- Всё о темпераменте
- Темперамент: значение термина
- Изучение термина научными деятелями
- Темперамент: как формируется
- Как влияет образ жизни
- Темперамент это что: свойства
- Темперамент: на что влияет
- Темперамент и характер: очевидные отличия
- Темперамент: выводы
- Темперамент и его возрастные особенности проявления
- Как и когда происходит формирование характера у детей
- Что дается при рождении
- Что может формироваться с возрастом
- Игра как начало становления
Всё о темпераменте
Что такое темперамент, ведь на сайте есть информация о его типах, но о самом термине, ни слова. Пришло время разобраться в том, что такое темперамент и обсудить историю появления термина. Кратко опишем труды и этапы изучения индивидуальных особенностей личности научными деятелями. Расскажем, как формируется, и какие свойства он имеет. Дадим ответы на важные вопросы, а именно можно ли изменить темперамент и почему в обществе путают его с характером. Эти и другие вопросы больше не будут возникать у наших читателей, ведь ответы написаны простыми и понятными словами.
В итоге каждому станет понятно, какое влияние имеет темперамент на жизнь личности. В конце статьи всех ждёт увлекательное видео, и оно хорошо дополнит интересный материал.
Темперамент: значение термина
Начнём с того, что термин «темперамент» имеет латинское происхождение. Если дословно перевести это слово, тогда оно будет означать «надлежащее соотношение частей». Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые определяют его поведение, настроение и психическое состояние на протяжении всей жизни.
Нужно знать, что темперамент является врождённой нервной структурой, а поэтому он, конечно же, неизменен. Он обусловлен биологически, это некий фундамент для развития личности. У него есть ряд свойств, которые преобразуются в черты характера.
Изучение термина научными деятелями
Античный врач Гиппократ и древнеримский медик Гален первыми выдвинули теорию, что темперамент имеет четыре типа, а именно холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик, о которых упоминалось на нашем сайте. Позже их учение дополнил советский учёный И.П. Павлов. Он говорил, что у каждого типа есть определённый вид высшей нервной деятельности, который формируется из трёх составляющих:
- Сила – большая работоспособность, способность выполнять сложную работу и быстро восстанавливаться после неё.
- Уравновешенность – способность сохранять спокойствие и не реагировать на внешние раздражители, контролировать свои эмоции.
- Подвижность – скорость реакции, лёгкость переключения между разными видами деятельности, способность получать новые навыки.
Читайте также: Что такое дежавю
У каждого типа темперамента свои проявления силы, уравновешенности и подвижности. Ещё через время эти теории дополнил Карл Юнг, который ввёл понятия «экстраверт» и соответственно «интроверт». Все четыре типа темперамента были распределены следующим образом:
- экстраверты – холерик и, конечно же, сангвиник, которые направлены на внешний мир, общительные и энергичные личности;
- интроверты – флегматик, а также меланхолик, для которых характерна замкнутость, стремление быть наедине и фокус на собственном внутреннем мире.
Темперамент: как формируется
Темперамент – это врождённое явление. Поэтому на его формирование влияет всё то же самое, что и на формирование плода в утробе. Это, в первую очередь, генетика, а также климатические условия. Доказано, что среди жителей южных регионов чаще встречаются экстравертные типы, а вот у живущих на севере людей больше черт меланхоликов, флегматиков.
В последнее время появляется всё больше исследований, доказывающих связь темперамента с микрофлорой кишечника. Дело в том, что кишечник тесно связан с нервной системой посредством сложных нейронных связей. В кишечнике ребёнка ещё в утробе формируется определённая микрофлора (совокупность сотен видов бактерий). Эти бактерии влияют на нервную систему. Учёные исследовали этот вопрос более подробно и выяснили, что преобладание тех или иных бактерий в кишечнике неразрывно связано с тем или иным типом темперамента.
Как влияет образ жизни
На протяжении жизни человек может своим поведением влиять на темперамент. Например, если холерик прибегает к вредным привычкам, его черты личности будут проявляться ещё сильнее и агрессивнее. Неправильный образ жизни может привести к депрессии и без того склонного к печали меланхолика.
Читайте также: Что такое депрессия
И также на темперамент может влиять возраст, что связано с биологическими изменениями. У пожилых людей совсем иначе функционирует организм, чем у молодых. Происходит гормональная перестройка. Например, у мужчин снижается тестостерон, и они становятся менее активными. Соответственно, если мужчина является холериком, то в старости это будет не так заметно. Всё просто и понятно.
Темперамент это что: свойства
Мало кому известно, что темперамент имеет очень важные свойства. Это определённые характеристики нервной системы, которые относят человека к определённому типу:
- Чувствительность. Определяет, насколько сильным должно быть внешнее воздействие, чтобы возникла психологическая реакция.
- Реактивность. Определяет, как быстро и сильно реагирует человек на какое-либо воздействие.
- Активность. Показывает настойчивость человека, его способность преодолевать препятствия, энергичность.
- Пластичность или ригидность. Показывает, может ли человек приспосабливаться к новым условиям, или это даётся ему тяжело.
- Темп реакций. Характеризует скорость и активность мимики, движений, речи, мыслей, настроений.
- Экстраверсия или интроверсия. Определяет, на что человек реагирует сильнее: на внешние или внутренние факторы.
Темперамент: на что влияет
Под воздействием такой особенности, как темперамент формируются свойства личности. От него будет зависеть, насколько человек будет впечатлительным, эмоциональным, импульсивным и тревожным. Темперамент определит:
- скорость мышления человека, она отвечает за возможность личности сосредоточиться на определённом действии;
- частоту смены настроения, способна ли личность управлять эмоциями;
- активность и скорость выполнения какой-либо работы;
- силу воли особы, интенсивность её эмоций;
- способность легко завязывать новые отношения;
- творческие способности.
Темперамент очень важен в самореализации любой личности и даже в личной жизни. От него будет зависеть карьера, количество знакомых и полезных связей. А также темперамент повлияет на мотивацию и, конечно же, стремление к развитию, достижение целей в любой жизненной сфере.
Стоит отметить, что в жизни личности с одинаковыми типами темперамента могут казаться абсолютно разными. Это тесно связано с характером.
Темперамент и характер: очевидные отличия
Неосведомлённые люди могут путать эти понятия, хоть они и кардинально разные. Во-первых, темперамент – это врождённая конструкция нервной системы. Во-вторых, он не меняется на протяжении всей жизни и это логично из предыдущих объяснений. Характер – это то, что формируется под влиянием общества или, как принято говорить, социума.
Характер – это модель поведения в социуме, привязанная нам родителями и окружением. Он меняется на протяжении жизни под влиянием смены окружения, работы над собой. Темперамент же никак нельзя изменить, можно только управлять им. Чтобы это сделать, нужно точно знать свой тип (большинство людей сегодня имеют смешанный темперамент) и понимать свои сильные и слабые места.
Черты характера могут перекрывать проявления такой человеческой особенности, как темперамент. Например, человек может быть холериком, но при этом его воспитали скромным, и в малознакомых компаниях он кажется замкнутым и неуверенным в себе. Вот почему два холерика в обществе могут проявлять себя по-разному.
Темперамент: выводы
Чтобы быть успешным во всех сферах жизни, а именно работе, личных отношениях и общении, необходимо знать, что такое темперамент. А также полезным будет изучение типов темперамента, а также их характеристик. Каждый согласиться, что понимать и знать себя настоящего дорого стоит. Всем хочется научиться контролировать личное настроение, а также понимать, что является настоящим мотиватором. Все эти моменты помогают развиваться личности во всех аспектах.
Зная темперамент собеседника, можно это ловко использовать. Эти знания могут сыграть ключевую роль в бизнес-общении, на собеседовании или разговоре с близкими людьми. Стратегия общения является важным элементом и знание о такой особенности человека, как темперамент помогает правильно её выстраивать.
Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.
Источник
Темперамент и его возрастные особенности проявления
Темперамент – под ним понимают индивидуальные свойства, которые зависят от природных способностей человека. Это индивидуальная характеристика человека со стороны динамики психической деятельности. Темперамент это индивидуальная особенность человека, которая проявляется в его возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и скорости психической деятельности.
В современной психологии используются такие типы темперамента как: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
У сангвиника наблюдается высокая психическая активность, богатые мимика и выразительные движения, свойственны эмоциональность, впечатлительность. Но все эти эмоциональные переживания сангвиника не глубоки.
Для холерика характерен высокий уровень психической активности, резкие и стремительные движения, сильная импульсивность и яркие эмоциональные переживания. Холерикам очень тяжело контролировать себя в эмоциональных обстоятельствах.
Флегматик характеризуется низкой активностью поведения, для них сложно быстро переключить внимание, они очень медлительны с ровной мимикой и речью, глубокой чувствительностью и настроением. Не правильное воспитание флегматика может привести к вялости и слабости эмоций.
Для меланхолика характерен низкий уровень психической возбудимости, сдержанность моторики и речи, глубина и стойкость чувств хоть и слабо внешне выражены. При неправильном воспитании меланхолика может повыситься болезненность, обидчивость, замкнутость. Тяжелым внутренним переживаниям.
Изменение темперамента с возрастом зависят от созревания организма и его развития, в первую очередь психики и нервной системы. С возрастом темперамент у каждого детского возраста своя активность, эмоциональность и моторика. В младшем школьном возрасте активными чертами являются – это легкость в появлении интереса, недостаточная сосредоточенность. Эмоциональность и моторика в этом возрасте совсем другие, чем в последующих возрастах. С возрастом происходит как увеличение так и ограничение возможностей нервной системы, происходит потеря детских ценных свойств.
Уже с первых лет жизни у каждого ребенка появляются те черты, которые показывают принадлежность, к какому либо типу темперамента. Различия особенно ярко проявляются когда дети начинают говорить.
Если у ребенка быстрая отчетливая речь сопровождается жестами и мимикой это признаки сангвинистического темперамента. Если речь медленнее, спокойная равномерная без выраженных эмоций и жестов это признаки флегматического темперамента. Холерический темперамент указывает на торопливую, порывистую речь взахлеб. А к меланхолическому темпераменту относится речь приторможенная, тихая почти шепот.
О темпераменте человека способна сказать даже его визитная карточка. Чем более спокойный человек, тем более мягкие изображения он использует на своей карточке. И наоборот, чем холеричнее темперамент, тем более яркой и контрастной будет его визитная карточка.
Источник
Как и когда происходит формирование характера у детей
Часто мы слышим фразы «у ребенка скверный характер» или «в кого же он такой?». Многие не понимают, что становление личности происходит еще с первых лет жизни. И влияют на это не только гены, но и окружение. Формирование характера у детей – очень тонкий процесс. Если не уделять дочке или сыну должного внимания, можно «прошляпить» момент. Важные качества нужно прививать с самого детства. Иначе во взрослой жизни изменить личность практически невозможно.
Что дается при рождении
Формирование характера начинается еще в дошкольном возрасте. Но на этот момент ребенок уже «награжден» некими свойствами, данными ему природой. Одни младенцы тихие и спокойные с первых дней жизни. Другие — постоянно кричат и беспокоятся.
Это указывает на то, что они предрасположены к определенному типу. Но это еще не характер, а темперамент – вид реакции на внешние раздражители.
Есть упрощенная и знакомая многим классификация темпераментов:
Как определить, к какому типу принадлежит малыш? Сангвиники – это люди, которые часто смеются и с позитивом относятся к новому. Холерики реагируют бурно: кричат, беспокоятся, раздражаются. Меланхолики очень чувствительные, легко пугаются и часто плачут. Флегматики спокойные и относятся ко всему «умиротворенно».
Темперамент проявляется с первых дней жизни. Но это не значит, что малыш будет таким и во взрослой жизни. Это лишь «базовая программа», которая может измениться под влиянием внешних факторов. Если младенец постоянно плачет – это не доказательство того, что он будет меланхоликом всю жизнь. При должном воспитании его характер изменится. Хотя основой для его формирования останется «базовая программа».
Какой тип темперамента считать легким, а какой – тяжелым или плохим? Ответ прост: все виды хороши по-своему. Ни в коем случае не спешите перевоспитывать малыша и менять его природу.
Представьте ситуацию: отец всегда мечтал о сильном и мужественном сыне. Но с рождения он был плаксивым и чувствительным. Папа винил его в слабости, указывал на недостатки и пытался перевоспитать. Что выйдет из такого ребенка? Еще более неуверенный в себе человек, который не принимает себя таким, какой он есть.
Если родитель примет сущность своего отпрыска – все будет намного проще. Например, чувствительный мальчик может найти себя в искусстве и развивать необычные таланты. Нет плохого темперамента – есть люди, которые направляют его в неправильное русло.
Что может формироваться с возрастом
Формирование характера ребенка напрямую зависит от окружения. Сначала дети наблюдают за родителями и учатся их манере поведения. Затем подражают сверстникам. Подражание закрепляется эмоционально и становится частью личности.
Активное становление личности может начаться в разном возрасте. Это зависит от индивидуальных особенностей. Но специалисты все же выделяют определенный период: от 2-3 до 9-10 лет. Это возраст бурного общения и познания мира. Дети в этот период открыты ко всему новому и впитывают знания, как губки. Более того, они полностью доверяют взрослым и наиболее подвержены их влиянию. Именно тогда воспитание играет первостепенную роль.
Формирование личности может начинаться с проявления простых качеств:
- доброта или эгоистичность;
- коммуникабельность или замкнутость;
- отзывчивость или безразличие.
Как утверждают исследователи, простые черты проявляются еще в дошкольном возрасте – еще в 2-3 года.
Затем показывают себя и другие качества:
- трудолюбие или лень;
- ответственность или безответственность;
- настойчивость или малодушие;
- аккуратность или расхлябанность.
В дошкольном возрасте закрепляются те черты, которые получают поддержку со стороны окружающих. Поэтому важно хвалить ребенка за хорошие поступки и ругать за плохие. Но не нужно сильно давить – это может вызвать обратный эффект.
В школе дети становятся социально активными. Они общаются со сверстниками и учителями, перенимают их привычки. Детки активно сравнивают себя с другими. Именно в этот период малыш начинает понимать и осознавать себя. Сравнивая себя с остальными, он понимает: я умнее Вани, слабее Пети, выше Сережи и так далее.
Важно: на становление личности влияют «ярлыки». Если ребенка постоянно ругают за плохие оценки и называют бездарным двоечником – он таким и будет. Он просто перестанет сопротивляться и решит, что это и есть его личность.
После 10 лет характер продолжает меняться. Подростковый возраст – последний и решающий этап. В это время закрепляются более сложные черты и нравственные ценности. Подросток постепенно осваивает новый опыт, пробует силы в разных сферах. Но этот период настолько обширный и многогранный, что заслуживает отдельного рассмотрения в другой статье.
Игра как начало становления
Первые годы жизни мы лучше познаем окружающий мир через игры. Многие детские занятия кажутся бессмысленными и странными. Например, сложить кубики башенкой или побегать вокруг дерева туда-сюда. Но именно такие игры и учат жизни. Для него все в новинку и каждый шаг – целое приключение. Не забывайте, что в каждом возрасте — свои игры (подробнее об играх для ребенка читайте в этой статье). Ребенку в 7 уже будет не интересно то, во что играют трехлетки.
До 4-5 лет дети предпочитают играть одни. У кого-то это проходит быстрее, у кого-то — дольше. В это время малыши не могут участвовать в совместной игре. Даже игрушки они предпочитают свои, а не чужие. Но это не значит, что малютка вырастет эгоистом. Такое поведение вполне нормально и связано с развитием психики.
Когда заканчивается стадия «одиночки» – малыши привлекают к забавам посторонних. В это время родители могут активно влиять на его характер. Например, всеми любимые «дочки-матери» были придуманы не просто так. Игра учит девочек заботе и прививает любовь к маленьким.
После 5 лет детки постоянно играют со сверстниками в садике или во дворе. Но бывает и так, что малыш скромничает и стесняется присоединиться к компании. Не пытайтесь самостоятельно найти ему друзей и вовлечь в групповые забавы. Это лишь негативно повлияет на характер. Доверьтесь ребенку и наберитесь терпения.
Источник