживаемого опыта.

В 2016 году, кандидат PhD Йорген Сугар (Jørgen Sugar) присоединился к проекту Кавли, чтобы провести новый набор экспериментов, который проверил бы гипотезу о том, что сеть LEC кодирует эпизодичное время. В одном эксперименте крысе был представлен широкий спектр опытов и вариантов действий. Она могла свободно бегать, исследовать и гоняться за кусочками шоколада, посещая серию открытых окружений.

«Уникальность временного сигнала в ходе этого эксперимента предполагает, что у крысы была очень хорошая запись времени и временной последовательности событий на протяжении двухчасового эксперимента» — говорит Сугар, «Нам удалось использовать сигнал из сети, кодирующей время, для точного отслеживания, когда произошло то или иное событие в ходе эксперимента».

Во втором эксперименте задача была более структурированной, с более узким спектром опытов и вариантов действий. Крыса была обучена гоняться за кусочками шоколада, поворачивая влево или вправо в 8-образном лабиринте.

«В этой деятельности мы увидели, что сигнал, кодирующий время, сменился с уникальных последовательностей во времени на повторяющийся и частично накладывающийся паттерн» — говорит Цао, «С другой стороны, временной сигнал стал более точным и предсказуемым в ходе повторяющихся задач. Данные предполагают, что крыса имела утонченное чувство времени во время каждого круга, но плохое ощущение времени от круга к кругу и от начала до конца эксперимента».

Профессор Мозер утверждает, что исследование показывает, что при смене деятельности, в которой вы задействованы, при смене содержимого вашего переживаемого опыта, вы на самом деле меняете сигналы времени в LEC, и, таким образом, то, как вы воспринимаете время.

Источник

Время заразно: как контролировать субъективное восприятие времени

В один из недавних субботних дней мы с моей женой Сьюзан поехали в город, чтобы посетить Метрополитен-музей, где мы не были с тех пор, как у нас родились сыновья. Там была толпа посетителей, и где-то с час мы гуляли, впитывая всю глубину искусства. Мы ненадолго разделились; Сюзан осматривала работы Моне и Ван Гога, а я проскользнул в боковую галерею, размером не более вагончика, в которой в стеклянных ящичках хранились маленькие скульптурки Дега. Там были бюсты, лошади, фигурка потягивающейся женщины, встающей и вытягивающей руку так, будто она проснулась после долгого сна.

А в конце галереи в одном длинном ящике было два десятка балерин в разных позах. Одна танцовщица изучала свою ступню, другая надевала чулки, третья стояла, вытянув правую ногу вперёд, а руки – за голову. Поза arabesque devant – стоя на одной ноге, наклонившись вперёд, руки вытянуты – будто ребёнок, имитирующий самолёт. Их движения были застывшими, но живыми; мне казалось, что я внезапно зашёл на репетицию и танцовщицы замерли ненадолго, чтобы я смог насладиться их грацией. В какой-то момент группа молодых людей, которые показались мне также танцорами, зашли в галерею. Их инструктор сказал: «Ну-ка, быстро, выберите, кто из них вы?», и каждый из них выбрал одну из поз для подражания – один из ближайших ко мне мужчин вытянул ногу вперёд, упёр руки в бёдра, отодвинув локти назад. «Мне нравится, что ты выбрал эту позу, Джон», – сказал инструктор.

Читайте также:  Что делать при обострении депрессии

Время летит, когда вы развлекаетесь. Когда вы оказались в трудной ситуации, оно может замедляться – в дорожном происшествии или при падении с крыши, а также искажаться под воздействием одурманивающих веществ, и в зависимости от вещества двигаться быстрее или медленнее. Существует множество менее известных способов управлять течением времени, и учёные постоянно находят новые. К примеру, возьмём две скульптуры Дега: одна выше, вторая ниже.

Это скульптуры из той серии, что я рассматривал, демонстрирующие позы танца разной степени напряжения. Одна балерина отдыхает, другая выполняет третью позицию арабеска. Скульптуры и их изображения не двигаются, но кажется, что изображённые балерины движутся – и этого, как оказывается, достаточно для того, чтобы исказить ваше восприятие времени.

В исследовании от 2011 года Сильви Друа-Воле [Sylvie Droit-Volet], нейропсихолог из Университета им. Блеза Паскаля, вместе с тремя соавторами показывали группе добровольцев изображения двух балерин. Эксперимент проходил по схеме деления пополам. Сначала на экране каждый из испытуемых видел нейтральную картинку, находившуюся там либо 0,4 секунды, либо 1,6 секунды. После нескольких повторений испытуемый тренировался различать два этих временных интервала. Затем на экране на какое-то время появлялась фигура балерины. После каждого просмотра испытуемый нажимал кнопку, обозначая, посчитал ли он этот временной интервал длинным или коротким. Результаты были недвусмысленными: им казалось, что балерина в позе арабеск, более динамичной позе, находится на экране дольше, чем это было на самом деле.

Это имеет смысл. Сходные исследования обнаружили связь между восприятием времени и движением. Кажется, что движущаяся фигурка на экране компьютера остаётся на экране дольше, чем стационарная. Чем быстрее двигаются фигурки, тем больше искажение. Но скульптуры Дега не двигаются – они лишь подразумевают движение. Обычно искажения длительности возникают из-за того, как вы воспринимаете определённые физические свойства стимулов. Если вы наблюдаете за светом, мигающим каждую десятую долю секунды, и одновременно слышите звуковые сигналы, повторяющиеся чуть помедленнее – каждую пятую долю секунды, к примеру – то вам будет казаться, что свет мигает медленнее, вместе со звуком. Это происходит из-за того, как работают наши нейроны; многие иллюзии, касающиеся времени, находятся в аудиовизуальной области. Но у Дега нет искажающих время свойств, нет движения. Это свойство полностью создаётся и возникает внутри наблюдателя – оно реактивируется памятью, возможно, даже воспроизводится. То, что просто наблюдая за скульптурами, можно искажать время, очень много говорит о том, как работают наши внутренние часы.

Одна из самых богатых областей в исследовании восприятия времени – эффект, оказываемый на восприятие эмоциями. Друа-Воле провела несколько интригующих работ, изучающих эту взаимосвязь. В недавней серии экспериментов испытуемые наблюдали за несколькими изображениями лиц, нейтральных, или выражающих простые эмоции, такие, как счастье или раздражение. Каждое изображение оставалось на экране либо 0,4 с, либо 1,6 с, и испытуемому нужно было выбрать один из этих промежутков. И всё время испытуемым казалось, что счастливые лица остаются на экране дольше, чем нейтральные, а лица, отражающие гнев или страх, казалось, задерживаются ещё дольше.

Ключевой момент – физиологическая реакция «возбуждения», только не такая, о которой вы подумали. В экспериментальной психологии возбуждение – это степень готовности тела реагировать каким-либо образом. Оно измеряется через пульс и проводимость кожи. Иногда испытуемых просят оценить их собственное возбуждение, когда они смотрят на лица или кукол. Возбуждение – нечто вроде физиологического выражения эмоций человека, или предшественник физического действия; на практике могут быть различия. Согласно стандартным измерениям, гнев – наиболее возбуждающая эмоция, как для смотрящего на фото, так и для того, кто его испытывает; за ним идёт страх, потом счастье, потом грусть. Считается, что возбуждение ускоряет наш внутренний метроном, из-за чего за определённый промежуток времени набирается больше ударов, а значит, человеку кажется, что эмоционально окрашенные изображения остаются на экране дольше, чем другие изображения, выводимые на тот же промежуток времени. В исследовании Друа-Воле воспринимаемая длительность демонстрации грустных лиц была больше, чем у нейтральных, но не настолько больше, чем у счастливых лиц.

Физиологи и психологи считают возбуждение предварительным физическим состоянием – не двигающийся, но готовый к движению. Когда мы наблюдаем за движением, даже за подразумеваемым движением на неподвижной картинке, считается, что мы разыгрываем его у себя в голове. В каком-то смысле, возбуждение показывает вашу возможность ставить себя на место другого человека. Исследования показывают, что когда вы наблюдаете за действием – кто-то поднимает мяч, к примеру – мускулы вашей руки готовятся к нему. Мускулы не двигаются, но их электрическая проводимость повышается, будто они готовы к движению, а также увеличивается пульс. Физиологически вы возбуждены. То же происходит, если вы просто видите руку рядом с объектом – как будто она собирается поднять его – или просто видите руку, держащую объект.

Множество исследований говорят о том, что это происходит с людьми постоянно. Мы изображаем лица и жесты других, часто неосознанно; в нескольких исследованиях было обнаружено, что испытуемые повторяют выражение лица, даже когда они не осознают, что видят лицо. Более того, такое подражание запускает физиологическое возбуждение и открывает путь, помогающий нам чувствовать эмоции других. Обнаружено, что если вы сделаете такое лицо, будто ожидаете удара током, то сам удар током покажется вам менее болезненным. Преувеличенная мимика во время просмотра приятных или неприятных видеороликов ускоряет пульс и проводимость кожи, типичные меры физиологического возбуждения. С помощью фМРТ было обнаружено, что те же области мозга, что активируются при испытании эмоции, такой, как гнев, или же просто при наблюдении этой эмоции. Возбуждение – это мостик во внутреннее состояние другого человека. Если вы видите вашего друга злящимся, вы не просто делаете вывод о его эмоциях – вы буквально чувствуете то же, что и он. Его настроение становится вашим.

Читайте также:  Тот кто создает хорошее настроение

То же происходит и с его ощущением времени. За последние несколько лет учёные продемонстрировали, что перенимая эмоции или действия другого человека, мы перенимаем и его искажения времени. В одном эксперименте Друа-Воле показывала испытуемым наборы лиц – старых и молодых – без какой-то определённой последовательности. Она обнаружила, что наблюдатели постоянно недооценивают длительность нахождения старых лиц на экране. То есть, когда наблюдатель видит старое лицо, его внутренние часы замедляются, будто он «перенимает медленные движения старых людей», пишет Друа-Воле. Медленнее идущие часы тикают реже, редкое тикание накапливается, и интервал кажется меньше, чем он есть на самом деле. Наблюдение или воспоминание о старом человеке заставляет человека симулировать его состояние, замедлять движения. «Через это перенимание, – пишет Друа-Воле, – наши внутренние часы адаптируются к скорости движения старых людей и длительность стимула кажется меньше».

Или же вспомним предыдущий эксперимент, в котором участники сообщали, что время демонстрации злых или счастливых лиц казалось дольше, чем время нейтральных. Она относит этот эффект к возбуждению, но подозревает, что тут не обходится и без перенимания чужого состояния. Возможно, испытуемый изображал просматриваемые лица, и имитация приводила к замедлению восприятия времени. Она вновь провела эксперимент, с серьёзным отличием: одна группа участников должна была смотреть на лица, держа губами ручку, чтобы подавить изменение выражения лица. Наблюдатели без ручек сильно переоценивали длительность показа злых лиц и немного переоценивали длительность счастливых – но те, чьи губы и лица были ограничены в движениях, не обнаружили замедления времени. Так ручка исправила время.

Всё это приводит к странному выводу: время заразно. Общаясь с другими, мы перенимаем их ощущения, включая и ощущение времени (или, то, что мы считаем восприятием другого человека, на основании своего опыта). Длительность промежутков не только искажается, мы делимся этими искажениями друг с другом будто деньгами. «Эффективность социального общения определяется возможностью синхронизации наших действий с действиями индивида, с которым мы имеем дело, – пишет Друа-Воле. – Иначе говоря, индивиды перенимают ритмы других людей и их время».

Перенимаемое искажение времени можно считать проявлением эмпатии; ведь для этого нам нужно встать на место другого человека. Мы повторяем жесты и эмоции друг друга – но с большей вероятностью это происходит с теми людьми, с которыми мы идентифицируем себя, или с людьми, в компании с которыми мы хотим оказаться. Друа-Воле обнаружила это в исследовании лиц: наблюдатели оценивали длительность показа старых лиц как меньшую по отношению к длительности показа молодых, но только когда наблюдатель и наблюдаемое лицо были одного пола. Если мужчина наблюдал лицо старой женщины, или женщина – лицо старого мужчины, временных иллюзий не возникало. Этнические исследования подтверждают это: испытуемые переоценивают длительность злых лиц по сравнению с нейтральными, но эффект выражен ярче, если испытуемый и тот, чью фотографию он видит, принадлежат к одному этносу. Друа-Воле обнаружила, что наблюдатели с наибольшем показателем в тесте на эмпатию с большей вероятностью переоценят и длительность показа сердитого лица.

Мы всё время встаём на место не только других людей, но и на место неживых объектов – лица, руки, изображения лиц и рук, другие объекты, например, скульптуры балерин Дега. Друа-Воле с соавторами по работе, связанной с Дега, считают, что длительность показа более динамичной скульптуры кажется выше, потому что «она включает симуляцию более сложного и возбуждающего движения». Возможно, Дега добивался именно этого – приглашения поучаствовать, стимуляции даже самого косолапого наблюдателя к сопереживанию. Я вижу скульптуру балерины, стоящей на одной ноге и прогнувшейся вперёд, и в каком-то смысле я нахожусь вместе с ней, проделывая свой внутренний арабеск. Я чувствую грацию, и в момент наблюдения время искажается.

Эмоциональные лица, движущиеся тела, атлетические скульптуры – всё может вызывать искажения времени, и это можно объяснить обычной физиологической моделью того, как разум работает со временем. Но для Друа-Воле этот эффект всё же загадочен. Очевидно, у нас есть некий внутренний механизм отсчёта времени и отмеривания коротких интервалов – но его может испортить самая слабая эмоция. Зачем же тогда нам такие ненадёжные часы?

Друа-Воле считает, что это можно расценивать следующим образом. Не то, чтобы наши часы работают плохо; наоборот, они отлично адаптируются к постоянно меняющемуся социальному и эмоциональному окружению, в которых мы ежедневно оказываемся. Время, испытываемое мною в социальном общении, принадлежит не только мне, и измеряется не одним только образом, что является одним из нюансов социального общения. «Не существует уникального однородного времени, а есть множество восприятий времени, – пишет Друа-Воле в одной из работ. – Наши временные искажения отражают то, как наш мозг и тело адаптируются к этим множественным временам». Она цитирует философа Анри Бергсона: «On doit mettre de côté le temps unique, seuls comptent les temps multiples, ceux de l’expérience». Нужно отбросить идею единственного времени, значение имеют множество времён, из которых и составляются ощущения.

Самые малые наши социальные взаимодействия – взгляды, улыбки, нахмуренные брови – набирают силу из нашей возможности синхронизации их между собой, как отмечает Друа-Воле. Мы искажаем время, чтобы проводить время с другими, и множество временных искажений, которые мы ощущаем, говорят об эмпатии; чем лучше я могу поставить себя на место твоего тела и состояния твоего разума, а ты – моего, тем лучше мы распознаём угрозу, союзника, друга или нуждающегося в чём-либо. Но эмпатия – свойство весьма сложное, признак эмоциональной зрелости; ей нужно обучаться и на это нужно время. Дети, когда они растут и вырабатывают эмпатию, начинают лучше понимать, как ориентироваться в социальном мире. Иначе говоря, возможно, что критическим аспектом взросления является обучение тому, как искажать наше время, подстраиваясь под других. Рождаемся мы, возможно, и в одиночестве, но детство заканчивается с симфонией – или синхронизацией – часов, когда мы полностью отдаёмся временному заражению.

Источник

Оцените статью