- Как чувствуют запах груднички
- Учебное видео проводящий путь тактильной чувствительности
- Обоняние у ребенка
- Новорожденный: любимые запахи и полезные ощущения
- Обоняние и осязание новорожденного: что может сделать мама
- Обоняние новорожденного
- Развитие осязания
- Как видит и чувствует мир ребенок до года
- Что чувствует новорожденный
- Диспансерное наблюдение ребенка до года
- Первый месяц жизни
- Зрение
- Вкус и запах
- Тактильные ощущения
- Эмоции
- Звуки, речь
- От месяца до трех
- Зрение
- Вкус и запах
- Тактильные ощущения
- Эмоции
- Звуки и речь
- От трех до шести
- Зрение
- Вкус и запах
- Тактильные ощущения
- Эмоции
- Звуки и речь
- Развитие речи у ребенка до года
- От шести до двенадцати
- Зрение
- Вкус и запах
- Тактильные ощущения
- Эмоции
- Звуки и речь
Как чувствуют запах груднички
Все вышесказанное свидетельствует о том, что в раннем детском возрасте можно получить только общие представления о расстройстве чувствительности.
При некоторых патологических состояниях (менингит, субарахноидальное кровоизлияние, гипертензионно-гидроцефальный синдром) у детей можно отметить гиперестезию кожных покровов. Из-за боли дети отказываются идти на руки к матери.
Снижение болевой реакции наблюдается в прекоматозном и коматозном состоянии, при тяжелых соматических заболеваниях. Описана врожденная нечувствительность к боли вследствие недоразвития чувствительных путей. Нарушение формирования реакции щекотания (ее отсутствие или запаздывание) наблюдается при органических поражениях мозга, хронических расстройствах питания, тяжелом рахите.
Учебное видео проводящий путь тактильной чувствительности
Обоняние у ребенка
Формирование периферической части обонятельного анализатора начинается на 2-м месяце внутриутробного развития и заканчивается к 7-му месяцу. Новорожденный ребенок реагирует на пахучие вещества. Корковый отдел обонятельного анализатора формируется к 2—3 годам. Однако имеются данные, указывающие на то, что еще во внутриутробный период начинается регрессивное развитие обонятельного анализатора и что грудной ребенок ощущает запахи больше, чем дети более старшего возраста и взрослые.
Дифференциация приятных и неприятных запахов возможна уже на 2—3-м месяце постнатальпой жизни, она хорошо выражена в возрасте 4 мес. Возможность дифференциации различных веществ по запаху развивается к 2—3 годам. Прежде чем исследовать обоняние, надо выяснить, нет ли у ребенка врожденных дефектов носовых ходов и перегородки, насморка. Носовые ходы должны быть чистыми и свободными.
Исследование обоняния у новорожденных и грудных детей производится путем изучения реакции на пахучие вещества. Ребенку подносят поочередно пахучие вещества, не раздражающие слизистую носа (мятные капли, настойку валерианы). При этом исследующий вначале сам нюхает эти вещества.
Новорожденные и грудные дети на запахи реагируют неудовольствием: смыкают веки, морщат лицо, кричат, у них учащается пульс и дыхание. Эта реакция становится более постоянной с 3—4 мес. При обследовании детей 2—3 лет можно просить ребенка нюхать пахучие вещества и охарактеризовать их. Для этого должен быть контакт с ребенком.
Снижение обоняния (гипосмия) может быть врожденным, особенно у детей с органическим поражением центральной нервной системы. Оно чаще одностороннее. Временное снижение обоняния обычно связано с воспалительным поражением слизистой носа при катаре верхних дыхательных путей. Постоянная потеря обоняния наблюдается при тяжелой травме головы, воспалении орбиты, опухолях, поражении периферических рецепторов или их врожденном недоразвитии.
Источник
Новорожденный: любимые запахи и полезные ощущения
Обоняние и осязание новорожденного: что может сделать мама
Завершаем серию статей психолога Екатерины Бурмистровой об эмоциональном, сенсорном и физическом развитии младенца в первые сорок дней. В прошлый раз мы говорили о развитии слуха, полезных и вредных слуховых впечатлениях. Сегодня — о том, какие запахи и тактильные ощущения полезны малышу первых месяцев жизни.
Обоняние новорожденного
Обоняние — огромный источник информации для младенца. Этого не осознают многие взрослые, потому что мы через обоняние получаем довольно мало информации в нашей культуре. Младенец получает через обоняние информации в первый месяц жизни больше, чем через зрение. И естественно точкой комфорта, местом покоя является запах мамы, запах материнского молока.
Под запахом мамы имеется в виду не тот парфюм, который мама использует, а именно запах самой мамы. Запах мамы — это запах тела мамы, который состоит из тех же химических компонентов, что и околоплодная жидкость.
Как раз на химические запахи, на парфюмерные запахи у многих детей может быть неоднозначная реакция, особенно у детей, склонных к аллергии, с отягощенным анамнезом аллергическим. С парфюмерией нужно быть очень аккуратным и использовать не аэрозольные средства, а средства твердые — менее летучие.
Маме надо включить интуицию, понимая, что родные человеческие запахи ребенку полезны, а химические запахи скорее вредны и могут восприниматься как агрессивные. Есть такое направление — ароматерапия, когда лечат ароматами, т.е. веществами содержащимися в воздухе в малом количестве. Так вот ароматерапию до двух месяцев применять запрещено.
Касается все сказанное и курения. Но есть очень существенный момент, когда курящие папы, которые не могут расстаться с этой привычкой, подвергаются невероятному остракизму со стороны жен. Конечно же, нельзя курить в комнате, где находится ребенок. Но если у мужа нет цели или нет возможности расстаться с этой привычкой — это не повод его отгонять от малыша. Будет больше ущерба, если папа отдалится от новорожденного.
С обонянием малыша связан и один секрет, который может помочь молодым семьям: если вам нужно ненадолго отойти от малыша, он будет гораздо спокойнее спать, если вы оставите около его колыбели. в коляске или в кроватке футболку или рубашку, которую вы поносили. Точно так же ребенок должен быть знаком с запахом папы, и тогда он будет реагировать на него, как на привычный, надежный, комфортный. Если папа в первые недели жизни младенца мало берет его на руки, не возникнет этой связи через обоняние.
Обоняние является очень большим по объему источником информации. Запах обволакивает малыша. И если вы идете в гости, вам тоже стоит взять с собой не только одеялко или подстилку для него, но и что-то такое, что будет издавать сильный запах дома — плед или вашу одежду, которую вы носили.
Те запахи, которые на него обрушатся в новом месте, будут слишком сильной информацией. Маленькие дети часто очень беспокойно спят в гостях у бабушки или, скажем, в машине, пока не привыкнут, — именно потому, что они еще ничего там не видят. То, что они видят, похоже на домашнее — тот же белый потолок у бабушки. Но запах другой. Поход в поликлинику именно обилием своих запахов — довольно большой стресс для малыша первых месяцев жизни. Если по-другому пахнет, значит, это другое пространство.
Мы привыкли отбивать у себя привычку реагировать на запах. Это культурно заложено. Не в каждой культуре это так, но в нашей культуре это так. Мама может немножко помочь себе настроиться на эту длину волны с младенцем, вспоминая, как все пахло в первый триместр беременности. Обычно первый триместр беременности — это обострение запахов и чувствительности, и женщина помнит, насколько неприятен был для нее, например, запах из холодильника. Так вот, обоняние новорожденного еще сильнее, чем обоняние беременной женщины в первом триместре. Вспомните свое состояние — и вы лучше почувствуете состояние малыша. Так что избегайте чужеродных запахов, химических запахов и каких-то специальных запахов.
Развитие осязания
Обоняние тесно связано с осязанием. Осязание — еще одно из чувств, и через него новорожденный получает максимум информации в первый месяц жизни. 80% информации исходит от впечатлений, связанных с осязанием.
Чтобы понять, что его окружает, малышу нужно соприкоснуться с этим кожей. Еще не работает как следует зрение. А осязание, видимо, работает потому, что ребенку полезно сначала воспринять информацию о том, что имеет отношение непосредственно к нему, с чем он соприкасается. Потом с помощью зрения и других чувств он будет исследовать большее пространство.
Очень важно, с чем соприкасается ребенок, и что соприкасается с ним. Прежде всего, это, конечно же, ткани. Ни для кого не секрет, что только натуральные ткани, из натуральных волокон должны использоваться в уходе за совсем маленьким ребенком. Нужно избегать синтетики, даже примеси синтетики в пеленках. Кроме того, пеленки для новорожденного должны быть несколько раз постираны и прокипячены, потому что совсем новая ткань, даже натуральная, может быть очень грубой для кожи ребенка, вплоть до того, что оставлять отпечатки на очень нежной и тонкой коже новорожденного.
Нужно ли гладить пеленки? Это спорный момент. Наши мамы традиционно гладили — считалось, что это необходимо для соблюдения режима стерильности. Сейчас, по новым исследованиям, глажение вызывает образование слоя положительно заряженных ионов на пеленке, и это не полезно для кожного баланса ребенка. Поэтому если вы стирали их при высокой температуре, сушили в нормальной обстановке, глажение не считается обязательным. Но если вам нравится, если ваши эстетические чувства коробятся при виде неглаженых пеленок, тогда гладьте.
Если вы привыкли гладить все. Представьте, что женщина, которая привыкла гладить все: постельное белье, нижнее белье, наволочки, всю одежду — как она может не погладить ребенку? И если это не в ущерб вашему здоровью: иногда на глажку уходит остаток сил молодой мамы, и это обидно.
Еще один вопрос, связанный с осязанием: варежки, так называемые «царапки», которые надевают малышам на ручки, — мешают ли они осязанию? Тормозят ли развитие?
Я противник варежек всем, кроме детей очень нервных, потому что обычно как раз в первые сорок дней ладони, на которых сосредоточена основная рецепторная поверхность, закрыты, и ребенок сильно поцарапать себя не может закрытым кулачком. И если надевать варежки — это совсем сократит приток впечатлений к рецепторам.
Говоря об осязании, нельзя не сказать о контакте «кожа к коже» и контакте со спокойными руками мамы и папы. Ребенок чувствует состояние взрослого, который его держит, непосредственно через тактильное ощущение. Он чувствует настрой взрослого по тонусу мышц. Если руки напряженные, деревянные, немножко потные — ребенок чувствует тревогу, начинает вести себя беспокойно. Вот, скажем, дают ребенка папе, который его до этого мало держал, ему не доверяли: руки скованные, положение не то — ребенок плачет. И папа пугается и говорит: «Он у меня плачет, забери». То, что ребенок начинает плакать на руках у кого-то из близких, — сигнал, что нужно этому человеку учиться его держать, а не прерывать контакт.
Так что осязание — мощнейший источник информации. И очень полезно овладеть простыми навыками массажа, так называемый материнский массаж освоить — это поможет сделать руки материнские и отцовские более уверенными, а для ребенка обеспечит хороший приток осязательных впечатлений.
По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом
Источник
Как видит и чувствует мир ребенок до года
Как развивается у новорожденного зрение, вкусовые и тактильные ощущения? Что важно для его комфорта и развития в первые недели и месяцы жизни?
Малыш родился на свет. Как он видит, слышит и чувствует? Как развивается с возрастом его зрение, вкусовые и тактильные ощущения? А главное — что важно для его комфорта и развития в первые недели и месяцы жизни? Расскажем в нашей статье.
Что чувствует новорожденный
Едва родившись, ребенок испытывает массу потрясений, удар по всем органам чувств. Резкое изменение температуры с привычных 37 градусов до 22–25. Гравитационный удар — ведь раньше он жил в амниотических водах и не чувствовал своего веса. Его нежная кожа впервые ощущает шероховатые и твердые поверхности — до сих пор он касался только мягких слизистых оболочек. Он слышит резкие громкие звуки — прежде все они были приглушены и доходили к малышу через ткани материнского организма. Зато он впервые не слышит успокаивающего биения сердца своей мамы и побулькиваний ее кишечника. Он впервые видит яркий свет, который кажется ему ослепляющим, — до рождения кроха сидел в полумраке утробы. А еще теперь малыш может делать размашистые движения — прежде он был нежно спеленут стенками матки. Также ребенок дышит сам, ему приходится самостоятельно есть и трудиться для этого, его кишечник начинает работать… В общем, родившегося человека ожидает масса сюрпризов.
Как смягчить ему переход в новый мир? Прежде всего, помните: природа дала ребенку огромный запас прочности, чтобы он спокойно приспосабливался к жизни «снаружи». Но можно сделать, чтобы детка чувствовал себя в безопасности и лучше развивался. , медики давно признали, что выкладывание родившегося малыша на живот маме очень полезно и для ребенка, и для мамы, которая получает сигнал «роды прошли успешно». А , после родов чаще носите малыша на руках, укладывайте его спать на своей груди или животе, чтобы он чувствовал привычное тепло, запах и звуки вашего сердца. Разговаривайте с ним негромко, пойте песенки, которые пели еще до рождения. Многим новорожденным приятно быть легко спеленутыми — не свитыми «полешком», а мягко завернутыми в теплую ткань, как в кокон. Для этого подойдет тонкий вязаный платок или слинг. До рождения малыши упираются головкой в тазовые кости, поэтому после рождения многим детям тоже нравится ощущение, когда головка во упирается, так они лучше засыпают.