Как формируется темперамент ребенка

Зачем нужно знать темперамент своего ребенка?

Помните анекдот?

– Чем отличается холерик от флегматика?

– Флегматик думает, что 2*2=5 и спокоен, а холерик уверен, что 2*2=4, но нервничает.

Наверное, нет ни одного родителя, который бы не слышал про темперамент.

А вот как применить эти знания на практике и помочь детям учиться лучше, учитывая тип темперамента ребенка?

Такие разные темпераменты

Темперамент – врожденное неизменное свойство нервной системы. От него зависит поведение ребенка, его работоспособность, выносливость, то, как он отреагирует на ситуацию.

“Чистые” типы встречаются редко, в основном говорят, о сочетании близких темпераментов. Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?

Холерик

Дети-холерики энергичные, шумные, активные. Их речь громкая, быстрая. Движения резкие, энергичные. Настроение холериков быстро меняется. Таких ребят легко заметить в компании сверстников. Они будут стремиться руководить, командовать, устанавливать правила и страстно отстаивать их. Бурно реагируют на критику криком, гневом.

Сангвиник

Дети активные, жизнерадостные, веселые. Двигаются резво, активно. Темп речи быстрый, бодрый. Настроение меняется часто, одни игры или занятия часто сменяются другими.

Эмоции также меняются быстро: в течении короткого времени легко может перейти от слез к смеху. Характер у сангвиников, как правило, легкий. Они общительные, открытые, поэтому друзей у них много. Быстро схватывают новое, многим интересуются, имеют большой кругозор и массу увлечений.

Флегматик

Дети медленные, неспешные. Эмоциональное настроение у них всегда ровное. Не сразу идут на контакт, сначала присматриваются к людям. Обычно друзей у них немного. Говорят ровно, неторопливо. Спокойно относятся к критике, всегда имеют свое мнение. Если что-то решили – так и сделают. Могут долго заниматься делом, требующим сосредоточенности. Увлечения не поверхностны, если их что-то интересует – в этой теме будут разбираться досконально. Охотно выполняют порученные задания. Готовы подчиняться.

Меланхолик

Маленькие меланхолики кажутся робкими, тихими, пугливыми детьми. Они часто находятся в задумчивом, грустном настроении. Их голос почти неслышен, движения угловатые, робкие. К новым знакомствам относятся настороженно, нужно достаточно времени, чтобы ребенок адаптировался в новом коллективе, подружился с кем-то. Но при этом это очень нежные, ранимые, чувствительные, преданные дети. Они готовы подчиняться.

Особенности обучения учащихся с разным типом темперамента

Холерики

Слабые стороны: на занятиях дети могут быть невнимательными, не всегда способны контролировать свои эмоции, легко отвлекаются. Про них говорят: “В одно ухо влетело, в другое вылетело”. Не выносят монотонной работы, однообразных неинтересных заданий. Могут выкрикивать, перебивать, ответить, первое, что вспомнят, так как не успевают справиться с сиюминутными чувствами и сдержать себя.

Сильные стороны детей-холериков: энергичные, волевые, самостоятельные, активные. Несмотря на то, что не могут долго заниматься какой-то деятельностью, если дело их интересует, увлекает, способны активно и целеустремленно включаться в него.

Сангвиники

Слабые стороны: легко отвлекаются, без контроля поверхностно вникают в суть задания, могут не довести начатое до конца.

Сильные стороны: легко переживают неудачи и критику. Обычно учеба дается им легко, они все схватывает “на лету”, способны выдерживать интеллектуальные нагрузки, работоспособны.

Флегматики

Слабые стороны: флегматикам трудно “раскачаться”, начать новое занятие и тяжело выйти из него, могут “зависать” на каком-то деле или увлечении. Когда они учатся чему-то новому, инструкцию следует повторять несколько раз, пока они не поймут, не доберутся до сути.

Читайте также:  Эмоциональный всплеск у женщин это

Сильные стороны: устойчиво и упорно идут к цели, способны долго концентрироваться на работе, доводить ее до конца. Если флегматик что-то понял, усвоил – это “железно”, информация будет храниться бесконечно долго. Аккуратны, пунктуальны. Интересы устойчивы, могут очень долго увлекаться каким-нибудь делом.

Меланхолики

Слабые стороны: на занятиях неактивны, боятся ошибки и критики, медленно включаются в работу, требуют похвалы, подбадривания. Быстро устают от нагрузок, частой смены деятельности и коллектива.

Сильные стороны: ответственны, исполнительны, легко справляются с монотонной работой, аккуратны. Чуткие и искренние, прекрасные исполнители.

Как мотивировать ребенка на учебу, учитывая его темперамент?

Придя в школу, ребенок оказывается в коллективе 20–30 сверстников. И каждый ребенок со своими индивидуальными особенностями. Конечно, учитель на уроке задействует разные каналы восприятия детей, меняет деятельность, чтобы удерживать внимание детей, предлагает разный уровень сложности заданий. Однако дети не могут работать в одном темпе со всей группой – у каждого свой уровень выносливости, утомляемости, активности и работоспособности. Это определяет тип темперамента ребенка. И зачастую учитель просто не может эти особенности учитывать.

Но этому могут помочь родители. Если правильно организуют режим дня ребенка, распределят физическую и учебную нагрузку, настроят ребенка на успех.

Как помочь холерику

  • Активность холерику крайне необходима. Его энергию нужно направлять на полезные цели – учебу, секции, помощь родителям. Таким образом, распределяя деятельность, в учебе холерик будет более сдержан и внимателен.
  • Лучше не заставлять холерика делать уроки, а увлечь его процессом или результатом.
  • Монотонная работа дается ему с трудом, поэтому выполнять ее можно поэтапно.
  • Там, где можно позволить холерику не сидеть за столом – позвольте. Стихотворение можно учить по дороге на секцию, пересказывать – сидя на ковре или занимаясь на турнике.
  • Создавайте для него ситуацию успеха. Лидер по природе не терпит жесткой критики, постоянных неудач и провалов. Хорошо будут работать выполнение заданий на скорость, результат. Признавайте его успехи и хвалите. Главное – адекватно оценивать его возможности.

Мотивируем сангвиника

  • Прежде всего нужно организовать его рабочее место. Ничто лишнее не должно отвлекать или привлекать внимание.
  • Быть рядом, напоминать, направлять сангвиника, так как эти дети склонны побыстрее сделать задание, не уделяя внимание качеству.
  • Чередовать учебу с другой деятельностью, тогда активность его будет дольше.
  • Выполнять монотонную работу сангвинику скучно, поэтому нужно ее разнообразить, превратить в игру, дать волю фантазии. Например, не просто списывать текст, а делать расшифровку для пришельцев, которые могут читать только прописные буквы.

Повышаем мотивацию флегматика

  • Для флегматика крайне важны порядок, последовательность, предсказуемость. Например, можно ввести ритуал начала и окончания выполнения уроков. Пальчиковая гимнастика, любимая мелодия, стакан воды перед уроками – якорь, который поможет начать или закончить задание.
  • Ребенку нужно несколько раз повторить, что от него требуется. Можно подготовить чек-листы, планеры, таблицы, чтобы ребенок и слышал, и видел, и заполнял их – это поможет ему включиться в работу.
  • Крайне важен режим дня, питания, сна. Для флегматика события должны быть предсказуемыми. Любой сбой в программе растрачивает их силы, демотивирует.

Помогаем меланхолику

  • Соблюдение режима дня, чередование работы и отдыха – жизненно необходимо для меланхолика. Излишнего напряжения его нервная система просто не выдержит.
  • Желательно быть рядом с ребенком, подбадривать, хвалить его.
  • Задания на скорость, соревнования – не для таких детей. Работать в неторопливом темпе, качественно выполнять задание – гораздо комфортнее для меланхолика.
  • Монотонная работа их не пугает. Будут выполнять ее с удовольствием и старательно.
Читайте также:  Мне нужны все эмоции потому что

Буклеты школьного психолога для родителей

Нервная система детей созревает и развивается постепенно. Взрослые могут контролировать себя, распределять нагрузку, ускоряться, замедляться, адети нет.

Зная тип темперамента ребенка, возможно эффективно взаимодействовать с ним во всех сферах жизни: в быту, учебе, отдыхе. Можно предвидеть и предупреждать его поведение, поступки, реакции, эмоциональные состояния. Выбирать правильные стратегии в воспитании, помочь организовать учебный процесс. А также учить видеть, осознавать, справляться со своими слабыми сторонами и опираться на сильные.

Статья предназначена только для частного ознакомления. Копирование и публикация ТЕКСТОВ, БУКЛЕТОВ в других источниках без моего письменного согласия ЗАПРЕЩЕНЫ.

Источник

Когда формируется характер ребенка, и может ли он измениться

Многие мамы уверены, что характер ребенка можно понять еще во время беременности. Живой, активный, непоседливый, любопытный или, напротив, задумчивый тихоня, которого нелегко растормошить, ‒ дети действительно ведут себя по-разному еще до своего рождения. Удивительно, на зачастую предсказания мам оправдываются, задолго до того, как малыши начинают ходить и говорить, уже можно судить об их характере.

Действительно ли характер заложен в нас генетически, и может ли он измениться со временем?

Что такое «характер», и как он может наследоваться

Существует много определений понятия «характер», однако суть их сводится к одному: это наше привычное поведение в определенных ситуациях. Стремимся ли мы выполнить работу до конца, или норовим отложить; уверены в своих силах или сомневаемся; жаждем новых впечатлений или они нас быстро утомляют. В основе характера лежит иное проявление личности – весьма с ним схожее, но все же врожденное и даже наследуемое: темперамент.

О четырех типах темперамента (уравновешенном и веселом сангвинике, задумчивом и медлительном флегматике, тревожном меланхолике и вспыльчивом холерике) знают, наверное, все. И младенцы действительно демонстрируют черты того или иного типа – а уже родители, глядя на малыша сквозь призму своего жизненного опыта, приписывают ему «упрямство» или «лень».

Как темперамента определяет характер

Возможно, вы уверены, что влияние воспитания, окружения, общества окажут на характер ребенка решающее влияние. Это отчасти так: действительно, можно воспитать в ребенка любые склонности, а темперамент будет лишь облегчать или осложнять родителям эту задачу. Но многочисленные исследования показывают, что особенности поведения, которые проявляются у ребенка в раннем детстве, никогда и никуда не исчезают! Основные черты личности можно разглядеть и отследить уже в самые первые дни жизни ребенка.

Пожалуй, первыми, кто обратился к этому аспекту развития ребенка, были американские психологи Стелла Чесс и Александр Томас. Они приступили к наблюдению за 133 нью-йоркскими малышами еще в 1950 году и отслеживали их судьбу на протяжении – только подумайте – 30 лет!

” Трехлетних детей они разделили на три условные группы, учитывая их активность, позитивный настрой и то, насколько легко они отвлекались. Они назвали эти группы «трудными», «легкими» и «медленными» детьми. В старшем юношеском возрасте, к удивлению исследователей, состав групп продолжал достаточно четко прослеживаться: тугодумы остались тугодумами, а дружелюбные и общительные дети продолжали проявлять доброжелательность.

Удивительно, но долгое время психологи, изучавшие темперамент младенцев и типы личностей взрослых вообще никак не соприкасались, точно одни из них изучали бабочек, а вторые – водоросли. Но за последнее время число исследований резко возросло!

Читайте также:  Схема стресса г селье

Прежде всего, ученые, наконец, определились с темпераментами. Большинство исследователей отошли от классических четырех типов и, вслед за Чесс и Томасом, разделяют младенцев по трем параметрам поведения. Это:

способность к контролю и концентрации внимания (легко ли отвлечь ребенка от заинтересовавшей его игрушки другой, не менее интересной);

тревожность и настороженность (боится ли ребенок всего нового, уверенно ли ведет себя в незнакомой обстановке);

динамизм и возбудимость (насколько ребенок готов к общению, как быстро он успокаивается в незнакомой обстановке).

Как из темперамента вырастает характер

Вслед за западными учеными связью между темпераментом младенцев и характером подросших детей занялись и российские исследователи. Это были (минутка региональной гордости!) Елена Слободская и Елена Козлова из новосибирского Института физиологии и фундаментальной медицины. Они опросили 45 родителей и попросили их оценить темперамент своих детей. когда им было несколько месяцев, а через восемь лет повторили анкетирование.
Оказалось, что из младенцев-интровертов выросли школьники, склонные к неврозам, а улыбчивые младенцы в школе проявляли большую эмоциональную устойчивость. Если до года ребенок был способен контролировать свое поведение и не отвлекаться от игры с психологом на посторонние факторы, то в школе он оказывался одним из самых аккуратных учеников.

С другой стороны, улыбчивые и «общительные» младенцы вовсе не обязательно сохраняли подобную открытость в школьном возрасте, так что не стоит торопиться с выводами, представляя себе характер своего ребенка в будущем!

А вот другое исследование, проведенное чешскими учеными. И снова на него были затрачены годы жизни, все-таки люди – не лабораторные мыши… Здесь на старте изучали детей от года до трех лет, а повторную проверку (оцените терпеливость чешских ученых) провели спустя почти сорок лет.

Оказалось, что из «расторможенных», активных и общительных детей выросли самоэффективные, уверенные в своих силах взрослые.

Ну и еще одно исследование, на это раз от британских ученых, которые, как известно, самые ученые ученые мира. Научный коллектив Института психиатрии в Лондоне в 1975-1976 изучил тысячу (!) детей трехлетнего возраста, а затем этих же детей, но спустя 23 года.

Оказалось, что время ничего не изменило, во всяком случае – для юных британцев. Уверенные дети стали взрослыми с самым высоким уровнем экстраверсии, а у «зажатых» детей этот показатель, напротив, был самым низким.

Какой вывод можно из этого сделать? Увы, сколько не вырабатывай и не закаляй характер, это лишь наработка масок, не меняющая нашей истинной сути. К примеру, если вы застенчивы, можно научиться быть приветливым и дружелюбным с незнакомыми людьми, но для вас это всегда будет работой, требующей волевых усилий. А если тревожны, то обретенное умение «держать себя в руках» только переведет эмоциональное напряжение в соматическое заболевание.

Любите себя, а главное – своих детей такими, какие они есть. Помните, что в знаменитом советском романе «Как закалялась сталь» речь все-таки идет о закалке изначально стального характера, и пытаться воздействовать таким образом на чистое золото – значит, идти против природы!

Источник

Оцените статью