Наполеон
Наполеон. «Ужас свершившегося не поражал его душу». 1.Что удивляет и раздражает Наполеона с самого начала сражения? 2.Как меняется его поведение, жесты, речь во время сражения? 3. Каким показывает Толстой Наполеона в конце сражения? Какие новые, необычные для него ощущения охватили Наполеона? 4. Чего, по мысли Толстого, Наполеон никогда не мог понять?
Слайд 51 из презентации ««Война и мир» книга». Размер архива с презентацией 1043 КБ.
Война и мир
«История создания «Войны и мира»» — Исторический факт. Работа над романом. Сцены семейные и исторические. Повесть. Принцип семейственности. Произведение. Вселенная. Картины истории. Диалектика души. Эпопея. Художественные особенности романа. Принцип сопоставления и противопоставления. Три поры. История создания романа «Война и мир». Хронология романа. Современность глазами декабриста. Своеобразие художественных приемов. Отсутствие войны.
«Семья Ростовых» — Наташа. На чем основана семейная близость в семье Ростовых. Петя. Отряд Денисова. Ростов Николай-сын графа Ростова, брат Веры, Наташи и Пети, офицер. Граф Ростов. Ростов известен в Москве не только как гостеприимный хозяин. Графиня Ростова. Проблемные вопросы. Содержание. Семья Ростовых в романе Толстого. Соня и Наташа. Семья Ростовых. Лучшие черты «ростовской породы». Софья. Николай. Графиня Ростова и Наташа.
«Болконский «Война и мир»» — Раньше князь боялся гения Наполеона. «Встреча» с Наполеоном после ранения на поле боя. Герой – мелочен. Небо Аустерлица. Представление князя Андрея о смысле человеческой жизни. Вторая «встреча» с Наполеоном в госпитале. Роль эпизода в развитии действия романа. Болконский участвовал в войне. Эпитеты, характеризующие Наполеона. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем. Ничтожно не только величие, ничтожна и жизнь.
«Бородинское сражение «Война и мир»» — Бегство Наполеона. Победа под Бородином. Взгляд Льва Николаевича Толстого. Бородинское сражение в истории. Сопоставительный анализ. Взгляд писателя. Панорама народного сражения. Бородинское сражение. Устремление на истребление французской армии. Историческое значение Бородинской битвы.
«Книга Толстого «Война и мир»» — Школа для крестьянских детей. Какая сила управляет всем. 12 июня силы Западной Европы перешли границы России. «Дубина народной войны…». Сон на постоялом дворе. Войско одержало победу. Никакие усилия французов не смогли сломить воли русских. Образ Кутузова в идейной направленности романа. Какое событие в общественной жизни России побудило Толстого. 26 августа. Пьер. Панорама Бородинского сражения. Имя Толстого.
«Персонажи «Войны и мира»» — Капитан Тушин – рядовой офицер, человек, олицетворяющий народную мудрость и простоту. Сложна жанровая структура толстовской книги. Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Оборона Смоленска. Вместе с армией, с народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия. Кутузов – истинный вождь, избранный народом. Военный совет в Филях, 1(13) сентября 1812 г.
Всего в разделе «Война и мир» 17 презентаций
Источник
Поведение кутузова и Наполеона Во время битвы. Описать Поведение кутузова и Наполеона
Толстой в романе изображает Наполеона и Кутузова (исторические лица) диаметрально противоположными.
Поведение Кутузова порой озадачивает читателей. Толстой показывает главнокомандующего дремлющим, бездействующим. Но в этом видна особая мудрость этого старого человека. Он не отдает приказы, а как-то особо, по-человечески, говорит:
— Поезжай, голубчик, поезжай, Христос с тобой. Наполеон же деятелен, порой суетлив. Он пишет приказы,
получает подарки, завтракает. В нем чувствуется радостное возбуждение перед решительным боем. Ему предрекают взятие Москвы: “Через три дня вы увидите Москву. Вы, верно, не ждали увидеть азиатскую столицу. Вы сделаете приятное путешествие”.
Для Кутузова и всех русских людей на Бородинском поле решалась судьба: быть или не быть стране.
Для Наполеона же-это очередная победа,-так он думал,-которая сделает его владыкой полумира.
“Весь день 25 августа, Наполеон провел на коне, осматривая местность, обсуждая планы, представляемые ему его маршалами, и отдавая лично приказания своим генералам”.
Кутузов беседует с князем Андреем, выслушивает проект Денисова об организации партизанских отрядов и отвечает:
“Хорошо, хорошо, голубчик, оставайся тут, при штабе, завтра поговорим”.
Главнокомандующий как бы нехотя соглашается подписать бумаги:
“Он поморщился.
Нет, вели подать, голубчик, сюда столик, я тут посмотрю. ”
Кутузов слушает доклад “только оттого, что у него были уши. но очевидно было, что ничего из того, что мог сказать ему дежурный генерал, не могло не только удивить или заинтересовать его, но что он знал вперед все, что ему скажут. ”. Кутузов считает, что в штабе мало что решается. Все будет зависеть от солдат. Поэтому на желание Андрея Болконского сражаться в полку, Кутузов отвечает:
“Жалею, ты бы мне нужен был: но ты прав, ты прав. Нам не сюда люди нужны. Советчиков всегда много, а людей нет. иди с Богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога -это дорога чести”.
Русские люди на Бородинском поле показывали чудеса стойкости и героизма. Они понимали, что от каждого зависит исход сражения. Их не надо было опекать и подталкивать вперед. Это была их земля, которую надо было спасти и отстоять. Кутузов верит в солдат и офицеров русской армии. Он плоть от плоти их, так же мыслит и чувствует, как они, поэтому он знает, что французы будут у него “лошадиное мясо есть!”.
После встречи с Кутузовым умный и проницательный князь Андрей понял, что главнокомандующий знает, что есть что-то сильнее его воли,-это ход событий, он умеет его видеть и “понять значение”. Кутузов берет на себя великую ответственность, принимая решение о сдаче Москвы. Он хочет сохранить армию, спасти Россию.
Наполеон же полон тщеславия, он, не задумываясь о последствиях, занимает Москву. потом бежит из России, бросив свою армию. Толстой показывает его авантюристом, который ради личной славы вверг тысячи людей в смертельную опасность.
Он жил в фантастическом мире вечного успеха и сам верил,что неуязвим.Теперь же ему пришлось понять,что в этой войне Кутузов превзошел его как полководец;им одержана «победа нравственная»,потаму что на французов»в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника».
После сражения оба полководца покидают страницы романа,провожаемые народным судом:Кутузов-всеобщим
одобрением на смотре под Красным;Наполеон -разговором солдат:
«А кабы на мой обычай,я бы его изломавши да в землю закопал.
Да осиновым колом.А то что народу загубил.Всё одно конец сделаем,
не будет ходить».
Толстого не интересует количество выигранных Наполеоном сражений и число покоренных государств.Он подходит к Наполеону с другой меркой:»нет величия там,где нет простоты,добра и правды».И от этого прямого взгляда писателя с императора спала маска величия.
Источник
Наполеон и Кутузов во время Бородинского сражения.
Отечественная война 1812 года. Лекция № 1.
Наполеон и Кутузов в романе.
Война 1812 года – кульминация романа «Война и мир». Всех своих героев Толстой проверяет «грозой 1812 года».
Тема войны раскрывается в произведении с разных сторон. Прежде всего, это воюющие стороны: русская и французская армии. Это и командующие обеих армий Кутузов и Наполеон.
В центре внимания автора – вопрос и роли народа в Отечественной войне. Причем народ – это не только простые люди: конкретные личности и народные массы (солдаты, ополченцы, партизаны). Народ – это и лучшие представители дворянства, те, кто способен и смог проникнуться общим с народом чувством, которое Толстой называет «скрытой теплотой патриотизма».
Подлинно народной личностью в романе является Кутузов. Антагонистом Кутузова во всех проявлениях является Наполеон.
Образ Наполеона в романе.
Наполеон – «властитель дум» людей XIX века. С первых страниц романа «Война мир» понятно, что Наполеон занимает внимание людей: о нем говорят в салоне Анны Павловны, он – чудовище для светских дам и французских эмигрантов; олицетворение французской революции для молодого Пьера; князь Андрей преклоняется перед гением и блестящей судьбой своего кумира.
Сам Наполеон, не считая его кратковременного появления на поле Аустерлица, становится героем произведения только в 3 томе. Читатель видит его таким, каким он видится Толстому и каким Толстой хочет показать его своим читателям.
Уже на поле Аустерлица, когда мы смотрим на Наполеона глазами раненого князя Андрея, становится понятно, что любой кумир может быть развенчан, если взглянуть на него просто как на человека. Но сам Наполеон так не считает. «Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения», — пишет Толстой. Автор не раз подчеркивает, что Наполеон допускает, чтобы люди бессмысленно гибли из преданности ему. Для Толстого Наполеон – воплощение войны, а война – «противное человеческому разуму и человеческой природе событие». Наполеон позволил себе привыкнуть к мысли, что он почти божество, что он может и должен вершить судьбы других людей, обрекать их на гибель, делать их счастливыми или несчастными.
С точки зрения Толстого, такое понимание власти не только несет зло, но и ведет к преступлению. Поэтому цель писателя – развенчать Наполеона, разрушить легенду о его необыкновенности. Для этого Толстой использует разные приемы: дает портретную характеристику героя, подчеркивая его неестественность; описывает отношение к людям, замечая, что «видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него»; показывает поведение героя во время Бородинского сражения и перед вступлением в Москву.
Толстой сумел показать, что в Наполеоне, как и в любом человеке, сочетается, несочетаемое: героизм и эгоизм, величие и низость.
Образ Кутузова в романе.
Образ Кутузова остается неизменным на протяжении всего действия романа: старый человек с седой головой «на огромном толщиной теле», с чисто промытыми складками шрама там, где «измаильская пуля пронизала ему голову». Он «медленно и вяло» идет перед полками на смотре при Браунау; дремлет на военном совете перед Аустерлицем; тяжело опускается на колени перед иконой накануне Бородинского сражения.
Толстой показывает, что и Кутузов тоже просто человек и ничто человеческое ему не чуждо: он устает, с трудом садиться на лошадь, увлеченно читает французский роман, горюет о смерти старого друга, злится на Бенигсена, подчиняется царю, часто всхлипывает. При этом герой вызывает к себе особое чувство: уважение к годам и опыту.
Кутузов действительно практически не меняется в романе, потому что в жизни его ведет одна цель, придающая ей великий смысл: ответственность за свою страну, за народ, за людей, которых он ведет дорогами войны.
Наполеон и Кутузов во время Бородинского сражения.
Накануне битвы Наполеон долго занимается своим туалетом, затем принимает приехавшего из Парижа придворного и разыгрывает небольшой спектакль перед портретом сына.
Во время сражения Наполеон – воплощение суетности. Ему посвящены 7 глав из 20, описывающих Бородинскую битву. (Кутузову только одна). Во всех этих главах Наполеон напряженно деятелен: он одевается, переодевается, отдает распоряжения, диктует приказ по армии, дважды объезжает позицию, заботиться о рисе для своей гвардии. В разгар сражения к нему «беспрестанно прискакивали… его посланные адъютанты и ординарцы его маршалов с докладами о ходе дела». Он постоянно отдавал распоряжения – и все-таки чувствовал, что проигрывает ту игру, в которой до этого всегда выигрывал.
Кутузов и во время сражения верен себе. По мнению Толстого, настоящий человек не должен заботиться о том впечатлении, которое оно производит, а должен спокойно и величественно отдаться воле событий.
Кутузову тоже привозят донесения, но он выслушивает их и не отдает никаких приказаний. «Поезжай… и подробно узнай, что и как», — говорит он адъютанту. «Съезди, голубчик, … посмотри, нельзя ли что сделать», — просит Ермолова. Когда вокруг него начинается всеобщее ликование, он, улыбаясь, говорит, что лучше подождать радоваться. Но когда по ходу сражения ему сообщают, что русские войска разбиты и бегут, Кутузов, нахмурившись, кричит: «Как вы… как вы смеете!» — и снова кричит, задыхаясь, чуть не плача, крестясь: «Неприятель побежден, и завтра погоним его из священной земли русской…».
В разгар сражения герои также ведут себя по-разному. Наполеон отказывается завтракать и грубо ругается когда ему повторно предлагают подкрепиться. Кутузову ничто не мешает с трудом жевать жареную курицу. Он едва не засыпает, потому что знает, отчего зависят победа или поражение. Эта сила, по мнению Толстого, определяет нравственный исход сражения. Наполеон приказал выставить 200 орудий против русских – ему докладывают, что приказ выполнен, но «что русские все также стоят.
— Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят…»
С этого момента и Наполеон, и вся его армия постепенно начинают испытывать «чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения».
Впервые Наполеону некогда думать о впечатлении, которое он производит на окружающих. «Желтый, опухший, с красным носом», таким предстает он перед свитой и своими солдатами. Пока ему сопутствовала удача, он не думал о возможности поражения, считая себя неуязвимым. К действительности его возвращает осознание того, что в этой войне Кутузов превзошел его как полководец, что Кутузовым одержана «победа нравственная», потому что на французов «в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника».
Противопоставляя Наполеону Кутузова, Толстой показывает, как спокойно командующий русской армией отдается воле событий, как мало он руководит войсками в ходе сражения, зная, что «участь сражений решает неуловимая сила, называемая духом войска».
Но в самый важный момент, когда нужно взять ответственность на себя, Кутузов отдает приказания, на которые никто другой не осмелился бы. Таким в кампанию 1805 года было решение отправить Багратиона через горы, благодаря которому было выиграно Шенграбенское сражение. Таким стало самое трудное решение в жизни Кутузова – решение оставить Москву, но сохранить русскую армию. На совете в Филях оппонентом командующего становится Бенигсен, который не допускает саму возможность оставления «древней русской столицы». Кутузов понимает, что, когда Бенигсен произносит эти красивые слова, он думает не о судьбе России, а о своей роли в этой судьбе. Кутузов о себе не думает. Для него существует только один вопрос: «Спасение России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без сражения?»
Глава о совете в Филях не большая, но одна из самых главных в романе, потому что в ней идет речь о степени ответственности, которую в самый трудный момент кто-то должен взять на себя, и на это оказываются способны далеко не все. Многие на совете согласны с Кутузовым, но молчат, потому что высказаться – значит разделить эту ответственность с главнокомандующим. А Кутузов не боится:
« — Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут не согласны со мной, но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и отечеством, я приказываю отступление».
Источник