Как чувствуют мир дети

Феномен детского восприятия мира: почему дети видят духов, призраков, домовых

Некоторые из нас, вероятно, помнят, как, будучи детьми, видели или чувствовали (слышали) присутствие духов, домовых или странных существ. И когда мы пытались рассказать о своих странных встречах родителям или более старшим детям, в ответ слышали насмешки. Они говорили, что этого не может быть. Это все вымысел и игра воображения. Возможно ли такое, или это были реальные встречи с выходцами из потустороннего мира?

Повзрослев, мы понимаем, что призраки и «барабашки» предпочитают встречаться не с нами. Они снова идут на контакт с детьми. Почему дети способны видеть то, чего взрослые не замечают? Попробуем разобраться в этом.

1. Недостаток внимания

Если ваш ребенок вдруг принимается описывать, как ему весело играть с невидимыми друзьями, стоит выслушать его. Логичнее всего, конечно, предположить, что ему не хватает внимания. Вероятно, так и есть. Отвлеките его, дайте ему больше игр и эмоций. Со временем ребенок может переключиться на реальность.

Старинные славянские поверья говорят о том, что в любом доме есть, как минимум, один потусторонний персонаж — домовой. Он способен позаботиться о ребенке, когда рядом нет взрослых.

2. Реальное или ненастоящее? Сложно различить

Детский ум настроен на поиски нового. Ему сложно отличить желаемое от действительного. Но все-таки, возможно, кто-то потусторонний, заметив грустного малыша, решил немного развеселить его?

Считается, что минимум до пяти лет, а иногда и дольше, ребенок открыт для ментальных вторжений. По этой причине ему проще общаться с призраками. Удивительно, что спустя некоторое время ребенок помнит о той встрече и способен вновь рассказать, «как это было», повторяя подробности без изменений. Двухлетний или, к примеру, трехлетний ребенок точно забудет нюансы истории, если она была придумана им.

Что бы ни рассказывал вам ваш малыш, сначала выслушайте его. А потом принимайте меры, какие посчитаете логичными в определенной ситуации.

3. Дети более уязвимы

Еще одна теория, объясняющая, почему призраки предпочитают идти на контакт с детьми, это уязвимость в душевном плане. Детская душа не совсем окрепшая и до нее легче «достучаться». Различные исследования предполагают, что младенцы способны услышать звуки, недосягаемые для взрослых. Считается, что они восприимчивы к большему числу частот. Со временем «эфир» человека очищается. Эти звуки и видения удаляются. Видимо, чтобы не мешать мирному существованию индивидов.

Кстати, по причине уязвимости иногда о призраках говорят и взрослые люди, имеющие отклонение, например, в психике. Находящиеся под влиянием психотропных веществ тоже могут поведать пару-тройку ошеломляющих историй с участием духов.

Тем не менее не существует доказательств в поддержку данной теории.

4. Дети открыты для неизведанного

Детский пытливый ум ищет (и находит) много нового и интересного в этой жизни. Спустя время, став взрослыми, мы погружаемся в пучину хлопот и обязанностей. Нам некогда разыскивать доказательства или опровержение тому, существуют ли на самом деле духи. Проще отмахнуться. И даже воочию повстречав странное существо или ощутив в комнате чье-то невидимое присутствие, мы, взрослые, скорее всего, не станем долго думать над тем, что это было. Спустя пару дней хлопоты вновь закружат нас. А дух, решившийся на контакт с нами, почувствует себя одиноким и ненастоящим. Конечно, ему проще и интереснее обратить на себя внимание ребенка.

Невидимые существа и дети

Итак, дети воспринимают этот мир несколько иначе. И порой демонстрируют любопытные способности. Здесь поневоле задаешься вопросом: как они это делают, откуда они это знают?

Вспомните, как часто совсем несмышленые младенцы весело «агукают» с кем-то неведомым, глядя куда-то вверх? Некоторые склоняются к теории, что таким образом дитя общается со своим ангелом-хранителем. Возможно, это всего лишь сказки наших бабушек, но что если так и есть?

Читайте также:  Дать волю эмоциям перевод

Не всегда ребятишки рады встрече с потусторонними визави. К сожалению, могут попадаться довольно вредные сущности. Они пугают ребенка. Малыш может долго плакать, вздрагивать и не засыпать, если такой вредный экземпляр окажется рядом с ним. Можно сколько угодно скептически относиться к этому явлению, но матери отправляются с младенцем к знахаркам даже в наше время. И что удивительно: проведя некие ритуалы, знахари отгоняют недружелюбных сущностей. Малыш обретает хорошее настроение и прекрасный сон.

Источник

Компетентность младенца, или как выглядит мир глазами малыша

Инте­ресно, как ново­рож­дён­ный малыш вос­при­ни­мает и пони­мает окру­жа­ю­щий его мир? Вы, навер­ное, уди­ви­тесь, узнав, что наука открыла мно­же­ство уни­каль­ных воз­мож­но­стей и спо­соб­но­стей мла­денца, о кото­рых в начале ХХ века никто и не подозревал.

Эта любо­пыт­ная ста­тья о бога­том душев­ном мире кро­шеч­ного ребёнка и, что самое пора­зи­тель­ное, его инте­ресу к дру­гим людям с пер­вых дней рож­де­ния опуб­ли­ко­вана на обра­зо­ва­тель­ном пор­тале «Слово». Её автор с вооду­шев­ле­нием сообщает:

«Наблю­де­ния пси­хо­ло­гов опро­вергли суще­ству­ю­щее мне­ние, будто в пер­вые дни жизни мла­денцы спят все два­дцать четыре часа в сутки. Ока­за­лось, что они бодр­ствуют неболь­шие про­ме­жутки вре­мени, в сово­куп­но­сти дости­га­ю­щие ино­гда несколь­ких часов.

Это обсто­я­тель­ство поз­во­лило про­ве­сти уни­каль­ные иссле­до­ва­ния, кото­рые помогли понять, каким видит окру­жа­ю­щий мир ново­рож­ден­ный. Чем осна­щён­нее в тех­ни­че­ском отно­ше­нии ста­но­ви­лись иссле­до­ва­тель­ские мето­дики, тем сен­са­ци­он­нее выгля­дели полу­чен­ные факты.

Прежде всего, было опро­верг­нуто пред­став­ле­ние о том, что ново­рож­ден­ный видит все “вверх ногами”, не раз­ли­чает отдель­ных пред­ме­тов, а вос­при­ни­мает их как нагро­мож­де­ние раз­но­цвет­ных пятен.

Стало ясно, что зри­тель­ный аппа­рат ново­рож­ден­ного при всем своём несо­вер­шен­стве поз­во­ляет адек­ватно вос­при­ни­мать окру­жа­ю­щее в трёх­мер­ном пространстве…

Бес­спорно, вос­при­я­тие ново­рож­ден­ного отли­ча­ется свое­об­ра­зием. Дело в том, что в пер­вые три месяца жизни глаза ребёнка имеют фик­си­ро­ван­ное фокус­ное рас­сто­я­ние. Только объ­екты, нахо­дя­щи­еся на рас­сто­я­нии 21 см от его глаз, будут вос­при­ни­маться в фокусе. Инте­ресно, что такое фик­си­ро­ван­ное фокус­ное рас­сто­я­ние сов­па­дает со сред­ней уда­лён­но­стью лица матери, когда она дер­жит мла­денца на руках.

И хотя уда­лён­ные объ­екты имеют для ребёнка неяс­ные очер­та­ния, наи­бо­лее важ­ные соци­аль­ные объ­екты могут вос­при­ни­маться им отчёт­ливо с самого момента рождения.

Изби­ра­тель­ность отно­ше­ния мла­денца к миру под­вер­га­лась тща­тель­ному изу­че­нию в опы­тах аме­ри­кан­ского пси­хо­лога Р. Фанца. Он уста­но­вил, что впер­вые недели жизни мла­де­нец про­яв­ляет неоди­на­ко­вое отно­ше­ние к зри­тель­ным стимулам.

С помо­щью спе­ци­аль­ной аппа­ра­туры, поз­во­ля­ю­щей реги­стри­ро­вать лока­ли­за­цию и дли­тель­ность фик­са­ции зрачка, было пока­зано, что ново­рож­ден­ные 5–7 дней от роду чаще и дольше рас­смат­ри­вают фигуры более слож­ной формы, выде­ляя дви­жу­щи­еся и объ­ём­ные предметы.

Именно эти ком­по­ненты (слож­ная форма, объем, дви­же­ние) соче­та­ются во внеш­но­сти чело­века, сле­до­ва­тельно, готов­ность ребёнка к вос­при­я­тию чело­века био­ло­ги­че­ски обу­слов­лена. Полу­чены и пря­мые сви­де­тель­ства пред­по­чте­ния вос­при­я­тия чело­ве­че­ского лица всем про­чим конфигурациям.

Неко­то­рые иссле­до­ва­тели пола­гают, что мла­денцы имеют врож­дён­ную схему “лица”. Это под­твер­ждают сооб­ще­ния о том, что даже ново­рож­ден­ные пред­по­чи­тают смот­реть на сти­мулы, похо­жие на лицо, а не на рисунки, состо­я­щие из пере­ме­шан­ных частей лица.

Где-то между 2 и 3 меся­цами мла­денцы начи­нают реа­ги­ро­вать на лица как на зна­чи­мые кон­фи­гу­ра­ции. Теперь они улы­ба­ются зна­ко­мым лицам, как будто узнают их.

Трех­ме­сяч­ные дети легко могут отли­чить лицо своей матери от лиц дру­гих жен­щин, даже очень похо­жих на мать. Ребё­нок 4–5 меся­цев уже раз­ли­чает род­ных, зна­ко­мых и незна­ко­мых взрослых.

Известно, что дети младше 4‑месячного воз­раста хорошо раз­ли­чают четыре основ­ных цвета: синий, зеле­ный, жел­тый и крас­ный. Кроме того, дви­же­ния глаз ново­рож­ден­ного близки к тако­вым у взрос­лого человека.

Ново­рож­ден­ные легко раз­ли­чают край зри­тельно вос­при­ни­ма­е­мого объ­екта и могут направ­лять свой взгляд в его цен­траль­ную область, если заме­тят там какое-то дви­же­ние. Таким обра­зом, дети раз­гля­ды­вают пре­иму­ще­ственно выде­ля­ю­щи­еся части объ­ек­тов, что также помо­гает им вос­при­ни­мать лицо матери.

Читайте также:  После капель от носа не чувствую запах

Не менее важны и инте­ресны све­де­ния, каса­ю­щи­еся слуха новорожденных.

Ока­зы­ва­ется, малыши не только умеют вос­при­ни­мать звуки, но и раз­ли­чают их по высоте. Осо­бую чув­стви­тель­ность они про­яв­ляют к зву­кам чело­ве­че­ской речи. И, самое уди­ви­тель­ное – они пред­по­чи­тают осмыс­лен­ную связ­ную речь про­из­воль­ному набору слогов.

Про­слу­ши­ва­ние соб­ствен­ного голоса, запи­сан­ного на плёнку, спо­собно их успо­ко­ить, даже если они только что неудер­жимо плакали.

Совре­мен­ные иссле­до­ва­ния пока­зы­вают, что ново­рож­ден­ные спо­собны отли­чать голос матери от голо­сов дру­гих жен­щин, а это зна­чит, что пара­метры мате­рин­ского голоса ста­но­вятся при­выч­ными для мла­денца ещё внутриутробно.

Под­твер­жде­нием этому слу­жит экс­пе­ри­мент, в кото­ром в тече­ние послед­ней трети бере­мен­но­сти буду­щая мама читала вслух одну и ту же книгу рас­ска­зов, и ребё­нок ещё до рож­де­ния мог мно­го­кратно “слы­шать” рас­сказ в её исполнении.

Затем, в пер­вый день после рож­де­ния, мла­денцу давали про­слу­шать через науш­ники запись того же рас­сказа в испол­не­нии матери или незна­ко­мого голоса. Во время про­слу­ши­ва­ния ребё­нок сосал соску, и ритм соса­ния быст­рее при­спо­саб­ли­вался к вос­при­я­тию голоса матери, чем к незна­ко­мому мла­денцу голосу. Сле­до­ва­тельно, пред­по­чте­ние мате­рин­ского голоса фор­ми­ру­ется ещё до рождения.

Раз­ви­тие обо­ня­ния и вкуса мла­денца с пер­вых дней жизни обес­пе­чи­вают ему адек­ват­ную ори­ен­та­цию в окру­жа­ю­щем мире.

Ново­рож­ден­ные демон­стри­руют отвра­ще­ние к кис­лому, как и мно­гие взрос­лые. Они мор­щатся и выра­жают воз­му­ще­ние. Мла­денцы могут также опре­де­лить, что жид­кость слад­кая, и выра­зить удовольствие.

Ново­рож­ден­ные мла­денцы про­яв­ляют отвра­ще­ние и удо­воль­ствие и когда они ощу­щают запахи непри­ят­ные (тух­лого яйца) или при­ят­ные (молока, мёда, шоко­лада). Уди­ви­тельно, что дети реа­ги­руют таким обра­зом уже в пер­вые часы своей жизни, ещё до реаль­ного опыта полу­че­ния пищи.

Иссле­до­ва­ния пока­зали, что ново­рож­ден­ные рас­по­знают запах мате­рин­ского молока начи­ная с 6‑дневного возраста.

В опыте с одной сто­роны от головы ребёнка поме­щали мяг­кую сал­фетку, кото­рую перед этим исполь­зо­вала мать для выти­ра­ния сво­его груд­ного молока, а с дру­гой – сал­фетку, кото­рой поль­зо­ва­лась посто­рон­няя кор­мя­щая жен­щина. Мла­денцы пово­ра­чи­вали голову в сто­рону мате­рин­ской сал­фетки. Они пред­по­чи­тали зна­ко­мый запах, кото­рый быстро научи­лись рас­по­зна­вать, бук­вально в пер­вые дни жизни.

Откры­тие ранее неиз­вест­ных воз­мож­но­стей мла­денца поз­во­лило выдви­нуть гипо­тезу отно­си­тельно вос­при­я­тия им сво­его окру­же­ния: сна­чала ребё­нок вос­при­ни­мает отдель­ные каче­ства пред­ме­тов, а затем они объ­еди­ня­ются, созда­вая более слож­ный образ мира.

Однако нарас­та­ю­щий поток иссле­до­ва­ний и новых фак­тов поста­вил под сомне­ние и это пред­по­ло­же­ние. В част­но­сти, выяс­ни­лось, что у мла­денца есть при­ми­тив­ное един­ство све­де­ний, посту­па­ю­щих от раз­лич­ных орга­нов чувств, кото­рые, по-види­мому, опре­де­ля­ются струк­тур­ными осо­бен­но­стями нерв­ной системы.

Так, зри­тель­ная инфор­ма­ция одно­вре­менно содер­жит све­де­ния о так­тиль­ных свой­ствах. Иными сло­вами, зре­ние с самого начала поз­во­ляет оце­ни­вать, напри­мер, твёр­дость предмета.

Пси­хо­логи выявили также нали­чие врож­дён­ной про­стран­ствен­ной коор­ди­на­ции зре­ния и слуха, так что слу­хо­вая система малыша под­клю­чена к поиску види­мого объ­екта. Поэтому мла­денцы спо­собны опре­де­лить место­по­ло­же­ние чело­века, если слы­шат его голос, бук­вально с пер­вых дней жизни.

В воз­расте 4 меся­цев они могут обна­ру­жить син­хрон­ность между мими­кой лица и голо­сом, а также спо­собны уста­но­вить, какому лицу какой голос при­над­ле­жит, по край­ней мере при обще­нии с очень близ­кими людьми, мамой и папой.

Уже в пер­вом полу­го­дии жизни мла­денцы могут нахо­дить сход­ство между явле­ни­ями из раз­ных обла­стей вос­при­я­тия: виде­ние и слы­ша­ние, виде­ние и ося­за­ние. Шести­ме­сяч­ным малы­шам давали соски раз­ной формы: глад­кую и шиш­ко­ва­тую. Ребё­нок не видел свою соску. Затем пустышку заби­рали и пока­зы­вали малышу обе соски одно­вре­менно. Уди­ви­тельно, но ребё­нок дольше раз­гля­ды­вал именно ту из них, кото­рую только что сосал.

При­ве­дён­ный факт поз­во­ляет пред­по­ло­жить, что у малыша, пока он сосал пустышку, сло­жился её обоб­щён­ный образ, с помо­щью кото­рого он потом, глядя на две соски, выбрал нужную.

Спо­соб­ность мла­денца к постро­е­нию обоб­щён­ного образа, но уже в сфере виде­ния и слы­ша­ния, можно про­ил­лю­стри­ро­вать сле­ду­ю­щим обра­зом. Мла­ден­цам давали про­слу­шать отры­ви­стые или про­тяж­ные звуки, а потом им пока­зы­вали изоб­ра­же­ния корот­ких, пре­ры­ви­стых, а также про­тя­жён­ных линий.

Читайте также:  Психология ароматов управление чувствами с помощью запахов

Выяс­ни­лось, что те мла­денцы, кото­рые слу­шали отры­ви­стые звуки, дольше смот­рели на пре­ры­ви­стые линии, а те, что слу­шали про­тяж­ные звуки, больше инте­ре­со­ва­лись сплош­ными, про­тя­жён­ными линиями.

Столь уди­ви­тель­ные воз­мож­но­сти ребёнка пси­хо­логи рас­смат­ри­вают как спо­соб­ность к мыс­ли­тель­ным опе­ра­циям типа моде­ли­ро­ва­ния. Моде­ли­ро­ва­ние – очень рано про­яв­ля­ю­ща­яся спо­соб­ность мла­денца рас­по­зна­вать в явле­ниях сход­ные свой­ства, обоб­щая их в схемах.

В 2–3 месяца мла­де­нец спо­со­бен соот­но­сить вос­при­ни­ма­е­мые им явле­ния с накоп­лен­ным опы­том. Обычно он про­яв­ляет повы­шен­ный инте­рес к тем явле­ниям, кото­рые несколько отли­ча­ются от уже извест­ных ему, уде­ляя меньше вни­ма­ния хорошо зна­ко­мым или совер­шенно новым.

Чаще всего отли­ча­ю­щи­еся явле­ния воз­буж­дают у малы­шей вни­ма­ние, ожив­ле­ние, улыбку, так как детям уда­ётся соот­не­сти своё впе­чат­ле­ние о собы­тиях и пред­ме­тах с уже суще­ству­ю­щими образами.

Но ино­гда отли­чие нового от извест­ного может вызвать тре­вогу или даже огор­че­ние. Так, напри­мер, 3–4‑месячный малыш, у мамы кото­рого свет­лые волосы и голу­бые глаза, может улы­баться похо­жей на неё свет­ло­во­ло­сой жен­щине, но, ско­рее всего, насто­ро­жится, а то и испу­га­ется при виде тем­но­гла­зой и темноволосой.

Ребё­нок 7 меся­цев будет с удив­ле­нием раз­гля­ды­вать маму в новой шляпе и может рас­пла­каться, если её вид пока­жется ему слиш­ком необыч­ным и он не смо­жет соот­не­сти новые впе­чат­ле­ния с име­ю­щимся у него обоб­щён­ным обра­зом мамы.

Вообще в повсе­днев­ной жизни легко про­на­блю­дать мыс­ли­тель­ную работу мла­денца. Хоро­шим внеш­ним пока­за­те­лем, отра­жа­ю­щим внут­рен­ние про­цессы сли­че­ния новых впе­чат­ле­ний с уже име­ю­щи­мися, может быть соса­ние соски-пустышки.

Мама соби­рает 4‑месячного малыша на про­гулку. Гото­вая к отправ­ле­нию коляска с ребён­ком стоит в кори­доре. Малыш сосёт пустышку и смот­рит по сто­ро­нам. Если в это время в кори­доре вклю­чить свет (при усло­вии, что малышу виден источ­ник света), а затем кач­нуть аба­жур, вы заме­тите, как соса­ние пре­кра­титься, малыш замрёт, сосре­до­то­ченно уста­вится на лампу. Через неко­то­рое время соса­ние возобновится.

Ана­ло­гич­ные наблю­де­ния за изме­не­нием соса­ния вы можете сде­лать, под­бра­сы­вая и ловя в поле зре­ния яркий воз­душ­ный шар, наде­вая и сни­мая пёст­рую косынку, пока­зы­вая ему рас­кра­шен­ную кар­тинку в раз­ных положениях.

Во всех слу­чаях во время зами­ра­ния, сосре­до­то­че­ния малыша про­ис­хо­дит сли­че­ние слегка изме­нив­ше­гося облика вос­при­ни­ма­е­мого объ­екта с име­ю­щимся обоб­щён­ным образом.

По-види­мому, постро­е­ние моде­лей, обоб­щён­ных обра­зов пред­ме­тов – одна из важ­ней­ших харак­те­ри­стик того, как мла­де­нец вос­при­ни­мает окру­жа­ю­щий его мир.

Дру­гая важ­ная харак­те­ри­стика – целост­ная кар­тина мира, не моза­ич­ное вос­при­я­тие отдель­ных свойств и качеств объ­ек­тов, а изна­чально целост­ный образ внеш­ней среды, син­те­зи­ру­ю­щий и обоб­ща­ю­щий зри­тель­ную, слу­хо­вую, ося­за­тель­ную информацию.

При общих зако­но­мер­но­стях отно­ше­ние каж­дого ребёнка к окру­жа­ю­щему сугубо индивидуально.

Пси­хо­логи кон­ста­ти­ро­вали очень ран­ние и устой­чи­вые инди­ви­ду­аль­ные раз­ли­чия мла­ден­цев по подвиж­но­сти и объ­ёму вни­ма­ния, поро­гам чув­стви­тель­но­сти и сте­пени отвле­ка­е­мо­сти. Дети реа­ги­руют на одно и то же впе­чат­ле­ние по-своему.

При­чины раз­ли­чий пока ещё пол­но­стью не выяс­нены, но они несо­мненно про­яв­ля­ются в реак­циях детей на обра­ще­ния взрослого.

Итак, взрос­лые при уходе за мла­ден­цем имеют дело не с пред­ста­ви­те­лем орга­ни­че­ской при­роды, кото­рый ничего не знает и не умеет, раз­ви­ва­ясь как рас­те­ние при хоро­шем садов­нике, а с суще­ством гораздо более слож­ным, внут­ренне орга­ни­зо­ван­ным, ода­рён­ным при­род­ной актив­но­стью и име­ю­щим свои предпочтения.

Пове­де­ние даже очень малень­ких детей пока­зы­вает, что они не про­сто пас­сивно под­вер­га­ются сти­му­ля­ции со сто­роны окру­жа­ю­щего мира, но активно ищут то, что достойно их вни­ма­ния. А наи­бо­лее инте­рес­ным и полез­ным объ­ек­том для малыша, конечно же, явля­ется дру­гой человек».

От редак­тора “Азбуки воспитания”:

Бла­го­даря автору этой ста­тьи Н. Н. Авде­е­вой и ее откры­тиям мы делаем инте­рес­ней­ший хри­сти­ан­ский вывод: мла­де­нец – вовсе не то эго­цен­трич­ное и при­ми­тив­ное суще­ство, кото­рым его при­нято считать.

Ему важно при­сут­ствие дру­гих людей, его вол­нует их настро­е­ние и душев­ное состо­я­ние. Ока­зы­ва­ется, малень­кий чело­ве­чек не замкнут на себе самом, но пре­дельно открыт и обра­щен к миру и ближним.

Источник

Оцените статью