Как линия может выразить чувства

Линия и ее выразительные возможности.
Ритм линий

Рисунок пером или карандашом в основном состоят из линий — длинных или коротких, волнистых или отрывистых. толстых или тонких. Линии разные по своему характеру. Можно почувствовать то весомость и уверенность, то беглость и поспешность линий. Линия может быть лихой, смелой или строгой, обстоятельной. Они может очерчивать контур, как упругая проволока, выявляя изображение на бумаге, или быть линией-росчерком, оставляющим на бумаге свободный след впечатлений.

В природе линии встречаются очень редко, в каком-то смысле их и вовсе нет. В то же время мы их видим. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет. Линия — это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы тоже линии. Только писать букны мы стремимся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии.

У человека, рисующего линией, как и у пишущего, есть свой почерк — своя манера вести линию, обрисовывать контуры предмета. И этот почерк может быть очень разным: строгим, когда всякий знак завершен, и непринужденным, упругим, энергичным. Характер линии выражает эмоции, чувства художника!

Н.В. Кузьмин. Иллюстрация к роману А.С. Пушнина — Евгений Онегин.Тушь. Россия. XX в.

П. Пикассо. Голубь Мира. Тушь. Франция. XX в.

В. Ван Гог. МОРЕ. Тушь. Франция XIX в.

Задания

    Напиши па белом, без линеек, листе бумаги крупно несколько раз слово «Здравствуй!»

Известно, что по почерку многое можно сказать о характере и настроении человека. И ты напиши это слово по-разному: как очень аккуратный, сдержанный человек, как человек, который спешит, то есть напиши стремительно, летящими буквами, а затем напиши убористо, скупо, как будто экономишь место, напиши твердо и напиши робко.

При написании одного и того же слова смысл его не менялся, а характер приветствия, интонация высказывания, выразившись в почерке. получались разными. Здесь мы уже оказываемся в пространстве изобразительного искусства.
Любым удобным графическим материалом изобрази на одном листе бумаги гнев, а на другом — радость. При этом не рисуй никаких предметов, ничего конкретного. Рисуй только линии, росчерки, штрихи, и рисуй быстро, не задумываясь.

У всех ребят рисунки получатся разные. У тех, кто постарается, можно будет понять, где гнев, а где радость.

  • Теперь на одном листе чистой бумаги разнохарактерной линией изобрази порыв ветра, а на другом — спокойствие. У большинства ребят это легко получится.
  • В этoм учебном рисунке передано состояние сnoкойствия.

    а в этом изображен порыв ветра

    В этих заданиях мы не только изменяли характер линии для выражения настроення — линии то сгущались, го разрежались, как звуки в музыке, то обходили пустое место, делая паузу. Нам необходим был соответствующий ритм,

    Ритм — это чередование соизмеримых между собой элементов. Ритмические соотношения могут быть бесконечно разнообразны: сложны и вариативны, а иногда очень просты.

    П.В. Митурич. Заборчик. Тушь. Россия. XX в.

    Если перед нами забор из полосок, это тоже ритм — мерный ритм. Попробуй объяснить, что такой ритм может выражать. Когда нам нужен такой ритмический порядок?

    А.А. Дейнека. Ночкой пейзаж. Масло. Россия. XX в.

    На отдельном листе бумаги, используя все его пространство, графическим материалом изобрази колыхание трав на ветру.

    Абсолютно точно, как в природе, нарисовать все листочки и веточки здесь не требуется, ведь при ветре тебе некогда их разглядывать. Хотя отдельные колоски могут создавать необходимый акцент Расположи линии так, чтобы чувствовалось дуновение ветра по граве. Главное средство выражения здесь — ритм линий.

    А можно, наоборот показать спокойствие в природе и сделать красивый графический рисунок с узорами трав.

    Источник

    Линия и ее выразительные возможности.
    Ритм линий

    Рисунок пером или карандашом в основном состоят из линий — длинных или коротких, волнистых или отрывистых. толстых или тонких. Линии разные по своему характеру. Можно почувствовать то весомость и уверенность, то беглость и поспешность линий. Линия может быть лихой, смелой или строгой, обстоятельной. Они может очерчивать контур, как упругая проволока, выявляя изображение на бумаге, или быть линией-росчерком, оставляющим на бумаге свободный след впечатлений.

    Читайте также:  Простить себя за депрессию

    В природе линии встречаются очень редко, в каком-то смысле их и вовсе нет. В то же время мы их видим. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет. Линия — это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы тоже линии. Только писать букны мы стремимся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии.

    У человека, рисующего линией, как и у пишущего, есть свой почерк — своя манера вести линию, обрисовывать контуры предмета. И этот почерк может быть очень разным: строгим, когда всякий знак завершен, и непринужденным, упругим, энергичным. Характер линии выражает эмоции, чувства художника!

    Н.В. Кузьмин. Иллюстрация к роману А.С. Пушнина — Евгений Онегин.Тушь. Россия. XX в.

    П. Пикассо. Голубь Мира. Тушь. Франция. XX в.

    В. Ван Гог. МОРЕ. Тушь. Франция XIX в.

    Задания

      Напиши па белом, без линеек, листе бумаги крупно несколько раз слово «Здравствуй!»

    Известно, что по почерку многое можно сказать о характере и настроении человека. И ты напиши это слово по-разному: как очень аккуратный, сдержанный человек, как человек, который спешит, то есть напиши стремительно, летящими буквами, а затем напиши убористо, скупо, как будто экономишь место, напиши твердо и напиши робко.

    При написании одного и того же слова смысл его не менялся, а характер приветствия, интонация высказывания, выразившись в почерке. получались разными. Здесь мы уже оказываемся в пространстве изобразительного искусства.
    Любым удобным графическим материалом изобрази на одном листе бумаги гнев, а на другом — радость. При этом не рисуй никаких предметов, ничего конкретного. Рисуй только линии, росчерки, штрихи, и рисуй быстро, не задумываясь.

    У всех ребят рисунки получатся разные. У тех, кто постарается, можно будет понять, где гнев, а где радость.

  • Теперь на одном листе чистой бумаги разнохарактерной линией изобрази порыв ветра, а на другом — спокойствие. У большинства ребят это легко получится.
  • В этoм учебном рисунке передано состояние сnoкойствия.

    а в этом изображен порыв ветра

    В этих заданиях мы не только изменяли характер линии для выражения настроення — линии то сгущались, го разрежались, как звуки в музыке, то обходили пустое место, делая паузу. Нам необходим был соответствующий ритм,

    Ритм — это чередование соизмеримых между собой элементов. Ритмические соотношения могут быть бесконечно разнообразны: сложны и вариативны, а иногда очень просты.

    П.В. Митурич. Заборчик. Тушь. Россия. XX в.

    Если перед нами забор из полосок, это тоже ритм — мерный ритм. Попробуй объяснить, что такой ритм может выражать. Когда нам нужен такой ритмический порядок?

    А.А. Дейнека. Ночкой пейзаж. Масло. Россия. XX в.

    На отдельном листе бумаги, используя все его пространство, графическим материалом изобрази колыхание трав на ветру.

    Абсолютно точно, как в природе, нарисовать все листочки и веточки здесь не требуется, ведь при ветре тебе некогда их разглядывать. Хотя отдельные колоски могут создавать необходимый акцент Расположи линии так, чтобы чувствовалось дуновение ветра по граве. Главное средство выражения здесь — ритм линий.

    А можно, наоборот показать спокойствие в природе и сделать красивый графический рисунок с узорами трав.

    Источник

    Урок ИЗО 6 кл Линия и её выразительные возможности
    презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

    Урок 6 кл Линия и её выразительные возможности. Презентация.

    Скачать:

    Вложение Размер
    liniya_i_eyo_vyrazitelnye_vozmozhnosti.pptx 1.42 МБ
    liniya_ee_vyrazitelnye_vozmozhnosti.docx 22.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    «Путь к конечной цели идёт не через нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью» Анри Матисс

    Линия и её выразительные возможности Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М. Неменского Разработала: Гулевич Л.М.

    Линии по начертанию Длинные , короткие, прямые, кривые, волнистые, отрывистые, тонкие, толстые и т.д .

    Композиции, где доминируют горизонтальные линии, несут в себе заряд спокойствия.

    Вертикальные линии создают ощущение высоты, полета и воздушности.

    Линии бывают с различным начертательным характером.

    Интерес к выразительности линии рождает её характер. Характер линии выражает эмоции, чувства художника.

    «Женщина с распущенными волосами» А.Матисс

    «Голубь мира» П.Пикассо

    Портрет балерины Т.Карсавиной В.Серов

    Задание Любым удобным графическим материалом изобразите линиями различного характера добро и зло. Чтобы легче было справиться с заданием, передадим эти качества через образ дерева. Чтобы понять суть задания, посмотрим учебные рисунки на эту тему.

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Линия и её выразительные возможности.

    Дидактическая цель урока: познакомить с выразительными свойствами линии, видами и характером линии.

    — активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;

    — создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;

    — продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

    -развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;

    -совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию , планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности;

    -формировать коммуникативные компетенции.

    -сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике;

    -развивать умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в разных эмоциональных состояниях, умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

    Характеристика видов деятельности учащихся

    В ходе урока обучающиеся получат возможность:

    • рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников;
    • выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке;
    • приобретать представления о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника;
    • овладевать навыками ритмического линейного изображения движения(динамики) и статики(спокойствия)

    Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор,

    презентация «Линия и её выразительные возможности», стихотворение Всеволода Рождественского «Рисунок Пикассо», альбом, простой карандаш, фломастеры.

    Тип урока : урок открытия новых знаний

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    (Метапредметные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность)

    1. Постановка учебной задачи

    -Художник Анри Матисс говорил: « Путь к конечной цели идёт не через нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью» (эпиграф записан на доске).

    Сообщение темы и цели урока.

    — Сегодня мы будем говорить о линии. Тема урока так и называется — «Линия и её выразительные возможности».

    — Для какого вида изобразительного искусства линия является основным выразительным средством? (Для графики)

    — Что такое графика? (Вид изобразительного искусства, где отражение действительности решается с помощью рисунка. Основными средствами выражения замысла являются линия, штрих, пятно)

    — Какие виды рисунка вы знаете? (Набросок, зарисовка, эскиз)

    — С чего начинается рисунок? (С линии)

    1. «Открытие» обучающимися нового знания

    Рисунок начинается с линии. Линия является началом всех начал в рисунке.

    — Какие линии вы знаете? Какими могут быть линии по начертанию?

    (длинные, короткие, прямые, кривые, волнистые, отрывистые, тонкие, толстые и т.д.).

    Известный художник – график В.А.Фаворский говорил : «Всякую линию – и кривую и прямую – мы можем представить себе как остановившуюся и как движущуюся…».

    -Как вы понимаете слова художника? ( Художник относится к линии как к живой – она может двигаться, а может и остановиться).

    (Формируемые умения: умение иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного выступления).

    — Горизонтальные линии создают ощущение покоя или отдыха. Объекты, которые расположены параллельно земле, покоятся относительно линии силы притяжения. Следовательно, композиции, где доминируют горизонтальные линии, несут в себе заряд спокойствия.

    — Вертикальные линии создают ощущение высоты, полета и воздушности. Вытянутые перпендикулярные линии подразумевают подавляющее богатство, пышность, непостижимое простым человеческим сознанием.

    — А какими ещё чертами мы можем наделить линию, свойственными и для человека?

    — У линии может быть характер?

    — А какой характер может быть у линии? Давайте наделим линию теми же чертами характера, что и у человека. Придумаем лирические эпитеты, чтобы обозначить её характер (линия может быть уверенной, лихой, смелой или строгой, обстоятельной, мягкой, жёсткой, нежной, грубой и т.д.) Линия может звучать как струна: случайно задетая, выразительно звучащая или надрывно кричащая.

    — Что мы обозначаем линией?

    Линией мы обозначаем контур предмета, его край. Линия – это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы тоже линии. Только писать буквы мы стараемся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии.

    — Зачем художнику столько разных линий? Для чего он их использует?

    (линия – это средство создания образа; чтобы образ был выразительнее).

    Интерес к выразительности линии рождает её характер. Характер линии выражает эмоции, чувства художника.

    Магия творческого акта – явления линии – безукоризненно передана в работе А.Матисса и П.Пикассо, выполненных одной линией на белом фоне.

    Слайд 8. «Женщина с распущенными волосами» А.Матисс.

    — Какие впечатления у вас от этого женского образа? (предполагаемые ответы учащихся: нежная, загадочная, задумчивая, добрая молодая женщина).

    Сам А.Матисс сказал: «Я не могу ничего прибавить к этой линии, ни отнять от неё».

    Слайд 9. «Голубь мира» П.Пикассо.

    — Что видите вы в рисунке Пикассо? Может быть, что-то необычное? (очень лаконично передан женский образ, плавно переходящий в изображение голубя).

    Здесь линия, созданная как бы одним взмахом руки художника.

    Поэт Всеволод Рождественский к рисунку «Голубь мира» написал стихотворение, которое так и называется «Рисунок Пикассо» (прочитать отрывок)

    «Певучим медленным овалом

    Встаёт виденьем небывалым

    Белее лилии – она.

    Голубки нежной трепетаньем

    Её лицо окаймлено,

    И вся она – любви сиянье,

    Зарёй вошедшее в окно…»

    Слайд 10. «Портрет балерины Т.Карсавиной» В.Серов.

    Сам процесс рождения линии запечатлён В.Серовым в «Портрете балерины Т.Карсавиной» — линейный рисунок тела переходит в штриховое пятно головы. Такую линию называют «живой». Вот линия напряглась, как струна, или мягко расплылась, раскрывая пластичность прекрасного тела балерины.

    Слайд 11. «Танец» П.Пикассо.

    — А что вы можете сказать про рисунок П.Пикассо «Танец»?

    Множество линий передают экспрессию танца в рисунке П.Пикассо «Танец».

    Нарисовать в воздухе руками линии различного характера. Показать, какими линиями можно нарисовать добро, зло. Представить себя тонкой берёзкой; могучим дубом; плакучей ивой над рекой; деревом со сломанной веткой.

    1. Творческая практическая деятельность.

    Любым удобным графическим материалом изобразите линиями различного характера добро и зло. Чтобы легче было справиться с заданием, передадим эти качества через образ дерева. Чтобы понять суть задания, посмотрим учебные рисунки на эту тему.

    Слайды 4 – 7. Учебные рисунки с передачей разных состояний и черт характера через образ дерева.

    Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

    — контроль организации рабочего места;

    — контроль правильности выполнения рисунка;

    — оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

    2) Заключительное слово учителя.

    Главное выразительное средство рисунка – линия. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной.

    Вернёмся к эпиграфу: «В рисунке художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью».

    Сегодня на уроке вы на практике убедились, что изображая что – либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями и вместе с тем передать (достичь) выразительность образа.

    Домашнее задание: подготовить графические материалы, повторить виды рисунка.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по ИЗО для 6 класса по программе Б.М. Неменского «Линия и её выразительные возможности».

    Разработка урока по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» 6 класс, урок №3 по теме » Линия и её выразительные возможности».

    Открытый урок по изобразительному искусству в 6 классе на тему: Графика – вид изобразительного искусства. Выразительные средства графики. Учащиеся знакомятся с разнообразными линиями, с применением ли.

    План-конспект открытого урока по изобразительному искусству «Линия и ее выразительные возможности» (с использованием документ-камеры).

    Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Линия и ее выразительные возможности».

    Технологическая карта к уроку в 6 классе «Линия и её выразительные возможности. Ритм линий» I четверть. Программа Б. М. Неменского.

    Источник

    Читайте также:  Уровень эмоционального развития тест
    Оцените статью