Как маргарита пытается помочь мастеру почему она чувствует свою вину

Как маргарита пытается помочь мастеру почему она чувствует свою вину

Для того, чтобы выявить проблемы вины и наказания в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», нужно понять, что есть вина (или ошибка?) для автора. Рассмотрим на судьбах героев романа.

Иванушка Бездомный — «поэт». Это необразованный человек, который не имеет даже представления о том, о чем пишет. Он не должен был браться за работу, о которой ничего не знает. В этом и заключается его основная вина. Но является это именно виной? Скорее, ошибкой. Он просто погнался за популярностью и сделался знаменит. Это не преступление, тем более, что Христос в его поэме получился «как живой», наперекор воле автора. Может быть. Бездомный уже тогда, на подсознательном уровне, начал понимать свои ошибки. Но он окончательно все осознает в сумасшедшем доме:

Я тут пока лежал, знаете ли, очень многое понял

и тогда с ним происходит преображение, только напоминанием о прошлой жизни служит ему его «лунная болезнь».

Берлиоз является полной противоположностью Ивана Бездомного. В принципе, Берлиоз довольно образованный человек, то есть знаком с теми вещами, о которых говорит. Он сам выбрал для себя позицию и свои слова произносит осознанно, в этом и состоит его вина. Здесь всплывает проблема веры. «Каждому воздастся по вере его», — говорит Берлиозу Воланд. Берлиозу воздается именно согласно этому принципу: он ни во что не верит и, следовательно, просто исчезает, аннигилируется.

В чем же повинна Маргарита — в ошибке или преступлении? Она чувствовала, что с Мастером может что-то произойти, но все-таки ушла и вернулась слишком поздно. Маргарита была ответственна за судьбу Мастера, так как в их отношениях играла доминирующую роль. Возможно, от ее присутствия в подвальчике Мастера ничего не изменилось бы, но она должна была там быть. У Маргариты двойственная вина. С одной стороны, она не могла предвидеть случившегося, но с другой стороны, была обязана это сделать. Маргарита винит себя в исчезновении Мастера и наказывает сама себя муками совести.

Наибольший интерес вызывает образ Пилата. Он виноват прежде всего перед собой, перед своим нравственным чувством. С определенной точки зрения, Пилат даже поступил правильно, он просто дал согласие на казнь преступника. Но он предал себя, так как выбирая между совестью и общественными законами, он выбрал последнее. Пилат наказывается за «самый страшный порок — трусость». Но не слишком ли жестоко это наказание? «Двенадцать тысяч лун, за одну луну когда-то». Но в конце концов Пилат искупил свою вину.

Иуда, в отличие от Пилата, совестью не мучился. Он, предав, даже не понял, что в чем-то виноват, и он наказывается смертью — у него нет надежды на искупление.

Из всех этих примеров можно выявить, что есть для Михаила Афанасьевича вина и ошибка, по какому принципу определяются наказание для героев. Вина — это осознанное действие, слово или мысль. Вина бывает двух видов: внешняя и внутренняя, то есть осуждение со стороны людей и осуждение самого себя. Мера наказания определяется автором в зависимости от степени осознания своих поступков. Маргарита и Пилат понимают свою вину, потому они прощаются. Иуда и Берлиоз даже не подозревают о своей вине, и они наказываются смертью. Проблема вины — одна из важнейших проблем не только в литературе, но и в жизни. Ведь иногда от степени вины зависит все существование человека.

Источник

Маргарита в романе Мастер и Маргарита

Вот уже на протяжении десятилетий роман Михаила Афанасьевича Булгакова продолжает вызывать интерес и поистине неувядающую страсть к анализу характеров, мотивов к совершению тех или иных поступков ключевых персонажей.
При более тщательном рассмотре материала можно сделать вывод, что в произведении М.А. Булгакова ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ героев НЕТ! Именно тем, данный роман интересен и уникален.
И тем не менее, упорно, в школьных сочинениях, газетных статьях и просто досужих разговорах педалируется положительный образ Маргариты как страдалицы, жертвы обстоятельств, одинокой и просто «по настоящему» влюбленной женщины. Попробуем доказать обратное.
Давайте рассмотри подробнее этот без исключения интересный персонаж.

Читайте также:  Чувство удовольствия внутреннего удовлетворения 7 букв

Наиболее полное знакомство с Маргаритой начинается с описанием её внешнего образа; томная, мечтательная, несчастная и одинокая женщина. Часами перечитывающая остатки сгоревшей рукописи Мастера и чахнувшая над засушенной розой.
Но еще ранее ее описывает сам Мастер — поэту Ивану Бездомному. В черном пальто. тревожные желтые цветы, которые первыми появляются в Москве.

Очень романтичная встреча в центре столицы от которой при прочтении все таки бегут мурашки по спине и ощущается неприятный холодок. Главная особенность встречи, многолюдные улицы Арбата стали пусты. Обезлюдели. Для того, что бы за контактировать двух персонажей кто-то создает пустоту вокруг них. И этот кто то явно не Всевышний. Маргарита это дар Воланда — Мастеру.

Явная отсылка к началу романа, а именно встречи Бездомного и Берлиоза с Воландом (который является олицетворением сатаны). Патриаршие пруды тоже стали безлюдными, что несколько поразило Берлиоза. Талант писателя и заключается в том, что бы не «наливать воды» в своем произведении, и любое описываемое событие не случайно. В романе вообще нет случайных персонажей и событий. Даже описание погоды, закатывающего солнца отражающего в окнах домов имеет свой смысл.

Маргарита была послана Мастеру и это как вы увидите далее она была совсем не наградой за праведную жизнь. Маргарита НЕ МУЗА для писателя, РОМАН УЖЕ СОЗДАН. Женщина была послана на погибель. «Что-то ведьмино было в ее глазах».

ТА ЕЩЕ ДАМА.
Первое, на что стоит обратить внимание при прочтении образа Маргариты это ее короткая характеристика: тридцатилетняя, бездетная, замужняя. Выясняется, что у нее муж молод, хорош собой, сделал открытие государственного масштаба, успешен, занимает высокое социальное положение в обществе и любит свою жену. И тем не менее Маргарита изменяет ему. И это первая негативная характеристика персонажа.
Рассмотрим далее. Встреча с Азазело на скамье. Перед ней Маргарита мрачным взглядом прогоняет пытающегося познакомиться с ней мужчину после чего мысленно спрашивает у себя, зачем она это сделала? Что собственно такого не хорошего он ей сказал? Зачем она его прогнала? Жизнь то ведь проходит. «У меня все еще может быть впереди». Можно конечно по разному относится к моральному облику героини но как кажется, женщина переживающая об аресте и возможной смерти своего любимого мужчины так себя не ведет.
Иными словами — «тетка вышла в тираж». В середине беседы с Азазело, после предложения последнего встретится с иностранцем женщина «понимает суть беседы»: и делает соответствующий вывод «я поняла, я должна ему отдаться. ».
При взгляде на Азазело, (который точно не выглядел как Ален Делон), у Маргариты только одна мысль в голове: «А жаль, что при выходе из дома я не накрасила губы. » Все мысли крутятся только об одном, а именно ниже пояса.
Для Маргариты важен не духовный а чувственный канал связи с мужчиной. Получение плотского удовольствия гораздо важнее духовной связи. А значит эта связь не прочна, переменчива и зависит от примитивной женской похоти.
Можно много дискутировать и рассуждать о переменчивом и ветреном моральном облике главной героине до определенного предела, а именно — весеннего бала сатаны.
На балле, истинное обличье Маргариты раскрывается в полном объеме. Не будем останавливаться на антихристианских мотивах поведения на балу, как то трех кратное отрицание Христа (обмывание кровью на балу) и принятие власти сатаны, сделаем скидку на ее возможный атеизм. Все это очевидно для людей обладающими малой толикой знания в теологии и христианства в целом.
Но нельзя отрицать очевидное, то что автор выложил на всеобщее обозрение, стоит только проявить немного внимания к прочитанному материалу.

. ТАК СЕБЕ ПОДРУГА
Самый очевидный пример. Маргарита стоит на лестнице и принимает гостей как хозяйка бала. Коровьев, стоящий рядом представляет ей очередного гостя дает ему краткую но исчерпывающую характеристику: «А это господин Жак с супругой. Интереснейший мужчина. Государственный преступник, убежденный фальшивомонетчик. Сволочь.»
После чего, в середине бала к ней подбегает ее домработница Наташа и просит королеву что бы ее оставили «в ведьмах» мотивируя свой каприз: «Господин Жак мне предложение сделал и пять золотых подарил. ». Та с надменной улыбкой кивает головой и разрешает, хотя прекрасно знает, что замуж он ее взять не сможет, так как сам женат, золотые монеты у него фальшивые. Да вообще он просто труп. В Русском языке есть хорошее слово «подосрать». Очень подходит Маргаритиной сущности. И замечательно ее характеризует как подругу и человека в целом.
Едем далее.

Читайте также:  Хвост который двигается от настроения

ДЕТОУБИЙЦА
Находясь на той же лестнице ей представляют Фриду. «Скучную женщину». Помощь Маргариты Фриде вызывает умиление у большей части читателей. Рассмотрим данное действие повнимательней. «Ни Гай Кесарь Калигула, ни Мессалина. » никто не заинтересовал Маргариту. Только Фрида.
Не требуется быть дипломированным специалистом по нейропсихологии и невербальной технике поведения что бы увидеть, что Маргарита «дернулась» после якобы «случайно» оброненной фразы «беленький платочек с голубой каемочкой» которым последняя убила своего новорожденного. Она дважды переспросила. Ей подтвердили якобы случайно оброненную фразу.
Дело в том, что похоже у Маргариты тоже был свой платок с голубой каемочкой. Именно для этого к ней и подвели Фриду. И просила она в конце балла не для Фриды, а для себя. «-Я- ей обещала. -МНЕ- буде не удобно. -Я- хочу что бы ей перестали подавать платок». Маргарита просила не за нее, а за себя. Это ее мучили воспоминания о платке. В ней говорили остатки отмирающей совести. Ведь не случайно автор упомянул в романе дважды о том, что она была бездетной. Как я уже раньше упоминал, случайных фраз в таких произведениях не бывает.
А чего стоит ее замечательный совет Фриде: «Так вы напейтесь сегодня пьяной, Фрида, и ни о чем не думайте». Изумительно! Не покайся, не осознай свое преступление, а просто, нажрись как свинья и забудься. Сразу видно «хорошего» человека. Не милосердие к детоубийце двигало Маргаритой.
Отношение к Мастеру в полной красе раскрывается во фразе:
-Я хочу, что бы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего ЛЮБОВНИКА, Мастера,- сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой.

Что тут можно добавить? Функция и предназначение данного мужчины для Маргариты ясна.

Так же вызывает одобрение читателей разговор с мальчиком напуганным бесчинством Маргариты в квартире критика. Наш персонаж сумел внушить мальчику, что он просто спит и она ему сниться, что в дальнейшем конечно помешает отличить ребенку сон от яви, например мальчик захочет полетать и выпрыгнет из окна. В современном мире такую «терапию» выполняют компьютерные игры когда подросток или ребенок находясь в неадекватном состоянии путает навязанный ему мир с реальностью и совершает подчас жуткие поступки. «Дарительница снов» Маргарита перевернула мир ребенка с ног на голову и нанесла ему психотравму. Наша героиня пытается всем нагадить при любой возможности. Истинная ведьма.

ПРЕДАТЕЛЬСТВО
Маргарита уговаривает Мастера дописать и опубликовать роман. По мнению последней, так как в создании романа принимает участие она сама, он должен быть гениален, покорить миллионы умов и сделать мастера знаменитым и конечно же богатым.Она лично бегает по редакциям и разносит копии рукописей романа. Таким образом Маргарита подсознательно пытается оправдать свое предательство супруга, убийство младенца и стать для всех и для самой себя жертвой, а не преступником. Но роман Мастера, что называется «не пошел», он был откровенно не интересен для широкого круга читателей и специалистов. Маргарита нафантазировала, что создавая роман вместе с Мастером, а точнее по ее вкусу, роман будет гениален. А сама она будет считаться прозорливой да и просто кладезем хорошего вкуса. Но как оказалось не нашлось никого, кроме Магарыча, кто пришел роман похвалить, да и то как оказалось с корыстной целью.

Этот провал показал, что у Маргариты нет ни прозорливости, ни вкуса. И наша героиня начала осознавать, что она просто обычное, серое ничтожество. Но для ведьмы это неприемлемо! Для начала она перестала скрывать, что мастер ей откровенно наскучил. « Мы часто стали расставаться. мы оба стали часами сидеть на коврике у печки и смотрели в огонь». Следующий этап вообще избавиться от мастера. Навсегда. Маргарите Мастер был безразличен изначально, и донос на него был только делом времени.
«Через четверть часа после того как она ушла в окошко постучали». Ключевое слово ПОСТУЧАЛИ. Когда с целью ареста приходили опера НКВД они не мучились вопросами деликатности. Магарыч и Маргарита (не правда ли имена чем то похожи), осознанно «слили» Мастера каждый со своей целью. Один с корыстной целью, другая с целью избавиться от надоевшего любовника. Ей было скучно с ним.
Не случайно при первой же встрече Магарыч не понравился Маргарите, он производил на нее отталкивающее впечатление, та увидела в нем своего духовного двойника и ничего кроме омерзения это для нее не значило.

Читайте также:  Рано открыл свои чувства

В данном сочинении автор хотел написать свое видение одного из главных персонажей романа, вероятно с нестандартного для большинства обывателей ракурса. И данный взгляд на персонажа подтверждает многогранность и неоднозначность романа как для современников, так и для будущих поколений.

(Источник вдохновения: сам роман и необъятный интернет).

Источник

За что критикуют Маргариту: не любит она мастера, не любит.

Нашла тут в литературном блоге резкую статью о Маргарите.

Ей досталось порядочно: и не работает она, и богатеньких выбирает (мастер был не вполне нищ, он выиграл крупную сумму в лотерею), и от мужа почему-то не ушла ради вселенской любви.

Собственно, автор статьи ничего не придумал, правда? Просто перечислил факты.

Интересно, что многие читатели упрекнули его в том, что он романа не читал (?), ничего в нем не понял и все перевернул с ног на голову.

Меня в тупик поставили именно комментарии, а не статья.

О себе: «Мастера и Маргариту» перечитываю регулярно, включая полную рукописную редакцию и черновики. Читаю известных булгаковедов. Пишу о романе статьи в своем блоге. Роман люблю. Боготворю. На стопроцентное понимание романа не претендую и сторонюсь людей, которые заявляют, что «все поняли».

И все-таки я согласна с автором статьи. Все, что он написал, правда.

Только я ничего плохого в этом не вижу.

Зато чувствую, какие именно вещи «царапают» автора блога. И не только его, кстати. У Баркова и у других известных булгаковедов проскальзывают «претензии» к Маргарите. Или, скажем корректнее, удивление по поводу ее «неправильного» поведения.

У Марго и в самом деле несколько странная любовь. Странная в том смысле, что на кастинге литературных героинь ни Лев Толстой, ни Тургенев ее в свои романы не пригласили бы.

Вот, например, какие мысли проносятся в ее голове, когда случайный прохожий пытается с ней флиртовать:

Мне скучно, а в этом ловеласе нет ничего дурного, разве что глупое слово «определенно»? Почему я сижу, как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?

Женщина о себе подумала. Кошмар, правда?

Мы просто привыкли, что до Булгакова классики нам показывали женщин, готовых жертвовать всем ради любви. Вариант: ради идеи. То «Душечка», то «Анна Каренина», а то и вовсе революционерки.

А тут – Маргарита! Такую не спихнешь под трамвай. Любовь любовью, но и о себе она не забывает.

«Я» не последняя буква в ее алфавите. И мы, вскормленные на историях о декабристках, похоронивших себя ради своих мужей в сибирских снегах, с удивлением читаем в «закатном романе»:

Тот, кто называл себя мастером, работал лихорадочно над своим романом, и этот роман поглотил и незнакомку.

— Право, временами я начинал ревновать ее к нему, — шептал пришедший с лунного балкона ночной гость Ивану.

Начинают терзать сомненья – Маргарита любит мастера или хочет разделить его славу, что не вполне одно и то же?

Может, сделку с дьяволом она заключила из-за романа . Прославиться хочет как муза гения?

Опять же — ну и что в этом плохого, даже если и так?

Да ничего. Просто именно Маргарита разрушила сеанс массового гипноза, что русская женщина должна думать о Родине в первую очередь. Не иметь амбиций. Не пытаться извлечь выгоду. Упахиваться, не ожидая благодарности.

Вот еще некоторые претензии из блога:

Она не рожает, не сидит с детьми, не работает. Живет на шее высокопоставленного супруга.

Добавлю: и не готовит, анафема! Точнее, готовит только для мастера. Причем не утку с яблоками, а печеную картошку.

От одного богатого человека Маргарита бегает к другому богатому.

(Кстати, напомню, что мастер — полиглот. Когда закончатся лотерейные деньги, можно зарабатывать и переводами.)

Плохая девочка, плохая. Выбирать надо Гош из электрички в нечищеных ботинках. Сто раз уже объясняли.

И что, что ты пра. внучка какой-то там королевы?

Источник

Оцените статью