Как чувствует себя главный герой повести почему белые ночи

Достоевский «Белые ночи». помогите пожалуйста! вопросы внутри.

Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский.
С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой — подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу» .
«Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, забыть, где я, как вдруг очутился у заставы.. .Точно я вдруг очутился в Италии, — так сильно поразила природа меня, полубольного горожанина, чуть не задохнувшегося в городских стенах.. .Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской при- роде, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами. »
В темных петербургских углах, куда никогда не заглядывает солнце, прячется бедный мечтатель, всегда сконфуженный, чувствующий себя виноватым, с нелепыми манерами, бестолковой речью, доходящий до самоуничтожения. Герой рисует автопортрет: измятый, замызганный котенок, который, отфыркиваясь, с обидой и одновременно враждой взирает на природу и даже «на подачку с господского обеда» , принесенную сердобольной ключницей.
Герою неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки, ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки — единственное, что от может получить от жизни. Любовь мечтателя к Настеньке бескорыстна, доверчива и так же чиста, как белые ночи. Это чувство спасает героя от «греха» мечтательства и утоляет жажду настоящей жизни. Но участь его печальна. Он снова одинок. Однако безысходного трагизма в повести нет. Мечтатель благословляет свою возлюбленную: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! »

В одну из петербургских белых ночей происходит встреча и знакомство мечтателя с Настенькой. Он сразу же раскрывает ей всё о себе, о своей однообразной, на первый взгляд, жизни. Она отвечает ему взаимностью, и тут, сам того не замечая, мечтатель влюбляется всё сильнее и сильнее в Настеньку. Конечно же, она понимает, чувствует его любовь к себе. При помощи их взаимоотношений, автор раскрывает пред нами множество тем: тема любви, ненависти, обмана, предательства. И вот, когда мечтатель и Настенька уже признались друг другу в своих чувствах, как появляется третий герой, о котором мы многое уже знаем из рассказов Настеньки. Ей приходится делать тяжёлый, не только для себя, но и для остальных героев выбор. До этого мечтатель был очень счастлив: он был счастлив в своих романах, которые он создавал в мечтах, а потом он встретил Настеньку. Но это счастье, реальное, оказалось недолгим. Настенька всё-таки уходит с прежним влюблённым, а мечтатель «долго стоял и смотрел им вслед…» . Но почему же мечтатель не подумал о себе, о своём будущем, о своём одиночестве и даже не попытался ничего сделать, чтобы Настенька осталась с ним? Может быть, всё дело в нём самом, в его характере? Мечтатель знаком со всем Петербургом, но как знаком? За все восемь лет, что он уже живёт в Петербурге, он ещё не свёл ни одного знакомства. Зато ему знакомы все дома, улицы, и, как он считает, он знает многих людей. Он относит себя к определённому типу людей. Он говорит, что мечтатель – какое-то существо среднего рода. Он живёт своей жизнью.

Источник

Смысл произведения Достоевского «Белые ночи»

«Белые ночи» — это известное произведение русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского, разделённое на 4 маленьких рассказа. Суть произведения заключается в том, что писатель крайне интересно и талантливо преподносит белые ночи и утро, как бы изображая метафору пробуждения. Таким образом, в романе появляется неописуемая динамика.

В школах и ВУЗах принято говорит о Достоевском, как об авторе великого «Пятикнижия» или как о гениальном психологе и философе, соревновавшемся с Тургеневым и являвшимся кумиром Ницше. Но жаль, что не все и не всегда вспоминают про его «белые ночи». Возможно, всё дело в жанре, ведь произведение написано по лекалам сентиментального романа, нежели остальные романы и рассказы Достоевского. Правда, именно этот выбранный жанр помогает Фёдору Михайловичу добиться нужного настроения, шарма, антуража и атмосферы Петербурга, погрязшего в таких красивых, но хмурых белых ночах.

Читайте также:  Мамина радость схемы вышивок

Смысл повести заключается в изображении возможности человеческого счастья даже среди маленьких и одиноких людей, мечтающих о простой любви и высоких чувствах. Главный принцип произведения – идея огромного города и, казалось бы, маленьких людей, живущих в нём, страдающих, печальных, грустных, но мечтающих о чём-то большем, как минимум об обычном человеческом счастье. Конец 19 века ознаменовался для Петербурга подобной обстановкой, неустойчивый социальный уклад. Большинство молодых людей ощущала себя ненужно, угнетено, несчастно. Они чувствовали себя одинокими людьми, бесцельными и безыдейными. Достоевскому удачно удаётся передать это настроение в своём произведение. Как истинный мастер и гений, он показывает реальную ситуацию, пожалуй, даже вечную и возможно актуальную до сих пор.

Главные герои романа «маленькие люди» — это Настя и мечтатель. Люди живут спокойно, скромно, одиноко. Часто грустят, скучают, но заглушают свою боль в фантазиях и мечтах. К примеру, Настенька разговаривает только со своей бабулей и соседями, живущими в их доме. Мечтатель часто общается только сослуживцами, но назвать их общение дружеским довольно сложно. Уход с головой в мечты помогает скрасить скучную серость жизни.

По – большому счёту Петербург – это 3 герой произведения после Насти и мечтателя. Это собеседник, друг и верный товарищ персонажей, а также автора, то есть Достоевского. Создаётся ощущение, что будто бы сам город понимает страдания персонажей и сопереживает им. Таким образом, у Фёдора Михайловича получается создать романтические нотки в романе, что перекликается с названием романа «Белые ночи».

В романе Достоевский также исследует тему любви, он показывает это на примере главных героев. Настя любит одного молодого человека, питает к нему самые тёплые чувства. В это самое время в неё влюблён Мечтатель, правда, он не получает ответных симпатий от милой красивой девушки Насти. Достоевский показывает Мечтателя, как героя, который всё равно хранит свои чувства к Насте, пускай она к нему и холодна. Любой другой бы злился и обижался на такое событие, но Мечтатель наоборот показывает благородство и благодарность, считая, что второе качество должно присутствовать всегда. Он благодарен Насте как минимум тем, что та уделила ему секунду, минуту, один взгляд. Уже за это он готов сказать спасибо.

Как никогда Достоевскому удаётся показывать милую интересную любовную линию, пропитанную минималистичным стилем. Автор буквально говорит: главное, чтобы в вас жила любовь, а ответчик всегда найдётся. Мечтатель уважительно относится к своим чувствам, поэтому благодарен Насте. Достоевский как бы намекаем, однажды и ему улыбнётся удача, если он будет оставаться благородным человеком.

Главная идея романа «Белые ночи» заключается в том, что большинство молодых людей из-за серых будней часто закрываются в себе, уходя в мир фантазий и мечтаний. В этом огромная социальная проблема, ведь вместо того, чтобы что-то сделать в мире реальном, они переключается на то, что никогда по итогу не сбудется. Этим молодым людям крайне свойственно витать в облаках, они замыкаются в одиночестве, заводят себя в намеренные рамки и ограничения.

Именно в этом заключается основной посыл романа Достоевского «Белые ночи». Надеюсь, теперь вы знаете в чём смысл этого сложного произведения. Ну, а если вы ещё не читали данный роман, то срочно исправляйте это и отправляйтесь в увлекательное путешествие по Петербургу во время белых ночей. Мир Достоевского уникален. Всем удачи, читайте только хорошую литературу!

Источник

Ф. М. Достоевский «Белые ночи»: характеристика героев, анализ

В повести Достоевского «Белые ночи» рассказывается о двух молодых людях, страдающих от неразделенной любви. Главные герои «Белых ночей» – мечтатель и Настенька, которые познакомились в период белых ночей Петербурга, и стали по-дружески встречаться. Мечтатель влюбился в девушку, а Настенька рассказывает ему о своей любви к другому человеку. Мечтатель молча любит девушку, мечтая о ее любви. Произведение писателя написано в жанре сентиментализма и натурализма, в «Белых ночах» герои социальны, они принадлежат к когорте маленьких людей, зависящих от причин и обстоятельств.

Главные герои

Мечтатель

Молодой петербуржец, около 30-ти лет. Имеет хорошее образование, служит, видимо, в какой – то мелкой конторе, так как жалование у него очень низкое. Это настоящий «маленький человек» – ничем не интересуется, ни к чему не стремится, мечтателя все устраивает, даже паутина в углах комнаты не мешает. Он незаметный и ненужный человек. Вся его жизнь превратилась в сплошные мечты, он не способен на действия, предпочитая находиться в постоянных грезах, в своем маленьком, призрачном мире.

Читайте также:  Как реанимировать свои чувства

Настенька

Является полной противоположностью главного героя рассказа. Ей 17 лет, это жизнерадостная, бойкая девушка, в отличие от мечтателя, трезво смотрит на жизнь. Она живет под строгим надзором, и всеми силами пытается вырваться из этой скучной и однообразной жизни. Ее планы заходят далеко вперед, она для себя сама ставит цель, и устремлено движется к ней. Когда у них появился новый жилец, молодой человек, Настя все силы устремляет на него. Видя его нерешительность, она собирает свои вещи, и сама идет к нему. После его отъезда, ждет его, когда жилец не отвечает на ее письма, она согласна выйти замуж за другого.

Новый жилец

Молодой человек, симпатичный, не торгуясь, снял комнату в доме Настеньки. Увидев, как скучно живется молодой девушке, он предлагает ей книги для чтения, несколько раз приглашает вместе с бабушкой в театр. Он ведет себя тактично и деликатно, не представляет, что на него открыта охота. Когда он собрался уезжать в Москву, Настя пришла к нему с вещами, поставив перед фактом, и не оставляя выбора. Обещает вернуться через год, и, если Настя не передумает, женится на ней.

Второстепенные персонажи

Бабушка

Старая, слепая женщина. Когда-то была богатой дамой, а теперь живет тем, что сдает комнату жильцам. С малых лет воспитывает Настеньку, оставшуюся сиротой. Научила внучку французскому языку, чтобы она стала образованной, нанимала ей учителей. Старается, чтобы внучка выросла добродетельной и высоконравственной девушкой. Не позволяет ей уходить из дома, читать безнравственную литературу. Заботясь о ее будущем, мечтает сдать комнату молодому, достойному человеку.

Господин во фраке

Искатель приключений, мужчина солидного возраста. Бродил по городу, видимо, с целью поразвлечься. Увидел одинокую девушку, находившуюся на улице в такой поздний час, и решил попытать счастья. Ему помешал мечтатель, который случайно оказался поблизости, с увесистой палкой в руках. Недоволен таким исходом дела, громко возмущается. Господин во фраке стал причиной знакомства молодых людей.

Матрена

Служанка мечтателя, пожилая, неряшливая женщина. Занимается хозяйством в квартире молодого человека.

Фекла

Домработница в доме бабушки Насти, глухая женщина.

Анализ «Белые ночи»

  • Год написания – 1848 год.
  • История создания – Сразу после написания роман был опубликован в журнале «Отечественные записки». Посвящен близкому другу писателя – Алексею Плещееву.
  • Тема – Любовь, одиночество, поиск смысла жизни. Однако центральной является тема так называемых «мечтателей» – одиноких молодых людей, живущих в иллюзорном мире, но при этом нуждающихся в реальных событиях и невыдуманных чувствах.
  • Композиция – Произведение состоит из пяти глав: четыре из них представляют собой нумерацию петербургских ночей, в то время как последняя названа «Утро».
  • Жанр – Повесть.
  • Направление – Сентиментализм.

История создания

К написанию романа Федор Михайлович приступил в конце 1847 года, и уже в 1848 году произведение было опубликовано в литературном журнале «Отечественные записки».

В раннем творчестве Достоевского отслеживается явный интерес писателя к теме «петербургских мечтателей». Именно ей посвятил он в 1847 году несколько своих фельетонов, вошедших в сборник «Петербургская летопись». Однако эти статьи были опубликованы Федором Михайловичем практически анонимно, поскольку подписывал он фельетоны одними лишь буквами – «Ф. М.». Позже выяснилось, что часть материала из сборника была использована писателем во время работы над романом. В частности, это были характеристики героев и описание быта.

Свой роман Достоевский посвятил близкому другу – писателю и поэту Алексею Плещееву.

Сюжет

За восемь лет жизни в Петербурге герою не удается завести друзей или просто хороших знакомых. Одиночество становится его верным и единственным спутником. Он отличается замкнутым, нелюдимым, но при этом мечтательным и романтичным характером.

Однажды герой замечает на берегу канала плачущую девушку. Он защищает ее от приставаний пьяного мужчины, и таким образом знакомится с ней. Молодой человек просит ее о свидании, и незнакомка соглашается. Настя рассказывает о себе, своей скромной жизни. Мечтатель замечает, как много общего таят в себе их души.

Настя живет со старенькой бабушкой. Однажды у них снимает комнату молодой человек, вежливый и обходительный. Настя влюбляется в него, и молодой человек обещает на ней жениться, как только вернется в Петербург из дальней поездки. Настя признается своему новому другу, что любимый уже вернулся в город, но до сих пор не навестил ее. Именно по этой причине она горько плакала на днях. Герой обещает передать письмо жениху Настеньки через общих знакомых.

Читайте также:  Что такое хозяин своих эмоций

Настя хочет позабыть своего возлюбленного, который обманул ее. Девушка начинает привязываться к мечтателю, они вместе строят планы на жизнь. Но неожиданно появляется пропавший жених, и вскоре герой получает письмо с приглашением на свадьбу.

Центральная тема произведения – одиночество в большом городе. Подобное состояние было весьма распространено в Петербурге образца середины XIX века, чему способствовала нестабильная социальная ситуация в городе. Как следствие, большинство молодых людей чувствовали себя одинокими и глубоко несчастными, утратившими смысл жизни.

Настенька и Мечтатель – типичные представители «маленьких людей». Они живут простой, скромной и безыскусной жизнью. Круг их общения чрезвычайно узок: Мечтатель общался лишь с сослуживцами, а Настенька – с бабушкой и жильцами. Чтобы уйти от серой реальности и на время позабыть о насущных проблемах, молодые люди перешли в разряд «мечтателей», с головой погружаясь в собственные фантазии.

Тема любви раскрывается в произведении сквозь призму чувств Настеньки к ее возлюбленному, и безответную любовь Мечтателя к хрупкой девушке. Последний не злится на Настеньку, обвиняя ее во всех своих бедах, когда та оставляет его в полном одиночестве. Напротив, он приходит к выводу, что нужно быть благодарным даже за те минуты счастья, которые она ему подарила. Он с бережностью вынашивает свою идею счастья – пусть в его жизни будут лишь крупицы истинного блаженства, но он навсегда сохранит их в своей душе.

Основная мысль произведения – оторванность «мечтателей» от реального мира, их неспособность жить среди людей и получать радость жизни от простых, обыденных вещей. Предпочитая витать в облаках, они неизбежно обрекают себя на одиночество.

Композиция

Особенность композиции романа заключается в интересном построении сюжета: первые четыре из пяти глав посвящены петербургским ночам, в то время как последняя глава называется «Утро».

Это как нельзя более точно отражает динамику развития сюжетной линии – от сна к пробуждению.

Построение носит символически характер. На фоне романтических белых ночей Петербурга читателю открываются все стадии влюбленности главного героя в Настеньку, все его мечты и душевные переживания. Но, в итоге, неизбежно наступает «утро» – момент прозрения, которое становится для Мечтателя личной драмой. Он уже обрел любовь, пусть и неразделенную, но такую сладостную. И теперь он вынужден распрощаться с ней навеки – безжалостное утро рассеивает пустые фантазии, но вместе с тем дарит надежду на светлое будущее.

Произведение наполнено различными художественными приемами и средствами. Так, Федор Михайлович искусно использует метод параллелизма: практически каждая глава начинается с детального описания природы, которое дает невольную подсказку на то, как закончится данная глава – весело или печально.

Помимо двух главных героев – Мечтателя и Настеньки, в произведении незримо присутствует третий персонаж, создающий особую атмосферу. Это – Петербург, выступающий в роли собеседника и старого приятеля рассказчика. Город чутко отзывается на внутренние переживания Мечтателя, создавая непередаваемо прекрасный антураж к его романтическому настроению и оправдывая смысл названия произведения – «Белые ночи».

Проводя в «Белых ночах» анализ произведения, следует отметить, что оно написано в жанре повести. Но сам автор настаивал на его принадлежности к сентиментальному роману.

Специфика направления сентиментализма заключается в том, что в центре внимания оказываются душевные переживания, эмоции и чувства главных героев. Они могут быть вполне реалистичными, поскольку образы Настеньки и Мечтателя как нельзя более точно подходят под описание любимой писателем категории «маленьких людей». Однако в романе они показаны излишне идеализированными, их отношения утопичны.

В романе Достоевского «Белые ночи» герои не находятся в конфликте с окружающей средой: она их не подавляет и не вынуждает направлять все свои силы на сопротивление. В центре внимания – внутренний мир персонажей, их душевные порывы и чувства.

Кроме того, терзания Мечтателя не приводят к трагической концовке. Напротив, даже потерпев неудачу на любовном фронте, он благодарен судьбе даже за призрачный намек на счастье, которое ему выпало. Герой находится в полной гармонии с самим собой, что еще раз доказывает принадлежность романа к направлению сентиментализма.

Источник

Оцените статью