Как избежать стресса при смене работы

Стресс при смене работы: как привыкнуть к новой компании и забыть о старой?

Тоскуете по старой работе? Не только вы.

Смена работы – не просто ответственный момент в жизни человека. В большинстве случаев данный период сопутствуется стрессом, который проходит только по прошествии продолжительного времени в новом коллективе.

По мнению психологов, в большинстве случаев человек решает сменить работу по следующим причинам:

  • неудовлетворенность оплатой труда;
  • задержки зарплаты;
  • отсутствие служебного роста и карьерных перспектив;
  • желание сменить сферу;
  • предложение получше;
  • трудности в общении с коллегами;
  • отсутствие мотивации и методов стимулирования;
  • нехватка заботы со стороны руководства;
  • ощутимые ухудшения условий труда.

Независимо от того, что побудило человека сменить работу, без стресса не обойдется. Чтобы его преодолеть, важно правильно оценить будущие трудности и постараться следовать рекомендациям по поведению в напряженных ситуациях.

Психологи считают, что при смене работы человек подвержен трем стадиям стресса:

  1. Стресс перед увольнением.
  2. Стресс при трудоустройстве.
  3. Стресс при адаптации на новом месте работы.

И если с первыми двумя стадиями вы уже благополучно справились, то впереди вас ждет адаптация в новой компании и трудности, которые с ней связаны. Но что же может пойти не так?

  1. Неудобное месторасположение

Месторасположение офиса может напрямую влиять на жизнь человека. Так, если предыдущая работа была в шаговой доступности от дома, а до новой необходимо добираться час, то первое время вам будет трудно. Да, дорога в самом деле утомляет, и к ней необходимо привыкнуть. Если для вас это стало по-настоящему неприятным моментом, пробуйте использовать время в пути для того, что любите, например, послушайте музыку или почитайте книгу.

  1. Примет ли коллектив?

Не все люди одинаково хорошо умеют налаживать контакт, да и спешить с этим на работе не стоит. Помните, что на каждом предприятии существуют свои традиции и неформальные лидеры, так что, если не хотите со старта нажить себе врагов, не стоит начинать с кем-то плотно общаться с первых дней. Для начала нужно присмотреться и разобраться, кто есть кто. Приверженцев подхода «на работу я прихожу не чтобы общаться, а чтобы работать», может ожидать жестокое разочарование, так как коллектив – важная часть существования организации.

  1. Другие компетенции

Работы в разных компаниях, но на одинаковых должностях, могут заметно отличаться. Возможно, на новом месте от вас требуется знание других программ или в плане заложен больший объем работы. Разузнайте эти моменты заранее, а если уже столкнулись – помните, что в современном мире необходимо быть гибким и постоянно учиться новому. Да, на первых порах придется попотеть, но совсем скоро ныне непривычные действия покажутся элементарными. К тому же, первое время на новом месте многие работники ощущают эмоциональный подъем, который позволяет справиться со стрессом.

Интересно, что даже если вы ушли с предыдущего места по объективным причинам, у вас может начаться тоска по старой работе. Будьте готовы к тому, что первый месяц вы можете думать о том, что это было крупной ошибкой, новая должность не для вас, а коллеги настроены враждебно. Скоро ситуация изменится, а пока не накручивайте себя.

Привыкание к новому месту работу в среднем занимаем порядка 3 месяцев, так что если вы проработали год, и все еще чувствуете себя не в своей тарелке – возможно, стоит бежать, или нужно сходить к психологу.

Источник

Психолог о том, поможет ли смена места работы избежать эмоционального выгорания

Сколько записей должно быть в трудовой книжке у хорошего ра­ботника? Нужно ли менять работу через определённый промежуток времени, чтобы избежать депрес­сии или застоя? Правильно ли всю жизнь трудиться и зарабаты­вать авторитет на одном месте? На эти вопросы «Белка» попыталась найти ответы вме­сте с кандидатом психологических наук, заведующим кафедрой пси­хологии факультета психологии и педагогики Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины Ириной Сильченко.

Ирина Сильченко.

— Психологи советуют время от времени менять работу. Разделяете та­кое мнение?

— Такое мнение популярно на Западе и в первую очередь касает­ся работников сфер рекламы, ме­неджмента, медийного и интернет-бизнеса, где приветствуется боль­шая мобильность. Американские социологи на основе проведённых исследований советуют менять ра­боту каждые 5-7 лет.

Основной посыл — это поможет избегать творческого застоя и под­держивать свою профессиональ­ную форму. Считается, что в пер­вый год работник узнаёт все тонко­сти и нюансы, связанные с долж­ностью, а следующие два года наи­более продуктивны с точки зрения отдачи. Потом продуктивность тру­да резко снижается и стремится к нулю. А часто наступает и эмо­циональное выгорание.

Отсюда и призыв не бояться менять работу, чтобы не утратить интерес к жиз­ни. Ведь находясь всегда в одних обстоятельствах, человек как бы становится асоциальным, каждый новый день для него ожидаемый и привычный. Когда работа начинает идти по накатанной колее, генери­руется меньше идей. Вторая причи­на, по убеждению психологов, это потеря стремления к новым знани­ям. А это прямой путь к депрессии и деградации.

Однако не могу безоговорочно поддержать такую точку зрения. Работая на одном и том же месте, тоже можно профессионально ра­сти и реализовывать себя. Более того, сегодня во многих сферах деятельности приветствуется, ес­ли человек сохраняет рабочее ме­сто в течение 5-10 и более лет и де­лает карьеру в рамках одной орга­низации. Или по вертикали, когда он занимает более высокие долж­ности. Или по горизонтали, когда остаётся на одной и той же долж­ности, но растёт профессиональ­но, становится специалистом вы­сокой квалификации.

Руководство нашего уни­верситета и большинство препо­давателей закончили аспиранту­ру, защитили диссертации, про­должая активно заниматься науч­ной и профессиональной деятель­ностью, получили звания и долж­ности в своём вузе, их называют «генетически университетскими». Таким образом, профессиональ­ный рост происходит непрерыв­но, всю жизнь. К слову, я работаю в ГГУ почти 40 лет.

На отношение человека к своей работе влияет много факторов. По большому счёту, нами ведь управ­ляют наши потребности. Для кого- то на первом месте стоит зарпла­та, особенно если есть семья, нуж­но поднимать детей. Тогда низкий её уровень подвигнет искать более высокооплачиваемое место. Для кого-то важнее профессиональный рост. А в него нужно инвестиро­вать, порой соглашаясь изначально и на маленькую зарплату.

Читайте также:  Отличного настроения этой зимой

— Сейчас многие молодые специалисты жалуются на ма­ленькие зарплаты, потому что считают: раз получили высшее образование, их диплом должен сразу достойно оплачиваться.

— Любой профессиональный и карьерный рост связан с повы­шением зарплаты. Проявите себя! Хорошего работника всегда будут ценить и постараются удержать, в том числе и зарплатой, социаль­ными гарантиями. Нужно не жа­ловаться, а прежде чем подавать документы в вуз, задуматься, что получишь на выходе, какая рабо­та тебя ждёт. К нам идут учиться на психологов с романтическим представлением о профессии. Ре­бята думают, что получат диплом, начнут собственную практику и к ним сразу выстроятся очереди из клиентов. На самом деле это тя­жёлый труд, связанный с накопле­нием опыта. Нужно заработать ав­торитет.

— Кажется, авторитет важен на любой работе. А если её часто менять, то каждый раз приходит­ся всё начинать сначала?

— Знаете, «летунов» нигде не любят. Постоянная смена работы воспринимается работодателями настороженно. Почему он нигде не приживается? Наверное, кон­фликтный, нестабильный, незре­лый, не определился, что ему нуж­но в жизни или как этого достичь. А после 45 лет вообще сложно устроиться на работу, поэтому че­ловек будет держаться за любую.

— Вы упоминали синдром эмоционального выгорания. С творческими профессия­ми всё понятно, а может ли он настичь, скажем, токаря-фрезеровщика?

— Может, только при­чины будут другие. Сейчас перечень профессий, кото­рые подвержены синдро­му эмоционального выгора­ния, значительно расширил­ся. Вообще синдром эмоционального выгорания называют болезнью общения. Он касает­ся больше представителей про­фессий «человек — человек»: учителей, врачей, милиционе­ров, госслужащих и так далее. Эмоциональное выгорание возникает вследствие душев­ного переутомления. Когда работник должен постоянно эмоционально откликаться на нужды других людей. Не зря в некоторых странах те, кто мно­го лет проработал на препода­вательской должности, имеют право уйти на год в оплачива­емый отпуск.

Взять тех же госслужащих. В исполкомы и администрации часто обращаются «трудные» граждане, недовольные посе­тители. Общаться с ними — тяжёлый труд. Перенасыщен­ность вынужденным общени­ем приводит нередко к хрони­ческому стрессу. Работа пере­стает приносить удовлетворе­ние, а напротив — раздража­ет, вызывает враждебность.

У человека появляется ощущение собственной некомпетентно­сти, беспомощности и действи­тельно снижаются конкретные профессиональные достиже­ния. Нарастает безразличие, «профессиональный цинизм», негативизм по отношению к клиентам и своей работе. Порой возникает отвращение ко всему на свете, немотиви­рованные обиды на окружа­ющих, судьбу, правительство. Особую неприязнь вызывают люди, с которыми приходится работать — клиенты, учени­ки, посетители, коллеги. Такой вид выгорания даже называют «отравление людьми».

Факторов, способствующих эмоциональному выгоранию, на самом деле много. Моно­тонная работа тоже к ним отно­сится. Это к вашему вопро­су о токаре-фрезеровщике. На предприятиях при такой осо­бенности труда нужно созда­вать дополнительные переры­вы, условия для общения. А вообще, чтобы избежать все­го вышеперечисленного, и вра­чу, и чиновнику, и рабочему за станком нужны условия для профессиональной самореа­лизации. Тогда, как правило, выгорание не наступает.

— Как реализоваться на высоком уровне прорабу на стройке?

— Вот многие негативно относятся к соцсоревнованиям и конкурсам профмастерства как к своеобразному пережит­ку советского прошлого, но они реально помогают работникам почувствовать себя коллекти­вом и свою значимость прочув­ствовать. Раньше, кстати, счи­талось большим плюсом, ког­да человек долго работал на одном месте, профессионально рос. Таким работникам присва­ивали звания «Передовик про­изводства», «Ветеран труда», «Заслуженный работник». Они были героями художественных фильмов. Вспомните, «Девча­та», «Весна на Заречной ули­це», «Высота». Существова­ли трудовые династии. Всё это было престижно, люди горди­лись своими заслугами.

— А можно, долго трудясь на одном месте, всё же избе­жать эмоционального выго­рания?

— Выгорание часто возника­ет как следствие неправильно организованного труда, нераци­онального управления, непод­готовленности персонала. Здесь многое зависит от руко­водства. У нас знаете, часто ценят, когда люди остаются по вечерам на работе, трудятся в обеденное время. А иногда и требуют этого. Считают такое поведение признаком хороше­го работника. Но ничего хоро­шего в трудоголизме нет, он-то как раз и является причиной выгорания. Человек не должен жить одной работой, нужно выходить за её рамки. Стресс легче переживается, если есть какая-то отдушина, хобби, интересное занятие для души.

— Это понятно. А как само­му работнику минимизиро­вать стресс? Начальство-то бывает разное, его не выби­рают.

— Что нужно сделать в пер­вую очередь, так это ставить перед собой реальные цели и рационально расставлять при­оритеты в профессиональной деятельности. Нужно трез­во оценивать свои возможно­сти. Важно находить время для полноценного отдыха. Прият­ное эмоциональное общение с друзьями и близкими людь­ми, занятия спортом или хобби значительно снижают веро­ятность выгорания.

Не сто­ит бояться делиться своими переживаниями с близкими людьми. Даже сам факт раз­говора может принести облег­чение, а поддержка родных и коллег обязательно поможет справиться со стрессом. Боль­шую пользу принесёт и овла­дение навыками саморегуля­ции — релаксация и рассла­бление, дыхательные упраж­нения помогут снизить уро­вень стресса, ведущего к выго­ранию.

Простые дыхательные упражнения помогут обрести контроль и не сорваться, не нагрубить посетителю. Ведь в таком случае человек, не толь­ко госслужащий, но и медпер­сонал, учитель рискует рабо­той. Сейчас преимущество на стороне того, кто обращается. Посетитель, родитель, паци­ент всегда правы.

Конечно, здесь нужна ква­лифицированная помощь. Обучать правильному пове­дению в стрессовых ситуа­циях должны психологи. Они могут проводить мероприя­тия по успешной адаптации персонала, повышению тру­довой мотивации и привлека­тельности работы. Организо­вывать тренинги по развитию стрессоустойчивости, комму­никативных навыков, выра­ботке адаптивных способов совладания со стрессом на работе, обучающие занятий по оптимизации социально-психологического климата в коллективе. Потому что от климата в коллективе зави­сит многое, как и от «погоды» в доме. Я считаю, такие спе­циалисты должны обязатель­но быть в организациях, где работники по долгу службы общаются с большим коли­чеством людей и подверже­ны стрессу.

Читайте также:  Что делать чтобы улучшить настроение

— Тогда, пожалуй, снача­ла нужно убедить начальни­ков, что их сотрудники нуж­даются в профессиональном психологе. Кому захочется вводить в штат «бесполез­ную единицу» с точки зрения производительности труда.

— Эмоциональное и психи­ческое состояние работников, социально-психологический климат в коллективе не могут не влиять на производитель­ность труда, поэтому еди­ница не такая уже и беспо­лезная. А если организация или предприятие не могут позволить себе иметь в штате постоянного психолога, они могут привлекать для этих целей специалистов из других учреждений.

Источник

Как справиться со стрессом на новой работе

Как минимизировать стресс на новой работе, этот вопрос звучит всё чаще в наше время. Жизнь диктует изменения во всём. Способность поменять нишу, род деятельности и профессию, сопровождается новыми знаниями, новым коллективом, и изрядной смелостью. Найдя новую работу, человек испытывает разные страхи и волнения, одним словом стресс. Большие изменения вызывает множество эмоций, которые проявляются в определённых реакциях со стороны тела и психики.

Дадим несколько советов, как преодолеть стресс на новой работе и пройти этот особенный период достойно.

Как преодолеть стресс на новой работе

Смена места работы

Смена работы часто вызывает беспокойство, но страх не должен мешать продвижению по карьерной лестнице. Постарайтесь преодолеть негативное мышление и сосредоточиться на плюсах новой ситуации. Вспомните, что послужило причиной смены работы и какие преимущества возможны: высокий заработок, получение нового опыта, продвижения по службе, знакомство с новыми людьми, меньшее количество сверхурочных… Старайтесь относиться к своей новой работе в первую очередь как к возможности, а не к угрозе. Сложно пока влиться в исполнение новых обязанностей, но есть возможность выстроить новую работу без издержек, оставленных без внимания задач, авралов, половинчатых и неудачных проектов и других негативов.

Возникающие вопросы

Неуверенность в неадекватном восприятии объёма обязанностей или отсутствие взаимопонимания с командой — частые причины стресса на новой работе.

Новая работа — новые вопросы

Как новый сотрудник, не бойтесь задавать вопросы, чтобы чувствовать себя уверенно и делать всё возможное для хороших результатов. Ведь вопросы не свидетельствуют о недостатке компетентности организатора, а только выказывают действительную приверженность работе. Но не забывайте адаптировать вопросы к позиции собеседников. Спросите руководителя о своих профессиональных обязанностях, а секретаря или коллегу, сидящего за соседним столом, попросите ввести вас в курс дела и подсказать, что, где и как.

Расстановка приоритетов

Планируйте решение сложных и стрессовых задач на первую половину дня, чтобы справиться с ними как можно быстрее. Самые важные дела нужно делать в первую очередь. Не стесняйтесь просить помощи и подсказок у более опытных коллег. Планируйте и ещё раз планируйте, и меньше отвлекайтесь на всякие мелочи. Когда втянетесь в новый ритм и атмосферу вашего коллектива, однозначно станет легче.

Упорядоченность

Вспомните о затратах времени на поиски необходимой документации или нужных файлов на своём компьютере. Новая работа — отличная возможность всё изменить и с самого начала следует определить, как организовать и хранить созданные материалы, чтобы находить их быстро ля эффективного использования.

Порядок на рабочем столе

Также держите стол в порядке. Разложите всё на места и приобретите органайзер. Там где порядок, там устройство и работать легче.

Важно! Не опаздывайте и старайтесь всё делать вовремя.

Деликатность

Не пытайтесь ослеплять своими знаниями, в стремлении преодолеть связанный со сменой работы стресс. В глазах новых коллег это может выглядеть комично, для предложения новых решений будет время. Тем более, что кажущаяся новой идея может оказаться неэффективной в рамках правил, действующих в компании по отношению к её клиентам. Лучше сосредоточьтесь над ознакомлением с внутренними правилами и атмосферой компании.

Записи

Даже если всё кажется простым и понятным, постарайтесь записывать как можно больше. Ведь в потоке новой информации что-то вылетает из головы или сбивает с толку, а записи помогают восстановлению. К тому же, новые коллеги, безусловно, окажут помощь, но стоит помнить, что у них также есть обязанности, а если задавать один и тот же вопрос несколько раз, это может раздражать.

Работа над ошибками

Смена места работы – хороший период для того, чтобы войти в число лучших сотрудников. Впечатление о вас будет складываться в первые дни работы, так что постарайтесь быть особенно сосредоточенным. Дальше будет легче, именно потому, что мнение о вас сложенное с самого начала будет работать на вас. Найдите время и проанализируйте беспокоящие вас ошибки, и качества вашего характера, чтобы постараться их устранить и не тащить в новый коллектив.

Преодолимость стресса

Если вы хотите знать как стать уверенным и поднять самооценку, можете прочитать об этом по этой ссылке, уверен найдёте много полезной информации.

Как поднять самооценку

Образ жизни так же оказывает большое влияние на самочувствие и этот фактор может как повышать сопротивляемость стрессу и последствиям, так и обострять её. Поэтому, налаженность здорового образа жизни придаёт дополнительные силы для адаптации в новой ситуации.

Диета

Диета имеет большое значение для здоровья всего организма, особенно во время его подверженности стрессовым ситуациям, вызванных сменой работы. Стресс может увеличить потребность в магнии, который для лучшей усвояемости следует сочетать с витамином B6. Хорошей идеей на завтрак перед работой будет каша с бананами, во время работы стоит кушать, например, орехи или несколько кубиков тёмного шоколада. На обед подойдут бутерброды с лососем и авокадо или салат с большим количеством помидоров и льняного масла — закуски, богатые одинаково необходимым калием и полезными жирами и кислотами.

Диета — антистресс

Читайте также:  Благодаря чему мы чувствуем боль

В обеденное время стоит увеличить потребление макарон и круп — в частности гречки, овощей: шпината, квашеной капусты, брокколи, бобовых, нежирного мяса. Стресс ослабляет организм и вызывает снижение иммунитета, а для укрепления последнего стоит увеличить запас витамина С, который благодаря своим антиоксидантным свойствам защищает клетки от свободных радикалов и увеличивает усвоение железа. Данный витамин содержится в ягодах, петрушке и перце.

Цинк и витамин D также важны для работы иммунной системы, для синтеза которой необходимы солнечные лучи. Обеспечить организм достаточным количеством витамина D только с помощью диеты очень сложно, поэтому осенью и зимой часто рекомендуется использовать добавлять в свой рацион ягоды, петрушку и перец.

Препараты (витамины и минералы, натуральные травы)

Рекомендуется сдавать биохимию крови минимум раз в год. Иногда недостаток какого нибудь витамина, может повлечь за собой сбой организма.

Недостаток витаминов и питательных веществ, рекомендуемых для приёма добавок с помощью хорошо сбалансированной диеты, можно восполнить с помощью соответствующих добавок.

Рыбий жир

Препараты для седативного эффекта также содержат экстракты трав, поддерживающие работу нервной системы, способствующие хорошему сну и успокаивающие нервы:
• мелисса — содержит эфирные масла, дубильные вещества, флавоноиды и фенольные кислоты, способствующие расслаблению. Уменьшает состояние стресса и восстанавливает эмоциональное равновесие,
• валериана — снижает уровень стресса и позволяет успокоиться. Она снижает кровяное давление и может оказывать расслабляющее действие на жёсткие и напряженные мышцы шеи. Это также хорошо известное снотворное, применяемое при проблемах с нервной системой,
• хмель обыкновенный — снижает раздражительность и помогает расслабиться. Он поддерживает работу нервной системы, но также может стимулировать аппетит и иметь мягкий мочегонный эффект.

Вместо таблетированных препаратов можно также приготовить травяные настои или использовать готовые травяные смеси, например, успокаивающие чаи.

На самочувствие также положительно влияют эфирные масла (например, лаванда, ромашка), расслабляющий эффект которых можно использовать во время ванны или домашней ароматерапии.
При приёме седативных препаратов внимательно прочтите инструкцию. Не только для определения правильной дозировки и исключения противопоказаний, но и для отслеживания лекарственного воздействия. Стоит обратить особое внимание на то, что некоторые лекарства ухудшают способность управлять автомобилем или вызывают сон.

Упражнения

Регулярная физическая активность повышает устойчивость к стрессу и снижает последствия нахождения под его влиянием. Такая активность позволяет сбросить умственное перенапряжение, укрепляет сердце, улучшает сон и настроение. Некоторые люди лучше всего снимают напряжение с помощью интенсивных интервальных упражнений.

Как снять усталость на работе

Но в борьбе со стрессом также стоит использовать более спокойные упражнения, такие как йога, растяжка или пилатес, которые отлично подходят для расслабления и уделяют особое внимание не только работе с телом, но и дыханию. Хорошо снимает стресс и насыщают организм кислородом прогулки на свежем воздухе, поэтому они желательны как минимум при выходах на работу и обратно.

Отдых и сон

Стресс, связанный со сменой работы может затруднять засыпание. А сон позволяет телу полностью восстановиться после полного проблем дня, и когда его не хватает, эффективность работы уменьшается, и становится сложно выполнять свои обязанности. Поэтому на сон должно выделяться не менее 6-8 часов в сутки.

Одно из главных правил: уснуть до 22 — 00. Нервная система организма отдыхает в период 22 — 00 : 1 — 00. Подъём соответственно в 5-00. Бодрость организма при таком режиме вам гарантированна.

В первые недели работы стоит ложиться спать достаточно рано, чтобы иметь запас времени около 15-20 минут на непредвиденные ситуации, ведь опоздание на новую работу влечёт за собой лишь усиление и без того стрессовой ситуации. Тем более в условиях формирования своей позиции, любые задержки и сбои не идут на пользу.
Новая работа может быть очень увлекательной, поэтому придя домой, о ней всё ещё и думается и говорится.

Здоровый сон — залог активности

Однако стоит отделить домашнюю жизнь от профессиональной и, вернувшись домой, полностью отвлечься от рабочих обязанностей. Если в этом нет необходимости, постарайтесь не проверять рабочую почту или корпоративный мессенджер. Проведение времени с близкими помогает снять стресс, а также найти хотя бы момент для любимых занятий — просмотра эпизода сериала, чтения книги, прослушивания музыки. Также не забывайте делать короткие перерывы во время работы в офисе. Они не только положительно влияют на концентрацию, но и облегчают установление социальных отношений.

Новые друзья

Стресс, связанный со сменой работы, очень часто вызван необходимостью завести новых друзей. Отсутствие одобрения со стороны коллег — одна из самых серьёзных проблем для новых сотрудников. Чтобы установить более близкие отношения или завоевать доверие, нужно время, но работу над этим можно начать с первого дня.

Хорошее впечатление

У каждой компании существует свой дресс-код, который необходимо соблюдать. Помимо правильной одежды, излучайте уверенность и улыбку, которые являются атрибутом профессионализма. О старой работе постарайтесь не вспоминать, она в прошлом, а тем более не допускайте постоянных сравнений и лучше сосредоточится на изучении нового окружения.

Открытость

Всегда отвечайте с улыбкой на каждое желание связаться с вами и, если возможно, постарайтесь установить контакты самостоятельно. Совместная трапеза или приготовление кофе — хорошая возможность найти новых друзей. У ваших коллег может не быть на вас времени, поэтому не расстраивайтесь, если кто-то даст вам лишь поверхностный ответ на ваш вопрос. Также ищите возможности для неформальных встреч вне работы и не отказывайтесь, если вас приглашают на них.

Открытость

Без притворств в первые дни работы в новой компании все стараются быть особенно вежливыми. Стресс от новой работы также подталкивает к излишним киваниям другим и попыткам понравиться. Но не стоит переусердствовать, а выказывая свои лучшие побуждения, лучше оставаться при этом самим собой. Слушайте, что говорят другие, но не теряйтесь при выражении собственного мнения.
Стресс на новой работе неизбежен умение его преодолевать способствует развитию профессиональной карьеры и открывает путь к дальнейшим успехам.

Источник

Оцените статью