- Роман «Господа Головлевы»
- Образ Иудушки Головлева
- Иудушка Головлев в романе Господа Головлевы характеристика и образ
- Сочинение Иудушка Головлев
- Также читают:
- Картинка к сочинению Иудушка Головлев в романе Господа Головлевы
- Популярные сегодня темы
- Иудушка — образ и характеристика персонажа в романе «Господа Головлевы»
- История создания романа
- «Тип пустослова Иудушки Головлева в романе «Господа Головлевы»»
- Образ Порфирия Головлева
- Сочинение Иудушка Головлев
- По истории русской литературы «Mольеровский Tартюф и щедринский …
- Роль в произведении
- Живой призрак
Роман «Господа Головлевы»
Образ Иудушки Головлева
Владимир Гардин в роли Порфирия Головлева
(кадр из к/ф «Иудушка Головлев», 1933)
Порфирий Головлев – одна из центральных фигур романа. Это классический образ лицемера, лгуна и предателя, который стал образом нарицательным.
Порфирий Владимирович Головлев, еще в детстве получивший прозвище Иудушка (как и его прототип – старший брат писателя Дмитрий Евграфович), стал «злодеем» и Арины Петровны, и своих собственных детей.
Он втирается к матери в доверие, а затем ловко обирает ее; караулит смерть брата Павла, чтобы сделаться его наследником; отказывает в помощи сыновьям и тем самым хладнокровно губит их.
Иудушка с детских лет сумел опутать «доброго друга маменьку» паутиной лжи, подхалимства и еще при ее жизни завладел всем богатством.
Что мы узнает об Иудушке до его появления на «сцене»?
Анализ главы «Семейный суд»
Дайте портретную характеристику Порфирия Головлева
В главе «Семейный суд» о внешности Порфирия-Иудушки не говорится, зато манеры, жесты, речь его со всеми интонациями создают облик жестокого, ловкого, коварного лгуна, пакостника и лицемера. Пока у него одна цель: не выделить Степану «вологодскую деревушку», причитающуюся как часть наследства отца. Она ведь может когда-нибудь стать его собственностью!
Иудушка мастерски использует, в сущности, нехитрый арсенал мимических приемов, любая его поза, любой жест красноречивы.
Иудушку характеризуют авторские комментарии-ремарки: «Порфиша потупился и сидел молча», «Порфиша глядел милому другу маменьке в глаза и горько улыбался в знак сочувствия». Арине Петровне бросалось в глаза «осклабляющееся слюнявое лицо Иудушки. Все словно маслом подернутое, все проникнутое каким-то плотоядным внутренним сиянием», «у Арины Петровны даже слезы на глазах выступили, Иудушка воспользовался этим, чтобы поцеловать у маменьки ручку, причем позволил себе даже обнять ее за талию».
Охарактеризуйте речь персонажа
Речь щедринского героя неповторима. Притворно-елейной трансформации и омертвению Порфирий Владимирович подвергает слова из всех доступных ему сфер быта и бытия человеческого. Формы уменьшительно-ласкательные, но настоящей теплоты и ласки за ними нет. Участливость и ласка превратились у Иудушки в ритуал, в привычный образ, в бессознательную мертвую форму. Слова, одни только наводящие скуку, неуловимо-округлые, скользкие слова. Иудушке, как и Арине Петровне, свойственна привязанность к пустому, обманному слову.
Ханжа и лицемер, с елейными ужимками и слащавыми речами. Все свои подлые поступки он сопровождает приторно-сладкими словами: «Милый друг маменька», «Я водички подам. и лампадочку поправлю, маслица деревянненького подолью. ».
Отказывая в помощи сыну, попавшему в безвыходное положение, он говорит умильно: «А теперь пойдем и будем чай пить. Посидим да поговорим, потом поедим, выпьем на прощанье – и с богом. Видишь, как бог для тебя милостив! И погодка унялась, и дорожка поглаже стала. Полегоньку, трюх да трюх и не увидишь, как доплетешься до станции!» Уменьшительные и ласкательные слова заполняют пустопорожнюю речь Иудушки.
Обобранному до нитки брату Степану, которого мать кормила протухшей солониной, он ласково говорит на прощанье: «Вот кабы ты повел себя скромненько да ладненько, ел бы ты и говяденку, и тялятинку, а не то так и соусцу бы приказал. И всего было бы у тебя довольно: и картофельцу, и капустки, и горошку. »
Как формируется этот характер?
Деспотическая власть Арины Петровны, материальная зависимость детей от произвола «маменьки» способствовали развитию в них лицемерия и подхалимства.
Первые «уроки» Порфиша получил от родителей: «любящая» мать на самом деле совершенно равнодушна к детям и их судьбе; живет десятки лет с мужем-пакостником, которого ненавидит и презирает. Порфирий с младенчества любил приласкаться к матери, украдкой поцеловать в плечо, а иногда и слегка понаушничать.
Как Иудушка относится к своим детям?
Самое неприятное для Иудушки – поделиться добром, помочь кому-либо. Даже родному сыну Владимиру отказал в деньгах, когда тот жил в Петербурге и очень нуждался: два года Володя кое-как сводил концы с концами, умолял отца помочь, доказывал, грозил, а потом в отчаянии застрелился.
Таким же образом поступил Иудушка и со вторым сыном, Петром, осужденным за растрату казенных средств. Щедрин показывает, как его персонаж приходит к разрыву с людьми, с реальной действительностью, становится «выморочным», то есть прахом, живым мертвецом.
Как относятся к Иудушке другие персонажи романа?
Страх Арины Петровны, непритворный ужас, охватывающий умирающего Павла, насмешливое передразнивание отцовских повадок Володей, тревога дворовых, неприязненное отношение мужиков («не то чтобы его нельзя было обойти, а очень уж он пустяки любил, надоедал, приставал»). Нескрываемо враждебно относится в главе «По-родственному» к Иудушке автор.
Какова роль веры (религии) в жизни Порфирия Головлева?
У Порфирия Владимировича ничего святого за душой нет. Бог для него – тоже ритуал.
Иудушка – лицемер не по злому корыстному расчету, но скорее по самой своей натуре. С детства он послушно и глубоко усвоил неписаный жизненный принцип: быть, как все, поступать, как принято, лицемерие по пустякам стало его второй натурой.
В главе «Недозволенные радости» возвращаясь к последним дням жизни Павла, автор так объясняет мотивы поведения Порфирия Головлева: «Это было одно из тех родственных злодейств, на которые Иудушка не то чтоб решался по зрелом размышлении, как-то само собой проделывал, как самую обыкновенную затею».
Как мрачная тень, появляется фигура Иудушки у постели умирающего брата Павла, чтобы опутать липкой словесной паутиной еще одну жертву. Так настойчиво, методически проводя ограбление родных, Иудушка Головлев доводит до гибели всю семью и заканчивает жизнь в жутком одиночестве.
Как переносит Иудушка Головлев свое одиночество?
Страшное одиночество, на которое он в итоге обрек себя, поначалу не тяготит Иудушку. За тридцать лет службы в департаменте «он приобрел все привычки и вожделения закоренелого чиновника, не допускающего, чтобы хотя одна минута его жизни оставалась свободною от переливания из пустого в порожнее».
Одолеваемый «болезненной жаждой стяжания», он целыми днями был занят сначала заведенной им в имении сложнейшей и мелочной отчетностью: «то терял полкопейки, то целую копейку лишнюю находил. ». С годами же все глубже погружался в «запой праздномыслия» – бредовые мечты о чудесном обогащении.
И все же внезапное «пробуждение одичалой совести» заставляет Иудушку ощутить всю ужасную правду о своей жизни и вину перед близкими. Годами щеголявший напускной религиозностью, он лишь теперь понимает, что в библейском сказании о Иуде Искариоте «идет речь о какой-то неслыханной неправде, совершившей кровавый суд над Истиной», и что в несомненном родстве с этой неправдой находится он сам.
Подобно образу Арины Петровны, фигура Порфирия Головлева приобретает в финале романа глубоко трагическое звучание. Испытанное им потрясение и непритворное страдание преображают даже его речь, которая впервые становится простой и искренней. «Бедная ты! бедная ты моя!» – говорит он племяннице. И горестно восклицает: «Что такое! что такое сделалось. где. все. » В запоздалом раскаянии и смятении он, полуодетый, отправляется морозной ночью на материнскую могилу и погибает.
Как выглядит Иудушка в конце романа?
Иудушка уничтожил все семейство, отнял всю собственность у его членов, но и сам похоронил себя заживо. В последней главе наступает физическая смерть этого страшного человека.
Правда, в конце своей жизни Иудушка раскаивается, в нем вдруг проснулась совесть. Но ошибочно было бы считать, что Щедрин в пробуждении мертвой души видел залог обновления своего персонажа. Автор подчеркивает: «. совесть проснулась, но бесплодно». Пробудившаяся совесть стала грозным, беспощадным возмездием за содеянное зло, приговором всей головлевщине, всему вымороченному паразитическому сословию.
Но почему же Иудушка – самый отталкивающий, бесчеловечный кровопийца – оказался среди Головлевых самым живучим?
Щедрин показал, что поддерживают Иудушек социальные условия, закон и религия. Для Порфирия религия не внутреннее убеждение, а обряд, удобный для обмана и обуздания, закон у него – карающее начало, служащее сильным.
Андрей Турков. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999. С. 594–603
К.И. Тюнькин. М.Е. Салтыков-Щедрин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001
Источник
Иудушка Головлев в романе Господа Головлевы характеристика и образ
Роман Щедрина можно считать историей семьи, которая была обречена на распад из-за утраты между людьми человеческих отношений. По-особому это показал Порфирий Владимирович Головлев, которого прозвали Иудушкой.
Мы видим, как он путается в этой жизни из-за собственного пустословия. Автор создал достаточно сложный и драматический образ. Весь его жизненный путь связан с тем, что он постепенно утрачивал отношения с событиями, происходившими вокруг него и людьми, участвовавшими в них, но перед своей смертью понял все ошибки, сделанные им. Как нам известно, из истории его судьбы, то Порфирий начинает еще с детских лет приспосабливаться к обстоятельствам. Ему нравилось приласкаться к матери, а иногда пожаловаться. Но даже Арина Петровна страшилась его взгляда, как бы догадываясь, что от сына можно ожидать подвох. Проходя службу в Петербурге, Иудушка постоянно пишет письма матери, где всегда спрашивал о ее здоровье, и тут же между строк появлялась просьба об оказании материальной помощи. Свое безразличное отношение к родному брату он скрывает за пустословием. Ему удается убедить Арину Петровну лишить Степана наследства.
В истории с другим братом Пашкой — тихоней также отражается внутренняя пустота Иудушки. Говоря с ним о смирении, он совсем не думал об этом. В мыслях закрался простой денежный интерес. К матери своей он также безразличен. Когда Порфирий завладел фактическими правами на поместье, то мать у него становится обыкновенной приживалкой, вследствие чего гордость не позволяет женщине оставаться с сыном, и она переезжает в Дубровино.
Также отчетливо показано, что на совести Иудушки лежит смерть его родственников. И что же ожидало его в конце жизни? Конечно же, одиночество. Спившемуся Иудушке по вечерам стали видеться призраки погибших родных. В конце произведения видно ,что вдруг у него проснулась совесть, но как это было сейчас для него поздно. И вот, желая найти ответ на этот вопрос, отправившись на кладбище, замерзает в пути. Салтыков-Щедрин ясно показал, что Иудушка стал жертвой из-за своего пустомыслия. И нам даже немного его жаль. Но писатель этим образом хотел сказать нам, что надо ценить настоящие чувства и не быть мелочными и эгоистичными.
Сочинение Иудушка Головлев
Порфирий — средний сын в семье Арины Петровны и Владимира Михайловича Головлевых. С детства к нему прилепились прозвища: «иудушка», «кровопивец», «откровенный мальчик», потому что был склонен к лукавству и доносительству матери на своих братьев.
Арина Петровна хотя и с опаской относилась к его заискиваниям, но ценила его преданность, и при разделе имения выделила ему лучший кусок. От матери перенял склонность к стяжательству, накопительству и скупости. Но дела свои не считает порочными, все делает по-родственному, не вдаваясь в смысл и последствия собственных поступков. С деревянным выражением на лице, но со змеиным взглядом, приводящим окружающих в смятение, лицемерно лопоча, он занят лишь помыслами и своей выгоде.
Иудушка много и красиво говорит, но каждое его слово – ловушка для окружающих. На протяжении романа одни и те же рассуждения о Боге, семье, благополучии, щедро приправленные пословицами, цитатами из Священного писания и молитвами. Огромная масса слов, обесцененных ложью. Главная разрушительная сила Иудушки – его изнурительное, удушающее, блудливое пустословие, позволяющее прикинуться религиозным человеком, почтительным и уважительным сыном, строгим, но справедливым отцом, мудрым дядей, рачительным хозяином и даже приличным человеком.
Порфирий – непосредственный виновник почти всех смертей в собственной семье. Несмотря на удачное накопительство и процветание имения, это приличное состояние семью не укрепило, а наоборот, разрушило, став причиной ее распада, гниения, уничтожения. Спиваются отец, братья и сын, другой сын и племянница кончают жизнь самоубийством.
В итоге Иудушка получил все наследство, но заработал «душевную гангрену», которая уничтожила и его самого. Человек, лишенный совести, склонен к саморазрушению. Ему стали в пустом и постылом доме чудиться призраки умерших родных. Головлево словно превращается в родовой склеп для всего семейства. Порфирий приходит к покаянию, просит прощения за всех, кого уж нет, за себя.
В конце романа осознает весь ужас своего существования, его посещает мысль о самоубийстве. Решив попрощаться с матерью, он на страстной неделе, почти раздетый, несмотря на мокрую метель, ринулся на ее могилу. Но, не дойдя до погоста, замерз у дороги. На последних страницах исчезают прозвища Иудушка и кровопивец, и автор называет героя Порфирием Владимировичем, последним головлевским барином.
Также читают:
Картинка к сочинению Иудушка Головлев в романе Господа Головлевы
Популярные сегодня темы
Очень многое я люблю делать… Например, я люблю гулять. Просто пройтись по улицам города нашего. Смотреть витрины магазинов – интересней всего с игрушками. Пойти в парк – тоже люблю. А в лес пойти гулять – это, вообще, классно
1) Вступление. Рассказ о Бояне, жителях Руси о войнах и правителях. 2) Затмение солнца. Победа Игоря и его самоуверенность довела до беды. Пока войска наслаждались пиром пришли враги и некоторых убили, а выживших взяли в плен.
В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и Мир» показано множество героев, к которым читатель будет испытывать симпатию при прочтении произведения.
Владимир Дубровский и князь Верейский – это мужчины, которые сыграли роль в судьбе Маши Троекуровой. Девушка любила одного, но волею судьбы вышла замуж за другого человека.
Одной из героинь романа «Дубровский» Александра Сергеевича Пушкина, играющей важную роль в произведении, является Маша Троекурова.
Источник
Иудушка — образ и характеристика персонажа в романе «Господа Головлевы»
История создания романа
В 1875 году в журнале «Отечественные записки» было опубликован рассказ М. Е. Салтыкова-Щедрина «Семейный суд». После его прочтения Тургенев предлагает автору написать полноценный роман на основе этого сочинения, расширив его описанием характеров главных героев и их жизни. Писатель сделал акцент на то, что подобное произведение привлечет внимание читателей.
М. Е. Салтыков-Шедрин продолжил работу над своими произведениями и вскоре объединил несколько очерков в единое сочинение, связанное единым сатирическим мотивом. Именно так появился роман, который получил всемирную известность.
Иудушка изначально задумывался как герой второстепенный, но после многочисленных корректировок персонаж вышел на первый план. Многие критики и литературоведы склоняются к тому, что в чертах Порфирия Головлева присутствуют черты брата автора — Дмитрия. И сам писатель подтверждал, что в лексике Иудушки действительно присутствуют речевые обороты и свойственное родственнику пустословие.
«Тип пустослова Иудушки Головлева в романе «Господа Головлевы»»
Многие литераторы обращались к теме семьи. Наиболее яркий пример — Л. Толстой и его «Анна Каренина». Салтыков-Щедрин семью считал одним из главных оплотов государства. Обратимся к роману «Господа Головлевы». Изображенная в этой книге семья — не та опора государства, на которую уповал автор, а полная противоположность ей. Роман в большинстве критических статей и заметок называют «отходной крепостничеству». Семейство Головлевых — дворяне, владельцы крепостных крестьян — живут как раз в то Время, когда произошла отмена крепостничества. Рушится постепенно старый государственный строй, а с ним и многие семьи. Но это — социальный аспект романа. Если же абстрагироваться от тех общественных вопросов, которых хотел коснуться Салтыков-Щедрин, и рассматривать род Головлевых просто как отдельно взятую фамилию, то в голову ( приходит одна простая и очевидная аксиома: они «съели» сами себя.
Головлевы, если можно так выразиться, — антиидеал семьи. В каждом из членов этого семейства столько пороков, что разобщенность их понятна. Каждый стремится отхватить себе кусок побольше. Все занимаются накоплением материальных ценностей, явно не сознавая конечной цели своего скопидомства. Яркий пример — Арина Петровна. Безусловно, некоторую симпатию у читателя вызывают ее энергичность и целеустремленность.
Деловая сметка в человеке всегда порождает, по крайней мере, уважение. Но самое удивительное, что все начинания Арины Петровны абсолютно бесцельны. Она экономит, недоедает сама и недокармливает семью, словом, показывает себя крайне расчетливой хозяйкой. Эта расчетливость оборачивается бесчувственностью и деспотизмом. Автор говорит, что всю жизнь слово «семья» не сходило у нее с языка, что она ни делала — делалось во имя семьи. А в результате оказывается, что именно этого у нее не было на самом деле. Был пустой звук, вывеска, под которой совершались никому не нужные дела. В стремлении поддерживать семью Арина Петровна ее и разрушила. Остальные же Головлевы, кажется, вообще не задумываются о том, что они — члены одного рода. Они воспринимают кровные отношения лишь в том смысле, что от родственников можно что-либо получить после смерти или еще до нее. Тот же Иудушка, называя Арину Петровну не иначе как «бесценным другом маменькой», не задумывается о том, что она действительно его мать, давшая ему жизнь, выкормившая его, воспитавшая, пусть не лучшим образом, но выполнившая материнские обязанности. Несмотря на формальное внимание к детям, мать не любила ни их, ни мужа. Неудивительно, что, растя в такой атмосфере, дети тоже не испытывают никаких чувств к родителям.
Подобная семейная традиция сохраняется, естественно, и в дальнейшем. Дети Иудушки, воспринимая отца единственно как источник доходов, вряд ли сознают, что это тот человек, который породил их. Он также мерит свои отношения с сыновьями денежной меркой. Про самого младшего, незаконнорожденного сына и разговора нет. Его Иудушка не просто не признает, он сам себе способен внушить мысль, что никакого ребенка и нет. Его лицемерие доходит до того, что он в свойственном ему ханжеском тоне осуждает мать собственного ребенка!
Семья для Головлевых вообще не является той пристанью, куда так естественно стремиться обычному человеку. Напротив, многие, особенно дети, младшее поколение, стремятся вырваться из родового имейия, поскольку прекрасно сознают, что в Головлеве их не ожидает ничего, кроме духовного загнивания. Но даже те, кому удалось вырваться, обречены, поскольку над самим родом Головлевых тяготеет «злополучный фатум», который настигает всех вне зависимости от места их нахождения. Если кто-то не находит сил покончить с собой, то возвращается в родное имение. Хотя Головлево — могила для тех, кто туда вернулся, но другого пути у них просто нет.
Так Степка-балбес, возможно самый удачливый из детей в плане образования, возвращается к матери. Он проклинает весь свет, но все же идет домой, терзаемый только одной мыслью: «заест».
Подобно Степке, через много лет тот же путь проделывает Аннинька, так рвавшаяся на волю. И приходит она лишь затем, чтобы умереть. Она умрет последней, но смерть ее ничем не будет отличаться от смертей ее родных. Никто из них не нашел успокоения в свой последний час. Если у простого человека утешением, последним светочем бывает семья, то никому из Головлевых на долю не выпало и этой последней радости.
Тип пустослова (Иудушки Головлева) — художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. До этого в русской литературе, у Гоголя, Достоевского, встречаются образы, отдаленно напоминающие Иудушку, но это лишь легкие намеки. Ни до, ни после Салтыкова-Щедрина никто не сумел изобразить образ пустозвона с такой обличительной ясностью.
Увидев впервые несимпатичного «откровенного ребенка», подлизывающегося к матери, подслушивающего, наушничающего, читатель вряд ли может представить то отвратительное, вызывающее содрогание создание, которое кончает с собой в конце книги. Образ меняется до неузнаваемости. Только имя остается неизменным. Как Порфирий становится Иудушкой с первых страниц романа, так Иудушкой и умирает.
Одна из главных черт Иудушки (не считая, разумеется, пустословия) — лицемерие, разительное противоречие между благонамеренными рассуждениями и грязными устремлениями. Все попытки Порфирия Головлева урвать себе кусок покрупнее, удержать лишнюю копейку, все его убийства (никак иначе и назовешь его политику в отношении родных), словом все, что он делает, сопровождается молитвами и благочестивыми речами. Поминая через каждое слово Христа, Иудушка посылает на верную гибель своего сына Петеньку, домогается племянницу Ашшньку, отправляет собственного новорожденного младенца в воспитательный дом.
Но не только подобными «богоугодными» речами изводит Иудушка домочадцев. У него есть еще две излюбленные темы: семья и хозяйство. На этом, собственно, простор его излияний и ограничивается в силу полного невежества и нежелания видеть что-либо, лежащее за пределами его маленького мирка. Однако эти бытовые разговоры, которые не прочь повести и маменька Арина Петровна, в устах Иудушки превращаются в бесконечные нравоучения. Он просто-таки тиранит всю семью, доводя ее до полного изнеможения. Конечно, все эти льстивые приторные речи никого не обманывают. Мать с детства не доверяет Порфишке: слишком уж он переигрывает. Лицемерие, соединенное с невежеством, не умеет вводить в заблуждение.
Есть в «Господах Головлевых» несколько сильных сцен, которые заставляют читателя почти физически ощутить состояние угнетенности от обволакивающих речей Иудушки. Например, разговор его с лежащим при смерти братом Павлом. Несчастный умирающий задыхается от присутствия Иудушки, а тот, якобы не замечания этих метаний, «по-родственному» подшучивает над братом. Жертвы Иудушки никогда не чувствуют себя столь беззащитными, как в моменты, когда его пустословие выражается в «безобидных» подшучиваниях, которым нет конца. Такая же напряженность чувствуется в том месте романа, где Аннинька, почти обессилев, пытается вырваться из дядиного дома.
Чем дальше длится повествование, тем больше людей попадает под гнет Иудушкина тиранства. Он изводит всех, кто попадает в его поле зрения, при этом сам оставаясь неуязвимым. И все же даже в его броне бывают трещины. Так, он очень боится проклятия Арины Петровны. Она же приберегает это свое оружие как последнее средство против сына-кровопивца. Увы, когда она и в самом деле . проклинает Порфирия, это не производит на него того действия, которого он сам боялся. Еще одна слабость Иудушки — страх перед уходом Евпраксеюшки, то есть боязнь нарушить раз инавсегда заведенный уклад жизни. Однако Евпраксеюшка может только грозить своим уходом, сама же остается на месте. Постепенно и этот страх хозяина Головлева притупляется.
Весь жизненный уклад Иудушки — переливание из пустого в порожнее. Он считает несуществующие доходы, представляет себе какие-то невероятные ситуации и сам же решает их. Постепенно, когда не остается вокруг никого из живых, кого можно было бы заесть, Иудушка начинает изводить тех, кто является ему в воображении. Он мстит всем без разбора, неизвестно за что: попрекает мертвую мать, штрафует мужиков, грабит крестьян. Это происходит все с той же въевшейся в душу фальшивой ласковостью. Только можно ли сказать «душа» о внутренней сущности Иудушки? Салтыков-Щедрин не говорит о сути Порфишки-кровопивца иначе как о прахе.
Иудушка Головлев действительно «вечный тип». Его имя стало уже нарицательным. Иудушка — олицетворение личности, напрямую идущей к саморазрушению и не осознающей этого до самого последнего момента.
Образ Порфирия Головлева
Свое повествование писатель начинает не с описания внешности Иудушки, а с того, как к нему относились домашние. В произведении упоминается о трех прозвищах, которые герой получил еще в детстве, а также говорится о том, что он обладал сверлящим взглядом, которого боялись окружающие.
Основным моментом в описании облика Порфирия выступают имена «Иудушка», «кровопивушка» и «откровенный мальчик», что полностью характеризует персонажа и указывают на его моральный образ.
Молодого человека неспроста называют уменьшительными именами, да и сам он часто при разговоре использует подобные суффиксы. Это делает речи Иудушки не грубыми или зловещими, а оставляет их вполне пристойными. Герой предстает перед читателем натурой двойственной:
- наигранной;
- лицемерной;
- эгоистичной;
- холодной;
- безразличной ко всему.
Двуличность является основной чертой характера персонажа. И это в нем зародилось с детства, когда он начал наушничать.
Сочинение Иудушка Головлев
Порфирий — средний сын в семье Арины Петровны и Владимира Михайловича Головлевых. С детства к нему прилепились прозвища: «иудушка», «кровопивец», «откровенный мальчик», потому что был склонен к лукавству и доносительству матери на своих братьев.
Арина Петровна хотя и с опаской относилась к его заискиваниям, но ценила его преданность, и при разделе имения выделила ему лучший кусок. От матери перенял склонность к стяжательству, накопительству и скупости. Но дела свои не считает порочными, все делает по-родственному, не вдаваясь в смысл и последствия собственных поступков. С деревянным выражением на лице, но со змеиным взглядом, приводящим окружающих в смятение, лицемерно лопоча, он занят лишь помыслами и своей выгоде.
Иудушка много и красиво говорит, но каждое его слово – ловушка для окружающих. На протяжении романа одни и те же рассуждения о Боге, семье, благополучии, щедро приправленные пословицами, цитатами из Священного писания и молитвами. Огромная масса слов, обесцененных ложью. Главная разрушительная сила Иудушки – его изнурительное, удушающее, блудливое пустословие, позволяющее прикинуться религиозным человеком, почтительным и уважительным сыном, строгим, но справедливым отцом, мудрым дядей, рачительным хозяином и даже приличным человеком.
11 стр., 5099 слов
По истории русской литературы «Mольеровский Tартюф и щедринский …
… процессу способствовал Иудушка. Порфирий Головлев меняется на протяжении всего романа, т.е. образ «Иудушки» динамичный. Прозвище «Иудушка» дается Порфирию в начале романа и остается с … Головлевы» — именно семейно-бытовой роман, но вместе с тем он превращается также в роман социально-политический по своим тенденциям и в психологический по основному принципу повествования. Роман Салтыкова-Щедрина и …
Порфирий – непосредственный виновник почти всех смертей в собственной семье. Несмотря на удачное накопительство и процветание имения, это приличное состояние семью не укрепило, а наоборот, разрушило, став причиной ее распада, гниения, уничтожения. Спиваются отец, братья и сын, другой сын и племянница кончают жизнь самоубийством.
В итоге Иудушка получил все наследство, но заработал «душевную гангрену», которая уничтожила и его самого. Человек, лишенный совести, склонен к саморазрушению. Ему стали в пустом и постылом доме чудиться призраки умерших родных. Головлево словно превращается в родовой склеп для всего семейства. Порфирий приходит к покаянию, просит прощения за всех, кого уж нет, за себя.
В конце романа осознает весь ужас своего существования, его посещает мысль о самоубийстве. Решив попрощаться с матерью, он на страстной неделе, почти раздетый, несмотря на мокрую метель, ринулся на ее могилу. Но, не дойдя до погоста, замерз у дороги. На последних страницах исчезают прозвища Иудушка и кровопивец, и автор называет героя Порфирием Владимировичем, последним головлевским барином.
Роль в произведении
Характеристика персонажа не будет полной, если не представить его на фоне других героев и членов его семьи. В романе тщательно проработан библейский сюжет с предательством Иисуса Христа Иудой Искариотом. Общность черт характера персонажей показывает их родство по мнению писателя.
Иудушка предал свою семью ради того, чтобы заполучить поместье. Он всю жизнь стремился к наживе и обогащению, что также тесно переплетается с некоторыми библейскими историями.
После того как мать отписала ему Головлево, он приказал ей отправляться к брату, а сам полностью занялся собственностью.
Порфирий был очень избалованный ребенок. Его семья делала все, чтобы он был счастлив. Но с возрастом дурной характер начал проявляться сильнее. И его набожность, которую он показывал всем, не была истинной. Осознание всех поступков, совершенных мужчиной, пришло к нему внезапно, совершенно неосознанно.
Персонаж даже умирает символично — в Святое Воскресенье, глядя на образ распятого Христа, который он начинает воспринимать совершенно по-другому. За свою жизнь он предает не только свою семью, но и весь род человеческий. Герой не совершил ни одного правильного и осмысленного поступка, он всю жизнь влачит жалкое существование.
Живой призрак
В произведении Порфирий от главы к главе все больше теряет свой облик. Он представляется читателю эдаким призраком, представителем вымирающего рода. На него смотрят с укором умершие родственники, портреты которых висят на стенах поместья.
Писатель неоднократно относит Порфирия к миру демонов и поступки персонажа только подтверждают это. Собственных сыновей он обрекает на смерть, ничуть не сожалея об этом. Он без зазрения совести выносит имущество одного из них с поместья в Погореловке, отрекаясь от собственного чада. Не зря писатель часть сравнивает своего героя со змеем, который губит всех, кто находится рядом с ним.
Мужчина умеет говорить так, что его слова словно удавка, обвивают шеи тех, к кому направлены. Своими лживыми речами он уничтожил:
- мать;
- братьев Павла и Степана;
- детей.
Даже прислуга попадала в его сети и начинала ссориться между собой, считая, что барину виднее, как и кто относится к каждому в имении.
Салтыков-Щедрин в своем произведении кратко охарактеризовал типаж человека, которого вечно высмеивают в литературе и с которым каждый читатель сталкивается в повседневной жизни. Этот персонаж готов идти по головам ради достижения собственных целей и наживы. Ему безразличны людское горе и переживания. Своими словами он может завлечь в сети и обмануть любого близкого человека.
Источник