- Шевеление плода
- На каком сроке начинается шевеление плода
- Когда начинается шевеление плода при первой и последующих беременностях
- Норма шевеления плода
- Способы оценки «достаточности» шевелений плода
- Контакт мамы и новорожденного
- Когда возникает эмоциональная связь с малышом
- Общение с малышом сразу после рождения
- Зачем нужен телесный контакт после родов
- Налаживаем контакт сразу после родов
- Грудное вскармливание как способ наладить контакт
- Привязанность мамы и ребенка
- Для чего нужна привязанность к маме
- Диалог мамы и малыша
- Контакт папы и новорожденного
- Трудности с установлением контакта
- Контакт установлен
- Поддерживаем контакт
Шевеление плода
Каждая будущая мама с самого начала беременности начинает трепетно прислушиваться к ощущениям внутри растущего животика. Очень не терпится почувствовать шевеления своего малыша. Когда же плод начинает шевелиться? С какого срока беременной женщине можно начинать внимательно прислушиваться к себе, ожидая первые шевеления своего ребенка? Стоит ли волноваться, если они не ощущаются или кроха внезапно затих? И могут ли шевеления нести в себе еще какую-то информацию, кроме общения с мамой?
На каком сроке начинается шевеление плода
Первые шевеления будущий кроха начинает совершать рано — уже в 7-8 недель беременности. Именно в это время формируются первые мышцы и зачатки нервной системы плода. Естественно, в это время движения эмбриона еще очень примитивны – это сокращения мышц в ответ на нервные импульсы.
Примерно с 10 недель беременности плод начинает активнее перемещаться в матке, и, встречая на своем пути препятствие (стенки матки), изменять траекторию движений. Однако малыш еще совсем маленький и удары о стенку матки очень слабые, будущая мама еще не может ощущать их. На 11-12 неделе внутриуробной жизни маленький человечек уже умеет сжимать кулачки, гримасничать, морщиться, к 16 неделям беременности он начинает реагировать на громкие, резкие звуки усилением двигательной активности, в 17 недель появляется первая мимика, а в 18 недель закрывает лицо руками и играет с пуповиной, сжимает и разжимает пальчики рук.
Постепенно, с увеличением срока беременности, движения становятся более координированными и более похожими на осознанные. Когда малыш подрастает, беременная женщина начинает ощущать его шевеления.
Когда начинается шевеление плода при первой и последующих беременностях
Принято считать, что при первой беременности будущая мама чувствует первые шевеления плода в 20 недель беременности, при повторных беременностях — в 18 недель. Это не совсем так. Мама, которая ждет первого ребенка, действительно, чаще всего начинает чувствовать шевеления плода несколько позже, чем повторнородящая женщина. Это связано с тем, что «опытные» мамы знают, как на первых порах ощущаются движения крохи и что они должны почувствовать. Первые шевеления плода некоторые первобеременные воспринимают за усиление перистальтики кишечника, «газики». Многие женщины описывают первые шевеления плода как чувство переливания жидкости в животе, «порхания бабочек» или «плавание рыбки».
Первые шевеления обычно бывают редкими, нерегулярными. Время первых ощущений шевелений плода естественно зависит от индивидуальной чувствительности женщины. Некоторые будущие мамы чувствуют первые шевеления уже в 15-16 недель, а кто-то только после 20. Стройные женщины, как правило, начинают ощущать шевеления раньше, чем полные. Женщины, ведущие активный образ жизни, много работающие, обычно ощущают движения плода позже.
К 20 неделям за счёт формирования спинного и головного мозга, а также накопления определённого количества мышечной массы у плода, движения становятся более регулярными и ощутимыми. С 24 недель беременности движения плода уже напоминают движения новорождённого – будущая мама чувствует, как плод изменяет положение, двигает ручками и ножками. Двигательная активность плода нарастает постепенно и пик ее приходится на период с 24-й по 32-ю неделю беременности. В это время активность движений малыша становятся одним из показателей нормального его развития. После 24 недели ребенок начинает «общаться» с мамой с помощью движений, реагировать на звуки голоса, музыки, на эмоциональное состояние мамы. С увеличением срока беременности более 32 недель двигательная активность плода постепенно снижается за счёт того, что малыш подрастает и ему просто не хватает места для активных движений. Особенно это становится заметно к моменту родов. К концу третьего триместра беременности количество шевелений плода может несколько уменьшиться, но интенсивность и сила их остаются прежними или нарастают.
Норма шевеления плода
Ребенок в животе у мамы двигается практически постоянно. На 20-й неделе беременности плод совершает около 200 движений в сутки, а в период между 28-й и 32-й неделями количество движений достигает 600 в сутки. Естественно, беременная женщина ощущает далеко не все движения плода, а лишь малую их часть. Так, после 28 недель обычно частота движения плода по ощущениям женщины составляет от 4 до 8 раз в час, за исключением периодов сна плода (3-4 часа подряд).
В третьем триместре беременная может заметить, что у малыша есть определенные циклы сна и бодрствования. Дети обычно наиболее активны с 19 часов до 4 часов утра, а период «покоя» наступает чаще с 4 до 9 часов утра. Конечно же движения плода зависят от настроения мамы, если мама волнуется или радуется, малыш может шевелиться более активно, или наоборот, затихнуть. Дело в том, что, когда мама радуется, в её организме значительно повышается количество гормонов радости – эндорфинов, которые регулируют работу сердца и сосудов, в том числе сосудов плаценты. Во время стресса или выраженных отрицательных эмоций также вырабатываются биологически активные вещества – гормоны стресса, они тоже действуют на работу сердца и сосудов. Именно благодаря такому биологическому взаимодействию организмов мамы и малыша плод и ощущает состояние матери. Когда будущая мама отдыхает, малыш обычно становится более активным, если беременная женщина активна, занята какой-либо работой, ребенок чаще всего затихает. Изменяются шевеления также в зависимости от сытости будущей мамы. Обычно малыш начинает активно шевелиться после того, как мама покушает, особенно что-то сладкое. При этом резко увеличивается уровень глюкозы в крови, что и заставляет плод быть более активным.
Шевеления плода – это язык, на котором будущий ребенок говорит с мамой. Естественно, беременная женщина должна прислушиваться к шевелениям ведь в ряде случаев изменения шевелений плода могут свидетельствовать о нарушении его внутриутробного состояния и не вполне благополучном течении беременности.
Если после 20 недель беременности будущая мама не чувствует шевеления плода, возможно стоит обратиться к врачу и убедиться, что с малышом все в порядке.
Способы оценки «достаточности» шевелений плода
Самый простой способ оценки шевелений плода – это подсчет количества шевелений самой беременной женщиной. Методы самооценки очень просты в применении, не требуют дополнительной аппаратуры, присутствия врача и легко воспроизводимы любой женщиной. Минусы их в том, что у каждой женщины разные пороги восприимчивости.
Самый распространенный метод оценки шевелений плода называется «считай до десяти». Его можно проводить после 28 недель беременности, когда плод достаточно зрел для активных движений. Суть его заключается в том, что будущая мама подсчитывает шевеления плода за 12-ти часовой интервал времени, например с 9 утра до 9 вечера. Время, когда беременная женщина улавливает десятое шевеление, записывается в табличку. Если плод совершает менее 10 шевелений за 12 часов – это повод обратиться к врачу для проведения дообследования.
Метод Садовски. Вечером после ужина (примерно в интервале с 19 до 23 часов) женщина ложится на левый бок и подсчитывает шевеления плода. При этом считают все, даже самые мелкие движения. Если в течение часа отмечается 10 и более шевелений, это говорит о том, что малыш шевелится достаточно активно и чувствует себя хорошо. Если за час плод шевелился менее 10 раз, то подсчитывают шевеления еще в течение следующего часа. Вечернее время для данного метода оценки выбрано не случайно. Именно в вечерние часы, тем более после ужина и связанного с ним повышения глюкозы, отмечается наибольшая активность плода. Если количество шевелений плода при этом тесте менее 10 за два часа, это нужно рассматривать как признак нарушения его состояния и проводить дополнительные исследования.
Для врача акушера-гинеколога шевеления плода также являются важным диагностическим критерием при некоторых отклонениях течения беременности от нормы. Слишком активное, буйное, болезненное шевеление плода или слабые, редкие движения могут свидетельствовать о его неблагополучном состоянии.
Изменения активности плода могут быть связаны с внешними воздействиями. К примеру, если беременная женщина долго лежит на спине, то увеличившаяся матка сдавливает крупный сосуд — нижнюю полую вену, нарушается поступление крови к плоду, что сразу же вызывает его бурную реакцию – активные шевеления. Такие же изменения активности малыша могут происходить в любом другом неудобном положении мамы – если она наклоняется вперед, сдавливая живот, сидит, закинув ногу на ногу, ребенок своей активностью заставляет маму менять позу. Аналогичная ситуация возникает, если малыш сам передавливает или прижимает петли пуповины, ограничивая поступление крови по ней. Он начинает активнее двигаться, меняет свое положение и ослабляет давление на пуповину. Однако, в ряде случаев, усиление или наоборот, затихание шевелений плода может быть признаком серьезной патологии.
Если после 28 недель беременности малыш не дает знать о себе в течение 3-4 часов, возможно, он просто спит. В этом случае будущей маме нужно съесть что-то сладкое и полежать на левом боку в течение получаса. Если эти простые манипуляции не приведут к результату, стоит повторить их еще раз через 2-3 часа. Если и в этот раз малыш не дает о себе знать, это повод обратиться к врачу. Редкие и слабые шевеления также могут свидетельствовать о неблагополучии плода, чаще всего о нехватке малышу кислорода, то есть гипоксии плода.
Для определения состояния плода врач проводит ряд обследований:
- Самое простое – это аускультация (выслушивание) с помощью специальной деревянной трубочки (акушерского стетоскопа) или специального аппаратика, улавливающего сердцебиения плода, врач выслушивает биение сердечка малыша. В норме оно составляет около 120-160 ударов в минуту. Снижение частоты сердечных сокращений менее 120 или увеличение более 160 свидетельствует о внутриутробном страдании ребенка.
- Ультразвуковое исследование и допплерометрия. При проведении УЗИ врач визуально оценивает размеры плода, соответствие развития плода сроку беременности, ведь при кислородном голодании замедляются темпы роста плода и размеры его отстают от нормативных для каждого срока беременности. Также имеет значение строение плаценты, наличие в ней признаков старения, в следствие чего обычно ухудшается функция переноса крови, кислорода и питательных веществ к плоду. Во время УЗИ оценивается количество и вид околоплодных вод, которое также может изменяться при внутриутробном страдании плода. Допплерометрия сосудов плаценты и пуповины – это метод исследования скоростей кровотоков в этих сосудах. При снижении скорости кровотока в каком-либо сосуде можно говорить о нарушениях питания плода различной степени тяжести.
- Кардиотокография (КТГ). Это важный метод оценки состояния плода. Проводится КТГ при сроке беременности 33 недели и более, поскольку только в этом сроке внутриутробного развития малыша устанавливается полноценная регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы плода центрами спинного и головного мозга. Запись сердцебиений плода проводят в течение минимум 40 минут, а при необходимости исследование может быть продлено до полутора часов. Аппарат регистрирует и записывает частоту сердцебиений малыша. К примеру, при снижении концентрации кислорода в крови плода, снижается поступление кислорода к клеткам нервной системы, что в свою очередь отражается на частоте сердечных сокращений, особенно в период бодрствования ребенка. Врач акушер-гинеколог оценивает кривую записи сердцебиений, эпизоды урежения и резкого учащения частоты сердечных сокращений плода и на основании этих данных делает заключение о том, насколько комфортно малыш чувствует себя в животе у мамы.
Если во время проведения дополнительных методов оценки состояния плода выявляются начальные нарушения поступления кислорода к малышу, проводится медикаментозное лечение, направленное на увеличение доступа крови и кислорода через плаценту и обязательные контрольные обследования на фоне проводимой терапии. Если изменения глубокие и малыш испытывает выраженный дефицит кислорода и питательных веществ, состояние его страдает, проводится экстренное родоразрешение такой пациентки.
Шевеления плода – это не только показатель его состояния, это способ общения малыша с родителями. Шевеления крохи в животике мамы – это незабываемые ощущения, которые женщина может испытать только в этот короткий, но такой счастливый период своей жизни.
Источник
Контакт мамы и новорожденного
Формирование эмоциональной близости между мамой и малышом, и как это способствует развитию ребенка.
Когда возникает эмоциональная связь с малышом
Тесная эмоциональная связь между родителями и ребенком начинает складываться сразу после появления малыша на свет — с первого взгляда, прикосновения, поглаживания.
Но у женщины все начинается еще раньше, во время беременности, когда будущая мама приходит к осознанию величия момента — зарождения внутри нее новой жизни. Вынашивая малыша, она ведет мысленный диалог со своим сыночком или дочуркой, придумывает имя, разговаривает, читает книги, слушает музыку. Правильно питаясь и поддерживая позитивный настрой, мама передает малышу крепкое здоровье и оптимистичное отношение к жизни. Готовить вещи для новорожденного, обустраивать детскую комнату — это тоже канал общения с ребенком, который еще не появился на свет, но уже всецело занимает мысли будущих родителей.
И наконец, рождение ребенка закрепляет эмоциональную связь, делает ее реальной.
Установление контакта после рождения — это возврат к тому единству, которое было у женщины и будущего ребенка в их общей вселенной. В «прежней» жизни малыш получал питание от мамы через пуповину; теперь, после того как она перерезана, в «этой» жизни мама начинает давать ему молоко, заботу, уход и все свое внимание.
Общение с малышом сразу после рождения
В результате десятков исследований в разных странах ученые пришли к выводу, что для малыша и мамы крайне важно контактировать в первые часы после родов. В рамках эксперимента одних детей сразу после рождения выкладывали на мамин живот, других уносили для проведения традиционных послеродовых манипуляций.
В первой группе малыши вели себя одинаково: лежа на животе у роженицы, они открывали глаза, двигали руками, дотрагиваясь до мамы и до своего рта, искали грудь, высовывали язык и пытались приложиться к ней, наконец начинали активно сосать, когда в процессе своих поисков добирались до цели.
Реакцией мам на такое поведение было резкое возрастание уровня окситоцина (гормона привязанности и удовольствия). Исследователи сделали вывод, что новорожденные используют доступные им двигательные навыки для стимуляции выработки окситоцина у матери и, как следствие, для налаживания первого контакта. Поскольку окситоцин отвечает за эмоциональное состояние, после родов он позволяет женщине расслабиться и отдать молоко, которое начинает вырабатываться под воздействием другого гормона — пролактина, выделяющегося, когда малыш сосет грудь. Окситоцин также вызывает сокращения матки и уменьшает послеродовое кровотечение, что ускоряет наступление восстановительного послеродового периода.
Более половины малышей из другой группы после возвращения к маме не демонстрировали поискового поведения, долго не могли приложиться к груди и начать сосать.
Зачем нужен телесный контакт после родов
Налаживаем контакт сразу после родов
Что можно сделать, чтобы первое знакомство родителей и малыша прошло успешно и контакт был установлен?
- Ответственно отнеситесь к выбору роддома: узнайте, практикуется ли в этом учреждении пребывание мамы и ребенка в одной палате, возможны ли совместные роды с мужем, если вы в этом заинтересованы, насколько уважительно персонал относится к желанию мамы проводить максимальное количество времени вместе с малышом.
- Поскольку в нашей стране это пока не принято, стоит заранее договориться с врачом-акушером о том, чтобы малыш как можно скорее после родов был выложен вам на живот. Все традиционные процедуры по уходу за только что родившимся ребенком могут быть отложены на некоторое время (кроме мер экстренной помощи): это можно сделать после того, как кроха приложился к груди.
- После рождения, когда малыш выложен вам на живот, постарайтесь установить контакт глаз: загляните ему в глаза и дайте ребенку разглядеть вас. Прикоснитесь к малышу, погладьте его.
- Дайте ребенку отдохнуть и начать самостоятельную поисковую активность. Когда он нашел вашу грудь, помогите ему правильно взять сосок. Несколько капель молозива обеспечат иммунную защиту, а контакт «кожа к коже» позволит малышу безопасно заселить свой организм вашими бактериями.
- Постарайтесь находиться в одной палате с малышом до самой выписки. Только мама под воздействием гормонов может вовремя реагировать на сигналы со стороны малыша. Помимо этого, отделение новорожденного от матери сразу после родов вызывает у него сильный стресс, и это может сказаться на общей стабильности его здоровья: такие дети хуже сосут, у них наблюдаются более значительные потери в весе в первое время после рождения.
- Попросите медицинский персонал обучить вас уходу за новорожденным. Поначалу делать это не так сложно: он только ест, спит и пачкает подгузники. С первых дней возьмите ответственность по уходу за малышом на себя: без постоянной опоры на медицинский персонал вы быстрее овладеете всеми необходимыми навыками и обеспечите себе легкое вхождение в совместную с малышом жизнь дома.
Последствиями отделения новорожденного от мамы сразу после родов могут быть: выброс большого количества гормонов стресса в кровь, возбужденное состояние малыша, плач, непродолжительный сон, снижение уровня глюкозы в крови, понижение температуры тела, проблемы с грудным вскармливанием (неправильное сосание, болезненность сосков), снижение объема выпиваемого молока и, как следствие, потеря в весе в первое время после рождения.
Грудное вскармливание как способ наладить контакт
Значение грудного вскармливания куда шире, чем банальное удовлетворение естественной потребности ребенка в пище. Оно еще и является продолжением связи между мамой и ребенком, начавшейся внутриутробно. Установленный сейчас контакт окажет влияние на все последующее формирование детско-родительских отношений, поможет выстраиванию доверительности и эмоциональной близости взрослого и ребенка.
Грудное вскармливание укрепляет тесный эмоциональный контакт между мамой и малышом, дает ребенку утешение и чувство защищенности, а мама испытывает удовлетворение от выполнения этой важной миссии.
Если по каким-то причинам грудное вскармливание невозможно, это не значит, что связь с малышом будет утеряна. Иногда у мам, которые не могут кормить ребенка грудью, появляется чувство вины перед малышом. Задача близких людей — убедить маму, что она не виновата в сложившейся ситуации, что ее любовь, забота и общение с ребенком сохранят контакт с ним.
Что делать для налаживания контакта при искусственном вскармливании? Нужно изменить технику кормления. Замечено, что «прием пищи» из бутылочки длится значительно меньше, чем сеанс грудного вскармливания: 10 минут против 30 – 40. Более того, иногда ребенка кормят прямо в кроватке, не беря его на руки. При возможности мама поручает эту функцию отцу ребенка, бабушке или няне. И если задача накормить голодного малыша таким образом выполняется, то задача налаживания и поддержания тесного эмоционального контакта — совсем нет.
Как проводить кормление из бутылочки и поддерживать контакт с малышом:
- Возьмите ребенка на руки;
- Во время кормления нежно поглаживайте малыша;
- Оставьте его руки свободными, чтобы он мог прикасаться к вам;
- Поддерживайте контакт глаз;
- Поговорите с малышом после кормления, если он не уснул.
Привязанность мамы и ребенка
Психологи давно изучают психологию связи ребенка и мамы, ее значение для дальнейшей жизни человека. Ребенку для его психологического благополучия очень важно испытывать привязанность к маме. Качество и наполненность этой связи определяет все дальнейшее психическое развитие и закладывает основы психологического портрета личности ребенка — его способности устанавливать здоровые и доверительные отношения с окружающими. Привязанность создается постепенно.
- Вначале младенец обращен к любому контактирующему с ним лицу: он гулит и дарит улыбку каждому, кто вступает с ним в ласковый разговор и контакт глаз.
- Далее ребенок выделяет одного определенного человека и сосредотачивается на нем (обычно это мама).
- Затем он начинает исследовать мир и его законы, взаимодействуя с этим избранным взрослым; цель такого взаимодействия — чувство защищенности, стабильности и удовлетворения, которое он находит, получая должный уход за собой и теплое эмоциональное общение.
- Наконец, в возрасте раннего детства ребенок дорастает до установления партнерских отношений с взрослым.
Психологам известно, что для полноценного развития в младенчестве ребенку недостаточно только удовлетворения его жизненно важных физических потребностей. Для налаживания контакта с внешней средой крохе нужен проводник в мир эмоциональных связей и социальных ролей.
Выступая таким проводником, мама формирует будущую модель взаимодействия ее ребенка с миром. И от качества и характера ее контакта с малышом зависит то, с каким настроением и ожиданиями малыш обратится к миру.
Для чего нужна привязанность к маме
Малыш откликается не просто на ухаживание за ним, а на эмоциональный контакт, игру, разговор в процессе этого ухаживания. Мама, дарящая заботу, внимание, улыбки, теплоту голоса и рук, дарит не просто себя и свое время, но и свою любовь. Если мама и ребенок обоюдно получают удовольствие от общения и если мама открыто это демонстрирует, малыш учится принимать самого себя как объект, достойный любви.
- Обращение мамы с малышом, в котором проявляются ее чувства к нему, таким образом, является базой для закладки не только их взаимоотношений, но и восприятия ребенком самого себя и окружающего мира.
- По некоторым данным, существует зависимость между тем, сколько времени ребенок проводит в контакте с мамой, и частотой его плача в последующие два года, а также некоторыми проблемами психологического порядка в подростковом и старшем возрасте.
- Дети с глубокой привязанностью к маме (если это чувство взаимно) успешнее социализируются в будущем, демонстрируют более высокие показатели по сравнению со своими сверстниками, если сравнить такие аспекты, как успеваемость в школе, познавательная активность в раннем детстве, интеллектуальное развитие в подростковом возрасте.
Дети мам, не внимательных к потребностям своего ребенка, склонных к эмоциональной холодности, в школьный период бросают все свои силы на восполнение дефицита внимания и привязанности через установление более тесного контакта с учителем. Бывает и обратная реакция: дети, отвергаемые своими матерями, не уверены в себе, теряют познавательный интерес к окружающему миру, игнорируют учителей и других взрослых.
Диалог мамы и малыша
Замечено, что мама ведет себя с младенцем иначе, чем с другими людьми.
При ухаживании за малышом у мамы появляется особая манера говорения: речь становится замедленной, с паузами, с простыми словами и короткими предложениями, меняется ее ритмика, повышается высота голоса, появляется «певучесть».
Между мамой и малышом устанавливается своеобразная коммуникация, первое время представляющая собой постоянный монолог мамы: она задает вопросы, делает паузу и от имени ребенка сама на них отвечает.
Такой необычный формат общения имеет большое значение для психического развития ребенка. Уже через месяц-другой в одну из таких пауз малыш откликнется агуканьем и гулением. Мама подхватит его отклик и продолжит коммуникацию, побуждая малыша к ответным реакциям. Ребенок, получая позитивный опыт общения, будет и дальше откликаться на приглашение самого главного собеседника в его жизни «поговорить». Со временем монолог мамы перейдет в гармоничный диалог с малышом.
- «Перенастраиваются» под особый тип общения и невербальные каналы коммуникации: на лице теперь неизменная теплая улыбка, глаза широко открываются, брови приподнимаются вверх — каждая мимическая черта излучает свет и любовь; движения рук становятся плавными, мягкими, легкими.
- Так начнется полноценное общение, в процессе которого мама и младенец будут узнавать друг друга и подстраиваться под «собеседника», научатся читать сигналы к началу и окончанию взаимодействия: гуление, улыбка малыша — приглашение к общению; если ребенок отворачивает голову, зевает — это знак того, что он хочет избежать контакта, чувствует эмоциональную перегруженность.
- Для того чтобы диалог был взаимно полезным, маме необходимо научиться читать такие сигналы, относиться к ним с пониманием. Не нужно настаивать на продолжении контакта, когда малыш уже устал, и, наоборот, оставаться эмоционально холодной, когда кроха вызывает ее на контакт.
Процесс узнавания друг друга, привыкания друг к другу — взаимный, малыш не является пассивным объектом манипуляций мамы. Своими реакциями он регулирует материнское поведение — инициируя контакт, поддерживая его или прекращая. Можно говорить о том, что не только мама социализирует младенца, но и младенец обучает и воспитывает маму.
Контакт папы и новорожденного
Хорошо, если папа будущего ребенка присутствовал на родах, помогал жене, массировал ей спину, держал за руку, перерезал пуповину. Все это эмоционально вовлекало его в происходящее, заранее настраивало на встречу с малышом, готовило морально.
Отцы имеют свой собственный, уникальный подход к общению с ребенком. Установление контакта с малышом после рождения пробуждает в папе чувствительность. Она другая, чем у мам, равно как и чувство защищенности, которое отцы дарят своим детям, иное, нежели то, что дает ребенку мама. Заботливое участие отца в уходе за новорожденным, как и сама отцовская любовь, важно ребенку не меньше, чем материнская забота.
- Заботьтесь о малыше: кормите из бутылочки (если это актуально для вашей семьи), купайте, переодевайте, выходите на прогулку.
- Поддерживайте тактильный контакт, при каждом удобном случае гладьте малыша, берите его на руки, дайте поспать у вас на груди.
- Проводите время наедине с малышом, когда присутствие третьих лиц не мешает вам выражать открыто свои эмоции.
Любой папа может стать таким же заботливым, как и мама. Несмотря на то, что у отцов гормональная связь не такая крепкая, как у матерей, и они способны на установление сильной привязанности к своим детям в период новорожденности.
Трудности с установлением контакта
Несмотря на все усилия будущих родителей, иногда установление первого контакта может быть отсрочено по разным причинам. Что это за причины?
- Образ реального ребенка не совпал с образом ангелочка из ваших фантазий, сформировавшимся во время томительного ожидания малыша. Он не розовощекий, совсем не похож ни на одного из вас, у него вытянутая голова, и он вовсе не так мил. Родители, терпение! После жизни в водной среде и путешествия по родовым путям малыш действительно может не обладать ангельской внешностью, но щеки — дело наживное, а родные черты будут узнаваться, когда кроха начнет улыбаться или хмуриться в ответ на ваше к нему обращение.
- У мамы гормональная буря или послеродовая депрессия. Уход за ребенком, прикладывание его к груди, совместное пребывание помогут привести эмоциональный фон в порядок.
- Процесс родов отнял у мамы огромное количество сил и энергии. Ей нужно отдохнуть, хорошо, если на это время заботу о малыше возьмет на себя папа. Важно, тем не менее, чтобы ребенку был обеспечен телесный контакт с мамой и прикладывание к груди. Последнее необходимо для слаженной работы гормонов, способствующих лактации и установлению крепкой эмоциональной связи.
- Новорожденному потребовался специальный медицинский уход, и он находится в палате интенсивной терапии. Ничего важнее родительской поддержки для него сейчас нет, поэтому старайтесь как можно больше находиться рядом с малышом, гладьте его, берите на руки, разговаривайте с ним, смотрите на него: это успокоит младенца и сделает ваш контакт более близким.
Какова бы ни была причина, важно поскорее определить проблему и устранить ее. Обратитесь за помощью к родственникам, медицинскому персоналу в роддоме или другим специалистам — неонатологу и психологу. Поддержка и добрый совет помогут вам наладить связь с вашим ребенком.
Контакт установлен
Новорожденные начинают реагировать на людей, как только появились на свет. Уже в первые часы после рождения малыш может сосредоточенно рассматривать лицо человека, если оно находится в 20 – 25 см от его глаз. На таком расстоянии он видит лицо матери, когда она кормит ребенка.
Малыш может одарить вас рефлекторной улыбкой, которая вызывается легким прикосновением к его щеке.
К концу первого месяца жизни ребенок начинает откликаться на голоса, поворачивая голову в сторону, откуда они раздаются, учится устанавливать контакт глаз.
Социальная улыбка, адресованная взрослому в ответ на его ласковое обращение, появляется у младенцев на втором месяце и достигает своего расцвета в три месяца, когда малыш охотно улыбается любому человеку. К этому же возрасту ребенок начинает гулить, особенно в минуты ласкового общения с ним. Социальная улыбка и гуление — важные вехи в психическом развитии младенца, так как они сигнализируют о начале настоящей коммуникации между малышом и взрослым.
Как понять, что у малыша формируются контакты с людьми:
- Смотрит в глаза взрослому (примерно к концу третьей недели жизни), выражая интерес и давая понять, что настроен на коммуникацию;
- Отвечает улыбкой на действия взрослого (в конце первого месяца жизни), демонстрируя удовольствие от общения;
- Оживляется, чтобы привлечь внимание взрослого (на третьем месяце жизни);
- Гулит, вокализирует в паузах между обращенными к нему репликами взрослого.
Поддерживаем контакт
Что нужно делать для поддержания эмоциональной связи после контакта, который установился в первые дни и недели после рождения?
- Безусловный отклик. Берите малыша на руки, когда он плачет. Не бойтесь избаловать ребенка своим вниманием: оно не ваша любезность или самопожертвование, а необходимое условие для развития здоровой, уверенной в себе личности. Ребенок, на призывы которого не отвечают, вырастает с отсутствием мотивации проявить себя, поскольку с раннего детства привыкает к тому, что его желания и потребности не находят удовлетворения.
- Кормление по требованию. Кормите малыша тогда, когда он голоден. Ребенок ничего не знает о режиме дня, о котором вы вычитали в книге по уходу за младенцами. Своим криком он просто сообщает вам о своей потребности, которую нужно удовлетворить, а не тренировать. Следовать режиму дня во многих случаях разумно, но не тогда, когда малышу отказывают в жизненно важном для него удовлетворении физиологических потребностей.
- Грудное вскармливание. Постарайтесь сохранить грудное вскармливание как можно дольше, хотя бы до возраста 6 месяцев.
- Грудное молоко — идеальная пища для младенца. Оно является источником гормонов роста и необходимых для крепкого иммунитета антител. Грудное вскармливание также и способ поддержания эмоциональной привязанности.
- Неразлучность. Попробуйте носить малыша в слинге (перевязь) или кенгуру. Это изменит и концепцию вашего общения, и ваш образ жизни. Вы перестанете метаться между кроваткой и необходимостью сделать что-то по дому, сходить в магазин или просто недолго пройтись без громоздкой коляски и утомительного приготовления к прогулке. Дети, которых носят в слинге, спокойно и крепко спят, слыша биение сердца мамы, чувствуя тепло ее тела, запах ее кожи, слыша сквозь сон ее голос.
Надеемся, теперь вы узнали все, что вам необходимо, чтобы создать крепкую эмоциональную связь с ребенком. Приятного контакта с вашим малышом!
Источник