Техника контейнирования эмоций: справляемся с сильными детскими эмоциями за пять шагов
Как помочь ребенку управлять своими эмоциями?
Расскажем о способах, которые помогут родителям договариваться с ребенком и предотвращать истерики, нытьё и капризы.
Способность чувствовать – высшее достояние человека. Ежедневно мы переживаем множество чувств, проявляя спектр разных эмоций. Взрослый человек умеет справляться с эмоциями, способен скрывать свои чувства, а дети отличаются от взрослых, прежде всего, искренностью и открытостью. Родители часто наблюдают у своих детей злость, страх, обиду, разочарование и не знают, что с этим делать.
Детские эмоции нельзя пускать на самотек. Сильные отрицательные чувства негативно сказываются на детской психике. Родители должны научить детей принимать и отпускать свои чувства. Справиться с эмоциями поможет психотехника «контейнирование».
Что такое контейнирование эмоций
Суть техники в том, чтобы принимать на себя детские эмоции и переработав их, отпускать. Чувства ребенка принимаются в воображаемый контейнер, где происходит их переработка. Естественно, что подобным контейнером становятся родители.
Чтобы понять действие техники, представим себе злого, расстроенного ребенка в какой-то трудной для него ситуации. Он кричит, плачет и не слышит окружающих людей. Взрослые пытаются успокоить, ругают за неправильное поведение, испытывают тревогу, пытаются ободрить, но ничего не помогает, так как эмоции ребенка остаются с ним.
Детский страх, обида и злость часто перерастают в такие же эмоции у родителей: страх за ребенка, злость на ситуацию, расстройство и обида за негативное поведение. Это не решает проблемы.
В случае сильных переживаний нужно взять на себя детские эмоции, перевести их в позитивные и только тогда вернуть ребенку.
Как научить ребенка управлять своими эмоциями?
Взрослые часто недовольны тем, что ребёнок не сдержан, пуглив, капризничает, чуть что сердится или лезет в драку. Но мало кто задумывается о том, что умение управлять своими эмоциями не приходит к человеку само по себе. Эмоциональный интеллект нужно развивать так же, как мы развиваем умение читать, считать и решать логические задачки.
Этапы контейнирования
С помощью контейнирования мы переживаем эмоции. Технике нужно учиться. От негативных эмоций к позитивным – пять шагов.
Первый шаг: спокойствие
Совершать правильные поступки можно только при условии самоконтроля. Трудно сохранить спокойствие, если у твоего ребенка истерика, но сделать это необходимо. Надо выдержать небольшую паузу, чтобы первый взрыв негативных детских эмоций вышел, и постараться максимально успокоиться самому.
Второй шаг: подключение
Когда вы почувствуете контроль над собой, можно приступить к подключению к детским эмоциям. Вы должны стать одним целым с малышом. На этом этапе нельзя успокаивать и воспитывать. Лучше вообще ничего не говорить, а действовать: взять на руки, прижать к себе, погладить по голове, сжать его руку. Главное, почувствовать содрогание детского тела, чтобы ребенок ощутил ваше тепло. Вы подключились.
Третий шаг: прояснение
Подключившись к ребенку, вы в какой-то момент ощутите спад эмоций: голос станет тише, всхлипывания реже, возможно, ребенок начнет что-то говорить. В этот момент нужно прояснять ситуацию. Но не следует задавать прямые вопросы: что случилось или почему ты плачешь. Пробуйте угадать:
— Тебе больно? Где именно? Покажи. Как это случилось?
— Тебя кто-то обидел? Он что-то отнял у тебя? Ударил? Как обидел?
— Ты расстроился из-за чего-то? Разозлился на себя самого?
Обратите внимание, что первый вопрос выражает эмоцию или ее причину. Сильная истерика может быть из-за боли, обиды, злости. Озвучьте эмоцию и определите причину, но не надоедайте вопросами.
Пять способов справляться с детским нытьём
Расскажем о способах, которые помогут родителям договариваться с ребенком и предотвращать истерики, нытьё и капризы.
Четвертый шаг: принятие
Когда ситуация прояснится, нужно сказать, как вы понимаете ребенка. Малышу уже стало легче, а теперь еще значимый взрослый говорит о сочувствии. Можно сказать, что вы бы тоже расстроились (обиделись, расплакались) в этой ситуации. Очень важно озвучить причину эмоции:
— Ты разозлился на друга за то, что он не стал с тобой играть?
— Ты обиделся на папу, потому что он не купил тебе игрушку?
— Ты расплакался от сильной боли в колене, когда упал?
Важно, чтобы ребенок осознал сильную эмоцию и ее причину.
Этот этап может быть заключительным, так как контроль над эмоциями вернулся. Но лучше перейти к следующему этапу.
Пятый шаг: проектирование
Теперь нужно перейти к будущим действиям. Для этого нужно обсудить с ребенком дальнейшие планы. Первое предложение должно исходить от взрослого:
— давай приведем себя в порядок, чтоб никто не догадался про плач, а потом купим мороженое;
— пойдем домой и обработаем рану, чтобы не было инфекции и запомним, что нельзя подходить близко качелям;
— мы пойдем сейчас в парк, погуляем, и ты пообещаешь, что больше не будешь отнимать чужие игрушки, а в следующий раз попросишь поиграть.
Вариантов планирования может быть много. Главное, решить несколько задач:
1. Обговорить варианты действий в похожих ситуациях.
2. Установить границы поведения.
3. Запланировать ближайшее будущее.
Воспитательный эффект больше, если вы установили границы дозволенного по факту, в этом еще одна ценность контейнирования эмоций.
Ваш ребенок научится справляться со своим эмоциями и доверять вам.
Техника универсальна и вполне может быть применима и в общении с близкими взрослыми, при условии правильно подобранных слов. Главное, быть искренним.
Источник
Техника контейнирования эмоций: как справляться с сильными эмоциями ребенка
Жизнь малышей насыщена событиями, которые порой вызывают в них бурю эмоций — это часто ставит взрослых в тупик: они теряются и не знают, как реагировать. Оставляя детей наедине с их переживаниями, родители забывают, что подавление и отрицание и эмоций негативно сказывается на детской психике.
Лучший способ контроля над эмоциональными проявлениями — проговаривание своих чувств и умение называть их своими именами.
Научить детей справляться с чувствами — осознавать их, принимать, перерабатывать и отпускать — поможет психологическая техника контейнирования эмоций.
Что такое «контейнирование» эмоций
Рассмотрим конкретный пример.
Малыш травмировался, при этом сильно испугался. Ему не только больно, но и страшно.
Вариантов развития событий может быть несколько.
Мама жалеет, рассматривает рану, сочувствует, задает вопросы, суть которых не в констатации фактов – и так все очевидно. Главное — перевести эмоции ребенка в другое русло: вместо страха и негатива дать понимание, что его любят, ему сопереживают и стараются помочь. Негативные эмоции уходят.
Мама испугана сама, хватает ребенка, несет его домой для обработки раны, накручивает себя возможностью серьезных последствий. Страх у ребенка остается.
Мама кричит, возлагает на ребенка вину за произошедшее, потому что тот не слушался. Может быть, потом мама и пожалеет малыша, но он уже обиделся, и ему будет сложно вернуться к позитивному состоянию.
Очевидно, что во втором и третьем случае эмоции ребенка остались внутри него. Новое падение усилит страх, а крик мамы породит новую обиду. В первом примере мама применила технику контейнирования, и негатива от случившегося не осталось.
Родители в приведенных ситуациях поступают так, как вели себя с ними их мамы. Если не было опыта принятия эмоций, то мамы растеряны, так как не знают других вариантов поведения в подобных случаях.
Описание техники
Задача данной техники — развить у себя и своего ребенка способность переживать сильные отрицательные эмоции. Именно сильные — не стоит ей пользоваться, если ребенок слегка поцарапался или его едва задели.
Представим себе сильно раздраженного, злого, расстроенного или обиженного ребенка в слезах и истерике.
Шаг 1. Спокойствие. Очень сложно сохранять спокойствие, когда твой ребенок плачет и кричит. Однако сделать это необходимо — продуктивный диалог возможен только в состоянии покоя.
Шаг 2. Принятие. На этом этапе не нужно читать нравоучений, воспитывать и успокаивать. Сядьте рядом с ребенком, прижмите к себе, возьмите его руку, погладьте по голове. Ничего не говорите. Важно, чтобы ребенок почувствовал ваше присутствие и участие.
Шаг 3. Прояснение ситуации. Важно не успокаивать ребенка, а задавать вопросы. Обычно ребенок сам начинает активно рассказывать о том, что случилось. Помогите ему правильно назвать его состояние и чувства: «ты испуган?», «тебе стыдно?». Важно при этом сделать акцент на эмоциях ребенка: испуган, в гневе, в ярости и т.д.
Шаг 4. Понимание. «Я понимаю, насколько тебе больно» — напряжение падает, потому что ребенка понимает близкий человек. Теперь важно связать чувства и ситуацию: «тебе стыдно, потому что….», «ты расстроился, потому что….», Важно, чтобы вы и ребенок поняли причину эмоционального взрыва. На этом этапе можно остановиться, так как ребенок приходит в себя, и ситуация под контролем. Но надо идти дальше.
Учим ребенка ответственности
Общаясь с детьми, малыш должен быть готов к тому, что не всегда и не все ведут себя по правилам, и его могут задеть, обидеть. Мамы в этот момент может не быть рядом, поэтому необходимо учиться самому справляться со своими переживаниями и нести ответственность за поступки.
Принять эмоции ребенка — объяснить, что они естественны — это только начало. Следующий шаг — научить ответственности за свои действия, пониманию того, что эмоции зависят только от него, а не от мамы и ее спасительных объятий. Поэтому, когда ситуация пережита, родителю надо подтолкнуть малыша к решению проблемы: «Надо подумать, что делать, чтобы подобное не повторилось». Маленькому ребенку необходимо предложить варианты, чтобы он выбрал подходящий, старшему — дать возможность разобраться самому — и убедиться, что его выбор верный.
Жалеть, любить, поддерживать детей обязательно надо, но только с возрастом необходимо менять тактику, чтобы в дальнейшем они смогли самостоятельно решать свои проблемы.
Источник
Контейнировать эмоции ребенка — полезно или вредно? Как это делать правильно?
Здравствуйте! Вам знаком модный сейчас термин «контейнерования» эмоций? Многие современные психологи, сторонники теории привязанности, советуют применять «контейнирование», когда чадо не может справиться с эмоциями. На первый взгляд тут все просто – вы должны обнять ребенка, проявить сочувствие, вслух произнести его эмоцию, то, что он чувствует. И вроде все будет хорошо. Но в контейнировании есть свои «подводные камни». Его противники считают, что оно сделает из вашего ребенка слабака и хлюпика. Так ли это? И как собирать эмоции ребенка правильно, и не вредить ему?
В чем смысл?
Смысл этого – в том, чтобы помочь и своему чаду, и себе пережить, перемолоть негативные и сильные эмоции (страх, гнев, обиду, злость, раздражение). Например, ваш ребенок упал, ударился, громко орет. Вы можете сказать «ничего, до свадьбы заживет», но это мало поможет – малыш будет ныть, требовать жалости, внимания. А можете обнять, сказать «тебе больно и обидно», подуть на ранку. Минута-две, и малыш уже бегает, забыв о своей маленькой неприятности.
Контейнирование – не очередной тренд, а просто новое название того действия, которое использовали и сотни, и даже тысячи лет назад. Все любящие мамы — уж точно.
Чем опасно контейнирование?
Многие тревожные мамочки считают, что их «миссия» — фактически впитывать весь негатив ребенка. Учить чадо делать выводы и справляться с эмоциями, и жалеть свою психику им в голову не приходит.
И что мы имеем в результате? Избалованных детей, не способных самостоятельно пережить малейшую неприятность. Привязанных к мамочке на годы, этой самой страшной эмоциональной зависимостью. И нервных мам, которые уже стали переполненными контейнерами.
У меня у самой дочка – не подарочек. Иногда мне кажется, что это маленький вампирчик, который «сливает» негатив в меня, как, извините, в помойную яму. К счастью, я более-менее с этим спраляюсь – мне помогают йога, медитация, и иногда – бокальчик винишка перед сном))). А как быть другим мамочкам?
Принять эмоции — это лишь первый шаг. Второй шаг – привести ребенка к верному выводу, помочь чему-то научиться, чтобы справиться с проблемой. Той самой, которая стала причиной негатива.
Как «контейнировать» правильно и без вреда для себя и ребенка?
Шаги правильного контейнирования:
1. Маме – успокоиться, убрать оценивающее состояние и панику, ощущать только любовь к ребенку и спокойствие.
2. Обнять ребенка, погладить, поцеловать (в ушибленный пальчик, например);
3. Постараться понять, какую главную эмоцию испытывает сейчас ребенок, и назвать ее, вместе с причиной «ты сильно обижен на…», «ты очень зол из-за…», «ты сильно испугался» и так далее.
4. Планирование/решение — можно сказать: «Давай придумаем, что можно сделать сейчас», «Давай подумаем, что ты (мы) можешь попробовать сделать в следующий раз».
5. Если ребенок сам чем-то виноват, вы должны добаить, когда он уже успокоился: «Ты сильно обиделся, … но толкать Сашу (Лену) нельзя», «Я понимаю, разозлился, но кидаться песком я не разрешаю».
Вашему чаду будет легче сделать выводы, успокоиться, и даже принять запрет, если он будет чувствовать, что его понимает и поддерживает самый главный человек его жизни – мама.
Контейнирование — не рецепт от 100 бед. Дети пойдут в сад или школу, и там будут и и страхи, и обид, другие эмоции. Но если они научатся с ними справляться, все будет хорошо!
А вы, занимаетесь ли контейнированием? Или по старинке просто утешаете? Как относитесь к этому новому тренду? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!