- Управление ЭМОЦИЯМИ: как изменить то, что мы ЧУВСТВУЕМ?
- 5 стратегий эмоционального регулирования
- 1.Выбор ситуации (тенденция избегания).
- 2.МОДИФИКАЦИЯ СИТУАЦИИ (изменение ситуации для того, чтобы отрегулировать ее эмоциональное воздействие).
- 3.ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ (выделение тех или иных аспектов ситуации, на которые переключается внимание).
- 4.КОГНИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ (процесс выбора или создания одного значения из нескольких возможных).
- 5. МОДУЛИРОВАНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ (попытка уменьшить эмоциональную реакцию, как только она появляется).
- 10 самых действенных способов управления эмоциями
Управление ЭМОЦИЯМИ: как изменить то, что мы ЧУВСТВУЕМ?
Более века назад Вильгельм Вундт (немецкий психолог, основатель экспериментальной психологии) описал эмоции как «фундаментальные составляющие человеческого разума».
Современные исследователи определяют эмоции как гибкие последовательности ответных реакций, которые возникают каждый раз, когда индивид оценивает ситуацию как таящую в себе вызовы, проблемы или возможности. Короче говоря, эмоции возникают, когда ситуация оценивается нами тем или иным образом.
5 стратегий эмоционального регулирования
- Выбор ситуации
- Модификация ситуации
- Перераспределение внимания
- Когнитивные изменения
- Модулирование чувствительности
Оценка ситуации, ведущая к переживанию эмоций, запускает ряд последовательных изменений в эмпирических (основанных на опыте), поведенческих, вегетативных и нейроэндокринных системах.
В зависимости от правильности оценки, эти системные изменения могут быть необходимы для выживания и адаптации. И напротив, если ситуация оценена неправильно, это может привести к изменениям, которые не только не являются необходимыми, но на самом деле приносят вред индивиду.
Например, человек, страдающий от панических атак, может начать бояться, что «сойдет с ума», и это стойкое беспокойство вызывает повышенную тревожность, которая приводит к вегетативному возбуждению в виде учащенного сердцебиения, повышения уровня кортизола в крови, что в свою очередь влечет долгосрочные негативные последствия для здоровья и появления сопутствующих, связанных со стрессом расстройств.
Регулирование эмоций.
Ключевой предпосылкой в изучении эмоций является тот факт, что здоровый индивид обладает властью изменять собственный эмоциональный отклик на событие, формируя отличающуюся или более функциональную ответную реакцию.
Поскольку эмоции вовлечены во множество процессов, разворачивающихся в разное время (первоначальный «триггер» или пусковой механизм, последующая оценка ситуации, изменения в системах, окончательное определение эмоции) эмоциональное регулирование также может происходить на различных этапах процесса генерирования эмоций.
Попытки контролировать или изменять этот процесс и называются стратегиями регулирования эмоций.
Нет изначально «плохих» эмоций, есть неудачные способы справиться с ними. Последние исследования показали, что антецедент-ориентированные (первичные) стратегии эмоционального регулирования (первые 4 в нижеприведенном списке) позволяют достичь лучшего эффекта для психического здоровья и благополучия, чем реактивные стратегии.
Итак, 5 типов стратегий эмоционального регулирования
1.Выбор ситуации (тенденция избегания).
Пример: Вы выбираете, присутствовать ли вам на корпоративной вечеринке, где могут быть неприятные вам люди.
2.МОДИФИКАЦИЯ СИТУАЦИИ (изменение ситуации для того, чтобы отрегулировать ее эмоциональное воздействие).
Пример: Вы узнаете, что ваш коллега, с которым вы недавно вступили в открытый конфликт, будет на вечеринке. Поэтому вы решаете прийти позже, потому что знаете, что он обычно приходит и уходит раньше остальных.
3.ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ (выделение тех или иных аспектов ситуации, на которые переключается внимание).
Пример: Несмотря на то, что вы пришли на час позже, вы видите, что коллега все еще здесь и мило болтает с вашим боссом, с которым вы также хотите поговорить. Вы решаете подойти к боссу, но говорить исключительно с ним, надеясь, что ваш коллега не захочет вам мешать и ретируется.
4.КОГНИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ (процесс выбора или создания одного значения из нескольких возможных).
Пример: Ваш коллега, кажется, не меньше вас заинтересован в разговоре с боссом, и вас это злит. Но в какой-то момент вы напоминаете себе, что он также является сотрудником и подчиненным, и, возможно, хочет произвести впечатление на руководство, а не затягивает разговор лишь для того, чтобы вызвать раздражение у вас.
5. МОДУЛИРОВАНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ (попытка уменьшить эмоциональную реакцию, как только она появляется).
Пример: Неожиданно, коллега поворачивается к вам и открыто выражает свое недовольство по поводу ваших споров с ним на прошлой неделе, и все это в присутствии вашего босса.
Вы чувствуете, как ваши челюсти сжимаются, а мускулы напряжены, потому что запускаются ваши худшие страхи – стать жертвой публичных разборок. И вместо того, чтобы выразить свой гнев, вы просто пожимаете плечами и говорите благодушно: «Ох, я и не помню, что такое было».опубликовано econet.ru.
By Sarah-Nicole Bostan
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник
10 самых действенных способов управления эмоциями
Навыки управления эмоциями позволяют нам эффективно справляться с нашими эмоциональными реакциями. Хотя мы не можем всегда проконтролировать свои чувства, мы можем проконтролировать то, что мы делаем в ответ на эти чувства. Первый шаг к тому, чтобы научиться лучше контролировать свои эмоции, начинается с обучения распознаванию эмоций и их влияния на вашу жизнь.
Без умения замечать эмоциональную реакцию, распознавать ее и отдавать ей должное, мы не будем воспринимать себя источником действий в своем окружении. Это может привести к тому, что другие люди будут влиять на ваши эмоции без вашего на то согласия. Таким образом, можно уподобиться человеку, который очутился в бушующем океане только с одним веслом в руках, и испытать чувство бессилия.
Как же нам побороть это нелогичное убеждение, что другие люди в силах вызвать у нас эмоциональную реакцию? Все начинается с обучения управления эмоциями. Ниже даны прекрасные методы управления эмоциями. Данные методы были рецензированы доктором Маршей Линехан, директором научной и лечебной клиники, изучающей поведение, автором диалектической поведенческой терапии. Начиная с седьмого метода, все остальные методы были взяты и обработаны из Учебника по навыкам диалектической поведенческой терапии (McKay, Wood, & Brantley, 2007).
1. Выявление и обозначения эмоциональной реакции
Первым шагом к управлению эмоциями является обучение распознаванию и обозначению текущих эмоций. Комплексность, присущая эмоциональным процессам, делает этот шаг обманчиво сложным. Процесс выявления эмоций требует от вас в одинаковой мере и способность замечать свои реакции/ наблюдать за ними, и способность описывать эмоциональные проявления.
Попытайтесь сосредоточиться на наблюдении и описании:
1) события, которое породило эмоцию;
2) значения, которое придается этому событию;
3) ощущений от этой эмоции — телесные ощущения и т. д.;
4) выраженного в движениях поведения, которое возникло благодаря этой эмоции;
5) влияния этой эмоции на ваш личный функциональный статус.
2. Выявление барьеров, мешающих изменить эмоции
Изменить наши глубоко укоренившиеся эмоциональные реакции может быть очень непросто, поскольку мы со временем привыкли реагировать на определенные события определенным предсказуемым образом. Бывает особенно сложно изменить эмоциональные реакции, которые не приносят нам пользы, но для оправдания которых всегда находятся аргументы (например, «Я знаю, что мне не следует принимать успокоительные таблетки, но, когда я их принимаю, я чувствую себя лучше»).
Обычно у эмоций есть две функции: уведомление окружающих и оправдание собственного поведения. Мы часто пользуемся эмоциональными реакциями, пытаясь (даже неосознанно) влиять на поведение других людей или управлять их поведением, а также для того, чтобы объяснить наше восприятие/ интерпретацию каких-то событий. Для управления эмоциями крайне важным является умение распознавать функцию той или иной эмоциональной реакции и понимание того, для чего вы выражаете эти эмоции именно так.
3. Снижение чувствительности до уровня «эмоциональной разумности»
Если у нас стресс от физической нагрузки или стресс под влиянием внешних факторов, следовательно, в такие дни мы более уязвимы для эмоциональной реактивности. Ключевым моментом для регулирования эмоций является сохранение здорового баланса в различных сферах повседневной деятельности. Таким образом мы предупреждаем свое физическое, умственное и эмоциональное перенапряжение.
Для снижения эмоциональной чувствительности необходимо выработать привычку сбалансированно питаться, спать достаточное количество времени, делать подходящую вам зарядку, воздерживаться от психотропных веществ, если они не были приписаны вам врачом, и увеличивать уверенность в своих силах, которая возникает в действии, когда вы видите свою производительность и начинаете осознавать свою компетентность.
4. Увеличение количества событий, приносящих положительные эмоции
Диалектическая поведенческая терапия базируется на предположении о том, что люди «чувствуют себя плохо в силу уважительных причин». Восприятие событий, которые вызывают сильные эмоции, может быть изменено, но при этом эмоции все равно остаются. Важным способом управления эмоциями является тренировка контроля над событиями, вызывающими эти эмоции.
То, что можно сделать сразу — это увеличить количество положительных событий в своей жизни. Долгосрочной перспективой является коренное изменение образа жизни, которое повысит частоту положительных событий. В данном случае важно помнить о том, что нужно обращать внимание на положительные события, происходящие в вашей жизни.
5. Увеличение психологической вовлеченности в имеющиеся на данный момент эмоции
Доктор Линехан (1993) объясняет, что «показывая свою боль и муки, но не относя эту демонстрацию к негативным эмоциям, человек перестает побуждать вторичные негативные эмоции». Активно рассуждая, что та или иная эмоция «плохая», вследствие этого мы впадаем в «плохое» эмоциональное состояние и чувствуем вину, тоску, печаль или гнев. Добавляя эти вредные чувства к уже отрицательной ситуации, мы только усиливаем вред и делаем и усложняем ситуацию, которую вызвало отрицательное событие.
Научившись понимать свое эмоциональное состояние (например, не пытаясь изменить свои эмоции или воспрепятствовать им), вы сможете перенести стрессовую ситуацию не добавляя масла в огонь (т. е. не увеличивая количество отрицательных эмоций). Это не значит, что вам не следует воспринимать событие как такое, которое причиняет боль и относиться к нему соответствующим образом, это просто значит, что вам следует помнить, что нельзя позволять эмоциям, которые вы выражаете, мешать вашей способности реагировать на окружающий мир должным образом.
Подумайте над тем, как вы можете применить эти методы управления эмоциями в своей повседневной жизни. Процесс обучения управлению эмоциями требует практики. Это новое умение нужно осознать, его нужно научиться применять и все время практиковать. Каждый раз, когда вы сталкиваетесь с ситуацией, которая, как вы знаете, будет источником сильных эмоций, постарайтесь воспринять ее как возможность для практики эти методов управления эмоциями. Вы заметили, что, когда вы внимательнее относитесь к своим эмоциями и отдаете себе в них отчет, ваши ощущения изменяются?
6. Использование противоположного действия
Важным методом диалектической поведенческой терапии для изменения или управления сильными эмоциями является изменение «поведенческо-выражающего компонента при помощи действий, которые противоречат эмоциям» (Линехан, 1993, стр. 151). Использование противоположного действия подразумевает не торможение выражение эмоции, а, скорее, просто выражение другой эмоции.
Примером может быть субъективное ощущение подавленности, когда человек не хочет вставать в постели и общаться с другими людьми, и противопоставленное ему решение встать и прогуляться по району, которое не запрещает существование первого ощущения, но противопоставлено ему. Скорее всего, невозможно сразу избавиться от состояния подавленности, но этому состоянию можно противопоставить положительные изменения ваших чувств.
7. Применение методов допуска страданий
Когда вы чувствуете гнев, печаль или тревогу, вам кажется, что нужно срочно делать что-то, что остановит или притупит эти невыносимые отрицательные эмоции. На самом деле, состояния с сильными отрицательными эмоциями можно перенести. Предпринимая импульсивные действия, от переполняющих вас отрицательных эмоций, вы только ухудшаете положение дел.
8. Уменьшение физической чувствительности как способ борьбы с эмоциями
Этот метод похож на метод снижения чувствительности до уровня «эмоциональной разумности». Для борьбы с нежелательными эмоциями также, как и определение, и понимание того, как мысли и поведение влияют на ваши эмоции, важно распознание физического состояния, которое делает вас в большей или меньшей мере подверженным этим эмоциям.
Вы можете определить, до какой степени ваше физическое состояние влияет на ваши эмоции, задав себе следующие вопросы:
- Как мое питание влияет на мое самочувствие?
- Как на мне сразу сказывается переедание или недоедание и каковы долговременные последствия от этих действий?
- Как на мне сразу сказывается принятие алкоголя и таблеток и каковы долговременные последствия их принятия?
- Как мой сон (или его отсутствие) влияет на мое самочувствие?
9. Выявление эмоций
Главной целью диалектической поведенческой терапии является научиться видеть свои эмоции, а не избегать их. Когда мы осознаем свое эмоциональное состояние, у нас есть выбор как нам реагировать на ситуацию и что мы будем чувствовать. Выявление эмоций начинается с ведения записей событий, которые повлияли на ваши эмоции и с извлечения специфических эмоций для последующего управления этими эмоциями или их устранения. Записывая события, которые повлияли на ваше эмоциональное состояние, вы научитесь выявлять типичную для вас реакцию на определенные эмоции.
Если вы знаете, что вам, например, для того чтобы погасить приступ гнева, нужно приложить большие усилия, вы должны учиться (сначала понемногу) наблюдать за этой отрицательной эмоцией, за тем как реагирует на нее тело и за возникающими импульсами и стараться избегать суждений, которые могут возникнуть в связи с этой эмоцией. Этот процесс постепенного выявления эмоций должен сопровождаться внимательным отношением ко всему тому, что вы испытываете.
10. Внимательность к своим эмоциям без вынесения суждений
Если вы внимательны к своим эмоциям, но не выносите о них суждения, этим вы снижаете вероятность возрастания их интенсивности. Такое внимательное узнавание особенно помогает вам справиться с нежелательными эмоциями. Сконцентрируйтесь на своем дыхании, понаблюдайте за эмоциями, которые вы испытываете в данный момент.
Старайтесь смотреть на свое эмоциональное состояние глазами стороннего наблюдателя. Просто замечайте все, что происходит — не делите происходящее на «плохо» или «хорошо». Взять под контроль захлестывающие вас эмоции может быть очень сложно. Обращайте внимание на все свои мысли и суждения об эмоциях, которые вы испытываете (или даже о ваших намерениях, вытекающих из эмоций) пусть они идут своим чередом. Что же у вас получится в итоге, если вы будете все это делать?
Попытайтесь найти способы применения этих методик управления эмоциями в повседневной жизни. Как вы работаете над тем, чтобы лучше узнать свои возможности осознанного наблюдения за своими эмоциями и как вы выражаете эти эмоции.
Источник