- И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско» методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Как чувствует себя герой во время путешествия господин
- Осуждение бездуховности существования в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Урок-презентация в 11 классе
И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Предложенный фрагмент урока литературы в 11 классе представляет собой анализ рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Диалог учащихся с учителем и писателем поможет пониманию произведения, осознанию его актуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gospodin_iz_san-francisko.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагменты урока литературы в 11 классе.
И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско».
Твой труд переживёт тебя, поэт,
Переживут творца его творенья,
Живого не утратит выраженья
С тебя когда-то списанный портрет –
И станешь ты незримый, бестелесный,
Мечтою, мыслью, сказкою чудесной.
Так о поэте, творце говорил И.А.Бунин. Но эти слова можно отнести и к самому Ивану Алексеевичу.
(Его произведения не оставляют равнодушными, будят мысли.)
В бунинских произведениях всё имеет глубинный смысл, нет ни одного лишнего слова, точки, запятой.
Бунин говорил: «Как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной». И это слово приобретает свою мелодию с самого начала – с названия.
— Вслушайтесь в названия произведений Бунина: «Тёмные аллеи», «Баллада», «Поздний час», «Холодная осень», «Тишина», «Антоновские яблоки», «Заря всю ночь».
— В чём, по-вашему, их особенность?
( В названиях ощущается особый лиризм; слышна затаённая грусть, тоска по ушедшему. Они поэтичны, музыкальны).
— Переданы ли эти чувства в названии рассказа «Господин из Сан-Франциско»?
(Речь идёт о жизни, в которой нет места прекрасному).
— Коротко перескажите содержание рассказа.
— Случайно ли ослаблен сюжет? Почему достаточно нескольких предложений, чтобы его передать?
( Бунина не интересует, что делает герой, автор пытается понять, почему он так действует).
Почему автор не называет своего героя по имени?
(Имя – индивидуальная отличительная особенность человека, выделяющая его из множества людей. Для ниже его стоящих он и так Господин, а из равных себе он выделяться не хочет. Он строит свою жизнь по чужому образцу. Нет индивидуальности).
— Прочитайте описание портрета главного героя. Кого напоминает этот персонаж?
(Божество, идол, болван).
— Какое чувство возникает у читателя?
(Золотой идол, бездушный, мёртвый, существо, кукла, действующая по заданной программе).
Бунин очень внимателен к детали. Мы успели это заметить.
— Что понимает герой под словами «наслаждаться жизнью»? Найдите «говорящие» детали.
— В чём суть наслаждений?
(материальное благо, плотские утехи).
— Как строил свою жизнь Господин?
— Как автор относится к такой жизни?
— В каком году Бунин пишет этот рассказ? Какое событие повлияло на настроение автора?
(1915 год, идёт Первая мировая война).
— Таким образом проявляется гражданская позиция Бунина: он считает, что эта война «отрезвит людей и многое изменит в их жизни к лучшему». Рассказ, в котором показан вопиющий мир фальши и эгоизма, бездуховности и равнодушия, должен заставить людей взглянуть на мир другими глазами.
— Приглядимся повнимательнее к обществу на пароходе.
— Что оно собою представляет?
-Какое средство художественной выразительности помогает автору в описании?
(антитеза, контраст, противопоставление)
— Чем интересен образ капитана?
(Это человек, от которого сейчас почти всё зависит. В его руках жизни пассажиров. Он незаменим).
— Как чувствует себя герой во время путешествия?
— Почему он так мало говорит?
— Прочитайте его реплики.
(Господин живёт по определённому порядку, который нельзя прервать. Всё сводится к телесным чревоугодным наслаждениям. Он купил эту жизнь).
— Однако… У Бунина возникает это однако.
-Что нарушает заведённый на корабле порядок? Что мешает Господину жить по заданной программе?
(Природа, она устанавливает свои законы и порядки, её нельзя купить).
— Природа и человек вступают в противоборство. Кто победит? Почему?
Докажите, что природа победила.
— Природа сотворила чудо: она превратила Господина в человека. Как теперь называют Господина?
— В чём теперь он видит наслаждение?
(в ложке супа, глотке вина; оказывается, человеку так мало надо).
— Какие мотивы усиливаются в рассказе?
(трагизм, ощущение катастрофы).
— Прочитайте второй портрет героя. Кого мы теперь видим?
Природа сотворила чудо: она превратила Господина в человека. Это уже не идол золота, а больной старик, который цепляется за жизнь, долго и неохотно уходит из жизни. Теперь он понимает, что в жизни ничего нельзя откладывать на будущее, потому что его может просто не быть.
— В чём видит «истинное наслаждение жизнью» Бунин?
— На протяжении рассказа нас сопровождают символы. Попробуем их «расшифровать».
— Корабль «Атлантида» — катастрофа (погибший материк).
Господин – идол золота, «золотой болван».
Корабельный трюм – преисподняя, чистилище, ад.
Капитан – держатель судеб. Начальник над трюмом. Властитель Господ.
Кольцевая композиция подчеркивает бессмысленность движения, обречённость.
Дьявол, следящий за кораблём. Корабль велик, он создан гордыней. Он – дьявол.
Господин = идолы золота
Капитан = держатель судеб
Трюм = чистилище, ад
Смерть Господина = крушение идола
Ящик из-под содовой
Трюм – ад – ящик из-под содовой
— О чём этот рассказ? Какова его идея?
Это рассказ-предостережение. Попытка разобраться, для чего человек живёт, что по-настоящему ценно на земле; действительно ли всё можно купить или есть что-то важнее богатства.
— Подведём итог разговора. Жизнь и существование по Бунину…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный материал содержит историю создания, определение темы, идеи, проблемы произведения, а также помогает в выявлении особенностей композиции, рассматривает образ героя, выделяет символику расс.
Вопросы к рассказам И.А.Бунина даются учащимся при подготовке к семинару, обобщающему творчество данного автора. Это помогает учащимся обобщить свои знания по теме и провести аналитическую работу.
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса.
Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет .
Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет .
Характеристика господина из Сан-Франциско, описание его внешности, характера, идеалов.
Источник
Как чувствует себя герой во время путешествия господин
Цель урока. 1. Выявить особенности художественного стиля писателя, идейный смысл рассказа.
2.Вовлечь учащихся в размышления о смысле жизни.
Объявление темы и цели урока.
Начинаем разговор отрывком из стихотворения Бунина:
Твой труд переживет тебя, поэт,
Переживут творца его творенья,
Живого не утратит выраженья
С тебя когда-то писанный портрет –
И станешь ты незримый, бестелесный,
Мечтою, мыслью, сказкою чудесной…
Так о поэте говорил Бунин, но, очевидно, это и о нём самом, не случайно нас волнуют и сегодня его произведения, будят мысль. Почему? В произведениях Бунина всё имеет смысл, у него нет ни одного лишнего слова. Бунин говорил: «Как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи – без красок, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной?» И это слово приобретает свою мелодию с самого начала – с названия.
— в чём особенность названий произведений Бунина?
(«Первая любовь», «Тишина», «Антоновские яблоки», «Заря всю ночь», «Тёмные аллеи. В названиях ощущается особый лиризм, затаённая печаль, тоска по ушедшему).
-этого нет в названии рассказа «Господин из Сан-Франциска». Почему?
(Очевидно, речь пойдёт о жизни, в которой нет места прекрасному, о жизни, в которой нечем восхищаться)
— о чём этот рассказ?
— случайно ли ослаблен сюжет?
(Очевидно, нет. Писателя не интересует, что делал герой).
— а что интересует писателя? Почему герой не назван по имени? Найдите в тексте его портрет. Какие возникают у читателя мысли?
(Отметим внимание писателя к художественной детали. Вспомним такую, как «наслаждение жизнью»)
— что мы знаем о жизни господина?
(Попытаемся понять, как автор относится к этой жизни? Присутствует авторская ирония. Особенность Бунина – грустная ирония).
— что представляет собой общество на пароходе и в трюме парохода?
— в чём смысл изображения капитана?
(В этом образе проявляется мистицизм, так же как и в образе дьявола, наблюдающего за пароходом, как и в изображении погоды во время путешествия).
— как чувствует себя герой во время путешествия?
— почему так мало говорит?
— почему только одним предложением, занимающим целую страницу, описывается его жизнь в Неаполе?
Учитель. Особенность Бунина – необычный синтаксис. Автор показывает и доказывает «заведённый порядок жизни господина, порядок, который нельзя прервать. Однако…
У Бунина есть это «однако». Это природа, которая бушует, эта стужа, это небывалые ливни, это шторм. Природа и человек вступают в схватку.
— почему? И кто победит в этой схватке?
(Да, природа, потому что именно в ней – всё живое, в отличие от господ с их «заведённым» механическим порядком).
— когда Бунин в первый раз назвал героя не господином?
(Когда природа его побеждает, он чувствует себя стариком. Именно сейчас просыпаются в нём чувства: «тоска и злоба». И вновь возникает деталь «наслаждение жизнью». Это ли наслаждение! Наверное, нет, т.к. интонация рассказа становится более мрачной, чувствуется приближение трагедии. Это ощущает и герой рассказа).
— чем же он занят в этот вечер и в чем видит наслаждение?
( «В ложке супа», «в глотке вина»).
Анализ последних действий героя. Отметим художественные детали.
(«Серебряная оправа», «жемчужные волосы черепа», «черные носки», «черные брюки», «бормотание», «стон», «хрип», «сдавленное горло» и т.д.)
— кто перед нами – человек или господин?
(Человек с живыми чувствами и ведет себя как человек, а не заведённый механизм. Он очень долго умирает, т.к. всеми силами цепляется за жизнь. Ведь лишь сейчас он понимает, что откладывать «наслаждение жизнью» нельзя, нужно ценить жизнь сегодня, сейчас, такой, какой она есть.
Вывод: в чём смысл жизни по Бунину? В чём же истинное «наслаждение»?
Со смертью героя меняется цвет и свет, в рассказе становится мрачно, темно.
— сравните эпизод смерти и эпизод рассвета, общество на пароходе в начале рассказа и в конце.
Вывод. Гроза у Бунина звучит всякий раз по-иному. Бунин спрашивает нас о том, в чём заключается наслаждение жизнью, что нужно успеть сделать человеку в этой жизни?
Эти «вечные» вопросы, и на них мы всегда ищем ответ. Но нашему герою ещё предстоит возвращение.
-как он возвращается?
-почему именно на «Атлантиде»?
-каков смысл названия парохода?
Учитель. Мучительные вопросы поднимает Бунин в своих произведениях. Вечные, они беспокоят нас и сейчас. И Бунин помогает находить на них ответы.
Источник
Осуждение бездуховности существования в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Урок-презентация в 11 классе
Твой труд переживет тебя, поэт,
Переживут творца его творения,
Живого не утратит выраженья
С тебя когда-то писаный портрет –
И станешь ты незримый, бестелесный,
Мечтою, мыслью, сказкою чудесной
— Так о поэте говорил И.А.Бунин, но, очевидно, это и о нем самом. Не случайно и сегодня нас не оставляют равнодушными его произведения, заставляют волноваться, будят мысль.
И.А.Бунин – писатель, жизнь которого явилась олицетворением верности лучшим традициям отечественной культуры. Его по праву можно назвать творцом, художником слова. В произведениях писателя каждое слово приобретает глубинный смысл уже с названия.
Что мы чувствуем? ( успокоенность, лиризм, восхищение, наслаждение, грусть)
« Господин из Сан-Франциско»
Почему нет чувства радости, восхищения , успокоения, когда слышим это название? (Очевидно, речь пойдет о жизни, в которой нет места прекрасному, в которой нечем восхищаться)
Жизнь героев рассказа безнравственна, бездуховна. Слайд 2 Запись в тетрадях темы урока
Давайте заглянем в толковый словарь и определим значение таких понятий, как бездуховность и духовность. Слайд 3
Мы с вами постараемся определить, в чем бездуховность существования героев Бунина, что считает духовными бездуховным сам автор? Слайд 4 (ответы учеников)
Итак, обратимся к истории создания рассказа « Господин из Сан-Франциско». Слайд 5
Рассказ появился в 1915 году, имел шумный успех, последовали одно за другим издания и переводы на иностранные языки.
Шла первая мировая война, в которую ввергли народы Европы банковские воротилы, миллионеры, промышленники, которые пожелали в борьбе за рынки, рост своего могущества и богатства перекроить границы государств.
Бунин изобразил тип миллионера, который может распоряжаться судьбами других, наживаться на крови и слезах людей наёмного труда.
Попробуем представить полное представление о господине из Сан – Франциско, почему он и его семья живут именно в этом городе? Слайд 6
Что нам известно о нем и его образе жизни?
Почему герой лишен имени?
Чем примечательна внешность Господина?
Как Господин относится к своей семье?
Как Господин относится к работе?
Сан – Франциско – крупный, богатый город, жить в котором могли позволить себе немногие, лишь избранные, среди них некий миллионер, господин из Сан – Франциско, едет из Америки, с женой и дочерью, чтобы повеселиться в Европе. Он заслужил это право наслаждаться жизнью. Ему 58 лет , он самоуверен, надменен, с золотом в кармане, золото блестит в его вставных пломбах, чемоданы и сундуки несут всегда готовые к услугам руки, гиды ждут у трапа, , в гостиницах отведены ему лучшие номера, метродотель предлагает лучшее меню. До этой поры он не жил, а лишь существовал, « работал не покладая рук» , но китайцы, которых он выписывал целыми тысячами, знают, что это значит. Маршрут его вояжа весьма обширен: Европа, Египет, Индия, Япония.
Обратим внимание на то, как автор рисует портрет своего героя.
«Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов».
Какое у вас возникает чувство и почему? ( неприязни, словно это не человек, а смокинг)
Автор не называет своего героя по имени, т.к. перед нами не человек, не индивидуальность, а некий социальный тип, собирательный образ миллионера, не имеющего ни души, ни имени.
Бунин отмечает, что он рад за свою жену и дочь, до думает и заботится прежде всего о себе. ( Конечно, он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя)
Докажите, что развлечения его бездуховны (поволочиться за молоденькими неаполитанками, сыграть в рулетку, отстоять ради приличия мессу в Риме) Слайд 7
«Маршрут был выработан господином из Сан-Франциско обширный. В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии, памятниками древности, тарантеллой, серенадами бродячих певцов и тем, что люди в его годы чувствуют особенно тонко, — любовью молоденьких неаполитанок, пусть даже и не совсем бескорыстной; карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые — стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас же стукаются белыми комочками о землю; начало марта он хотел посвятить Флоренции, к страстям господним приехать в Рим, чтобы слушать там «Miserere»*, входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония, — разумеется, уже на обратном пути. И все пошло сперва прекрасно» .
Представьте себя на месте слуг, официантов, что вы запомнили о Господине?
(примерные ответы) Брезглив, высокомерен.
Смогли ли вы узнать, какое блюдо любит Господин, чья фотография стоит на столике, что он говорит жене во время обеда.
(примерные ответы) содержание рассказа не дает ответа на данные вопросы.
Как чувствует себя Господин во время путешествия? Почему так мало говорит? ( Жизнь его доведена до автоматизма, ему нет необходимости напрягаться, слуги предупреждают любое его желание, раз и навсегда заведенный порядок жизни невозможно прервать. ) Обратите внимание на описание жизни господина в Неаполе, всего одно предложение –необычайный синтаксис : « Жизнь в Неаполе тотчас же потекла по заведенному порядку: рано утром — завтрак в сумрачной столовой, — облачное, мало обещающее небо и толпа гидов у дверей вестибюля; потом первые улыбки теплого розоватого солнца, вид с высоко висящего балкона на Везувий, до подножия окутанный сияющими утренними парами, на серебристо-жемчужную рябь залива и тонкий очерк Капри на горизонте, на бегущих внизу, по набережной, крохотных осликов в двуколках и на отряды мелких солдатиков, шагающих куда-то с бодрой и вызывающей музыкой; потом — выход к автомобилю и медленное движение по людным узким и сырым коридорам улиц, среди высоких, многооконных домов, осмотр мертвенно-чистых и ровно, приятно, но скучно, точно снегом, освещенных музеев или холодных, пахнущих воском церквей, в которых повсюду одно и то же: величавый вход, закрытый тяжкой кожаной завесой, а внутри — огромная пустота, молчание, тихие огоньки семисвечника, краснеющие в глубине на престоле, убранном кружевами, одинокая старуха среди темных деревянных парт, скользкие гробовые плиты под ногами и чье-нибудь «Снятие со креста», непременно знаменитое; в час — второй завтрак на горе Сан-Мартино, куда съезжаются к полудню немало людей самого первого сорта и где однажды дочери господина из Сан-Франциско чуть не сделалось дурно: ей показалось, что в зале сидит принц, хотя она уже знала из газет, что он в Риме; в пять — чай в отеле, в нарядном салоне, где так тепло от ковров и пылающих каминов; а там снова приготовления к обеду — снова мощный, властный гул гонга по всем этажам, снова вереницы шуршащих по лестницам шелками и отражающихся в зеркалах декольтированных дам, снова широко и гостеприимно открытый чертог столовой, и красные куртки музыкантов на эстраде, и черная толпа лакеев возле метрдотеля, с необыкновенным мастерством разливающего по тарелкам густой розовый суп. »
Только однажды герой позволил себе напрячься. Когда это произошло? ( во время остановки на Капри, когда вся семья готовилась к роскошному обеду)
« Побрившись, вымывшись, ладно вставив несколько зубов, он, стоя перед зеркалами, смочил и прибрал щетками в серебряной оправе остатки жемчужных волос вокруг смугло-желтого черепа, натянул на крепкое старческое тело с полнеющей от усиленного питания талией кремовое шелковое трико, а на сухие ноги с плоскими ступнями — черные шелковые носки и бальные туфли, приседая, привел в порядок высоко подтянутые шелковыми помочами черные брюки и белоснежную, с выпятившейся грудью рубашку, вправил в блестящие манжеты запонки и стал мучиться с ловлей под твердым воротничком запонки шейной. Пол еще качался под ним, кончикам пальцев было очень больно, запонка порой крепко кусала дряблую кожицу в углублении под кадыком, но он был настойчив и наконец, с сияющими от напряжения глазами, весь сизый от сдавившего ему горло, не в меру тугого воротничка, таки доделал дело — и в изнеможении присел перед трюмо, весь отражаясь в нем и повторяясь в других зеркалах».
Когда Бунин впервые называет своего героя не Господином? ( в момент агонии, когда он решительно борется со смертью)
«Господин из Сан-Франциско сел в глубокое кожаное кресло в углу, возле лампы под зеленым колпаком, надел пенсне и, дернув головой от душившего его воротничка, весь закрылся газетным листом. Он быстро пробежал заглавия некоторых статей, прочел несколько строк о никогда не прекращающейся балканской войне, привычным жестом перевернул газету, — как вдруг строчки вспыхнули перед ним стеклянным блеском, шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа. Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха — и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом — и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то.
А он еще бился. Он настойчиво боролся со смертью, ни за что не хотел поддаться ей, так неожиданно и грубо навалившейся на него. Он мотал головой, хрипел, как зарезанный, закатил глаза, как пьяный. Когда его торопливо внесли и положили на кровать в сорок третий номер, — самый маленький, самый плохой, самый сырой и холодный, в конце нижнего коридора, — прибежала его дочь, с распущенными волосами, с обнаженной грудью, поднятой корсетом, потом большая и уже совсем наряженная к обеду жена, у которой рот был круглый от ужаса. »
Кто же перед нами : Господин или человек? ( он ведет себя как человек, а не заведенный механизм) Слайд 8
Как возвращается наш герой в Сан-Франциско?(он становится вещью, он ничто, его тело везут обратно в Сан – Франциско в трюме в ящике из – под английской содовой воды)
Как меняется отношение общества, слуг к семье этого человека Слайд 9
( хозяин гостиницы не церемонится, не разрешает тело перенести в номер, чтобы не отпугивать клиентов)
« О нет, мадам, — поспешно, корректно, но уже без всякой любезности и не по-английски, а по-французски возразил хозяин, которому совсем не интересны были те пустяки, что могли оставить теперь в его кассе приехавшие из Сан-Франциско. — Это совершенно невозможно, мадам, — сказал он и прибавил в пояснение, что он очень ценит эти апартаменты, что если бы он исполнил ее желание, то всему Капри стало бы известно об этом и туристы начали бы избегать их» .
« В тускло освещенном коридоре сидели на подоконнике две горничные, что-то штопали. Вошел Луиджи с кучей платья на руке, в туфлях.
— Pronto? (Готово?) — озабоченно спросил он звонким шепотом, указывая глазами на страшную дверь в конце коридора. И легонько помотал свободной рукой в ту сторону. — Partenza!* — шепотом крикнул он, как бы провожая поезд, то, что обычно кричат в Италии на станциях при отправлении поездов, — и горничные, давясь беззвучным смехом, упали головами на плечи друг другу».
Изменилась ли жизнь после смерти господина? Выразил ли кто – либо из путешественников сочувствие семье умершего? ( Герои словно живут в футляре, никто и ничто их не волнует, кроме собственного удовольствия , чревоугодия и развлечения.
Пройдемся по палубам корабля, загляните в его трюмы, сравните с верхней палубой.
Какое впечатление у вас складывается? Слайд 10
Пассажиры не отдохнувшие, а усталые, они просыпаются, едят, танцуют, читают газеты , ложатся спать по сигналу, они не принадлежат самим себе, их сковывает механический, регламентированный распорядок. Даже развлечения дежурные – нанятая пара играет роль влюбленных.
Верх – это роскошь, низ – нищета, а между ними пропасть непонимания. Но именно «трюм» без всякой благодарности обеспечивает жизнь верхней палубы.
« Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы, — точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады, — в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи и шалели от непосильного напряжения внимания вахтенные на своей вышке, мрачным и знойным недрам преисподней, ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, — та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале все сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго — и музыка настойчиво, в сладостно-бесстыдной печали молила все об одном, все о том же..»
Герои Бунина не умеют ценить, они ко всему относятся как к должному. Корабль – это срез несправедливо устроенного общества.
Корабль не зря назван «Антлантидой». Это предвестник гибели. Общество, где все пропитано ложью, безнравственностью, бездуховностью , обречено.
« Бесчисленные огненные глаза корабля были за снегом едва видны Дьяволу, следившему со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь и вьюгу кораблем. Дьявол был громаден, как утес, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем. Вьюга билась в его снасти и широкогорлые трубы, побелевшие от снега, но он был стоек, тверд, величав и страшен».
Но возмездие неминуемо. Слайд 11
Итак, что же осуждает И. А. Бунин в своем произведении?
Что же пытался прореветь нам океан?
К чему призывает автор? На какие мысли, выводы натолкнул вас рассказ « Господин из Сан – Франциско»?
— человеку следует быть самим собой
— многие люди истинное лицо и душу прячут за маской, так и уходят из жизни никому не запомнившиеся, не сделавшие ничего хорошего даже близким людям.
Бунин И.А. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1985.
Богданова О.Ю. Встреча с творчеством Бунина в школе // Литература в школе. 1999. № 7.
Шушакова Г.В. «А счастье всюду. » Тропа к Бунину. 11-й класс // Литература в школе. 1999. № 1.
Бабореко А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии. 1870–1917. М., 1983.
Источник