- «Все напрасно»: что такое выученная беспомощность и как ее преодолеть
- Что такое выученная беспомощность
- Симптомы выученной беспомощности
- Тест на выученную беспомощность
- Причины формирования выученной беспомощности
- Как избавиться от выученной беспомощности
- Незащищенность
- Незащищенность
- Страхи, тревоги, паники, навязчивости. Жизнь как кошмар?
«Все напрасно»: что такое выученная беспомощность и как ее преодолеть
В эти дни, когда мы читаем обескураживающие новости, ощущение беспомощности во всем происходящем может серьезно влиять на эмоциональное состояние. Разбираемся, когда еще возникает это чувство, как оно формируется и как можно себе помочь.
Кирилл Складанов, врач-психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter
Что такое выученная беспомощность
Термин говорит сам за себя. Выученная беспомощность — это состояние, мышление и поведение, характеризующееся тем, что человек ведет себя беспомощно — то есть пассивно: не улучшает негативные условия своей жизни, даже когда имеет такую возможность.
Почему беспомощность выученная? Потому что к подобному состоянию приводит предыдущий жизненный опыт, в котором у человека действительно не было шанса повлиять на вещи, которые его не устраивали. Данный феномен открыл американский психолог Мартин Селигман в 1967 году. Он ставил опыты на собаках, а позже полученные результаты подтвердились в исследованиях с участием людей.
Симптомы выученной беспомощности
Важно отметить, что выученная беспомощность не болезнь, а лишь состояние. Соответственно, здесь не может быть четких диагностических критериев (они есть только для заболеваний). Но мы можем говорить о признаках данного феномена.
Начнем с примеров. Женщина не может закончить отношения с абьюзивным партнером — это ей кажется невозможным. В детстве ее родители были в похожих отношениях, и мать даже не предпринимала попыток разрыва.
Выпускающийся школьник не идет поступать в вуз, хотя и хотел бы этого. Он не думает о том, что у него получится, ведь он плохо учился в школе, даже когда старался (хотя старался он довольно давно — в первом классе).
Студент не готовится к экзаменам, потому что считает, что подготовка ни на что не повлияет — на предыдущих экзаменах, к которым он готовился, ему не везло с билетами либо преподавателями: попадался один из ста вопросов, на который он не знал ответа, преподаватель принципиально всем занижал отметки — и он получал плохие оценки.
Работник не просит о повышении, а может, даже отказывается от него — он боится, что не справится с новыми обязанностями. Он и с текущими справляется не очень хорошо — не видит смысла усердствовать, ведь повышение ему все равно не светит.
Что объединяет все эти примеры?
- Негативный опыт, который может быть получен и в раннем детстве, и пару лет назад.
- Жизненные условия, не удовлетворяющие человека.
- Отсутствие реальных попыток эти условия изменить. Реальных — то есть тех, которые могли бы привести к хорошему результату, а не тех, которые лишь докажут общее правило («нереальная» попытка — когда студент начинает готовиться к экзамену накануне ночью, не сдает и убеждается в том, что подготовка бесполезна).
- Наличие реальных возможностей изменить свою жизнь. Данный пункт — самый сложный для самостоятельной оценки в случае выученной беспомощности. Вместо возможностей видятся только сложности, препятствия и другие причины бездействовать.
- Негативные мысли, приводящие к поведению, которое только подтверждает их справедливость.
Также выученная беспомощность часто совпадает с присутствием схем «беспомощность» и «неуспешность» (понятия из схема-терапии, где схема — модель поведения и система представлений о мире, усвоенная в детстве).
Тест на выученную беспомощность
Вопросы, по которым можно проверить себя на наличие схем «беспомощность» и «неуспешность»
- В повседневной жизни я во многом завишу от других людей.
- Мне не хватает здравого смысла.
- В житейских ситуациях на мое мнение нельзя полагаться.
- Я не уверен в своей способности справляться с повседневными проблемами, которые постоянно возникают.
- Почти все, что я делаю на работе (в учебе), не так хорошо, как это могли бы сделать другие люди.
- Я не способен добиться успеха.
- Большинство людей достигают лучших результатов в работе, чем я.
- В работе я не так талантлив, как большинство других людей.
- В том, что касается работы или учебы, я не такой сообразительный, как большинство других людей.
- Думаю, что я не способен самостоятельно справляться с повседневными делами.
(Вопросы взяты из теста Джеффри Янга YSQ-S3R, русский перевод выполнен Касьяником П.М., Романовой Е.В.)
Оцените, насколько каждое из этих утверждений соответствует действительности, по шестибалльной шкале, где:
1 — абсолютно не соответствует;
2 — по большей части не соответствует;
3 — скорее соответствует, чем нет;
4 — в общем соответствует;
5 — по большей части соответствует;
6 — полностью соответствует.
Если в ответе хотя бы на два-три вопроса вы получили 4 балла или больше, это уже повод задуматься, не проявляется ли иногда в некоторых сферах вашей жизни выученная беспомощность.
Причины формирования выученной беспомощности
Как же возникает выученная беспомощность? Чтобы это понять, нужно знать, как вообще формируется поведение. Как правило, положительный результат наших действий (или отсутствие отрицательных последствий) приводит к закреплению этих действий в нашем поведении. Это называется «оперантное обусловливание».
Мы попробовали мороженое, и нам понравилось. Мы сделали домашнюю работу и получили пятерку. Мы трудились, трудились — и нас повысили. Мы не были довольны отношениями, разорвали их — и после этого выжили. Либо мы были свидетелями подобных вещей в раннем детстве (на примере родителей и других близких людей).
Если привести пример из когнитивно-поведенческой терапии, то можно сказать, что в нашей голове складывается следующая цепочка: предлагают мороженое (ситуация) — «я уже ел, было вкусно» (автоматическая мысль) — радость, предвкушение (эмоции) — решение съесть мороженое (поведение) — наслаждение, подтверждающее мысль о том, что мороженое вкусное (результат).
Нужно делать домашнюю работу (ситуация) — «я справлюсь и получу пятерку» (автоматическая мысль) — спокойствие, мотивированность (эмоции) — выполнение задания (поведение) — получение пятерки, подтверждение уверенности в собственных силах и способностях (результат).
Чтобы сформировать беспомощность, нужно сделать прямо противоположное: поставить человека в такие условия, где его действия не будут влиять на исход. Например, если в детстве не помогать ребенку со школьными заданиями, когда он просит, скорее всего, он научится тому, что обращаться за помощью бесполезно — все равно никто не поможет, а если у него не будет получаться сделать задания самостоятельно, он решит, что ничего не выйдет, как ни старайся.
Если, наоборот, чрезмерно заботиться о ребенке, не давая ему ничего делать самому — ни посуду помыть, ни во дворе погулять, — он решит, что его собственных сил, умений и знаний ни на что не хватит, а мир слишком сложен и опасен.
Так же начальник может не поощрять подчиненных за их успехи или отчитывать за то, на что они не в силах повлиять. Например, ругать врачей за необоснованные жалобы пациентов. Для закрепления эффекта это повторяется несколько раз. И тогда у человека в голове будет преобладать такая схема:
нужно делать домашнюю работу — «у меня это не получается, я не смогу, получу двойку» — тревога — прокрастинация — получение двойки, закрепление мысли «я не смогу» и в следующий раз такое же поведение.
В результате формируется порочный круг.
Как избавиться от выученной беспомощности
К чему может привести выученная беспомощность? Во-первых, к падению качества жизни. Далее возможны депрессия и тревожные расстройства. Состояние беспомощности присутствует в их структуре очень часто.
Главная сложность в решении данной проблемы — это объективная оценка себя. Выученная беспомощность — это «фильтр», который не позволяет увидеть все возможные варианты и альтернативы.
Однако с этим фильтром можно бороться. Цель — разорвать порочный круг, то есть практиковать поведение, которое будет приводить к положительным результатам и уменьшать веру в правдивость негативных мыслей.
- Определите, в каких областях жизни проявляется беспомощность. Что бы вы хотели улучшить? Что вас не устраивает?
- Подумайте, как можно улучшить, изменить, исправить то, что вам не нравится. Накидывайте как можно больше вариантов. Можно призвать на помощь близких и устроить совместный мозговой штурм — вероятно, они предложат идеи, до которых вы бы не додумались в одиночку. Кстати, в этой ситуации может проявиться беспомощность, если вам в голову полезут такие мысли: «и смысла нет пытаться», «все равно не получится», «от меня ничего не зависит», «это слишком сложно». Оцените мысли объективно: правдивы ли они, какие есть аргументы «за» их истинность, какие — «против». Лучше это делать письменно (даже если возникает мысль «все это бессмысленно»). Если аргументы строятся на предшествующем опыте, спросите себя, релевантен ли он, могла ли ситуация с тех пор измениться. Вдобавок можно представить, что ваш друг попал в такую же ситуацию. Что бы вы ему сказали? «Не пробуй, оставь это, у тебя не выйдет» или что-то другое?
- Вспомните моменты, когда у вас что-то получалось, вы добивались успеха, получали похвалу (даже если это кажется мелочью). Особенно ценны будут воспоминания о том, как что-то получилось, когда вы не верили в успех.
- Когда вы поняли, что некоторые мысли были искажены, и составили план действий на основе более объективного мышления, начинайте действовать. Важно, чтобы это были те самые реальные действия.
- Не отступайте, даже если будет казаться, что «точно ничего не выйдет», боритесь с негативными прогнозами, возникающими в голове. Такие установки довольно живучи (они сформировались, скорее всего, не за один день), так что потребуется некоторое время, чтобы убрать их из своего сознания. Это нормально.
- Зафиксируйте результат, каким бы он ни был. Проанализируйте, получили ли вы что-то полезное от вашего нового поведения. Даже если итог пока далек от уровня, к которому вы стремитесь, вы наверняка найдете в этом опыте нечто ценное. Нет? А если подумать?
- Похвалите себя. Это важно.
Повторите все пункты несколько раз. Для формирования адекватной оценки и закрепления объективного мышления нужно чуть больше опыта, чем «я разок попробовал». Это может быть по-настоящему трудно, поэтому всегда можно обратиться за помощью к специалисту.
Источник
Незащищенность
Незащищенность
Часто ощущение или чувство незащищенности выходит на первый план, и приносит людям разные переживания. Например – тревогу, порой страх, потерянность, одиночество, депрессию. Оно может сопровождаться соматическими симптомами – потливость, тошнота, желудочно-кишечные расстройства, нарушение аппетита и сна, учащенными сердцебиениями.
Чувство незащищенности во многом определяется отношениями с матерью. Даже в религии есть понятие – покров Богородицы, дающий защиту от невзгод и бед, спокойствие, мир в душе. Особенно остро эта тема встает у девушек, женщин. Принятие матери часто затрудняют упреки к матери, непонимание, обиды. От этого трудно принять свою женскую роль, это может быть роль жены, сестры, дочери, матери своих детей. Для мужчин чувство незащищенности тоже имеет большое значение, так как проецируется на практически всех женщин, что вызывает недоверие к женщинам, иногда страх, избегание близких отношений с ними. Если не найти девушку, первое впечатление и притяжение к девушке сменяется на разочарование, скуку, раздражение, иногда сонливость, то причина этого в ряде случаев кроется в проблемах с матерью.
Недоверие к матери может возникнуть при неразрешенных конфликтах, детском непонимании каких-либо ситуаций, травматических переживаниях детского и подросткового возраста, при ориентировке матери на социум и желании, чтобы ребенок был идеальным, был принят социумом при соблюдении каких-либо правил, на которых выросла и воспитана сама мать. При этом могут не учитываться изменившиеся времена и условия жизни.
Иногда отношения сглаживаются уже в преклонном возрасте или после смерти матери. Но жизнь идет сейчас, здесь, и важно, чтобы она не была отравлена горечью переживаний, как матери, так и ребенка любого возраста. Улучшить качество жизни можно при проработке проблемы с психологом, так как самостоятельно очень сложно разобраться в упреках и обидах, накопившихся за многие годы. Проблема незащищенности может встать довольно неожиданно. Хотя, при наличии такой проблемы человек отличается некоторой неуверенностью, склонностью к сомнениям и навязчивым мыслям, тревожным настроениям. Эти особенности могут не мешать жить, но они копятся, так как человек сталкивается в течение жизни с материнскими фигурами – воспитательницей в детском саду, учительницей в школе, начальницей на работе, женщиной- тренером, инструктором и т.д.. Эти авторитетные женщины могут не соответствовать идеальному варианту, что влечет обиды и раздражение, иногда чувство может достичь сильного разочарования и усложнить отношения дома и на работе.
Психолог поможет разобраться с этой проблемой. Иногда помощь психолога необходима остро, при возникших конфликтах между матерью и дочерью, сыном, между партнерами по бизнесу, в супружеских парах. Проработка с психологом таких проблем значительно улучшает качество жизни. Об этом надо помнить. Не следует допускать, чтобы жизнь приводила к затяжным ссорам между родными людьми, между мужем и женой, проблемам на работе.
Источник
Страхи, тревоги, паники, навязчивости. Жизнь как кошмар?
Страхи, тревога, паника являются одними из самых распространённых психологических состояний. Любые стрессы и переживания вызывают тревоги, страхи. И в наше нестабильное время всё больше людей испытывают эти состояния. Одни люди достаточно быстро и самостоятельно могут справиться со своими страхами и тревогами. А другим — справиться не удаётся, и эти состояния начинают влиять на их жизнь, порой превращая её в кошмар. Тогда страх становится навязчивым, он преследует человека, вызывает панику, становится причиной психических расстройств.
Однако есть и положительные стороны тревоги и страха — они предупреждают нас о реальных опасностях, о возможности травмы, боли. Нормально, если человек волнуется, отправляясь на экзамен, или беспокоится о том, чтобы прийти на важную встречу вовремя.
Страхи, тревоги, паники – это многочисленная группа различных состояний, объединённых эмоциями страха и тревоги, с соответствующими мыслями и часто сопровождающиеся различными ощущениями в теле.
Страхи (фобии) – это негативное эмоциональное переживание, которое испытывает человек при встрече с конкретной угрозой или при ее ожидании. Они могут касаться чего угодно: перемещений, транспорта, живых и неживых существ и т.д. Самые распространённые фобии – это страх находиться вне дома, страх людей (толпы), страхи, касающиеся болезни (в том числе «сойти с ума»), а также страхи поездки в транспорте (чаще в метро) и др. Степень проявления этих страхов сильно различается. Например, подавляющее большинство людей, в той или иной степени, боится летать на самолётах, но при этом обычно люди справляются с этим страхом и это впоследствии не влияет на их жизнь. Но когда страхи превращаются в самостоятельную психологически тяжело переживаемую проблему, они начинают активно мешать нормальному течению жизни человека, ограничивая её. На проживание такой жизни, наполненной страхами, человек тратит большое количество энергии, теряет здоровье. Кроме того, к фобиям часто примешивается депрессия, чувства вины и стыда, которые значительно утяжеляют состояние.
Тревожные состояния (генерализованное тревожное расстройство) – это состояние практически постоянно выраженной тревоги, не связанной с конкретной ситуацией. Тревога — это расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий. Тревожное состояние выражается в постоянных мыслях человека: опасениях «по поводу и без», ожидание неудач, «того, что дальше будет только хуже», «дурные предчувствия» и т.д. Оно длится большую часть времени в течение как минимум нескольких недель подряд, иногда превращаясь в десятилетия жизни. Все тревоги и опасения имеют направленность в будущее. Часто к тревожному состоянию примешивается депрессия и тогда в мрачные краски окрашивается не только будущее, но и прошлое, и настоящее. Тревожный человек становится взвинченным, раздражительным, пребывает на грани срыва, легко пугается, не может сосредоточиться, страдает бессонницей («крутятся» и не дают заснуть тревожные мысли). Приступы интенсивной тревоги могут проявляться усиленным сердцебиением, учащённым дыханием, потливостью, дрожью, «подсасыванием в желудке», мышечным напряжением и т.д. Это тяжело переживаемое состояние значительно ухудшает качество жизни человека, само по себе становиться источником постоянного стресса для них и их близких. Стремясь избавиться от тревожного состояния, люди могут злоупотреблять алкоголем, что в свою очередь зачастую приводит к развитию алкогольной зависимости со своим кругом специфических проблем.
Наиболее острыми переживаниями тревоги и страха являются панические атаки (паника).
Паники (панические атаки) — это кратковременные острые состояния эмоций страха и тревоги в сочетании с различными физиологическими и поведенческими проявлениями. Это может быть выраженные учащения сердцебиения, холодный пот, ощущения удушья, тошноты, внезапная мышечная слабость. В состоянии паники человек, как правило, плохо или совсем не контролирует свое поведение и мысли. Чувство страха во время приступа паники обычно очень сильное, хотя иногда паническая атака проявляется только телесными ощущениями — «паника без страха». На первый взгляд, кажется, что паника развивается без каких-то причин, «на ровном месте». Однако, при психотерапевтической работе выявляются определённые мысли и ситуации, являющиеся «провокаторами» приступов паники (пользование транспортом, пребывание в толпе или замкнутом пространстве, необходимость покинуть дом и т. д.). Человек, впервые столкнувшийся с этим состоянием, сильно пугается, начинает думать о каком-либо тяжелом заболевании сердца, эндокринной или нервной систем, пищеварения. Он начинает «ходить по врачам» различного профиля (терапевтам, кардиологам, невропатологам и т.д.), пытаясь выяснить причины «приступов». Специалисты, как правило, назначают различные методы диагностики и лечения, которое не помогает. Это создаёт у человека впечатление о сложности и уникальности его заболевания, часто приводя к ипохондрии (убеждённости в наличии тяжёлого неизлечимого заболевания). В большинстве случаев панические атаки не ограничиваются одним приступом. Первые эпизоды оставляют значительный след в памяти человека. Это ведёт к появлению тревоги «ожидания» приступа, мыслях о его неизбежности, что в свою очередь, приводит к повторяемости паники. Повторение атак способствует формированию ограничительного поведения, то есть избегания потенциально опасных, для развития панической атаки, мест и ситуаций. Из-за страха человек не в состоянии покинуть дом или оставаться в одиночестве, обрекая себя на домашний арест, становится обузой для близких. В дальнейшем присоединяется депрессия, которая утяжеляет течение заболевания.
Все эти состояния можно объединить в одну группу по механизмам возникновения и развития, а также по схожести влияния на жизнь страдающего ими человека: они ограничивают мысли, чувства и действия человека, фокусируя его жизнь вокруг страхов и тревог.
Давайте попробуем разобраться, как это происходит. Страх — это естественная врождённая реакция, которая защищает нас в случае опасности. Поэтому, испытывать страх в ситуации действительной опасности и стресса нормально, и порой даже необходимо. Состояние умеренного страха вызывает выброс гормонов (адреналина и др.), активизирует работу мышц, усиливает дыхание, убыстряет темп мышление и т.д., таким образом, мобилизуя организм к опасности или стрессу. Эта мобилизация помогает искать и находить выходы из сложившихся ситуаций. Каждый может вспомнить примеры из своей жизни, когда страх мобилизовал его силы, и человек справлялся с опасной или стрессовой ситуацией (экзамены, важные события и т.д.). Но описанный механизм работает на благо только тогда, когда сила (интенсивность) страха не превышает нормы. При более высоком уровне страха, он наоборот «парализует» организм и человек испытывает беспомощность перед ситуацией, зачастую даже не пытаясь её разрешать. Эта реакция сильного страха и беспомощности может зафиксироваться в памяти, впоследствии заставляя человека не разрешать ситуации возникающего страха, а прятаться и избегать их. Он начинает думать о том, что не может справиться со своим страхом, о многочисленных ужасных последствиях для себя и окружающих, невольно преувеличивая и «раздувая» их. Под влиянием развившегося страха человек не анализирует эти мысли, не задумывается, насколько реальны эти опасности. Постепенно состояние ухудшается, и страхи начинают возникать не только в конкретных ситуациях, но уже и при одних воспоминаниях о них. Мысли, «раскручивающие» страх, достаточно типичны: «станет плохо», «умру», «не справлюсь», «не переживу», «а вдруг…» и т.д. При этом человек, зачастую понимая неадекватность этих мыслей, никак не может с ними справляться. В результате страхи нарастают и ограничивают жизнь. Чтобы избавиться от мучительных страхов, человек начинает искать различные способы избегания ситуаций, в которых возникает эти страхи. И тут «на помощь» приходят различные навязчивые мысли, действия и т.д., называемые «защитными ритуалами» (например, «чтобы ничего плохого не случилось» нужно пять раз подёргать ручку двери при выходе из дома). Поначалу это приносит кратковременное облегчение. Затем ритуал перестаёт помогать и требуется следующий более сложный ритуал. В результате, ритуалы занимают много времени и сил, и сами превращаются в значительную проблему. Жизнь человека остаётся наполненной страхами. Количество страхов увеличивается, и жизнь становится похожей на кошмар. Мне неоднократно приходилось работать с людьми, которые месяцами и годами не могли просто выходить из дома из-за выраженных страхов.
Большинство практикующих психотерапевтов сразу начинают с назначения медикаментозных препаратов (обычно антидепрессантов и транквилизаторов, иногда нейролептиков). На мой взгляд, это может быть необходимо только в самых крайних и тяжёлых случаях. Почему?
1). Не существует лекарств, способных изменить мысли человека (а ведь именно повторяющийся круг определённых мыслей и воспоминаний запускает эти состояния), а максимум того, что могут сделать сильнодействующие препараты (транквилизаторы, нейролептики) – это кратковременно подавить все мысли (в том числе и вызывающие страх).
2). Любой действующий препарат имеет свои побочные эффекты и порой значительно выраженные, причём предугадать их развитие у конкретного человека возможно только с определённой степенью вероятности.
3). Приём препаратов, подавляющих мышление (транквилизаторы, нейролептики), не только не улучшает качество жизни человека, но и мешает в повседневной жизни и служит источником повышенной опасности для него (вождение, работа с движущимися механизмами, ответственные решения и т.д.). Кроме того, это мешает полноценной психотерапевтической работе.
4). Самые часто используемые препараты – антидепрессанты требуют длительных сроков приёма (не менее полугода) и начинают полноценно работать примерно через месяц приёма. При этом они искусственно изменяют эмоции, то есть воздействуют на следствия, а не причины болезненных состояний.
5). Даже при постепенной отмене длительно принимаемых препаратов, часто возникает «эффект отмены» с усилением негативных переживаний и разбалансировки эмоций.
6). Длительно принимаемые препараты могут вызывать у человека психическую зависимость, а транквилизаторы ещё и физическую зависимость
По моей практике, самым эффективным методом работы с этими состояниями является когнитивная терапия. На сеансах пациент обучается анализировать тревожащие его мысли, справляться с эмоциями страха, тревоги, паники, депрессии, освобождая себя от кошмара тревог и открывая в себе новые грани, способствующие приобретению внутренней гармонии и развития
Приходите и мы вместе пойдём по этому пути.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в Whatsapp или
, или заполнив форму ниже.
Консультация психолога онлайн | |
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта | |
Семейный психолог: консультации | |
Консультация сексолога / сексопатолога | |
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации | |
Коучинг (лайф коучинг) | |
Логопед для взрослых | |
Логопед для ребенка | |
Психологическая диагностика | |
Профориентация для подростков и взрослых |
Работа в Fidem |
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
Источник