Как изменить темперамент ребенка

Характер ребенка: как избежать разочарования. 8 советов для родителей

Темперамент ребенка: изменить нельзя, можно приспособиться

Невена Ловринчевич психолог. Более 20 лет работала с детьми и подростками, занимаясь психодиагностикой, проблемами нарушения сна, профилактикой эмоциональных срывов и отклонений в поведении.

Многие читали о типах темперамента человека, кто-то даже проходил тест на темперамент — но, как показывает практика, мы редко используем эти знания — и по отношению к самим себе, а особенно когда дело касается детей. Психолог Невена Ловринчевич безо всяких типологий доступно объясняет, что делать, если вам достался ребенок «не того» темперамента.

Яна и Сара — малышки одиннадцати месяцев от роду. Их мамы дружат и часто проводят время вместе. И пока взрослые разговаривают под чашечку кофе, детишки играют сами.

Достаточно понаблюдать за ними всего несколько минут, и каждому станет заметна разница в их характерах. Яна сидит на полу и терпеливо складывает кубики. Видно, что она полностью поглощена этим занятием. Выглядит довольной и самодостаточной. А Сара постоянно в движении: ползает по комнате, залезает на мебель, шумит, всеми силами старается привлечь внимание взрослых, а если вдруг спотыкается или не может проползти через какую-то преграду, бурно возмущается.

Темперамент ребенка: как проявляется

Дети рождаются разными: у каждого своя форма головы и рта, свой рост и вес, цвет глаз и волос. То же самое и с особенностями характера. Уже в роддоме можно заметить разницу: некоторые после кормления сладко и спокойно засыпают, а некоторых никак не успокоить, и после затянувшегося бодрствования они недовольно плачут. Позже, с возрастом, разница в характерах становится еще более очевидной. Темперамент ребенка проявляется в разных аспектах.

  • Настроение. Некоторые дети в общем и целом выглядят более счастливыми, больше смеются и настроение у них почти всегда хорошее. А другие малыши чаще выглядят недовольными, а иногда и грустными, и рассмешить их очень трудно.
  • Активность. Некоторые дети очень активны, не могут усидеть на месте и бурно возмущаются, если кто-то или что-то пытается их ограничить. А другие — тихие, мирные, чаще выбирают занятия, не требующие особой двигательной активности.
  • Готовность получать новые знания. Дети, которые такой готовностью обладают в большей степени, всегда открыто и с большим интересом приветствуют все новое (будь то новая еда, новые люди или места). В то время как другие дети подчеркнуто сдержанны, сильно колеблются, прежде чем попробовать что-то новое, и стараются уходить в сторону.
  • Чувствительность. Более чувствительные дети остро ощущают любые перемены в своем окружении (изменилось время кормления, кто-то чужой поздно пришел в гости, включили слишком громкую музыку и т. д.). А другие дети реагируют куда спокойнее, перемены их не смущают, и мало что может их расстроить.
  • Реакции. Некоторые дети в целом более бурно реагируют на что угодно, будь то позитивные или негативные импульсы. Им труднее привести свои реакции в равновесие. Другие же дети реагируют на все более спокойно и взвешенно.

В зависимости от темперамента ребенка, родителям (в первую очередь мамам, пока ребенок еще совсем мал) может быть или легче, или труднее построить со своими детьми близкие, теплые отношения, найти взаимопонимание. Это легко понять: если ваш ребенок в целом доволен, часто смеется, успокаивается, когда вы его обнимаете или берете на руки, или может какое-то время спокойно лежать в кроватке, сам себя развлекая, вам будет сравнительно легко войти в роль родителя и обрести уверенность в себе. А если в роли родителя вы ощущаете себя комфортно и уверенно, вам будет легче установить близкие и теплые отношения со своим ребенком, и это станет отличной, крепкой основой для его развития.

Но если ваш ребенок часто плачет, и порой вы ничем не можете его успокоить, если он бурно реагирует на любую незначительную перемену в распорядке или окружении? Очень вероятно, что при таком раскладе вы не только почувствуете себя измотанными и обессилевшими от недосыпания, но, возможно, ощутите и неуверенность в себе и своих поступках. А может, и хуже того — разочарование и отчаяние. Такие чувства, исходящие от мамы, тяжелым грузом лягут на ее и без того чувствительного малыша.

Что же делать родителям, чтобы проявления характера ребенка не стали искрой, которая запалит их злость или разочарование?

Характер ребенка изменить нельзя. А что можно сделать?

  • Узнайте характер ребенка. Постарайтесь при этом быть объективными. Оцените свои ожидания и особенности своего собственного характера. Обратите особое внимание на особенности характера ребенка, которые вас злят и расстраивают. Послушайте, что вам могут рассказать люди, которые тоже контактируют с вашим ребенком: родственники, друзья, воспитатели, учителя.
  • Примите характер вашего ребенка. Знаю, это проще сказать, чем сделать. Отец Душана, открытый человек и энергичный спортсмен, еще до рождения сына мечтал о том, как они будут вместе гонять мяч во дворе и ходить на футбольные матчи. А пятилетний Душан больше всего любит собирать пазлы и читать книжки, не очень-то ловок и совсем не любит футбол.
Читайте также:  Выберите три верных утверждения органами чувств свободноживущих плоских червей являются

Если папа продолжит настаивать, чтобы сын занимался делом, к которому у него душа не лежит, это, скорее всего, приведет к непониманию, спорам и злобе. С другой стороны, если папа поймет и примет характер своего сына, если поддержит его в любимых занятиях, он имеет все шансы в один прекрасный день стать отцом известного шахматного гроссмейстера!

  • Будьте практичны. Старайтесь практично подходить к разрешению повседневных ситуаций, связанных с характером вашего ребенка и вызывающих ваш гнев. Вместо того, чтобы кричать на ребенка, который надоедает вам, пока вы едете в машине, попробуйте избежать конфликтных ситуаций. Например, избегайте затяжных поездок; если вам все же предстоит долгий путь, старайтесь делать частые остановки, чтобы малыш успел размяться и побегать; подготовьте что-то, чем можно занять его в дороге (игры, игрушки, книжки); придумайте какое-то совместное занятие (игры в ассоциации, пение хором и т. д.).
  • Хвалите любую перемену к лучшему. Хоть мы и не можем изменить темперамент ребенка, кое-какие перемены в нужном нам направлении все-таки будут происходить. Всегда хвалите ребенка, когда он ведет себя желательным для вас образом.

Скажем, если вам с беспокойным ребенком удалось спокойно сходить в магазин без приключений, не принимайте это как должное. Похвалите его: «Мне очень нравится, когда мы быстро справляемся с покупками. У нас так много времени остается на прогулку!».

  • Не корите себя. Мамы, дети которых требуют больше внимания (много плачут, их сложнее успокоить и проще расстроить, у них проблемы со сном), часто теряют присутствие духа или и вовсе впадают в состояние, близкое к депрессии. Они думают, что проблемы у детей возникают по их вине, что они приложили недостаточно усилий и что они плохие мамы.

Они очень далеки от истины! Но такие мысли лишают их сил и присутствия духа, и мамы чувствуют себя еще хуже. Знайте: вы можете повлиять на основные черты характера ребенка в той же степени, в какой, скажем, на его рост.

  • Не обвиняйте ребенка. Малыш не выбирает ни цвет глаз, ни темперамент, он ничего не может изменить.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими. Ваш ребенок должен знать, что он для вас особенный и что вы любите его именно таким, какой он есть. Но если он постоянно слышит от вас комментарии вроде: «Ну почему ты не играешь с другими детишками, вон, как Филипп? Посмотри, какой он дружелюбный мальчик!» — поверьте, ваш скромный малыш лучше себя от этого не почувствует. Напротив! Если ребенок чувствует, что его любят и принимают таким, какой он есть, это становится прочнейшим фундаментом для его уверенности в себе и своих силах.
  • Посмотрите на проблему под другим углом. Даже если вы всегда хотели, чтобы ваш ребенок был спортивным, а он совсем не интересуется спортом, может быть, он прекрасно рисует или обожает сидеть с вами и слушать ваши рассказы. Так что сосредоточьтесь на хорошем: рассказывайте интересные истории, вместо того чтобы сокрушаться, что не играете в футбол во дворе.

Темперамент ребенка, иначе говоря его природа, — это нечто, с чем он появляется на свет. Но вы и ваши поступки играют решающую роль в формировании личности и особенностей вашего малыша. Делайте это прежде всего с безусловной любовью, с одной стороны, и четким установлением границ — с другой.

Вы должны поддержать ребенка, чтобы он, в соответствии со своей природой, как можно лучше узнал и применил свои способности. Чтобы он сформировался как личность, стабильная и хорошо адаптировавшаяся, вы должны помочь ему хорошо почувствовать себя в собственной коже.

Борьба, которую родители ведут против природы своего ребенка, всячески пытаясь ее изменить, напоминает плавание в бурной горной реке. Но — против течения. Тратится невероятно много энергии, страдаете и вы, и ребенок, и ваши с ним отношения, а все без толку. По крайней мере, без того толка, которого вы ожидали.

Статья предоставлена издательством «Росмэн»

Источник

Как определить и можно ли изменить темперамент ребенка

В психологии давно выяснили, что любой человек обладает уникальной смесью темперамента, состоящей из 4 основных вариантов: в каждом из нас в разной доле есть и холерик, и сангвиник, флегматик, а порой – меланхолик. Чаще всего темперамент проявляется с раннего детства — в манере требовать желаемое, в общении со сверстниками, в манере игры. Поэтому о темпераменте своего ребенка многие родители задумываются почти с самого его рождения. А когда малыш начинает более активно исследовать мир, все окружающие высматривают в его действиях заветные намеки — нет, ну он так яростно топчет горку в песочнице, что точно холерик! Откуда же берется темперамент, как он формируется и можно ли на него повлиять?

Читайте также:  Дневник настроения как вести себя

Изучение видов темперамента началось еще во времена Античности, и с тех пор стало интересующим вопросом для многих исследователей, что уже готовы дать некоторые ответы.

Во-первых, истоки темперамента стоит искать в коллективном бессознательном, как выразился бы Карл Юнг, то есть в опыте наших предков и многих поколений. Основы темперамента в некоторой мере генетические — но не удивляйтесь, если у вашего ребенка поведение совсем не похоже на ваше. Может, это у него от дедушки, или прабабушки? Редко современные люди знакомы лично с далекими родственниками, поэтому цепочку отследить довольно сложно. В любом случае, если подойти к этому вопросу основательно, схожесть между новым членом семьи и одним из близких предков проследить действительно можно.

Поэтому важно помнить, что даже в границах семьи у каждого члена свой темперамент, поэтому дети одних родителей могут быть совсем непохожими друг на друга. Ничего странного в этом нет — это просто следствие второй особенности формирования темперамента.

Во-вторых, известно, что нет на свете даже пары «одинаковых» людей, потому что внешние обстоятельства в любом случае будут различными — а они влияют на укрепление или развитие темперамента по-своему.

Первые признаки своего темперамента в малыше можно рассмотреть еще до полугодовалого возраста. Позже он будет только «устаканиваться», но не без изменений. Воспитание, общение с другими людьми, условия жизни — все это скажется на темпераменте самым интересным образом. Поэтому не стоит сбрасывать все обвинения в безразличии или лени своего ребенка на то, что «он просто флегматик» — вероятнее всего, прокол все-таки в вашем воспитании, а не его заложенных генами качествах.

Так можно ли изменить темперамент ребенка?

Скорее нет, хотя, как уже говорилось ранее, опыт ребенка и окружение, в котором он растет, имеют определенное значение.

Сам темперамент наибольшим образом влияет на следующие характеристики человека: на его активность или пассивность, упертость или уступчивость, вспыльчивость или непоколебимость, внимательность или рассеянность. Именно эти черты характера наиболее зависят от темперамента. Важно помнить, что если даже вам не нравится в ребенке какая-то особенность его темперамента, а перевоспитать (гуманными и педагогическими методами) ее не получается — ни в коем случае не ругайте за нее, ведь маленький человек не так уж и виноват.

Нет «плохих» или «хороших» видов темперамента — у любого из них есть свои полезные качества, на которые стоит делать акцент и учить использовать с умом.

Менее выгодным параметрам тоже стоит дать выход в нужных сферах — например, энергию неусидчивого сангвиника можно пустить в спорт или занятия, требующие быстрой реакции, эмоциональность холерика – в актерское мастерство, а тонкую, но ранимую душу меланхолика познакомить с искусством. Так даже «недостатки» принесут в конечном итоге положительные плоды и для самого ребенка, и для его родителей.

Любите вашего ребенка вне зависимости от его темперамента, ведь он — отдельный человек, а не машина для воплощения ваших идей и мечтаний. Так вы сможете наладить с ним контакт и помочь ему в роли друга — что намного более эффективно, и в целом пойдет на пользу вашим отношениям.

Источник

Можно ли изменить темперамент ребенка?

Девять свойств темперамента, которые важно учитывать в процессе воспитания ребенка

Темперамент подобно особенностям внешности мы наследуем от предков. Вполне логично задуматься, есть ли смысл применять некоторые элементы воспитания и принуждать ребенка к определенной модели поведения.

Когда рождается малыш, родственники, гости, друзья непременно задаются вопросом, а на кого похож новорожденный – у кого такой курносый носик, эффектные пухленькие губки или большие глазки. Более того, спустя несколько дней оказывается, что малыш способен проявлять свой характер – мы можем обратить внимание на то, тихий ребенок или крикливый, лежит спокойно или постоянно ворочается, получает удовольствие от покачивания или ему все безразлично.

Часто случается, что братья и сестры, выросшие в одной семье, у одних и тех же родителей, очень разные по своим проявлениям и своему поведению: в младенчестве, как только сестричка наедалась, то тут же засыпала, а братика нужно было еще носить на руках и петь колыбельные. Народная и семейная мудрость и здесь приходят на помощь молодым родителям – «Такой характер мальчик унаследовал от дедушки, он тоже был авантюрного склада», «Девочка наша точно как мама, такая же спокойная и тихая» и т. д.

Возможно ли, чтобы ребенок унаследовал от членов семьи не только особенности внешности, но и темперамент? Может ли уже младенчик в несколько месяцев быть похожим на кого-то из членов семьи несмотря на то, что еще ни разу с ним не встречался и уж тем более не имел возможности поговорить, чтобы затем подражать? А если да, то рождается ли человек с набором врожденных качеств, переданных ему только от родителей, или же также и от бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, пра- пра- и т.д.?

Читайте также:  Чувствую опустошение после общения с мужчиной

Темперамент: когда его можно заметить?

Каждый из нас имеет тенденцию к определенному способу реагирования в данной ситуации. Это является нашей врожденной особенностью, то есть той, с которой мы приходим в этот мир. Такой своеобразный «пакет» личностных характеристик назван темпераментом. Темперамент – это совокупность индивидуально-своеобразных свойств психики, проявляющихся в поведении, в силе чувств, в отношении к окружающей действительности, полученных не только от наших родителей, но и бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек – одним словом, это концентрат многих поколений, которым мы оснащены при рождении.

Темперамент ребенка можно заметить уже в возрасте около четырех месяцев – он проявляется в характерном для него способе реагирования на то, что происходит вокруг. Темперамент не меняется на протяжении многих лет (это очень важно для понимания того, изменится или не изменится ребенок в процессе воспитания), хотя собственный опыт и контакт с другими людьми, безусловно, окажут на него влияние.

Темперамент: какие свойства он подразумевает?

В психологии существует множество концепций, пытающихся определить, какие свойства человека являются составляющими его темперамента. Одна из них предлагает девять таких особенностей, с учетом которых некоторыми учеными проведена дифференциация на легкий темперамент, трудный и темперамент с длительным привыканием.

  • Отвлекаемость – это свойство, которое показывает нам, насколько ребенок, желающий сосредоточиться на конкретной задаче, легко (или тяжело) отвлекается в ответ на случайные стимулы; дети с трудным темпераментом имеют наиболее высокий уровень отвлекаемости – им сложно слушать поручения и доводить до конца выполнение начатых заданий. Для малыша это имеет значение в контексте, легко ли его успокоить, когда он плачет.
  • Активность – это свойство отчетливо видно уже у младенцев, оно проявляется в том, подвижен ли ребенок, динамичен или, скорее, спокоен, т. е. какое количество всевозможных действий он совершает в единицу времени. Трудный темперамент характеризуется высоким уровнем активности: ребенок постоянно вертится, беспокойный, часто плачет.
  • Настойчивость и концентрация внимания – такие свойства характеризуются временем, в течение которого ребенок способен выполнять определенное действие непрерывно, не отвлекаясь. При легком темпераменте настойчивость воспринимается и расценивается положительно, она проявляется в точном и беспрепятственном выполнении заданий. Трудный темперамент связан с чрезмерной настойчивостью: ребенок, например, не может остановиться и перестать рисовать несмотря на то, что пришло время выходить из дома и идти в детский сад, испытывает внутренне принуждение закончить свою деятельность независимо от обстоятельств.
  • Регулярность (ритмичность) – это привычка к определенному ритму питания и сна (способность принять устойчивое чередование определенных периодов), ребенок с трудным темпераментом не может привыкнуть к постоянному ритму дня – непредсказуемый и беспокойный.
  • Адаптивность и реакция приближения/удаления (приближение связано с проявлением положительных эмоций, а удаление – с проявлением отрицательных эмоций) – это свойство, указывающее на то, как ребенок реагирует на изменения в жизни, на новые ситуации, появление новых лиц в своем окружении, быстро или медленно к ним адаптируется. Легкий темперамент – это всегда легкость адаптации, трудный связан с дистанцированием и удалением.
  • Интенсивность реакций – то, как и с какой силой ребенок реагирует на эмоции, которые испытывает (от приятных до неприятных), и как и с какой силой выражает их.
  • Порог чувствительности (порог реагирования) – это показатель, который свидетельствует нам о том, насколько сильным должен быть стимул, чтобы ребенок на него отреагировал. Например, вызовет ли легкое изменение температуры внутренне напряжение и раздражение у ребенка или он вообще его не заметит? Впечатлит ли его шум или он останется к нему безразличен? Дети с трудным темпераментом сильнее реагируют на минимальные раздражители, часто их реакция заключается в выраженной злости и фрустрации.
  • Настроение – это свойство, заключающееся в оптимистическом или пессимистическом отношении к жизни.
  • Приятие – это та первая реакция ребенка, с которой он воспринимает новые для себя внешние раздражители.

Т. е. ребенок с легким темпераментом характеризуется высокой ритмичностью поведения, высоким приятием, низкой интенсивностью реакций, высокой адаптивностью. Для ребенка с трудным темпераментом значения минимум четыре из девяти описанных параметров выходят за рамки среднего.

Можно ли изменить темперамент ребенка?

Скорее нет, хотя, как уже говорилось ранее, опыт ребенка и окружение, в котором он растет, имеют определенное значение. Однако вместо того чтобы пытаться изменить ребенка и подогнать его под наши представления об идеальной модели поведения, лучше выбрать тот способ воспитания, который будет учитывать его индивидуальные особенности. Тогда мы будем успешными, как родители, и наш ребенок будет чувствовать, что его всецело принимают и любят. А помогут нам в этом три основных правила:

  • Не нужно пытаться изменить темперамент ребенка (это маловероятно), лучше выразить ребенку свое отношение – мы уважаем его таким, какой он есть.
  • Не нужно сравнивать ребенка с другими – никто не лучше и не хуже.
  • Не нужно сосредоточиваться на негативе, воспитывайте в ребенка хорошее и укрепляйте сильные стороны. Даже особенности более трудного темперамента могут быть положительными и нужными вашому ребенку.

Источник

Оцените статью