Как действуют органы чувств анализаторы

Как действуют органы чувств и анализаторы

Урок 54. Биология 8 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Как действуют органы чувств и анализаторы»

Любой персональный компьютер построен из следующих звеньев: устройство ввода – процессор – устройство вывода.

Устройство ввода нашего организма – это рецепторы. Специальные клетки, которые могут реагировать на воздействия из окружающей среды и преобразовывать их в нашем случае в нервные импульсы. Нервные импульсы по нервам поступают в отделы головного мозга, где и обрабатываются. Результатом обработки является наше восприятие окружающего мира. Которое исчезло на уровне рецепторов, превратилось в нервные импульсы, которые в свою очередь вызвали определённые ощущения в нашем мозге.

Таким образом, мы чувствуем сладкое не языком, боль не ушибленной коленкой, а сопереживаем героям любимого сериала не глазами, а всего лишь с их помощью. Все ощущения нам даёт мозг.

Наверняка, каждый из вас хотя бы один раз в жизни видел сон. Чёрно-белый или цветной. И при этом его глаза были закрыты. А значит информация от них не поступала, а видели мы сон, как и всю остальную зрительную информацию при бодрствовании, головным мозгом, а точнее, как вы знаете, затылочной долей коры больших полушарий.

В связи с этим нельзя не остановиться на некоторых нюансах восприятия окружающей действительности. И вообще, подумать над самим словом «действительность».

Органы чувств имеют свои, изначально заданные технические характеристики. Которые, в отличие от электронной техники, пока никто не смог усовершенствовать.

Поэтому окружающая действительность для человека, как и для всех других видов живых организмов, населяющих нашу планету представлена только такой, какой её способны показать органы чувств.

Анализаторы функционируют не вечно. В этом случае возникают иллюзии. То есть искажённое восприятие окружающей действительности даже в пределах способностей наших органов чувств.

Анализаторы не функционируют обособленно, а оказывают влияние друг на друга, поэтому всё полноту картины мы видим, получая различные виды информации. Например, обед за красиво сервированным столом будет казаться нам вкуснее, чем та же пища, съеденная впопыхах в неподходящих условиях. А слабо развитое зрение могут частично компенсировать осязание и обоняние.

К этому остаётся добавить, что способности наших анализаторов можно развивать. Например, врач на слух способен определить шумы в сердце больного,

а опытные дегустаторы безошибочно определяют на вкус марку вина или с помощью обоняния аромат духов.

Итог урока. В организме человека различают пять видов органов чувств.

Вкус, обоняние, осязание, слух, зрение.

Органы чувств входят в состав анализаторов, или сенсорных систем.

Каждый анализатор состоит из трёх звеньев: периферического, проводникового и центрального.

Периферический отдел представлен рецепторами, проводниковый – нервами, а центральный – участком коры больших полушарий.

В результате функционирования анализатора у человека возникают ощущения.

Полнота картины окружающего мира достигается за счёт совместной работы анализаторов.

Анализаторы не всегда отображают реальную окружающую действительность. В результате мы имеем дело с иллюзиями.

Источник

Конспект и презентация по теме Как действуют органы чувств и анализаторы 8 класс

Выбранный для просмотра документ «Как действуют органы чувств и анализаторы» конспект.docx

Сценарий урока темы: «Как действуют органы чувств и анализаторы».

(по учебнику А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш Биология. 8 кл.)

Составил учитель биологии МОУ ООШ №10 Бузюрова О.В.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: объяснительный.

Цель урока: ознакомить учащихся с органами чувств; рассмотреть как действуют анализаторы.

Образовательная Сформировать у учащихся понятие о функциях органов чувств и анализаторов; рассмотреть взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

Развивающая. Развивать логическое мышление, речь, память, воображение, умение делать выводы, интерес к предмету.

Воспитательная. Продолжить формирование научного мировоззрения, воспитание культуры научного труда, воспитывать внимательное отношение к собственному здоровью.

Методы и методические приемы

Словесные: беседа, объяснение, работа в группах с раздаточным материалом.

Наглядные: презентации, картинки для физминутки.

А) организационно – педагогические технологии (ОПТ)

— урок построен согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствует предотвращению переутомления, благодаря разным методическим приемам используемых на уроке;

Б) психолого–педагогические технологии (ППТ)

— воздействие учителя на своих учеников с учетом их индивидуальных психофизических особенностей, создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе;

В) учебно – воспитательные технологии (УВТ)

— урок включает вопросы по заботе о здоровье, используется технология сотрудничества.

Читайте также:  Чувство голода при больном желудке

Г) лечебно – оздоровительные технологии (ЛОТ)

— физминутка с упражнениями для глаз, смена видов деятельности.

Используемые картинки «Иллюзия» улучшают внимательность, концентрацию и сосредоточенность. Глаза учатся подстраиваться под образ, развиваются мышцы глаза.

Мультимедиа, проектор, презентация.

Ι этап – организационный момент (2 – 3 мин.)

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих.

ΙΙ этап – изучение нового материала (20 мин.)

Тело человека — сложно устроенный механизм. Каждый орган выполняет свою функцию. Благодаря так называемым органам чувств мы видим, слышим, чувствуем вкус и запах, осязаем предметы.

(слайд 2) В сложном мире нам помогают ориентироваться наши чувства: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. У человека также выделяют шестое чувство – чувство равновесия. Вспомним различные интересные факты об органах чувств человека. О них можно рассказать много всего интересного.

(слайд 3) Факты про глаза и зрение

С помощью глаз мы видим окружающий мир.

Мышцы, которые контролируют глаза, являются самыми активными в организме человека.

С открытыми глазами человек не сможет чихнуть.

Мы моргаем примерно 17-25 раз в минуту.

О строении глаз: глазная роговица — единственная часть организма человека, которая не снабжается кислородом. А еще глаза не могут замерзнуть, т.к. в них нет нервных окончаний.

Встречаются люди, у которых глаза разного цвета. Это около 1% населения Земли.

Глаза больше других органов чувств загружают мозг работой.

У женщин боковое (периферическое) зрение лучше, чем у мужчин.

У каждого человека радужка глаза индивидуальна и потому может быть использована для идентификации.

(слайд 4) Факты про уши и слух

«Имеющий уши да услышит. » С помощью слуха человек может беспрепятственно коммуницировать в обществе, воспринимать звуковую информацию и просто наслаждаться звуками природы или любимой мелодией.

Прикладывая к уху большую ракушку, мы слышим не «шум моря», а шум собственной крови, которая бежит по венам.

Уши могут расти на протяжении всей жизни человека.

Наше ухо способно различить примерно 3000-4000 звуков разной частоты.

После плотного приема пищи слух немного ухудшается.

Уши являются еще и органами равновесия.

Благоприятный звуковой фон для человека — до 50 децибел (аналог негромкого разговора), все звуки громче 50 дБ уже являются шумовой нагрузкой и могут ослаблять иммунитет.

Самый чувствительных слух – в детском возрасте. Малыши слышат в диапазоне от 20 до 20000 Герц, а взрослые люди только до 15000 Герц.

(слайд 5) Факты про язык и вкус

Язык человека — это не только часть пищеварительной системы, которая помогает разжевать еду, но и важная часть речевой системы. Без языка мы не смогли бы разговаривать.

Язык является самой гибкой частью человеческого организма.

Это единственный орган, способный различать вкусы.

На поверхности языка около 5000 вкусовых луковиц.

О строении: язык состоит всего из 16 мышц и считается одним из самых слабых органов.

Отпечаток каждого языка уникален, как и отпечатки пальцев.

Некоторые люди могут свернуть свой язык «в трубочку».

Цвет языка помогает врачу определить состояние здоровья пациента.

(слайд 6) Факты про нос и обоняние

Про нос, помимо различных фактов, известно еще множество народных поговорок: «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали», «Не суй свой нос в чужие дела», «Нос задирает, а в голове ветер гуляет» и т. Д

Вкус пищи определяется не только ртом, но и носом.

Было замечено, что знакомые запахи, которые когда-то приходилось ощущать, способны вызывать воспоминания.

При необходимости человек способен дышать лишь одной ноздрей.

Приятные запахи расслабляют нервную систему человека.

Считается, что женщины лучше ощущают запахи, чем мужчины.

2% людей на Земле не имеет обоняния.

(слайд 7) Факты про кожу и осязание

За цвет кожи отвечает фермент меланин. Чем больше его вырабатывается, тем кожа темнее.

Люди с полным отсутствием меланина называются альбиносами.

На теле человека можно обнаружить до 80-100 родинок.

Насекомые чаще всего кусают кожу ног.

Примерно раз в месяц верхний слой кожи полностью обновляется.

Самый толстый слой кожи — на ступнях.

Самая тонкая кожа — на веках и в барабанной перепонке.

Через кожу ежедневно выводится около 500-600 мл воды.

Чувство осязания у человека появляется первым, а утрачивается последним

В органах чувств информация из внешнего мира (свет, звук, запахи) преобразуется в нервные импульсы. Для этого есть рецепторы.

(слайд 8) записать в тетрадь определение

Рецепторы – это нервные окончания, преобразующие сигналы в нервные импульсы.

И. И. Павлов называл рецепторы «щупальцами мозга». Рецепторы позволяют нам ориентироваться в окружающем мире.

От рецепторов по проводящим путям сигналы поступают в кору больших полушарий головного мозга.

(слайд 9) записать в тетрадь определение

Анализатор (греч. Analysis — разложение, расчленение) — система, обеспечивающая восприятие, доставку в мозг и анализ в нем какого либо вида информации.

Термин предложил И.П.Павлов в 1909 году. Анализаторы обеспечивают приспособительные реакции организма к изменениям во внешней и внутренней среде.

Читайте также:  Ведь это чувства мои туманы над рекой

(слайд 10) записать в тетрадь схему

(слайд 11) Анализатор состоит:

Периферический отдел (воспринимающий)- рецепторы- в них происходит преобразование сигналов внешнего мира (свет, звук, температура) в нервные импульсы,

Промежуточный отдел (проводящий) — нервный путь, соединяющий органы чувств с центральным отделом,

Центральный отдел (корковый)-зоны коры головного мозга, где происходит анализ информации, поступающий от органов чувств и возникает ощущение.

При нарушении любого звена анализатора его работа разлаживается. Человек может потерять зрение не только, если у него проблемы с глазами, но также и если у него произошло нарушение в зрительном нерве или в КБП.

Нервные пути некоторых анализаторов направляются в строго определенные участки КБП.

Так информация от слухового рецептора сначала по слуховому нерву направляется сначала в продолговатый мозг, оттуда – в промежуточный, и уже потом поступает в слуховую зону КБП.

(слайд 12) Каждый анализатор обладает своей специфичностью, то есть воспринимает определенный вид энергии.

(слайд 13) Анализаторы лучше действуют сообща и все органы чувств связаны с головным мозгом.

Когда сигналы от органов чувств достигают коры больших полушарий, возникают ощущения, например, вкуса, запаха и др. Анализаторы также тесно связаны между собой. Они дополняют друг друга и лишь все вместе дают полное представление об окружающем.

Но в некоторых случаях анализаторы дают нам искаженную информацию. И об этом чуть позже.

I ΙΙ этап – физминутка (5-7 мин) (слайд 14)

У каждого из вас на парте лежат картинки. (Приложение 1) Посмотрите, что вы видите на картинке? Поменяйтесь с соседом по парте рисунком. Вы видите одно и то же?

IV этап – продолжение изучения нового материала (5 мин)

(слайд 15) Еще раз обратите внимание на картинки. Оценить изображение вы можете используя органы чувств (какие?) – орган зрения. Но всегда ли ваши глаза давали достоверную информацию? Эти искажения называются иллюзией. Посмотрим видеофрагмент по теме.

IV первичный опрос (5 мин)

VI этап – рефлексия и домашнее задание (5 мин) (слайд 16)

Практическая работа № 10 (с.199)

«Исследование реакции зрачка на освещённость»

Источник

Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции

Содержание:

Анализаторы отвечают за осязание, обоняние, вкус, зрение, слух. Эти органы определяют и передают информацию в мозг. Управляет ими нервная система. Они не являются главными органами для жизнедеятельности человека. Однако, их отсутствие значительно ухудшает качество жизни, контакт с окружающим миром и его восприятие.

Анализаторы. Органы чувств в организме и их роль. Строение

Анализаторы – это сенсорные системы, которые осуществляют восприятие и анализ информации органами чувств. Благодаря анализаторам человек имеет представление не только об представлении окружающего мира, но и воссоздает абстрактное мышление.

Изучением анализаторов впервые занялся русский ученый И. П. Павлов. Он считал, что анализаторы – это пучок проводниковых нервов, которые переходят периферический отдел, а затем посылают сигнал в кору головного мозга. Его предположение было изучено и подтверждено.

Рецепторы – это образования, которые передают информацию о внешнем раздражителе. Играют роль проводника нервного импульса в ЦНС. В зависимости от области локализации их разделяют:

  • внутренние (экстерорецепторы);
  • внешние (интерорецепторы).

Второе название анализаторов – органы чувств. Они все отвечают за какое-либо чувство восприятие окружающего мира:

Каждый орган имеет свое место расположение и играет определенную роль.

Строение органа зрения

Зрение обеспечивает более 90 % информации, поступающей в мозг человека из окружающей среды. Для функции зрения дополнительно требуется электромагнитное излучение в виде солнечного или искусственного света.

Глаз – это округлый орган, слегка неправильной формы. По центру расположен зрачок, который отвечает за фокусирование зрение. Орган представлен следующими частями:

За работу глаза отвечает зрительный нерв, он расположен в затылочной части головного мозга.

Орган состоит из трех оболочек:

Снаружи глаз покрыт соединительнотканной белочной оболочкой, которая плавно переходит в прозрачную роговицу глазного яблока. Она отвечает за преломление света, имеет слегка выпуклый вид. Под ней находится сосудистый слой, который обеспечивает питание органа. В передней части слоя расположены радужная оболочка и ресничное тело, состоящие из мышечной ткани. Они позволяют зрачку расширяться и двигаться хрусталику,.

С внутренней стороны сосудистой оболочки находится сетчатка. Она преобразует свет в нервные импульсы, по которым проходит сигнал в мозг. Радужка покрывает двояковыпуклую линзу передней части глаза – хрусталик. Он становится в разные положения при восприятии света, прикреплен к ресничным мышцам.

Фокусирование глаза на определенном предмете называется аккомодацией. За эту функцию и отвечает хрусталик. За ним расположено большое студенистое округлое тело – стекловидное тело.

Внутреннее строение глаза имеет следующий вид:

  • роговица;
  • склера;
  • сосудистая оболочка;
  • радужная оболочка;
  • зрачок;
  • сетчатка;
  • передняя камера;
  • стекловидное тело;
  • хрусталик;
  • зрительный нерв.

Глазные рецепторы представлены палочками и колбочками. Палочек в одном глазном яблоке находится около 125 млн. Они отвечают за преломление света. В состав входит родопсин, цветной пигмент. При попадании света на палочки, они выцветают и разлагаются, после чего поступает сигнал в мозг.

Интересно! В состав родопсина входит большое количество витамина А, поэтому при его дефиците возникает частичная потеря зрения.

Колбочек в сетчатке намного меньше, чем палочек, до 6 млн. Они отвечают за восприятие цвета. В его состав входит пигмент йодопсин. Его действие происходит также, как и в палочках. Дальтонизм проявляется в тех случаях, когда часть колбочек утрачена.

Читайте также:  Гинекологические воспаления от стресса

В глазном яблоке есть слепое пятно. В нем нет ни колбочек, ни палочек. Здесь прикрепляется зрительный нерв, через который передаются сигналы в мозг.

Строение органа слуха

Слуховой аппарат человека передает звуковые сигналы в головной мозг. Восприимчивость колеблется в диапазоне от 16 до 20000 Гц. Внутреннее строение сложное. Орган представлен тремя отделами:

Наружное ухо:

Среднее ухо:

Внутреннее ухо:

Наружное ухо представлено ушной раковиной, наружным слуховым проходом и барабанной перепонкой. Среднее ухо представлено тремя слуховыми косточками: наковальня, молоточек, стремечко. Последнее стоит на границе с овального окна, которое относится к внутреннему уху. Внутреннее ухо представляет лабиринт из мелких косточек и каналов.

Полукружные каналы в составе внутреннего уха отвечают за равновесие. Ушная улитка представляет собой костную полость, заполненную жидкостью, имеющую вид улитки, собранной в 2 оборота. Кортиев орган – находится в среднем канале, его волосковые клетки отвечают за восприятие звуковых сигналов.

Звуковые колебания поступают через наружное ухо к барабанной перепонке, вызывают ее раздражение. Затем сигнал проходит через среднее ухо и поступает в верхнюю часть улитки, где вызывает изменение давления жидкости. Происходит воздействие на волосковые клетки и передача информации по нервным импульсам.

Строение органа равновесия

Органы равновесия или вестибулярный аппарат играет важную роль в жизнедеятельности человека. Он отвечает за перемещение тела в пространстве. Орган располагается во внутреннем ухе. Имеет периферический и внутренний отдел.

Периферический включает три полукружный канальца и два мешочка. Находится в пирамиде височной доли рядом с улиткой. Каналы находятся в трех перпендикулярных плоскостях, мешочки — рядом с ними. Они наполнены жидкостью и замкнуты, так чтобы не происходило вытекания. В стенках каналов находится рецепторы клеток, волоски их погружены в желеобразную жидкость, содержащую ионы кальция. Называются они отолитовые мембраны (купулы).

Движение тела вызывает изменение расположения этих волосков и происходит возбуждение рецепторов. Сигнал переходит в продолговатый мозг, а затем в мозжечок и гипоталамус. Сигнал также проходит по теменным долям больших полушарий головного мозга. Своевременное поступление сигнала в головной мозг, обеспечивает поддержание тела в пространстве.

Строение и функции органа осязания

Орган осязания не имеет определенного места локализации. Он расположен на поверхности кожи, а кожа покрывает все тело человека. Он есть даже на языке, который чувствует прикосновения и различает вкусы. Кожа представлена тремя слоями:

На поверхности кожи расположены нервные рецепторы. Нейроны лежат аксонами на поверхности кожи. При прикосновении происходит передача нервного импульса в мозг через сеть нервных клеток. Окончательная точка импульса – теменная доля коры больших полушарий мозга. При помощи таких рецепторов человек способен различать:

Строение органа вкуса

Вкусовые качества пищевых продуктов может определить орган вкуса, который представлен языком. Он располагается в ротовой полости, его прикрывают зубы, лежит между верхним и нижним небом. Движение языком обуславливается мышечными волокнами, ограничение происходит за счет подъязычной уздечки. Вкусовые рецепторы расположены по всех поверхности, каждый отдел отвечает за свой вкус.

Все вещества имеют специфический вкус. Выделяют четыре основных:

Их сочетание создает различные вкусы. Рецепторы находятся на поверхности вкусовых почек, они расположены на поверхности вкусовых сосочков языка. На кончике языка рецепторы отвечают за сладкое, чуть выше соленое, кислые почки находятся по бокам, а горькие у корня языка, практически возле глотки.

Такое расположение сосочков не случайно. Эволюция предусмотрела рвотный рефлекс, особенно он обостряется если горькие продукты или веществ попадают на рецепторы. Это работает, как защитная реакция от горьких веществ.

Вкусовые сосочки имеют разную форму, в зависимости от функции и места локализации:

Строение органа обоняния

Отвечает за различие запахов. Имеет вид носа. Наружный орган имеет носовые ходы, выстланные ресничками. Нос также относится к органам дыхания, входит в состав дыхательной системы, играет роль проводника кислорода к дыхательным путям.

За обонятельные функции отвечают ресничные клеточки, погруженные в эпителий верхней части носовой полости. При помощи этик клеток, человек способен различать запахи. В биологии выделяют основные запахи:

Все остальные считаются комбинациями 6 основных запахов. Даже при низкой концентрации летучего веществ в воздухе, обонятельные рецепторы передают сигналы через нервы в кору больших полушарий переднего мозга, расположенного в височной доле.

Рецепторы вкуса и обоняния относятся к хеморецепторам, их возбуждение начинается только при взаимодействии с молекулами летучих или растворенных веществ. Потому их можно называть хеморецепторами. Все анализаторы тесно связаны между собой. Известно, что если один из рецепторов имеет определенные отклонения и неспособен полностью выполнять свою функцию, то другие развиваются сильнее. Например, если человек рожден слепым, то обоняние и осязание у него развиты лучше, чем у других людей.

Источник

Оцените статью