II. Становление и развитие системы общественного призрения
V. Развитие навыков чтения И РАБОТЫ
Автоматическое изменение формата ячейки после ввода данных
Агропромышленный комплекс и его развитие в рыночных условиях Значение АПК
Административные преобразования в начале XIX в России и их влияние на развитие капитализма. Александр I. Реформы М.М. Сперанского и их последствия.
Анализ современными психологами свойств темперамента
Аптекарские сады средневековья и их дальнейшее развитие (вопрос№17).
Артериальные анастомозы и развитие коллатерального кровообращения при окклюзии подмышечной артерии.
АТР в новой системе МО. Развитие региональных международных организаций.
Б) Общественно-политическое развитие России в 1992-2000 гг.
Темперамент обусловлен генотипически. Тип темперамента обусловлен типом нервной системы. Темперамент может изменяться с возрастом в связи с развитием нервной системы (и анатомического и функционального). Причем, он меняется не кардинально.
Иногда травмы (органические повреждения головного мозга или серьезные психогенные травмы) приводят к изменению нервной системы, поэтому могут видоизменить темперамент.
Т.о. в течение жизни свойства темперамента могут претерпеть изменения.
Условия жизни и воспитания (самовоспитания) могут повлиять на темперамент. Нормы культуры могут подавлять отдельные свойства темперамента. Причем, эти свойства не меняются, а маскируются. В критических ситуациях истинные природные свойства проявляют себя.
Развитие нервной системы
Первый этап развития: от рождения до младшего школьного возраста. В этот период дети отличаются от взрослых более слабым типом нервной системы. Они более утомляемы, чувствительны, реактивны. Возбуждение достигает пикового уровня развития в 7ми-8ми летнем возрасте. По силе возбуждения дети существенно не отличаются от взрослых, сила торможения по-прежнему более низкая. Нервная система у детей неуравновешенная за счет большей слабости торможения. Дети по типу темперамента напоминают холерика. Они более импульсивны, несдержанны. Своего пикового уровня сила торможения достигает к подростковому возрасту. К концу подросткового возраста по уравновешенности дети начинают соответствовать людям старшего возраста. С возрастом подвижность нервной системы снижается, поэтому люди пожилого возраста более флегматичны.
В структуре темперамента каждого человека можно найти черты каждого типа темперамента, но доминирует всегда только один. Чистых типов темперамента в природе не существует.
Свойства темперамента, в отличие от других свойств личности, не подлежат нравственной оценке. Нет хороших и плохих типов темперамента.
24. Характер. Акцентуации характера (по Личко)
Понятие «характер» ввел древнегреческий философ Теофраст (III – IV вв. до н.э.). Слово «характер» происходит от греч. харасо – чертить, царапать, черта, признак, чеканка, печать.
Теофрасту принадлежит первый трактат о проблеме характера – «Характеристики
Психологическое содержание понятие «характер» получает в XVIII в., когда психология становится самостоятельной наукой. Этим содержанием понятие наделил Банзен.
Первоначально под характером понимались индивидуально своеобразные особенности основных психических процессов: мышления, воли и эмоций. Одни авторы определяли характер как индивидуальные особенности интеллекта и воли, другие – как индивидуальные особенности воли и чувств. Более поздние исследователи стали трактовать характер как индивидуальные проявления воли. Воля – стержневая характеристика характера. Т.о. характер являлся производным от особенностей.
Начиная с XX в., характер рассматривается как проявление целостной личности. Некоторые авторы сводят характер к направленности, другие отождествляют характер с системой отношений человека к различным сторонам его жизни.
Первая проблема, которая возникла в психологии, — проблема содержания понятия «характер». Исследователей интересовала проблема природы характера. Одни исследователи считали характер природно обусловленным свойством (Рибо), другие – социально обусловленным (Теофраст, Кант), третьи считали, что характер может испытывать влияния как наследственности, так и среды (Фулье). Характер стал рассматриваться как сплав врожденного и приобретенного. Третья проблема – проблема диагностики характера. Аристотель по строению тела пытался определить характер. Эти проблемы остаются актуальными в современной психологии.
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 94 ; Нарушение авторских прав
Источник
Темперамент и его возрастные особенности проявления
Темперамент – под ним понимают индивидуальные свойства, которые зависят от природных способностей человека. Это индивидуальная характеристика человека со стороны динамики психической деятельности. Темперамент это индивидуальная особенность человека, которая проявляется в его возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и скорости психической деятельности.
В современной психологии используются такие типы темперамента как: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
У сангвиника наблюдается высокая психическая активность, богатые мимика и выразительные движения, свойственны эмоциональность, впечатлительность. Но все эти эмоциональные переживания сангвиника не глубоки.
Для холерика характерен высокий уровень психической активности, резкие и стремительные движения, сильная импульсивность и яркие эмоциональные переживания. Холерикам очень тяжело контролировать себя в эмоциональных обстоятельствах.
Флегматик характеризуется низкой активностью поведения, для них сложно быстро переключить внимание, они очень медлительны с ровной мимикой и речью, глубокой чувствительностью и настроением. Не правильное воспитание флегматика может привести к вялости и слабости эмоций.
Для меланхолика характерен низкий уровень психической возбудимости, сдержанность моторики и речи, глубина и стойкость чувств хоть и слабо внешне выражены. При неправильном воспитании меланхолика может повыситься болезненность, обидчивость, замкнутость. Тяжелым внутренним переживаниям.
Изменение темперамента с возрастом зависят от созревания организма и его развития, в первую очередь психики и нервной системы. С возрастом темперамент у каждого детского возраста своя активность, эмоциональность и моторика. В младшем школьном возрасте активными чертами являются – это легкость в появлении интереса, недостаточная сосредоточенность. Эмоциональность и моторика в этом возрасте совсем другие, чем в последующих возрастах. С возрастом происходит как увеличение так и ограничение возможностей нервной системы, происходит потеря детских ценных свойств.
Уже с первых лет жизни у каждого ребенка появляются те черты, которые показывают принадлежность, к какому либо типу темперамента. Различия особенно ярко проявляются когда дети начинают говорить.
Если у ребенка быстрая отчетливая речь сопровождается жестами и мимикой это признаки сангвинистического темперамента. Если речь медленнее, спокойная равномерная без выраженных эмоций и жестов это признаки флегматического темперамента. Холерический темперамент указывает на торопливую, порывистую речь взахлеб. А к меланхолическому темпераменту относится речь приторможенная, тихая почти шепот.
О темпераменте человека способна сказать даже его визитная карточка. Чем более спокойный человек, тем более мягкие изображения он использует на своей карточке. И наоборот, чем холеричнее темперамент, тем более яркой и контрастной будет его визитная карточка.
Источник
Как характер меняется с возрастом и почему мы начинаем соответствовать возрастным стереотипам (даже если не хотим)
Что мы думаем о подростках, взрослых и стариках
Принято считать, что подростки обидчивы и вспыльчивы, взрослые — спокойны и рассудительны, а старики — консервативны. Все это — возрастные стереотипы. В принципе мы все и так знаем об установках, распространенных в нашем обществе. А что в других? Может, в азиатских странах с их традиционным культом предков все иначе и пожилые люди, наоборот, считаются идеалом спокойствия и мудрости?
Группа ученых решила узнать, какие возрастные стереотипы превалируют в разных культурах. Для этого был проведен масштабный опрос в 26 странах, включая Россию.
Выяснилось, что стереотипы везде одни. О возрастных изменениях характера русские, американцы, корейцы, швейцарцы, аргентинцы, австралийцы и представители других стран думают одинаково.
И думают они вот что:
Подростки — эмоционально нестабильные, экстраверсивные, открытые новому, тревожные, агрессивные, импульсивные, уязвимые и доверчивые. Они больше других рефлексируют, легче приходят в эмоциональное возбуждение и сильнее подвержены стадному инстинкту. Действия, ценности, чувства, фантазии и позитивные эмоции для них важнее, чем для других возрастных групп. Также они самые некомпетентные, недисциплинированные и несговорчивые, обычно не говорят, что думают, и не склонны к альтруизму.
Взрослые — сознательные, настойчивые, компетентные, недоверчивые и дисциплинированные. Они больше других ценят эстетику и сильнее стремятся к личным достижениям. Также они наименее уязвимы и реже других рефлексируют.
Пожилые люди самые доброжелательные, альтруистичные, уступчивые, добрые, интроверсивные и сговорчивые. При этом они подвержены депрессии, чаще других говорят, что думают, сильнее ценят порядок и внимательнее относятся к чувству долга. Они меньше других возрастных групп открыты новому.
Чтобы проверить, насколько эти стереотипы соответствуют истине, надо сравнить их с исследованиями реального характера людей разного возраста. При проведении таких исследований ученые прибегают к психометрии — «измерению» черт характера.
Как «измерить» характер
Говоря о характере другого человека, мы, как правило, выражаем свое субъективное мнение. Понятно, что один и тот же человек может кому-то показаться грубым и злым, а кому-то, наоборот, добродушным и открытым. Все зависит от личного восприятия и обстоятельств, в которых мы с ним общались. Конечно, такого рода описания не подходят для научных исследований характера. Иначе их результаты каждый раз зависели бы от субъективного мнения конкретного ученого. Чтобы этого избежать, специалисты много лет разрабатывали различные психологические тесты, которые позволяют более или менее объективно «измерить» характер.
В интернете все не раз натыкались на «психологические» тесты и наверняка даже пару раз проходили их от скуки. Но большинство таких тестов имеет мало общего с наукой — их придумывают любители.
Сегодня научным сообществом для «измерения» характера наиболее широко используется «большая пятерка»: модель личности, состоящая из пяти относительно независимых друг от друга черт: экстраверсия, доброжелательность (сговорчивость), сознательность, невротизм (противоположность эмоциональной стабильности) и открытость новому.
Для измерения этих черт психологи составляют специальные опросники, из любопытства можете пройти один из них. Такие опросники — самые научные психологические тесты из существующих на данный момент. Именно на них ученые опираются при попытках определить характер человека.
Как связаны характер и возраст на самом деле
Многочисленные исследования подтверждают, что черты характера не стабильны и действительно меняются с возрастом. Человек за несколько десятков лет может измениться до неузнаваемости: отчаянный авантюрист в молодости к старости может превратиться в закоренелого консерватора, который почти не покидает дом.
Но соответствуют ли возрастные изменения характера общественным стереотипам? Коротко говоря — да, причем почти полностью. Вот что ученые выяснили о корреляции между «большой пятеркой» черт личности и возрастом:
Экстраверсияпоследовательно снижается с возрастом. Соответственно, наиболее открыты к общению люди в возрасте до 30 лет. Среди стариков преобладают интроверты, которые коммуникациям с другими предпочитают уединение.
Доброжелательностьс возрастом повышается. Самый заметный скачок в сговорчивости происходит, когда люди выходят из пубертатного периода — в возрасте около 20 лет. Подростки, как и принято считать, гораздо менее сговорчивы, чем взрослые и старики.
Сознательность в среднем растет, пока человек не достигает пенсионного возраста. После отметки в 50–60 лет люди становятся в среднем менее сознательными. Возможно, это связано как раз с выходом на пенсию: когда вы больше не обременены рабочими обязанностями, можно наконец отдохнуть и побыть немного неорганизованным и распущенным. Самый большой скачок в сознательности происходит у двадцатилетних, что легко объяснимо: в этом возрасте люди выходят на работу и обзаводятся семьей или вступают в серьезные отношения. Хотя после 60 лет сознательность немного снижается, старики все равно ответственнее подростков. Разница по этому показателю между 70-летними и 40-летними меньше, чем между 30-летними и 20-летними.
Эмоциональная стабильность. Здесь реальные изменения характера тоже вполне соответствуют стереотипам: чем старше человек, тем более стабилен он в эмоциональном плане. Резких скачков по этому показателю зафиксировать не удалось: эмоциональная стабильность просто последовательно растет с возрастом.
Открытость новому. И тут никаких сюрпризов по сравнению со стереотипами: самыми закрытыми и консервативными оказались старики, самыми открытыми — подростки и 20-летние. По достижении отметки в 30 лет открытость начинает постепенно снижаться. А вот серьезной разницы между подростками и 20-летними по этому показателю исследователи не выявили.
Конечно, все эти закономерности отражают лишь общую тенденцию — в их основе лежат усредненные данные опросов. Хотя люди в среднем с возрастом становятся склонными к интроверсии и более закрытыми, это не значит, что лично вы в старости вдруг превратитесь в брюзгу, который больше всего на свете любит сидеть один в своей комнате и плевать хотел на человеческое общение и новый опыт.
И все же в глаза бросается почти полное соответствие возрастных изменений характера распространенным стереотипам. У ученых есть этому объяснение.
Почему стереотипы отражают реальность
Важную роль в изменениях характера играет смена социальных ролей и стремление им соответствовать. Таких ролей может быть несколько, например, один человек может играть одновременно роль супруга, родителя и работника. О каждой из них в обществе есть определенные стереотипы: так, родители должны быть ответственными и заботливыми. Мы усваиваем эти установки и потом, часто неосознанно, стремимся им соответствовать. Отклонение поведения от того, что предписывает социальная роль, чревато общественным порицанием. С возрастом социальные роли меняются и мы пытаемся подстраивать под них свой характер. Так мы неосознанно подгоняем собственные черты характера под укоренившиеся в обществе правила поведения.
Ученые выяснили, что при попытке спрогнозировать характер другого человека, мы принимаем во внимание и его возраст, и его социальную роль.
При этом изменения черт характера при смене ролей совпадают с общественными ожиданиями. К примеру, когда человек перестает быть студентом и начинает работать, окружающие ждут от него большей ответственности, и он действительно становится более сознательным.
В основе нашего стремления подстраиваться под стереотипы лежит желание быть «нормальными», такими, как все. Но никто не запрещает вам придумать свою «норму» и отказаться «взрослеть» в соответствии с общественными установками. Можете присоединиться к движению антиэйджистов, которые борются против возрастных стереотипов, или устроить свой личный тихий бунт и постараться с возрастом не растерять авантюризм, максимализм и любознательность, если вам так хочется. Главное — осознать, что для этого нужно перестать плыть по течению и начать лепить из себя того человека, который вам нравится, что бы по этому поводу ни думало общество, мама и партнер.