- Как остаться востребованным на рынке труда в ближайшее десятилетие
- ⏱ Время прочтения — 10 минут
- Несколько фактов из последних отчетов.
- Почему меняются востребованные профессии
- Какие навыки имеют больший потенциал быть востребованными
- Насколько перспективно быть гуманитарием
- Что делать организациям
- Что делать каждому из нас
- Вам также может быть интересно видео РБК Pro
- Будущее без правил. Как изменится рынок труда и системы управления
- Цифровая среда
- Иерархия спроса
- Охота за головами
- Портрет современника
- Будущее без правил и принципов
Как остаться востребованным на рынке труда в ближайшее десятилетие
Автор: Наталья Журавлева, начальник управления развития и карьеры Сбера
⏱ Время прочтения — 10 минут
Несколько фактов из последних отчетов.
- К 2025 году мировая экономика будет терять ежегодно около $18 трлн из-за квалификационного несоответствия работников. В РФ такое несоответствие профессиональных навыков, по данным BCG, наблюдается у 34 млн человек (по данным Ростата, всего в России около 70 млн работающих граждан — прим. РБК Pro).
- По прогнозам ВОЗ, к 2050 году каждый третий работник в развитых странах будет старше 70 лет.
- По результатам опроса, проведенного Deloitte в 2020 году (6000 руководителей из 99 стран), лишь 17% опрошенных отметили высокую степень готовности сотрудников адаптироваться, проходить переподготовку и брать на себя новые функции.
Из всего этого вытекает две новости: плохая и хорошая.
Плохая — чтобы работать, придется заново учиться. И делать это нужно будет постоянно.
Хорошая новость — работа будет приобретать все более интеллектуальный характер. Люди старшего возраста будут востребованы дольше, а необходимость переобучения будет способствовать развитию новых способностей и замедлению старения.
Разными людьми эта реальность воспринимается по-разному. Но для кого-то это исполнение мечты о долгой жизни высокого качества, наполненной востребованностью и осмысленной работой.
Почему меняются востребованные профессии
Первая причина очевидна: технологическое развитие приводит к автоматизации процессов, развитию цифровых сервисов во всех сферах жизни. Это не только снижает востребованность специалистов в области традиционных услуг (продавцы, консультанты в офисах) и бэк-офиса (операционисты, андеррайтеры, бухгалтеры), но и трансформирует все сферы работы организации. В результате профессиональные составы команд становятся больше представлены цифровыми профессиями.
Вторая причина тоже понятна: скорость изменений. Но лучше почувствовать ее получилось только в начале пандемии коронавируса. Изменения в работе могут происходить и происходят не только из-за технологий, но и из-за смены целей или способа работы организации, политических или эпидемиологических «черных лебедей». Например, компании меняют способ управления ИТ-проектами с классического «водопадного» на agile. Это приводит к тому, что вне зависимости от профессии больше нельзя быть успешным без знания основ управления продуктом, аналитики данных, дизайна.
Третья причина связана с изменениями в корпоративном управлении. Успешные компании развивают три направления:
- run (поддержка процессов основного бизнеса);
- change (проекты постоянных улучшений, нововведений);
- disrupt (смена бизнес-модели, выход на новые рынки).
Под давлением необходимости быть эффективными организации не добавляют, а перераспределяют численность сотрудников между этими тремя «модальностями». Сложность возрастает не только из-за необходимости добавить разнообразия в команду с точки зрения профессий и навыков, но и из-за потребности найти и адаптировать людей иного склада — например, помочь быть продуктивными предпринимателям в рамках крупной компании.
Также организационные структуры становятся более «плоскими», им все меньше требуются руководители широкого профиля, менеджеры проектов и т.п. «Люди-прочерки», как их назвал Анатолий Левенчук в книге «Образование для образованных», у которых по известной модели T-shaped есть только верхняя палочка, означающая общие знания, но нет вертикальной, символизирующей глубокие знания в какой-то сфере или какой-то навык на исключительно высоком уровне владения.
Удаленная работа также меняет корпоративный мир. В управлении офисными пространствами теперь востребованы новые компетенции — например, проектирование офисов для командной работы и развития корпоративной культуры, сокращение рабочих мест при сохранении комфорта тем, кто предпочитает работать в офисе. Для организации крупных собраний и конференций в онлайн-формате возникли новые специалисты, которые могут обеспечить высокий уровень как технической реализации, так и психологической вовлеченности участников.
Какие навыки имеют больший потенциал быть востребованными
Прежде всего цифровые навыки. Например, в «Сбере» это создание цифровых продуктов, работа с данными, применение технологий и кибербезопасность.
Человеческие навыки (или так называемые soft или human skills), может, занимают и не первое место, но не менее важны. Речь идет о системном мышлении, ориентации на результат, управлении собой, сотрудничестве, клиентоцентричности. Без всего этого сложно быть успешным в развивающейся организации. Кроме того, важны умение учиться, толерантность к неопределенности, любознательность. Эти качества определяют успешность человека в постоянно меняющемся мире.
Насколько перспективно быть гуманитарием
Традиционно считается, что люди с базовым математическим и техническим образованием имеют больше шансов на успех, так как им переучиться на гуманитарные профессии легче, чем гуманитарию стать, например, специалистом по робототехнике. И да, в настоящее время дефицитными являются в основном ИТ-специальности: разработчики программного обеспечения, специалисты по анализу данных, профессионалы в кибербезопасности. Высоким уровнем цифровых навыков должны обладать и люди, владеющие профессиями на стыке гуманитарных и технических: дизайнеры, «владельцы продуктов», agile-коучи, исследователи клиентского опыта, маркетологи и т.д.
Какие книги по саморазвитию популярны в России — 6 трендов
В пандемию усилился спрос на личностный рост. Занятые люди все чаще предпочитают нон-фикшен художественной прозе. Лана Басаргина и Муслим Чеченов (продюсерское агентство и издательство Bookwings) рассказывают о трендах бизнес-литературы и дают список книг
Читать на РБК Pro
Но высокая цифровизация, постоянные изменения, распространение удаленного характера работы негативно влияют на людей (а значит, и команд). Вплоть до того, что они теряют ощущение социального благополучия. Поэтому сейчас востребованы специалисты в области психологического консультирования, развития команд, разработки программ благополучия сотрудников (well-being). Эти профессии в ближайшем десятилетии пополнят список дефицитных.
Что делать организациям
В начале 2020 года на Всемирном экономическом форуме переобучение (reskilling) назвали одним из главных трендов и ключевым приоритетом для успешного развития экономики и общества. Это логично, ведь перед организациями уже несколько лет стоят три ключевых вопроса:
- Что делать с людьми, которые остаются без работы?
- Как выиграть борьбу за таланты в дефицитных специальностях?
- Как готовить к будущему сотрудников, чтобы сокращать разрыв между имеющимися и востребованными навыками?
Как организации учатся принимать эти вызовы?
Во-первых, используют так называемый наджинг (nudging — в переводе с английского «мягкое поддталкивание») — рассказывают истории успеха карьеры после переобучения, делают обязательным обучение цифровым навыкам для всех, внедряют привилегии для специалистов цифровых профессий (например, более широкий диапазон возможного изменения зарплаты). Ведущие компании внедряют «модель компетенций» — описание ожидаемых знаний, навыков, качеств, которые помогут достигать стратегических целей.
Во-вторых, предлагают все больше возможностей для переобучения как на востребованные, так и на специальные, дефицитные специальности без отрыва от работы. Кроме того, доступны так называемые саббатикалы (творческий отпуск) для обучения и перезагрузки.
В-третьих, учатся управлять потоками сотрудников между исчезающими и востребованными профессиями.
Что делать каждому из нас
Во-первых, надо признать факт, что учиться надо постоянно.
Существует точка зрения, что с возрастом надо больше инвестировать в развитие того, что у тебя получается хорошо, не теряя времени на то, в чем ты уже никогда не будешь лучшим. Этот принцип может сработать тогда, когда у тебя одна карьера и ты ее рассчитываешь не больше чем на 15–20 лет. Но мы живем в реальности, когда у нас есть шанс в течение жизни сделать две или три карьеры, поэтому выходить на новый виток стадии осознанной некомпетентности очень полезно. Мне, например, как психологу и эйчару, хотелось бы всю жизнь совершенствовать навыки коучинга, но приходится учиться управлению продуктом и программированию, так как нет шанса остаться в любимой профессии без этих новых навыков.
Во-вторых, использовать возможности.
Мы живем в уникальный период, такого их количества для развития не было никогда. Можно выбрать удобный способ обучения: подкасты, фильмы, мастерские, «марафоны», индивидуальные уроки, электронные курсы и образовательные видео.
В-третьих, учиться на рабочем месте уже сейчас.
Даже если вас еще не захватила цифровизация, подумайте, какую проблему вы могли бы решить с помощью технологий. Рассмотрите возможности карьерных переходов с временным понижением дохода, но с перспективой (воспринимать себя в такой ситуации можно как студента с высокой стипендией). Не бойтесь полностью поменять профессию, даже если вам сильно за 50 — мы уже видим много таких успешных примеров.
Вам также может быть интересно видео РБК Pro
Управление карьерой: как менеджеру построить личный бренд
Спикер: Наталья Лунёва. Консультант по управлению репутацией и личным брендом, основатель Yourflow productive communications.
- Почему личный бренд важен.
- Построение личного бренда: с чего начать.
- Ядро личного бренда
Источник
Будущее без правил. Как изменится рынок труда и системы управления
Человек привык строить свою жизнь последовательно. Эта эволюционная защита дана нам для того, чтобы создавать иллюзию управления постоянно меняющимся и непредсказуемым миром. Людям кажется, что если ограничить какую-то часть жизни и выработать некие правила своего бытия, то удастся избежать ошибок и гарантировать успех. Особенно если в прошлом получалось добиться успеха при соблюдении этих правил.
Манипуляторы всех времен хорошо знают это свойство человеческой натуры (стремление строить свою жизнь последовательно по каким-то «правилам»). На нем основаны все аппараты подавления и контроля — от государственного управления до религиозных течений, от корпоративных игрищ до внутрисемейных отношений. Так было всегда, но так больше не будет. И в этом утверждении содержится одновременно и хороший и плохой смысл одной и той же новости.
Цифровая среда
Хороший — потому что сейчас создаются новые форматы отношений между людьми, которые просто невозможно было себе представить в доцифровую эпоху. Плохой — потому что правила сейчас внутри разных социумов меняются так быстро, что человек просто не успевает выстроить результативное поведение. А потому часто мечется как кошка на пожаре, стараясь бежать во все стороны одновременно и никуда не успевая в итоге. Развитие интернета, цифровых технологий, социальных сетей, информационного обмена радикально изменили среду обитания людей.
Трансформация поведения, продиктованная изменением среды, затронула все сферы человеческой деятельности. Еще совсем недавно предполагалось, что работодатель должен вовремя платить работнику зарплату, а тот взамен обязан быть весь день на работе и трудиться по специальности. И оба были уверены, что нормальные, «правильные» отношения — это когда один предоставляет работу, условия труда и жалованье, а второй трудится и старается достичь профессионального результата. Сейчас же невозможно нанять мало-мальски квалифицированного работника просто за жалованье — нужно еще обеспечить ему какой-то особый смысл труда.
Иерархия спроса
Поиски смысла в своей профессии и деятельности обычно настигают человека тогда, когда возникает несоответствие между внутренним ощущением «как надо» и внешней задачей «что надо». И чаще всего такой диссонанс связан с тем, что профессия или деятельность в ее изначальном варианте устарела и не может ответить вызовам рынка. Чем меньше востребован специалист в новых форматах производственных систем, тем больше времени он тратит на поиски особого смысла в своей деятельности и места своей профессии в иерархии спроса.
В то же время новые технологии рождают высокий спрос на специалистов, которых либо очень мало, либо нет вообще. Профессии не поспевают за информационным потоком. Не говоря об образовательной системе, которая консервативна по своей сути, а потому не в состоянии готовить тех специалистов, которые будут нужны рынку к моменту окончания курса обучения. Поэтому наиболее толковые люди активно используют возможности интернета для самообразования и не считают наличие формального диплома гарантией умений.
Охота за головами
Разрыв между тем, что нужно рынку, работодателям, бизнесу, и тем, что на рынке есть, нарастает. Повальная «охота за головами» приводит к не всегда достойным способам переманивания сотрудников внутри отраслей и между отраслями. И вынуждает работодателей конкурировать между собой не за содержание труда и его условия, а за потенциальные капризы работников. И вот уже офисы все больше напоминают то ли фитнес-клубы, то ли детские площадки. А отсутствие на корпоративной кухне разнообразия «печенек» и смузи — за счет работодателя, естественно, — воспринимается как жлобство.
Забавно то, что и эта мода недолговечна — и не успеют работодатели привыкнуть к слову «осознанность» и потратиться на «вовлеченность», как это все уже перестает работать. Развитие мировой сети и скорость информационного обмена ставят во главу угла любого продукта или сервиса единственный критерий — скорость. Если вникать во что-то нужно дольше нескольких минут — «ой, все!», найдутся дела поинтереснее. И подинамичнее.
Если еще 10 лет назад доставка товара в течение недели была нормой, то сейчас, если товар или услугу не доставят в день заказа, это как минимум странно. А перенос на день-два от назначенного срока возмущает. Да что там, даже задержка на час раздражает. И это очень хорошо: люди спрессовывают время своего существования, насыщают его различными событиями и живут значительно более информационно плотную жизнь, чем не только поколение их родителей, но даже поколение старших сестер и братьев.
Портрет современника
Но если представить себе самодостаточного, самообразованного, быстрого современника, экономящего каждую минуту своего времени, как типовой портрет работника, то понятно, что подходы к управлению тоже изменятся.
Что будет происходить, а точнее, что происходит прямо сейчас, пока вы читаете этот текст?
1. Офисы будут становиться все более виртуальными, офисные здания будут не нужны — и вкладываться в их строительство было бессмысленно еще пять лет назад, не то что сейчас.
2. Система присутствия «на работе с девяти до шести с перерывом на обед» ушла в прошлое, отдельные реликты жить будут недолго. Гибкий график, удаленные или динамичные рабочие места — это ближе к реальности, но тоже сугубо временно. Потому что автоматизация предприятий идет во всех отраслях и очень быстро. Ожидается высвобождение большого количества «ненужных» людей.
3. Тратиться на «вовлеченность и осознанность» будут только те, кто жил в последние 20 лет в глухой тайге и только вышел в бизнес-свет, накопив денег на сборе кедровых орехов. Потому что все остальные будут понимать, что никакая вовлеченность не формируется извне, а за внутренние ощущения индивида он сам и платит. Не ему платят, а он платит — если хочет.
4. Масса профессий исчезнет: одни за ненадобностью (как вымерли телефонистки или секретари-машинистки), другие в связи с развитием аутсорса и опять же автоматизацией (рекрутеры, бухгалтеры, водители, а некоторые прогнозы утверждают, что и врачи).
5. Люди будут работать в нескольких проектах одновременно, причем у разных работодателей в разных городах и странах. Это происходит и сейчас, и доля «многостаночников» среди персонала предприятия будет расти.
6. Люди будут зарабатывать в проектах столько, сколько им нужно для поддержания привычного образа жизни, и тратить тут же, не накапливая. Статусность иерархии (ценность названия «директор») уйдет в прошлое, привлекательность центростремительных и вертикальных карьер снизится до нуля, принадлежность к какому-то одному бренду или компании будет считаться ограниченностью и невостребованностью (уже так происходит).
7. Вообще границы будут исчезать — между отраслями, предприятиями, городами, странами, полами, поколениями, расами, религиями и пр. Информационный виртуальный мир, к которому мы очень быстро идем, — без границ и вне границ. Любые искусственные попытки притормозить этот процесс будут неуспешны на горизонте в 3-5 лет.
8. Все, что может идти в online, должно туда идти. Все, что не может, — тоже.
9. Трата времени «на дорогу» — в офис, на деловую встречу и прочее — будет вскоре восприниматься так же иронично, как использование факса для связи. Люди либо будут работать из дома (из ближайшего кафе), либо селиться рядом с офисом (выбирать офис рядом с жильем, если к жилью привязаны).
10. Наличие жилья, автомобиля, яхты и т. д. в собственности станет анахронизмом — отсюда прогнозируемое углубление кризиса на рынке недвижимости, производства автомобилей и в люксовом сегменте, чего бы он ни касался. Вообще люкс окончательно станет компенсационным уделом не очень развитых людей.
11. Изменятся мировые валюты, а с ними и способы заработка, инвестирования и др. Накопление денег будет бессмысленным, финансовые институты в их классическом варианте (банки) умрут — процесс начался, мы его наблюдаем.
Будущее без правил и принципов
Иерархические системы управления уходят в прошлое у нас на глазах. А с ними уходит время «правил» и «принципов», уютно защищавших еще совсем недавно от непредсказуемой жизни. Люди не успевают привыкнуть к реалиям нового мира, как они снова меняются. В период перемен выигрывает тот, кто планирует деятельность на управляемом небольшом отрезке, определяя далее только направление своих усилий. И внимательно смотрит на ситуацию, приближаясь к очередной реперной точке. В теории хаоса есть понятие точки бифуркации — критической точки системы, из которой ее развитие далее может пойти разными путями. Но главное — система не будет прежней. Время ее относительной устойчивости закончилось.
Мир находится в точке бифуркации. Далее может быть все что угодно, но только не так, как было раньше. По-моему, это прекрасно — мы живем в концентрате новых возможностей, которые можно увидеть, если не поворачиваться к будущему затылком, ностальгически разглядывая прошлое.
Источник