- «Я так больше не могу!»: как унять душевную боль и жить счастливо?
- Чем вредит душевная боль?
- 1. Боль может стать привычной
- 2. Переживания могут приводить к физическим болезням
- 3. Переживания могут привести к депрессии и схожим заболеваниям
- Почему мне так больно?
- Причины душевной боли
- Признаки душевной боли
- Как избавиться от чувства страдания
- Привычка страдать
- — Работая с людьми, переживающими различные кризисы, мы заметили, что некоторые из них задерживаются в неблагополучном, страдающем состоянии и как будто даже не особо стремятся из этого состояния выбраться. То есть они могут говорить о том, что это состояние их не устраивает, но фактически почти ничего реально не делают, чтобы его преодолеть. В чем причина такого поведения?
«Я так больше не могу!»: как унять душевную боль и жить счастливо?
«Я даже не знаю, как описать то, что я чувствовала. Ну что я сказать могла? “Что-то у меня настроение паршивое”. Но это даже близко не похоже на то, что было в реальности. Это как воронка внутри. Огромная, постоянно гудящая, засасывающая в себя всё, что происходит вокруг. Любую радость засасывает и оставляет только боль и пустоту. Такая боль, что хочется расцарапать грудную клетку и схватить её, сжать, чтобы только не болело. Мысли только об одном, об этой чёртовой боли. А ещё о том, когда же это всё закончится? Как заглушить такую душевную боль хотя бы немного? И желание одно. Дожить бы до вечера, чтобы лечь спать. Сон как единственное спасенье. Наверное, я до сих пор толком не оклемалась».
Душевная боль способна причинять очень сильные страдания. Увы, близкие и знакомые не всегда могут поддержать нас, особенно если причина, на их вкус, несущественна или неочевидна. Вместо сочувствия можно нарваться на обвинения в стиле «с жиру бесишься, в Африке вон дети голодают, тебе не из-за чего так переживать». Но ведь болит. И обвинения чаще всего только усиливают боль. Как же вырваться из этой ловушки? Как унять боль и научиться снова чувствовать радость и счастье? Об этом сегодняшняя статья.
Чем вредит душевная боль?
Постоянные переживания уже сами по себе причиняют дискомфорт и снижают качество жизни. Но есть другие, не всегда очевидные последствия длительной душевной боли.
1. Боль может стать привычной
То, как мы реагируем на обстоятельства, может превратиться в привычную модель поведения. Мы можем привычно опускать руки при неудачах, автоматически заниматься самобичеванием, по инерции переживать при малейшем поводе. Фактически мозг привыкает к таким реакциям и выстраивает новые нейронные связи, чтобы переживать и печалиться было легче. [1] И чем чаще и дольше мы переживаем и страдаем, тем легче нам это даётся в дальнейшем.
«Я недавно обнаружила, что привыкла реагировать вот так, опусканием рук и переживаниями, почти на любую ситуацию. Произошла какая-то мелочь, а я сразу в уныние. Хотя сама ситуация яйца выеденного не стоит. Ну там, справку в бассейн взять. Надо сделать “флюру” и к терапевту записаться. Всё. А я такая — о, опять я в бассейн не попаду, что за гадство такое, всё опять плохо. Сижу и терзаюсь. А потом меня такое зло взяло. Встала, пошла и сделала всё. 1,5 часа потратила в два захода. Эта справка мне прям мозги на место поставила. Я начала следить за собой и поняла, как быстро я сдаюсь, потому что привыкла быстро сдаваться. И я сижу и переживаю, что у меня ничего не получается. Конечно не получается, ведь я даже не пробую толком».
2. Переживания могут приводить к физическим болезням
Длительный стресс — а наша сильная душевная боль и есть стресс — негативно влияет на иммунитет, ослабляет его. [2] В итоге организм хуже справляется с заболеваниями, повышается восприимчивость к инфекциям, возрастает риск сердечно-сосудистых болезней.
3. Переживания могут привести к депрессии и схожим заболеваниям
Длительная душевная боль как у девушек, так и у парней, может приводить к развитию депрессии, тревожных расстройств, посттравматического стрессового расстройства. [3] С этими заболеваниями уже сложно справиться своими силами, и чаще всего требуется психологическая и медикаментозная поддержка.
Решим проблемы апатии и стресса
Почему мне так больно?
Способы унять боль во многом зависят от причины. Поэтому в первую очередь нужно понять, почему болит именно у вас? Что или кто приводит к тому, что вам так больно? Назовём несколько основных причин, которые приводят к переживаниям и стрессу.
Причины душевной боли
Все причины можно условно разделить на 2 группы:
1 группа — расстройства поведения и психические заболевания. Сюда можно отнести страхи, фобии, тревожное или депрессивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, деперсонализацию, панические атаки и другие заболевания. Для решения этих проблем может потребоваться поведенческая терапия, медикаментозная поддержка и консультация психиатра. Будьте внимательны к себе и не пропустите серьёзное заболевание.
«Не знаю, почему я не шла за помощью. Я понимала, что со мной что-то не так. Ну не может, не должно быть человеку плохо целый год каждый день. Но мне всё казалось, что я придумываю, что мне кажется, ведь не может же быть человеку плохо все время. Я боялась, что приду, а мне скажут: “Чего пришла? Иди домой, симулянтка, у тебя ничего нет”. И сидела дома. Пошла, когда уже совсем плохо стало, когда почти перестала спать. И, сюрприз, я не симулянтка. Назначили мне лечение. И оказалось, что в жизни столько радостных и разнообразных эмоций. А я ничего этого просто не помнила. »
2 группа — психологические причины, конфликты между желаемым и реальностью, горе от потери. Сюда можно отнести расставание и разводы, уход из жизни близких людей, любые проблемы в семье, сложности с работой и финансами, низкую самооценку и проблемы с самовосприятием, душевную боль от предательства и многое другое. С состояниями из этой группы можно справиться без лекарств самостоятельно или с поддержкой психолога.
Фактически нет никаких правильных и объективно весомых причин для переживаний — любые события или проблемы могут привести к душевной боли. И вы не должны чувствовать себя виноватыми за то, что переживаете или за то, что ваши эмоции слишком сильные по чьим-то меркам.
«Мне очень сложно сейчас. В моём случае душевная боль смешалась с обидой. Так ещё и друзья… Уточню — бывшие друзья — всё время зудели. “Забей, из-за фигни переживаешь, сразу всё было понятно, сам виноват, смотреть надо было лучше”. А я смотрел. И не было никаких признаков. И любовь мне глаза не застила. И на лбу у неё “изменяю нынешним с бывшими” написано не было. Не всё можно предсказать, и соломку везде не подстелишь. Но всё равно больно. Предали меня дважды — бывшая девушка и бывшие друзья».
Признаки душевной боли
Душевную боль часто сопровождает изменение настроения:
Источник
Как избавиться от чувства страдания
Наслушавшись подобных советов, насмотревшись на довольные, загорелые лица в Инстаграм, начитавшись рекламных постов о марафонах/челенджах можно начать вечное самокопание длинною в жизнь на тему: «Что со мной не так и как от этого избавиться?».
Вот небольшой кусочек моей консультации с Илоной. Она «опытный» клиент психологов и психотерапевтов. Перепробовала многое. У нее нет расстройства личности, она чувствует «неудовлетворенность жизнью», «ощущение, что все бессмысленно», «что пока другие живут счастливой жизнью, я топчусь на месте» и пр.
Первый специалист попросил ее нарисовать дерево и воображаемое животное. Он расспрашивал о ее снах, сексуальных желаниях и отношениях с родителями. Затем несколько лет она приходила в один и тот же день недели. Она ложилась на кушетку и начинала говорить. Психолог сидел позади и что-то себе записывал. Иногда уточнял детали, иногда сидел молча. Илона устала и решила сменить подход.
Второй психолог, не ложил ее на кушетку. Он рассказывал удивительные вещи о поле, целостности и контейнировании. Иногда они могли несколько консультаций сидеть молча, посматривая друг на друга. Психолог всегда хвалил и рассказывал как они хорошо продвинулись.
Еще Илоне доводилось пересыпать песок, лепить из пластилина и глины, рисовать красками, вытягивать карты и рассказывать что она видит… И вот потратив немало денег и разочаровавшись в подобных подходах, она решила поискать что-то более современное и научное. Теперь она сидит передо мной и рассказывает как ей бывает грустно, как она иногда скучает, а иногда даже начинает тревожится по поводу своего будущего. Обычно я прерываю в таком месте:
— Скажите, а что будет потом?
— Когда потом?
— Когда вы избавитесь от своих страхов, страданий, переживаний и тревог. Что вы будете делать?
— Я буду счастлива (смотрит недоверчиво).
— Правильно ли я понимаю, что счастье — это отсутствие страхов, страданий и переживаний.
— Ну да (в глазах читается: «А вы точно психолог?»).
— Тогда у меня для вас есть две новости. Хорошая и плохая. Хорошая: я знаю многих людей, который достигли счастья в вашем понимании. То, есть это практически возможно. Плохая: это мертвые люди. Мертвые не переживают, не страдают и не боятся. Судя по всему, им это уже ни к чему.
— …
— Вам не кажется, что пока мы живы, мы находимся в условиях, когда страдания и переживания являются неотъемлемой частью жизни? Все, кто родился — обязательно умрут. Здоровье с возрастом снижается, вещи изнашиваются, иногда приходится делать не то, что хочешь. А когда все складывается идеально — то даже в этот момент ты четко понимаешь, что это не навсегда. Либо оно прекратиться, либо тебе надоест, ты захочешь большего. На нас постоянно воздействует колоссальное количество факторов, которые вне нашего контроля. И не все эти факторы благоприятны.
— Но это же не значит, что не нужно пытаться.
— Этим мы и занимаемся. Невзирая на свою смертность и слабость по отношению к окружающему миру, мы стараемся прожить максимально правильно, согласно своим представлениям.
— И вот у меня не получается и я хочу это прекратить.
— Это очень естественное желание. Но вам не кажется, что концентрируясь только на прекращении негативных аспектов, мы забываем о позитивных?
— Но, это же одно и тоже. Если не будет негатива — останется позитив.
— А что если после избавления от негатива останется пустота? Что если избавление от негатива не влечет автоматически позитив? И более того, что если можно всю жизнь постоянно избавляться от негатива? Упуская доступные позитивные переживания. (позже, когда перешли к работе с ценностями добавил: Как часто мы и не хотим выбираться из концентрации на избавлении от негатива, поскольку нет ради чего.)
— …
— Если мы с вами принимаем, что жизнь полна непредсказуемости. Не всегда все складывается согласно нашим замыслам и мы переживаем по этому поводу. Возможно стоит принять это как данность и стараться не тратить силы на защиту от негатива. Возможно более конструктивно будет сконцентрироваться на позитиве? Стараться прожить как можно более лучшую версию своей жизни? А не стараться прожить как можно менее негативную ее версию?
В этом кейсе я применил метафору мертвого человека. Она довольно проста. Посмотри на то, чего ты желаешь или то, чего хочешь достигнуть в процессе своего развития. Если мертвый человек в этом лучше — меняй, где-то закралась ошибка.
Мертвые не чувствуют, не страдают, не хотят, не переживают, не ожидают. Боль для них не существует. Я не хочу сказать, что вся жизнь — это боль. Но, боль — неотъемлемая часть жизни. И требуя ее прекращения любой ценой и при любых обстоятельствах мы рискуем потерять что-то важное и значимое.
На консультации по Терапии принятия и приверженности — Acceptance and Commitment Therapy (АСТ) мы очень щепетильно относимся к терапевтическим целям, которые мы достигаем в процессе терапии, а важность слов и формулировок просто зашкаливает (о Теории реляционных фреймов, на которых базируется АСТ еще будет). Нам важно понимать, чтО в нашей жизни, мы можем изменить и концентрировать свои усилия на этом. Также важно осознавать чтО мы не можем изменить — и принять это.
О принятии немного рассказывал в прошлом кейсе.
Источник
Привычка страдать
— Работая с людьми, переживающими различные кризисы, мы заметили, что некоторые из них задерживаются в неблагополучном, страдающем состоянии и как будто даже не особо стремятся из этого состояния выбраться. То есть они могут говорить о том, что это состояние их не устраивает, но фактически почти ничего реально не делают, чтобы его преодолеть. В чем причина такого поведения?
— По-видимому, они блокируют свою способность к действию.
Почему они так поступают?
Это может быть, например, усвоенная в детстве модель пассивного поведения в напряженных ситуациях. Ребенок сам не может позаботиться о себе и он находит способы влияния на взрослых, чтобы побудить их к удовлетворению его потребностей и желаний, в том числе плача и всячески демонстрируя, как ему плохо.
И уже став большим, он, сам того не осознавая, пользуется этой усвоенной моделью — если страдать и мучиться, может, придёт кто-то большой и сильный и всё поправит. Естественно, склонность к такому типу реакции не способствует развитию ни настойчивости, ни инициативности, ни каких-то активных и полезных навыков, что ещё больше укрепляет эту модель.
Возможно, это люди, у которых низкая переносимость дискомфорта, отсутствие позитивного опыта преодоления трудностей в прошлом, на который они могли бы опереться. Такое поведение может поддерживаться и так называемой вторичной выгодой, когда таким способом человек получает внимание и заботу.
— Можете подробнее описать последние два механизма — низкую переносимость дискомфорта и вторичные выгоды?
— Как говорится, нас угнетают не сами вещи, а наше суждение о них. Это понятно, мы часто наблюдаем, что одни и те же события вызывают весьма разнообразные реакции в зависимости от их интерпретации нами. То же самое относится к состояниям неопределенности, негативным переживаниям, физической или душевной боли.
Вот есть внутренний дискомфорт, а сверху ещё всегда обязательно идёт отношение к нему, его оценка, например, как чего-то неприятного, но всё же терпимого, не препятствующего возможности жить и действовать. А повышенная тревожность, мнительность и саможаление воспринимают тот же самый сигнал как невыносимое и всепоглощающее страдание.
Я помню случай из практики. Пришла клиентка с психосоматикой, которая несколько лет ходила по врачам и больницам. И случайно выяснилось, что её сопровождала сестра, у которой была более серьезная по объективным параметрам картина болезни, и она при этом работала, занималась своей семьей и заботилась о той сестре.
Чем может быть «выгодно» страдать?
Прежде всего, надо сказать, что почти всегда, когда эта выгода есть, она неосознанна.
По-видимому, когда-то страдание принесло дивиденды, программа выживания запомнила этот способ как удовлетворительный, годный.
Страдание привлекает внимание, другие люди начинают жалеть, сочувствовать, ужасаться и пр. Особенно у детей видно, насколько им необходимо внимание, причём любой ценой. Они могут баловаться, безобразничать, чтобы добиться хотя бы негативного проявления внимания к себе, которое всё же лучше, чем никакое. Болезнь — тоже способ почувствовать внимание и заботу. Страдания можно использовать, чтобы произвести впечатление. Вспомним, как начинают меряться не только тем, кто чего добился, но и всякими своими негораздами. С помощью страдания можно вызвать чувство вины у окружающих, защититься от их претензий.
Пример по теме есть у Д. Энрайта в книге «Гештальт, ведущий к просветлению», где он рассказывает про двух мальчиков, наблюдаемых им в разное время. Оба они бежали, упали и разбили коленку. Но первый был тогда с мамой, он прижался к ней и заплакал. А второй бежал за друзьями. Второй посмотрел на свою коленку, оглянулся, наступил осторожно пару раз на пораненную ногу и, прихрамывая, побежал догонять других мальчишек.
Энрайт писал, о том, какие примерно мысли могли быть у них в голове.
1-й мальчик: «Ой, как больно! Ы-ыыы, пожалуй, если мама подумает, что дело плохо, может быть она минутку меня пожалеет — она меня торопила, так, может, быть она почувствует себя виноватой теперь, и подержит меня. Ы-ыыы!»
2-й мальчик: «Ой, как больно! Хммм, им нет дела — хорошо, что они хоть позволили мне пойти с ними, обычно они оставляют меня дома. Если они увидят, что я поранился, они уйдут и будут говорить, что я неженка, и больше никогда меня не возьмут. Лучше я как-нибудь обойдусь! Хмм, вот так можно бежать!»
И — важный фактор, который я уже упомянула, — «отсутствие позитивного опыта преодоления трудностей в прошлом» Это так называемая «выученная беспомощность», когда человек привыкает к тому, что от него, от его действий ничего не зависит и он не может ни на что влиять.
— Какие еще существуют механизмы нашей привязанности к страданиям?
— В той или иной степени тенденция зависания в страдании проявлена у нас у всех. На другом, более фундаментальном уровне, причины привязанности к страданию — неведение, то есть непонимание механизмов устройства и функционирования сознания, страх, недоверие к существованию.
Вот есть прекрасное описание у М.Фрая:
«Сегодня пересаживали рыбок из одного аквариума в другой.
В ходе издевательства над животными в очередной раз подтвердились следующие житейские правила:
— сопротивление судьбе — главная причина стрессов;
— если вам кажется, что судьба обращается с вами грубо и немилосердно, это вовсе не значит, что вам желают зла. Просто вы заняли неудобную для нее позицию;
— если увлеченно заниматься любимым делом (например, сосать корягу), можно пропустить даже апокалипсис».
Жизнь пытается пересадить нас в «другой аквариум», но нам из «нашего аквариума» видится, что нас просто выдергивает неизвестно куда из привычной знакомой зоны комфорта. Это может быть потеря отношений, работы, денег, это могут быть болезни и любые непривычные, неизвестные и поэтому пугающие события и ситуации.
Жизнь — это поток непрерывных изменений, который всегда будет проходить через нас и окружающую нас среду. А нас как раз больше всего пугает новое, непривычное, мы боимся довериться и течь вместе с жизнью, хотим держать всё под контролем. И поэтому всеми силами противимся, цепляемся за стенки «старого аквариума», пытаясь удержаться там, терпя все сопутствующие, но зато знакомые терзания. «Мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус».
Даже если уже фактически нет того «старого аквариума», мы настолько в душе своей не согласны с этой потерей, что на это сопротивление и неотпускание идут все наши ресурсы. Все силы, вся энергия направлена туда.
Когда мы страдаем? Когда сопротивляемся и не принимаем судьбу, вместо того, чтобы принять, чтобы те силы, которые шли на борьбу, направить на сотрудничество с ней.
— Является ли «страдательная позиция» приемлемым решением проблемы или такому человеку все-таки стоит постараться изменить привычные реакции и освободиться от страдания?
— Если эти страдательные состояния полностью овладевают человеком, его жизнь теряет привлекательность, ничего его больше не радует. Происходит нарушение его энергетического взаимодействия с миром. Та энергия, которая должна была бы идти во вне, на активное взаимодействие с окружающим, уже туда не движется, а начинает угнетать его самого.
Часто этот дисбаланс проявляется как патологическая привязанность и зависимость. Ч. Тарт как-то на своём семинаре предложил участникам посмотреть пару минут на обычный бумажный стаканчик и воспринять его как что-то своё, часть себя. А потом, когда он неожиданно его смял, у многих возникли неприятные ощущения. И это всего лишь по поводу бумажного стаканчика. А когда уже мы привязываемся, вкладываем себя, свою сущность в какие-то внешние предметы, обстоятельства, статусы, людей и т. п., то становимся зависимыми от них и не можем их отпустить. Сколько, например, страданий, вплоть до нежелания жить, от так называемой «несчастной любви» — патологической привязанности к другому человеку.
Этот дисбаланс может принять и форму экзистенциального кризиса, когда человек страдает из-за того, что не может найти смысл свой жизни, не может найти ответ на вопрос зачем и ради чего это всё. В то время, когда воодушевляющий смысл помогает преодолеть самые серьёзные проблемы. «Тот, кто знает, «зачем» жить, преодолеет почти любое «как»» (Ницше).
Трудности, тупики, неопределенность — это нормальная, естественная часть жизни. Вообще присутствующее где-то в глубине души ожидание, что жизнь должна быть лёгкой и комфортной — это большое заблуждение, которое будет постоянно разочаровывать как не соответствующее реальности. А реальность такова, что все люди, чтобы мы про них ни фантазировали, решают свои проблемы, которые только со стороны могут казаться лёгкими.
Выход в том, чтобы учиться воспринимать всё, что извне приходит как вызов нам, как задачи, требующие решения, переводить их из области страдания в область интереса.
Источник