- Как передать эмоции в тексте
- А что в тексте?
- Лингвистические средства
- О пользе психологии
- Как описывать чувства
- 6 советов, как описывать чувства в произведении
- 1. Свяжите с физической реакцией тела
- 2. Используйте диалоги (монологи) героев
- 3. Используйте подтекст
- 4. Задействуйте все органы чувств героя
- 5. Примените антропоморфизм
- 6. Опишите мимику и жесты
- Как передать эмоции в тексте
- Эмоции — это скорость. Глаголы или прилагательные
- Как передавать эмоции определёнными словами
- Добавят эмоций
- Испортят ваш текст
- Как передавать эмоции, рисуя картинку
- Разговорный стиль придаёт эмоциональную окраску тексту
- Где можно использовать эмоциональные описания?
Как передать эмоции в тексте
Для того чтобы передать эмоции, у человека есть множество средств, которые называют экспрессивными или выразительными. Это мимика, пантомимика, выражение глаз, жесты, характер движений и поз. А наша речь наполнена нюансами интонаций, изменчивым ритмом, расцвечена средствами экстралингвистики – вздохами, фырканьем, хмыканьем, смехом, всхлипыванием и т. д.
А что в тексте?
Но это в реальности. А в тексте почти единственными выразительными средствами писателя являются слова. Ну, можно еще добавить стилистику и пунктуацию, которая в какой-то мере может имитировать интонацию. Но этого мало, очень мало! Ведь слов в языке намного меньше, чем оттенков чувств и настроений. Недаром поэты иногда завидуют художникам. Так, Н. Заболоцкий написал очень правильные, на мой взгляд, строки:
Владение навыками литературного творчества и богатый словарный запас лишь частично компенсируют скудость письменной речи. Но все же, что есть, то есть, поэтому для писателя очень важно овладеть искусством передачи эмоции. Тогда читатель ему поверит, тогда почувствует переживания героев, проникнется трагизмом или комизмом повествования.
Лингвистические средства
Самый простой способ передать эмоции – это описать их. Так, филологи подсчитали, что в произведениях Льва Толстого описано 97 различных оттенков улыбки и 85 выражений глаз. А вам слабо? Для описания можно использовать разные виды лексики.
- Слова, обозначающие эмоциональные состояния и характеристики человека : радостный, грустный, зло, раздраженно, восторженно и т. д. Для усиления эффекта или придание оттенка чувствам можно добавлять определения: слегка восторженно, необычайно злобно, беспросветная грусть, неискренняя радость и т. д.
- Слова, имеющие переносное значение и отражающие эмоциональное отношение: шляпа, тряпка, тюфяк, дубина и т. д.
- Слова повышенной экспрессии : мерзавец, мразь, любимчик, красавчик и т. д. Они тоже хорошо передают эмоциональное отношение, к сожалению, у них почти исключительно негативная коннотация.
- Метафоры не только передают эмоции, но и создают настроение, окрашивая им весь отрывок текста. «Он полз словно утомленная жизнью муха». «Облегченно выдохнув, она ощутила себя беззаботной бабочкой, только что выбравшейся из тесного кокона и радующейся наступившему лету».
- Использования разных форм слов . Суффиксы и приставки позволяют придавать словам разный эмоциональный оттенок: уменьшительно-пренебрежительный (старикашка, парнишка, красавчик, девчонка, депутатишка), восторженно-преувеличенный (великанище, силища, наикрасивейший, наиумнейший, величайший); уменьшительно-ласкательный (дороженька, девонька, щеночек, тапочка, бедненький, красивенький).
Но словами можно эмоции описать. А хороший писатель создает образ, который должен быть объемен, предметен, красочен. То есть лучше этот образ не описать, а показать.
О пользе психологии
Часто для передачи эмоций просто слов оказывается недостаточно. Например, если я напишу: «Узнав, что любимый изменил ей со школьной подругой, Маша расстроилась». Это будет убедительно? Вряд ли. Даже если напишу, что очень расстроилась, то нужного эмоционального эффекта не достигну. Для этого надо так описать состояние героини, что и без слов станут понятны ее очень непростые чувства. Ведь это не просто расстройство, здесь и обида, и злость, причем и на мужчину, и на подругу, и жажда мести, и отчаяние, и противоречивое желание послать изменщика лесом и вернуть его назад.
В этом случае очень хорошо помогает знание психологии эмоциональных состояний. Ведь любая эмоция отражается в поведении человека. Так, гнев проявляется в том, что движения становятся жестче, отрывистей, резче. Мышцы напрягаются и действия, требующие плавности и скоординированности, выполнять становится сложно. Когда разгневанный человек пишет, то ручка от сильного нажима даже рвет бумагу, рассерженную женщину на кухне слышно на всю квартиру, так она гремит кастрюлями и ложками. Желание ударить бывает в этом состоянии настолько сильно, что человек может пнуть стул, стукнуть кулаком по стене. Глаза сверкают негодованием, лицо может покраснеть или побледнеть – это индивидуально, голос становится или низким, рычащим или, напротив, визгливым, если гнев приправлен истерикой.
А если человеку грустно, то его движения утрачивают силу, становятся вялыми, он идет, опустив плечи и голову, шаркает ногами, и дыхание часто прерывистое, словно ему не хватает воздуха. Но вот плечи расправились, голова поднялась, походка стала упругой и решительной, а руки сжались в кулаки – все, хватить грустить, пора действовать.
Таких нюансов поведения великое множество, можно их подмечать, наблюдая за другими и за собой, можно, читать книги, например, Аллана Пиза «Язык телодвижений», но использовать это в тексте нужно. Недаром же говорят, что хороший писатель – это всегда психолог.
Это не все средства передачи эмоций в тексте, а значит, мои дорогие читатели, ждите еще одну статью на эту тему. А я прощаюсь с вами ненадолго. Хороших вам мыслей, удачных идей и доброго настроения. Не забудьте поставить «лайк», если статья понравилась.
Источник
Как описывать чувства
6 советов, как описывать чувства в произведении
Чтобы произведение оказалось живым, автору нужно показать чувства своих героев наиболее реалистично. То есть подметить штрихи, которые заставят читателя поверить и понять. Конечно, мало просто сказать «Андрей обрадовался» или «Ивану стало грустно». Точнее, такой способ описания — признак дурного тона. Как же тогда добиться яркости картинки?
1. Свяжите с физической реакцией тела
Если человек испытывает эмоции, это проявляется в его непроизвольных движениях, в выражении или цвете лица. Например, он краснеет, бледнеет, размахивает руками, трясется и т.д. Или может приоткрываться рот, выступать пот. Упоминайте такие детали.
Тут еще важно помнить, в чьи уста вы вкладываете описание. Это могут быть слова автора, самого героя или окружающих. В данном случае чаще используем первый способ — когда прозаик выступает в роли стороннего наблюдателя. Если же человек говорит о себе сам, он не может видеть себя со стороны, например заметить, что покраснел.
Глаза Алена расширились от увиденного, он не успел подумать, не успел осмыслить. Невидимые шоры* опустились ему на глаза, сужая мир до чудовища, стоявшего напротив. Оно смотрело так же, как человек: широко и открыто. Чудовище стояло, тяжело дыша, брызгая слюной. Его кривые длинные пальцы сжались в кулак, медленно, еле сдерживая напряжение, разрывавшее каждую мышцу, оно двинулось на Алена.
2. Используйте диалоги (монологи) героев
Диалог лучше сухой констатации факта, он позволяет погрузить читателя в события.
Для примера: «Она заметила, что он не очень общителен, и поэтому нахмурилась» . Это слишком топорно, грубо, прямолинейно. Вместо этого можно показать в диалоге, насколько односложны ответы героя при вопросах, требующих развернутого ответа, а затем уже литературно описать реакцию героини.
Или еще. Не очень: «Он улыбнулся, увидев ее влюбленный взгляд» . Лучше вложить в уста персонажа фразу типа: «Когда ты так смотришь на меня, я готов выбросить на мусорник всё своё состояние». Как вариант, можно описать мысли героя. Это уже внутренний монолог, но его смысл в данном контексте такой же.
3. Используйте подтекст
Снова повторю: читателю следует позволить дорисовать картинку, то есть автору следует помнить о гештальте. Предположим, нужно показать героя, умеющего контролировать эмоции, при этом добиваясь своего. Вы напишете, что « в глазах промелькнул лукавый огонек, однако лицо осталось каменным» . Это уже неплохо, но можно усилить картинку и сделать живее при помощи подтекста. Можно добавить и диалог, но вдруг вы чувствуете, будто чего-то не хватает?
Помню, в одном произведении вычитал о том, как один директор избавлялся от навязчивых посетителей. Сначала описано, что зазвонил телефон и тот с сожалением сказал, что вынужден попрощаться. Но затем автор раскрывает, что под столом у него была кнопка, которую можно незаметно нажать коленкой. Так звонок «включался» по желанию остроумного персонажа. Подобным образом писатель подчеркнул особенности характера персонажа, применяя подтекст. Не только характер, но и хладнокровное раздражение. То есть для нашей ситуации принцип в том, чтобы нарисовать целенаправленные действия, которые тонко обнажают чувства, стоящие за ними, но прямо не называются.
4. Задействуйте все органы чувств героя
Говоря о чувствах, мы иногда подразумеваем эмоции: страх, удивление, отчаяние. Но попробуйте связывать их с реальными органами чувств: зрением, слухом, обонянием. Штрихи можно комбинировать, чтобы сгустить краски, когда это необходимо.
Неудачно: «Маргарита услышала, как кто-то идет за ней нескольких метров, поэтому ускорила шаг» . Литературно вкуснее: «Маргарита шла, не торопясь, однако в какой-то момент спиной ощутила чье-то беспокойное дыхание. С каждым шагом она всё отчётливее слышала звон ключей в чужом кармане, а незнакомый запах туалетной воды усиливал отвращение, подобное тому, которое мы испытываем при виде улыбки торговца, желающего что-то продать» .
5. Примените антропоморфизм
Для усиления эффекта от описания чувств часто природу приходится наделить человеческими свойствами и особенностями. Это и называется антропоморфизм. Самый банальный и простой пример: в грустной романтической песне говорится о том, что небо плачет. Конечно, прием должен использоваться в меру и звучать более оригинально. Например, кто-то из персонажей узнал то, что навсегда изменит его жизнь. Что ни скажешь о чувствах прямо, звучит пошло. Вот тогда и включаем антропоморфизм и природно-чувственный параллелизм: « В этот момент ветер стал остервенело срывать шапки с деревьев, а солнце начало кутаться в тучи, словно в одеяло» .
6. Опишите мимику и жесты
Это немного не то, о чем говорилось в первом пункте. Сейчас речь не о непроизвольной физиологической реакции, а о том, как человек выражает свое отношение к событию или словам. Тело его продолжает «говорить» в течение какого-то времени. И это длится тем дольше, чем глубже ощущения человека, чем больше погружение в чувство.
Здесь особенно важно работать тонко, словно рисуете картинку с натуры. Следует реалистично описать, как ведут себя руки, ноги, глаза, брови или рот участника событий. Возможно, потребуется присмотреться внимательнее, когда нечто подобное будет происходить на ваших глазах.
Источник
Как передать эмоции в тексте
Мы спрашиваем, как писать эмоционально, но, если разобраться в значении этого слова, становится сразу понятным как это «писать эмоциональные тексты». Эмоции — это состояние человека, которое проявляется в переживании важных для него ситуаций или событий. Ключевое здесь «в переживании». Могу сказать по собственному опыту, чтобы писать эмоционально, нужно именно пережить, хотя бы в голове, событие о котором пишешь.
Для того чтобы писать, а тем более писать с чувством, необходимы впечатления. Уже на их основе появляются эмоции, которые можно описывать. Из этого не следует, что писать хорошо можно только о событиях, которые происходили в собственной жизни. Но это проще. Поэтому писатели часто начинают свою деятельность именно с описания событий своей жизни.
Для того нам и дана фантазия, чтобы представить чьи-то переживания. Говоря простыми слова, только «зацепившая» нас тема даст пищу для эмоционального рассказа.
Второй важный момент в вопросе эмоциональных текстов. Необходимо различать, мы хотим передать свои собственные эмоции? Или вызвать нужные нам эмоции у читателя? Скорее второе. Потому что мы говорим не о публикации своих дневниковых записей, а о вполне конкретных текстах, конечная цель написания которых, продажа наших услуг или товаров.
А есть ли какие-то приёмы, которые позволят нам наверняка передать эмоции в тексте? Да, конечно есть.
Эмоции — это скорость. Глаголы или прилагательные
Скорость, с которой мы говорим, тоже передаёт эмоции. Мы можем говорить взволновано, с чувством, беспокойно, громко. А можем — медленно, смущённо, вяло, затыкаясь на каждом слове. Как же передать это в тексте?
Прилагательные тормозят текст, поэтому передавая эмоции с помощью этих частей речи, главное не затормозить повествование.
Глаголы — ускоряют. Мы пишем в социальных сетях, поэтому скорость важна. Читатели проносятся по нашим текстам со скоростью лидеров гонок Формулы 1. Если мы будем медленны — отстанем от них.
Конечно, всё это не означает, что писать нужно только глаголами, а о прилагательных забыть. Всё хорошо в меру и, главное, понимать, где поправить, когда вы чувствуете, что в текст топчется на месте.
Как передавать эмоции определёнными словами
1.Если всё-таки используете прилагательные, не пишите их со словом «очень», например, «очень красивый». Используйте сразу более сильное слово, в данном случае, «великолепный». Однако следите, чтобы слово это несло нужный смысл, рисовало картинку.
Очень красивый — великолепный
Очень страшный — ужасный
2.Пользуйтесь синонимами. Слов гораздо больше, чем те, которые приходят нам в голову в первый момент. В Интернете можно найти целые словари. Вот один из них, которым пользуюсь я сама: http://synonymonline.ru.
Красивый — нарядный, изящный, прелестный, обворожительный, эффектный, яркий, хороший, живописный, блестящий, видный, художественный и.т.д.
Страшный — грозный, коварный, дьявольский, уродливый пугающий, трагический, убийственный, катастрофический, бедственный, лихой, непривлекательный и т.д.
Кстати, вы заметили, что, просто читая эти слова, у вас уже появляются определённые чувства?
Ну вот, для восстановления баланса прочтите ещё и эти строки:
Надежда — перспектива, ожидание, вера, шанс, упование чаяние, предчувствие, мечта, перспектива, иллюзия, предвкушение, предчувствие.
3.Есть волшебные обороты, с помощью которых можно достучаться до сердца читателя. Об этом образно пишет Саша Карепина в своей книге «Пишем убедительно». Я приведу несколько примеров.
Добавят эмоций
Испортят ваш текст
Я прошу вас вносить оплату в срок.
Мы просим вас простить нас. Мы вели себя недостойно.
Администрация не несёт ответственности за оставленные вещи.
Компания приносит вам свои искренние извинения.
Пожалуйста, указывайте точный адрес, куда отправлять посылку.
Почтовый адрес необходимо указывать полностью и без ошибок.
Я провалила работу
Мы выиграли этот конкурс
Результат, к которому я стремилась, не был достигнут.
Был получен положительный результат
Хотелось бы предложить…
В настоящее время
Эксплуатировать
Наша мастерская предлагает художественные товары.
Художественные товары предлагаются нашей мастерской.
Я с огорчением узнала, что…
Мы обрадовались, когда услышали…
Вследствие проведённой работы…
Выставка имеет своей целью…
Как передавать эмоции, рисуя картинку
Да, эмоции — мы можем передавать с помощью различных прилагательных, но, если их не наполнить смыслом, который понятен для читателя, они будут пусты. Например,
Каждого гостя ждёт изысканный завтрак. Мы предлагаем качественные блюда европейской кухни с тонким вкусом и неповторимым ароматом.
Когда вы проснётесь, можете спуститься к нам в ресторан. Мы приготовим для вас чашечку кофе, свежеиспечённый багет и мягкое сливочное масло. При желании, вместо масла вы можете заказать джем или шоколадную пасту. За дополнительную плату мы приготовим для вас яичницу с беконом или овсяную кашу на молоке. Масло, яйца и молоко поставляются на нашу кухню каждое утро из собственного подсобного хозяйства.
Картинка наполняется чувствами, читая, мы представляем запах кофе и жареного бекона, а во рту уже тает хрустящий хлеб со сливочным маслом.
Разговорный стиль придаёт эмоциональную окраску тексту
Пишите живым языком. Так, как будто вы рассказываете что-то своей любимой подружке. Если не хотите вмешивать в это подруг, придумайте себе виртуального собеседника. Дайте ему имя, найдите фотографию и рассказывайте ему свои истории. Для предания тексту лёгкости используйте:
- короткие предложения
- обращения к читателю
- вопросительные предложения
- те слова, которые приняты среди тех, для кого вы пишите
Где можно использовать эмоциональные описания?
Поверьте – везде. Ведь мы уже поняли, что речь идёт не о кричащих тремя восклицательными знаками и БОЛЬШИМИ буквами предложениях:
Получите НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ результат и НЕПОВТОРИМУЮ АТМОСФЕРУ В ДОМЕ.
Эмоциональные, а значит человеческие описания, можно использовать даже рассказывая об условиях оплаты и доставки или о правилах группы. Ведь вам важно, что чувствует человек, читающий ваши строки? Что общаться с вами просто и приятно, либо сложно и муторно.
Сравните два варианта. Вам какой больше нравится?
«Оплата товара может осуществляться с использованием платёжных терминалов, электронных платёжных систем или с помощью банковского перевода.»
«Вы можете оплатить товар электронными деньгами, воспользоваться карточкой вашего банка и сделать онлайн-платёж, либо перевести деньги в ближайшим платёжном терминале.»
Источник