Как карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми кратко

Тема. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести

Тема. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести

Цель: доказать торжество духовных ценностей (любви, самоотречения, заботы о ближних, раскаянья) над материальными.

Задачи: 1) через образ главной героини показать идеал духовно-развитой личности;

2) через образ Эраста привести учеников к пониманию несостоятельности счастливой жизни, основанной на эгоизме (желании жить только для себя) и материальной зависимости.

Ход урока.

1. Слово учителя.

– Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что Карамзин оказал огромное влияние на развитие русской литературы (особенно значителен его вклад в развитие русской прозы). Также мы выяснили, что Николай Михайлович стал первым и самым крупным писателем нового тогда – в конце 18 века – течения – сентиментализма. Ещё мы выявили основные черты данного течения, среди которых следует отметить : изображение жизни простых людей (крестьян, ремесленников) с их чувствами, переживаниями, хлопотами и опасениями. Виссарион Григорьевич Белинский (знаете, кто такой?) – знаменитый литературный критик конца 18-начала 19-го веков – вот что писал по этому поводу: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество… повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта».

2. Беседа по вопросам.

– Дома вы должны были прочитать повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». И сегодня мы с вами как раз и поговорим о прочитанном.

– Для начала давайте определимся, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица – от лица автора. Вспомните, на прошлом уроке мы отмечали, что писатели-сентименталисты часто писали от первого лица… Почему? – это давало им возможность полнее раскрыть духовный мир героев. )

– С чего начинается повесть?

(С описания пейзажа, открывающегося с места, на котором возвышаются башни Симонова монастыря : «тучные, густо-зелёные, цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течёт светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок…». Природа живёт и радуется. )

– О чём повествуется далее?

(Затем речь идёт непосредственно о Симоновом монастыре с его могилами и келиями. Это грустное описание готовит нас к знакомству с трагической судьбой Лизы – главной героини. )

– Какой мы видим главную героиню в родительском доме? Чему смогли научить её отец с матерью?

(Родители, сами будучи добросовестными работниками, ведущими спокойную и «трезвую» жизнь, приучили дочь к труду. Лиза в свои 15 лет «трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве». )

– Какими же эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Каково его отношение к ней?

(Первый эпитет, показывающий отношение к главной героине, появляется уже в заглавии повести – «бедная», т. е. та, которой следует посочувствовать, пожалеть.

«Прекрасная», «любезная», нежная», «услужливая», «робкая», целомудренная», «стыдливая» «редкой красоты» с «чистой, радостной душой». Из вышеперечисленных эпитетов видно, что автор явно симпатизирует Лизе, более того, он пытается показать нам её духовную прелесть. )

– Что узнаёт читатель об Эрасте до встречи с Лизой? Процитируйте.

(Имя Эраст образовано от греческого слова «эрос» – «любовь» и означает «любящий». «Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида…»)

– Какие сведения о жизни и интересах героя мы получаем позднее?

(«Сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил : скучал и жаловался на судьбу свою. Красоты Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена…все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все свои дни провождали. Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего его сердце давно искало. »

Таким образом, идеалом своей жизни он видел жизнь на лоне природы, жизнь, в которой не нужно ни о чём задумываться (нет необходимости ломать голову, как раздобыть деньги, чтобы прокормить семью), цель которой получение удовольствия. )

– Как понимать слова героя : «Натура призывает меня в свои объятья?»

Читайте также:  Видеть чувствовать это быть раз

(А следом он добавляет «…к чистым своим радостям». Он воспринял знакомство с прекрасной Лизой как знак судьбы, которая, опять-таки, по его мнению, даёт ему шанс превратить в жизнь его мечты о жизни с «пастушкой» на лоне природы. )

– Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? Так всё-таки чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?

(Лиза искренне и всем сердцем, как это обычно бывает, когда речь идёт о первом чувстве, полюбила Эраста. Она готова была на всё лишь ему было хорошо : и матери не говорила об их отношениях, и полилась за любимого, и отпустить его оп делам службы в другой город… Она бы даже последовала за ним, если бы вовремя не опомнилась : «У меня есть мать!».

«Видя, сколь Лиза его любит, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства». )

– Когда и почему отношение Эраста к Лизе переменилось?

(В момент, когда Лиза бросилась в объятья к Эрасту, «он почувствовал в себе трепет»… В тот момент герой «искал слов и не находил». Лиза перестала быть для Эраста «ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу» … Лиза видела своё счастье в служении любимому, он же, будучи эгоистом, думал только о себе. )

– В каких словах звучит оценка поступку героя? Осуждает ли Карамзин Эраста?

(«Сердце моё обливается кровию в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему. »)

– Как, по-вашему, автор относится в самоубийству героини?

(Он ей сочувствует, не упрекает и призывает к этому читателей. )

– Как понимать финальную фразу повести?

(«Теперь, может быть, они уже примирились». Эраст, справедливо считая себя виновным, покаялся. И теперь, находясь там… получил и прощение Лизы. )

– Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.

3. Обобщение.

– Так какова же тема повести?

(Тема торжества внутреннего, духовного совершенства, идеала жизни для любимых людей. )

4. Комментированное выставление оценок.

5. Домашнее задание. Подготовить доклады :

1) «Жизнь и творчество А. С. Грибоедова»;

2) «А. С. Грибоедов – дипломат».

Ознакомиться со статьёй, помещённой в учебнике.

М. А. Бороздунова, ГБОУ средняя школа №339, Санкт-Петербург

Источник

СРОЧНО!! ! Как карамзин показывает развитие чувств между Лизой и Эрастом? Произведение «Бедная Лиза»

Главные герои — Лиза и Эраст. Лиза — простая крестьянка. Она воспитывалась в бедной. но любящей семье.
Молодые люди знакомятся, случайно встретившись в городе, и впоследствии влюбляются.
Эрасту вначале нравились их платонические отношения, он «с отвращением помышлял.. . о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства» . Но постепенно отношения развивались, и целомудренных, чистых взаимоотношений ему уже недостаточно.
Лиза понимает, что не подходит Эрасту по социальному положению, хотя он и утверждал, что «возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю» .
Однако, когда исчезла новизна ощущений, Эраст переменился к Лизе: свидания становились все реже, а затем последовало сообщение о том, что ему необходимо отправиться на службу. Вместо того чтобы сражаться с неприятелем, в армии Эраст «играл в карты и проиграл почти все свое имение» . Он, забыв все обещания, данные Лизе, женится на другой с целью поправить свое материальное положение.

Читайте также:  Что такое мышечно суставное чувство

В этой сентиментальной повести не столько важны поступки героев, сколько их чувства. Автор пытается донести до читателя, что люди низкого происхождения тоже способны на глубокие чувства, переживания. Именно чувства героев — объект его пристального внимания. Особенно подробно автор описывает чувства Лизы («Все жилки в ней забились, и, конеч­но, не от страха» , «Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил ее — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста.. . и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти») .

Пейзаж в произведении не только служит фоном развития событий («Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу.
Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании») , но и показывает отношение автора к изображаемому.

И в этой повести Лиза, узнав об измене Эраста, покончила жизнь самоубийством. Чувства простой крестьянки оказались сильнее чувств дворянина. Лиза не думает о матери, для которой смерть дочери равносильна собственной смерти; о том, что самоубийство — большой грех. Она опозорена и не представляет жизни без своего возлюбленного.

Поступки Эраста характеризуй его как ветреного, легкомысленного человека, но все же до конца жизни его мучило чувство вины за смерть Лизы.

Писатель раскрывает внутренний мир своих героев через описание природы, внутренний монолог, рассуждения рассказчика, описание взаимоотношений между героями.

Название повести можно истолковать по-разному: эпитет «бедная» характеризует главную героиню Лизу по социальному положению, то что она не богата; а также то, что она несчастна.

Источник

СРОЧНО!! ! Как карамзин показывает развитие чувств между Лизой и Эрастом? Произведение «Бедная Лиза»

Главные герои — Лиза и Эраст. Лиза — простая крестьянка. Она воспитывалась в бедной. но любящей семье.
Молодые люди знакомятся, случайно встретившись в городе, и впоследствии влюбляются.
Эрасту вначале нравились их платонические отношения, он «с отвращением помышлял.. . о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства» . Но постепенно отношения развивались, и целомудренных, чистых взаимоотношений ему уже недостаточно.
Лиза понимает, что не подходит Эрасту по социальному положению, хотя он и утверждал, что «возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю» .
Однако, когда исчезла новизна ощущений, Эраст переменился к Лизе: свидания становились все реже, а затем последовало сообщение о том, что ему необходимо отправиться на службу. Вместо того чтобы сражаться с неприятелем, в армии Эраст «играл в карты и проиграл почти все свое имение» . Он, забыв все обещания, данные Лизе, женится на другой с целью поправить свое материальное положение.

В этой сентиментальной повести не столько важны поступки героев, сколько их чувства. Автор пытается донести до читателя, что люди низкого происхождения тоже способны на глубокие чувства, переживания. Именно чувства героев — объект его пристального внимания. Особенно подробно автор описывает чувства Лизы («Все жилки в ней забились, и, конеч­но, не от страха» , «Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил ее — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста.. . и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти») .

Пейзаж в произведении не только служит фоном развития событий («Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу.
Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании») , но и показывает отношение автора к изображаемому.

Читайте также:  Самая сложная эмоция для актера

И в этой повести Лиза, узнав об измене Эраста, покончила жизнь самоубийством. Чувства простой крестьянки оказались сильнее чувств дворянина. Лиза не думает о матери, для которой смерть дочери равносильна собственной смерти; о том, что самоубийство — большой грех. Она опозорена и не представляет жизни без своего возлюбленного.

Поступки Эраста характеризуй его как ветреного, легкомысленного человека, но все же до конца жизни его мучило чувство вины за смерть Лизы.

Писатель раскрывает внутренний мир своих героев через описание природы, внутренний монолог, рассуждения рассказчика, описание взаимоотношений между героями.

Название повести можно истолковать по-разному: эпитет «бедная» характеризует главную героиню Лизу по социальному положению, то что она не богата; а также то, что она несчастна.

Источник

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс 🙂

Тема любви в повести «Бедная Лиза»

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 28.06.2020

Центральной темой повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» является любовь, сыгравшая роковую роль в жизни главных героев произведения. Выбор этой темы не случаен: автор хотел показать, что это возвышенное, прекрасное чувство способны испытывать и простые люди. Ранее в русской литературе героинями любовной лирики становились лишь знатные особы, красивые и величественные аристократки. Карамзин же стал первым писателем, показавшим, что и бедные, необразованные девушки способны тонко и глубоко чувствовать любовь, до конца оставаясь преданными своему чувству.

В повести «Бедная Лиза» именно любовь стала тем связующим звеном, что соединила представителей дворянства и простого народа. Однако в этом необычном по тем временам союзе не дворянин, а простолюдинка продемонстрировала величие души, истинное благородство своей натуры.

Яркая, сильная влюбленность поначалу стирает все сословные преграды между молодыми людьми, принадлежавшим совершенно разным мирам. Так, прекрасно образованный дворянин с блестящим будущим настолько сильно влюбляется в юную очаровательную крестьянку, что даже всерьез задумывается о женитьбе. Устав от лицемерия высшего света, он находит особую прелесть в общении с наивной, чистой девушкой. Эраст входит к ней в доверие, обещает жениться, но на деле, пресытившись чувством новизны, утрачивает к своей избраннице интерес. Лиза же, напротив, все свое сердце отдает возлюбленному. Для бесхитростной, доверчивой Лизы Эраст становится смыслом жизни, в любви к нему она находит утешение и отраду. Тем сильнее становится для нее удар – известие о том, что Эраст бросает ее ради женитьбы на богатой вдове. Бедная Лиза не может поверить этому, ведь в ее чистой душе нет места предательству и обману. Эраст же, будучи легкомысленным, искушенным в любовных делах юношей, уверен, что любовь – чувство прекрасное, но не вечное: в его мире это чувство ценится не слишком высоко.

Любовная трагедия, постигшая Лизу, становится причиной страшного отчаянья девушки. Не видя смысла жить дальше, она бросается в реку. Узнав о смерти своей возлюбленной, Эраст иначе смотрит на эту историю, и понимает, какую роковую ошибку совершил, отвергнув такую большую чистую любовь. До конца своих дней он будет жить в глубокой печали, скорбя о несчастной Лизе.

Таким образом писатель хотел показать, что богатство и чистота души никоим образом не связаны с социальным статусом или богатством: бедная крестьянка оказалась куда более честной, возвышенной натурой, нежели ее знатный, но совершенной испорченный жених-дворянин.

Источник

Оцените статью