Как изучать эмоции человека

Содержание
  1. Эмоциональный интеллект и способы его развития
  2. Что такое эмоция?
  3. Как зарождается эмоция?
  4. Эмоции характеризуются тремя компонентами:
  5. Теория базовых эмоций
  6. Что такое эмоциональный интеллект?
  7. Краткая история
  8. Модель Майера-Саловея
  9. Модель Рувена Бар-Она
  10. Модель Гоулмана
  11. Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
  12. Важность коэффициента эмоционального интеллекта
  13. Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
  14. Как развить эмоциональный интеллект?
  15. Шаг первый
  16. Шаг второй
  17. Шаг третий
  18. Шаг четвертый
  19. Наука эмоций: как умные технологии учатся понимать людей
  20. Рынок технологий распознавания эмоций — что с ним?
  21. Стек технологий и науки
  22. Технологии распознавания эмоций и закон
  23. Где в ближайшие годы понадобится распознавание эмоций
  24. Здоровье и Health tech
  25. Криминалистика
  26. Мониторинг социальных активностей
  27. Реклама
  28. Игровая индустрия
  29. А что в России? Опыт Neurodata Lab

Эмоциональный интеллект и способы его развития

«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».

Что такое эмоция?

Как зарождается эмоция?

  1. Сначала приходит стимул из окружающего мира.
  2. Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.

Эмоции характеризуются тремя компонентами:

  1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
  2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
  3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.

Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.

Чувства длительны и устойчивы.

Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.

Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?

Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.

Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.

Теория базовых эмоций

Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.

Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:

  1. Нейрофизиологический
  2. Экспрессивный
  3. Субъективный

Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.

Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.

Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:

  1. радость
  2. печаль
  3. страх
  4. гнев

На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.

Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.

Краткая история

В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.

В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.

Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.

Модель Майера-Саловея

Модель Рувена Бар-Она

Модель Гоулмана

Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?

EQ основан на четырех факторах:
  1. Самосознание
  2. Самоконтроль
  3. Эмпатия
  4. Управление отношениями

Важность коэффициента эмоционального интеллекта

Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
  • понимает свои эмоции;
  • знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
  • умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
  • стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
  • умеет регулировать свои эмоции;
  • умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
  • конфликтен;
  • раздражителен;
  • нерешителен;
  • стремится держать все под контролем;
  • подвластен сильному чувству гнева.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».

Фазы управления эмоциями:
  1. Идентификация. Распознавание эмоции.
  2. Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
  3. Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
  4. Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.

Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

  • Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
  • Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
  • Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
  • Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.
Читайте также:  Чувствую гной во рту

Как развить эмоциональный интеллект?

Шаг первый

Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.

Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.

В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.

Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:

Факт (ситуация, человек)

Шаг второй

Практика «Немой телевизор»

Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.

Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

Практика «Общественный транспорт»

Шаг третий

Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.

Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.

Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»

Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).

Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

Шаг четвертый

Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»

Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».

Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?

Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?

И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.

Источник

Наука эмоций: как умные технологии учатся понимать людей

Валентина Евтюхина, автор канала Digital Eva, и специалисты проектной компании и R&D лаборатории Neurodata Lab специально для блога Нетологии подготовили статью о том, как развиваются технологии в сфере распознавания эмоций.

Наука об эмоциях стала популярной не так давно, и в основном благодаря Полу Экману — американскому психологу, автору книги «Психология лжи» и консультанту популярного сериала «Обмани меня», который основан на материалах книги.


Пол Экман и Тим Рот — исполнитель главной роли в сериале «Обмани меня», чей персонаж списан с самого Экмана

Сериал стартовал в 2009 году, и в то же время значительно вырос публичный интерес к теме распознавания эмоций. Бум в стартап-среде случился в 2015-2016 годах, когда сразу два технологических гиганта — корпорации Microsoft и Google — доступными для обычных пользователей свои пилотные проекты для работы с наукой эмоций.


Сервис для распознавания эмоций Emotion Recognition, запущенный Microsoft
в 2015 году

Это стало толчком к созданию самых разных приложений и алгоритмов на базе технологии распознавания эмоций. Например, Text Analytics API — один из сервисов пакета Microsoft Cognitive Services, которые позволяют разработчикам встраивать готовые «умные» алгоритмы в свои продукты. Среди других сервисов пакета: инструменты распознавания изображений, лиц, речи, и многие другие. Теперь эмоции можно определять по тексту, звуку голоса, фото и даже видео.

Агентство Gartner утверждает, что наш смартфон в 2021-2022 годах будет знать нас лучше, чем наши же друзья и родственники, и взаимодействовать с нами на тонком эмоциональном уровне.

Рынок технологий распознавания эмоций — что с ним?

Он есть, но он молод, у него еще все впереди.

Сейчас рынок детекции эмоций переживает бум и по оценке западных специалистов к 2021 году он вырастет, по разным подсчетам, от $19 млрд до $37 млрд.

Так, по мнению влиятельного агентства MarketsandMarkets, глобальный объем рынка эмоций в 2016 г. составил $6,72 млрд, и предполагается, что к середине 2020-х гг. он увеличится до $36,07 млрд. Рынок эмоциональных технологий не монополизирован. Тут найдется место и для корпораций, и для лабораторий, и для стартапов. Более того, нормальная рыночная практика: корпорации интегрируют в свои решения наработки компаний поменьше.

Читайте также:  Как снять депрессию от работы

Эмоциональные и поведенческие технологии востребованы в различных сферах, включая медицинскую.

Обращаясь к зарубежному опыту, вспомним, как компания Empatica под руководством Розалинд Пикард первой в мире получила несколько недель назад разрешение от надзорных органов США, ответственных за клинические испытания (FDA-клиринг), на использование их носимого браслета Embrace, который не только фиксирует физиологические данные о состоянии владельца, но и оценивает его эмоциональный фон и предсказывает вероятность наступления сложных для организма ситуаций. Это может помочь людям с расстройствами аутистического спектра, депрессией и в сложных случаях в неврологии и медицине.

Израильская компания Beyond Verbal совместно с Mayo Clinic ищет в голосе человека вокальные биомаркеры, по которым определяются не только эмоции, но и закладывается возможность прогнозирования аортокоронарных заболеваний, болезней Паркинсона и Альцгеймера, что уже подводит эмоциональную проблематику к теме геронтологии и поиску путей замедления старения.

Если говорить о применимости технологий, то тут преимущественно задействована B2B сфера в секторах вроде интеллектуального транспорта, ритейла, рекламы, HR, IoT, gaming.

Но и в B2C тоже есть спрос: EaaS (Emotion as a Service) или же облачное аналитическое решение (Human data analytics) позволит любому пользователю загружать видеофайл и получать по нему всю эмоциональную и поведенческую статистику для каждого фрагмента записи.

Если речь идет о предвыборных дебатах на пост президента (будь то России или США), то от алгоритма едва ли что-то скроется. Более того, через пару лет технология по распознаванию эмоций будет в каждом смартфоне.

Стек технологий и науки

Бум AI был предсказан на 2025-2027 годы.

Трендом станет создание умных интерфейсов распознавания человеческих эмоций — программное обеспечение позволит определять состояние пользователя в произвольный момент времени при помощи обычной веб-камеры.

Это перспективная ниша, так как определение эмоций человека может быть использовано в коммерческих целях: от анализа восприятия видео- и аудиоконтента до расследования криминальных дел.

С другой стороны, это безграничные возможности развлекательной индустрии. Например, в новом iPhone X встроена технология распознавания лица Face ID, которая не только разблокирует телефон, но и может создать эмодзи с вашей мимикой:

Основная масса новых продуктов в сфере эмоциональной науки строится на семи базовых эмоциях и микроэкспрессии лица, которая отражает наши эмоции на уровне, неподвластном контролю мозга. Сознательно мы можем сдержать улыбку, но легкие подергивания уголков губ останутся, и это будет сигнал для технологий распознавания эмоций.

Есть также блок технологий, специализирующихся на анализе речи, голоса и взгляда. Использование этих методов в психиатрии или уголовном делопроизводстве позволит узнать максимум об эмоциональном состоянии человека и его истинном настрое благодаря информации о мельчайших изменениях в мимике и телодвижениях.

Сейчас компании и отдельные команды могут использовать открытые научные данные о распознавании эмоций и использовать их в стеке с технологиями, формируя область эмоциональных вычислений (affective computing).

Колоссальный вклад в развитие рынка эмоциональных технологий внесла пятерка FAANG (Facebook, Apple, Amazon, Netflix, Google) и техногиганты вроде IBM.

Технологии распознавания эмоций и закон

Прямых законодательных барьеров для эмоциональных технологий нет, а сама индустрия регулируется достаточно слабо и точечно. Есть ожидаемые барьеры и опасения: прежде всего, это проблема privacy и защиты персональных данных.

Эмоции — это приватные, довольно личные данные о человеке, его состояниях, ощущениях, откликах на стимулы, людей и среду, о мыслях и намерениях, подчас не полностью осознаваемых рационально.

Вместе с тем всеобщая диджитализация, распространение гаджетов и девайсов любого рода, повсеместное обращение к изображениям и видео (несколько миллиардов видео попадает в сеть ежедневно), публичность в соцсетях позволяют эффективно извлекать эмоциональные данные из общего потока и использовать их для анализа человека — как потребителя товаров и услуг, и как пользователя. И все это должно проходить в правовом поле, корректно и этично.

Новый европейский регламент по защите персональных данных (GDPR) предполагает ряд ограничений: данные для обучения и тренировки алгоритмов машинного обучения можно будет использовать свободно, если они:

  • они остаются деперсонализированными, то есть биосенсорные данные отделяются от биометрии (идентификация людей);
  • если соблюдается групповой формат (анализ толпы, множества людей, а не единичных субъектов);
  • если ведется съемка, человек должен знать об этом и быть с этим согласен, в противном случае это будет являться нарушением регламента и повлечет за собой ответственность.

Как будет разворачиваться история с нормативным регулированием в России, покажет время.

Где в ближайшие годы понадобится распознавание эмоций

Здоровье и Health tech

Индустрия здоровья активно внедряет самые современные методы сбора и анализа данных о пациентах или пользователях, так как машинные алгоритмы определяют симптомы, используя сотни и тысячи похожих случаев.

Уже существуют мобильные приложения, которые анализируют по фото и тексту психоэмоциональное состояние, и чем больше человек общается с программой, тем лучше она обучается, «понимает» его и дает точные прогнозы лечения.

Одно дело, когда устройство просто улавливает, «понимает» на своем уровне ваше настроение и в соответствии с ним включает музыку, регулирует свет или готовит кофе. Другое, когда оно по вашему внешнему виду оценивает степень усталости или определяет какие-то отклонения от нормы. Или заболевания. К примеру, болезнь Альцгеймера или Паркинсона.

Задолго до своего проявления болезнь начинает влиять на мышцы лица, на скорость движения глаз, на неощутимые, казалось бы, изменения в голосе и микродвижениях.

Криминалистика

Сериал «Обмани меня» вышел на экраны в 2009 году и сразу же получил мировую популярность. Главный герой Доктор Лайтман умеет читать правду по микромимике лица. Это его «суперспособность», которая помогает найти убийцу и раскрыть сеть запутанных преступлений.

Нейроинтерфейсы могут все то же самое, только еще лучше, качественнее и быстрее. Можно снять человека в комнате для допроса и потом наложить на видео специальную программу, которая прогнозирует процент эмоций на его лице — злость, страх, горечь, обида и так далее. Эти данные помогут следствию понять, в какой момент человек мог обмануть или чего-то недоговорить.

Мониторинг социальных активностей

Считается, что интернет не передает эмоции, но это не так. По серии твитов или постов в Фейсбуке можно с высокой точностью определить, в каком настроении и состоянии находился пользователь в тот момент, когда это писал.

Самый простой пример определения психоэмоционального состояния по стилистике текста — всем хорошо известная ситуация, когда человек начинает ставить точку в конце сообщения, а его собеседник воспринимает это как сигнал о том, что в разговоре что-то пошло не так.

В глобальных масштабах при помощи машинного обучения можно создать систему, которая будет отслеживать вспышки гнева, просьбы о помощи или страх в сообщениях и реагировать на них — например, отправлять сигнал в службы спасения.

Читайте также:  Неоднозначные чувства что значит

Реклама

Уже сейчас мировые ритейл-сети максимально интегрируют онлайн в офлайн, пытаясь узнать, что хочет покупатель и что он, вероятнее всего, купит. Когда нейроинтерфейсы достигнут уровня точного высокочувствительного распознавания эмоций, реклама в витрине торгового центра будет за доли секунд подстраиваться под настроение проходящих мимо людей. Подобная технология показана в фантастических фильмах, например, «Особое мнение» и «Бегущий по лезвию 2049».


Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049», где голографический рекламный
гиноид реагирует на эмоции на лице главного героя.

Примерно год назад, в апреле 2017 года, исследовательская группа из Сан-Франциско научила нейронную сеть LSTM точнее распознавать эмоциональную составляющую текста. Теперь машина почти безошибочно опознает настроение в отзывах покупателей на Amazon и кинорецензиях на Rotten Tomatoes, что помогает улучшить сервис и предугадать популярность продукта у пользователей.

Игровая индустрия

Когда вышла первая модель очков Google Glass, предполагалось, что управление жестами выйдет на новый уровень — для того, чтобы читать текст на внутренней стороне линзы, достаточно было провести глазами сверху вниз, чтобы система поняла, что вы уже прочитали этот абзац и можно показывать следующий. Несмотря на то, что сам гаджет не вышел за рамки прототипа, история с исследованием движений глаз переместилась в новое поле — игровое.

Разработчикам игр очень важно понимать, как и в какой момент игрок себя чувствует, как на него действуют спецэффекты и игровые препятствия. Компания-разработчик технологии распознавания эмоций Affectiva помогла создать игру Nevermind, в которой сложность зависит от уровня напряжения играющего, а сюжет подстраивается от состояния стресса или спокойствия игрока.

А что в России? Опыт Neurodata Lab

После того как в начале 2016 года команда фонда Envirtue Capital пришла к мысли, что во многих аспектах имеющийся венчурный рынок России в части технологий распознавания эмоций не отвечает ожиданиям инвесторов, было принято решение развивать проекты в рамках своей R&D лаборатории, полностью автономной и финансируемой из собственных источников. Так родилась компания Neurodata Lab LLC.

«С сентября 2016 года начал формироваться наш коллектив, включающий сегодня как научных сотрудников — специалистов по естественным и когнитивным наукам, так и технических экспертов с компетенциями и бэкграундом в области компьютерного зрения, машинного обучения, науки о данных. Междисциплинарный характер исследований эмоций предопределил наш выбор в пользу смешанной команды, что позволяет думать над решением задач с разных точек зрения, объединять в одном контуре как сугубо техническую часть, так и взгляды и идеи биологии, психофизиологии и нейролингвистики».
Георгий Плиев
Управляющий партнер Neurodata Lab

Neurodata Lab разрабатывает решения, которые охватывают широкий спектр направлений в области исследований эмоций и их распознавания по аудио и видео, в том числе технологии по разделению голосов, послойного анализа и идентификации голоса спикера в аудиопотоке, комплексного трекинга движений тела и рук, а также детекции и распознавания ключевых точек и движений мышц лица в видеопотоке в режиме реального времени.

Один из таких проектов — разработка прототипа софтового айтрекера EyeCatcher, позволяющего извлекать данные движений глаз и головы из видеофайлов, записанных на обычную камеру. Эта технология открывает новые горизонты в изучении движений глаз человека в естественных, а не лабораторных, условиях и ощутимо расширяет исследовательские возможности — теперь можно узнать, как человек рассматривает картины, реагирует на звук, цвет, вкус, каково движение глаз, когда он счастлив или удивлен. Эти данные будут использованы как база для создания более совершенной технологии распознавания человеческих эмоций.

«Наша цель — конструирование гибкой платформы и разработка технологий, которые будут востребованы частными и корпоративными клиентами из различных отраслей, включая нишевые. При детекции и распознавании эмоций важно учитывать, что человеческие эмоции — очень вариативная, «ускользающая» сущность, которая зачастую меняется от человека к человеку, от социума к социуму; есть этнические, возрастные, гендерные, социокультурные различия. Чтобы выявить закономерности, нужно обучать алгоритмы на очень больших выборках качественных данных. Это та фаза, на которой коллектив нашей лаборатории сейчас и сосредоточен».
Георгий Плиев
Управляющий партнер Neurodata Lab

Одна из основных сложностей, с которыми сталкиваются исследовательские группы при изучении эмоций, — ограниченность и «шумность» данных для работы с эмоциями в естественной обстановке или необходимость использовать неудобные носимые приборы для отслеживания эмоционального состояния участника эксперимента, которые искажают восприятие. Поэтому в качестве одного из своих первых проектов команда Neurodala Lab собрала русскоязычный мультимодальный датасет RAMAS (The Russian Acted Multimodal Affective Set) — комплексный набор данных об испытываемых эмоциях, включающий параллельную запись 12 каналов: аудио, видео, айтрекер, носимые датчики движения и пр. о каждой из ситуаций межличностного взаимодействия. В создании датасета приняли участие актеры из ВГИКа, воссоздающие различные ситуации повседневного общения. Сегодня доступ к мультимодальной базе данных RAMAS предоставляется бесплатно академическим институтам, университетам и лабораториям.

Наличие широкой базы данных — один из ключевых факторов качественной исследовательской работы с эмоциями, однако в лабораторных условиях и игровых симуляциях такую базу аккумулировать невозможно. Чтобы решить эту известную проблему, специалисты Neurodata Lab разработали и запустили собственную платформу Emotion Miner для сбора, разметки, анализа и процессинга эмоциональных данных, которая собрала более 20 тысяч участников-аннотаторов, размечающих данные, из более чем 30 стран. На сегодняшний день Emotion Miner Data Corpus — один из крупнейших в мире размеченных мультимодальных эмоциональных видеодатасетов.

С момента создания Neurodata Lab сотрудники лаборатории сотрудничают с академическими институтами, университетами, лабораториями и профильными центрами компетенций в США, Европе и России, и активно участвуют в крупных зарубежных конференциях, включая Interspeech и ECEM, публикуют академические статьи. Компания принимала участие в саммите по эмоциональному искусственному интеллекту, продвигаемому совместно MIT и компанией Affectiva, а в марте 2018 года организовала и провела совместно с НИУ ИТМО первую российскую конференцию «Emotion AI: новые вызовы для науки и образования, новые возможности для бизнеса». В планах — создать Российскую ассоциацию по Emotion AI, консолидировать сообщество научных экспертов, лабораторий и стартапов.

«Когда технология распознавания эмоций достигнет поры зрелости, она окажет значительное влияние на всю экосистему, на всю техносферу, позволит людям лучше, глубже и полнее общаться друг с другом при помощи гаджетов и с миром стремительно «умнеющих машин» с человеко-компьютерным интерфейсом. Технология несет в себе потенциал для развития взаимопонимания и эмпатии, позволит решить проблемы людей с ограниченными возможностями (например, с аутизмом) и найдет ключи к облегчению социально-критических заболеваний. Вместе c тем, важна не только технология, но и то, как ее используют люди. Мы полностью разделяем этический императив и исходим из того, что система сдержек и противовесов, в том числе законодательных, не превратит технологию распознавания эмоций в технологию тотального контроля. Ее миссия в том, чтобы помогать человеку, не ограничивая его свободу, его права, его личное пространство. Конечно, отдельные аберрации неизбежны, но устранимы».
Георгий Плиев
Управляющий партнер Neurodata Lab

Источник

Оцените статью