Порой, поддавшись эмоциям или позволив себе пойти на поводу у ложных чувств, мы совершаем поступки, в которых впоследствии раскаиваемся. При этом мы оправдываемся, что утратили над собой контроль, поэтому эмоции взяли верх над разумом. То есть не мы управляли эмоциями, а они нами.
Так ли уж это плохо? Пожалуй, ничего хорошего в отсутствии самоконтроля нет. Люди, не умеющие держать себя в руках, сохранять самообладание и подчинять чувства своей воле, как правило, не добиваются успехов ни в личной жизни, ни в профессиональной сфере.
Они бездумно тратят деньги, не задумываясь о завтрашнем дне, и их расходы часто намного превышают доходы.
Несдержанные люди вспыхивают, как спичка, при любой ссоре, не в состоянии вовремя остановиться и пойти на компромисс, чем заслуживают репутацию конфликтного человека. При этом они еще и разрушают свое здоровье: врачи утверждают, что многие болезни имеют прямую связь с такими негативными эмоциями, как злость, зависть и пр. Их предпочитают избегать люди, для которых дороги собственные покой и нервы.
Люди, не привыкшие себя ограничивать, проводят слишком много свободного времени в пустых развлечениях и бесполезных разговорах. Если они дают обещания, то сами не уверены, смогут ли их выполнить. Неудивительно, что в какой бы сфере они ни работали, профессионалами своего дела они бывают редко. И причиной всему ―отсутствие самоконтроля.
Развитое чувство самоконтроля позволяет в любой ситуации сохранять холодную голову, трезвые мысли и понимание, что чувства могут оказаться ложными и привести в тупик.
Случаются и ситуации, когда скрыть свои эмоции нам необходимо в собственных интересах. «Иногда я лиса, иногда ― лев, ― говорил французский полководец Наполеон Бонапарт. ― Секрет . в том, чтобы понять, когда быть одним, когда ― другим!».
Люди, владеющие собой, заслуживают уважения и пользуются авторитетом. С другой стороны, многим они кажется черствыми, бессердечными, «бесчувственными чурбанами» и …непонятными. Куда понятнее нам те, кто время от времени «пускается во все тяжкие», «срывается», теряет контроль над собой и совершает непредсказуемые поступки! Глядя на них, и мы кажемся себе не такими уж слабыми. Тем более, что стать сдержанным и волевым не так легко. Вот мы себя и успокаиваем себя, что жизнь людей, которые руководствуются разумом, а не чувствами, безрадостна, а значит, несчастна.
О том, что это не так, свидетельствует эксперимент, проведенный психологами, в результате которого они пришли к заключению: люди, которые могут преодолеть себя и устоять от сиюминутного соблазна, более успешны и счастливы, чем те, кто не в состоянии справиться с эмоциями.
Эксперимент носит имя Мишеля Уолтера ― психолога из Стэндфордского университета. Еще он известен как «зефирный тест», потому что один из его главных «героев» – обычный зефир.
В эксперименте, проведенном в 60-х годах прошлого века, участвовали 653 ребенка 4-летнего возраста. Их поочередно заводили в комнату, где на столе в тарелке лежал один зефир. Каждому ребенку говорили, что он может съесть его прямо сейчас, но если он подождет 15 минут, то получит еще один, и тогда сможет съесть оба. Мишель Уолтер оставлял ребенка на несколько минут одного, а затем возвращался. 70% детей съели один зефир до его возвращения и лишь 30 его дождались и получили второй. Любопытно, что такое же процентное соотношение наблюдалось в ходе подобного эксперимента еще в двух странах, где он проводился.
Мишель Уолтер следил за судьбой своих подопечных и через 15 лет пришел к заключению, что те, кто в свое время не поддался искушению получить «все и сейчас», а смог себя контролировать, оказались более обучаемы и успешны в выбранных ими областях знаний и интересов. Таким образом, был сделан вывод, что способность к самоконтролю существенно повышает качество жизни человека.
Ицхак Пинтосевич, которого называют «тренером успеха», утверждает, что тот, кто не властен над собой и своими действиями, должен навсегда забыть об эффективности.
30% 4-летних детей уже умели контролировать свои эмоции. Эта черта характера досталась им «от природы» или же это умение воспитали в них их родители.
Кто-то сказал: «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». И действительно, мы хотим видеть своих детей сдержанными, а сами устраиваем перед их глазами истерики. Говорим им, что они должны воспитывать в себе силу воли, а сами проявляем слабохарактерность. Напоминаем, что они должны быть пунктуальными, и каждое утро опаздываем на работу.
Поэтому начинаем учиться контролировать себя с того, что внимательно анализируем свое поведение и выявляем «слабые места» — где именно мы позволяем себе «распуститься».
Вышеупомянутый Ицхак Пинтосевич считает, что для того чтобы контроль был эффективным, он должен включать в себя 3 составляющих:
Каждый день контролируем, насколько нам удалось продвинуться к их воплощению.
Держим на контроле кредиты, вспоминаем, нет ли у нас долгов, которые срочно нужно погасить, сводим дебет с кредитом. Наше эмоциональное состояние довольно сильно зависит от состояния наших финансов. Поэтому чем меньше будет неразберихи и проблем в этой области, тем меньше мы будем иметь поводов для того, чтобы «выйти из себя».
Представляем себе худший вариант и понимаем, что он не столь страшен, как последствия нашего неадекватного и необдуманного поведения.
Мы рассердились на коллегу, и нас так и подмывает сказать ему «пару теплых слов». Вместо этого приветливо улыбаемся и говорим комплимент. Если нам стало обидно, что вместо нас на конференцию отправили другого сотрудника, не злимся, а порадуемся за него и пожелаем счастливого пути.
С самого утра нас обуяла лень, и настроение «на нуле» – включаем музыку, и беремся за какое-то дело. Одним словом, поступаем вопреки тому, что подсказывает нам эмоция.
Нас окружают разные люди, и не все они доброжелательны и справедливы к нам. Мы не можем расстраиваться и негодовать каждый раз, когда встречаемся с чужой завистью, злостью, грубостью. Необходимо смириться с тем, на что мы повлиять не в силах.
Как физические упражнения развивают тело, так медитация тренирует ум. Посредством ежедневных медитативных сеансов можно научиться избегать негативных эмоций, не поддаваться страстям, мешающим трезвому взгляду на обстоятельства и способным разрушить жизнь. С помощью медитации человек погружается в состояние спокойствия и достигает гармонии с самим собой.
Источник
Есть много способов временно улучшить свое эмоциональное состояние, успокоиться в стрессовой ситуации, переключиться на что-то другое. Но человек не может вообще не реагировать на то, что имеет для него большую важность. Тогда как перестать чувствовать эмоции по собственной воле?
Щелк — чувства появились, щелк — пропали совсем. В научно-фантастических фильмах встречается такой сюжетный ход: можно включить или выключить специальную программу, которая отвечает за эмоции. Как было бы удобно, если б и люди так могли.
А может, есть способ? Ведь в некотором смысле человеческие эмоции тоже можно назвать программой, только биологической. Они возникают по определенному механизму, есть исходные данные — причины, и есть результат — то, что мы испытываем. Тогда как перестать чувствовать эмоции по собственной воле?
Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс, который отражает отношение человека к различным ситуациям, окружающей действительности, другим людям.
Когда человек испытывает эмоции, происходит три условных типа процессов, связанных между собой:
психические — внутреннее ощущение эмоций;
физиологические — реакции на переживание различных систем организма (нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой и т. д.);
внешние — наблюдаемые изменения мимики, жестикуляции, голоса и др.
Эмоции — продукт эволюции. Они развились в полной мере только у людей. А значит, есть тому причина.
Эмоции — это форма восприятия действительности. Не награда и не наказание — это данность.
Человек сам воспринимает положительно или отрицательно свою способность чувствовать в зависимости от жизненного опыта, целей, степени удовлетворенности желаний.
В проявлении эмоций можно видеть подсказки, правильно ли человек поступает или куда ему двигаться дальше, в какой жизненной области нужно приложить усилия, что-то изменить.
Диапазон проявления эмоций:
по тону: положительные или отрицательные;
по интенсивности: сильные или слабые;
по стеничности (влиянию на активность): стенические — побуждающие к действию (например, вдохновение или ярость), или астенические — снижающие желание действовать (например, тоска).
Таким образом, одни эмоции помогают человеку получать желаемое, улучшают качество его жизни в целом, а другие — мешают.
Такие стремления, как перестать чувствовать эмоции, научиться их контролировать, действовать исключительно рационально, без влияния чувств, возникают, если человек воспринимает эмоции как помеху. Причины для этого могут быть разными, и часто они зависят от особенностей психики человека.
Понятно и наглядно этот вопрос рассматривается на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Векторы — наборы врожденных качеств, особенностей, желаний и предрасположенностей — характеризуют в том числе, насколько эмоционален человек от природы.
Самая большая эмоциональность — у обладателей зрительного вектора. Кроме того, она и самая заметная: ярче проявляется в поведении, в мимике, в изменениях голоса и т. п. «Эмоции на лице написаны» — это про таких людей.
Когда обладатели зрительного вектора испытывают положительные эмоции, им можно только позавидовать. Как они радуются, как восхищаются, как умиляются! А как они умеют любить — всем сердцем!
И как же это сердце болит, когда разбито. Страхи, тревоги, уныние, потери, душевная боль, ощущение одиночества, вспыльчивость и раздражительность — вся гамма темных тонов. Любой человек, испытывая эти чувства, сильно страдает. А для человека эмоционального такие переживания выходят на первый план. Ощущение, что жизнь только из них и состоит. Ни о чем больше думать не получается, страдает сам человек и его окружающие. А как перестать чувствовать, если в этом твоя сущность?
Для обладателей звукового вектора картина меняется. Их эмоциональная амплитуда значительно ниже. Даже лицо обычно бесстрастное, задумчиво-сосредоточенное, без интенсивных мимических проявлений. Внешне они часто кажутся спокойными и рассудительными, холодными, даже бесчувственными. Обычно так их характеризуют люди со зрительным вектором в сравнении с собой.
Но это не совсем так. Внутри у них может бушевать буря переживаний, не дающих покоя мыслей, может скрываться космических масштабов черная дыра бессмысленности жизни. Однако внешне это незаметно — такие люди держат все в себе, мало кого допускают до своих душевных переживаний.
Обладатели звукового вектора особенно ценят вдумчивый подход, работу мысли, силу интеллекта. Поэтому эмоциональность считают излишней. Она воспринимается как помеха. Из-за этого нередко они могут задаваться вопросом, как отключить эмоции, чтобы не отвлекали.
Бывает и такое, что психика человека содержит свойства и звукового, и зрительного векторов. В этом случае возможны варианты. Часто звуковые проявления способны подавлять зрительные, то есть такой человек в целом меньше выказывает эмоции, легче их сдерживает. Либо состояния переключаются в зависимости от обстоятельств. Человек может быть рассудительным, спокойным и задумчивым, а спустя время с головой уйти в переживания.
И те и другие свойства заданы человеку от природы, и не просто так, а чтобы он научился правильно их применять, реализовать себя и приносить пользу другим. Когда не получается, начинаются эмоциональные сбои — от истерик и перепадов настроения до полной бесчувственности и потери способности к эмпатии.
По каким причинам люди хотят понять, как избавиться от эмоций? Почему те становятся помехой, бременем, источником страданий?
Так или иначе, вопрос о том, как перестать чувствовать эмоции, возникает в связи с другими людьми. Другие люди и отношения с ними — главный источник любых переживаний, положительных и отрицательных. Что-то не ладится при взаимодействии с окружающими — и чувства ставятся неприятными, болезненными, мешающими. А непонимание собственной природы и бессознательных процессов и потребностей усиливают негативный эффект.
Желание отключить эмоции возникает как реакция на происходящее, которое человек не может адаптировать нужным способом.
Человек смещает фокус: видит проблему в своей способности испытывать эмоции, а не в неумении справиться со сложной ситуацией. Именно потому, что на данном этапе все навалившиеся отрицательные переживания — это слишком много для него. Он ищет то, что ему поможет, ищет решение. Но «не реагировать» не значит «решить».
Контролировать эмоции — это не значит сдерживать их или избавляться от них, это значит уметь их применять.
Эмоции — психический ресурс, который нужно использовать, который имеет свою важность и большие преимущества, если правильно пущен в ход.
Решение этого вопроса проходит в три этапа.
Есть много способов временно улучшить свое эмоциональное состояние, успокоиться в стрессовой ситуации, переключиться на что-то другое. Но человек не может вообще не реагировать на то, что имеет для него большую важность. Если бы он это не ценил, не стремился к этому, то и не переживал бы так при нежелательном развитии событий.
Не получится просто перекрыть путь своему эмоциональному потенциалу какими-нибудь техниками, забросить подальше и забыть о нем. Он все равно проявится. Вопрос — в каком виде. Будет это поток неконтролируемых эмоций и тягостных переживаний или дополнительный стимул к достижениям и развитию?
Так, обладатель зрительного вектора может научиться использовать свою эмоциональность на пользу себе и обществу. Секрет — в направленности эмоций.
Когда человек концентрируется на собственных переживаниях, замыкается в них, то они могут взять над ним верх. Это происходит потому, что для одного него их полного объема слишком много, он не справляется.
Если же он умеет направлять чувства на других людей в положительном ключе, то есть сопереживать им, проявлять участие, желание помочь, то эмоциональный потенциал расходуется гармонично, более полно. Чувства не обрушиваются на человека всей своей махиной, а выполняют свое предназначение — то, для чего и были даны.
Тогда перед человеком и не встанет вопрос, как отключить эмоции. Он просто знает, куда их направить, и это делает его счастливым, самодостаточным, удовлетворенным жизнью и способным противостоять тяжелым ситуациям.
Источник