- О СПОСОБНОСТИ МАТЕРИИ ЧУВСТВОВАТЬ
- Свобода, ведущая электроны. Как ученые ищут разум в (не)живой материи
- Автор соответствующей статьи, Майкл Брукс, приводит слова немецкого математика и физика Йоханнеса Кляйнера из Мюнхенского центра математической философии — о том, что если мы хотим выработать математически точное определение сознания, нам, возможно, придется признать, что Вселенная разумна.
- Сторонники панпсихизма не проводят различия между одушевленной и неодушевленной природой. В 1974 философ Томас Нагель задался вопросом: каково это — быть летучей мышью, использовать эхолокацию и летать? Мы не можем знать наверняка, но на основе наблюдений за поведением летучих мышей и генетического родства между людьми и другими млекопитающими мы можем сделать вывод, что летучие мыши имеют развитый ум.
- Другой известный американский физик Дэвид Бом высказал схожее мнение: «Способность формы быть активной — характерная черта разума. Электроны ей обладают».
- Физик-теоретик Сабина Хоссенфельдер, автор книги «Затерянные в математике» (2018), придерживается противоположного мнения: «Чтобы частица могла считаться разумной, она как минимум должна иметь способность меняться, — написала она в посте, озаглавленном „Электроны не мыслят“. — Нельзя быть наделенным разумом и иметь лишь одну мысль. Если бы электроны могли мыслить, мы бы давно заметили это при столкновении частиц: количество частиц менялось бы».
- 2. МАТЕРИЯ — ИСТОЧНИК ОЩУЩЕНИЙ
- Читайте также
- 3. Действительность – поток ощущений (Беркли и Юм)
- 2.1. Материя
- II. Единство ощущений и представлений с чувствами
- 3. РОЛЬ ОЩУЩЕНИЙ, АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА В ПОЗНАНИИ МИРА
- § 31. Действительность – поток ощущений (Беркли и Юм)
- 67. Факты ощущений
- 82. Материя
- 98. Аппарат виртуальных ощущений
- 5. Материя
- ИНДУСТРИЯ ОЩУЩЕНИЙ
- 1. ОЩУЩЕНИЯ И КОМПЛЕКСЫ ОЩУЩЕНИЙ
- 7. Материя
- Сущность ощущений и восприятий
- 35–36. Источник неповрежденной истины – церковный авторитет, основанный на авторитете апостольском. Рим как источник авторитета
- Глава 9 Пространство и время. Вселенная 1 и вселенная 2. Источник жизни 1 и источник жизни 2. Творец. Защитные механизмы вселенной
О СПОСОБНОСТИ МАТЕРИИ ЧУВСТВОВАТЬ
Мы говорили о двух необходимых атрибутах материи, от которых зависит большинство ее свойств,а именно о протяженности и движущей силе. Нам остается теперь доказать существование третьего атрибута: я имею в виду способность чувствовать, которую философы [††††††††††††††††††††] всех веков признавали за этой самой субстанцией.
Это мнение настолько смехотворно, что философы всегда допускали его только как шутку или философское развлечение. Вот почему мы не будем останавливаться на его опровержении. Опыт доказывает нам существование одинаковой способности чувствовать как у животных, так и у людей. В самом деле, не сомневаясь в том, что я чувствую, я не имею иных доказательств чувств других людей, кроме тех знаков, которые они мне подают. Но условный язык — я имею в виду речь — вовсе не представляет собой наилучшего знака; существует другой знак, общий людям и животным, обнаруживающийся с наибольшей определенностью,— я говорю о языке чувств, каким являются стоны, крики, ласки, бегство, вздохи, пение — одним сло- ном, все выражения страдания, печали, отвращения, боязни, храбрости, покорнасти, гнева, удовольствия, радости, нежности и т. п. Этот энергичный язык обладает гораздо большею силой убедительности, чем все софизмы Декарта.
Возможно, что картезианцы, не умея отказаться от своего внутреннего чувства, считают более правильным признавать одинаковую способность чувствовать у всех людей, чем признавать эту способность у других животных, потому что у последних, в самом деле, нет подлинного человеческого облика. Но эти философы, останавливающиеся на поверхности вещей, очевидно, очень мало наблюдали и исследовали поражающее сведущих лиц полное сходство между человеком и животным.
Если этот параллелизм не был замечен ни Декартом, ни его приверженцами, то он не ускользнул от других философов, в особенности тех из них, которые тщательно занимались сравнительной анатомией. Возникает еще другое затруднение, больше всего задевающее наше самолюбие: невозможность пока еще понять это свойство как производное, или атрибут, материи. Но обратите внимание, что эта субстанция обнаруживает нам лишь непостижимые черты. Разве легче понять, как протяженность вытекает из ее сущности, как она может приводиться в движение первичной силой, действие которой происходит без соприкосновения, и тысячу других чудес, ускользающих от исследования самых проницательных глаз, которым она показывает лишь скрывающую их завесу, согласно представлению знаменитого современного философа [‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡]?
Но, может быть, следует предположить, как это делают некоторые, что чувство, наблюдающееся у одушевленных тел, принадлежит существу, отличному от материи этих тел, субстанции, имеющей отличную от них природу и лишь соединенной с ними? Позволяют ли знания, даваемые нам разумом, добросовестно допустить подобные предположения? Мы знаем в телах только материю и наблюдаем способность чувствовать только в этих телах. На каком же фундаменте может быть построено идеальное существо, отвергаемое всеми нашими знаниями?
Надо, однако, с такой же откровенностью признать, что нам не известно, обладает ли материя сама по себе непосредственной способностью чувствовать или же только способностью приобретать ее посредством модификации, или принимаемых ею форм, ибо несомненно, что эта способность обнаруживается только в организованных телах.
Итак, вот еще одна новая способность, находящаяся только в потенциальном состоянии в материи, как и все другие, о которых мы раньше упоминали. Так думали древние, философия которых, полная глубины и проницательности, заслуживает восстановления на обломках современной философии. Как бы пренебрежительно ни относилась эта последняя к слишком отдаленным от нее источникам, все же древняя философия (метафизика) всегда будет одерживать верх в глазах тех, кто достоин о ней судить, так как она представляет (по крайней мере в отношении разбираемого вопроса) прочную и вполне цельную систему, как бы единое тело, чего нельзя сказать о разъединенных членах современной физики.
Источник
Свобода, ведущая электроны. Как ученые ищут разум в (не)живой материи
Может ли жизнь самозародиться в «неживой» среде, как нас учили в школе, когда рассказывали о происхождении Вселенной и появлении первых организмов на Земле? Биологи и физики признают: провести четкую границу между живой и неживой материей невозможно — а значит, есть смысл поискать сознание в материи, которую мы (пока) считаем неживой. О том, что ученым удалось найти, рассказал журналу Nautilus исследователь из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре и автор книг о панпсихизме и проблеме сознания Тэм Хант.
В прошлом году один из номеров журнала New Scientist вышел с заголовком «Наделена ли Вселенная сознанием?» на обложке.
Автор соответствующей статьи, Майкл Брукс, приводит слова немецкого математика и физика Йоханнеса Кляйнера из Мюнхенского центра математической философии — о том, что если мы хотим выработать математически точное определение сознания, нам, возможно, придется признать, что Вселенная разумна.
«Это может стать началом революции в науке», — сказал Кляйнер, ссылаясь на исследования, которые он проводит вместе со своими коллегами.
Кляйнер и его коллеги взяли за основу теорию интегрированной информации (ТИИ), одну из ведущих теорий сознания на данный момент. Как отмечает Кляйнер, ТИИ стоит на позициях панпсихизма, так как вся интегрированная информация содержит как минимум один бит сознания.
Панпсихизм , то есть представление о том, что одушевлена вся природа, а не только человек, можно рассматривать как продолжение теории Коперника. Как Земля не является центром Вселенной, так и человек не является ни вершиной творения, ни конечной точкой эволюции. С чего мы взяли, что лишь существа, наделенные мозгом, являются носителями сознания? Панпсихизм как решение проблемы тела-ума существует уже несколько тысяч лет. Дэвид Скрбина «Панпсихизм на Западе» (2007) описывает историю этой интеллектуальной традиции.
Есть множество разновидностей панпсихизма. Лично мне больше всего по душе так называемый конститутивный панпсихизм . Согласно этой гипотезе, всей материи присуще сознание, а сознание всегда связано с материей. Современные сторонники панпсихизма Альфред Норт Уайтхед, Дэвид Рэй Гриффин и Гален Стросон утверждают, что вся материя обладает способностью чувствовать — хоть в большинстве случаев и крайне ограниченной.
Сторонники панпсихизма не проводят различия между одушевленной и неодушевленной природой. В 1974 философ Томас Нагель задался вопросом: каково это — быть летучей мышью, использовать эхолокацию и летать? Мы не можем знать наверняка, но на основе наблюдений за поведением летучих мышей и генетического родства между людьми и другими млекопитающими мы можем сделать вывод, что летучие мыши имеют развитый ум.
Наблюдая менее сложные формы поведения, мы также приходим к выводу, что все виды материи в той или иной степени наделены разумом. В том числе и электрон.
В отличии от одушевленной, неодушевленная материя не эволюционирует, но она все же действует и реагирует на силы. Электроны двигаются по-разному в разных условиях. Глядя на их поведение, некоторые физики высказали предположение, что электроны могут обладать некой формой сознания. Например, известный американский физик Фримен Дайсон в 1979 году в своей книге «Потревожить Вселенную» писал, что «человеческое сознание отличается количественно, а не качественно от происходящего в электроне процесса выбора между квантовыми состояниями, который мы называем случайностью». Квантовую случайность правильнее было бы обозначать как квантовый выбор.
Другой известный американский физик Дэвид Бом высказал схожее мнение: «Способность формы быть активной — характерная черта разума. Электроны ей обладают».
Многие биологи и философы признают, что нет четкой границы между одушевленным и неодушевленным. Придерживался этого взгляда и выдающийся британский биолог Джон Бердон Сандерсон Холдейн: «Мы не находим очевидных признаков жизни или разума в так называемой неодушевленной материи. Но если наука верна, то мы в итоге обнаружим их, по крайней мере в рудиментарном виде, повсюду во Вселенной».
Датский физик Нильс Бор говорил, что «наше определение живого — это всего лишь вопрос удобства. Если бы вместо разграничения на живые организмы и неодушевленные тела мы расширили понятие жизни на все в природе, разделение физики и биологии потеряло бы смысл».
Недавно астробиолог Брюс Жакоски, который занимался в НАСА поиском внеземной жизни, сказал: «Был ли такой момент в истории Земли, когда отсутствие жизни сменилось наличием жизни? Скорее всего, нет».
Физик-теоретик Сабина Хоссенфельдер, автор книги «Затерянные в математике» (2018), придерживается противоположного мнения: «Чтобы частица могла считаться разумной, она как минимум должна иметь способность меняться, — написала она в посте, озаглавленном „Электроны не мыслят“. — Нельзя быть наделенным разумом и иметь лишь одну мысль. Если бы электроны могли мыслить, мы бы давно заметили это при столкновении частиц: количество частиц менялось бы».
Однако «меняться» можно по-разному, в том числе занимая разное положение в пространстве. Вышеприведенной цитатой Дайсон хотел сказать, что вероятностные результаты квантовых опытов (например, двухщелевого опыта) стоит считать следствием не случайности (что является лишь другим способом сказать «мы не знаем»), а многочисленных рудиментарных выборов каждого электрона в каждый отдельный момент.
Уайтхедовский вариант панпсихизма, который до сих пор остается наиболее разработанным, коренным образом переоценивает природу материи. По мнению Уайтхеда, все сущее, в том числе электроны, атомы и молекулы, хотя бы в минимальной степени наделено сознанием. На первый взгляд этот подход кажется странным, но при ближайшем рассмотрении он оказывается вполне разумным.
Вместо того, чтобы рассматривать частицы как постоянные образования, перемещающиеся в сосуде пространства-времени, Уайтхед считает их последовательными итерациями единого электрона, которые очень схожи друг с другом, но не идентичны.
Каждая итерация немного отличается от предыдущей. Не существует статичных и неизменных электронов. Степень отличия каждой последующей итерации — это и есть проявление выбора и разума. Эта йота выбора приводит в процессе эволюции к сложному уму и способности выбирать, присущей людям и другим млекопитающим.
Будучи философом математики, Уайтхед в подробностях описывает процесс «конкресценции», то есть осцилляторной природы электронов, в своем сборнике «Наука и современный мир». Многие современные мыслители в той или иной степени принимают панпсихизм Уайтхеда. В их числе был и Дэвид Бом, который черпал из трудов Уайтхеда вдохновение для своей главной книги о современной физике и природе реальности — «Целостность и скрытый порядок».
Источник
2. МАТЕРИЯ — ИСТОЧНИК ОЩУЩЕНИЙ
2. МАТЕРИЯ — ИСТОЧНИК ОЩУЩЕНИЙ
В противоположность идеалистам, утверждающим, что материя, природа существуют лишь в наших ощущениях, в сознании, марксистский философский материализм учит, что материя существует объективно и является источником наших ощущений, а ощущения ость результат воздействия материи на наши органы чувств. Ощущение есть образ движущейся материи. Существование материи не зависит от ощущения. Материя — первична. Ощущение производно от материи. Этим положением марксистский философский материализм в корне противостоит идеализму.
Известно, что субъективные идеалисты всех мастей и оттенков утверждают, что ощущения являются основными элементами мира. Не вещи, а то, что мы называем обыкновенно ощущениями, «суть настоящие элементы мира», заявляет Мах. Ленин разоблачил антинаучным характер подобных утверждении, показав, что махистское понятие вещи как «комплекса ощущении» с неизбежностью приводит к чистейшему солипсизму, к лженаучному выводу том, что весь мир есть только моё представление. В. И Ленин указал также, что вопрос о том, идти ли от вещей к ощущениям или, наоборот, от ощущений к вещам, — это вопрос гносеологический, определяющий направление философских теорий. Здесь резко обознаются две в корне противоположные философские линии: материалистическая линия (от вещей к ощущению), которой держится марксизм, и идеалистическая линия (от ощущения к вещам), которой держатся махизм и подобные ему философские школы.
Признание ощущений производными от материи, образами материи означает, таким образом, признание объективного существования вне нас и независимо от нашего сознания источника наших ощущений — движущейся материи.
ОЩУЩЕНИЯ — СВОЙСТВА ЖИВОЙ ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ. Ощущения возникают в результате воздействия окружающего мира на органы чувств человека. Органы чувств являются для всякого живого организма «входными воротами» для внешнего мира. Только через органы чувств живой организм может получить сигналы из окружающей его среды.
Ощущение необходимо связано с процессами в определённым образом организованной материи. «Материализм в полном согласии с естествознанием берет первичное данное материю, считая вторичным сознание, мышление, ощущение, ибо в ясно выраженной форме ощущение связано только с высшими формами материи (органическая материя), и «в фундаменте самого здания материи» можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущением» [8].
Следовательно, ощущение представляет собой продукт высокоорганизованной материи, т. е. живой природы, а не всеобщее свойство всякой материи; не вся природа, а лишь её высшая форма — органическая материя — обладает свойством ощущать.
Подчёркивая, что ощущение необходимым образом связано лишь с живой природой, марксистский философский материализм в то же время рассматривает жизнь как продукт длительного естественно-исторического развития материи, как качественно особую форму её существования Жизнь материальна по своей природе; она возникает на определённом этапе закономерного исторического развития материи, в самой тесной зависимости от окружающих условий и отнюдь не является результатом мифического «творческого акта» божества, как это утверждают идеалисты, различные мракобесы от науки.
Вопрос о сущности жизни и её возникновении имеет большое философское и естественно-научное значение, вокруг него всё время идёт ожесточённая борьба между материализмом и идеализмом.
Положения марксистского философского материализма о том, что ощущающая материя возникла из неощущающей, что живая и неживая природа находятся в неразрывном единстве, подтверждаются всеми данными естествознания и наносят смертельный удар по идеалистическим и религиозным взглядам о существовании якобы непроходимой пропасти между живой и неживой природой, о нематериальности жизни.
Идеализм издавна распространял ложную, антинаучную версию о том, будто жизнь есть не что иное, как проявление какого-то нематериального начала, какой-то сверхъестественной «жизненной силы», стоящей над природой и определяющей её развитие. Реакционные ненаучные воззрения на жизнь широко пропагандируются буржуазными учёными в биологической науке в виде витализма, объясняющего процессы жизни наличием в организмах особой «жизненной силы».
Точка зрения витализма находится в прямом противоречии с наукой.
Жизнь представляет собой качественно особую форму существования материи. Она материальна. Жизнь возникла в процессе закономерного естественно-исторического развития материи. Живой организм находится в постоянном процессе взаимодействия с материальными условиями, от которых непосредственно зависит его существование.
Жизнь организма состоит в постоянном обмене веществ между ним и внешней средой и ничего сверхприродного, нематериального в себе не содержит. «Жизненная сила» как нечто вложенное в материю извне, как какой-то формообразующий принцип жизни ость выдумка идеалистов, с помощью которой они одурманивают людей.
ЕДИНСТВО ОРГАНИЧЕСКОЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ. Диалектический материализм решительно отвергает антинаучное и реакционное утверждение виталистов о существовании особого, нематериального «жизненного начала» и в полном согласии с естествознанием подчёркивает, что между органической и неорганической природой существует не только качественное различие, но и неразрывное единство. Это единство состоит прежде всего в том, что сама неорганическая материя на основе присущих ей закономерностей при наличии определённых условий порождает органическую, ощущающую материю. «. Материя, — говорит Энгельс, — приходит к развитию мыслящих существ в силу самой своей природы, а потому это с необходимостью и происходит во всех тех случаях, когда имеются налицо соответствующие условия. » [9]. Неорганическая материя не обладает ни ощущением, ни мышлением, но в ней заложена возможность возникновения живой, ощущающей материи.
Между органической и неорганической природой нет и не может быть абсолютной грани.
Положение марксистского философского материализм о единстве органической и неорганической природы, происхождении ощущающей материи из неощущающей всецело подтверждается данными естественных наук о живой и неживой природе. Современное естествознание (в особенности химия и биохимия) установило, что материальную основу всех организмов (животных и растений) составляют те же химические элементы, которые содержатся и в неорганической природе: углерод, водород кислород, азот, фосфор, железо и т. д. Все эти химически элементы, из которых построены органические тела живых существ, существовали ещё задолго до возникновения жизни на Земле.
Таким образом, данные науки неопровержимо показывают, что живая и неживая природа имеет одну и ту ж материальную основу: они подтверждают выводы марксистского философского материализма о существовании единства между органической и неорганической природой о том, что живое нельзя рассматривать как нечто нематериальное.
КАЧЕСТВЕННЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ. Подчёркивая неразрывное единство живой и не живой природы, марксистский философский материализм в то же время показывает качественное отличие живой природы от неживой и решительно выступает против механического сведения сложных процессов жизни к простым физико-химическим процессам.
В противоположность механическому материализму, который не признаёт качественного различия между органической и неорганической природой и рассматривав жизнь как простую сумму физических и химических явлений, марксистский философский материализм истолковывает жизнь как новую, качественно отличную форму существования материи, имеющую свои особые биологические закономерности. Живой организм состоит из тех же химических элементов, которые имеются и в неорганической природе, но в организме эти элементы находятся в высшем, качественно ином единстве, чем в неорганическом веществе. Благодаря весьма сложным отношениям химические вещества неживой природы при определённых условиях образуют качественно особую форму существования материи — жизнь.
Никто из философов и учёных в домарксистский период не мог дать правильное научное понимание сущности жизни. Жизнь понималась либо как нечто нематериальное, резко противоположное материи, т. е. идеалистически, либо как механическое соединение различных природных веществ. Только диалектический материализм впервые дал единственно правильное, подлинно научное понимание жизни и тем самым указал науке истинный путь исследования явлений живой природы и их возникновения.
«Жизнь, — говорит Энгельс, — есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел» [10]. Это марксистское определение жизни как формы существования белковых тел является отправным материалистическим принципом, способствующим познанию объективных законов развития живых организмов. Белок ость основа, главный носитель жизни. Все организмы — микроорганизмы, животные и растения состоят из белковых веществ; наличие же в живом организме других химических соединений не исключает того, что именно белок играет решающую и определяющую роль в жизненных процессах организма. Поэтому повсюду, где имеется жизнь, она связана с белковым телом.
В чём же состоит качественное отличие живых тел от неживых?
Жизнь белковых тел, а следовательно, и качественное отличие живых тел от неживых, состоит в постоянном самообновлении и самовосстановлении их химического состава благодаря одновременному протеканию двух противоположных процессов: ассимиляции и диссимиляции, питания и выделения.
Белковое тело постоянно поглощает нужные ему вещества из окружающей его среды, ассимилирует их и этим восстанавливает то, что разрушается в процессе жизнедеятельности организма.
Энгельс указывает, что и неживые тела тоже изменяются, разлагаются или комбинируются в ходе естественного процесса, но они при этом перестают быть тем, чем были раньше. Скала, которая подвергается выветриванию, постепенно разрушается; металл в результате окисления превращается в ржавчину. «Но то, что в мертвых телах является причиной разрушения, у белка становится основным условием существования» [11]. Как только в организме прекращается обмен веществ и связанные с ними процессы развития и разрушения, организм умирает.
Следовательно, основное качественное отличие живой материи от неживой состоит в обмене веществ путём ассимиляции и диссимиляции. Живой организм с самого начала своего существования всё время поглощает из окружающей его внешней среды разнообразные химические вещества, перерабатывает и затем ассимилируя претворяет их в своё тело, в вещества самого организма. В то же самое время в организме происходит и обратимый процесс — процесс диссимиляции, т. о. разложение веществ живого организма и выделение получившихся вследствие этого продуктов распада. Таким образом, в живом организме постоянно происходит процесс обмена веществ, благодаря чему сохраняется относительное постоянство состава и строения живого организма, несмотря на процесс постоянно происходящего распада.
Из обмена веществ как из существенной жизненной функции организма вытекают все остальные существенные признаки жизни — изменчивость и наследственное рост, размножение, раздражимость и т. п.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИВОЙ МАТЕРИИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ. Диалектический материализм обобщая данные науки, даёт единственно правильную научную картину возникновения жизни из неживой природы. Классики марксизма- ленинизма подвергли сокрушительной критике антинаучную, так называемую теорию самозарождения жизни, согласно которой растения и животные могут возникать произвольно, прямо из неживой природы. Энгельс считал нелепыми все попытки объяснить возникновение живых существ прямо из безжизненной природы и указывал, что первые простейшие формы жизни возникли из органических веществ, которые в свою очередь образовались из неорганических химических соединений.
Энгельс критиковал и сторонников теории вечности жизни (Либиха, Гельмгольца), показав, что они для оправдания и «обоснования» своих ошибочных взглядов на жизнь используют трудности науки, связанные с тем, что ей не удалось искусственно создать живое вещество и вещества безжизненного. Так, например, Гельмгольц, ссылаясь на неудачу попытки создать организмы из безжизненного вещества, заявлял, что жизнь не возникла, она якобы так же стара, как материя. В противоположность теориям «о вечности жизни» диалектический материализм утверждает, что жизнь не существует вечно, она возникла в результате длительного развития неорганической материи, тогда, когда появились благоприятные для этого условия.
Основные этапы развития материи, которые привели к возникновению жизни на нашей планете, указаны Энгельсом в его работе «Диалектика природы». В развитии природы Энгельс отмечает две различные стадии: во-первых, стадию возникновения живого вещества из неорганической природы и, во-вторых, стадию образования клетки из живого вещества. Сперва возник бесструктурный живой белок ни неорганического вещества путём длительного процесса химических преобразований материи, а затем, на значительно более поздней стадии развития природы, из бесструктурного живого белка произошла клетка. Эта глубокая, единственно верная научная постановка и разработка Энгельсом проблемы происхождения жизни служит прочной основой для дальнейшего научного исследования в этой области. Для решения задач, поставленных Энгельсом, многое сделано советскими учёными.
Появление новой формы движения материи — жизни — было закономерным качественным скачком, вызванным накоплением постепенных количественных изменений, исходивших в физико-химическом составе материи в течение огромного промежутка времени.
Окончательное научно-экспериментальное разрешение проблемы возникновения жизни из неорганической природы будет дано созданием искусственного живого белка. На принципиальную возможность решения этой проблемы в своё время указывал Энгельс, а затем и Ленин.
Критикуя агностицизм махистов и ставя задачу исследования связи ощущающей материи с неощущающей, В. И. Ленин писал: «. Остается еще исследовать и исследовать, каким образом связывается материя, якобы не ощущающая вовсе, с материей, из тех же атомов (или электронов) составленной и в то же время обладающей ясно выраженной способностью ощущения. Материализм ясно ставит нерешенный еще вопрос и тем толкает к его разрешению, толкает к дальнейшим экспериментальным исследованиям» [12].
Современная химия и биохимия ещё не решили этой трудной задачи, но они всё более и более приближаются к её решению путём искусственного синтезирования элементов белковых тел в лабораториях.
В настоящее время наукой установлено, что основным материалом, из которого построена белковая молекула, являются аминокислоты. Биохимии уже известно более тридцати различных аминокислот, входящих в состав природных белков. Органическая химия может искусственным путём получать различные аминокислоты и связывать эти аминокислоты в сложные соединения. Но для того чтобы получить тот или иной белок, необходимо также знать точное расположение аминокислот в молекуле данного белка, что и составляет теперь основную трудность искусственного синтеза живых белков. Одна и эта трудность со временем будет преодолена.
Советские учёные занимают ведущее место в развитии современной химической и биохимической науки. Академики А. Н. Бах, Н. Д. Зелинский, А. И. Опарин и другие своими трудами внесли большой вклад в исследования природы белка и происхождения жизни. В результате исследования типов связей аминокислот в молекулах белка академик Зелинский и его ученики установил основную микроструктуру белка. Заслугой академика Баха и его учеников является искусственное создание ряда весьма сложных органических веществ, приближающихся по своим свойствам к белкам.
Большим вкладом в познание закономерностей живой природы, подтверждающим положение Энгельса о возникновении клетки из бесструктурного живого белка, является открытие советской наукой происхождения клетки из неклеточного живого вещества.
Клеточную теорию, созданную в первой половине XIX века, Энгельс считал крупнейшим завоеванием науки, нанесшим сильный удар метафизическим и идеалистическим воззрениям на биологические процессы. Однако буржуазные учёные вскоре извратили материалистическую направленность клеточной теории. Например, немецкий учёный Вирхов утверждал, что клетка всегда происходит только от клетки, что вне клетки нет жизни, что жизнь начинается только с клетки. Живой организм, по теории Вирхова, представляет собой сумму клеток, образовавшихся путём непрерывного механического деления предшествующих клеток. Вирхов и его последователи совершенно не допускали возможности возникновения клеток из неклеточных белковых веществ, Воззрения Вирхова, тормозившие развитие подлинной науки о клетке, полностью опровергаются открытием неклеточных форм жизни, которое было сделано советскими учёными. Советские учёные экспериментально установили, что клетки могут возникать не только из клеток путём деления, но и из неклеточного живого вещества путём его трансформации в клетку. На примере развития яйцевой клетки О. Б. Лепешинская показала, что безъядерные желточные шары, ранее принимавшиеся на неживые массы питательного материала, в процессе развития яйца превращаются и клетки. Это значит, что и процессе развития организма большую роль играют неклеточные формы того вещества, которые могут при определённых условиях превращаться в клетки или же включаться в обмен существующих клеток. Живые вещества, из которых могут образоваться клетки, не есть нечто раз навсегда данное и неизменное; напротив, они проходят в своём развитии ряд различных стадий, начиная от живой молекулы, способной к обмену веществ и, следовательно, к росту и размножению, и кончая образованием клетки.
К неклеточным формам жизни, как установили советские учёные, относятся не только безъядерные желточные формы, но и неклеточные формы микробов, фильтрующиеся вирусы, бактериофаги и целый ряд простейших живых веществ, не обладающих клеточной структурой, но способных превращаться в клеточные формы. При соответствующих условиях неклеточные формы микробов превращаются в клеточные формы и наоборот: клеточные формы — в неклеточные.
Открытия советских учёных имеют громадное значение для разрешения проблемы происхождения жизни, для разработки сложнейшего вопроса о превращении неживой материи в живую. Открытие неклеточных форм живого вещества показывает, что жизнь существует вне клетки. Клетка сама возникает из неклеточных форм и является сложным образованием. Неклеточное вещество — это промежуточная форма между клеткой и неживой материей.
Философское значение работ советских учёных в области химии и биохимии белка состоит в том, что они вплотную подходят к решению проблемы возникновении ощущающей материи из неощущающей и тем самым подтверждают правильность положения марксистского философского материализма о первичности материи и вторичности сознания, ощущения.
ОЩУЩЕНИЕ — ПРОДУКТ ДЛИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. Ощущение и тем более сознание, как учит марксистский философский материализм, появилось не сразу с возникновением жизни на Земле, а в результате длительного процесса развития живой природы.
Раньше ощущения возникает раздражимость — простейший признак жизни. Свойство раздражимости представляет собой новое качество материи, возникшее в результате развития органической материи из неорганической. Этим свойством обладают все организмы живой природы. Нет на Земле ни одного живого существа, которое не обладало бы способностью так или иначе реагировать на раздражение извне. Раздражимость присуща не только живым организмам, обладающим нервной системой, но и простейшим живым существам, которые не имеют нервной системы. Она необходимо связана, как указывал Энгельс, с обменом веществ, без которого не может быть и самой жизни. Уже в живом белке в процессе питания и выделения проявляется раздражимость: белок реагирует на воздействие внешней среды тем, что усваивает из неё лишь те вещества, которые необходим ему для питания.
Раздражимость связана с жизнедеятельностью любых живых организмов, с физиологическими процессами, происходящими в них, которые, хотя и основаны на физико-химических явлениях, тем не менее не сводятся к ним и подчиняются качественно особым закономерностям.
По сравнению с раздражимостью ощущение — более сложное свойство живой материи. Ощущение возникает на основе раздражимости в очень длительном процессе превращения под влиянием соответствующих внешних условий простейших живых существ в более сложные. Это возникновение нового качества происходит путём постепенного накопления его в недрах старого, более простого качества. Первые живые организмы, у которых ещё нет нервной системы, обнаруживают тем не менее зачатки ощущения.
Способность ощущения у животных развивалась постепенно, в соответствии с развитием их организма и нервной системы. Высокоразвитая нервная система и специализированные органы чувств, которыми обладают высшие животные и особенно человек, являются результатом многовековой эволюции животных. В первоначальном, элементарном виде нервная система состояла из отдельных клеток, расположенных среди других клеток всего организма. Эти нервные клетки выполняли вначале одновременно несколько функций; они воспринимали поступающие извне раздражения, передавали их другим нервным клеткам и осуществляли ответное действие не действующий раздражитель. Следующим шагом в развитии нервной системы является появление нервных узлов. Здесь уже нервные клетки по своим функциям разделяются на воспринимающие и двигательные. На более высокой ступени развития нервной системы животных происходит соединение нервных узлов в единую систему и вместе с тем дальнейшее разделение функций между отдельными группами нервных клеток (образование рецепторных аппаратов, или органов чувств, проводниковых путей, головного мозга). С появлением центральной нервной системы деятельность всех отдельных частей и органов живого организма, их функционирование и весь процесс жизнедеятельности регулируются из одного центра, которым является головной мозг.
Вместе с развитием центральной нервной системы у высших животных совершенствовались, дифференцировались и специализировались и органы чувств. Если у первых живых организмов с простейшей нервной системой органы чувств были ещё недифференцированными, одинаково отвечающими на разные виды раздражителей, то в ходе дальнейшей эволюции под определённым воздействием внешних условий они становились всё более и более дифференцированными, более приспособленными к восприятию каких-нибудь одних определённых воздействий и приобрели одновременно очень тонкую специализацию.
Специализация органов чувств, происходящая в ход эволюции живых существ, является результатом постепенного, очень длительного приспособления живого организма и его органов к воздействиям внешней среды. Однако специализация органов чувств отнюдь не означает, что получаемые при их помощи ощущения не являются отражением внешнего мира.
Ссылаясь на факт специфичности органов чувств, ряд физиологов и психологов прошлого столетия, разделявших идеалистическое мировоззрение, стали утверждать, что содержание ощущения обусловлено физиологической организацией человека. Это направление в физиологии получило название «физиологического» идеализма. Представители «физиологического» идеализма И. Мюллер, Геринг, Гельмгольц и др. отрицали объективное содержание наших ощущений, не признавали, что ощущения являются отражением внешнего мира, односторонне подчёркивая лишь зависимость ощущений от состояний органов чувств. Они утверждали, что источником наших ощущений является не материя, а внутреннее состояние или некая «специфическая энергия» наших органов чувств. С этой точки зрения наши ощущения только субъективны и поэтому никогда не дают нам непосредственного восприятия внешних вещей, но являются образами объективной реальности.
Точка зрения «физиологического» идеализма нашла отражение в работах некоторых советских учёных, исходивших из порочного метафизического и идеалистического представления о «независимости» организма от внешних условий. Метафизической и идеалистической в такого рода концепциях является также трактовка психических процессов как протекающих параллельно и независимо от физиологических. При таком рассмотрении психическое оказывается не вторичным, не производным от мозга, а столь же «первичным», как и мозг. Неудивительно, что вследствие такой постановки вопроса некоторые учёные недооценивали роль коры головного мозга как высшего регулятора всех функций организма. Порочным было представление о том, что условные рефлексы и ощущения -это явления якобы совершенно разные, что только условные рефлексы имеют якобы отношение к воздействиям извне, в то время как ощущения, являясь отражением, надстраиваются над условными рефлексами как субъективные переживания. Научная сессия Академии мук СССР и Академии медицинских наук СССР, состоявшаяся в 1950 г., подвергла резкой критике подобные идеалистические ошибки, вскрыв их порочную сущность.
ОЩУЩЕНИЯ — РЕЗУЛЬТАТ ВОЗДЕЙСТВИЯ МАТЕРИИ НА ОРГАНЫ ЧУВСТВ. Критикуя «физиологический» идеализм и махизм, В. И. Ленин определил ощущение как субъективный образ объективного мира. Вместе с тем Ленин со всей силой подчёркивал, что ощущение есть результат воздействия материи на наши органы чувств. Ощущения субъективны потому, что они происходят в нас, но они объективны по своему содержанию, так как в них отражаются предметы, существующие независимо от человеческого сознания.
В. И. Ленин в своей формуле «ощущение есть субъективный образ объективного мира. » рассматривает ощущение как диалектическое единство субъективного и объективного, подчёркивая при этом, что определяющим является внешний мир, существующий вне и независимо от наших ощущений, который, действуя на органы чувств, производит в нас то или иное ощущение.
Марксистский философский материализм, подчёркивая, что ощущение это образ объективного мира, вместе с тем отмечает, что характер ощущения зависит не только от воздействия внешних предметов на тот или другой орган чувств, но и от определённого устройства того или иного органа чувств, от его физиологических особенностей. Если ощущение зависит от того или иного устройства рецептора (органа чувств), то это по значит, что оно определяется этим устройством, так как само это устройство определено в конечном счёте внешним миром.
Маркс в «Святом семействе» говорил, что «предмет глаза — иной, чем предмет уха». Современная физиология анализаторов достоверно установила, что каждый из наших органов чувств (анализаторов), хотя и способен в той или иной степени воспринимать раздражители разного рода (механические, электрические и т.п.), всё же наилучшим образом воспринимает лишь те раздражители, которые являются для него специфичными. Для органов зрения такими специфичными материальными раздражителями, как уже говорилось, являются световые волны, для органа слуха — звуковые, для органа обоняния — пахучие вещества и т.д. Каждый из этих объективно существующих раздражителей, воздействуя на соответствующий орган чувств, вызывает в нём определённые ощущения, которые непосредственно связывают нас с внешним миром.
Данные современной физиологии анализаторов убедительно подтверждают положение диалектического материализма о том, что все органы чувств, несмотря на и специфичность, взаимосвязаны в едином живом организме. При этом ведущая роль в деятельности органе чувств и их взаимодействии принадлежит коре больших полушарий головного мозга.
Ощущения возникают в процессе жизнедеятельности живого организма, вследствие столкновения его с явлениями и предметами окружающей среды. Поэтому органы чувств и ощущения человека качественно отличны с органов чувств и ощущений у животных, так как у них качественно иной процесс жизнедеятельности. Орган чувств человека развивались и совершенствовались в процессе общественной трудовой деятельности людей на протяжении всей их истории. В процессе труда изменялась биологическая природа человека; вместе с мозгом совершенствовались и органы чувств. Образование пяти чувств, говорил Маркс, — это продукт всей всемирной истории. Не только обычные пять чувств, но и духовные качества человека возникают благодаря общественному бытию. Только на основе общественной деятельности могут совершенствоваться чувства отдельного человека. Благодаря развитию общественной деятельности мы создаём богатство человеческих восприятий, развивается музыкальное ухо, глаз, умеющий воспринимать красоту форм и т. п. Соответственно содержание мышления зависит, в первую очередь от материальной производственной деятельности, в процессе которой люди постепенно постигают явления природы, закономерности природы и отношения человека к природе, а также познают общественные отношения между людьми.
Таким образом, благодаря общественной практике человек при помощи органов чувств схватывает и отражает в своих ощущениях такие стороны и свойства внешних предметов, которые совершенно недоступны высшим животным.
И противоположность идеализму, принимающему ощущение за перегородку между сознанием и внешним миром, марксистский философский материализм утверждает, что ощущения человека представляют собой непосредственную связь сознания с внешним миром. Внешний мир воздействует на органы чувств и вызывает раздражение, которое трансформируется (превращается) в ощущение.
Читайте также
3. Действительность – поток ощущений (Беркли и Юм)
3. Действительность – поток ощущений (Беркли и Юм) Оригинальными и вполне самостоятельными в философии Нового времени были учения английских мыслителей Джорджа Беркли и Дэвида Юма. Один из основных философских вопросов – о соотношении объективного и субъективного,
2.1. Материя
2.1. Материя Онтология – учение о бытии. Проблема бытия – одна из старейших в философии. Во всех известных нам развитых философских системах есть учение о бытии. Но понимание бытия принципиально различается в идеализме и материализме. В общем, существует два основных
II. Единство ощущений и представлений с чувствами
II. Единство ощущений и представлений с чувствами Связь «ощущений» и «представлений» с тем, что называется «чувствами», давно отмечена в психологии. Но, как уже указано выше, связь эта большей частью мыслится чисто внешней, как некоторого рода сопутствование разнородных
3. РОЛЬ ОЩУЩЕНИЙ, АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА В ПОЗНАНИИ МИРА
3. РОЛЬ ОЩУЩЕНИЙ, АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА В ПОЗНАНИИ МИРА ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ. Познание природы и общества человеком в ходе его общественно-производственной деятельности начинается с живого созерцания.Уже в мире животных ощущения являются важным средством
§ 31. Действительность – поток ощущений (Беркли и Юм)
§ 31. Действительность – поток ощущений (Беркли и Юм) Чем–то средним между воззрениями эмпиризма и рационализма, но в то же время оригинальными и вполне самостоятельными в философии Нового времени оказались учения английских мыслителей Джорджа Беркли и Дэвида Юма. Один
67. Факты ощущений
67. Факты ощущений Если наша точка зрения верна, факты ощущений принадлежат к тем первичным составляющим физического мира, которые нам случается непосредственно осознавать; сами по себе они имеют чисто физическую природу, и ментально лишь наше осознание их, которое не
82. Материя
82. Материя Материальный предмет, как это известно эмпирически, является не единичной существующей вещью, а системой существующих вещей. Когда несколько человек одновременно видят один и тот же стол, все они видят его по-разному; таким образом, «этот» стол, который, как
98. Аппарат виртуальных ощущений
98. Аппарат виртуальных ощущений Вот уже два часа Роберт сидел перед бланком соглашения, не зная, подписывать его или уничтожить. Он выбирал между двумя вариантами своего будущего.Согласно первому варианту, его перспективы были туманными, а шансы реализовать свои мечты
5. Материя
5. Материя Как сказано выше (часть вторая, глава II, §1, п. 2), часть комментария Халкидия, относящаяся к материи, может быть подразделена на четыре больших раздела.а) Первый отдел (268 – 274) может быть характеризован так. Сначала мы имеем здесь 1) общий очерк проблемы (268). Дальше
ИНДУСТРИЯ ОЩУЩЕНИЙ
ИНДУСТРИЯ ОЩУЩЕНИЙ Заглянув за границы простых разработок нынешнего времени, мы также станем свидетелями развития особой индустрии, продукцией которой будут не товары и даже не обычное обслуживание, а запрограммированные «ощущения». Эта индустрия ощущений может
1. ОЩУЩЕНИЯ И КОМПЛЕКСЫ ОЩУЩЕНИЙ
1. ОЩУЩЕНИЯ И КОМПЛЕКСЫ ОЩУЩЕНИЙ Основные посылки теории познания Маха и Авенариуса откровенно, просто и ясно изложены ими в их первых философских произведениях. К этим произведениям мы и обратимся, откладывая до дальнейшего изложения разбор поправок и подчисток,
7. Материя
7. Материя История взглядов на материю. Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, — это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся
Сущность ощущений и восприятий
Сущность ощущений и восприятий В своих воззрениях на микрокосмос Берон в общем опирается на достижения физиологии и психологии. Центральной категорией его гносеологии является понятие «ощущение». Он считает, что ощущения — это продукт взаимодействия между органами
35–36. Источник неповрежденной истины – церковный авторитет, основанный на авторитете апостольском. Рим как источник авторитета
35–36. Источник неповрежденной истины – церковный авторитет, основанный на авторитете апостольском. Рим как источник авторитета 35. Вызванные нашими требованиями к суду и изобличенные, все эти ереси, – появившиеся позже или современные апостолам (но равно противные их
Глава 9 Пространство и время. Вселенная 1 и вселенная 2. Источник жизни 1 и источник жизни 2. Творец. Защитные механизмы вселенной
Глава 9 Пространство и время. Вселенная 1 и вселенная 2. Источник жизни 1 и источник жизни 2. Творец. Защитные механизмы вселенной Человек – мера всех вещей Протагор Данную главу нам необходимо начать со слов американского физика австрийского происхождения Фритьофа
Источник