Вопросы и ответы к 1 главе повести Ю. Н. Тынянова “Восковая персона”
Что больше всего беспокоит умирающего Петра I?
Умирающего Петра I более всего терзает мысль о том, что некому ему доверить свой “немалый корабль” – Россию. Он верно оценивает и силы и интересы своих близких. Сам он трудился для отечества, у других такого желания нет.
Сопоставьте размышления Петра и Данилыча, герцога Ижорского. Каким предстает в этой главе Меншиков? Что беспокоит его? О чем он думает?
Какие детали в его портрете подчеркивает автор?
В первой главе Меншиков прежде всего – накопитель, жадный до всякого нового
Но владевшее им чувство собственника, постоянно пекущегося о своих владениях, автор описывает достаточно подробно: и как он любил, чтобы все огнем горело в его руках, и как размышлял о своих бесчисленных владениях.
Как изменяется настроение Данилыча, когда ему говорят о близкой смерти императора?
“Данилыч почувствовал легкий озноб и потрясение… Он почувствовал
Обратите особое внимание на как бы подслушанный автором предсмертный бред Петра. Какие чувства охватывают вас при чтении этих страниц? Как удается Тынянову вызвать у читателя эти чувства?
Читатель почти слышит предсмертный бред Петра. Сначала это наблюдение за рисунками на лазури печных изразцов, затем – общение с картинами, которые украшают кафельные плитки. “И прощай, море, и прощай, печь”. И затем, в этом предсмертном бреду, – прощание со всем, что всплыло в памяти благодаря рисункам печных изразцов.
Сколько раз умирающий произносит слова “Прощай!”, “Прощайте!”… И потом “он плакал без голоса в одеяло”.
Проследим за движением мыслей Петра. Как воспринимает он “синие голландские кафли”, на которые смотрит? Какие мысли возникают у него?
Какое слово повторяется как рефрен? Почему оно выделено автором в особую строку?
Предсмертные мысли Петра прослежены очень точно. Мы уже попытались наблюдать за тем, как это сделано в тексте. Рисунок на плитке вызывает воспоминание, а оно пробуждает мысли о том, что было, что нужно бы сделать, что не сделано.
И каждое решение выделяется в отдельную строку. Такая разбивка строк помогает услышать ритм чередования мыслей и воспоминаний в сознании Петра I.
Мысль Петра развивается не столько логически, сколько эмоционально; воспоминания всплывают одно за другим. Чем дороги ему эти воспоминания? Что делает образ Петра не только величественным, но и трагическим?
Быстрая смена картин и возможность их связать воедино помогают представить и широту интересов умирающего человека, и глубину, силу его чувств, и масштаб его личности. Сразу же становится очевидным и размах свершений и отсутствие рядом того, кто хотя бы смог это понять.
Вся пятая часть главы пронизана лиризмом, читается как стихотворение в прозе. Попробуйте ее так прочитать.
При подготовке исполнения пятой части первой главы стоит подумать о том, как передать ритм следования мыслей и чувств Петра, как заставить себя показать не только смену эпизодов, но и общий настрой этого повествования, взволнованного, несущего ощущение безнадежности, трагичности.
О каких “великих утайках” первых людей государства идет речь во второй и шестой частях главы? Почему Петру не на кого оставить тот “немалый корабль”, которому отдана вся жизнь?
Нам не так уж важна суть “великих утаек” первых людей государства. Важно то, что все эти “утайки” никак не помогали прочности “немалого корабля”, которому отдал жизнь Петр. Мелочь эгоистических решений противостоит масштабу государственных интересов, которыми жил Петр I.
Related posts:
Вопросы и ответы ко 2 главе повести Ю. Н. Тынянова “Восковая персона”Что интересного вы узнали для себя о кунсткамере – первом музее, созданном в России Петром I? Почему Тынянов столь подробно его описывает? Читая вторую главу, мы узнали о “немалом хозяйстве” кунсткамеры. Но прежде всего узнали о том, что это был первый музей в России, который был очень широко задуман и стремился удовлетворить самые разнообразные запросы […].
Вопросы и ответы к повести Ю. Н. Тынянова “Восковая персона”Как удается Ю. Н. Тынянову погрузить читателей в атмосферу давно прошедшей Петровской эпохи? Создавая историческую повесть, Тынянов обращается к конкретным фактам прошедшей эпохи, активно и точно использует исторические документы и при этом умело воссоздает атмосферу далекого времени, широко используя те реалии, которые могут помочь читателю воочию представить жизнь при Петре I. Так, и описание исторических […].
Вопросы и ответы к 4, 5 главам повести Ю. Н. Тынянова “Восковая персона”Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I? Какие детали в поведении Екатерины подчеркивают неискренность ее переживаний? Очень четко описаны в повести первые часы после смерти государя. Манера повествования в повести суровая и ясная. И Екатерина, и Данилыч, и все прочие обозначили свое горе достаточно отчетливо. У Данилыча “глаза покраснели, стали волчьи, злые от […].
Петровское время в произведении Ю. Н. Тынянова “Восковая персона”В повести “Восковая персона” Юрий Николаевич Тынянов обращается к Петровской эпохе, продолжая художественно исследовать природу и противоречия русского самодержавия. Но и тут “посредником” между Тыняновым и эпохой оказался, разумеется, Пушкин. Для великого поэта воплощением Петра, его дел и устремленности в будущее стал памятник Фальконе. Однако Пушкин строит свою поэму “Медный всадник” на антитезе, которой в […].
Ю. Н. Тынянов. Восковая персона. Как удается Тынянову погрузить читателей в атмосферу давно прошедшей Петровской эпохи?Как удается Ю. Н. Тынянову погрузить читателей в атмосферу давно прошедшей Петровской эпохи? Создавая историческую повесть, Тынянов обращается к конкретным фактам прошедшей эпохи, активно и точно использует исторические документы и при этом умело воссоздает атмосферу далекого времени, широко используя те реалии, которые могут помочь читателю воочию представить жизнь при Петре I. Так, и описание исторических […].
Вопросы и ответы к XIV главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”Какова причина ареста Петра Гринева? Сам Гринев думал, что приказ о его аресте вызван его самовольным переходом в часть Зурина. Но так как он отважно сражался под началом этого офицера, то сам Петр не видел в этом большой беды. Подлинной причиной ареста героя был донос Швабрина, который ненавидел своего удачливого соперника, доброго и надежного человека, […].
Вопросы и ответы к V главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”Почему глава названа “Любовь”? Название главы определяют не только события, которые происходят после дуэли. Мы видим, что в крепости завязываются новые отношения и возникают неожиданные проблемы. Так, твердая решимость Петра Гринева жениться на Маше Мироновой вызывает активный протест его отца. Положение Петруши стало сложным. “Дух мой упал”, – пишет он. Эти переживания были связаны с […].
Вопросы и ответы к пятнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество”Что кажется вам самым главным в описании отчаяния, которое охватило Николеньку? Главным в этом описании было “воспоминание о несчастии, постигшем” Николеньку: он “снова входил в безвыходный лабиринт неизвестности о предстоящей участи, отчаяния и страха”. Особенно пугала Николеньку неизвестность. В чем герой искал причины всеобщей ненависти к себе, которая, как ему казалось, была очевидна? Николенька считал, […].
Вопросы и ответы к VI главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”Опишите совещание у коменданта, которое проходило в обстановке “полной секретности”. Совещание у коменданта, которое проходило в обстановке “полной секретности”, было посвящено приближению войск Пугачева. Для этого капитан Миронов прочитал своим офицерам бумагу, присланную в крепость генералом. Комендант понимал, что “принять надлежащие меры” в его условиях нереально, но обратим внимание на его выводы: “Однако делать нечего, […].
Вопросы и ответы к четырнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество”Как вы объясните вспышку ненависти и возмущения Николеньки? Почему Володя с ужасом и удивлением смотрит на его выходки? Сам автор пишет о своих отроческих годах, вполне понимая причины, которые вызвали его нелепые и грубые поступки. Он пишет, что они совершались: “Под влиянием… внутреннего волнения и отсутствия размышления…” Вспышка ненависти и возмущения затмила разум. Он не […].
Вопросы и ответы к одиннадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество”Почему глава названа “Единица”? Названия глав повести “Отрочество” определяют их содержание. В этой главе рассказано о том, что Николенька не знал урока истории. Учитель спросил его. Как же он ответил? “Мне нечего было терять, я прокашлялся и начал врать все, что только мне приходило в голову”. Что же мог сделать учитель? “Вдруг рука его сделала […].
Вопросы и ответы к XII главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”Подготовьте рассказ о спасении Маши Мироновой из плена. Петр Гринев приехал с Пугачевым в Белогорскую крепость, и они сразу же подъехали к крыльцу комендантского дома. Очень скоро выяснилось, что Маша находится в этом же доме. Несмотря на попытки Швабрина не допустить к ней Гринева, их встреча состоялась, и Пугачев узнал, в каком бедственном положении находится […].
Вопросы и ответы к IV главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”Как вы объясните, что глава названа не “Дуэль”, а “Поединок”? Уже чтение первых глав убедило нас в том, что жизнь в Белогорской крепости течет по старинке. Поэтому и название схватки соперников естественней назвать так, как это принято на Руси. Слово дуэль, происходящее от латинского война, пришло в обиход достаточно поздно и в условиях Белогорской крепости […].
Вопросы и ответы к VII главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”Как вы объясните, почему возникло “нетерпеливое ожидание опасности”, охватившее Петрушу? “Нетерпеливое ожидание опасности” – чувство, знакомое каждому человеку. Петрушу оно охватило более всего потому, что он жаждал хоть чем-то помочь Маше и спасти ее. “С грустию разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия”. Почему гарнизону […].
Вопросы и ответы к шестнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество”Что особенно угнетало Николеньку в его наказании? Сначала Николеньку угнетало одиночество – ведь он один ночевал в чулане и с ним никто не общался, а потом то, что его заставили просить прощения у учителя, а этого он сделать не мог. Кто поддержал его успокоительной пословицей? Почему пословица стала названием главы? Успокоительную пословицу сказал слуга Николай. […].
Вопросы и ответы к IX главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”Опишите выезд Пугачева из Белогорской крепости. Отъезд Пугачева из крепости выглядел торжественно. Били барабаны. Развевались знамена. Пугачев разбрасывал толпе деньги. При этом дал поручение Гриневу объявить губернатору и генералам, что через неделю будет в Оренбурге. Как пытался Савельич отстоять барское добро? Объясните поведение преданного слуги. Какие эпизоды дополняют эту сценку? Савельич подал Пугачеву список вещей, […].
Вопросы и ответы к I главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”Расскажите о жизни дворянского недоросля. Вся жизнь Петруши Гринева до его военной службы описана в главе “Сержант гвардии”. В ней рассказано и то, что случилось еще до его рождения: неродившийся ребенок был записан в Семеновский гвардейский полк сержантом (почему глава и получила такое название). Воспитывался Петруша “не по-нонешнему”: с пяти лет им занимался стремянной Савельич […].
Вопросы и ответы к девятнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество”Верите ли вы в то, что Николенька обдумывал все вопросы, которые перечислены в этой главе? Понятны ли вам его мысли и чувства? Автор сам предполагает, что читатели не поверят, что те вопросы, о которых он напишет в главе, были ему интересны в отрочестве. Назовем их: вопрос о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души. […].
Вопросы и ответы к XI главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”Опишите “дворец” Пугачева. “Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, – все было как в обыкновенной избе”. Можно объяснить причины, по которым […].
Ю. Н. Тынянов. Восковая персона. ГЛАВА Четвертая-Пятая. Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I?Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I? Какие детали в поведении Екатерины подчеркивают неискренность ее переживаний? Очень четко описаны в повести первые часы после смерти государя. Манера повествования в повести суровая и ясная. И Екатерина, и Данилыч, и все прочие обозначили свое горе достаточно отчетливо. У Данилыча “глаза покраснели, стали волчьи, злые от […].
Вопросы и ответы к I главе повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”Что мы узнаем из первой главы о том “бранном, трудном времени”, когда происходили события, описываемые Гоголем в повести? Опираясь на текст, покажите, как автор создает облик эпохи. События, изображенные Гоголем, относятся ко времени освободительного движения на Украине XV-XVIII веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и передающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело […].
Вопросы и ответы ко второй главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество”Попробуйте точно определить, внимательно перечитывая текст, в каком месяце происходят события в начале повести “Отрочество”. Глава “Гроза” описывает конец весны – начало лета. Это описание до деталей точно. Читатель воспринимает состояние природы после весенней грозы – и краски, и запахи, и звуки: “…в мокрых кустах слышно хлопотливое движение маленьких птичек, и из середины рощи ясно […].
Вопросы и ответы к X главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”Опишите военный совет в Оренбурге. Напомним, что “между ими, кроме самого генерала, не было ни одного военного человека”. Военный совет, в котором военных представлял лишь один престарелый генерал, должен был решить вопрос о способе обороны Оренбурга. Обсуждались три варианта: оборонительный, наступательный и подкупательный. Выбран был способ оборонительный, который подчеркнул неспособность совета принимать разумные решения. Члены […].
Вопросы и ответы к двенадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество”Какое задание дал отец Николеньке? Отец послал Николеньку в свой кабинет, чтобы тот достал там конфеты, которые он хотел подарить имениннице. Почему и это задание обернулось для него неудачей? На этот раз Николеньку подвело праздное любопытство: он решил проверить, от чего самый маленький ключик, висевший на связке ключей. Он точно определил, что ключик от портфеля, […].
Вопросы и ответы к VIII главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”В главе VII Маша обращается к отцу за благословением – “бледная и трепещущая”, а в главе VIII в разгромленной комнате Маши из-за шкафа выбирается Палаша, тоже “бледная и трепещущая”. Как объяснить такое повторение эпитетов? Такое повторение эпитетов помогает передать общую атмосферу, которая царила в эти часы в крепости. Бедные девушки были потрясены и не могли […].
Ю. Н. Тынянов. Восковая персона. ГЛАВА Вторая. Что вы можете сказать о языке текста повести?ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ ВТОРОЙ Что интересного вы узнали для себя о кунсткамере – первом музее, созданном в России Петром I? Почему Тынянов столь подробно его описывает? Читая вторую главу, мы узнали о “немалом хозяйстве” кунсткамеры. Но прежде всего узнали о том, что это был первый музей в России, который был очень широко задуман […].
Вопросы и ответы к 7 главе романа Б. Л. Васильева “Утоли моя печали…”Если описание торжественной коронации императора передано словами официальной прессы, то события ходынской трагедии даны через художественное изображение, частично через восприятие главной героини. Почему Васильев избирает именно такой путь представления в романе одного из главных исторических событий конца XIX века? Через художественное изображение трагедии и через призму восприятия ее глазами главной героини автору удалось передать то, […].
Вопросы и ответы к 8 главе романа А. К. Толстого “Князь Серебряный”А. К. Толстой утверждал, что точно воспроизводит быт и внешние приметы прошлого. Попробуйте охарактеризовать и оценить восьмичасовой пир Ивана Грозного на семьсот человек. Составьте план рассказа о царском пиршестве. В романе очень подробно изображены все детали этого пира. Автор описывает схему расположения столов и то, как за этими столами сидели участники пира, что и как […].
Вопросы и ответы к 14 главе романа А. К. Толстого “Князь Серебряный”Передайте смысл спора Бориса Годунова и князя Серебряного. На чьей вы стороне? Попробуйте добавить свои аргументы к этому спору. Князь Серебряный хотел понять, чем вызваны полуночные бдения царя и всей его свиты – опричнины. Борис Федорович сумел ему гладко ответить, но при этом не попытался объяснить причин этих обрядов. Тогда Серебряный прямо предлагает Борису открыть […].
Вопросы и ответы к 9 главе романа Б. Л. Васильева “Утоли моя печали…”Почему власти столь равнодушно отнеслись к трагедии москвичей на Ходынском поле? Автор сам выражает удивление этому маниакальному следованию “предписанным расписанием празднествам” и приводит высказывание французской прессы о загадочной русской душе. Он видит причину в “свинцовом равнодушии российского венценосца”. Почему не остановили коронационных торжеств и не объявили общенациональный траур, как посоветовал великому князю Викентий Корнелиевич Вологодов? […].
Вопросы и ответы к 6 главе романа Б. Л. Васильева “Утоли моя печали…”Почему автор дает столь подробное описание коронации Николая II, основанное на газетных и журнальных публикациях того времени? Прежде всего, это обстоятельство обусловлено стремлением создать историко-художественное исследование эпохи. Васильев в начале столь подробного описания говорит о причине, заставившей собрать все газетные и журнальные материалы: в истории России эта коронация оказалась последней. Мы видим также из этой […].
Вопросы и ответы ко 2 главе романа Б. Л. Васильева “Утоли моя печали…”Какое значение имеет прочитанный вами эпизод в романе? Интересен ли он читателю, и если да, то чем? В романе, написанном накануне XXI века, отражаются события конца XIX столетия. Накануне столь значительных рубежных дат, естественно, общество и его интеллектуальная элита стараются предугадать пути развития страны, особенно такой, как Россия. В разговоре Беневоленского и Ивана выражена позиция […].
Вопросы и ответы к повести М. Горького “Мои университеты”Каким вы представляете себе автора повести – Алексеем Пешковым или Максимом Горьким? Важно ли для вас это различие? Максим Горький – литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова. Его как писателя мы называем Горький. Под этой фамилией издаются собрания его сочинений. Автора повести о суровой юности Алексея Пешкова, проходящего свои жизненные университеты, автора, анализировавшего собственный поиск смысла […].
Вопросы и ответы к повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”Какому периоду жизни Украины посвящена повесть? Как характеризует писателя создание этого произведения? Н. В. Гоголя очень интересовала история родной ему Украины, он восхищался народными героями – запорожскими казаками, которые в XVI-XVII веках самоотверженно боролись против угнетателей украинского и русского народов – польской шляхты. Писатель искал в прошлом великие дела и героические характеры, противопоставляя их мелочным […].
Вопросы и ответы к повести Н. М. Карамзина “Марфа-посадница, или Покорение Новагорода”Прочтите предисловие к повести. Каков его смысл? Почему Карамзин избирает в качестве рассказчика старинного новгородского гражданина? В чем совпадают и чем отличаются его взгляды на описанные события от взглядов Карамзина-писателя? Автор характеризует повесть от имени издателя, выступающего вдумчивым и объективным читателем. Характеризуя изданную им повесть, издатель указывает, что ее “старинный автор” – знатный новгородский гражданин, […].
Вопросы и ответы к песне “Петра I узнают в шведском городе”О каком историческом эпизоде царствования Петра I рассказано в песне? В чем вы видите особенности изображения царя? Песня повествует о тайном посещении Петром I “Стекольного государства” – столицы Швеции Стокгольма. Будущий царь в юности под видом ремесленника жил в Голландии, и это дало почву для создания легенд о его тайных зарубежных путешествиях. Петр I в […].
Вопросы и ответы к повести М. А. Алданова “Чертов мост”Составьте план главы I (четвертая часть), которую можно озаглавить “Ночь перед боем”. Ночь перед боем Генерал Жюбер накануне битвы при Нови. План сражения, разработанный Жюбером. Появление Суворова (Суварова, как говорили французы) на поле предстоящего боя. Военный совет Жюбера перед сражением. Мысли Жюбера о своей судьбе и предчувствие гибели. Какие приемы для подготовки своей армии к […].
Вопросы и ответы к “Повести о житии Александра Невского”Назовите отличительные особенности жанра жития. Кто являлся героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра? Жанр жития возник и сложился в Византии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература. Житиями (слово житие в церковнославянском языке означает “жизнь”) назывались произведения, рассказывающие о святых – […].
Вопросы и ответы к повести С. Т. Аксакова “Детские годы Багрова-внука”В учебнике 5 класса в вопросах и заданиях дважды упоминаются имя С. Т. Аксакова и его произведения. Вспомните, где помещены эти вопросы. Нет ли связи между прочитанным фрагментом и заданиями, которые вы выполняли в прошлом году? Каковы ваши выводы? Имя С. Т. Аксакова в учебнике-хрестоматии 5 класса, в частности, упоминалось в связи со сказками “Тысяча […].
Вопросы и ответы к повести Э. Хемингуэя “Старик и море”Какие нравственные черты человека опоэтизированы Хемингуэем в повести “Старик и море”? Какова основная идея повести? В основе повести лежит авторская идея “трагического стоицизма”: перед лицом судьбы, несущей страдания и смерть, человек обязан сохранять достоинство и мужество. Поединок старика-рыбака с коварными силами океана, одновременно смертоносными и прекрасными, приводит к выводу о непобедимой силе человеческого духа, о […].
Источник