Эмоция отвращения
Эмоция отвращения – это ещё один важный защитник наших границ. Разновидности: неприязнь, брезгливость, гадливость, омерзение, тошнота, пресыщение, пренебрежение.
Фундаментом этой эмоции является физиологический механизм, вызывающий рвотный рефлекс. Изначально младенец спасается от переедания срыгиванием лишнего. Затем, исследуя мир, он делает отбор — «Это не съедобно, значит мне нужно это выплюнуть». По мере появления психики и взросления ребёнка эмоция отвращения начинает использоваться как защитная функция.
Отравится можно пищей, видом, запахом или вкусом. А теперь переведите это в поле психической деятельности встретите тот же эффект. Мы можем отравится отношениями, контактом с людьми, переживанием негативных чувств, от впихнутых в нас чьих-то убеждений и правил, совершенно нам не подходящих, от собственных мыслей и внутреннего голоса или от переизбытка информации, съеденной без разбору и т.д.
На что нас возбуждает эмоция отвращения, на какие действия?
Отвращение заставляет человека «сказать НЕТ» опасному вредному отравляющему, сохранить целостность границ при попадании отравляющего, вызывая желание поднять отравленную пищу вверх, изрыгнуть, вынуть из себя не допустить проникновения внутрь. Отвращение мотивирует нас на разрыв контакта — удалить объект или удалиться самому. «Если ты не выплюнешь это, тебя будет тошнить!» — как-бы говорит нам эмоция отвращения. По мере отдаления от объекта сила отвращения стихает.
При каких условиях человек может проглотить отравляющее – это, если он не чувствителен к сигналам, говорящим об этом, он не в контакте с этой «едой» или он себе не доверяет. Такое бывает, когда мама ВСЕГДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ, чем ребёнок (независимо от его возраста), и он научается себе не доверять, затуплять свою чувствительность. Как пример, представьте ребёнка, который уже наелся или не хочет есть именно данную «пищу» (не нравится), а родитель, ведомый идеей («я знаю, что тебе лучше»/ «кто тебя спрашивать будет» / «ешь, что дадут и будь благодарен»/ «не крути носом – ты голода не знал») продолжает её впихивать. В такой ситуации, ребёнок реагирует так, как позволяют отношения в семье. Он хочет воспротивиться, но сделать это может, если хоть кто-то его слышит, интересуется его мнением. Это мнение можно высказывать или страшно? Ребёнок рано распознает опасные для него реакции родителя. Если реакция опасна, он будет приспосабливаться за счет потери своей чувствительности.
Примеры нарушения отвращения.
Представьте картину: мама кормит ребёнка ложкой, он не хочет и начинает плеваться, фыркать, стискивать зубы, отворачиваться, бунтовать и протестовать, задействует все доступное в его арсенале, чтобы остановить мать. В этот момент он сталкивается со шквалом агрессии разъярённой матери/родителя/опекуна, и такую реакцию он получает регулярно. Естественно, что он подавит чувство отвращения, подавит желание сцепить зубы, подавит злость, направленную на родителя, подавит само чувствование еды во рту, поскольку такое поведение становится опасным для его выживания.
Более мягкий вид агрессии родителя, такой, как игнорирование или постоянное уговаривание, вызывание хронического чувства ВИНЫ, бесконечная критика и чтение нотаций, чтобы он таки сделал так, как МАМЕ нужно, имеет такой же эффект.
Интересно, что у эмоции отвращения есть полярность – это голод. Вся цепочка чувств от голода до эмоции отвращения взаимосвязана. Подавленное отвращение порождает определённые черты характера – ненасытность, жадность, вечный голод, неразборчивость в еде, нечувствительность к перееданию и впихиванию в себя реальной и ментальной пищи. Для человека с подавленным отвращением бывает очень сложно сказать НЕТ кому-то/чему-то, он и границ-то не чувствует толком чтобы понять, когда уже нужно говорить НЕТ. У него развита большая толерантность к давлению и впихиванию в себя.
Подавленное отвращение + подавленная агрессия = созависимые отношения.
Такие люди часто в спутников жизни и окружение выбирают себе типаж агрессоров или насильников. Это милые люди, они как правило не могут за себя постоять и выбирают путь пассивной агрессии и страданий. Правды ради скажу, что фраза ВЫБИРАЮТ относительна, по сути это выбор без выбора. Это как раз вариант выученной беспомощности.
Поэтому эмоция отвращения очень ценная и стоит уделять внимание первым её признакам, даже лёгкому намёку на близкое состояние. Развивая чувствительность к эмоция отвращения, Вы, возможно, избавите себя от кучи ненужных контактов и людей. Ваш компас – внутри, не забывайте про это и доверяйте себе. В качестве профилактики просто понаблюдайте за тем как Вы склонны поглощать еду? Медленно жуя или быстро проглатывая, даже не вступая с ней в контакт, склонны ли вы переедать?
Контактная информация
Телефоны:
(050) 391 63 44
(067) 336 79 76
E-mail:
orgpsiholog@gmail.com
- Подписка по E-mail
Подписка на RSS
Источник
Обсессивно — компульсивное расстройство (ОКР) и феномен отвращения
Опубликовано пн, 19/03/2018 — 16:36
Амигдала (миндалина ) , важный регион в цепи нейронов ,ответственных за чувство страха и тревоги, обычно не участвует в патогенезе обсессивно — компульсивного расстройства ( ОКР, OCD). Есть, несколько линий доказательств, как поведенческих и нейрофункциональных, которые указывают на значительную роль отвращения ( аверсии ) в симптоматике OCD, так как многие пациенты сообщают , что они испытывают сильные чувства отвращения во время симптомов провокации и часто описывают симптом релевантных стимулов, как «отвратительных», а не «пугающих». В своей работе , касающейся аверсии и влечения к алкоголю , я также отмечал тесное взаимодействие между этими феноменами ( согласно когда — то бытующей среди наркологов точки зрения влечения к алкоголю может носить навязчивый характер ).
Отвращение — это универсальная эмоция, характеризующаяся чувством отвращения или глубоким неодобрением чего-то неприятного или оскорбительного. Когда — то предполагалось, что аверсия имеет эволюционную функцию от заражения и предотвращения болезней, связанную с отказом от неприятного вкуса или запаха для того , чтобы предотвратить опасность проглатывания токсинов и патогенных микробов, однако, в настоящее время считается , что отвращение к чему — либо служит более общей защитной функции. Аверсия также характеризуется отвращением и тенденцией дистанцироваться от наступательного стимула. Отвращение может также включать активацию парасимпатической нервной системы, приводящую к физиологическим проявлениям (например, тошноту).
Пациенты с ОКР часто демонстрируют преувеличенные ( искаженные ) суждения в отношении уязвимости по отношению к заражению, что вызывает обсессии ( загрязнения ) и компульсивные действия, например, мытья рук. Боязнь загрязнения являются одной из наиболее распространенных обсессий , связанных с ОКР, на которую приходится примерно 55-65% навязчивых состояний. Поскольку отвращение связано с оценкой объектов в плане их потенциального вреда, ОКР на основе загрязнения может представлять собой дисфункцию в этом процессе оценки, что приводит к ложному сигналу загрязнения и переоценке последствий контактирования с грязными предметами. Эти дисфункциональные когнитивные оценки могут затем мотивировать людей с ОКР участвовать в принудительном избегании и / или нейтрализации поведения (например, чрезмерная стирка), что временно облегчает выраженность обсессий в результате чего компульсии становятся негативно усиленными. В качестве альтернативы было предложено, чтобы некоторые пациенты с ОКР, у которых есть проблемы с загрязнением, перестанут боятся, что загрязнение причинит вред, а вместо этого начнут избегать и нейтрализовать поведение для того , чтобы устранить чувство отвращения.
Функциональные исследования нейровизуализации внесли существенный вклад в литературу по эмоциям, что позволило нам лучше оценить нейронные основы дисфункциональных эмоциональных процессов. Первоначальное исследование отвращения показало, что просмотр канонического выражения отвращения активировал переднюю область островка по сравнению с просмотром нейтральных выражений лица. Важность этой структуры мозга ( островок) при формировании отвращения еще больше подтверждается исследованиями, в которых сообщалось о сходных областях передней части островка , которая активируется, когда участники видят отвратительные фотографии, чувствуют неприятные запахи и вкус неприятных жидкостей. Например, исследователи обнаружили , что вдыхание неприятного запаха активирует те же сайты на передней островковой и передней поясной извилине (ACC) , которые активируются при просмотре видео клипов с отвращением по отношении к мимики определенных лиц , предполагается , что существует общий путь для восприятия феномена отвращения ( аверсии). Исследование неприятных вкусовых ощущений привело к аналогичным результатам. Эти совпадающие закономерности активации в insula ( островок) через зеркальные нейроны указывают на то, что мы понимаем эмоции других, активируя подобные эмоции внутри себя. Кроме того, различные проявления отвращения (например, отвращение к крови, отвращение к животным и пр ), по-видимому, приводят к частично перекрывающимся активациям insula, что может отражать общий механизм отвращения.
Insula участвует в эмоциональных реакциях на потенциально тревожные когнитивные стимулы, ощущения тела и интероцептивные сенсорные стимулы, что может объяснить, почему островок активируется в ответ на широкий спектр раздражителей, связанных с чувством отвращения. Это часть коры , ответственной за восприятие вкусовых ощущений , содержит нейроны, которые реагируют на приятные и неприятные вкусовые ощущения , тем самым играя роль в предотвращении приема гнилой пищи и горьких токсинов. Поскольку островок реагирует на различные сенсорные модальности, он может функционировать как универсальный «центр предупреждения отвращения». Кроме того, островок взаимосвязан с многочисленными корковыми областями, которые позволяют ему интегрировать информацию об окружающей среде и внутренних состояниях организма.
Активация insula является одним из наиболее последовательных результатов нейровизуализации, освященных в литературе касающейся феномена отвращения, однако, базальные ганглии , особенно стриатум, также были замечены в своей активности при аверсии. Функциональные МРТ-исследования восприятия лица с отвратительным выражением часто сообщали об активации хвостатого ядра и скорлупы в дополнение к островку. Усиление активности базальных ганглиев было зарегистрировано в исследованиях МРТ с использованием отвратительных фотографий, выражений лиц , вызывающих отвращение и в тех исследованиях МРТ, которые побуждали участников вспоминать события, вызывающие чувство отвращения. Важность базальных ганглиев в феномене отвращения была также продемонстрирована в исследовании, в котором носители патогенного гена и пациенты с болезнью Хантингтона — расстройства с участием стриатума, проявляли нарушения в признании отвращения по отношению к лицу, но не другие эмоции. В некоторых регионах орбитофронтальных коры (OFC) усиливается активность в ответ на демонстраци отвратительных снимков.
Источник
Обыкновенная ненависть. Кого мы ненавидим и что с этим делать? Рекомендации сооснователя PSY.one Тимура Валеева
Ненависть — это подавленное влечение. Кого и за что мы ненавидим? Так сильно и страстно!
Ненавидим всей душой, ненавидим так, что готовы уничтожить. Да, именно уничтожить, не оставив от человека и следа, а затем всю оставшуюся жизнь ходить на могилку и … Что делать? Просить прощения? Продолжать ненавидеть? Или тайно признаваться в любви и страсти? Давайте разберемся кого и за что мы ненавидим, почему столько ночей не спим, думая об объекте ненависти и откуда берется столь сильное убивающее нас чувство?
Многие в обыденной жизни считают, что ненависть — это противоположность любви, не совсем верно трактуя фразу: “от любви до ненависти один шаг”. Но с точки зрения психологии и физиологии противоположность любви не ненависть, а безразличие. Именно тот момент, когда человек становится безразличен, ты больше не испытываешь к нему страсти и влечения, уже его не ненавидишь, не думаешь о нём. Именно в этот момент умирает любовь.
При ненависти задействованы те же области мозга, что и при любви.
Исследования с помощью МРТ показали, что в случае, когда человеку показывали фотографию любимой, префронтальная кора мозга была менее активной, чем в обыденной жизни. А если показывали фото ненавистного человека, префронтальная кора резко активизировалась, и ее работа зашкаливала. За что, в частности, отвечает префронтальная кора? Да за самое обычное критическое мышление, когда мы все подвергаем сомнению, ищем изъяны. Получается, что и при любви, и при ненависти мы становимся не объективны. В первом случае, просто не видим и не можем увидеть недостатки — образ любимого человека кажется нам идеальным. Во втором случае, замечаем все мелочи, которые нас раздражают, или даже придумываем о человеке несуществующие вещи или приписываем не свойственные характеристики, которые начинают раздражать нас еще больше.
Ненависть — крайнее агрессивное проявление подавленного влечения.
Уничтожающую ненависть мы можем испытывать только к тем, кого безответно любим или страстно желаем. И чем сильнее эта страсть и запрет на ее проявление, тем больше наша ненависть. Она, не имея возможности прямой разрядки нервной системы на объекте страсти, затмевает все другие чувства. Ненависть убивает нашу психику. Нервная система словно между молотом и наковальней. С одной стороны, сильнейшее влечение, обладающее огромной энергией и потенциалом, с другой — твердая глыба запрета, которую мы не можем сломать. Любовь и ненависть амбивалентны: оба этих чувства мы испытываем к одному и тому же объекту. Исключений нет! Мы можем любить человека и бессознательно желать ему смерти. Мы можем стремиться уничтожить объект, если он будет принадлежать не только нам, но еще кому-то.
Примеров подобного поведения множество как в жизни, так и в литературе.
Например, драма “Бесприданница” Александра Островского. В финальных сценах Карандышев глубоко оскорблен, им движут противоречивые чувства: злоба, обида, разочарование, ревность. Последним ударом для его психики становится признание Ларисы: “Как вы мне противны, кабы вы знали!”. Его захватывает нестерпимая ненависть, и со словами: “Так не доставайся ж ты никому!” — убивает ее из пистолета, положив конец ее страданиям и колебаниям. Эту сцену можно отнести к проявлению накопленного аффекта. Когда чувства внезапно ввели психику в полный ступор, истощенная нервная система приняла единственное решение — избавиться от фрустрирующего обьекта. Уничтожить источник столь сильного нервного напряжения. Это один из классических примеров поведения психики в момент сильного подавления сексуального влечения.
Другой пример — когда объект влечения из нашей жизни исчезает. Он хорошо представлен в трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта”. Одна только мысль, что человека которого ты любишь больше нет, заставляет сначала одного, а затем и второго любовника выпить яд. Нестерпимое чувство невозможности больше удовлетворять свое влечение на конкретном объекте переносит всю ненависть на психику оставшегося партнера, и он принимает решение убить себя. В современном мире несчастная любовь или проблемы в личной жизни — самая частая причина самоубийств.
В психоанализе Фрейда широко используется термин амбивалентности чувств. В научный оборот этот термин ввел швейцарский психиатр Эйген Блейлер. Он один из немногих профессоров психиатрии своего времени, кто признавал важность учений Фрейда, а особенно мысль о том, что психические болезни не стоит лечить по шаблону. Блейлер ввел в обиход и другое, более известное нам понятие — диагноз «шизофрения». Одним из основных симптомов шизофрении он назвал как раз ярко выраженную амбивалентность, «расщепление».
В своих работах Блейлер выделил три типа амбивалентности:
Эмоциональная: одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например отношение детей к родителям).
Волевая: бесконечные колебания между противоположными решениями, зачастую приводящая к отказу от принятия решений вообще.
Интеллектуальная: чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.
Если Блейлер считал все это симптомами шизофрении, то Фрейд, поспорив с ним, придал термину амбивалентности немного иной смысл. Амбивалентность по Фрейду — это сосуществование двух изначально присущих человеку противоположных глубинных побуждений. Сильнее всего она проявляется как раз в одновременной любви и ненависти к одному человеку, но присуща абсолютно всем областям душевной жизни. Заметнее всего для окружающих она становится, когда человек испытывает сильные эмоции и чувства в момент конфликта между сильным побуждением и невозможностью его реализовать.
Давайте попробуем понять природу ненависти.
По Фрейду мать, еще до того, как полюбить своего ребенка, испытывает к нему именно чувство ненависти. Складывается оно из множества факторов: ребенок появился на свет не по волшебству, он угроза материнскому телу при беременности и родах, женщина испытывает нестерпимые страдания и боль как от процесса вынашивания так и от родов, ребенок — вмешательство в личную жизнь матери, угроза ее сексуальности и влечениям, ребенок принадлежит не только ей, но он еще ребенок другого — ее мужа (любимого или ненавистного). Помимо этого, ребенок высасывает из нее жизненные соки как будучи в утробе, так и после рождения, когда сосет грудь.
Британский психоаналитик Мелани Кляйн отмечала, что психическое представление ребенком груди матери воспринимается как “хорошая грудь”, когда удовлетворяет его голод, и “плохая грудь”, когда является источником фрустрации. То есть ребенок хочет есть, плачет, орет, а груди нет. В этот момент он представляет не свою мать как целостный объект, а только ее плохую грудь.
Ученик Фрейда Карл Абрахам связывал амбивалентность с фазой кусания, характерной для анальной фазы психосексуального развития ребенка. Ребенок не только наслаждается насыщением от “хорошей груди”, но и причиняет ей боль сильно кусая. Как только ребенок перестает зависеть от объекта, как только его психика становится интегрированной и он способен ощутить себя цельной личностью, он становится способен произнести слово “ненависть” и главное найти его смысл в описании своих собственных чувств.
Любой ребенок рано или поздно говорит своим родителям что он их ненавидит.
Это ярко проявляется в конфликтных ситуациях, когда эмоции зашкаливают. Но что стоит за этой ненавистью? Все довольно просто: ребенок понимает, что он личность, его психика независима, он взрослеет и сам принимает решения. Это естественная фаза развития человека. И да, за этой ненавистью стоит именно безграничная любовь к родителям и запрет на инцест. Ребенок всегда испытывает сексуальное влечение к родителям. Но общественный запрет делает это влечение невозможным и от этого невыносимым. Именно внутренняя борьба становится источником развития психики. Ребенок взрослеет. Он переносит собственные желания на другие объекты. Это одна из базовых систем защиты и развития психики.
В своей работе 1909 года “Анализ фобий пятилетнего мальчика” Фрейд отмечал, что любовь и ненависть у детей очень долго сосуществуют. На примере маленького Ганса он показывает во что выливаются амбивалентные переживания пятилетнего мальчика. Он одновременно любил своего отца и желал ему смерти. Внутренний конфликт от этих чувств был настолько нестерпим, что ребенок замещает объект ненависти. Маленький Ганс начал бояться и ненавидеть лошадей. Фрейд отмечал, что при фобиях происходит смещение, например ненависти, на замещающий объект, а при неврозе навязчивых состояний — враждебные побуждения вытесняются в бессознательное.
Ненависть в обыденной жизни обычно не принято связывать с влечениями и запретами. Мы привыкли слышать о ненависти к врагам, религиозной ненависти, социальной и классовой ненависти.
Отмечу, что все это не ненависть в чистом виде. Социальные науки для описания этих чувств используют термин “нетерпимость”. Давайте попробуем понять, как она работает с точки зрения психологии. Если взять религиозную ненависть, то на чем она строится? На идеях принадлежности к одной религии, любви к одному Богу и отрицании всего иного. И здесь опять всплывает история любви в одной крайности, и вытеснение всего противоположного. Именно идея превосходства одной религии и одного Бога над всеми другими заставляет верующих относиться ко всем другим религиям негативно. Этим же принципом можно объяснить поведение людей в секте. Но секты дополнительно психологически полностью ломают личность человека, заставляя его верить иногда в самые бредовые вещи.
Классовая ненависть работает немного иначе.
Здесь во главе принцип фрустрации. Именно фрустрация — неспособность добиться своих целей — вызывает сильное чувство агрессии. Люди с маленьким достатком видят роскошную жизнь других, фантазируют как бы они тратили огромные деньги на себя: на хорошую еду, на недвижимость, автомобили, дорогую одежду и путешествия. При этом они не могут добиться хоть небольшого повышения доходов. И чем больше желание и невозможность все это получить, тем больше злость.
Почему так часто в нас вызывают ненависть конкретные поступки или особые черты человека? Кто-то может позволить себе абсолютно неприемлемые для нас действия или слова. Здесь срабатывает наше огромное желание позволить себе хотя бы раз поступить именно так, но оно сталкивается со “сверх Я”, с нашими внутренними и внешними запретами, социальными нормами, воспитанием. Невозможность преодолеть эти запреты — фрустрирует, злит, вызывает агрессию.
Гомофобия — главный показатель латентных (скрытых) желаний вступить в сексуальные отношения с представителем своего пола.
Да, именно яростные гомофобы, вывешивая флаг борьбы с гомосексуализмом, в тайне мечтают о таких отношениях. Их психика фрустрирована, их желания настолько сильны, что единственный выход этой огромной внутренней энергии — разрядка через борьбу с гомосексуальностью. Только так они могут прикоснуться к запретному, не испытывая осуждения общества и запретов собственного воспитания. Свою гомофобию и агрессию они зачастую объясняют различными запретами: религиозными или законодательными.
Ненависть, в отличии от аффекта, во многих странах рассматривается в суде как отягчающее обстоятельство во время преступления, или даже как самостоятельное преступление. Человек совершающий преступление в состоянии ненависти отдает отчет своим действиям.
Одним из способов борьбы с собственным чувством ненависти является эмпатия. Для понимания другого нужно проявить к нему обычные человеческие эмоции. Если вам кажется, что вы испытываете ненависть к конкретному человеку, необходимо поговорить и понять почему человек действует так или иначе в конкретной ситуации и каковы причины подобного поведения. Скорее всего после душевного разговора и новых фактов ваше чувство ненависти начнет спадать. Принятие инаковости и права другого человека быть не похожим на вас — очень важно для борьбы с собственной ненавистью.
Если вы испытываете ненависть на религиозной почве, начните изучать религию другого человека, достаточно прочитать несколько достоверных источников, чтобы отношение к религии, к которой вы испытываете нетерпимость, могло измениться.
Военные конфликты часто происходят из-за идеи превосходства одной нации над другой или мыслей избранности и величия правителя одного народа над правителем другого. Убедить обычных людей в этой избранности и превосходстве очень просто через ту же религию и священников или пропаганду и журналистов. Для обострения военных конфликтов и усиления мотивации сражаться яростнее и умирать во имя победы, власти используют психологические приемы обвиняя врага в самых жутких и недопустимых поступках. Подобные манипуляции используются с обеих сторон военного конфликта.
В 1939 году Лига Наций предложила Альберту Эйнштейну выбрать любого выдающегося человека и обменяться с ним мнениями по актуальным проблемам современности. Великий физик выбрал в оппоненты Зигмунда Фрейда и предложил ему обсудить тему возникновения международных военных конфликтов. Эйнштейн живо помнил, что происходило в Первую мировую войну. Он считал, что нет вопроса важнее, чем “поиск какого-либо способа избавить человечество от угрозы войны”. Эйнштейн обратился к Фрейду с конкретным вопросом: “Не обладают ли люди внутренней жаждой ненавидеть и уничтожать, обычно скрытой, но которую легко возбудить и раздуть до мощи коллективного психоза?”. Он интересовался, как ухищрения пропаганды могут быть настолько успешны, что побуждают людей к войне?
Знаете, что на это ответил Фрейд? Он написал следующее:
“Да, люди действительно одержимы ненавистью и стремлением убивать. Активный инстинкт ненависти и уничтожения живет в глубине человеческой личности…»
«Вы поражены, что людей столь легко заразить военной лихорадкой, и полагаете, что за этим должно стоять нечто реальное – инстинкт ненависти и уничтожения, заложенный в самом человеке, которым манипулируют подстрекатели войны. Я полностью согласен с Вами. Я верю в существование этого инстинкта и совсем недавно с болью наблюдал его оголтелые проявления… Этот инстинкт, без преувеличения, действует повсеместно, приводя к разрушениям и стремясь низвести жизнь до уровня косной материи. Со всею серьезностью он заслуживает названия инстинкта смерти, в то время как эротические влечения представляют собой борьбу за жизнь… Таким образом, как и в Вашей постановке задачи, подавление человеческой агрессивности не стоит на повестке дня; единственное, на что мы способны, — попытаться выпустить пар другим путем, избегая военных столкновений.”
Эйнштейн и Фрейд переписывались с 1931 по 1932 год. К сожалению, письма были опубликованы уже в 1933 году, когда к власти в Германии пришел Гитлер.
Согласившись с идеями Фрейда, нобелевский лауреат Конрад Лоренц пошел дальше в изучении врожденной агрессии человека, и обосновал ее, опираясь на теорию эволюции Дарвина и его классическую работу 1871 года “Происхождение человека”. Дарвин рассматривал инстинкт как влечение или импульс, побуждающий животное стремиться к определенной цели. Лоренц в свою очередь был убежден, что агрессивный инстинкт оказывает на людей более серьезное влияние чем на животных. В отличии от людей, у многих животных есть механизмы, сдерживающие их от нападения на себе подобных. Такие животные понимают, что могут уничтожить друг друга, и у них срабатывает что-то вроде инстинктивного выключателя.
Животные не готовы уничтожать себе подобных, так как в бою могут погибнуть сами. Человек же, имея оружие или владея методами ведения боя, уничтожает себе подобных в борьбе за мнимое превосходство.
Как же избавиться от агрессии и ненависти в обыденной жизни? Как я уже писал выше, можно применять метод эмпатии, пытаясь лучше понять и почувствовать ненавистного вам человека. Увидя его с разных сторон, вы можете понять, что он не так страшен и ужасен, как вам казалось прежде.
Еще один способ, о котором писал Фрейд в своих письмах к Эйнштейну — изменить вектор агрессивного драйва, сменить фокус агрессии и перенести ее на совсем другой объект, который от ваших действий не пострадает. Можно купить боксерскую грушу и поставить ее в офисе, можно заняться спортом, пойти к психологу и выговориться, заняться тяжелым физическим трудом. Лоренц считал, что общество должно обеспечить своих членов социально-приемлемыми способами разрядки агрессивных сил, неизбежно накапливающихся у людей, иначе это грозит неконтролируемыми вспышками насилия.
Последние данные по изучению агрессии в интернете позволяют сделать вывод о тои, что безнаказанное проявление своих негативных эмоций в социальных сетях, снижает общий уровень агрессии в обществе. Люди просто выкидывают свои эмоции в сеть, но реакция на них не такая, как если бы подобный негатив сливался конкретному человеку с глазу на глаз при личном контакте.
Мое мнение, что если бы люди могли открыто выражать собственную агрессию в малых дозах, не накапливая ее до фатального уровня, как ни странно, общий уровень агрессии в мире был бы ниже.
Материал написан в рамках проекта PSY.one
Международный проект поддержки личного развития на всех этапах жизни.
Источник