Психотерапия — разрушение мифов
Рыжаков Борис Анатольевич
Стаж врачебной практики (лет): 25
Психотерапия, как наука обросла различными мифами. В этой статье я постараюсь представить и развенчать самые распространенные из них.
Мифы о психотерапии, по существу можно свести к двум основным.
Первый миф
Психотерапевт ничего не может, психотерапия есть разрешенная форма сравнительно безобидного шарлатанства, которую могут себе позволить люди, имеющие деньги в кошельке.
Второй миф
Противоположность первому — психотерапевт может все. Психотерапевт – маг, имеющий для создания видимой легальности диплом врача или психолога. Чтобы не делал такой специалист, все это прикрытие чистого волшебства.
Остальные мифы являются вариацией этих двух или некоторой детализацией их.
Например, часто бывает, что на сессии семейной терапии супруги ждут, что психотерапевт скажет что-то такое, что вторая сторона сразу изменится и будет думать, чувствовать и вести себя так, как бы хотелось бы первой половине. Или, что психотерапевт даст такой совет, что вся супружеская жизнь сама перевернется и потечет по другому руслу.
Мифы касаются всех видов психотерапии и отражают непонимание или страх изменений (первый миф) или безответственную позицию (второй миф). Ни разу не побывав на сеансе психотерапии, людям сложно представить специфику психотерапевтического метода по сравнению с медикаментозными. Отсюда и возникает ореол таинственности вокруг этого направления медицины, рождаются различные домыслы.
Чтобы развеять оба мифа, следует сказать, что психотерапия – это процесс изменений внутри человека, ведущий к решению проблем, уменьшению болезненных симптомов или к личностному росту. То есть цели и задачи определяет сам клиент, а психотерапевт прямо или косвенно помогает ему с помощью различных техник достичь поставленных целей. Это совместная работа, под руководством психотерапевта, в которой не стоит рассчитывать на чудо, а нужно не бояться изменений и настраиваться на поиск ответов внутри себя.
Позиция психотерапевта может быть директивной, то есть он ведет пациента, направляет его на путь изменений. И недирективной, когда психотерапевт своей теплой, принимающей позицией добивается у пациента роста веры в свои силы и способности и, как следствие, решения проблемы.
Готовые советы в психотерапии случаются редко, почти исключительно при разовых консультациях. Магия к психотерапии вовсе не относится, но есть необычные методы лечения, которые позволяют достичь положительных изменений довольно быстро.
Мифы о гипнозе
Миф первый
Гипноз это волшебство, а гипнотизер всемогущ. На самом деле гипноз это измененное состояние сознания, являющееся фоном для гипнотической коммуникации. Можно сравнить его с глубоким расслаблением, чувством комфорта, внутреннего спокойствия.
Гипнотизер – специалист, прошедший подготовку и сдавший экзамены. В большей или меньшей степени научится технике гипноза может каждый.
Миф второй
Гипноз вызывается и контролируется гипнотизером, от которого все впадают в неоправданную зависимость. На деле, любой гипноз – самогипноз, гипнотизер только направляет транс и следит за его глубиной. Для качественной работы в гипнотерапии организуется тренинг самогипноза.
Миф третий
Гипнозом можно заставить людей поступать против своей воли. Этот миф появился в основном под влиянием кино, сценических выступлений, когда показывают людей под гипнозом которые могут вести себя не адекватно: лаять, кудахтать и т. п. На самом деле, заставить человека совершить некое запретное действие (особенно преступное) с помощью гипноза нельзя: человек успешно воспротивится такому внушению. Нельзя, используя гипноз, заставить человека сделать что-то такое, что он не позволил бы себе в бодрствующем состоянии.
Миф четвертый
Гипноз это всегда сон. Это неверно: существует так называемый «бытовой гипноз» — например, при котором водители, проезжая однообразный участок дороги, могут отключаться от окружающей действительности, но оставаться активными и в полном сознании касательно всего, что связано с вождением машины. Многие люди погружаясь в свои дела, теряют временную ориентацию. Переживание транса высоко индивидуально, и транс может возникать как при закрытых, так и при открытых глазах, амнезия может быть как полной, так и частичной.
Миф пятый
Гипноз возникает лишь в случае применения гипнотической индукции. То есть специальных действий для введения в состояние гипноза: раскачивающегося на веревке предмета, многократных монотонных повторений и т. д. Это не так. Эриксон и многие психотерапевты – последователи его направления неоднократно осуществляли и осуществляют гипноз, не применяя формальной индукции.
Миф шестой
Гипноз наступает лишь в состоянии полного расслабления. Это не так. Глубина транса может быть разной, загипнотизированные люди могут ходить, говорить и открывать глаза.
Миф седьмой
Состояние гипноза является психотерапией. Гипноз всего лишь вспомогательная техника, он не лечит и не решает проблемы сам по себе. Гипноз всегда используется в контексте психотерапии, или в контексте профессиональной деятельности. Методиками гипноза могут владеть не только психотерапевты. Например, стоматолог может применять и гипноз для снижения боли при лечении зубов, психологи – для уменьшения тревоги и депрессии, терапевты – для снятия астматических приступов, дерматологи – для уменьшения зуда и т. п.
Источник
Восстановление функций мозга в психиатрии и неврологии
Опубликовано сб, 03/10/2020 — 18:31
Несмотря на то, что значение исполнительного функционирования для психической деятельности сложно переоценить круг его составляющих, на мой взгляд, очерчен нечеток. Исполнительные функции (executive function — EF) касаются ряда способностей, включая решение проблем, планирование, инициирование, самоконтроль, сознательное внимание, возможность справляться с новыми ситуациями и способность изменять планы при необходимости. Это высокая когнитивная функция, которая крайне важна для человека и позволяет ему поддерживать повседневную деятельность, сохраняя при этом хорошее качество жизни. С областью исполнительных функций связаны ассоциации психопатологической симптоматики, когнитивный резерв, шкалы оценки и программы когнитивной реабилитации.
«Лобный синдром» и «синдром дизэксплуатации»
В прошлом, изучая пациентов с префронтальными повреждениями, исследователи отмечали определенные нарушения в некоторых функциях, таких как инициация, последовательность, гибкость, мониторинг, суждение, планирование, принятие решений и трудности при необходимости решения новых задач. В то время это функциональное нарушение было названо «синдромом лобной доли», хотя у некоторых из этих пациентов лобные доли были неврологически интактными. Затем неспособность контролировать эти когнитивные функции стала известна как «синдром дизэксплуатации» (DS — Dysexecutive Syndrome). В этом смысле DS не обязательно связан с травмой лобной доли, а скорее с рядом недостатков в обработке, планировании, инициировании поведения, поддержании этого поведения, саморегуляции и самоконтроле.
Лобные функции
Существует как минимум четыре категории, относящиеся к лобным функциям, но не обязательно обусловленным травмами лобной доли: энергизация, исполнительные когнитивные функции, саморегуляция поведения/эмоций и мета-когнитивный процесс.
«Энергизация» (Energization) или возбуждение
Процесс необходимого тонуса для инициации и сохранении любого (определенного) режима реагирования в зарубежной литературе обозначают термином «еnergization».
Исполнительные когнитивные функции
Планирование, контроль за последовательностью действий при решении задач и регулировка поведения в ряде случаев обозначают, как исполнительные когнитивные функции.
Саморегуляция поведения/эмоций
Необходимые для решения сложных ситуаций, обусловленных внешними триггерами привычки и навыки когнитивного анализа позволяют человеку самостоятельно регулировать свои эмоциии и поведение.
Мета-когнитивный процесс
Интеграция когниций и эмоций, аспекты личности, социальные когниции, самосознание, адекватное восприятие юмора являются составляющими мета-когнитивного процесса.
Исполнительные функции в психиатрии
Дефицит «исполнительной власти» наблюдается при многих психических расстройствах, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), шизофрению и биполярное аффективное расстройство. При расстройствах настроения пациенты имеют когнитивные нарушения, связанные с лобными областями, демонстрируя снижение показателей вербальной памяти, когнитивной гибкости, совладания, метакогниции и саморегуляции, особенно по сравнению со здоровыми субъектами. Фактически, заболевание, требующее наибольшей когнитивной реабилитации — это шизофрения, где может иметь место значительная потеря объема мозга. Кроме того, больные шизофренией продемонстрировали значительное снижение социальных навыков, что увеличило потребность в когнитивной реабилитации и, в частности, восстановления полноценного исполнительного функционирования. Эти методы (когнитивная ремедиация) должны сочетать нейрокогнитивные и психосоциальные компоненты, результаты которых показали положительное влияние на функционирование этих людей в повседневной жизни.
Исполнительные функции в наркологии
Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, также связаны с исполнительными нарушениями, такими как потеря когнитивной гибкости, сложность принятия решений и скорость обработки информации. Опять же, здесь мы имеем гипофронтальность структур и сетей мозга.
Исполнительные функции в неврологии
Нарушения исполнительного функционирования связано и с подкорковыми расстройствами, в частности, с болезнью Паркинсона, прогрессирующим надъядерным параличом, болезнью Хантингтона, синдромом Корсакова и деменцией, вызванной вдыханием органических растворителей.
Восстановление мозга
В этом смысле представляют интерес две концепции, получившие известность в дискуссиях нейропсихологов: резерв мозга и резерв познания. Когнитивный и «мозговой резерв» могут снизить риск неадекватного поведения, поскольку он связан со способностью мозга активно справляться с повреждениями посредством реализации когнитивных процессов.
Работа с «резервом мозга»
«Резерв мозга» обычно относится к его определенным характеристикам, которые могут различаться у разных людей, включая размер, нейрогенез, плотность нейронов и синаптические связи. Многочисленные исследования предоставляют доказательства того, что резерв мозга может быть «податливым», и предполагают, что регулярные когнитивные упражнения, в частности, могут значительно помочь больным той же шизофренией. Образование увеличивает рост синапсов у младенца или ребенка. Кроме того, влияние упражнений с виртуальной реальностью на больных с черепно-мозговой травмой показывает улучшении некоторых когнитивных показателей.
«Когнитивный резерв»
«Когнитивный резерв» относится к способности мозга справляться с проблемами, используя другие когнитивные ресурсы. Как следствие, два человека с одинаковой степенью структурного резерва мозга могут более или менее успешно адаптироваться к травме головного мозга, если у одного есть больший объем «когнитивного резерва», то есть большее разнообразие когнитивных процессов, которые нужно задействовать или использовать в качестве компенсации. Нейронную реализацию «когнитивного резерва» можно разделить на «нейронный резерв» и «нейронную компенсацию». Первый относится к дифференциальным эффективным схемам синаптической связи, в то время как «нейронная компенсация» относится к привлечению областей мозга, которые обычно не используются людьми без патологии мозга для компенсации его повреждения.
Хороший когнитивный резерв может помочь в восстановлении и компенсации травмы за счет как нейронного резерва, так и нервной компенсации. Это позволяет нам задуматься о последствиях повреждения мозга с точки зрения нейропластичности и когнитивной реабилитации.
Как только появляется вероятность того, что проблемы DS положительно связаны с некоторыми структурными повреждениями, у людей с мозговым резервом появляется что-то вроде «жира, который нужно сжигать», тогда как те, у кого есть когнитивный резерв, могут лучше справляться и находить разные способы решения проблемы. Подтверждая эти выводы, некоторые данные, полученные от людей с высоким уровнем активности, таких как творчество, чтение, посещение друзей, посещение фильмов и ресторанов, прогулки и выполнение физических и «умственных» упражнений, говорит о том, что эти люди имеют меньший риск развития деменции.
Другие исследования показали, что у пациентов, у которых в анамнезе была преморбидная болезнь мозга, наблюдалось более выраженное когнитивное снижение посттравматического характера. С другой стороны, как упоминалось ранее, психические расстройства способны повредить резерв мозга, как это видно при шизофрении, когда потеря серого вещества может достигать 3% от общего объема всего мозга, в частности 3,5% в лобной доле.
Оценка исполнительной функции
Чтобы выбрать лучшую терапевтическую программу для восстановления мозга допустим при шизофрении, необходима хорошая нейропсихологическая оценка, основанная на трех основных целях: измерение, диагностика и интерпретация каждого измерения. Нейропсихологические тесты должны индивидуально различать когнитивные компоненты (измерения), такие как планирование или самоконтроль раздельно, а затем указывать, где сконцентрированы ошибки (диагностика). Последняя часть оценки состоит в том, чтобы решить, на чем будет сосредоточена реабилитация (интерпретация).
Виртуальная реальность
Еще один метод нейропсихологической оценки, который явно расширился в последние годы, — это использование виртуальной реальности (VR), которая также использовалась для целей когнитивной реабилитации.
Трудности оценки исполнительных функций
Поставить нейропсихологический диагноз, когда человек не функционирует эффективно — из-за его импульсивности, неспособности планировать или неспособности поддерживать поставленные задачи — не всегда просто, когда дело доходит до самоотчета. Более того, на практике может быть сложно определить все аспекты, связанные с проблемами поведения, из-за плохой способности к самоотчету. Например: плохое внимание или определенный дефицит рабочей памяти часто являются первыми симптомами, которые привлекают наше внимание. Как следствие, самоконтроль человека ухудшается, и, следовательно, пациент не замечает проблемы по мере их возникновения.
Экологическая значимость нейропсихологических тестов
В этом смысле некоторые нейропсихологи обсуждают экологическую значимость разумного количества нейропсихологических тестов. Под «экологическим» можно понимать, насколько тест репрезентативен для жизни конкретного человека. Некоторые авторы предположили, что большинство тестов не иллюстрируют истинность клинических проявлений; вероятно, потому, что эти оценки происходят не в повседневной жизни, но в стандартных тестах (неэкологических) они наблюдаются отдельно. «Карта зоопарка» и «тест на выполнение нескольких поручений» являются двумя примерами, имеющими большую экологическую ценность. Здесь пациент должен одновременно решить несколько задач. Это требует способности планирования, а также хороших управленческих способностей для решения всех задач. Больной смешивает простые задачи, делая упражнение с двумя задачами, особенно с несколькими поручениями, из-за шаблонов ошибок. Эти тесты ближе к реальной ситуации, чем другие тесты, которые могут быть отличными тестами EF, но не к обычным формам поведения, которые мы привыкли реализовать каждый день. Тест на «поведенческую память» — еще один действительный экологический тест, используемый для оценки повседневных проблем с памятью, выявления умеренных и тяжелых нарушений, однако незначительные нарушения памяти могут остаться здесь незамеченными у ряда пациентов, набравших баллы в пределах нормы.
Импульсивность
Еще одним проявлением исполнительного дефицита может быть импульсивность: для некоторых болльных проблема заключается не столько в неспособности смотреть вперед или предвидеть последствия, сколько сложность торможения своих желаний или импульсов в ответ на изменения внешней ситуации.
Программы реабилитации
Современные программы реабилитации считают функциональную оценку наиболее показательной. Они анализируют поведение пациента в тех ситуациях, когда присутствует дефицит, и замечают точную стадию, на которой человек ломается. Сосредоточив внимание на постепенном увеличении автономии пациента мы получим, большее количество попаданий в цели, которые могут быть достигнуты посредством когнитивной реабилитации. Представляют особый интерес виртуальные программы когнитивной ремедиации. Было обнаружено, что технология виртуальной реальности является хорошим средством лечения и оценки в нескольких контекстах. VR использовался как способ повышения экологической достоверности тестов, поскольку в виртуальном мире можно моделировать широкий спектр возможностей и ситуаций. Вместо того, чтобы моделировать обычную деятельность, V-STORE моделирует магазин, где пациенты должны забрать продукты в супермаркете Virtual Action-Planning Supermarket, имитируя повседневное выполнение поручений.
Целью каждой программы реабилитации руководителей должно быть улучшение или обеспечение большей автономии людей в повседневных ситуациях, позволяя им решать проблемы (в пределах своих возможностей), а не застревать в порочном круге, в котором не используются исполнительные навыки.
В основном программы реабилитации при префронтальных нарушениях можно разделить на четыре направления (см. выше).
Рабочая память
В контексте предполагаемой памяти повторное обучение — это метод, при котором клиент выполняет определенное действие многократно с увеличивающимися промежутками времени между ними. Этот интервальный поиск — полезный и хорошо известный метод изучения информации. Пока это удается, мы можем укреплять ретроспективную память, чтобы обеспечить необходимую поддержку будущей памяти. Этот способ очень полезен для людей, страдающих болезнью Альцгеймера, для выполнения ежедневной задачи предполагаемой памяти на необходимые действия, отображаемой в календаре (Fish et al., 2009). Кроме того, он может оказывать поддержку исполнительному компоненту с использованием свободных путей или интегративных подходов, направленных на повышение осведомленности о трудностях и расширение использования компенсационных стратегий.
Супервизия внимания
С тех пор, как была создана модель супервизорной системы внимания (SAS), стало ясно, что повседневное функционирование представляет собой очень сложное и динамичное взаимодействие автоматического рутинного поведения и сознательно контролируемого действия.
Источник