Анализ 7 главы «Евгения Онегина»
Роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин состоит из 8 глав, каждая из которых является практически самостоятельным уникальным произведением. Тем не менее, они связаны между собой единым сюжетом и формой повествования. 7 глава начинается с авторского лирического отступления, подобным закончилась и 6 глава, в которой произошла трагическая смерть юного поэта Ленского.
В предпоследней главе А.С. Пушкин не спешит возвращаться к повествованию, а уделяет внимание описанию весенней русской природы. Как и ранее, разделение истории лирическими отступлениями свидетельствует о прошествии между событиями определенного временного промежутка.
Трогательное описание природных красот в первых строфах далее сменяется свежими новостями, которые Александр Сергеевич сообщает читателю: прошло два месяца, закончилась зима, и Онегин покинул деревню, доставшуюся ему от покойного дяди. Что же послужило окончательной причиной, заставившей Евгения покинуть это место? Во-первых, не стоит забывать о секунданте Ленского — о Зарецком, который славился своим склочным характером. Возможно, он все-таки распустил слухи о настоящей причине смерти поэта, открывая всем вину Онегина. Во-вторых, еще одну причину приводит сам автор в 8 главе своего романа:
Окровавленная тень
Ему являлась каждый день
(Речь идет о «тени» Владимира Ленского, преследовавшей Онегина)
Не забывает Александр Сергеевич и о сестрах Лариных. Ольга довольно быстро пришла в себя и вскоре вышла замуж за улана, а после уехала с мужем-офицером в его полк. Образ Ольги в данном романе является портретом достаточно типичной для своего времени ветреной молоденькой девушки, каких было довольно много как по внешним, так и по духовным признакам.
Татьяна же еще больше замкнулась в себе и испытывала абсолютно противоречивые эмоции. Она должна была ненавидеть Евгения за свое разбитое сердце и убийство Ленского, но продолжала испытывать к нему необъяснимую симпатию. В своих духовных и физических скитаниях вскоре Татьяна забрела в деревню Онегина, к его дому, где задержалась в хозяйском кабинете. Ларина изучала книги, что читал ее возлюбленный, стараясь лучше понять характер молодого человека. Сцена в библиотеке раскрывает читателю горькую правду — Татьяна все еще не оправилась после отказа и отъезда Онегина, в сердце девушки по-прежнему живут сильные чувства.
Тем временем мама Татьяны обеспокоена тем, что ее старшая дочь все еще не нашла себе избранника. Принимается решение с наступлением холодов вести девушку в Москву на «ярмарку невест». Если сама Татьяна не торопится жить и пребывает в состоянии странной задумчивости, понятной лишь ей одной, то все ее окружение обеспокоено тем, что жизнь девушки может выйти за принятые обществом рамки и нормы. В эпоху А.С. Пушкина считалось необходимым выгодно «пристроить» дочь, ведь от этого зависело благополучие всей ее дальнейшей жизни.
В Москве Татьяне приходиться мириться с ежедневными смотринами и обедами у многочисленных родственников, она не в силах найти общий язык с ровесницами и остается одинока в свих переживаниях. Но, как и все юные и еще неокрепшие личности, Татьяна вскоре начинает приспосабливаться к новом окружению, меняется, растет, становится не только краше внешне, но и обретает духовное богатство и жизненный опыт. Она, не сумев влиться в общество поверхностных и милых дам, становится не огранённым алмазом среди них. Вскоре ее замечает генерал, который является наиболее выгодным вариантом для всей семьи Лариных. Девушке остается лишь принять его предложение. Заканчивается глава очередным авторским отступлением, которое словно подводит итог эпохи взросления Татьяны в Москве.
Итак, данная глава всецело посвящена жизни Татьяны Лариной, ее терзаниям, изменениям и маленьким победам над собой и окружением. Перед читателем вырисовывается портрет почти взрослой женщины, которая сумела сохранить внутреннюю силу и свою особую уникальность, которая не желает мириться с идеалами высшего света. Да, девушка в итоге подстроилась под них, но не приняла за истину всей жизни. Образ светской дамы для нее – лишь роль, которой выгодно придерживаться для душевного спокойствия, как личного, так и окружающих.
Статьи в тему:
Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:
Источник
Как чувствует себя татьяна после отъезда ольги
Сегодня утром написала два сочинения, показала их своему преподавателю, и они понравились ему =) С удовольствием выкладываю их здесь. Обойдусь без комментариев, сочинения сами все за себя скажут.
Несомненно, способность к научному познанию действительности – это великий дар, данный только человеку. Научный поиск, размышление и, как итог, научное открытие – для многих людей и работа, и досуг, и утешение в тяжелые минуты. Данный вопрос рассматривает в своем тексте В. Харченко, восхищаясь силой духа людей, всю жизнь посвятивших познанию и исследовательской работе.
«Научное призвание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку ученый взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять поистине изощренное терпение в своей работе», — пишет В. Харченко. Данный факт подтверждается множеством исторических примеров, в частности, некоторыми деталями из биографий великих людей. Так, известно, что Томас Эдисон, придумавший электрическую лампочку, большую часть жизни работал по восемнадцать часов в сутки, в 75 лет он сократил это время до шестнадцати часов. Часто он оставался ночевать в лаборатории по нескольку суток подряд. Однажды он заперся со своими сотрудниками в лаборатории на шестьдесят часов без воды и пищи до тех пор, пока они не решили сложную проблему. «Нет замены упорному труду», — любил повторять Эдисон. С данным высказыванием сложно не согласиться – природный талант редко может реализоваться в полной мере, если отсутствует планомерная исследовательская работа, направленная на достижение определенного результата, если мышление талантливого человека бессистемно, если он не видит конечной цели своего труда и не готов прикладывать усилия, чтобы сделать научное открытие. Однако научная работа не только выдвигает определенные требования по отношению к человеку, но и воспитывает его. Исследовательская работа развивает у человека такие качества, как внимательность, интуиция, способность к запоминанию больших объемов информации. Необходимость данных качеств и в учебной деятельности, и в общении с другими людьми не вызывает сомнений.
О призвании и необходимых условиях для раскрытия исследовательского таланта рассуждает В. Сухомлинский в «Письмах к сыну»: «Человек — господин своего призвания. Я без особенного энтузиазма отношусь к твоим восторгам: ах, какое счастье стать радиофизиком; ах, как я люблю радиофизику. Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души. Это очень хорошо, что ты относишься с интересом к радиофизике, но помни, что это еще только интерес. Призванием же становится интерес, помноженный на труд. И множимое всегда во много раз меньше, чем множитель, лишь тогда производное — солидная величина… Чем больше ты будешь углубляться мысленно в предмет, который ты считаешь своим призванием, тем в большей мере он будет твоим призванием». Это абсолютно верные слова – только полная преданность своему делу может обеспечить выдающийся результат, в том числе в научно-исследовательской работе. В полной мере развивающей эта работа может быть только при условии, что человек занимается ею регулярно, не жалеет времени для изучения интересующего его предмета, «живет» наукой и его не удовлетворяет посредственный результат. На мой взгляд, именно в стремлении к совершенству ключ к воспитанию призвания.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: любовь ученого к предмету своего исследования, терпение и упорство со стороны исследователя – необходимые условия научной работы. Преодоление трудностей, сопровождающее научный поиск, закаляет человека, учит его наблюдательности и мужеству, формирует упорядоченное мышление. Прав был А.И. Герцен, писавший: «Наука требует от человека с готовностью все отдать и в награду получить тяжелый крест трезвого знания».
Изменилось ли отношение Татьяны к Онегину после его отъезда из деревни и почему (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)?
«Евгений Онегин» — роман в стихах А.С. Пушкина , написанный в 1823—1831 гг., одно из самых значительных произведений русской словесности. Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции. В данном произведении Пушкин обнажил всю бесплодность «несчастного скитальца в родной земле» и противопоставил ему нравственный идеал в образе «умного, тонкого и верного женского сердца» Татьяны Лариной.
Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него («… И в сердце дума заронилась; Пора пришла, она влюбилась») и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает ее: он не ищет спокойной семейной жизни. После этого отказа Татьяна начинает тосковать, ее покидают силы: «Увы, Татьяна увядает, Бледнеет, гаснет и молчит! Ничто ее не занимает, Ее души не шевелит». Однако после смерти на дуэли Ленского, отъезда Онегина и замужества Ольги, оставшись одна, Татьяна вновь начинает думать об Онегине: «И в одиночестве жестоком Сильнее страсть ее горит. И об Онегине далеком Ей сердце громче говорит». У Татьяны просыпается интерес к личности Онегина, ей хочется узнать его лучше, понять человека, в которого она влюбилась, и она отправляется в его дом: «Его здесь нет. Меня не знают… Взгляну на дом, на этот сад». Таким образом, мы видим, что Татьяна уже не пытается представить Онегина в роли героя сентиментального романа, «примерить» на него не подходящий ему образ, а напротив, пытается понять, что представляет из себя он сам, безотносительно ее фантазий. Читая книги из его библиотеки, Татьяна с присущим ей максимализмом делает открытие: «Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак… Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон. Уж не пародия ли он?» Татьяна видит Онегина пустым, поверхностным эгоистом, не верящим в доброту людей и зависимым от общественного мнения. Она продолжает его любить, но это чувство трансформируется в любовь-сострадание – Татьяна начинает осознавать, что Онегин далеко не идеален, что он тоже может совершать ошибки и тяжело переживать потери. Это понимание впоследствии поможет Татьяне справиться со своими чувствами при встрече с Онегиным и повести себя достойно, сохранив верность мужу-генералу.
Таким образом, Татьяна после отъезда Онегина из деревни делает попытку «проникнуть» в его душу, и ей открывается истинная сущность этого молодого дворянина – человека, имеющего склонность к пустым светским развлечениям, интригам, зависимости от мнения окружения. Даже несколько преувеличивая негативные черты Онегина, Татьяна начинает понимать мотивы его поступков и получает возможность под другим углом посмотреть на свои чувства к нему. На смену прежней романтической любви приходят смирение и сострадание.
Источник
Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 7 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Деревня, Москва, перемена судьбы».
Цели урока:
обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать VII главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;
развивающая: развить умения логически мыслить и самостоятельно делать выводы;
воспитывающая: воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему 7 глава»
Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 7 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Деревня, Москва, перемена судьбы».
обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать VII главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;
развивающая: развить умения логически мыслить и самостоятельно делать выводы;
воспитывающая: воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
-Какой сейчас урок? -Сейчас урок литературы.
-Какое произведение мы изучаем? -Мы изучаем «Евгения Онегина»
—Кто автор « Евгения Онегина»? -Автор « Евгения Онегина»
Александр Сергеевич Пушкин
-Определите жанр « Евгения Онегина» -Это роман в стихах
-Назовите главных героев романа -Онегин, Ленский, Татьяна,Ольга
2.Проверка домашнего задания.
Перечитать 7 главу.
Выполнить тестовые задания по содержанию 6 главы (приложение №1)
3.Целевая установка, определение темы урока
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (Я думаю, что мы будем говорить о …).
7 глава даёт богатый материал для знакомства с пушкинской Москвой. Давайте обратимся к тексту произведения.
4. Анализ 7 главы «Деревня, Москва, перемена судьбы»
-Какое время года описал Пушкин в начале 7 главы романа? (весну)
-Какое чувство ассоциируется у автора с весной? («Весна, весна! Пора любви!»).
-Как передаёт Пушкин в строфах I- V II строфах грустно — задумчивое настроение, чем оно вызвано? (Весна в природе обещает пробуждение, но годы поэта уже ушли, отсюда чувство грусти).
-Что мы узнаём о дальнейшей судьбе главных героев? (Онегин покинул деревню, Ольга недолго плакала, полюбила улана и уехала с ним в полк; Татьяна осталась в деревне одна).
-Как сложилась судьба Ольги после дуэли Ленского и Онегина? (Ольга вышла замуж за улана).
Улан — 1. Вид легкой кавалерии (в армии Российского государства до 1917 г. и некоторых других государств). 2. Военные из частей такой кавалерии.
-Как чувствует себя Татьяна после отъезда Ольги? (XIII строфа)
-О ком часто вспоминает Татьяна после замужества и отъезда сестры? (об Онегине).
-Какой дом посетила Татьяна однажды вечером? (дом Онегина)
-Перечитайте строфы ХY-ХХY. Татьяна в доме Онегина.
-Что увидела Татьяна в доме и кабинете Онегина?
-Каким показался Татьяне выбор книг в библиотеке Онегина? (странным)
-Что нового об Онегине узнаёт Татьяна, посещая его дом, кабинет, читая его книги?
(Поняла, что Онегин не таков, какого она себе вообразила. Он эгоистичен, себялюбив, надменен, разочарован в жизни, в людях, но в то же время страдающий от своих ошибок и недостатков, одинокий, нуждающийся в любви человек. Таков Онегин ей не нравится, но разлюбить его она не в силах).
-Кто сватался к Татьяне? (Буянов, Иван Петушков, гусар Пыхтин)
—Почему она всем отказала?
-Какой совет дали соседи матери Татьяны Лариной по поводу судьбы её дочери? (ехать в Москву на ярмарку невест).
—Прочитайте, используя текст 7-ой главы, прощание Татьяны с деревней? (28-29 строфы).
-Что везут Ларины в Москву? (31 -32 строфа)
-Кто такой «форейтор бородатый»?
Форейтор — слуга, управляющий лошадьми.
-Сколько времени ехали Ларины до Москвы? («Семь суток ехали оне»).
-Найдите в 7-ой главе строки, рисующие въезд Лариных в Москву. Какое настроение охватывает поэта при воспоминании о картинах Москвы? (Он выразил чувство восторга, какое охватило его при въезде в родной город:«Ах, братцы, как я был доволен…»).
-Где останавливаются в Москве Ларины? (у родственницы Алины, у Харитонья в переулке).
-Какими предстают перед нами московские дворяне в изображении А.С.Пушкина? строфы 45- 55: «Но в них не видно перемены; Всё в них на старый образец». В гостиных всё тот же «бессвязный, пошлый вздор». Разговоры пусты, скучны, в них «не вспыхнет мысли в целы сутки, хоть невзначай, хоть наобум». Бесконечные собранья, балы, «беготня, поклоны»…А за всем этим – равнодушие и скука.
-Как передаёт Пушкин в 7-ой главе суетливый и стремительный темп жизни Москвы? Что же находит Татьяна в этом городе? Как она себя здесь чувствует? (Анализ строф 47- 54.)
—Как относится Татьяна к столичному образу жизни? («ей душно здесь»; «их речи слышит без участья, не понимает ничего»).
-Конец главы 7 обещает перемену судьбы. Какую перемену? Кто из знатных вельмож обратил внимание на Татьяну? (важный генерал).
— О чем говорили на уроке? (Мы говорили о …).
5. Домашнее задание.
Перечитать 8 главу.
Выполнить тестовые задания по содержанию 7 главы (приложение №2)
Тест по 6 главе романа «Евгений Онегин».
1.Где разворачиваются события в начале шестой главы?
а) в доме Онегина
б) в доме Ленского
в) в доме Лариных
2. Какой мирный помещик живет в пяти верстах от Красногорья, деревни Ленского?
3. Что нравилось Евгению Онегину в Зарецком?
а) «дух суждений, здравый толк»
в) «трибун трактирный»
4. Кто вручил Онегину записку от Ленского с вызовом на дуэль?
а) слуга Ленского
в) слуга Онегина
5. Около какого строения планировалась дуэль?
а) возле мельницы
6. Каким был первый вопрос, заданный Ольгой Ленскому после именин Татьяны?
а) «Зачем вечор так рано уехали домой…»
б) «Зачем вечор так рано скрылись…»
в) «Зачем вечор так рано сбежали…»
7. Каким выглядел Ленский на свидании с Ольгой перед дуэлью?
а) был рассеян, то молчалив, то весел
б) был рассеянный
8. Какого немецкого поэта читал Ленский накануне дуэли?
9. Стихи, на какую тему, читал Ленский накануне дуэли?
а) на тему любви
б) на тему природы
в) на тему дружбы
10. Кто был секундантами Онегина и Ленского?
а) слуга Гильо и Зарецкий
б) Зарецкий и Трике
в) Зарецкий и Гвоздин
11. Кто выстрелил первым?
12. Чем закончилась дуэль Онегина и Ленского?
а) смертью Ленского
б) смертью Онегина
в) Ленский и Онегин помирились
Тест по 7 главе
1.С чего начинается 7 глава?
2. Как сложилась судьба Ольги после дуэли Ленского и Онегина?
3.О ком часто вспоминает Татьяна после замужества и отъезда сестры?
4. Какой дом посетила Татьяна в начале седьмой главы?
5. Чей портрет увидела Татьяна в комнате Онегина?
6. В какое время года выезжают Ларины в Москву?
7. Как звали гусара, который сватался к Татьяне?
8. Как называет зиму Пушкин в XXIX строфе?
9. Какое вкусное лакомство повезли с собой в Москву мать и Татьяна?
10. Кто такой «форейтор бородатый»?
11. . Как Пушкин в седьмой главе отзывается о качестве российских дорог?
12. Вставьте пропущенное имя известного исторического деятеля в строках Пушкина:
Последним счастьем упоенный,
С ключами старого Кремля.
13. В каком месте Москвы поселил Пушкин свою Татьяну?
14. Кто из друзей Пушкина как-то подсел к Татьяне на балу?
15. Кто из знатных вельмож обратил внимание на Татьяну на балу?
Источник