Как мог чувствовать себя онегин

Как мог чувствовать себя онегин

Уездный франтик Петушков, Мой брат двоюродный, Буянов, В пуху, в картузе с козырьком (Как вам, конечно, он знаком).

«Уездный франтик Петушков» — три слова, боль­ше ничего не сказано. Но мы зрительно ощущаем это­го пустопорожнего шалопая, с петушиным хохолком, в пестром одеянии, с дурным французским выговором и без единой мысли в голове. Буянов — герой поэмы Ва­силия Львовича Пушкина «Опасный сосед». Поэтому наш Пушкин и называет его двоюродным братом, раз он — создание дяди. Но самая страшная фигура завер­шает галерею:

И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут.

Слова падают, как ядра: обжора, взяточник и шут! Грубые слова с грубыми звуками: бж, р, вз. и, наконец, короткое, как удар: шут! Флянов снова вос­крешает в памяти знакомые лица: Фамусова с его важ­ными заботами: «ешь три часа — а в три дни не сварит­ся», «она не родила, но по расчету, по моему, должна родить. »; его обожаемого дядю Максима Петровича, умевшего «подслужиться» перед царицей, а для низших — «тупеем не кивнуть». Конечно, и Флянов — взяточник для маленьких людей, шут — для знатных.

Такой разнообразной компании не хватает, разуме­ется, и своего иностранца — вот он, тут как тут, «мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике». Да еще с переделанной на подходящий к слу­чаю лад модной песенкой в кармане! Поневоле посочув­ствуешь Онегину, не желавшему принимать участия в этом сборище!

Современные Пушкину читатели возмутились тем, что крестьянскую девушку поэт назвал девой («в избуш­ке, распевая, дева прядет. »), а дворянских барышень — девчонками («Какая радость: будет бал! Девчонки прыгают заране. »). Пушкин знал, что им будут недо­вольны и читатели, и критики, когда писал эти строки, но все равно написал их. Он не боялся таких нападок и умел стоять на своем.

Здесь, в пятой главе, Пушкин в первый и единствен­ный раз на протяжении романа употребляет глагол «ку­шать», получивший в наше время широкое распро­странение.

Какая радость: будет бал! Девчонки прыгают заране; Но кушать подали. Четой Идут за стол рука с рукой.

В наше время слово «кушать» стало вытеснять сло­во «есть» — и напрасно. Это влияние мещанского пред­ставления, что «есть» — грубо, некрасиво, а кушать — «культурно». Совсем как гоголевские дамы, которые вме­сто «я высморкалась» говорили изящно: «я облегчила свой нос посредством платка». Во времена Пушкина «ку­шать» было лакейское слово, его произносили слуги, при­глашая к столу: «Кушать подано», подчеркивая этим сло­вом свою приниженность и благоговение перед господа­ми. Вот и здесь в повествование автора как будто врыва­ется голос лакея: «Но кушать подали. » У нас слуг нет, господ тоже, нам незачем стыдиться нормального рус­ского слова «есть» и заменять его жеманным «кушать» — ведь смешно и нелепо, когда взрослый дядя говорят о себе: «Я сегодня покушал. »

А обед между тем в разгаре:

На миг умолкли разговоры;

. Но вскоре гости понемногу

Подъемлют общую тревогу.

Никто не слушает, кричат,

Смеются, спорят и пищат.

Как мог чувствовать себя Онегин, попав на этот «пир огромный»? Мы еще во второй главе видели его отноше­ние к соседям: он мчался из своего поместья куда глаза глядят, «лишь только вдоль большой дороги заслышит их домашни дроги». А здесь, у Лариных, все общество в сборе, несмотря на уверения Ленского, что никого не будет, только «своя семья». Онегин раздражен, а тут еще Татьяна бледнеет и краснеет, чуть не плачет, чуть не па­дает в обморок — это совсем уж выводит Евгения из себя.

Недовольство и раздражение Онегина понятны. Странно другое: рассердившись на Татьяну за «траги- нервические явленья», Евгений тут же пожалел ее: «Он молча поклонился ей, но как-то взор его очей был чудно нежен. » Сложно это — движения человеческой души. Единственный человек, вызывающий у Онегина добрые чувства, — Татьяна. Он ощущает ее прелесть, его привле­кает эта не похожая на обычных барышень девушка, но он сам себя отталкивает, запирается в крепости своего неверия, холодности, равнодушия.

На одну только минуту Онегин позволил себе быть искренним, отдаться чувству, но он уже недоволен собой, растет его раздражение. Пир между тем подходит к концу, гости начинают развлекаться, кто как может:

Довольный праздничным обедом, Сосед сопит перед соседом; Подсели дамы к камельку; Девицы шепчут в уголку; Столы зеленые раскрыты.

Подобные развлечения надоели Онегину еще в Пе­тербурге, а здесь и подавно. Гнев его снова обращается на Ленского:

К минуте мщенья приближаясь, Онегин, втайне усмехаясь, Подходит к Ольге. Быстро с ней Вертится около гостей. . Все в изумленье. Ленский сам Не верит собственным глазам.

Источник

Почему не находит счастья Онегин: сочинение по роману «Евгений Онегин»

Содержание:

Молодой человек в возрасте до тридцати лет – главное действующее лицо известного романа Александра Сергеевича. Он родился в богатой семье. Родители мало уделяли внимания ребенку, будучи занятыми своими делами. Его воспитанием занимался нанятый педагог из Франции. Молодость Евгения проходит в двадцатые годы девятнадцатого века. В юношестве счастливый, беззаботный парень особо ничем не увлекается. Он рано входит в светское общество, быстро адаптируется к его принципам жизни.

В романе Пушкин раскрывает актуальные проблемы: жизненные цели, личностное счастье, общественное положение людей. Ответить на вопрос, счастлив ли Евгений Онегин в юные годы, несложно. У него было все, о чем мог мечтать парень его возраста. Дворянин присутствовал на всех светских раутах, балах, театральных постановках, отдыхал в ресторанах. Это перестало приносить удовлетворение.

Получив наследство, Евгений покидает светскую жизнь, начинает осваивать дядин бизнес. Вскоре к нему он тоже теряет интерес. Ему скучно, одиноко, душа не способна чувствовать, отчего становится тоскливо. От хандры его могла спасти Татьяна, главный герой испугался потерять свою свободу.

Был ли счастлив Евгений Онегин – анализ романа Пушкина

Один из ответов на вопрос, почему не находит счастья Онегин, – это пережитые душевные потрясения. Они навсегда оставили отпечаток в душе героя, однако он сам виноват в исходе событий:

  1. Ленский погибает от руки друга на дуэли. Учитывая ум, хитрость Онегина, он мог бы найти способ отказаться от дуэли. Владимир был искренним, добрым, открытым человеком, младшим его по возрасту. Но гордость не позволила Евгению уступить.
  2. Общественное мнение. Общество после дуэли изменило свое отношение к Евгению. Некоторые его осуждали, другие помалкивали, считали слабым. Самолюбие персонажа не смогло выдержать этого. Герой покидает свет, отправляется в деревню.
  3. Отказ Татьяны. Долгий период Онегин не виделся с девушкой. Встретив ее в Москве в совершенно другом амплуа, он понимает, что любит Татьяну. Однако она замужем и отказывает Евгению.

В это время можно достаточно ответить на вопрос, был ли счастлив Онегин. В юношестве он принимал за счастие балы, вечеринки и внимание дам, с возрастом жизненные ценности Онегина изменились. Он не нашел себя в путешествиях, в уединении, в обществе. Причина одиночества героя заключается в его самовлюбленности, неумении ценить и проявлять любовь.

Почему Онегин не сумел стать счастливым человеком

К концу романа Онегин окончательно разочаровался в жизни. Он не смог реализовать себя, найти применение своим талантам. За все время герой не ощутил искренних чувств. Автор помогает ему, устраивая знакомство с Лариной, но Евгений отвергает любовь женщины, предпочитая свободу.

Ленский становится приятелем героя, они находят общий язык, однако для него эта дружба заканчивается смертью. Онегин не научился ценить людей, посланных ему судьбой, поэтому так и не обрел счастья. Причины, почему герой не стал счастливым:

  • Чрезмерная любовь к себе;
  • Неумение сострадать, ценить других людей;
  • Пренебрежительное отношение к дружбе, отношениям;
  • Эгоистичная натура.

В итоге желание персонажа сбылось – он остался полностью свободным, однако это не принесло счастья Евгению.

Источник

Каковы причины и последствия «хандры» Онегина (роман «Евгений Онегин»)

Приветствие, пояснения происхождения слова «хандра»

Давайте определимся, что значит слово «хандра» и почему этому слову в пушкинском романе мы посвящаем так много времени. Слово «хандра», по-видимому, связано с греческим словом «ипохондрия», которое было сначала заимствовано римлянами, а потом перекочевало во все европейские языки. Ипохондрия – разочарование в жизни, подавленное настроение, депрессия. Понятно, что депрессия – тяжёлое, психическое заболевание, и мы очень часто употребляем это слово не к месту, говоря о плохом настроении, подавленном состоянии (рис. 1).
Рис. 1. Депрессия (Источник)

Читайте также:  Что чувствует человек если сломано ребро

Плохое настроение становится иногда предметом изображения литературы и господствующим настроением не только литературного произведения, но и реального сознания целого народа. В определенные моменты жизни хандра овладевает не только отдельными людьми, но и целыми странами.

Онегинская хандра

Хандра Онегина в пушкинском романе – это совершенно новое состояние нового героя в новых исторических обстоятельствах. Образ мира, образ времени, образ героя пронизаны состоянием разочарованности. У онегинской хандры не только исторические корни, но также есть у неё и продолжение в литературе и в нашей современной жизни. Онегинская хандра – очень важное переживание экспериментального героя экспериментального литературного произведения – появляется не сразу. Она подготавливается каждым шагом, каждым новым поворотом в судьбе героя.

«Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука …

Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!

Так думал молодой повеса, Летя в пыли на почтовых, Всевышней волею Зевеса

Наследник всех своих родных.»

Роман начинается с проникновения во внутренний мир героя, с внутреннего монолога героя. При этом герой смотрит на себя и как бы со стороны слышит свой внутренний голос. Это раздвоение его сознания. Онегин думает и одновременно думает о том, что он думает. Способность к самонаблюдению, способность видеть себя со стороны, контролировать себя есть свойство очень развитого человека. Это чувство называют рефлексия или интерспекция.

Онегинская хандра появляется в конце первой главы. Пушкин непринуждённо рассказывает о жизни Онегина: о той семье, где он родился.

«…Служив отлично благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец. Судьба Евгения хранила: Сперва Madame за ним ходила, Потом Monsieur ее сменил. Ребенок был резов, но мил. Monsieur l’Abbé, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил…».

Причины появления хандры у Онегина

Подробно рассказывается о том, что произошло с Онегиным в юности, «как рано мог он лицемерить», как он научился добиваться взаимности у женщин. Позже, спустя десятки и даже сотню лет, появятся театральные школы, которые будут изучать способы вживания актёра в роль. Пушкин выводит человека, который в жизни своей умел играть разные роли, умел играть в разных масках, изображать себя так, что сам верил в своё перевоплощение (рис. 2).

Рис. 2. Лицемерие (Источник)

Далее в романе рассказывается подробно о том, как жил Онегин, как он проводил свои дни и ночи, о детских праздниках, балах, театральных представлениях, которые составляли его досуг. Собственно говоря, кроме досуга ничего у него и не было. Человек не был занят ни государственной, ни военной службой. Он сам был хозяин своего времени, хозяин своей судьбы. О чём ещё может мечтать человек? Его судьба в его собственных руках, он сам мог ею распоряжаться. Наследство от его дяди, который был честных правил, позволяло ему дальше не служить. Казалось бы, что у него было всё, что обеспечивает человека в жизни. И тут наступает хандра.

«…Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу; Он застрелиться, слава богу, Попробовать не захотел, Но к жизни вовсе охладел.

Как Child-Harold, угрюмый, томный В гостиных появлялся он; Ни сплетни света, ни бостон, Ни милый взгляд, ни вздох нескромный, Ничто не трогало его, Не замечал он ничего…»

Характерно, что рассуждения о русской хандре появляются после описания роскошных обедов. Ни еда, ни любовь женщин, ни любые другие развлечения не могут увлечь Онегина. При этом важно упоминание о Чайльд Гарольде – герое, который в то время занимал всё сознание, всё свободное время и, пожалуй, даже был главным героем для пушкинских современников.

КАКОВЫ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ “ХАНДРЫ” ОНЕГИНА? (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)

КАКОВЫ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ “ХАНДРЫ” ОНЕГИНА? (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)

Первая глава романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” представляет собой историю “болезни души” главного героя. Хотя в этой главе поэт рисует всего лишь один день из его жизни, она является ключевой в понимании как самого образа Евгения Онегина, так и последующих событий романа.

Первые же строфы передают довольно циничные мысли раздраженного Евгения, негодующего по поводу злой судьбы, которая заставила его проводить лучшие часы

своей жизни возле прикованного к постели умирающего старика:

Но боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Кто он, герой романа, какая болезнь охватила его сердце? Посвящая читателя в ход онегинских мыслей, поэт приближает к нам своего героя, заставляя поверить в его реальное существование, настоящие, а не выдуманные страдания.

Родился Евгений на берегах Невы, где, по словам Пушкина, “может быть, родились вы или блистали, мой читатель”. Детство его очерчено лишь несколькими штрихами: отец, промотавший свое состояние, ненавязчивое воспитание гувернантки

и гувернера, убогого француза. Юность – начало свободы.

Онегин, остриженный по последней моде и одетый, как лондонский денди, занял свою нишу в прослойке общества, называемой светом:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Далее поэт “отдает дань” “учености” своего героя (“без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка”), умению разбирать латинские эпиграфы, знанию анекдотов от древнейших времен и до современности. По свидетельству Пушкина, поэзия была сферой, недоступной пониманию Евгения, но он умел “судить о том, как государство богатеет”. Наиболее высокие достижения Онегина были связаны с наукой “страсти нежной”. Мы видим, что он подчиняет свою жизнь законам света: “боясь ревнивых осуждений”, Евгений не только одевается по моде, но и живет по велению брегета, возвещавшего час обязательных занятий. Онегин – “мод воспитанник примерный”, “забав и роскоши дитя”. Постепенно свет отравляет его, ведь “наука страсти нежной” по своей сути далека от любви, а светское приятельство – от дружбы.

Вместе с тем жизнь героя, которая текла без изменений по заведенному, а скорее навязанному, порядку, просто должна была ему вскоре наскучить. Если задуматься, то этот распорядок дня по сути своей противоестествен:

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Энергия Онегина направлена на развлечения, получение бессмысленных и сомнительных удовольствий от жизни, в то время как человеческие потребности только удовольствием не ограничиваются. Недаром в процитированных строках мы видим противопоставление бессмысленного окончания дня Онегина бурному пробуждению жизни трудового города. Нарушение естественных законов обычно несет возмездие. Став “отступником бурного наслаждения”, Онегин начинает скучать:

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей;

Кто чувствовал, того тревожит

Призрак невозвратимых дней.

В этих словах можно найти отражение собственных чувств поэта, которого, по воспоминаниям современников, очень часто одолевали тоска, скука, хандра: “…как часто бываю подвержен так называемой хандре. В эти минуты я зол на целый свет”. В этом откровении поэта мы можем найти понимание причин болезни Онегина. Поэт А. С. Пушкин периодически хандрил, но спасением для него являлось творчество, к которому он возвращался, даже испытав сильнейшие жизненные потрясения. Для Онегина хандра – диагноз постоянный. Изначально в нем был заложен огромный творческий потенциал, но воспитание ограничило его в проявлении собственных возможностей и, более того, даже не наметило дальнейший путь развития его личности. Повзрослев, он попал в свет, где достаточно было красиво одеваться, высказывать поверхностное мнение по любому поводу, ухаживать за женщинами, а в общем – красиво проматывать свое имущество и жизнь (как это сделал, например, Онегин-старший).

Для Евгения всего этого было недостаточно, но пути спасения им еще не были осознаны. Он злился, презирал общество, считал себя выше всей этой суматохи:

Читайте также:  Ты моя радость ты мое счастье алиса

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

В среде “благоразумных людей” Онегин слывет “притворным чудаком”, потому что, с их точки зрения, чуждаться всего того, что так притягательно для многих – значит притворяться. Как следствие, столкнувшись в своей жизни с реальными, а не наигранными чувствами – любовной привязанностью Татьяны и дружеской откровенностью Ленского, Онегин просто не совладал со своей злостью, решив, что всю эту науку он уже достаточно изучил и никакого нового чуда ему ожидать не следует.

Конечно, в этом можно усмотреть подражание Онегина безнравственным героям романов, одиноким индивидуалистам с “озлобленным умом”. Таким путем идет влюбленная Татьяна, которая, пытаясь лучше понять Онегина, изучает его пометки на полях его любимых книг.

Итак, Онегин не может жить по рецептам поведения благонамеренных обывателей. Но он и не может активно противопоставить себя обществу, порвать с ним. К тому же при этом он “ничем заняться не умел”. Это основные причины болезни души главного героя. А последствия этой болезни отразились не только на Онегине, но и на тех, кому он был не безразличен. Молодой романтичный поэт Ленский погиб от его “дружеской” руки, но не только Онегин был виновником этой дуэли, потому что сам Ленский, действовавший в порыве ревности и отчаяния, не смог остановиться и осознать причины, побудившие его друга к столь жестокому и безнравственному поступку. Что же касается отношений с Татьяной, то в данном случае Онегин дважды совершил ошибку: в первый раз, отвергнув ее чувства, а во второй – полюбив Татьяну, которая на то время уже вышла замуж. Действительно, долгий период странствий, позже исключенный из канонического текста романа, переставил акценты во взаимоотношениях героя с обществом. Его письмо к Татьяне – наиболее яркое свидетельство произошедших в нем перемен. В сознании отчаявшегося, но в то же время прозревшего Онегина вся его короткая жизнь предстает как цепь ошибок. Теперь в нем пробуждается интерес к жизни, любви, но момент упущен. Татьяна оказывается сильнее Онегина: она способна не только признавать свои ошибки, но и отвечать за них в полной мере:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Наверное, можно не согласиться с утверждением поэта о том, что “блажен, кто праздник жизни рано оставил, не допив до дна бокала полного вина”. Онегин преодолел свою болезнь, а это – верный признак того, что в дальнейшем герой будет жить, наслаждаясь и счастьем, и радостью, и невзгодами, а не существовать в состоянии “сердечной пустоты” и ожесточения.

Роль Байрона в романе «Евгений Онегин»

1824 год, год, когда Пушкин пишет первую главу «Евгения Онегина», оказался трагическим для жизни Байрона. Лорд Байрон (рис. 3) погиб задолго до того, как Пушкин начал писать в Кишинёве «Евгения Онегина». Поэту пришли сведения о том, что Байрон погиб, когда он поехал бороться за свободу в Греции. Благополучный лорд, он был обречён не только на богатство, но и на власть.

Рис. 3. Дж. Г. Байрон (Источник)

Именно Байроном был указан путь искания духовных потребностей, которые были нужны человеку внешне благополучному, который не нуждался в борьбе за место под солнцем. Хандра Онегина «..подобна английскому сплину..». Но это не просто пресыщение, не просто одна из тех масок, которую надевает Онегин; он ищет стремление найти какие-то новые, какие-то ещё неописанные ни кем духовные жизненные цели, которые могут оживить его жизнь. В сущности, великосветский повеса – это маленький старичок, который к 26 годам узнал о жизни всё, что о ней можно было узнать, попробовал всё, что можно было попробовать, и разочаровался во всём, что он знал и что он пробовал. Онегинская хандра безысходная. Лорд Байрон может уехать воевать за свободу чужого народа или может посвятить свою жизнь в борьбе за какие-то идеалы с трибуны английского Парламента или избрать какой-то другой путь. Русской человек дворянского происхождения, того великого светского окружения, того уровня культуры и начитанности, которого описывает Пушкин, гораздо менее свободен в выборе своего пути. Прежде всего, он не может получить заграничный паспорт, чтобы выехать за границу. Пушкину за свою жизнь так и не удалось выехать за пределы Российской империи: личными указаниями императоров, сначала Александра, потом Николая, Пушкин был ограничен в своём перемещении. Он даже думал бежать за границу и составлял подробные планы, как можно обмануть пограничников.

То, что называем мы хандрой, встречается в литературе с самых древних времён. В сущности, это то, чему посвящена, может быть, одна из самых сильных литературных частей Библии, Ветхого завета. Это книга пророка, книга Экклезиаста «Суета сует». Повторяющийся мотив бренности всего сущего, разочарования во всех человеческих устремлениях – это переживание, которое появилось многие тысячелетия назад. Человек осознал, что он смертен, осознал, что все его жизненные устремления бессмысленны и бесцельны, потому что конечным итогом безысходно становится попрание. Поэтому это переживание становится одним из самых главных переживаний в литературе. Но в разные исторические моменты, разные этапы истории культуры, переживая разочарование в жизни, люди по-разному его осмысливали, по-разному его чувствовали. Человек ставит перед собой жизненные цели и по достижению их испытывает разочарование, всё, к чему он стремился, оказывается мелким и ничтожным, а счастье, радость, удовлетворение от жизни не наступает вместе с достижением определённого результата. Успех в жизни определяется другими, более существенными, более важными вещами. Эти философские рассуждения, очень глубокие, очень тонкие, очень сложные для пушкинского лёгкого, калейдоскопического романа, оказываются естественными и органичными. В этом смысле «Евгений Онегин» оказывается в ряду самых крупных, самых значительных явлений во всей мировой литературе.

Александр Копцев. Евгений Онегин: сплин и хандра — причина в праздности

Кажущееся на первый взгляд простым и предельно понятным, оно задевает огромное количество проблем человеческой жизни, но спектр этих проблем увеличивается едва ли не в два раза, когда ко всему прочему присоединяется главный аспект жизни Александра Сергеевича – его принадлежность к христианству.

«Евгений Онегин» — это произведение А. С. Пушкина, которое как и многие другие его произведения подлежит еще неоднократному глубокому исследованию и переосмыслению. Кажущееся на первый взгляд простым и предельно понятным, оно задевает большое количество проблем человеческой жизни, но спектр этих проблем увеличивается едва ли не в два раза, когда ко всему прочему присоединяется главный аспект жизни Александра Сергеевича – его принадлежность к христианству. Именно принадлежность Пушкина к христианству является ключом ко всему его творчеству.

Из широкого круга проблем, которые поднимает автор в «Евгении Онегине», наиболее важно остановиться на теме «русской хандры». Итак, рассмотрим сюжет романа. Молодой человек Евгений Онегин, полный жизни и энергии, ведет достаточно разгульный образ жизни. Он спит до обеда, потом гуляет, вечером его ждут в нескольких домах, которые он с радостью посещает, идет в театр, где в конце концов утомляется, и едет домой спать, то есть проводит свою жизнь в увеселении и праздности. При этом у него нет никаких стремлений и желаний, единственное, что его занимает — это «наука страсти нежной». Ведя такой образ жизни, который весьма симпатичен многим молодым людям и нашего времени, Евгений полагает, что в этой непрестанной гонке времени, постоянной смене мест, лиц, впечатлений и заключается истинная жизнь. Пушкин характеризует эту жизнь как «однообразную пестроту», которая увлекает человека, но в конце концов утомляет своим однообразием и оставляет ни с чем.

В отличие от главного героя романа для Пушкина как христианина критерий истиной жизни другой – это неповрежденность нравов:

Увы, на разные забавы Я много жизни погубил! Но если б не страдали нравы, Я балы б до сих пор любил.

Онегин не в состоянии понять этого, и в конце концов его одолевает «русская хандра» или «английский сплин», то есть, выражаясь словами святых отцов, уныние. Говоря о хандре Онегина, автор сразу указывает на два возможных исхода из этого состояния. Это попытка застрелиться, от которой автор уводит своего героя, и бессмысленная жизнь, которая несет окружающим исключительно хаос.

Евгений полагает, что причина его хандры в городской суете, но, попав в село, он в несколько дней теряет всякий интерес к жизни, им вновь овладевает уныние, которое в конечном счете превращает Онегина в «живой труп» и источник смерти. Там, где Онегин, неизбежно наступает увядание: Татьяну он доводит до подобного ему состояния, до безучастности:

Читайте также:  Смерть от тромба что чувствует человека

Увы, Татьяна увядает, Бледнеет, гаснет и молчит! Ничто ее не занимает, Ее души не шевелит.

Дружба с Ленским оканчивается дуэлью.

Приравнивая русскую хандру к английскому сплину, Пушкин показывает, что это недуг всего человечества. В романе автор отмечает, что в Россию этот недуг проникает с Запада. Все русское общество было заражено идеями Просвещения, которые пришли в Россию через английские и французские романы. Это тот недуг, которого не избежала и Татьяна – самый светлый герой романа. Противостоять этой хандре способно лишь старое поколение, которое не читало зарубежных романов и воспитывалось на идеях христианских, а не на вольнодумстве. Взгляд этого старого поколения являет нам няня Татьяны. Как только Татьяна страстно влюбляется, няня сразу же определяет ее состояние как болезнь и кропит ее святой водой.

«Я влюблена», – шептала снова Старушке с горестью она. – Сердечный друг, ты нездорова. «Оставь меня: я влюблена».

Однако Татьяна не понимает всей опасности той страсти, которая овладела ей. В ее письме, когда Татьяна пишет, что вручает себя не в руки Божии, а в руки Евгения, мы видим не христианский образ мыслей, а всецелую поглощенность страстью. Но сам автор предостерегает читателя от осуждения и указывает на то, что предается страсти она из-за своей юности и неопытности. Здесь Пушкин демонстрирует неоднозначность своего главного героя Евгения Онегина. Казалось бы, человек, которого занимает лишь наука обольщения, должен был воспользоваться этой неопытностью молодой девушки, но соприкоснувшись с чистой душой Татьяны и сострадая ей, предостерегает ее:

«Полюбите вы снова: но… Учитесь властвовать собою; Не всякий вас, как я, поймет; К беде неопытность ведет».

Этими словами Онегин как бы кричит – не поддавайся на мнимую уловку страсти, иначе погибнешь. Далее автор показывает, что под видом светлого чувства любви в душу человека может прокрасться и губительная страсть.

Так ваша верная подруга Бывает вмиг увлечена: Любовью шутит сатана.

Отрадно, что Татьяна всё-таки преодолела хандру, и произошло это через отказ от страстного идеала, предложенного в прочитанных ею романах, через смирение, терпение и послушание Богу.

Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна

Любовь Татьяны к Онегину грозила ей погибелью, и когда она это осознала, страстная влюбленность превратилась в настоящую любовь, которая есть жертва.

Впервые Татьяна понимает, в каком ужасном состоянии находится Онегин, когда ей снится сон. Она видит, что Евгения соблазняют страсти. С одной стороны он ими управляет, но с другой — сам находится в их власти. Видя в нем дух противоречия, Татьяна осознает, что может сама погибнуть, но поскольку она искренне любит его, то готова на гибель. Иллюзорность образа возлюбленного, который сформировался под влиянием зарубежных романов, уничтожается.

На дне рождения Татьяны Онегин предстает в несколько ином образе, он видит, что Татьяна в смущении, и потому старается не обращать на себя внимание. Однако страсти, которые остаются в нем неисцеленными, тут же дают о себе знать, и старый обычай соблазнять девушек выливается в дуэль, повод к которой дал Онегин, и он же был в силах ее предотвратить. Евгений осознает, что поступил неверно, но честь для него дороже жизни невиновного человека.

Конечно, быть должно презренье Ценой его забавных слов, Но шопот, хохотня глупцов…» И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!

И здесь можно увидеть некоторую параллель со Священным Писанием, а именно: сходство Онегина с Понтием Пилатом, который так же, по малодушию, предал Христа на распятие. Мы видим и другую проблему: зло не просто существует, оно прогрессирует. Онегин малодушничает, а еще недавно близкий ему друг Ленский опасается, как бы Евгений не отказался от поединка, презрев свою гордость. Автор показывает, что до спасения всего лишь один шаг – смириться и простить, но безучастность, порожденная хандрой Евгения, приводит к трагическим событиям.

Не засмеяться ли им, пока Не обагрилась их рука, Не разойтиться ль полюбовно. Но дико светская вражда Боится ложного стыда.

После убийства друга, причиной которого стали страсти, Онегин впадает в состояние еще большего уныния. Дух уныния, который заставил Евгения покинуть шумный город, теперь гонит его на Кавказ. В конечном итоге Евгений попадает в Москву, где встречает Татьяну. Встретив ее, он воскресает к жизни, его начинает хоть что-то интересовать. Татьяна же, видя в нем ту же страсть, которая чуть не погубила ее при первой встрече с Онегиным, остается верной воле Божией и тем спасает себя от гибели.

Заканчивая свой роман, А. С. Пушкин возвращается к теме русской хандры и указывает на главную ее причину – праздность.

Блажен, кто праздник Жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала полного вина. Кто не дочел Ее романа И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим.

Именно она привела Евгения Онегина до состояния уныния, в котором он находится на протяжение всего романа. Говоря об унынии, уместно привести цитату из трудов архимандрита Софрония (Сахарова). Так, он пишет: «Все большее и большее число людей уже не видят смысла в жизни. И когда это наблюдаешь у стариков, стоящих пред лицом смерти, то еще не так поражается душа; но когда молодые люди, у которых едва открылись глаза к осознанию данной им жизни, впадают в отчаяние от видения царящего в мире абсурда, тогда печалится сердце глубоко. И нет путей помочь им. Когда удовлетворено стремление к материальному комфорту, когда они уже в силу привычки не видят ценности в этом комфорте, тогда главным образом, ощущают они бессмысленность своего существования и отказываются принять эту бессмысленность. И так одной из самых важных и главных проблем становится открытие подлинного смысла нашего явления в мир… Множество молодых томятся жаждою ПРАВДЫ…, но, не имея в самих себе видения, как должно построить эту лучшую жизнь, они скоро упадают духом… Пушкин был еще молодым, когда написал свое гениальное стихотворение: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана…»

Мы знаем, что это стихотворение написано Пушкиным в период духовного кризиса. Этот кризис поэту помог преодолеть святитель Филарет, ответивший Пушкину: «Не напрасно, не случайно…». После этого Пушкин пишет свое знаменитое стихотворение «Пророк», в котором мы видим итог размышления автора на тему уныния. Он нашел выход из тягостного состояния уныния, он выбрал Бога. Именно поэтому в завершении «Евгения Онегина» поэт с легкостью прощается со своим героем.

И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим.

Итак, образ Евгения Онегина — это олицетворение той самой хандры, которая поглотила не только Россию, но практически все человечество. Находясь на пике технического развития, человечество сделало свою жизнь максимально комфортной, то есть максимально упростило заповедь, данную Богом – «в поте лица твоего будешь есть хлеб твой» (Быт. 3:19). Но с чем в результате остался человек? Оказывается, что мир как спокойствие души не определяется внешним достатком и комфортом. Сердце Евгения пусто, оно ищет все новых и новых впечатлений, событий, но все это делается лишь с целью найти покой.

Татьяна находит выход: пустить в свое сердце Бога, остаться верной Божественной заповеди. И сам автор, которого в некоторых моментах сложно отделить от героя Евгения Онегина, понимает, что ему необходимо оставить Евгения, а точнее его ход мысли, пока он сам не погиб. Этим Пушкин показывает свое решение вопроса, однако судьба Евгения неизвестна, он может либо обратиться к Богу, либо разделить участь героя романа Ф.М. Достоевского «Бесы» Ставрогина, того прототипа людей, которые и стали виновниками катастрофы, произошедшей в начале XX века. Пушкин оставляет Онегину выбор, тот же выбор стоит и сегодня перед нами: заниматься созданием иллюзорного рая на земле либо, презрев все неудобства, искать Царства Небесного, которое, по словам Спасителя, внутри нас есть (ср.: Лк 17:20).

Кажущееся на первый взгляд простым и предельно понятным, оно задевает огромное количество проблем человеческой жизни, но спектр этих проблем увеличивается едва ли не в два раза, когда ко всему прочему присоединяется главный аспект жизни Александра Сергеевича – его принадлежность к христианству.

Русская хандра

Главное отличие русской хандры от английского «сплина», от немецкой грусти, той самой, с которой приезжает юный Ленский:

Источник

Оцените статью