Цикл «Прекрасная мельничиха»
Цикл «Прекрасная мельничиха».
Шуберт написал два вокальных цикла: «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Они созданы на стихи Мюллера. Вокальный цикл – это новый жанр в музыке. Первый образец был создан Бетховеном в 1816 году «К далекой возлюбленной». В вокальных циклах песни объединяются общим, постепенно развивающимся сюжетом. Поэтому вокальные циклы – это своеобразные повести в песнях. Эти два цикла родственны между собой, в обоих рассказывается о несчастной любви. Их герой – человек с чуткой, поэтичной душой, умеющий нежно любить, тонко чувствующий природу. Тема несчастной любви сочетается с темой странствования. Оба героя одиноки, их друг и советчик – ручеек, природа. Поэтому большая роль образов природы. В то же время циклы различны. «Прекрасная мельничиха» создана в 1823 году, а «Зимний путь» — в 1827 году. За эти 4 года многое изменилось в отношении Шуберта к жизни. Поэтому характер, настроение циклов различно.
Цикл «Прекрасная мельничиха» (20 песен) полон нежности, свежести, обаяния. Его герой – молод. Это юноша-романтик, полный надежд и ожидания счастья. Тема любви сочетается с темой странствования. В цикле как бы присутствует еще один герой – это словно одушевленный образ ручья. Его рисуют арпеджированные фигурации фортепианной партии. Он является как бы отображением чувств героя и его советчиком. Первые 11 песен радостные, светлые, в них преобладают мажорные тональности, оживленные темпы. Открывается цикл песней №1 «В путь». Песня полна энергии, бодрости, что подчеркивается непрерывными, четкими фигурациями фортепианной партии, передающими шум мельничных колес, журчание воды. Форма куплетная, вокальная партия песенно-танцевальная. Юноша мельник покидает родные места в поисках счастья, его ведет любопытство к жизни. Основная мысль песни в словах: «Движенье – счастие мое».
№2 «Куда» — тоже солнечная, жизнерадостная. Юноше безразлично куда идти, и он идет за ручьем. Восхищен его красотой, слышит в нем пение русалок. Юноша весь в упоении ожидаемого счастья. Здесь впервые появляются журчащие фигурации секстолей, рисующие образ ручья. В следующих песнях рассказывается о том, что ручей приводит героя к незнакомой мельнице, где он встречает девушку, которую полюбил. Это и есть прекрасная мельничиха.
В песне №6 «Любопытство» — нежность, упоенное созерцание своей любви. Герой рассказывает о любви природе, доверяя ей свои тайны. Вокальная партия песенная, в ней используются утонченные хроматизмы, которые подчеркивают лирическое томление, нежность. В среднем разделе появляются плавные фигурации фортепиано – образ ручья. Выделяется речитативная кульминация, когда сталкиваются два ответа: «Да» и «Нет». В репризе возвращаются плавные, текучие фигурации.
Кульминация восторга, радости в песне №11 «Моя». Это восторженный гимн любви. Вокальная партия довольно сложная, много распевов, скачков. Песня активная, устремленная.
После этой песни начинается как бы второй раздел цикла. Здесь песни более печальны, сумрачны, в миноре. В вокальной партии песенность начинает сочетаться с декламацией. Полна тревоги, взволнованности песня №14 «Охотник». В ней тревожные танцевальные ритмы, острое токкатное движение. Здесь появляется счастливый соперник юноши – охотник. Используется изобразительный прием – интонации охотничьего рога. Еще больше драматизм усиливается в песне №15 «Ревность и гордость» — она выражает горечь, отчаяние. Светлый ручей превращается в стремительный поток. На фоне бурных фигураций звучит декламационная вокальная партия. Следующие песни полны печали, сожаления о несбывшихся мечтах и надеждах. Тихой печалью наполнены песни №16 «Любимый цвет» и №18 «Засохшие цветы» (мелодию этой песни Шуберт использовал в вариациях для флейты и фортепиано). В песне «Любимый цвет» впервые появляется мысль о смерти среди зелени лесов и полей. В песне «Злой цвет» №17, зеленый цвет (он мил любимой) в последний раз вызывает вспышку отчаяния и протеста. Это прощание с любимой.
Особенно ярко настроение печали, сожаления выражено в песне №19 «Мельник и ручей». Эта песня словно диалог между героем и ручьем. Юноша слышит в журчании ручья слова утешения. Крайние разделы – речь мельника, в миноре, на фоне редких аккордов. В среднем разделе – ответ ручья, мажорный, просветленный, на фоне спокойных, волнообразных фигураций.
№20 «Колыбельная ручья» — в мажоре, звучит просветленно. Песня на покачивающихся оборотах, мягкая, как колыбельная. Окончание цикла трактуют по-разному. Одним слышится умиротворение, покой. Герой засыпает на берегу ручья, у него все еще впереди. Первые разочарования пройдут, и он снова возродится к жизни. Другие считают, что юноша нашел успокоение на дне ручья, уснув навеки.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- Писатели и книги (836)
- 19 век (99)
- Бунин (57)
- Чехов (29)
- Достоевский (28)
- Лев Толстой (23)
- Пришвин (20)
- Шекспир (15)
- Куприн (14)
- Лесков (12)
- Аксаков (8)
- Максим Горький (4)
- Поэты и поэзия (639)
- Поэты XIX века (146)
- Лермонтов (32)
- Заболоцкий (26)
- Рубцов (25)
- Анненский (18)
- Фет (17)
- Серебряный век (613)
- Цветаева (138)
- Блок (78)
- Ахматова (55)
- Гумилёв (50)
- Мандельштам (37)
- Бальмонт (22)
- Есенин (22)
- Хлебников (19)
- Леонид Андреев (9)
- Михаил Кузмин (4)
- Волошин (2)
- композиторы и дирижёры (455)
- Бетховен (49)
- Вагнер (27)
- Шопен (26)
- Шостакович (24)
- Моцарт (18)
- Шуман (14)
- Шуберт (13)
- Бах (11)
- Дебюсси (10)
- Сибелиус (7)
- Лист (2)
- живопись (438)
- Голландия (38)
- Ван Гог (29)
- Ренуар (16)
- Босх (9)
- Марк Шагал (8)
- Кандинский (4)
- Русские художники (389)
- Врубель (23)
- Валентин Серов (17)
- Коровин (16)
- Левитан (13)
- Крамской (9)
- Кустодиев (9)
- Борисов-Мусатов (8)
- Васнецовы (7)
- Иван Шишкин (7)
- Кипренский (6)
- Музыка и музыканты (375)
- Ростропович (12)
- Художники и картины (341)
- Альбрехт Дюрер, (11)
- Гейнсборо (6)
- Искусство (305)
- Волошин (15)
- Мыслители (280)
- Леонардо да Винчи (27)
- Герман Гессе (19)
- Флоренский (11)
- Видео и фильмы (267)
- Тарковские (64)
- Артисты (249)
- Русские композиторы (225)
- Римский-Корсаков (22)
- Скрябин (18)
- Чайковский (17)
- Мусоргский (15)
- Свиридов (15)
- Глинка (11)
- Танеев (10)
- Даргомыжский (4)
- Балет (224)
- Есть женщины . (215)
- Ольга Берггольц (14)
- Вне разделов (214)
- Иван Толстой (30)
- опера (198)
- История России (192)
- Цветы и поздравления (191)
- Май (22)
- Учёные и открытия (186)
- Наши . (182)
- Шукшин (24)
- Шаламов (17)
- Платонов (16)
- Лихачёв (12)
- Астафьев (12)
- космонавты (12)
- На здоровье (180)
- Наша Земля (175)
- Научно-популярное (174)
- танцовщики (152)
- нуриев (22)
- Цискаридзе (20)
- Барышников (20)
- Васильев (16)
- Лиепа (8)
- Годунов (7)
- нежинский (7)
- Лавровский (1)
- Святые . (149)
- Замечательные люди (130)
- Города и памятники (130)
- 1812, 1945 (129)
- Герои 1812 (16)
- Пушкин (129)
- Cкульптура (127)
- Микеланджело (21)
- Великие балерины (126)
- Максимова (24)
- Анна Павлова (13)
- Уланова (10)
- Замечательные места и промыслы (122)
- Песни и мелодии (103)
- Театр и актёры (103)
- Обучающие материалы (103)
- Природа. Животные (102)
- Авангард (100)
- прерафаэлиты (21)
- кандинский (13)
- Ларионов и Гончарова (10)
- Филонов (3)
- Русские не в России (99)
- Борис Зайцев (8)
- Еда (92)
- Фотографии (91)
- Аудиокниги (83)
- Кто мы (81)
- Наша родина (80)
- Наука (80)
- Славянская культура (75)
- Пастернак (71)
- О Японии (70)
- Рахманинов (65)
- ДаКар (61)
- Балетмейстеры (53)
- Баланчин (8)
- Минкус (6)
- Эйфман (5)
- Материаловедение (52)
- Архитектура (42)
- Гауди (11)
- Бродский (42)
- Геометрия и символы (39)
- Эшер (6)
- Экопроблемы (39)
- Романовы (36)
- Моря и океаны (35)
- Реки и озёра (15)
- Непознанное (31)
- Шестидесятники (17)
- Аксёнов (8)
- справочники (13)
- Мудрые . (12)
- Возрождение (8)
- Леонардо да Винчи (2)
- северное возрождение (2)
- Рюриковичи (8)
—Цитатник
✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.
«Турандот» Пуччини в постановке Пражской оперы. Л.
18.09.2021 Юбилейный концерт 18.09.2021
✨Истории знаменитого Когда вспоминают о наших оперных талантах, .
Русский язык в XVII — начале ХХ вв. Друзья! Наш великий и могучий русский язык, претерпевший з.
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Франц Шуберт. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»
31 января 1797 года родился Франц Петер Шуберт
Франц Шуберт – вечно молодой романтик, много страдавший на своем недолгом жизненном пути, сумевший выразить все свои глубокие чувствования в музыке и научивший слушателей любить такую «не идеальную», «не образцовую» (классическую) музыку, полную душевных терзаний. Один из ярчайших основоположников музыкального романтизма.
«Прекрасная мельничиха» (1823) — итог огромной предшествующей работы и начало нового многообещающего этапа творческой зрелости.
Стихи Мюллера — незатейливая повесть о жизни, любви и страданиях молодого мельника-подмастерья. Во время своих скитаний по свету юноша нанимается работником на мельницу. Полюбив дочь хозяина, он отдает ей всю силу первого беззаветного чувства. Но его любовь и преданность не находят отклика в душе прекрасной мельничихи, — она предпочитает смелого охотника. В тоске и горе молодой подмастерье хочет броситься в светлые воды ручья и на дне его найти последнее успокоение.
A4. Благодарность Ручью . 05:26
A8. Утренний Привет . 15:02
A9. Цветы Мельника . 18:55
Этот наивный и трогательный рассказ о любви и страданиях простого человека глубоко отозвался в душе Шуберта. Многое в мюллеровских стихах совпадало с переживаниями и судьбой самого композитора. С огромным увлечением работал Шуберт над сочинением этих песен, извлекая из текстов Мюллера сокровища истинной поэзии.
«Прекрасная мельничиха» обрамлена двумя песнями — «В путь» и «Колыбельная ручья», которые являются своеобразным вступлением и заключением. Первая раскрывает строй мыслей и чувств молодого мельника, только что вступающего на жизненную дорогу, последняя — настроения, с которыми заканчивает он жизненный путь. Между крайними точками цикла расположено повествование самого юноши о своих странствованиях, о любви к дочери хозяина-мельника.
Цикл как бы распадается на две фазы: первая из десяти песен (до «Паузы», № 12) — это дни светлых надежд; во второй — уже иные мотивы: сомнение, ревность, печаль. Последовательная смена настроений, определяемая движением от радости к горю, от прозрачно-светлых красок к постепенному затемнению, образует внутреннюю линию развития. Есть побочная, но очень важная линия, рисующая жизнь другого «персонажа» — ручейка. Верный друг и спутник юноши, ручеек неизменно присутствует в музыкальном повествовании. Его журчанье — то веселое, то тревожное — отражает психологическое состояние самого героя.
Музыкальные средства песни «В путь» чрезвычайно просты и наиболее близки к приемам народно песенного творчества. Куплетное строение, опора на тонико-доминантовую гармонию, диатоничность мелодии, расположенной по аккордовым звукам, повторность отдельных попевок придают песне энергичный, бодрый характер.
Для эмоционально-психологического состояния юноши показательны в первом разделе цикла две песни: «Куда?» и «Моя».
В первой из них мельник-подмастерье рассказывает, как, повинуясь веселему зову ручейка, он идет вслед за ним в неведомую даль.
Неприхотливая, простенькая вокальная мелодия, так же, как песня-вступление, построена на интонациях и оборотах народного склада. Мягкое безостановочное Движение сопровождения подражает тихому журчанию ручейка. Прелесть этой песни — в ее наивной простоте, юной свежести.
Песня «Моя» — кульминация радостных чувств. Ею замыкается первый раздел цикла. Сочностью фактуры и веселой подвижностью, упругостью ритма и размашистым рисунком мелодии она сходна с начальной песней «В путь».
В праздничные настроения песен первого раздела вклинивается как лирическое отступление песня «Любопытство». Ее особая проникновенность и углубленность вносит эмоциональный контраст, оттеняющий светлую безоблачность окружающих песен. Естественно, что музыкальный язык песни «Любопытство», ее форма отличаются большей тонкостью художественных приемов. Шуберт отходит от преобладающей в цикле куплетной формы, развертывает музыкальный материал свободно, следуя развитию поэтического текста.
(Песня состоит из двух разделов. Первый — повторенный период — можно считать развернутым вступлением; второй раздел (он начинается с медленной гармонической фигурации) излагается в простой трехчастной форме.)
Трогательная лирика песни выражена прежде всего ее мелодией, изобилующей мягкими окончаниями, хроматическими интонациями; небольшие фразы часто прерываются паузами, остановками.
В середине второго раздела мелодия приобретает речитативный характер, что выделяет значительность этого момента.
Фортепианная партия свободно следует за текстом. Гибкая смена ее очертаний отражает течение мыслей, настроений, содержащихся в поэтических образах. Вначале характер изложения и звучания фортепианного сопровождения — легкое аккордовое касание клавиш — близки простейшему аккомпанементу струнных инструментов: гитары, арфы. Затем во втором разделе фактура меняется, переходит в плавную гармоническую фигурацию (медленные переливы ручейка) или, поддерживая компактными аккордами речитативные фразы в вокальной партии, звучит в унисон с голосом.
Выразительность песни «Любопытство», ее чисто романтическая специфика во многом зависят от ладо-гармонических нюансов. Красочное сопоставление одноименных тональностей, когда на тонику H-dur, словно тень, опускается тоника сумрачного h-moll, вызвано какой-то внутренней неуверенностью, настороженностью. В тексте этот момент совпадает с обращением к ручейку: «Любви моей источник, как нем ты нынче стал. ». В средней части тональный сдвиг подчеркивает значительность момента. При переходе из H-dur в G-dur Шуберт задерживается на субдоминате будущей тональности, акцентируя «твердость» звучания C-dur резкой переменой фактуры. Так выделено роковое слово «нет», от которого зависит судьба влюбленного юноши.
Найденные Шубертом новые приемы ладо-гармонической выразительности рассеяны по разным песням и инструментальным сочинениям. Такого рода приемы складываются впоследствии в систему, неотделимую от музыкального мышления композитора-романтика.
В песнях второго раздела цикла Шуберт показывает, как нарастает боль и горечь в душе молодого мельника, как прорывается она в бурных вспышках ревности, скорби. Смутные ранее догадки, подозрения подтверждаются: у мельника есть соперник — храбрый охотник. В песне «Охотник» Шуберт в обрисовке этого нового персонажа использует приемы, привычные в так называемой «охотничьей музыке»: размер 6/8 в быстром движении, близкие к интервалам натурального строя охотничьего рога «пустые» кварты, квинты или ходы параллельными секстаккордами.
В развитии сюжета песня «Охотник» помогает понять душевный перелом, который постепенно обнаруживают следующие песни. Каждый новый психологический нюанс находит воплощение в ярко впечатляющем музыкально-художественном образе.
Три песни — «Ревность и гордость», «Любимый цвет», «Мельник и ручей» — составляют драматургический стержень второго раздела. Нарастающая тревога предшествующих песен выливается в «Ревности и гордости» смятением всех чувств и мыслей. Настроением элегической печали полна песня «Любимый цвет». Впервые высказывается в ней мысль о смерти; теперь она проходит через все дальнейшее повествование. Здесь, как и раньше, неизменно присутствует постоянный спутник и друг мельника — ручеек. Но если в песне «Куда?» он весело журчал, в «Любопытстве» его струи текли медленно и меланхолично, то в песне «Ревность и гордость» он бурлит мятежно и шумливо, сочувствуя душевной смятенности героя.
Быстрая с неожиданными поворотами фигурация, стремительность ее движения, как бы подхлестываемая короткими импульсивными затактами (изображение несущихся потоков воды) — выразительный фон, который вместе с возбужденной ритмикой коротких речевых оборотов составляет единый эмоциональный поток.
«Любимый цвет» — одна из самых выразительных песен цикла. Внешне она выглядит очень просто. Но это небольшое куплетное построение (неизменно повторяемый период из 16 тактов) содержит удивительные по емкости и экспрессии музыкальные образы. «Любимый цвет» — единственная в цикле песня, которая звучит предвосхищением трагических мотивов в «Зимнем пути».
Необычна основная тональность песни — h-moll. В творчестве классиков она встречается чрезвычайно редко. Бетховен называл ее «черной» тональностью. (В этой тональности создан ряд выдающихся произведений XIX века: «Неоконченная симфония» Шуберта, его же песня «Двойник», сонаты Шопена и Листа, Шестая симфония Чайковского. Трагическую окраску h-moll впервые почувствовал И. С. Бах, выбрав эту тональность для грандиозной «Высокой мессы» и для некоторых фуг.)
В музыке романтиков экспрессивная трактовка остинато или органного пункта часто ассоциируется с мрачно-трагическими образами, как бы застывшими в горестной неподвижности.
Такие же психологические функции распространяются и на ладо-гармонические средства. Частое сопоставление минора и одноименного мажора вызывает постоянное ладовое колебание, вносит чувство неустойчивости, а мягкие минорные гармонии побочных ступеней — дополнительные тени, которые обостряют меланхоличность настроения.
Лирическую взволнованность, широкую распевность вокальной мелодии поддерживает нижний голос фортепианного сопровождения. Он вторит мелодии, заостряет ее скорбность нисходящей интонацией увеличенной секунды или погружением в глухое звучание низких регистров.
Песня «Мельник и ручей» построена в виде диалога. На печальные вопросы мельника ручей отвечает тихой просветленной речью. Оба персонажа музыкально противопоставлены. Партия мельника — в миноре, сопровождение ограничено скупыми аккордами, ответ ручейка (средний раздел) оттенен одноименным мажором и спокойной волнообразной фигурацией.
Удивительна пластичность линий, мягкая закругленность фраз в партии мельника. В диатоничное опевание опорных звуков мелодии, оттеняя ее грустную напевность эмоционально-красочным пятном, вписывается вторая низкая ступень минорного лада.
С переходом в мажор (к ответу ручейка) заметно меняется характер мелодического звучания. Несколько более подвижная и оживленная, с расширенным, по сравнению с первой частью, диапазоном, эта мелодия вносит контраст своим светлым колоритом.
В третьем разделе происходит взаимопроникновение контрастных образов. Переход к минору — новое обращение мельника к ручью, но идет оно уже на фоне гармонической фигурации, связанной с обрисовкой ручейка. В заключительных фразах светлый колорит, вызываемый возвращением к мажору, к спокойным гармониям, несмотря на слова о вечном покое, больше говорит о грустной примиренности, нежели о смерти.
Процитировано 3 раз
Понравилось: 11 пользователям
Источник