Депрессия у детей
Проявление депрессии у детей зависит от возраста. Чем младше ребенок, тем меньше он способен понять, что с ним происходит и внятно об этом рассказать. Но даже в подростковом возрасте дети не всегда говорят родителям о своем состоянии и о своих проблемах прямо. По разным причинам: из страха, недоверия, стыда, смущения, неуверенности. Поэтому в любом возрасте очень важно обращать внимание на состояние ребенка – его поведение, мимика, привычки, проявление эмоций, сон и аппетит, физическое состояние. Это поможет разобраться в том, о чем ребенок не может или не хочет говорить.
Симптомы депресии у детей
Что делать, если у ребенка подозрение на депрессию?
1. Внимательно понаблюдать. Не стоит впадать в панику, если Вы заметили один или два симптома. Все дети время от времени испытывают слабость, иногда жалуются на боль, бывают пассивны или слезливы. Но если Вы замечаете 3-4 признака, стоит проконсультироваться со специалистом, для начала врачом общего профиля.
2. Важно проконсультироваться с невропатологом.Компетентный врач общего профиля обязательно даст Вам направление, если Ваше беспокойство обосновано. Это необходимо чтобы поставить правильный диагноз и решить надо ли применять медикаментозное лечение.
3. При наличии соматических жалоб (головных, мышечных, желудочных болей) следует обратиться к соответствующему специалисту, чтобы определить причину, выяснить или исключить биологическую основу этих болей. При этом обязательно помните о более широком контексте, о других признаках депрессии, которые Вы наблюдаете. Скажите об этом доктору, чтобы он мог адекватно оценить ситуацию и не «залечивал» симптомы, имеющие психо-соматическую природу.
4. И наконец, очень важно обратиться за квалифицированной психологической, психотерапевтической помощью. Даже если депрессия обусловлена биологическими факторами, если назначены соответствующие препараты, ребенку и его родителям нужно адаптироваться к сложившейся ситуации, осознать, что происходит и выработать подходящие способы взаимодействия.
Психологическая помощь имеет решающее значение, если причины депрессии коренятся в семейной сфере, социальном окружении или психологических трудностях ребенка.
Для чего необходима психологическая помощь для ребенка, страдающего депрессией?
1. Прояснить причину. Если врач не выявил биологическую причину, необходимо разобраться, что же вызвало такое состояние у ребенка.
ИСТОРИЯ
За помощью обратилась мама семилетнего мальчика. У ребенка наблюдаются большинство классических признаков депрессии: вялость, подавленность, снижение успеваемости, потеря интереса, молчаливость, изоляция, преобладание грустного настроения. При этом мальчик ни на что не жалуется, никаких изменений в его жизни за последнее время не произошло, в школе, дома, в семье, со слов мамы, все нормально. Потребовалась длительная диагностическая беседа, в ходе которой выяснилось, что у мамы обнаружили онкологическое заболевание, она проходит курс лечения. Родителям не приходило в голову, что это имеет значение: «Он же не знает, мы ему ничего не говорили». Даже если сын ничего не знает, а дети обычно знают гораздо больше, чем догадываются взрослые, он все равно чувствует и реагирует на это очень важное для него изменение.
Разумеется, беседа, не единственный способ. Психолог и психотерапевт моделирует различные ситуации, выбирая формы соответствующие возрасту и наклонностям ребенка и на основании наблюдений делает выводы о вероятных причинах трудностей. Кроме этого используются различные проективные методики: рисуночные, цветовые, игровые и т.д.
2. Помочь родителям выработать адекватную стратегию в отношении ребенка.
ИСТОРИЯ
На консультацию пришли родители пятилетней девочки. Они планируют разводиться. И хотят понять, как вести себя с дочкой. И мама, и папа любят ребенка, оба образованные, разносторонне развитые, безусловно, отличные специалисты в своей области. Тем не менее, для них было не совсем непонятно, что и как говорить девочке, что не стоит говорить, в какие аспекты отношений взрослых ее не надо посвящать. Это не история про депрессию – девочка и дальше росла и развивалась вполне счастливо. Но весьма вероятно, подобные проблемы удалось предотвратить именно потому, что родители оказались настолько ответственны, заботливы и предусмотрительны, что обратились за квалифицированной помощью заранее.
Кроме консультаций родителей, для достижений результатов бывает целесообразно проведение семейных сессий для обучения новым способам взаимоотношений с ребенком и в семье, а также индивидуальная или семейная психотерапия.
3. Помочь ребенку пережить трудности хорошим для него способом.
ИСТОРИЯ
К психологу пришла мама десятилетнего мальчика. Он хорошо учится в школе, развитый, смышленый, хотя последнее время успехов стало меньше, он по-прежнему отличник, но не занимает первых мест на олимпиадах. Он мало общается со сверстниками и эта тенденция усиливается. Родителей беспокоят жалобы сына на сильные головные боли. После многочисленных диагностических процедур невролог рекомендовал обратиться психологу. Сложность, с которой ребенку оказалось не под силу справиться самому, заключалась в том, что он гиперответственный, ориентирован всегда на достижение наилучшего результата, стремится вести себя исключительно примерно. И напряжение, которое ребенок испытывает вследствие таких высоких требований к себе, влияет уже не только на его психическое, но и на физическое состояние. Здесь необходима довольно длительная психотерапия, помогающая мальчику разрешить себе быть несовершенным, испытывать «плохие» чувства, получать удовольствие от игры, общения, увидеть и принять мир, в том числе и свой внутренний.
Способы и формы работы всегда подбираются индивидуально под ребенка с учетом его возраста и особенностей. Это может быть игровая или песочная терапия, сказко-терапия или арт-терапия. Могут быть индивидуальные или групповые занятия. Часто параллельно проводится работа с родителями.
Депрессия у ребенка развивается обычно постепенно, ее проявления не сразу бросаются в глаза, поэтому так важно быть внимательным к ребенку, чтобы не пропустить симптомы заболевания и оказать ему своевременную помощь.
Источник
Депрессия у подростков
Депрессия у подростков – это часто встречающееся состояние. 11% подростков до 18 лет страдают депрессивными расстройствами. Девочки страдают депрессией чаще, чем мальчики. Если игнорировать проявления депрессии и не оказать своевременную помощь, данное состояние может привести к трагическому исходу, например, суициду.
Причины подростковой депрессии
В переходном возрасте происходит бурный рост организма, который сопровождается гормональным сдвигом, перестройкой в жизнедеятельности всего организма. Также подростки испытывают стресс из-за учебной нагрузки, возрастающей ответственности, сложностями взаимодействия со сверстниками, взрослыми. Вышеперечисленные моменты делают ребенка крайне уязвимым. Причинами развития депрессии могут быть как внешние причины (стресс, плохая успеваемость в школе, проблемы в отношениях в семье, со сверстниками, тяжелые заболевания), так и внутренние причины, связанные с нарушением биохимических процессов в головном мозге.
Симптомы депрессии у подростков
Диагностика депрессии в подростковом возрасте вызывает некоторые трудности, так как типичная картина депрессии проявляется у детей не всегда. Пубертатный возраст накладывает отпечаток на картину симптомов депрессии, определяет своеобразие болезненных переживаний. Гораздо чаще депрессия у подростков проявляется в виде нарушений поведения, интереса к алкоголю, наркотикам, постоянной скуки. Отмечается снижение успехов в учебе, обилие соматических жалоб на здоровье и т.д. Важно обращать внимание на изменения в поведении у ребенка, которые могут скрывать под собой симптомы депрессии, чтобы не упустить время и в нужный момент обратиться к врачу-психиатру, психотерапевту, психологу за помощью.
«Маски» депрессии у ребенка
Депрессия у подростков может скрываться за «масками», когда типичные проявления депрессии не являются первым, бросающимся в глаза компонентом. Условно выделяют несколько «масок» или, так называемых, эквивалентов депрессий у подростков.
Девиантный эквивалент. Этот эквивалент проявляется внезапно начавшимися, не свойственными ранее, нарушениями поведения. Подросток начинает испытывать тягу к «дурным» компаниям, прогуливать школу, сбегать из дома, проявлять интерес к алкоголю, воровству. Имеет место самоповреждающее поведение (ребята наносят себе порезы, ожоги, ввязываются в драки). Однако в отличие от истинного девиантного поведения, на состоянии ребенка лежит отпечаток отчаяния, и истинного удовольствия от своих поступков он не получает.
Употребление алкоголя и наркотических веществ связано с тем, что подросток хочет облегчить свое эмоциональное состояние. Как правило, подростки скрывают свои внутренние переживания от взрослых, но в голове у них могут скрываться довольно мрачные мысли о собственной несостоятельности, отсутствии смысла жизни, перспектив.
Психологи объясняют подобное поведение тем, что ребенок намеренно ищет наказания, так как думает о себе как о «плохом».
Случай из практики. Мальчик Р., будучи в младшей школе примерным ребенком, состоятельным в учебе, любимцем учителей, в подростковом возрасте внезапно начал употреблять наркотики, обманывать взрослых, воровать, наносить себе повреждения. Учителя, родители списывали изменения поведения на подростковый возраст и отнеслись к состоянию ребенка серьезно только после незавершенной суицидальной попытки. Впоследствии мальчик признавался врачам в том, что на протяжении длительного времени находился в подавленном состоянии, видел свое будущее в мрачном свете, считал себя бесполезным, думал, что он ничего не добьется, только подведет всех. После обращения к врачу и прохождения курса лечения, психотерапии мальчик вернулся к нормальной жизни, снова появилась заинтересованность в учебе, планы на будущее, отношения в семье стали более доверительными.
Апатический эквивалент. Характеризуется трудностями в учебе. Дети жалуются на быструю утомляемость, снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, постоянную скуку. Часто подростки говорят о том, что они стали «как будто глупее». Вышеперечисленные проблемы приводят к снижению успеваемости. Дети начинают прогуливать школу, сидят дома, теряют интерес к общению, забрасывают хобби, кружки, пренебрегают личной гигиеной. Изменяется digital-активность подростка, например, на смену социальным сетям приходят однотипные игры или просмотр роликов в интернете, которые не несут смысловой нагрузки. При таком состоянии часто появляются мысли о «нежелании жить», так как подростки начинают корить себя за свою несостоятельность. Нередко взрослые списывают состояние подростка на лень, ругают ребенка, тем самым усугубляют тяжесть его состояния, создавая «порочный круг».
Случай из практики. Подросток В., после смерти отца перестала посещать школу, спортивные кружки, стала жаловаться на ухудшение памяти, быструю истощаемость, не могла сконцентрироваться на сюжете фильма или книги, потеряла контакт с друзьями, со временем практически перестала вставать с постели. После обращения к психиатру и подбора терапии девочка стала активнее, инициативнее, вновь начала общаться со сверстниками, вернулась в школу, успешно закончила 10 класс. Психотерапия помогла ей принять потерю близкого человека. Впоследствии девочка стала большой поддержкой для своей мамы.
Ипохондрический эквивалент. Этот вариант «маски депрессии» встречается реже, чем первые два. Он проявляется многочисленными жалобами на здоровье, желанием постоянно обследоваться у врачей. Ссылаясь на слабое здоровье, такие подростки пропускают школу. При этом они не обманывают родителей, а на самом деле испытывают различные физические недомогания (головокружение, тошноту, может отмечаться подъем температуры до 38 градусов).
Случай из практики. Пациентка К., постоянно предъявляла различные жалобы на головные боли, боли в животе, ломоту в конечностях, головокружение, тошноту, просила обследовать ее, читала о заболеваниях в интернете. Полное обследование исключило наличие какого-либо заболевания, что ненадолго успокоило девочку. Спустя непродолжительное время она вновь находила у себя симптомы тяжелых заболеваний. По собственной инициативе девочка посетила психиатра. После подбора лечения постепенно пропали соматические жалобы, а после работы с психотерапевтом она выяснила причину своей депрессии и смогла ее побороть.
«Будто тяжелый металл закачали внутрь меня»
Помимо депрессивных «масок» в старшем подростковом возрасте могут встречаться и более классические депрессивные картины. Юноши и девушки жалуются на тоску, угнетенное настроение, плаксивость, тревогу. Голос становится тихим, речь замедляется, мимика оскудевает.
Для классической депрессии характерна бессонница с ночными и ранними утренними пробуждениями, снижение аппетита. Пища становится «как трава» на вкус, любимые прежде блюда не приносят удовольствия. Появляются идеи самообвинения, физические недостатки преувеличиваются, начинают казаться «уродствами». Периодически подростки очень красочно описывают свои переживания. Например, одна девушка так описывала свое состояние: «Будто тяжелый металл закачивают внутрь, и он разливается по всему телу. В груди камень. Мысли взяли и перевернули через мясорубку. В голове каша».
Как справиться с подростковой депрессией
Родителям необходимо обращать внимание на подобные изменения в поведении ребенка и вовремя обращаться за помощью к психиатру, психологу. Также в этот сложный период крайне важна поддержка семьи, окружения. В лечении депрессии у подростков чаще всего применяется комплексный подход (лекарственная терапия, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, другие реабилитационные мероприятия). Однако, каждый случай депрессии уникален. Для оптимального подбора лечения необходимо рассматривать ситуацию в индивидуальном порядке. При наличии симптомов депрессии у ребенка важно не отворачиваться от него, не бояться вовремя обратиться за помощью, чтобы вернуть сыну или дочке улыбку и радость жизни.
Источник
Детская депрессия
Депрессия — это психическое расстройство, при котором у человека наблюдаются подавленное, разбитое настроение и снижение или даже полная утрата способности получать удовольствие. Депрессия бывает не только у взрослых, как многие привыкли думать.
Данное заболевание стали диагностировать и у детей. Причем этот недуг может проявляться практически с самого рождения. Заболевание включено в Международную классификацию болезней (МКБ-10) под кодом F32 и имеет три степени: легкую, среднюю и тяжелую.
В некоторых случаях детскую депрессию могут ошибочно принять за РАС, особенно в раннем возрасте. Это происходит из-за схожих симптомов обоих расстройств. При расстройстве аутистического спектра дети также испытывают проблемы с общением, коммуникацией, поведением, как и при детской депрессии.
Депрессивное состояние у ребенка тормозит когнитивное развитие, поэтому нуждается в обязательной коррекции. Можно предотвратить негативные последствия, если вовремя выявить признаки начинающегося заболевания.
Причины детской депрессии
Депрессия у ребенка может появиться лишь тогда, когда у него имеется определенная почва для этого состояния. Это биохимические, неврологические, наследственные и психосоциальные факторы. Уже на это накладываются формальные поводы, провоцирующие депрессию, такие как проблемы в школе, дома, чувство одиночества и т.д.
Возможные причины детской депрессии:
- Поражения центральной нервной системы. Могут быть вызваны внутриутробными инфекциями, внутриматочной гипоксией плода, энцефалопатией новорожденных, асфиксией. Все это приводит к повреждениям головного мозга;
- Наследственная предрасположенность. Дети, родители которых часто страдали от депрессий, и сами подвержены данному недомоганию;
- Проблемы психологического и эмоционального характера. Например, ребенок постоянно наблюдает конфликты между родителями, испытывает чрезмерную заботу и внимание от родителей или их недостаток (гипер- и гипоопека, воспитание по типу «кумир семьи»), растет только с одним родителем, встречает регулярное непонимание при общении со значимыми взрослыми;
- При переживании сильной душевной травмы. Например, развод родителей, болезнь близких или чья-то смерть;
- Непостоянное место проживания. При частых переездах ребенок испытывает стресс и не успевает завести близких друзей, с которыми мог бы поделиться своими переживаниями, рассказать о секретах;
- Ребенок много времени проводит за уроками и занятиями в секциях, не высыпается. В период умственного и физического перенапряжения он наиболее подвержен депрессивным состояниям;
- Проблемы с учебой. Ребенок начинает отставать от своих сверстников, вследствие чего может быть подвержен насмешкам и издевательствам с их стороны, у него начинает снижаться самооценка;
- Подростковый период. Во время переходного возраста происходит перестройка организма (появление менструаций у девочек и ночных поллюций у мальчиков), изменение формы тела, появление прыщей. От выработки определенных гормонов дети могут стать более агрессивными. В их кругу общения начинают выделяться лидеры и аутсайдеры. Подросток, непринятый в группы общения, чувствует себя одиноким и ненужным, что приводит к депрессии.
Поводом к появлению болезни зачастую становятся проблемы со здоровьем. К ним относятся частые головные боли, аллергия, заболевания желудка, щитовидной железы, неправильное питание и чрезмерное потребление сахаров. Но сами по себе эти проблемы могут вызвать депрессию только в том случае, если имеют хронический характер и ухудшают качество жизни, тем самым вызывая переживания ребенка по этому поводу.
Симптомы и признаки детской депрессии
Очень сложно определить развитие заболевания на начальном этапе, особенно в раннем возрасте, когда малыш не предъявляет никаких жалоб. Также сложности доставляет схожесть с другими болезнями.
При депрессивных реакциях часто наблюдают:
- Общую вялость и слабость. Ребенок быстро устает даже при минимальных физических нагрузках, у него замедляется реакция, ухудшается координация движений;
- Нарушения сна. Малыш просыпается и плачет во сне, у него может развиться бессонница;
- Заторможенность;
- Частая смена настроения, неумение радоваться и получать удовольствие от жизни;
- Снижение интереса к жизни. Дети становятся замкнутыми, безынициативными, не хотят учиться, общаться, играть;
- Неконтролируемый аппетит или его отсутствие, а также нарушения пищевого поведения. Родителей должно насторожить то, что ребенок отказывается от еды или, наоборот, ест слишком часто и большими порциями;
- Тревожность;
- Дистимию. Ребенок начинает быть угрюмым, мрачным, капризным, озлобленным, постоянно жалуется, высказывает упреки и обвинения;
- Речевые дефекты. Может развиваться специфика речи, похожая на алалию, ЗРР;
- Снижение самооценки, уверенности в своих силах;
- Психосоматические нарушения (рвота без причины, боли в животе неясного происхождения, нейродермит, бронхиальная астма, учащение сезонных простуд, аллергии и другие).
- Энурез, энкопрез;
- Отказ от выполнения повседневных дел (чистка зубов, расчесывание волос, посещение школы и т.д.);
- При тяжелой степени детской депрессии — мысли о суициде;
Лечение детской депрессии
Лечение обычно производится несколькими специалистами: врач-психиатр проводит медикаментозную терапию, психотерапевт или детский психолог применяет психотерапевтические методы. Применение одних лекарств считается неэффективным, так как они могут снять симптомы или устранить обострение, но не устранят причину заболевания. Тем не менее, прежде чем приступить к психотерапии, важно снять острую форму депрессии, чтобы не усугубить состояние ребенка, избежать попыток суицида, если речь идет о тяжелой форме депрессии.
После этого проводится работа с психотерапевтом или с психологом. Если причины депрессии связаны с обстановкой в семье, в психотерапии обязательно должны принять участие родители ребенка.
Вместе с психологом ребенок учится решать свои проблемы, которые его беспокоят. Восстанавливается здоровый эмоциональный фон и настроение в целом. Специалист применяет такие методики, как арт-терапия, песочная терапия и др.
Отдельно стоит сказать о семейных занятиях, во время которых психолог будет взаимодействовать одновременно с ребенком и его родителями. Очень важно, чтобы родители не противились посещению сессий с психологом и приняли участие в психотерапии. Они должны создать благоприятную обстановку дома для выздоровления своего ребенка. Нужно наладить климат в семье, а для этого нужно разрешить собственные проблемы. Но слишком сильно вмешиваться в личную жизнь ребенка тоже не стоит, а в некоторых случаях это вмешательство наоборот необходимо урезать. Например, когда родители и так постоянно заботятся о нем и мешают ему принимать самостоятельные решения.
Вот некоторые общие рекомендации:
- Нужно принимать нужды и мнения ребенка;
- Следить за тем, чтобы ребенок достаточно спал и правильно питался;
- Обратить внимание на самооценку ребенка. Она должна быть стабильной и адекватной;
- Учить самостоятельно разрешать трудные проблемы;
- Правильно распределять учебную нагрузку;
- Позволять отдыхать. Важно чередование видов деятельности, труда и отдыха;
- Не запрещать ему гулять и проводить время с друзьями;
- Следить за тем, чтобы его не обижали в школе/детском саду.
Только при совместной работе специалистов и родителей можно добиться полного выздоровления ребенка.
Источник