- Пушкин А.С. стр. 67 — 68
- Стихотворение «Няне» стр. 67
- 1. Как Пушкин относится к своей няне? Какие слова помогают нам понять её чувства к поэту?
- 2. С какой интонацией ты прочитаешь это произведение? Почему? Обоснуй свой выбор.
- Стихотворение« Тучи» стр. 67
- 1. Как Пушкину удаётся показать, что пора ненастья миновала? Какие слова он для этого выбирает?
- 2. Можно ли сказать, что поэт ведёт воображаемый диалог с тучей? Объясни.
- 3. Какое настроение вызывает у тебя прочитанное стихотворение?
- Стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!» стр. 68
- 1. Какие картины осени рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору подчёркнутые строчки?
- 2. Какие чувства вызывают у тебя картины осени, нарисованные А. С. Пушкиным? Подготовься к выразительному чтению стихотворения.
- 3. Подумай, какие слова нужно выделить голосом особо; где следует сделать паузу; какой темп и тон, какая интонация будут соответствовать содержанию произведения, помогут передать чувства и настроение поэта.
- 4. Рассмотри репродукции картин. Как художники изображают осеннюю пору? Составь рассказ и запиши его план в «Рабочую тетрадь».
- Рассказ по картине художника В. Поленова «Золотая осень».
- Рассказ по картине художника И. Левитана «Вечерний звон».
- 5. Сравни с тем, как это делает Пушкин в своём стихотворении. Расскажи.
- 6. Подумай, как удалось художникам передать своё отношение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением Пушкина? Объясни.
- Пушкин Александр Сергеевич стр. 86 — 91
- «Уж небо осенью дышало» А. С. Пушкин стр. 86
- 1. Как ты можешь объяснить смысл выражений «Уж небо осенью дышало», «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась», «Гусей крикливых караван тянулся к югу»?
- 2. К слову скучная найди близкие по смыслу слова. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
- Стихотворение «Опрятней модного паркета…» А. С. Пушкин стр. 87
- 1. С чем сравнивается речка, покрытая льдом? Как упоминание об опрятном, модном паркете помогает представить эту картину?
- 2. Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?
- 3. Каким изображён первый снег? Как он назван?
- 4. Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа «Евгений Онегин».
- Стихотворение «Зимнее утро» А. С. Пушкин стр. 89
- 1. Какие картины зимнего утра изображаются в стихотворении? Опиши их.
- 2. Почему Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?
- 3. Перечитай последние шесть строк стихотворения. Какую интонацию ты выберешь?
- Стихотворение «Зимний вечер» А. С. Пушкин стр. 91
- 1. Сравни два стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они по настроению? Докажи.
- 2. Прислушайся к звучанию стихотворения «Зимний вечер». Какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури?
- 3. К кому обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?
- 4. Каким настроением проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?
- Почему Пушкин вспоминает о зимней вьюге в стихотворении Зимнее утро?
Пушкин А.С. стр. 67 — 68
Стихотворение «Няне» стр. 67
1. Как Пушкин относится к своей няне? Какие слова помогают нам понять её чувства к поэту?
Александр Сергеевич с большой теплотой и любовью относится к своей няне.
Поэт называет Голубка дряхлая моя, Подруга дней моих суровых.
В стихотворении он описывает чувства няни такими словами: ждёшь, горюешь, глядишь, теснит тоска и забота.
2. С какой интонацией ты прочитаешь это произведение? Почему? Обоснуй свой выбор.
Чувства поэта к няне передаются грустной интонацией, так как Пушкин, видимо, тоже скучает по няне.
Стихотворение« Тучи» стр. 67
1. Как Пушкину удаётся показать, что пора ненастья миновала? Какие слова он для этого выбирает?
Ясная лазурь, ликующий день, а также последние строки стихотворения:
«И ветер лаская, листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес…»
2. Можно ли сказать, что поэт ведёт воображаемый диалог с тучей? Объясни.
Да, действительно, можно утверждать, что в своём произведении Пушкин ведёт воображаемой разговор с тучей.
Поэт своими строками в стихотворении обращается именно к ней.
3. Какое настроение вызывает у тебя прочитанное стихотворение?
Стихотворение «Тучи» вызывает у меня приподнятое и радостное настроение.
Прочитав его, понимаешь, что гроза уже прошла и наступил погожий денёк.
Стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!» стр. 68
1. Какие картины осени рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору подчёркнутые строчки?
Унылая пора — всё вокруг готовится к зиме, падают листочки с веток, дождик идёт каждый день, тучами заволокло всё небо.
Очей очарованье — листья и трава окрасились в яркие краски (багрец и золото).
Пышное природы увяданье — несмотря на увяданье, всё вокруг раскрасилось в яркие краски и это очень красиво.
2. Какие чувства вызывают у тебя картины осени, нарисованные А. С. Пушкиным? Подготовься к выразительному чтению стихотворения.
Я чувствую грусть из-за уходящего лета.
Солнышко всё ещё светит, но уже не греет.
Небо затянуло тучами, часто моросит дождь.
Но когда я вижу осенние наряды деревьев и кустов, то испытываю настоящее восхищение от осени.
Она настоящая художница.
3. Подумай, какие слова нужно выделить голосом особо; где следует сделать паузу; какой темп и тон, какая интонация будут соответствовать содержанию произведения, помогут передать чувства и настроение поэта.
Унылая пора! Очей очарованье! — выделить голосом, (темп/тон – нормальный, восхищённый).
Приятна мне твоя прощальная краса — (пауза), (темп/тон – нормальный, сообщающий и радостный).
Люблю я пышное природы увяданье, (темп/тон – медленный, сообщающий)
В багрец и в золото одетые леса, (пауза) (темп/тон – медленный, сообщающий)
В их сенях ветра шум и свежее дыханье, (темп/тон – нормальный, сообщающий)
И мглой волнистою покрыты небеса, (темп/тон – нормальный, сообщающий)
И редкий солнца луч, (пауза) и первые морозы, (темп/тон – медленный, сообщающий)
И отдалённые седой зимы угрозы. (темп/тон – нормальный, сообщающий)
4. Рассмотри репродукции картин. Как художники изображают осеннюю пору? Составь рассказ и запиши его план в «Рабочую тетрадь».
Рассказ по картине художника В. Поленова «Золотая осень».
Живописец на этой картине изобразил осеннюю красоту русской земли.
Как будто художник стоит на высоком холме, а перед ним открывается красочный пейзаж осеннего погожего денька.
На переднем плане как ниточка, тянется тропинка, идущая далеко в лес.
Огромная, широкая река тихо течёт вдаль, а по её берегам раскинулись ещё зелёные луга, слегка позолоченные первой опавшей листвой в нескольких местах.
Художник использует яркие краски для изображения берёз, широкого, раскидистого дуба и берегов, заросших густой травой.
Это палитра — от мягкого охристого до торжественно золотого цвета.
На картине изображены крупные и мелкие вкрапления тёмно и ярко-зелёного цвета — это огромный дуб, кое-где кусты и маленькие ёлочки в лесу.
Интересно написана трава, есть ощущение солнечных бликов, но как-то ярко они не прорисованы.
Василию Дмитриевичу Поленову удалось передать все краски, а главное — ощущение приближающейся осени.
Смотришь на картину и понимаешь, что скоро солнце затянет тучами, листья на деревьях пожелтеют до золотого и облетят.
Только ёлочки останутся в своём неизменном зелёном наряде встречать суровую русскую зиму.
Рассказ по картине художника И. Левитана «Вечерний звон».
Художник очень любопытно описал осеннее настроение природы в конце лета.
Ведь мы видим, что на картине изображены ещё зелёные деревья, возле речки растёт зелёная трава, но почему-то есть ощущение приближающегося холода.
Эти чувства рождаются при виде немного позолоченных крон лесных деревьев.
На полотне просматриваются три плана — это тропинка к реке и лодочнику на переднем плане, широкой реке, занимающей центральную часть картины и монастырю, освещённому последними лучами заходящего солнца на заднем плане.
Исааку Ильичу Левитану удалось передать красоту уходящего лета и приближающей осени на своём полотне.
Но художник не ограничился этим — на картине также можно увидеть духовное возрождение русской земли.
Оно изображено в пышно цветущей зелени возле храма, а также паломниками, тихо плывущими на лодочке к монастырю.
Живописец изобразил храм в солнечных лучах, как маяк для души русского человека.
5. Сравни с тем, как это делает Пушкин в своём стихотворении. Расскажи.
Поэт в своём стихотворении также описывает очарование приближающейся осенней поры.
Мы читаем строки и представляем деревья в золотом убранстве, но ощущение увядания не покидает нас.
Мы знаем, что лето уже закончилось, пришла осенняя пора и уже совсем скоро потянет холодом.
6. Подумай, как удалось художникам передать своё отношение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением Пушкина? Объясни.
Две представленные картины не одинаково отражают наступление осени.
Если Поленов рисует уже свершившийся факт осеннего убранства природы, то Левитан описывает только приближение осенней поры.
На его картине ещё буйствует зелень, а на полотне Поленова много золота в осеннем убранстве деревьев.
Думаю, что картина Василия Дмитрия Поленова более полно отражает отношение Пушкина к осенней поре, чем полотно Исаака Левитана «Вечерний звон».
Источник
Пушкин Александр Сергеевич стр. 86 — 91
«Уж небо осенью дышало» А. С. Пушкин стр. 86
1. Как ты можешь объяснить смысл выражений «Уж небо осенью дышало», «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась», «Гусей крикливых караван тянулся к югу»?
Первое выражение значит, что по небу уже можно было понять о наступлении осени – оно стало темнее, мрачнее, белые облака заменили тяжёлые тучи.
Второе выражение говорит, что листья с деревьев начали опадать.
Они с шелестом ложились на землю, и лес обнажился.
Слово «печальным» показывает, что такая картина вызывает грусть по уходящим тёплым денькам с зелёными пейзажами.
Третье выражение даёт понимание того, что птицы начали отлетать в тёплые края.
Свой полёт они сопровождают криками.
Обычно, таким образом птицы прощаются с родными краями.
Ведь они не смогут вернуться аж до прихода тепла.
С помощью таких строк Александр Сергеевич нарисовал картину полного преображения природы, которая окутана объятьями осени.
Произведение пронизано некой унылостью, спокойствием, невесомостью.
Кажется, что автор безразличен к осени.
Хотя, на самом деле, это его любимая пора года.
2. К слову скучная найди близкие по смыслу слова. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
Скучная – унылая, тоскливая, нудная, неинтересная.
Стихотворение «Опрятней модного паркета…» А. С. Пушкин стр. 87
1. С чем сравнивается речка, покрытая льдом? Как упоминание об опрятном, модном паркете помогает представить эту картину?
С модным паркетом.
Такое сравнение даёт представление того, насколько поверхность реки была чистой и гладкой.
Ещё у меня паркет ассоциируется с чем-то скользким, что также свойственно льду.
Я считаю, что такое сравнение является очень удачным.
Ведь в полной мере даёт представление той самой картины на реке.
2. Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?
Описание мальчиков говорит о том, что они были весёлыми, игривыми, радовались зимней поре и возможности забавляться на коньках.
И это не удивительно.
Я бы тоже был счастлив побывать на таком своеобразном катке.
Услышать звук от коньков помогает словосочетание «звучно режет», а особенно слово «режет».
Я, например, сразу представляю звук тонкого скрипа.
3. Каким изображён первый снег? Как он назван?
Он мимолётный, лёгкий и весёлый – кружится в виде снежинок и ложится на берег.
Автор говорит о снеге, как о звёздах.
Это потому, что форма снежинок напоминает звёздочки.
4. Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа «Евгений Онегин».
Первый фрагмент («В тот год осенняя погода…») – «Поздняя зима», «В окне», «Январь», «Настоящая зима», «Приход зимы».
Второй фрагмент («Опрятней модного паркета…») – «Река во льду», «Лёд», «На реке», «Каток на реке», «Ледяной паркет».
Стихотворение «Зимнее утро» А. С. Пушкин стр. 89
1. Какие картины зимнего утра изображаются в стихотворении? Опиши их.
— Как выглядит комната в это утро?
— Какие звуки повторяются и помогают «услышать», как трещит затопленная печь?
Первой картине соответствует первая строчка произведения.
В ней автор говорит о сочетании солнца и мороза, а также называет день чудесным.
Это выражение стало очень популярным.
Затем ещё идёт упоминание о блеске снега под лучами солнца:
«Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит».
А комната в это время сияет янтарным блеском.
Это значит, что в неё проникают золотые лучи солнца.
Услышать треск помогают звуки [ш] и [ч].
Они происходят от буквы «щ», которая содержится в слове «трещит».
2. Почему Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?
Это для того, чтоб максимально точно передать характер зимней поры, показать её суровость.
А также рассказать о том, что зимой бывают и лютые дни, и солнечные.
При этом возникает контраст между тем, что происходило на улице раньше и тем, как уютно сейчас.
Из-за этого настроение автора радостное, поднесённое, увлечённое природой.
Он восхищается её разнообразием и неповторимостью.
3. Перечитай последние шесть строк стихотворения. Какую интонацию ты выберешь?
Следует использовать возвышенную, поднесённую и радостную интонацию.
Ведь поэт доволен тем, что имеет возможность навестить милые ему края.
Стихотворение «Зимний вечер» А. С. Пушкин стр. 91
1. Сравни два стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они по настроению? Докажи.
Произведения совсем разные.
В первом мы наблюдаем радость поэта, его восхищение, поднесённый настрой.
Он счастлив прекрасному зимнему утру, описывает красивые картины.
Во втором стихотворении его чувства противоположны – это тоска, уныние, скука.
Здесь нет восторга зимнему вечеру, радости от него.
Поэт даёт понять, что на сердце невесело.
И только дружеское общение может исправить ситуацию.
2. Прислушайся к звучанию стихотворения «Зимний вечер». Какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури?
3. К кому обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?
Обращение Пушкина направлено к няне.
Она сделала огромнейший вклад в воспитание поэта.
И это далеко не единственное произведение, в котором присутствует её образ.
В письмах поэт называет няню «мамушка» — настолько их отношения был трепетными.
Известно, что родилась няня в крепостной семье.
На самом деле звали её Ирина, но в истории сохранилась разговорная версия – Арина.
Замуж она вышла в 23 года и было у неё четыре ребёнка.
Когда её муж ушёл из жизни, она попала в семью бабушки Пушкина – воспитывала её племянника.
Благодаря хорошим рекомендациям, Арина Родионовна попала к Пушкиным, чтоб воспитывать Олю, которая являлась старшей сестрой А.С.
А затем её воспитанником стал он сам.
Нянечка жила с Пушкиным в одном доме вплоть до его вступления в ряды студентов.
Когда он был в ссылке, няня, можно сказать, разделила её вместе с ним.
Она и поддерживала, и вдохновляла.
Если бы не эта женщина, многих произведений Пушкина могло бы и не появиться на свет.
Арину Родионовну любили даже друзья поэта, гостившие в Михайловском.
Последний раз няня и её любимый воспитанник встретились, когда старушке было 69 лет.
Когда сестра Пушкина вышла замуж, в число крепостных, которые должны вести хозяйство вошла и Арина Родионовна.
Дорога в Петербург отняла много сил, она начала болеть.
Из-за этого вскоре скончалась.
К сожалению, могила преданной няни Пушкина была утрачена.
Обращение поэта к столь дорогому человеку всегда пронизано тёплыми чувствами, такими как нежность и любовь.
И это не удивительно.
Ведь няня была одной из самых близких людей для Александра Сергеевича.
Она – его поддержка и вдохновение, забота и ласка.
4. Каким настроением проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?
Произведение отображает тревожное настроение, скуку, уныние.
Такие слова ещё раз подчёркивают, что настрой поэта в этот период был погасшим.
Ведь среди них нет весёлых, задорных либо поднесённых слов.
Источник
Почему Пушкин вспоминает о зимней вьюге в стихотворении Зимнее утро?
Задание по литературе для 3 класса Почему Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение? Перечитай последние шесть строк стихотворения. Какую интонацию ты выберешь?
Чтобы выразить свое отношение к неприятностям.
Вьюга — это неприятно, потому что не разрешает выйти на улицу, насладиться свежим воздухом и красотой солнечной погоды.
Но в природе никакая погода не может длиться постоянно. Плохая погода, создававшая плохое настроение, закончилась, можно радоваться хорошей погоде. Но и она тоже сменится, поэтому надо успеть порадоваться и за прошлую плохую погоду, и эта будущую плохую погоду. Надо как можно ярче порадоваться нынешней хорошей погоде, чтобы потом было о чём вспомнить с положительными эмоциями и впечатлениями. Чтобы было что с чем сравнить, и знать — чему надо радоваться, а к чему относиться как к тому, что обязательно пройдёт.
Все в мире познается в сравнении и Пушкин прекрасно понимал, что описание красоты зимнего утра, того впечатления, которое оно произвело на поэта и того впечатления, которое он собирался добиться своими строками у читателя, будет неполным, если не сравнить эту красоту с чем-то прямо противоположным. Поэт выбрал для сравнение образ зимней вьюги, которая прошла накануне.
Говоря про «печаль» и «мутное» небо, поэт показывает как поменялось его настроение, ведь утро он описывает уже словами «великолепными», «чудесный».
Вчера все было плохо, с утра все стало очень хорошо и поэта неудержимо манят снежные блестящие просторы, он хочет пронестись по ним на санках, отдавшись бегу коня.
Последние строки наполнены энтузиазмом и бодростью, предвкушением, даже азартом.
В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин использует прием противопоставления, чтобы на фоне ненастья и злой вьюги, наступившее морозное и ясное утро действительно показалось всем чудесным и великолепным. Он показывает не только смену погоды, но и смену настроения людей, обращаясь к красавице он напоминает ей о том, какой она была печальной и призывает вместе с ним вдохнуть бодрящий морозный воздух.
С упоением он предвкушает стремительный полет коней над снежной равниной.
Источник