Как чувствует себя герой во время путешествия цитата

И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Предложенный фрагмент урока литературы в 11 классе представляет собой анализ рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Диалог учащихся с учителем и писателем поможет пониманию произведения, осознанию его актуальности.

Скачать:

Вложение Размер
gospodin_iz_san-francisko.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагменты урока литературы в 11 классе.

И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско».

Твой труд переживёт тебя, поэт,

Переживут творца его творенья,

Живого не утратит выраженья

С тебя когда-то списанный портрет –

И станешь ты незримый, бестелесный,

Мечтою, мыслью, сказкою чудесной.

Так о поэте, творце говорил И.А.Бунин. Но эти слова можно отнести и к самому Ивану Алексеевичу.

(Его произведения не оставляют равнодушными, будят мысли.)

В бунинских произведениях всё имеет глубинный смысл, нет ни одного лишнего слова, точки, запятой.

Бунин говорил: «Как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной». И это слово приобретает свою мелодию с самого начала – с названия.

— Вслушайтесь в названия произведений Бунина: «Тёмные аллеи», «Баллада», «Поздний час», «Холодная осень», «Тишина», «Антоновские яблоки», «Заря всю ночь».

— В чём, по-вашему, их особенность?

( В названиях ощущается особый лиризм; слышна затаённая грусть, тоска по ушедшему. Они поэтичны, музыкальны).

— Переданы ли эти чувства в названии рассказа «Господин из Сан-Франциско»?

(Речь идёт о жизни, в которой нет места прекрасному).

— Коротко перескажите содержание рассказа.

— Случайно ли ослаблен сюжет? Почему достаточно нескольких предложений, чтобы его передать?

( Бунина не интересует, что делает герой, автор пытается понять, почему он так действует).

Почему автор не называет своего героя по имени?

(Имя – индивидуальная отличительная особенность человека, выделяющая его из множества людей. Для ниже его стоящих он и так Господин, а из равных себе он выделяться не хочет. Он строит свою жизнь по чужому образцу. Нет индивидуальности).

— Прочитайте описание портрета главного героя. Кого напоминает этот персонаж?

(Божество, идол, болван).

— Какое чувство возникает у читателя?

(Золотой идол, бездушный, мёртвый, существо, кукла, действующая по заданной программе).

Бунин очень внимателен к детали. Мы успели это заметить.

— Что понимает герой под словами «наслаждаться жизнью»? Найдите «говорящие» детали.

— В чём суть наслаждений?

(материальное благо, плотские утехи).

— Как строил свою жизнь Господин?

— Как автор относится к такой жизни?

— В каком году Бунин пишет этот рассказ? Какое событие повлияло на настроение автора?

(1915 год, идёт Первая мировая война).

— Таким образом проявляется гражданская позиция Бунина: он считает, что эта война «отрезвит людей и многое изменит в их жизни к лучшему». Рассказ, в котором показан вопиющий мир фальши и эгоизма, бездуховности и равнодушия, должен заставить людей взглянуть на мир другими глазами.

— Приглядимся повнимательнее к обществу на пароходе.

— Что оно собою представляет?

-Какое средство художественной выразительности помогает автору в описании?

(антитеза, контраст, противопоставление)

— Чем интересен образ капитана?

(Это человек, от которого сейчас почти всё зависит. В его руках жизни пассажиров. Он незаменим).

— Как чувствует себя герой во время путешествия?

— Почему он так мало говорит?

— Прочитайте его реплики.

(Господин живёт по определённому порядку, который нельзя прервать. Всё сводится к телесным чревоугодным наслаждениям. Он купил эту жизнь).

— Однако… У Бунина возникает это однако.

-Что нарушает заведённый на корабле порядок? Что мешает Господину жить по заданной программе?

(Природа, она устанавливает свои законы и порядки, её нельзя купить).

— Природа и человек вступают в противоборство. Кто победит? Почему?

Докажите, что природа победила.

— Природа сотворила чудо: она превратила Господина в человека. Как теперь называют Господина?

— В чём теперь он видит наслаждение?

(в ложке супа, глотке вина; оказывается, человеку так мало надо).

— Какие мотивы усиливаются в рассказе?

(трагизм, ощущение катастрофы).

— Прочитайте второй портрет героя. Кого мы теперь видим?

Природа сотворила чудо: она превратила Господина в человека. Это уже не идол золота, а больной старик, который цепляется за жизнь, долго и неохотно уходит из жизни. Теперь он понимает, что в жизни ничего нельзя откладывать на будущее, потому что его может просто не быть.

— В чём видит «истинное наслаждение жизнью» Бунин?

— На протяжении рассказа нас сопровождают символы. Попробуем их «расшифровать».

— Корабль «Атлантида» — катастрофа (погибший материк).

Господин – идол золота, «золотой болван».

Корабельный трюм – преисподняя, чистилище, ад.

Капитан – держатель судеб. Начальник над трюмом. Властитель Господ.

Кольцевая композиция подчеркивает бессмысленность движения, обречённость.

Дьявол, следящий за кораблём. Корабль велик, он создан гордыней. Он – дьявол.

Господин = идолы золота

Капитан = держатель судеб

Трюм = чистилище, ад

Смерть Господина = крушение идола

Ящик из-под содовой

Трюм – ад – ящик из-под содовой

— О чём этот рассказ? Какова его идея?

Это рассказ-предостережение. Попытка разобраться, для чего человек живёт, что по-настоящему ценно на земле; действительно ли всё можно купить или есть что-то важнее богатства.

— Подведём итог разговора. Жизнь и существование по Бунину…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал содержит историю создания, определение темы, идеи, проблемы произведения, а также помогает в выявлении особенностей композиции, рассматривает образ героя, выделяет символику расс.

Вопросы к рассказам И.А.Бунина даются учащимся при подготовке к семинару, обобщающему творчество данного автора. Это помогает учащимся обобщить свои знания по теме и провести аналитическую работу.

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса.

Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет .

Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет .

Характеристика господина из Сан-Франциско, описание его внешности, характера, идеалов.

Источник

Ребят помогите с литрой пожалуйста ответе на эти вопросы при помощи цитат и прокомментируйте 1.Что мы знаем о жизни героя «Господин из Сан- Франциско» 2.Отношение автора к этой жизни 3.Что представляет собой общество на пароходе и в трюме 4.Смысл образа капитана 5,Что обозначает образ океана 6,Почему герой так мало говорит

1. Он работал всю жизнь , чтобы отправится в путешествия ради развлечения , его цели лишь материальные : есть дорогую еду , пить дорогие напитки и развлекаться с молодыми «феечками» .

2. Автор даже не дает имя главному герою , поскольку считает его жизнь бессмысленной , он подчеркивает что герой не живет а лишь существует . По мнению Бунина , такие люди ничего из себя не представляют после смерти. Нас это наталкивает на вопрос в чем смысл жизни этих людей Его нет .

3. Это люди разные по статусу , на пароходе находятся богачи, а в трюме слуги . Первые только и делают , что веселятся и тратят свои деньги на развлечения. Вторые живут в трюме , они только и думают , что о завтрашнем дне. Но и у тех и у тех есть кое-что общее , они живут не настоящей жизнью : богатые люди не имеют настоящих чувств , все что происходит вокруг них это сего-лишь фальшь , которую они имеют благодаря деньгам, а слугам нельзя выражать свои искренние эмоции, они ненавидят богачей , но должны пресмыкаться перед ними , выполнять все их просьбы , чтобы заработать .

4. Символичен образ капитана корабля, которого автор сравнивает с языческим богом в начале и в конце рассказа. По внешнему виду этот человек действительно похож на идола: рыжий, чудовищной величины и грузности, в морском мундире с широкими золотыми нашивками. Он, как и положено богу, живёт в капитанской каюте — наивысшей точке корабля, куда запрещён вход пассажирам, он редко показывается на людях, но пассажиры безоговорочно верят в его власть и знания. А сам капитан, будучи всё-таки человеком, чувствует себя очень неуверенно в бушующем океане и надеется на телеграфный аппарат, стоящий в соседней каюте-радиорубке.

5.Огромный мир природы, самого Бытия, всего сущего, воплощением которого становятся в рассказе Бунина Италия и океан. Образ океана восходит к мифологическому образу воды как первоначальной стихии бытия, породившей жизнь и смерть. Шторм показывает , что погоду за деньги не купишь, и что богатые люди на корабле , хоть и возомнили себя богами , океан символизирует , то , что они так-же являются частью этой природы .

Источник

6-ть вопросов о рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

1.Он мечтал отдохнуть, но во время путешествия был
раздражительным, напряженным.
Чувствовал «себя так, как и подобало ему, — совсем стариком»
и с раздражением думал о цели своего путешествия – об Италии
2. Жизнь его доведена до автоматизма, ему нет
необходимости напрягаться, слуги предупреждают
любое его желание, раз и навсегда заведенный порядок
жизни невозможно прервать.
Всё сводится к телесным чревоугодным наслаждениям.
3. во время остановки на Капри, когда вся семья готовилась
к роскошному обеду.
«Побрившись, вымывшись, ладно вставив несколько зубов,
он, стоя перед зеркалами, смочил и прибрал щетками
в серебряной оправе остатки жемчужных волос вокруг
смугло-желтого черепа, натянул на крепкое старческое
тело с полнеющей от усиленного питания талией
кремовое шелковое трико, а на сухие ноги с плоскими
ступнями — черные шелковые носки и бальные туфли,
приседая, привел в порядок высоко подтянутые
шелковыми помочами черные брюки и белоснежную,
с выпятившейся грудью рубашку, вправил в блестящие
манжеты запонки и стал мучиться с ловлей под твердым
воротничком запонки шейной.
Пол еще качался под ним, кончикам пальцев было очень
больно, запонка порой крепко кусала дряблую кожицу
в углублении под кадыком, но он был настойчив и наконец,
с сияющими от напряжения глазами, весь сизый от
сдавившего ему горло, не в меру тугого воротничка,
таки доделал дело — и в изнеможении присел перед трюмо,
весь отражаясь в нем и повторяясь в других зеркалах».

4. в момент агонии, когда он решительно борется со смертью.
Теперь Господина называют Старик
5.Природа сотворила чудо: она превратила Господина в
человека.
Теперь он видит наслаждение в ложке супа, глотке вина;
оказывается, человеку так мало надо.

Источник

Ответы на вопросы по «Господину из Сан-Франциско» (Бунин И. А.)

1. Как зовут героя? Каков его социальный статус? Герой не имеет имени, только «господин». Он богатый американец.

2. Что мы знаем о жизни героя? Попытайтесь

понять, как автор относится к этой жизни.

Господин всю свою жизнь посвятил накоплению денег и капитала, не переставая работать до старости. Но только в пятьдесят восемь лет он решил поехать в путешествие ради развлечения, «зажить новой жизнью».

Он богат, но только внешне: его душа пуста

3. Каким рисует автор портрет господина?

Он невысок, стар и лыс. На круглой голове «сохранились остатки жемчужных волос». Зубы у него вставные. Он не толст, а суховат. «Неладно скроен», как выразился писатель. В желтоватом лице есть что-то монгольское. Подстриженные усы посеребрила седина. В крупных зубах поблескивают золотые пломбы».

4. Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность? Господин

меняется перед лицом смерти, она меняет: «черты его стали утончаться, светлеть. ». «Умерший», «покойный», «мёртвый».

5. Докажите, что в сцене смерти господина сплетаются социальная и философская темы. Смерть близкого человека показывает истинные отношения в семье. Что можете сказать об этом?

В сцене смерти господина мы видим горе семьи и полное равнодушие к происходящему со стороны хозяина отеля.

Хозяин отеля отказывается выполнять просьбу жены, потому что мёртвое тело господина лишь омрачит отдых его клиентов.

6. Для чего в рассказ введены картины утра на Капри, сцена с итальянскими горцами? Стариком Лоренцо?

Лодочник Лоренцо — полная противоположность господину. Он просто наслаждается жизнью такой, какая она есть, не пытаясь накопить капитал и деньги. Его имя знает вся Италия, но не из-за влияния, которое дают деньги, а потому что Лоренцо — личность. Его изображают на картинах и его будут помнить.

Два гордца наслаждаются природой, ведь в жизни есть множество прекрасных вещей, помимо денег, алкоголя и еды.

7. Почему повествование не заканчивается со смертью героя и Бунин продолжает рассказ вставным эпизодом о римском тиране Тиберии (Тиверии в тексте)

Автор хочет показать: после смерти героя ничего не меняется. Люди танцуют на палубе Атлантиды, пьют вину и сытно едят, его смерть лишь помешает их вечному веселью. Когда-то влиятельный человек, который был частью этого богатого, пустого общества, теперь находится в коробке, специально, чтобы никто его не увидел.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Осуждение бездуховности существования в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Урок-презентация в 11 классе

Твой труд переживет тебя, поэт,

Переживут творца его творения,

Живого не утратит выраженья

С тебя когда-то писаный портрет –

И станешь ты незримый, бестелесный,

Мечтою, мыслью, сказкою чудесной

— Так о поэте говорил И.А.Бунин, но, очевидно, это и о нем самом. Не случайно и сегодня нас не оставляют равнодушными его произведения, заставляют волноваться, будят мысль.

И.А.Бунин – писатель, жизнь которого явилась олицетворением верности лучшим традициям отечественной культуры. Его по праву можно назвать творцом, художником слова. В произведениях писателя каждое слово приобретает глубинный смысл уже с названия.

Что мы чувствуем? ( успокоенность, лиризм, восхищение, наслаждение, грусть)

« Господин из Сан-Франциско»

Почему нет чувства радости, восхищения , успокоения, когда слышим это название? (Очевидно, речь пойдет о жизни, в которой нет места прекрасному, в которой нечем восхищаться)

Жизнь героев рассказа безнравственна, бездуховна. Слайд 2 Запись в тетрадях темы урока

Давайте заглянем в толковый словарь и определим значение таких понятий, как бездуховность и духовность. Слайд 3

Мы с вами постараемся определить, в чем бездуховность существования героев Бунина, что считает духовными бездуховным сам автор? Слайд 4 (ответы учеников)

Итак, обратимся к истории создания рассказа « Господин из Сан-Франциско». Слайд 5

Рассказ появился в 1915 году, имел шумный успех, последовали одно за другим издания и переводы на иностранные языки.

Шла первая мировая война, в которую ввергли народы Европы банковские воротилы, миллионеры, промышленники, которые пожелали в борьбе за рынки, рост своего могущества и богатства перекроить границы государств.

Бунин изобразил тип миллионера, который может распоряжаться судьбами других, наживаться на крови и слезах людей наёмного труда.

Попробуем представить полное представление о господине из Сан – Франциско, почему он и его семья живут именно в этом городе? Слайд 6

Что нам известно о нем и его образе жизни?

Почему герой лишен имени?

Чем примечательна внешность Господина?

Как Господин относится к своей семье?

Как Господин относится к работе?

Сан – Франциско – крупный, богатый город, жить в котором могли позволить себе немногие, лишь избранные, среди них некий миллионер, господин из Сан – Франциско, едет из Америки, с женой и дочерью, чтобы повеселиться в Европе. Он заслужил это право наслаждаться жизнью. Ему 58 лет , он самоуверен, надменен, с золотом в кармане, золото блестит в его вставных пломбах, чемоданы и сундуки несут всегда готовые к услугам руки, гиды ждут у трапа, , в гостиницах отведены ему лучшие номера, метродотель предлагает лучшее меню. До этой поры он не жил, а лишь существовал, « работал не покладая рук» , но китайцы, которых он выписывал целыми тысячами, знают, что это значит. Маршрут его вояжа весьма обширен: Европа, Египет, Индия, Япония.

Обратим внимание на то, как автор рисует портрет своего героя.

«Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов».

Какое у вас возникает чувство и почему? ( неприязни, словно это не человек, а смокинг)

Автор не называет своего героя по имени, т.к. перед нами не человек, не индивидуальность, а некий социальный тип, собирательный образ миллионера, не имеющего ни души, ни имени.

Бунин отмечает, что он рад за свою жену и дочь, до думает и заботится прежде всего о себе. ( Конечно, он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя)

Докажите, что развлечения его бездуховны (поволочиться за молоденькими неаполитанками, сыграть в рулетку, отстоять ради приличия мессу в Риме) Слайд 7

«Маршрут был выработан господином из Сан-Франциско обширный. В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии, памятниками древности, тарантеллой, серенадами бродячих певцов и тем, что люди в его годы чувствуют особенно тонко, — любовью молоденьких неаполитанок, пусть даже и не совсем бескорыстной; карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые — стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас же стукаются белыми комочками о землю; начало марта он хотел посвятить Флоренции, к страстям господним приехать в Рим, чтобы слушать там «Miserere»*, входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония, — разумеется, уже на обратном пути. И все пошло сперва прекрасно» .

Представьте себя на месте слуг, официантов, что вы запомнили о Господине?

(примерные ответы) Брезглив, высокомерен.

Смогли ли вы узнать, какое блюдо любит Господин, чья фотография стоит на столике, что он говорит жене во время обеда.

(примерные ответы) содержание рассказа не дает ответа на данные вопросы.

Как чувствует себя Господин во время путешествия? Почему так мало говорит? ( Жизнь его доведена до автоматизма, ему нет необходимости напрягаться, слуги предупреждают любое его желание, раз и навсегда заведенный порядок жизни невозможно прервать. ) Обратите внимание на описание жизни господина в Неаполе, всего одно предложение –необычайный синтаксис : « Жизнь в Неаполе тотчас же потекла по заведенному порядку: рано утром — завтрак в сумрачной столовой, — облачное, мало обещающее небо и толпа гидов у дверей вестибюля; потом первые улыбки теплого розоватого солнца, вид с высоко висящего балкона на Везувий, до подножия окутанный сияющими утренними парами, на серебристо-жемчужную рябь залива и тонкий очерк Капри на горизонте, на бегущих внизу, по набережной, крохотных осликов в двуколках и на отряды мелких солдатиков, шагающих куда-то с бодрой и вызывающей музыкой; потом — выход к автомобилю и медленное движение по людным узким и сырым коридорам улиц, среди высоких, многооконных домов, осмотр мертвенно-чистых и ровно, приятно, но скучно, точно снегом, освещенных музеев или холодных, пахнущих воском церквей, в которых повсюду одно и то же: величавый вход, закрытый тяжкой кожаной завесой, а внутри — огромная пустота, молчание, тихие огоньки семисвечника, краснеющие в глубине на престоле, убранном кружевами, одинокая старуха среди темных деревянных парт, скользкие гробовые плиты под ногами и чье-нибудь «Снятие со креста», непременно знаменитое; в час — второй завтрак на горе Сан-Мартино, куда съезжаются к полудню немало людей самого первого сорта и где однажды дочери господина из Сан-Франциско чуть не сделалось дурно: ей показалось, что в зале сидит принц, хотя она уже знала из газет, что он в Риме; в пять — чай в отеле, в нарядном салоне, где так тепло от ковров и пылающих каминов; а там снова приготовления к обеду — снова мощный, властный гул гонга по всем этажам, снова вереницы шуршащих по лестницам шелками и отражающихся в зеркалах декольтированных дам, снова широко и гостеприимно открытый чертог столовой, и красные куртки музыкантов на эстраде, и черная толпа лакеев возле метрдотеля, с необыкновенным мастерством разливающего по тарелкам густой розовый суп. »

Только однажды герой позволил себе напрячься. Когда это произошло? ( во время остановки на Капри, когда вся семья готовилась к роскошному обеду)

« Побрившись, вымывшись, ладно вставив несколько зубов, он, стоя перед зеркалами, смочил и прибрал щетками в серебряной оправе остатки жемчужных волос вокруг смугло-желтого черепа, натянул на крепкое старческое тело с полнеющей от усиленного питания талией кремовое шелковое трико, а на сухие ноги с плоскими ступнями — черные шелковые носки и бальные туфли, приседая, привел в порядок высоко подтянутые шелковыми помочами черные брюки и белоснежную, с выпятившейся грудью рубашку, вправил в блестящие манжеты запонки и стал мучиться с ловлей под твердым воротничком запонки шейной. Пол еще качался под ним, кончикам пальцев было очень больно, запонка порой крепко кусала дряблую кожицу в углублении под кадыком, но он был настойчив и наконец, с сияющими от напряжения глазами, весь сизый от сдавившего ему горло, не в меру тугого воротничка, таки доделал дело — и в изнеможении присел перед трюмо, весь отражаясь в нем и повторяясь в других зеркалах».

Когда Бунин впервые называет своего героя не Господином? ( в момент агонии, когда он решительно борется со смертью)

«Господин из Сан-Франциско сел в глубокое кожаное кресло в углу, возле лампы под зеленым колпаком, надел пенсне и, дернув головой от душившего его воротничка, весь закрылся газетным листом. Он быстро пробежал заглавия некоторых статей, прочел несколько строк о никогда не прекращающейся балканской войне, привычным жестом перевернул газету, — как вдруг строчки вспыхнули перед ним стеклянным блеском, шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа. Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха — и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом — и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то.

А он еще бился. Он настойчиво боролся со смертью, ни за что не хотел поддаться ей, так неожиданно и грубо навалившейся на него. Он мотал головой, хрипел, как зарезанный, закатил глаза, как пьяный. Когда его торопливо внесли и положили на кровать в сорок третий номер, — самый маленький, самый плохой, самый сырой и холодный, в конце нижнего коридора, — прибежала его дочь, с распущенными волосами, с обнаженной грудью, поднятой корсетом, потом большая и уже совсем наряженная к обеду жена, у которой рот был круглый от ужаса. »

Кто же перед нами : Господин или человек? ( он ведет себя как человек, а не заведенный механизм) Слайд 8

Как возвращается наш герой в Сан-Франциско?(он становится вещью, он ничто, его тело везут обратно в Сан – Франциско в трюме в ящике из – под английской содовой воды)

Как меняется отношение общества, слуг к семье этого человека Слайд 9

( хозяин гостиницы не церемонится, не разрешает тело перенести в номер, чтобы не отпугивать клиентов)

« О нет, мадам, — поспешно, корректно, но уже без всякой любезности и не по-английски, а по-французски возразил хозяин, которому совсем не интересны были те пустяки, что могли оставить теперь в его кассе приехавшие из Сан-Франциско. — Это совершенно невозможно, мадам, — сказал он и прибавил в пояснение, что он очень ценит эти апартаменты, что если бы он исполнил ее желание, то всему Капри стало бы известно об этом и туристы начали бы избегать их» .

« В тускло освещенном коридоре сидели на подоконнике две горничные, что-то штопали. Вошел Луиджи с кучей платья на руке, в туфлях.

— Pronto? (Готово?) — озабоченно спросил он звонким шепотом, указывая глазами на страшную дверь в конце коридора. И легонько помотал свободной рукой в ту сторону. — Partenza!* — шепотом крикнул он, как бы провожая поезд, то, что обычно кричат в Италии на станциях при отправлении поездов, — и горничные, давясь беззвучным смехом, упали головами на плечи друг другу».

Изменилась ли жизнь после смерти господина? Выразил ли кто – либо из путешественников сочувствие семье умершего? ( Герои словно живут в футляре, никто и ничто их не волнует, кроме собственного удовольствия , чревоугодия и развлечения.

Пройдемся по палубам корабля, загляните в его трюмы, сравните с верхней палубой.

Какое впечатление у вас складывается? Слайд 10

Пассажиры не отдохнувшие, а усталые, они просыпаются, едят, танцуют, читают газеты , ложатся спать по сигналу, они не принадлежат самим себе, их сковывает механический, регламентированный распорядок. Даже развлечения дежурные – нанятая пара играет роль влюбленных.

Верх – это роскошь, низ – нищета, а между ними пропасть непонимания. Но именно «трюм» без всякой благодарности обеспечивает жизнь верхней палубы.

« Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы, — точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады, — в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи и шалели от непосильного напряжения внимания вахтенные на своей вышке, мрачным и знойным недрам преисподней, ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, — та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале все сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго — и музыка настойчиво, в сладостно-бесстыдной печали молила все об одном, все о том же..»

Герои Бунина не умеют ценить, они ко всему относятся как к должному. Корабль – это срез несправедливо устроенного общества.

Корабль не зря назван «Антлантидой». Это предвестник гибели. Общество, где все пропитано ложью, безнравственностью, бездуховностью , обречено.

« Бесчисленные огненные глаза корабля были за снегом едва видны Дьяволу, следившему со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь и вьюгу кораблем. Дьявол был громаден, как утес, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем. Вьюга билась в его снасти и широкогорлые трубы, побелевшие от снега, но он был стоек, тверд, величав и страшен».

Но возмездие неминуемо. Слайд 11

Итак, что же осуждает И. А. Бунин в своем произведении?

Что же пытался прореветь нам океан?

К чему призывает автор? На какие мысли, выводы натолкнул вас рассказ « Господин из Сан – Франциско»?

— человеку следует быть самим собой

— многие люди истинное лицо и душу прячут за маской, так и уходят из жизни никому не запомнившиеся, не сделавшие ничего хорошего даже близким людям.

Бунин И.А. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1985.

Богданова О.Ю. Встреча с творчеством Бунина в школе // Литература в школе. 1999. № 7.

Шушакова Г.В. «А счастье всюду. » Тропа к Бунину. 11-й класс // Литература в школе. 1999. № 1.

Бабореко А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии. 1870–1917. М., 1983.

Источник

Читайте также:  Нет чувств жили вместе
Оцените статью